О мерах по реализации Послания Главы Государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию"

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2009 года № 264

      В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый План действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию" (Дорожная карта).
      2. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами в трехдневный срок разработать План мероприятий по исполнению Дорожной карты и в установленном законодательством порядке внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан.
      3. Министерствам культуры и информации и иностранных дел Республики Казахстан организовать на системной основе работу в республике и за рубежом по разъяснению Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию".
      4. Государственным органам и иным организациям Республики Казахстан обеспечить своевременное выполнение мероприятий Дорожной карты.
      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утвержден         
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 6 марта 2009 года № 264

План действий Правительства Республики Казахстан
на 2009 год по реализации Послания Главы государства
народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к
обновлению и развитию" (Дорожная карта)

Содержание

Введение
Меры, принятые в 2007-2008 годах для стабилизации экономики
Цели и направления реализации Дорожной карты

1. Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров
    1.1. Механизмы реализации стратегии региональной занятости и
   переподготовки кадров
    1.2. Реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального
   хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение,
   электроснабжение)
    1.3. Ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов
    1.4. Ремонт, реконструкция и строительство дорог республиканского
   и местного значения
    1.5. Расширение программы социальных рабочих мест и молодежной
   практики
    1.6. Финансирование приоритетных социальных проектов в городах,
   поселках, аулах (селах), аульных (сельских) округах
    1.7. Увеличение максимального периода социальных выплат на случай
   потери работы
    1.8. Подготовка и переподготовка кадров
    1.9. Инфраструктура реализации стратегии региональной занятости и
   переподготовки кадров
    1.10. Поддержка отечественных производителей

2. Ускоренное развитие агропромышленного комплекса и реализация
второго направления Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана"

3. Реализация инфраструктурных и индустриальных проектов

Заключение

       Введение
      Нарастание глобального экономического спада определяет новые вызовы , как для глобальной экономики, так и для каждой страны в отдельности.
      Согласно прогнозам Международного Валютного Фонда, в 2009 году мировой экономический рост замедлится до 0,5 % - самого низкого значения со времен Второй мировой войны.
      Несмотря на обширные меры государственного стимулирования экономики во всем мире, не удается решить системные проблемы финансового сектора , что в свою очередь значительно ослабляет развитие реального сектора.
      Предполагается, что объем производства в странах с развитой экономикой в 2009 году сократится на 2 % . Это станет первым годовым сокращением за весь послевоенный период .
      В условиях сокращения объемов производства в развитых странах ожидается снижение спроса на такие основные виды казахстанской экспортной продукции, как нефть, сталь, медь, цинк, алюминий, свинец, ферросплавы , что в свою очередь приведет к общему снижению деловой активности в стране.
      Возобновление устойчивого экономического роста не будет возможно до тех пор, пока не будет восстановлено нормальное функционирование финансового сектора и устранены препятствия в работе кредитных рынков.
      Учитывая глобальные тенденции, темп прироста ВВП в Казахстане в 2009 году ожидается на уровне 1 % , при этом основным генератором экономического роста будет выступать нефтегазовый сектор. В других секторах экономики ожидается около нулевого или отрицательный рост .
      В январе 2009 года уже наблюдалось сокращение объемов производства , в промышленности - на 1,8 % , в строительстве - на 17,3 % .
      Снижение объемов производства в основных секторах занятости может привести к сокращению рабочих мест . По прогнозам Правительства Республики Казахстан (далее - Правительство), в зоне риска потери работы могут оказаться работники горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, операций с недвижимостью, торговли и финансового сектора. Общая численность занятых в этих секторах по состоянию на конец 2008 года, составляет около 3 млн. человек .
      Помимо этого, в 2009 году ввиду снижения деловой активности значительная часть выпускников учебных заведений страны будет испытывать трудности с трудоустройством .
      В целом в 2009 году с учетом углубления мирового экономического кризиса и снижения деловой активности в стране к существующим 584,7 тыс. безработных может добавиться около 350 тыс. человек, что приведет к повышению уровня безработицы до 10,8 % .
      Помимо негативных последствий, текущая ситуация открывает перед Казахстаном новые возможности. Это:
       во-первых , развитие аграрного сектора и переработки сельскохозяйственной продукции как базовых несырьевых экспортных специализаций. Рост цен на продовольствие, который достиг своего пика в 2007-2008 годах, значительно повышает инвестиционную привлекательность аграрного сектора, что вкупе с увеличением выручки предприятий агропромышленного сектора позволит произвести структурную трансформацию сельского хозяйства и обеспечить дальнейшее развитие переработки его продукции. При этом будут сформированы мощные подсектора аграрной специализации, конкурентоспособные на мировом рынке;
       во-вторых , решение накопленных системных проблем, негативно влияющих на конкурентоспособность отечественных производителей и качество жизни казахстанцев, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуре.

