О Долгосрочной концепции экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области до 2015 года

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2008 года № 881. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 310

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 31.03.2011 № 310.

      В целях определения основных направлений экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области и формирования Алматинского региона в качестве зоны экономического роста страны и интеграции с региональными и мировыми рынками Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемую Долгосрочную концепцию экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области до 2015 года (далее - Концепция).
      2. Центральным исполнительным органам, акиматам города Алматы и Алматинской области при выработке и реализации соответствующих решений руководствоваться основными положениями настоящей Концепции.
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрена           
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 24 сентября 2008 года № 881

Долгосрочная концепция
экономического позиционирования
города Алматы и Алматинской области
до 2015 года

Астана, 2008

Введение

      Долгосрочная концепция экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области до 2015 года (далее - Концепция) является документом, определяющим общее видение, основные направления развития и позиционирования города Алматы и Алматинской области на перспективу как единого Алматинского региона, а также механизмы достижения поставленных задач.
      Концепция разработана в целях реализации основных положений Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167, Послания Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" (Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира).
      Цели и задачи Концепции отвечают приоритетам, обозначенным основными стратегическими документами страны: Стратегии развития Казахстана до 2030 года, изложенной Президентом страны в Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096, ежегодных 2005 2008 годов посланий Главы государства народу Казахстана, Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216.
      Основные направления развития на перспективу, а также пути решения и комплекс мероприятий по достижению поставленных задач каждым из регионов подробно изложены в Стратегии развития города Алматы до 2015 года, принятой решением IV сессии городского маслихата от 31 октября 2007 года № 22 и Стратегии развития Алматинской области до 2015 года, принятой решением сессии областного маслихата от 25 июля 2007 года № 41-307.
      Необходимость принятия настоящей концепции обуславливается отсутствием единой долгосрочной концепции развития Алматинского региона как крупного делового, производственного и сервисного центра.
      Концепция носит обобщающий (связующий) характер, позволяющий комплексно решать вопросы развития Алматинского региона в рамках осуществляемых проектов и мероприятий, предусмотренных в действующих государственных, отраслевых и региональных программных документах, а также с точки зрения формирования единого экономического пространства в регионе, развития межотраслевых и межрегиональных связей на основе кластерного подхода.
      Документ является ориентиром для дальнейших действий государственных органов и бизнес-структур по эффективному развитию территории и нацелен на повышение конкурентоспособности Алматинского региона и формирование его в одну из динамично развивающихся зон "опережающего" роста страны.