       Меры, принятые в 2007-2008 годах для стабилизации экономики
      6 ноября 2007 года Правительством был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. Для его реализации было выделено из государственного бюджета около 550 млрд. тенге .
      Средства были направлены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности.
      В течение 2007-2008 года поэтапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных требований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в т.ч. связанных с достаточностью собственного капитала, ликвидности, внешним заимствованием.
      Был принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы", которым ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности.
      В целях сохранения доверия к банкам второго уровня предусмотрено увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 года (в течение 3-х лет) - до 5 млн. тенге.
      В третьем квартале 2008 года был оперативно принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственных закупках". Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.
      В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.
      Целью Плана является смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
      Для финансового обеспечения Плана использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 1200 млрд. тенге . Они направлены на:
      стабилизацию финансового сектора - 480 млрд. тенге;
      развитие жилищного сектора - 360 млрд. тенге;
      поддержку малого и среднего бизнеса - 120 млрд. тенге;
      развитие агропромышленного комплекса - 120 млрд. тенге;
      реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов - 120 млрд. тенге .
      С 1 января 2009 года введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь для несырьевого сектора экономики.
      Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.
      В феврале 2009 года осуществлена девальвация тенге на 25 %. Данная мера была направлена на повышение конкурентоспособности отечественных производителей как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
      Для повышения ликвидности финансовой системы Национальный Банк продолжил смягчение денежно-кредитной политики. С 5 февраля 2008 года ставка рефинансирования была снижена на 0,5 процентных пункта с 10 % до 9,5 %. Помимо этого, было принято решение о снижении с 3 марта 2009 года минимальных резервных требований для банков второго уровня по внутренним обязательствам с 2 % до 1,5 %, иным обязательствам - с 3 % до 2,5 %.
      Реализация указанных мер позволила подготовиться к возможному ухудшению внешней конъюнктуры, придав экономике дополнительный запас прочности.
      Настоящая Дорожная карта разработана в соответствии с поручениями Главы государства, данными на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан 6 марта 2009 года, и определяет комплекс мер, направленных на обеспечение занятости через создание дополнительных рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров, стимулирование деловой активности и создания условий для устойчивого посткризисного развития.

       Цели и направления реализации Дорожной карты
      Основные цели Дорожной карты:
      1. обеспечение занятости и недопущение существенного роста уровня безработицы;
      2. создание условий для устойчивого посткризисного развития.
      Для достижения указанных целей, в дополнение к принятым ранее стабилизационным мерам , Правительство, в соответствии с поручениями Главы государства, сосредоточится на реализации стратегии региональной занятости и переподготовки кадров (далее - стратегия) по следующим направлениям :
      1) реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение);
      2) ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов;
      3) ремонт, реконструкция и строительство дорог республиканского и местного значения;
      4) расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики;
      5) финансирование приоритетных социальных проектов в городах, поселках, аулах (селах), аульных (сельских) округах;
      6) увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы;
      7) подготовка и переподготовка кадров.

       1. Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров

       1.1. Механизмы реализации стратегии региональной занятости и переподготовки кадров
      стратегия основана на механизме софинансирования из республиканского и местных бюджетов.
      Для реализации стратегии из республиканского бюджета предусматривается выделение не менее 140 млрд. тенге . Объемы финансирования из местных бюджетов будут определены после проведения работы по оптимизации расходов на местном уровне.
      Предварительно объем финансирования стратегии в разрезе направлений составит:
      1) реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение) - 50 млрд. тенге ;
      2) ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов - 40 млрд. тенге ;
      3) ремонт, реконструкция и строительство дорог местного и республиканского значения - 50 млрд. тенге ;
      4) расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики - 8,6 млрд. тенге ;
      5) финансирование приоритетных социальных проектов в городах, поселках, аулах (селах), аульных (сельских) округах - 37 млрд. тенге ;
      6) увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы - будет профинансировано за счет средств Государственного фонда социального страхования ;
      7) подготовка и переподготовка кадров - 14,4 млрд. тенге .
      Реализация стратегии предусматривает ее поэтапное выполнение.
       На первом этапе будет уточнен общий объем бюджетных средств, необходимых для реализации стратегии, в рамках которого, в зависимости от регионального уровня риска, будут установлены общие лимиты финансирования для каждого региона.
      Региональный уровень риска будет определяться на основе карты занятости и возможного высвобождения работников (далее - Карта занятости). В Карте занятости будет представлена детальная информация по каждому региону о:
      возможном количестве высвобождаемых работников, их специальностях и квалификации;
      уровне образования и специальностях выпускников учебных заведений;
      специфических особенностях и специализации каждого региона.
       На втором этапе для каждой области (города республиканского значения, столицы) будут определены объемы финансирования по отдельным направлениям стратегии в рамках утвержденных общих лимитов.
      Объемы финансирования направлений стратегии для каждого региона будут определяться совместно с местными исполнительными органами, исходя из особенностей и специализации каждого региона.
       На третьем этапе будет определена потребность в переподготовке высвобождаемых работников, в соответствии с направлениями реализации стратегии, и разработан план по переподготовке кадров.
      Для обеспечения финансирования мероприятий стратегии в рамках отдельных регионов и направлений и с учетом проведенной работы будут скорректированы республиканский и местные бюджеты.
       На четвертом этапе будет составлен план закупок и план мероприятий по развитию отечественных производителей и поставщиков для реализации стратегии.
       На пятом этапе будут определены ключевые показатели эффективности реализации стратегии для каждого региона.
      Данные показатели будут разделены на два блока, ориентированные на оценку:
       во-первых , непосредственной эффективности реализации направлений стратегии - объем отремонтированных дорог, школ, больниц, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объем закупок у отечественных производителей, создание новых обслуживающих производств и т.д.;
       во-вторых , обеспечения занятости - количество созданных новых рабочих мест, количество человек, прошедших переподготовку, доля трудоустроенных из числа прошедших переподготовку и т.д.
      Для координации и мониторинга реализации стратегии будет создана специальная Межведомственная комиссия по вопросам занятости и переподготовки кадров (далее - МВК) под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан , с привлечением заинтересованных государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан, общественных объединений и средств массовой информации. В функции МВК будет входить:
      выработка предложений по определению:
      - региональных уровней риска на основе Карты занятости;
      - лимитов финансирования стратегии в разрезе регионов;
      - показателей эффективности реализации стратегии;
      еженедельный мониторинг хода реализации стратегии и утверждение отчетов комиссий по координации и мониторингу реализации стратегии на местном уровне;
      рассмотрение ежемесячных отчетов о ходе реализации стратегии с участием представителей средств массовой информации.
      Для оперативного мониторинга реализации стратегии в регионах будут созданы комиссии по координации и мониторингу реализации стратегии на местном уровне под председательством акимов областей (города республиканского значения, столицы) с привлечением депутатов маслихатов, общественных объединений и представителей средств массовой информации. В функции комиссий будет входить:
      оперативный мониторинг реализации стратегии в регионе;
      подготовка отчетов для МВК о ходе реализации стратегии;
      выработка предложений по корректировке и перераспределению средств по направлениям стратегии в рамках утвержденных общих лимитов.
      Рабочим органом по реализации стратегии будет определено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
      Для информационной поддержки реализации стратегии будет создан специализированный интернет-сайт , где на ежедневной основе будут представлены:
      детальная информация о возможностях трудоустройства в рамках стратегии;
      отчеты о ходе выполнения стратегии;
      отчеты по расходованию денежных средств в разрезе каждого региона и конкретного проекта.
      Кроме того, информация по реализации стратегии будет еженедельно публиковаться в средствах массовой информации.