1. Современное развитие города Алматы и Алматинской области

      Тесная экономическая взаимосвязь города Алматы и Алматинской области имеет исторические корни. Город на протяжении десятков лет являлся центром Алматинской области. В связи с этим сложившиеся товарные и трудовые потоки между бывшей столицей и прилегающими к ней населенными пунктами, в первую очередь городами Талгар, Есик, Капчагай, носят интенсивный характер.
       1.1. Текущая специализация и развитие города Алматы
      Город Алматы - крупнейший мегаполис, являющийся финансовым, культурным, туристическим, образовательным центром страны.
      В настоящее время усилия Правительства Республики Казахстан направлены на дальнейшее развитие города Алматы как крупного регионального финансового и культурного центра в Центрально-Азиатском регионе. Реализуется Государственная программа развития города Алматы на 2003-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 1019. Принята Стратегия развития города Алматы до 2015 года.
      Ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства на строительство и реконструкцию объектов образования, развитие транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей в районах массового индивидуального жилищного строительства, выделяются кредиты на строительство жилья. Например, на развитие транспортной инфраструктуры в 2007 году инвестировано бюджетных средств в объеме свыше 58 млрд. тенге.
      В 2007 году на развитие энергокомплекса и инженерных коммуникаций планируется инвестировать в общей сложности около 53 млрд. тенге, из которых более половины средств приходится на частных инвесторов.
      Высокую инвестиционную привлекательность Алматы подтверждают присвоенные ему рейтинги международных агентств FITCH (рейтинг ВВ+ стабильный).
      Экономика Алматы отличается устойчивым развитием. Быстрые темпы роста в пищевой, машиностроительной и других отраслях промышленности, а также в сфере услуг обеспечили ежегодный прирост в промышленности в среднем 15 %, в строительстве жилья - 11 %, в инвестициях - 14 %.
      Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в номинальном выражении с 1995 года увеличился в 10 раз, а его показатель на душу населения города превышает республиканский уровень в 2,4 раза. При этом в структуре ВРП наибольшая доля (85 %) приходится на различные виды услуг. Наиболее быстрыми темпами развиваются транспортные, строительные и финансовые услуги.
      Алматы имеет развитую интеллектуально-научную базу. Здесь находится 47 высших учебных заведений, около 700 научно-исследовательских организаций, проводятся фундаментальные исследования в области ядерной медицины, развития космических технологий, новейшего программного обеспечения, развития ресурсосберегающих технологий и другие.
      Значительное развитие получила инфраструктура поддержки инновации-технопарки, бизнес-инкубаторы, центры поддержки инновационного предпринимательства. Это позволит в перспективе обеспечить городу Алматы статус главного генератора научных идей, инновационных разработок, а также трансферта технологий как в Алматинском регионе, так и в республике в целом.
      В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития в городе Алматы реализуется ряд прорывных проектов.
      К числу наиболее крупных инновационных проектов относятся создание и развитие вблизи города Алматы Парка информационных технологий - "Alatau IT City", на базе которого уже начата реализация проекта создания завода по производству жидкокристаллических панелей, радиосистем и сопутствующих аксессуаров, а также программного обеспечения.
      В работе "Alatau IT City" принимают участие ведущие мировые компании в области информационных технологий и коммуникаций: Microsoft, Hewlett Packard, Siemens, Cisco Systems, Thales International, LG, Sun Microsystems, Samsung и другие.
      Интенсивное развитие получил сектор финансовых и банковских услуг. В городе Алматы сосредоточены основные финансовые институты и ресурсы страны. В городе функционируют Национальный Банк, Казахстанская фондовая биржа, 88 % банков второго уровня от их общего количества в стране, 11 из 14 накопительных пенсионных фондов Казахстана, 31 из 40 страховых компаний, большинство компаний по управлению пенсионными активами.
      С 2006 года в городе Алматы начал функционировать Региональный финансовый центр (РФЦА). В настоящее время объем торгов на РФЦА составляет более 40 млн. долларов США, рыночная капитализация акций - более 5,3 млрд. долларов США, облигаций - 3,6 млрд. долларов США.
      В силу уникальности расположения у подножия горных массивов, нахождения на трассе Великого Шелкового пути, разнообразия природно-климатических условий город Алматы имеет мощный туристско-рекреационный потенциал, способствующий развитию оздоровительного и спортивного туризма.
      Наиболее перспективными направлениями развития туризма в городе Алматы с точки зрения потенциала и темпов роста представляется въездной туризм спортивного характера и внутренний туризм рекреационного характера, а также туризм, связанный с развитием города Капчагая в качестве центра игорного бизнеса Казахстана.
      В настоящее время в рамках развития туристского кластера реализуется проект модернизации комплексов Медеу и Шымбулак.
      Город Алматы выбран местом проведения в 2011 году VII зимних Азиатских игр. В связи с чем остро стоят вопросы укрепления положения Алматинской агломерации как регионального центра международного значения с развитой инфраструктурой для эффективного ведения бизнеса, развития туризма и успешного проведения зимних Азиатских игр, будущих Олимпийских игр, а также других международных спортивных соревнований.
      Город Алматы, являясь крупным мегаполисом, объективно оказывает значительное влияние на урбанизационные процессы в регионе, притягивая к себе трудовые ресурсы не только из близлежащих малых городов и сельских местностей, но и республики в целом. По данным статистических органов число мигрантов, прибывших в город в 2006 году составило 38 тысяч человек. Основной состав мигрирующего населения сформирован из межрегиональных мигрантов, на долю которого приходится 90 % всех прибывших в город.
      Однако приток населения из других регионов страны носит бессистемный характер и нет учета возможностей существующей социальной, инженерной инфраструктуры и рынка труда.
      В этой связи основными проблемными вопросами города Алматы в настоящее время являются его перенаселенность и физическая загруженность, снижение качества окружающей природной среды, высокий уровень безработицы в среде внутренних мигрантов.
      Несогласованные действия местных исполнительных органов города Алматы и Алматинской области в регулировании земельных вопросов стали одной из причин незаконного массового заселения пригородов города Алматы.
      В настоящее время развитие города Алматы осуществляется согласно основным положениям Генерального плана , утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года № 1330.