       1.2. Реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение)
      По состоянию на 1 января 2009 года количество субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере водохозяйственной и канализационной систем, составило 560 предприятий. Количество субъектов, предоставляющих услуги в сфере электроснабжения и теплоэнергетики, составило 378 предприятий.
      В настоящее время уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем по Казахстану достиг 70 % , в том числе: коммунальных сетей водопровода - 71,3 % , сетей канализации - 68 % , тепловых сетей - 65 % , электрических сетей - 73 % , водопроводных насосных станций - 58 % , канализационных насосных станций - 62 % , очистных сооружений водопровода - 70,8 % , очистных сооружений канализации - 74 % , трансформаторных подстанций - 70 % .
      В 2008 году на проведение работ по реконструкции и развитию систем водоснабжения и канализации, тепло-, электро- и газоснабжение из местных бюджетов было выделено 59,19 млрд. тенге , в том числе на:
      водоснабжение и канализацию - 21,9 млрд. тенге ,
      теплоснабжение - 10,9 млрд. тенге ,
      электроснабжение - 14,4 млрд. тенге ,
      газоснабжение - 11,99 млрд. тенге .
      На данных работах было задействовано 26,1 тыс. человек , в том числе при проведении работ по реконструкции и развитию систем:
      водоснабжения и канализации - 9 394 человека ,
      теплоснабжения - 4 289 человек ,
      электроснабжения - 4 406 человек ,
      газоснабжения - 8 032 человека .
      В 2009 году на эти цели в местных бюджетах запланировано выделение 34,9 млрд. тенге , при этом, по оценке, будет создано более 21 тыс. рабочих мест .
      Для поддержания уровня занятости в регионах и обеспечения ускоренной модернизации коммунальных систем, помимо средств, запланированных в местных бюджетах на 2009 год, в рамках реализации стратегии будет предусмотрено дополнительное финансирование развития и реконструкции жилищно-коммунальных сетей.
      Объем дополнительного финансирования, по оценке, составит около 50 млрд. тенге .
      Определение потенциальных объектов в рамках дополнительных средств для реконструкции и развития жилищно-коммунальных сетей будет основываться на двух критериях:
      1. при проведении работ необходимо применение максимально трудоемких технологий , требующих большого привлечения трудовых ресурсов;
      2. реконструкция и развитие систем водоснабжения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения будет проводиться только для тех объектов, которые находятся в республиканской либо коммунальной собственности .
      В качестве операторов по реализации данного направления стратегии выступят местные исполнительные органы, которые определят конкретные объекты жилищно-коммунального хозяйства, нуждающиеся в реконструкции, необходимые объемы финансирования, потребность в трудовых ресурсах в разрезе специальностей и сроки реализации проектов.
      Подрядчиками для выполнения работ по реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства могут быть существующие при коммунальных предприятиях ремонтные бригады, социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК) и сторонние организации, имеющие необходимый опыт в проведении работ по реконструкции и модернизации сетей жилищно-коммунального хозяйства.
      Все закупки товаров, работ и услуг в рамках реализации данного направления стратегии будут ориентированы на отечественных производителей.
      В рамках реализации данного направления стратегии обязательным условием для проведения работ будет являться наем не менее 80 % работников из числа кандидатов, предоставляемых местными органами занятости (далее - Центры занятости) .
      Центры занятости будут осуществлять подбор специалистов необходимой квалификации, а в случае необходимости - переподготовку кадров для выполнения соответствующих работ.
      В результате реализации данного направления стратегии, с учетом применения трудоемких технологий, предполагается создание порядка 50 тыс. новых рабочих мест .
      При этом модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства за счет снижения износа жилищно-коммунальных сетей приведет к сокращению ненормированных потерь при транспортировке, тем самым значительно повысится эффективность использования ресурсов - воды, тепла и электроэнергии.

       1.3. Ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов
       Количество дневных общеобразовательных школ в 2008-2009 учебном году в стране составило 7848 объектов образования, из них государственных - 7733, в том числе подведомственных местным исполнительным органам - 7620.
      В 2008 году за счет средств местных бюджетов проведен капитальный ремонт в 1188 школах на сумму 10,8 млрд. тенге . Текущий ремонт был проведен в 6020 школах на сумму 6,6 млрд. тенге .
      В настоящий момент здания 202 школ находятся в аварийном состоянии, 1728 школ требуют капитального ремонта .
      На 2009 год за счет средств местных бюджетов запланировано проведение капитального ремонта в 801 школе на сумму 10,7 млрд. тенге, при потребности в капитальном ремонте в 1728 школах . Текущий ремонт запланирован в 6649 школах на сумму 6,4 млрд. тенге.
       Общее число организаций здравоохранения по республике составляет 7987 единиц.
      В 2008 году за счет средств республиканского и местных бюджетов произведен капитальный ремонт в 30 республиканских и 632 местных организациях здравоохранения на сумму 746 млн. тенге и 10,3 млрд. тенге соответственно . Текущий ремонт произведен в 32 республиканских и 856 местных организациях здравоохранения и медицинского образования, на сумму 403,6 млн. тенге и 1,3 млрд. тенге соответственно .
      На сегодняшней день потребность в финансировании капитального ремонта объектов здравоохранения в целом по республике составляет 26,4 млрд. тенге, в том числе для 37 республиканских и 874 местных организаций здравоохранения и медицинского образования на сумму 3,7 млрд. тенге и 22,7 млрд. тенге соответственно .
      На 2009 год за счет средств республиканского и местных бюджетов предусмотрено проведение капитального ремонта в 24 республиканских и 400 местных организациях здравоохранения на сумму 1,1 млрд. тенге и 8,1 млрд. тенге соответственно . Текущий ремонт запланировано произвести в 29 республиканских и 559 местных организациях здравоохранения, на сумму 243,4 млн. тенге и 1,1 млрд. тенге соответственно .
      Общий объем финансирования капитального и текущего ремонта объектов образования и здравоохранения, запланированный на 2009 год в государственном бюджете, составляет 27,1 млрд. тенге .
      Для поддержания уровня занятости в регионах и обеспечения ремонта и утепления школ, больниц и других социальных объектов в рамках реализации стратегии будет предусмотрено дополнительное финансирование. Объем дополнительного финансирования предположительно составит 40 млрд. тенге .
      Операторами реализации данного направления стратегии будут являться СПК, которые могут выступать в роли заказчика на проведение работ, а также осуществлять работы самостоятельно за счет формирования при СПК специальных строительных подразделений.
      Все закупки товаров, работ и услуг в рамках реализации данного направления стратегии будут ориентированы на отечественных производителей.
      В рамках реализации данного направления стратегии обязательным условием для проведения работ будет являться наем не менее 80 % работников из числа кандидатов, предоставляемых Центрами занятости .
      Центры занятости будут осуществлять подбор специалистов необходимой квалификации, а в случае необходимости - переподготовку кадров для выполнения соответствующих работ.
      Данное направление стратегии является достаточно трудоемким и потребует привлечения значительных трудовых ресурсов. По оценкам, в результате реализации данного направления стратегии будет создано около 90 тыс. новых рабочих мест .
      Кроме того, будет обеспечен ремонт всех аварийных объектов образования и здравоохранения и практически полностью покрыта потребность в текущем и капитальном ремонте.

       1.4. Ремонт, реконструкция и строительство дорог республиканского и местного значения
      По состоянию на 1 января 2009 года протяженность автодорог общего пользования в Республике Казахстан составила 93,7 тыс. км, из них в хорошем состоянии - всего 14,6 тыс. км, или 15,6 %. В удовлетворительном состоянии находится 40,1 тыс. км (42,8 %), в неудовлетворительном - 38,9 тыс. км (41,6 %).
      По протяженности дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, лидируют Западно-Казахстанская (74 %), Южно-Казахстанская (55,2 %) и Костанайская (54,25 %) области.
      В 2008 году расходы государственного бюджета на реконструкцию, ремонт и строительство автомобильных дорог республиканского и местного значения составили 154,2 млрд. тенге. На данных работах было занято более 37 тыс. человек.
      На строительство, реконструкцию и ремонт 2,2 тыс. км дорог местного значения из республиканского и местных бюджетов в 2008 году было выделено 48,5 млрд. тенге. Для выполнения данных работ было привлечено более 16 тыс. человек .
      В 2009 году на реконструкцию, строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования из республиканского и местных бюджетов запланировано выделение 158,1 млрд. тенге , в том числе 52,2 млрд. тенге для местной автодорожной сети.
      Для повышения уровня региональной занятости и обеспечения дальнейшего развития транспортной инфраструктуры в рамках реализации стратегии будет предусмотрено дополнительное финансирование ремонта, реконструкции и строительства дорог республиканского и местного значения.
      Объем дополнительного финансирования ориентировочно составит 50 млрд. тенге.
      Все закупки товаров, работ и услуг в рамках реализации данного направления стратегии будут ориентированы на отечественных производителей.
      Обязательным условием для проведения работ по ремонту, реконструкции и строительству дорог республиканского и местного значения будет являться наем не менее 80 % работников из числа кандидатов, предоставляемых Центрами занятости.
      Центры занятости будут осуществлять подбор специалистов необходимой квалификации, а в случае необходимости переподготовку кадров для выполнения соответствующих работ.
      Для обеспечения более продуктивной занятости будет проведен анализ технологий, используемых в дорожном строительстве, с целью выбора наиболее трудоемких, без ущерба для качества строительных работ.
      Операторами данного направления будут выступать СПК и местные исполнительные органы. Подрядчиком на выполнение работ по ремонту, реконструкции и строительству дорог республиканского и местного значения, будут выступать СПК, либо организации, предложившие наилучшие условия при проведении открытых конкурсов.
      В результате реализации данного направления стратегии за счет использования трудоемких технологий предполагается создание около 35 тыс. новых рабочих мест.
      Реализация данного направления стратегии позволит в 2009 году дополнительно построить, реконструировать и отремонтировать более 1000 км автомобильных дорог.