      При этом вопросы перспективного развития собственно территории города Алматы в Генеральном плане направлены на взаимоувязанное развитие территорий его пригородной зоны, имеющей общую инженерно-транспортную и социальную инфраструктуру с городскими территориями, что предопределяет согласованность действий акиматов города Алматы и Алматинской области по вопросам взаимного функционирования и строительства.
      Однако в настоящее время застройка пригородной зоны города и зоны особого градостроительного регулирования осуществляется без соблюдения норм постановления Правительства Республики Казахстан от 18 декабря 2003 года № 1269 "Об утверждении Правил и режима использования земель, включенных в пригородную зону города Астаны и городов республиканского значения". В связи с этим в настоящее время наблюдается бессистемное освоение территории пригорода без учета его инженерно-геологических и природных условий.
      Это в первую очередь связано с отсутствием комплексного проекта градостроительного развития территории пригородной зоны, то есть отсутствует механизм регулирования процессов застройки пригорода по причине полного отсутствия проектно-планировочной документации на территорию пригородной зоны и зоны строго градостроительного регулирования.
      Для решения проблем города Алматы Правительством Республики Казахстан начата реализация мер по комплексному развитию Алматинской агломерации путем формирования сети городов-спутников на территории Алматинской области, устранению допущенных нарушений по застройке города и пригородных территорий, созданию Государственного градостроительного кадастра города Алматы, реализации крупных инвестиционных проектов.
       1.2. Текущая специализация и развитие Алматинской области
      Алматинская область является одним из крупных регионов страны с территорией 224,0 тыс. кв. км (8,2 % территории страны) и населением по состоянию на 1 января 2008 года - 1642,3 тыс. человек.
      Географическое расположение области в благоприятной природно-климатической зоне, наличие плодородных земель и водных ресурсов, прохождение по ее территории транспортных коридоров, а также близость к территориям других стран определяют текущую специализацию области.
      Алматинская область характеризуется аграрно-индустриальной направленностью экономики и фактически является продовольственным поясом города Алматы. Сельское хозяйство области производит 13,0 % валовой сельскохозяйственной продукции в республике. За 2007 год произведено валовой продукции сельского хозяйства на 146,0 млрд. тенге или 104,3 % к уровню предыдущего года.
      Всего в области производится около 60 видов сельскохозяйственных культур. По итогам 2007 года в производстве кукурузы, сахарной свеклы, сои, табака, картофеля, овощей область занимала первое место в республике, подсолнечника, плодов и ягод, винограда - второе место.
      В настоящее время область также занимает лидирующие позиции по производству мяса, молока, яиц и шерсти.
      Удельный вес переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме промышленного производства занимает 59,5 %. Область занимает лидирующие позиции на внутренних товарных рынках виноградных вин, табачных изделий, солода.
      В Алматинской области на базе акционерного общества "ПлодЭкс" в настоящее время формируется плодоовощной кластер. Область обладает потенциалом в переработке овощей и фруктов. На долю области приходится 27 % от всего объема производимой плодоовощной продукции в республике, в среднем в год производится 664,4 тыс. тонн плодоовощных культур.
      В области сосредоточено 65 % запасов гидроэнергоресурсов горных рек Казахстана. Имеются перспективные участки горных рек, где возможно строительство гидроэлектростанций. Наиболее перспективные проекты строительства 15 гидроэлектростанций и 5 ветроэлектростанций области включены в программу развития электроэнергетики Республики до 2030 года. В 2006 году через АО "Банк Развития Казахстана" начато финансирование проекта строительства первого этапа Мойнакской ГЭС на реке Чарын.
      Для развития ветроэнергетики имеются мощные ветровые коридоры. Лучшим в мире признан энергетический потенциал ветров в районе "Джунгарских ворот" Алакольского района, а также в "Шелекском коридоре" Енбекшиказахского и Кербулакского районов.
      Туристский потенциал области характеризуется наличием природно-рекреационных ресурсов (ландшафты Заилийского и Жунгарского Алатау; озера Алаколь, Балхаш, Капчагайское водохранилище, горные озера, река Иле и множество других водных горных и равнинных артерий; источники минеральной воды и лечебной грязи; памятники живой природы; уникальная флора и фауна и культурно-исторические (курганные) комплексы и наскальные изображения, музеи и театры, мавзолеи и мазары, архитектурные сооружения позднего периода).
      В настоящее время разработана и решением сессии областного маслихата от 12 декабря 2006 года № 34-252 утверждена Программа развития туризма Алматинской области на 2007-2011 годы. Разработан и утвержден мастер-план развития кластера "Туризм".
      В целях ускоренного формирования туристской индустрии, а также активизации туристского сектора экономики республики в целом, принимаются меры по созданию туристского центра в городе Капчагае Алматинской области.
      В связи с тем, что область граничит с Китайской Народной Республикой и Республикой Кыргызстан, приоритетными вопросами развития Алматинской области на данном этапе являются развитие транзитного потенциала региона и усиление роли приграничных территорий как важнейших зон международного экономического сотрудничества путем развития транспортных маршрутов, проходящих через регион, а также инфраструктуры центров приграничной торговли.
      На территории области в рамках проекта "Западный Китай - Западная Европа" получат развитие международные транспортно-коммуникационные отрезки Южного транспортного коридора страны в направлении "Достык - Алматы" и "Хоргос - Алматы".
      Экспортно-импортные операции центрально-азиатских республик осуществляются по трем населенным пунктам Алматинской области - Достык, Хоргос и Кольжат, расположенных на границе с Китайской Народной Республикой.
      В настоящее время в целях обеспечения деятельности международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" осуществляются мероприятия по развитию его транспортной и сервисно-торгово-производственной инфраструктуры.
      В рамках формирования кластера "Транспортная логистика" в поселках Первомайский и Отеген Батыра Илийского района созданы транспортно-логистические комплексы.
      Согласно Плану мероприятий по развитию станции Достык для обеспечения потребностей зоны и обработки транзитных контейнерных грузов, расширения пропускной способности железнодорожного перехода Достык предусматривается создание крупного транспортно-логистического центра на базе пограничного перехода Достык. В соответствии с Транспортной стратегией Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 апреля 2006 года № 86, запланировано дальнейшее развитие пограничного перехода Достык, как активно действующего транспортно-логистического узла международных транспортных коридоров с увеличением доли транзитных грузоперевозок через транспортно-логистический центр.