       1.5. Расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики
       Социальные рабочие места организуются местными исполнительными органами для целевых социальных групп сроком до 6-и месяцев. Государство устанавливает лимиты оплаты и оплачивает 50 % заработной платы.
      К целевым социальным группам относятся молодежь, малообеспеченные граждане, инвалиды, оралманы, лица предпенсионного возраста, многодетные и одинокие родители. Помимо этого, местными исполнительными органами к целевым группам могут быть отнесены и другие категории населения.
      В 2008 году 10,8 тыс. человек были трудоустроены на социальные рабочие места в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте, связи, коммунальном хозяйстве, общественных организациях. Отчисления из местных бюджетов в среднем на одного работника составили 8700 тенге в месяц при средней продолжительности участия 4,2 месяца.
      В 2009 году в местных бюджетах запланировано финансирование 9,7 тыс. социальных рабочих мест.
      Для более полного охвата граждан, представителей целевых социальных групп предусматривается расширение программы социальных рабочих мест за счет увеличения их количества на 61,3 тыс. Размер среднемесячных отчислений на одного участника из местных бюджетов будет доведен до 15 тыс. тенге. С учетом 50-и процентного вклада работодателя средняя заработная плата участника составит 30 тыс. тенге в месяц.
       Молодежная практика является дополнительной (необязательной) мерой государственной поддержки выпускников ВУЗов, колледжей и профессиональных лицеев и применяется местными исполнительными органами по своему усмотрению. Максимальный срок молодежной практики не должен превышать 6 месяцев. Государство, за счет средств местных бюджетов, оплачивает 100 % заработной платы выпускников учебных заведений, участвующих в молодежной практике.
      В 2008 году молодежной практикой было охвачено 2,9 тыс. выпускников , средняя оплата труда одного участника составляла 11 тыс. тенге, средняя продолжительность участия составила 4 месяца.
      В 2009 году по программе молодежной практики предполагается трудоустроить до 5,4 тыс. человек. Для обеспечения выпускников учебных заведений рабочими местами будет расширена программа молодежной практики и обеспечено дополнительное финансирование до 34,4 тыс. рабочих мест. Среднемесячные отчисления из местных бюджетов на одного работника будут доведены до 15 тыс. тенге.
      Дополнительный объем финансирования для расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики составит 8,6 млрд. тенге. Это позволит обеспечить занятость более чем 95 тыс. человек.
      Увеличение количества социальных рабочих мест и расширение программы молодежной практики предусмотрено в дополнение к уже запланированным местными исполнительными органами на 2009 год общественным работам для 102,7 тыс. безработных.

       1.6. Финансирование приоритетных социальных проектов в городах, поселках, аулах (селах), аульных (сельских) округах
      В 2008 году на проведение в регионах работ, направленных на благоустройство и ремонт социально-культурных объектов (озеленение, благоустройство, санитарная очистка), из местных бюджетов было выделено 33,6 млрд. тенге , в том числе на:
      озеленение - 6 млрд. тенге ;
      благоустройство - 16,4 млрд. тенге ;
      санитарную очистку - 11,2 млрд. тенге .
      На данных работах было задействовано 20,5 тыс. человек , в том числе при проведении:
      озеленения - 5174 человек ;
      благоустройства - 7474 человек ;
      санитарной очистки - 7833 человек.
      В 2009 году на эти цели из местных бюджетов планируется выделить 29,2 млрд. тенге , при этом предполагается создать до 19,8 тыс. рабочих мест.
      В дополнение к средствам, предусмотренным в местных бюджетах, будет выделено порядка 37 млрд. тенге на строительство и реконструкцию социально-культурных объектов, либо осуществление работ по благоустройству в каждом конкретном городе, поселке, ауле (селе), аульном (сельском) округе.
      В рамках данного направления конкретные объекты будут определяться соответствующими маслихатами самостоятельно в зависимости от потребностей и особенностей районов. При этом все проекты в рамках данного направления стратегии должны соответствовать двум критериям:
      1. создание новых рабочих мест;
      2. решение социальных вопросов, в том числе благоустройство населенных пунктов.
      Все закупки товаров, работ и услуг в рамках реализации данного направления стратегии будут ориентированы на отечественных производителей.
      Обязательным условием для проведения работ в рамках реализации данного направления стратегии будет являться наем не менее 80 % работников из числа кандидатов, предоставляемых Центрами занятости.
      Центры занятости будут осуществлять подбор специалистов необходимой квалификации, а в случае необходимости - переподготовку кадров для выполнения соответствующих работ.
      В целом в рамках реализации данного направления предполагается дополнительно создать до 49,3 тысяч новых рабочих мест.