2. Цели и основные задачи Концепции

      Целью Концепции является определение основных направлений экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области как единого центра экономического роста страны, предоставляющего финансовые, инновационно-образовательные, транспортно-логистические, торговые, сервисные -технологические и туристские услуги.
      Основными задачами Концепции являются:
      интеграция развития города Алматы и Алматинской области;
      обеспечение интеграции Алматинского региона в республиканский, региональный и мировой рынки через выявление и развитие перспективных ниш экономической специализации Алматинского региона;
      содействие межрегиональному и межотраслевому взаимодействию города Алматы и Алматинской области на основе кластерного подхода;
      привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие региона и реализация прорывных проектов институтами развития;
      содействие развитию бизнеса Алматинского региона в рамках деятельности социально-предпринимательской корпорации "Жетысу";
      опережающее развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры, направленной на повышение качества жизни населения, и рост региональной и международной привлекательности региона;
      развитие приграничных пунктов международного сотрудничества;
      обеспечение межрегиональной координации в сфере регионального развития через активное взаимодействие советов по конкурентоспособности при акиматах города Алматы и Алматинской области с Национальным советом по конкурентоспособности и экспорту;
      ускорение социально-экономического развития региона за счет эффективного распределения производительных сил по территории области (разработка концептуальных основ комплексной схемы градостроительного развития Алматинской области, включая города-спутники).

3. Основные направления позиционирования города
Алматы и Алматинской области до 2015 года

      Развитие города Алматы и Алматинской области как единого Алматинского региона будет опираться на имеющиеся и потенциально реализуемые конкурентные преимущества, специфически присущие городу и области, позволяющие получить дополнительные импульсы для совместного ускоренного взаимосвязанного и комплексного развития.
      На национальном и мировом рынках Алматинский регион должен позиционироваться как - Международный оператор в сфере транспорта, логистики, международной торговли и современный сервисный центр в сфере финансовых услуг, торговли, туризма, малого и среднего бизнеса, высоких технологий, образования, медицины.
      У региона есть все предпосылки заявить о себе на международном и национальном уровнях в качестве:
      туристического и спортивного центра с размещением объектов туристской и спортивной инфраструктуры по всей территории Алматинского региона;
      центра транспортно-логистических услуг с развитием общей региональной системы транспортной и сервисно-логистической инфраструктуры;
      крупного производственного и сервисного центра;
      центра фундаментальной и прикладной науки (инновационный комплекс).
      Вместе с тем необходимо отметить, что у города Алматы в отличие от области имеются собственные конкурентные преимущества, которые позволяют ему самостоятельно позиционироваться на национальном и мировом рынках как международному финансовому центру.
      Данные приоритеты будут выполнять роль прорывных сфер, "локомотивов" развития Алматинского региона в целом, а высокая динамика их роста будет поддерживаться такими сферами как строительство, развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры и предпринимательства в сфере услуг.
      На мировом уровне регион в настоящее время имеет слабые позиции, так как по каждому направлению позиционирования Алматинского мегаполиса (финансы, инновации, торговля, туризм) в мире имеются от нескольких десятков до нескольких сотен конкурирующих регионов.
      Высокий уровень конкуренции обусловливает необходимость более четкого позиционирования в избранных нишах специализации - наряду с укрупненной сферой развития (туризм или инновации) должна также выбираться более узкая ниша специализации, в которой, во-первых, у Алматинского региона имеются или могут быть созданы дополнительные конкурентные преимущества и, во-вторых, отмечается меньший уровень конкуренции на международных рынках. Между тем, конкурентное преимущество города Алматы и Алматинской области состоит в реализации кластерных инициатив в сфере развития туризма. Именно здесь наибольшая концентрация гостиниц, санаториев, объектов развлечения, природных заповедников и парков, наблюдается реальная готовность представителей частного бизнеса к сотрудничеству для повышения общей привлекательности региона для туристов.
      Кроме того, город Алматы с учетом сельскохозяйственного потенциала Алматинской области должен получить дальнейшее развитие как мощный центр по переработке сельскохозяйственной продукции с дистрибуцией конечных продуктов на рынки Сибири России.
      На региональном уровне в качестве основной задачи выступает формирование центра притяжения деловой активности и ресурсов в регион и страну, направленного на укрепление регионального лидерства Казахстана.
      На уровне мировой экономики основной задачей позиционирования Алматинского региона является увеличение масштабов и эффективности производственно-коммерческой деятельности, получение большей прибыли предприятиями Алматинской агломерации, области и Казахстана в целом, а также реализация с помощью зарубежных ресурсов (интеллектуальных, финансовых, технологических) возможностей опережающего развития высокотехнологичных производств и модернизации экономики города и области.
      1) Алматинский регион как туристический и спортивный центр.
      Город совместно с Алматинской областью может быть центром притяжения туристов региона по следующим уникальным для региона направлениям: спортивные события (зимние Азиатские игры 2011 года, этапы кубков мира по зимним видам спорта) и услуги спортивных объектов города (Шымбулак, Медеу); рекреационные услуги (санаторно-курортные комплексы, расположенные в горах Заилийского Алатау); туристические маршруты на природе (Чарын, Тургень, Иссык, Шымбулак, Большое Алматинское озеро, Иссык-Куль), значимые культурные мероприятия международного масштаба (джаз-фестиваль, биеннале современного искусства); специализированные туристические услуги (центр игорного бизнеса в городе-спутнике Жана-Иле, горный туризм, альпинизм, рафтинг, конные прогулки и другие).
      Конкурентные преимущества: благоприятные климатические условия, наличие на территории Алматинской области ряда уникальных ландшафтных объектов и нескольких природно-климатических зон. Прохождение по территории области маршрута Великого Шелкового пути - исторического торгового пути. Близость к Иссык-Кулю, дающая возможность посещения этой зоны отдыха в период пребывания в городе Алматы. Высокоразвитая инфраструктура отдыха и досуга в городе.
      Меньшая стоимость пребывания в Алматинском регионе по сравнению с европейскими центрами туризма. Малоизученность и экзотичность Центрально-Азиатского региона для большинства иностранных туристов. Выгодное расположение Алматы на пересечении транспортных потоков из Европы в Азию, создающее предпосылки для транзитных остановок в городе иностранных туристов, следующих по этим магистральным маршрутам.
      Наличие в Алматинской области богатейших источников термальных вод, грязевых озер, заповедников, национальных парков, озер Балхаш и Алаколь, Капчагайского водохранилища и других рекреационных ресурсов обеспечивают развитие туристического кластера с расположением входящих в цепочку добавленных стоимостей компаний, как на территории области, так и в городе Алматы.
      2) Алматинский регион как транспортно-логистический центр, формируемый для систематизации межрегиональных транспортных потоков и стимулирования роста экономической активности региона и включающий в себя транспортный узел, центр по обработке грузов, их консолидации и по разбивке на партии, центр по оценке качества грузов. Центр оптовой торговли и дистрибуции регионального значения, региональный центр розничной торговли, развиваемой с привязкой к туризму.
      В перспективе предполагается формирование крупного транспортно-логистического узла с перспективой его развития в крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр, организация деятельности аэропорта города по принципу "хаба". Опорный пункт оптовой торговли между Китаем и Россией, а также другими странами СНГ. Крупнейший в регионе центр розничной торговли и дистрибуции ведущих мировых торговых марок (по аналогии с городами Дубаи, Стамбул, Шанхай), создающий дополнительную привлекательность города как туристического центра.
      Конкурентными преимуществами города и области являются, имеющаяся транспортно-логистическая инфраструктура, выгодное географическое расположение на пути транспортных потоков Азия - Европа, наличие финансовой инфраструктуры и объектов транспортно-логистической инфраструктуры, реализация в Казахстане ряда программ, направленных на дальнейшую реализацию транзитного потенциала Алматинского региона, высокий и динамично растущий платежеспособный спрос населения на товары, создающий хорошие предпосылки для развития оптовой и розничной торговли, благоприятные перспективы развития города в качестве финансового, туристического и инновационного центра.
      В перспективе транспортно-логистические центры области совместно с планируемым к строительству терминалом города Алматы сформируют единую систему транспортно-логистических услуг региона.
      Для формирования полноценной транспортно-логистической инфраструктуры Алматинского региона планируются строительство и реконструкция:
      шестиполосной автодороги "Алматы - Капчагай" категории 1А, а также четырехполосной автодороги "Капчагай - Талдыкорган" категории 1Б (участки автомобильной дороги республиканского значения "Алматы - Усть-Каменогорск");
      новой четырехполосной автомобильной дороги "Алматы - Жаркент - Хоргос" (участок автомобильной дороги республиканского значения "Граница Узбекистана - Шымкент - Тараз - Бишкек - Алматы - Хоргос - граница Китая") протяженностью 301 км;
      железнодорожной ветки "Хоргос - Жетыген";
      2-х аэропортов, автовокзалов, железнодорожных вокзалов (Хоргос и Жаңа Иле);
      транспортно-технического узла в будущих горноклиматических городах-курортах, предназначенного для приема общественного и частного транспорта и доставку пассажиров в зоны отдыха в долинах;
      шестиполосной Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), которая пройдет по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов области;
      участка "Алматы - Жана Иле - Талдыкорган" автодороги "Алматы - Усть-Каменогорск";
      автодороги "Бирлик - Акбулак";
      создание развитой речной инфраструктуры для обслуживания потока туристов и транспорта - порта, пристаней, мостов, водного транспорта (маломерных судов) и другие.
      Алматинская область с центром транспортного узла в городе Алматы обладает значительным потенциалом для развития транспортно-коммуникационных услуг, а также расширения транзитных услуг между Центральной и Юго-Восточной Азией, Россией и Европой. По области проходят автомобильный транзитный коридор: Термез - Ташкент - Алматы, Алматы - Талдыкорган - Дружба - Китай, а также железнодорожный транзитный коридор: Центральная Азия - Казахстан - Россия (Сибирь), Северный коридор Трансазиатской магистрали: Пресногорьковская - Кокшетау - Астана - Моинты - Актогай - Дружба.
      Алматинская область обладает рядом мощных системообразующих и интенсивно развивающихся геостратегических ресурсов. Это территории, граничащие с развивающимися приграничными районами соседнего Китая, международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", пограничный автопереход Кольжат, приграничная торгово-экономическая зона "Хоргос - Восточные Ворота" и индустриально-сервисная зона "Достык".
      Приграничная торгово-экономическая зона "Хоргос - Восточные Ворота" входит в структуру Среднеазиатского транспортно-промышленного коридора и международной транспортно-логистической системы, включающей международные сухой порт "Таскала - Озинки" (Западно-Казахстанская область) и морской порт "Актау".
      В связи с чем Алматинский регион может выступать в качестве регионального оператора в системе международной торговли и транспортно-логистических услуг.
      3) Алматинский регион как крупный производственный и сервисный центр.
      В качестве производственного центра Алматинский регион может успешно развивать:
      пищевую промышленность: производство мясной и молочной продукции, растительного масла, сахара, муки, виноделья, табачного производства. Возможности для переработки сои, томатов, кукурузно-крахмальной патоки, производства лимонной кислоты, сгущенного и сухого молока, рыбных и мясных консервов;
      машиностроение: мощности по производству аккумуляторов, производству запасных частей для железнодорожного транспорта;
      легкую промышленность: возможности для производства шерстяных тканей, наращивания швейного производства, кожевенного производства;
      растениеводство: производство зерна, кукурузы на зерно, сахарной свеклы, маслосемян сои, картофеля, овощей, плодово-ягодных культур, винограда и табака;
      животноводство: выращивание крупного рогатого скота и овец мясомолочного направления, свиней и птиц.
      Наличие значительного потенциала общераспространенных полезных ископаемых - мрамора, кварцевого песка, известняков, гипсового сырья, гончарных и огнеупорных глин, строительного и облицовочного камня, удобной транспортной инфраструктуры и большого потенциала трудовых ресурсов, оказывают позитивное влияние на развитие промышленности строительных материалов и формирование строительного кластера.
      Кроме того, для достижения энергетической независимости региона от внешних поставщиков энергии, учитывая значительные запасы гидро- и ветроэнергоресурсов, одним из приоритетных направлений развития экономики области будет использование возобновляемых, нетрадиционных источников энергии.
      Потенциал единой энергетической системы области и города Алматы можно охарактеризовать следующим: область является одной из наиболее энергетически обеспеченных регионов (3 гидроэлектростанции, 3 тепловые электростанции), наличие больших гидроэнергетических ресурсов - возможность строительства еще двух гидроэлектростанций, возможности по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии: солнечной энергии, подземных вод (геотермальной энергии), ветряной электроэнергии, в том числе в выработке электроэнергии в Джунгарских воротах - 100-110 млрд. кВтч.
      4) Алматинский регион как центр фундаментальной и прикладной науки (инновационный комплекс), деятельность которого направлена на формирование в Казахстане "экономики основанной на знаниях", в том числе и за счет привлечения исследователей из стран СНГ и дальнего зарубежья. Региональный центр финансовой, организационной и маркетинговой поддержки инновационных проектов. Производство отдельных видов высокотехнологичной продукции, ориентированной на рынок региона.
      Нишей позиционирования могут быть венчурное финансирование высокотехнологичных производств, развитие инновационных отраслей на базе технопарка "Алатау", Алматинского регионального технопарка, развитие системы коммерциализации технологий в рамках проекта Всемирного банка, центра региональной дистрибуции и внедрения hi-tech продукции ведущих мировых брэндов, формирование компаний регионального значения в сфере информатики.
      Одним из основных направлений и механизмов реализации государственной политики в области стимулирования развития национального рынка IT является развитие специализированного IT-образования и формирование класса квалифицированных IТ-специалистов.
      В связи с этим на базе Парка информационных технологий "Алатау" (ПИТ "Алатау") будет создан Международный университет информационных технологий (IТ-университет).
      Создание специализированного IT-университета вызвано необходимостью качественного прорыва в сфере информационных технологий, возрастающей необходимостью формирования информационного общества. Для обеспечения предпринимательского компонента IT-университета будут созданы соответствующие условия для научной, проектной и внедренческой деятельности, что в конечном итоге приведет к коммерциализации научных и прикладных IТ-проектов. Территория ПИТ "Алатау" имеет статус, обеспечивающий соответствующие льготы и преференции, что позволит более эффективно сотрудничать с потенциальными заказчиками.
       Создание и развитие IT-университета такого уровня позволит сконцентрировать в одном месте основные производственные и образовательные IT ресурсы страны, что приведет к синергетическому эффекту и развитию отрасли высоких технологий.
      Одной из важных функций города Алматы в научно-технической сфере с развитием фундаментальной и прикладной науки станет продвижение ее результатов на отечественный и международный рынки и трансферт технологий - внедрение научно-технических и инновационных разработок в реальном секторе экономики, в том числе городе Алматы и Алматинской области. Применение новейших технологий в производстве обеспечит конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг.
      В этом направлении город Алматы обладает следующими конкурентными преимуществами:
      концентрация в Алматы и области большей части научных организаций и вузов, проводящих научные исследования и подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки и техники в целях инновационного развития экономики;
      инновационно-ориентированная экономическая политика государства, предусматривающая создание благоприятных условий и специальных зон развития высокотехнологичных производств (технопарк "Алатау", Алматинский региональный технопарк, бизнес-инкубаторы);
      созданная и формирующаяся в стране и в городе Алматы и пригородной зоне Алматинской области сеть инновационной инфраструктуры, включающая венчурные фонды, институты развития, оказывающие поддержку инновационным и высокотехнологичным производствам - Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий и разработанный проект коммерциализации технологий Всемирного банка.
      Кроме того, планируется реализация пилотного проекта по созданию трех индустриальных зон на территории области: в городах Талдыкорган, Капчагай и в Илийском районе.
      Прорабатывается вопрос строительства технополиса "Наукоград".
      5) Город Алматы как международный финансовый центр.
      Конкурентные преимущества в финансовом секторе заключаются в возможности облегченного, по сравнению с конкурирующими центрами, получения доступа на торговые площадки РФЦА, специальные условия для инвесторов и эмитентов в рамках РФЦА, географическая близость к Алматы стран региона и их инвесторов и эмитентов, ликвидность казахстанской финансовой системы, создающая предпосылки для успешного размещения ценных бумаг компаниями из стран региона. Дислокация в Алматы региональных представительств ряда международных финансовых институтов (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейская Комиссия и другие), создающая предпосылки для получения доступа к финансовым ресурсам данных организаций. Высокоразвитая инфраструктура финансового рынка и наличие квалифицированных кадров для располагающихся на территории города иностранных финансовых компаний.
      Город Алматы может стать одним из центров мирового валютного рынка FOREX, выступающего в роли временного моста между биржами Юго-Восточной Азии (Гонконг, Токио, Сингапур) и Европы (Франкфурт, Лондон), центром международной биржевой торговли товарными активами, контрактами на нефть, медь, олово, свинец, цинк, золото. В отдаленной перспективе - всемирный центр биржевой торговли ураном и редкоземельными металлами.
      Расположение города в непосредственной близости от двух наиболее перспективных рынков - России и Китая дает возможность иностранным финансовым компаниям, расположенным в городе, охватить своей деятельностью сразу три рынка - казахстанский, российский и китайский.
      Развитие города Алматы в качестве центра финансовых услуг позволит привлечь инвестиции в развитие всего Алматинского региона и повысить его инвестиционную привлекательность.
      В целом необходимо отметить, что экономические процессы, происходящие в настоящее время в городе Алматы и Алматинской области переходят их территориальные границы, усиливают их общую функциональную роль, содействуя тем самым формированию единого экономического пространства. В дальнейшем усилению межотраслевой и межрегиональной связи Алматинского региона будет содействовать и деятельность социально-предпринимательской корпорации "Жетысу".
      В соответствии со Стратегией развития Алматинской области до 2015 года основным экономическим каркасом области будет агломерационная зона, прилежащая к городу Алматы, главные транспортно-инфраструктурные оси, проходящие через территорию области и интенсивно развивающиеся трансграничные территории на границе Республики Казахстан и Китайской Народной Республики, в целом формирующие полицентричное развитие региона.
      В связи с этим перспективы позиционирования и развития соответствующей ей территориальной организации и системы расселения населения Алматинского региона связаны с развитием следующих центров:
      1. Для усиления развития северной части региона планируется укрепить позиции административного центра области - города Талдыкоргана и прилегающих к нему городов Уштобе и Текели.
      В этих городах предполагается создание индустриальной зоны, строительство административно-делового центра, многофункциональных жилых комплексов и микрорайонов.
      2. Создание индустриально-сервисной зоны "Достык". На базе поселка Достык планируется строительство приграничного города с увеличением численности населения на 15 тысяч человек, где будут реализованы прорывные проекты по производству плодово-ягодной, молочной продукции группой компаний "Райымбек", продуктов переработки сои и кукурузы фирмой "Вита", транспортно-логистического центра.
      3. Восточная зона региона определяется формированием "опорного" каркаса вдоль Кульджинского тракта с притяжением к Хоргосу.
      В рамках "прорывных" проектов планируется создание приграничной торгово-экономической зоны "Хоргос - Восточные Ворота" со строительством города на 30 тысяч человек с международным аэропортом для грузовых перевозок, железной и автомобильной дорогой.
      4. Западная зона региона представляет собой потенциально крупную зону для размещения промышленных производств путем создания индустриально-логистических парков: Жетыгенский, Алматы - Жихаз, Талдыкорган.
      Получат развитие зоны туризма. Условно они поделены на три: Заилийское и Жунгарское Алатау, побережье Капчагайского водохранилища, побережье Балхашского и Алакольского озер.
      Перспективное развитие получат предгорные районы как горно-климатические курорты с соответствующей инфраструктурой, этнографический комплекс в городе Талгар, как базовый объект на казахстанском участке Великого Шелкового пути, намечено строительство гольф-курорта "Меркур парк", международного курорта "Орлиный ручей", международного центра отдыха "Аксай".
      На побережье Капчагайского водохранилища будет создан туристический центр "Жаңа Иле" для размещения игорных заведений с развитой инфраструктурой развлечений и спорта.
      В Балхашском районе будет реализован "прорывной" проект - эколого-этнографический парк.
      Планируется строительство крупных спортивных объектов.
      Для проведения Азиатских Игр в 2011 году на территории области осуществляется строительство трех объектов.
      Все вышеизложенные проекты территориального обустройства области приведут к увеличению численности населения Алматинского региона, где будет жить более 4-х млн. человек.
      5. Города-спутники, планируемые в рамках проекта G4 City в Илийском районе вдоль трассы "Алматы - Капчагай" со скоростной железной и автомобильной дорогой с выносом промышленных предприятий из города Алматы. В перспективе до статуса городов-спутников планируется довести города Талгар и Каскелен.
      Предстоит также реализовать ряд инфраструктурных инвестиционных проектов, направленных на развитие Алматинской агломерации, в числе которых:
      реконструкция и модернизация ТЭЦ-1, 2, 3, соединительной магистрали ТЭЦ-2 - ТЭЦ-1 и реконструкции городских тепломагистралей;
      строительство подстанции для электроснабжения объектов Азиады: ПС 220 кВ "Ерменсай", ПС 220 кВ "ПИТ", ПС 110 кВ "Медеу" с КЛ-110 кВ, ПС 110 кВ "Шымбулак";
      строительство подстанции 500 кВ "Алма" с ВЛ - 500 кВ "ЮКГРЭС-Алма";
      строительство тяговых подстанций для метрополитена города Алматы: ПС 220 кВ "Кенсай" с ВЛ-220 кВ, ПС 110 кВ "Отрар" с КЛ-110 кВ, ПС 110 кВ "Алатау", реконструкция ПС 110 кВ "Топливная";
      реконструкция существующего газохранилища "Акыр-тобе" с целью увеличения его емкости;
      вынос газораспределительной станции № 2 и газопровода за пределы города;
      реализация проекта создания "Водного кольца" вокруг города Алматы.
      Данные меры позволят образовать Алматинскую агломерацию в качестве "полюса роста" с высокоорганизованной урбанистической средой жизни и полифункциональной направленностью экономики, что окажет мультипликативный эффект на динамичное развитие Алматинской области и других близлежащих регионов страны.
      Строительство 26 малых и ряда крупных ГЭС, ветроэлектростанций, Балхашской теплоэлектростанции, теплоэлектроцентрали в городе Талдыкоргане будет направлено на удовлетворение потребности региона в энергоресурсах.
      6. Формирование эффективной Алматинской агломерации в качестве "полюса роста" напрямую зависит от развития пригородной зоны города Алматы.
      В этих целях будет разработан и принят комплексный проект градостроительного планирования развития территории пригородной зоны города Алматы, в котором будут установлены проектные границы пригородной зоны. Будет дана комплексная оценка территории (природные и инженерно-геологические условия, определение планировочных ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности), а также гипотеза хозяйственного развития пригородной зоны и прогнозы демографического развития и трудовых ресурсов.
      Комплексный проект градостроительного планирования развития территории пригородной зоны города Алматы охватит архитектурно-планировочную и социальную организацию территории пригородной зоны (функциональное зонирование, расселение и развитие населенных мест) и инженерное обеспечение территории (отраслевые схемы транспорта, водообеспечения, энергоснабжения). Документ наметит организацию лесопаркового пояса города Алматы с системой организации рекреационных зон в пригородной зоне и меры по охране природы и памятников материальной культуры.
      В составе комплексного проекта будут предусмотрены разработка генеральных планов 59 крупных населенных пунктов пригородной зоны и резервирование территорий пригородной зоны для их развития.
      Для улучшения экологической ситуации вокруг города Алматы необходимо реализовать проект закрытия действующего полигона для захоронения твердых бытовых отходов в Карасайском районе и строительства нового полигона на территории Алматинской области.
      В целом, для рационального использования территории пригородной зоны городов необходимо ускорить внесение в установленном порядке изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам соблюдения водоохранной и природоохранной дисциплины при градостроительном планировании, выделении земельных участков, проектировании и строительстве.

4. Механизмы реализации Концепции

      Перспективы дальнейшего развития и успешного позиционирования города Алматы и Алматинской области связаны с максимальным использованием их имеющихся конкурентных преимуществ, выгодного транзитного и благоприятного географического положения, а также эффективным взаимодействием их экономик.
      Развитие всей Алматинской агломерации будет достигнуто посредством привлечения отечественного и зарубежного капитала, а также создания цепочки кооперированных связей и промышленных предприятии в рамках развития соответствующих кластеров на территории города и области.
      Основные направления позиционирования Алматинского региона будут реализованы в рамках следующих стратегических и программных документов:
       Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167;
       Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096;
       Государственной программы развития города Алматы на 2003-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 1019;
       Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2007 года № 1097;
       Программы первоочередных мер на 2006-2008 годы по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2006 года № 149;
      Стратегии развития Алматинской области до 2015 года, принятой решением сессии областного маслихата от 25 июля 2007 года № 41-307;
      Стратегии развития города Алматы до 2015 года, принятой решением IV сессии городского маслихата от 31 октября 2007 года № 22;
       Программы развития туризма Алматинской области на 2007-2011 годы, утвержденной решением сессии областного маслихата от 12 декабря 2006 года № 34-252;
       Программы дальнейшего развития Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1061.
      Кроме того, в целях комплексного, целенаправленного и практического становления Алматинского региона в качестве делового, туристического и спортивного центра международного уровня будет принята Государственная программа развития Алматинского региона до 2020 года. В документе будут определены приоритетные мероприятия по строительству туристических и спортивных проектов, объектов транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры с учетом экологических аспектов, а также строительства городов-спутников.
      В Алматинской области и городе Алматы продолжится реализация национальной кластерной инициативы Казахстана по сферам - транспортная логистика, строительные материалы, пищевая промышленность и туризм.
      Будет продолжено дальнейшее обеспечение нормативной правовой базы функционирования РФЦА.
      В среднесрочной перспективе предстоит принять меры по консолидации усилий местных исполнительных органов города Алматы и Алматинской области, общественных предпринимательских структур, частного сектора по повышению конкурентоспособности производства товаров и услуг и продвижению казахстанской продукции на внешние рынки.
      Содействие экономическому развитию Алматинского региона путем консолидации государственного и частного секторов и формирования благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций и инноваций окажет социально-предпринимательская корпорация "Жетысу".
      Местными исполнительными органами города и области в целях решения проблем загруженности города Алматы будут приняты совместные меры по созданию вокруг города Алматы высокоорганизованной урбанистической среды жизни путем уточнения его Генерального плана и формирования агломерации из сети городов-спутников.
      В рамках Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, включающей систему расселения и размещения производительных сил, будет разработана комплексная схема градостроительного развития территории Алматинской области. Это позволит обеспечить в нормативно-правовом поле взаимную интеграцию территорий урбанизированного, природного, сельскохозяйственного, промышленного каркаса региона.
      Кроме того, будет ускорена разработка и принятие комплексного проекта градостроительного планирования развития территории пригородной зоны города Алматы.
      При этом изложенные в настоящей Концепции направления позиционирования Алматинской области и города Алматы станут основой при разработке пространственной организации экономического потенциала и расселения населения Алматинского региона.

5. Ожидаемые результаты

      Позиционирование города Алматы и Алматинской области по основным направлениям, изложенным в Концепции, позволит определить их конкурентоспособную специализацию и занять Алматинскому региону свою нишу на мировом и национальном рынках.
      Развитие города Алматы в качестве "полюса роста", включая города-спутники, Капчагайскую курортную зону и приграничные районы Алматинской области, трансформирует регион в зону "опережающего" роста страны.
      Наличие общих и взаимодополняющих сфер экономической специализации в силу географического месторасположения и общности транспортных систем города и области будет содействовать сближению и усилению экономических связей между предприятиями и бизнес-группами региона и эффективному развитию кластеров.
      Реализация выбранных направлений позиционирования сформирует Алматинский регион как важнейший узел международных экономических и культурных отношений, предоставляющий качественные финансовые, инновационно-образовательные, транспортно-логистические, торгово-дистрибьютерские, сервисно-технологические и рекреационные услуги на Евразийском пространстве.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.