       1.7. Увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы
      По состоянию на 1 января 2009 года активы Государственного фонда социального страхования составляют 159,1 млрд. тенге , а количество участников системы социального страхования достигает 5,5 млн. человек (70,4 % от общего количества занятого населения). На сегодняшний день максимальный период социальных пособий на случай потерей работы составляет 4 месяца.
      Средний размер пособия в 2008 году составил 11173 тенге в месяц, в январе 2009 года - 17379 тенге в месяц.
      В 2009-2010 годах максимальный период социальных выплат в связи с потерей работы будет увеличен с 4-х до 6-и месяцев.
      Для обеспечения устойчивости Государственного фонда социального страхования в долгосрочном периоде данная мера будет ограничена двумя годами.

       1.8. Подготовка и переподготовка кадров
      В республике функционирует 866 учебных заведений технического и профессионального образования (324 профессиональных лицея, 542 колледжа).
      Общее количество обучающихся составляет 610,4 тыс. человек , в т.ч. по государственному заказу - 194,4 тыс. человек , по техническим и технологическим специальностям - 352,1 тыс. чел .
      В профессиональных лицеях и колледжах подготовка квалифицированных специалистов осуществляется по 149 профессиям и 217 специальностям.
      Подготовка и переподготовка высвобождаемых работников будет осуществляться в 373 учебных заведениях технического и профессионального образования (далее - ТиПО), а также учебных центрах, курсах профессионального обучения.
      В настоящее время учебные заведения ТиПО готовы осуществлять обучение по краткосрочной подготовке кадров с охватом до 150 тысяч человек ежегодно.
      Учебными заведениями разработаны учебные программы по 170 профессиям со сроком обучения от 1-го до 6-и месяцев.
      Кроме того, ВУЗами республики разработаны учебные программы краткосрочной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников по 179 направлениям специальностей и профессий. В течение 2009 года планируется обучить от 1-й до 3-х групп в каждом ВУЗе. Наполняемость группы составляет от 5-ти до 15-ти человек. Продолжительность обучения в зависимости от сложности специальности и квалификации - от 1 месяца до 3-х месяцев.
       Подготовка и переобучения кадров будет проводиться по трем направлениям:
       1. Подготовка специалистов для реализации проектов в рамках стратегии - 100 тыс. человек (необходимый объем финансирования - 7320 млн. тенге). Переподготовка будет осуществляться по заказу органов занятости для обеспечения реализации стратегии. Детальный план переподготовки в разрезе областей и специальностей будет разработан после утверждения направлений финансирования реализации стратегии по каждому региону.
       2. Подготовка специалистов для реализации экспортных специализаций макрорегионов - 23,5 тыс. чел (4093 млн. тенге). Для этого предполагается увеличение на 20,0 тыс. человек приема на базе 11 класса в профессиональные лицеи и колледжи по государственному заказу (кроме гуманитарных, педагогических специальностей и специальностей искусства) и проведение переподготовки для заполнения существующих вакансий по техническим специальностям (3,5 тыс. человек).
       3. Замещение иностранных специалистов - 23 тыс. чел (3000 млн. тенге). Для замещения иностранной рабочей силы казахстанскими кадрами будут использованы возможности учебных заведений технического и профессионального образования (профессиональные лицеи и колледжи), а также учебных центров при крупных предприятиях.
      Кроме того, на базе ряда государственных учебных заведений будут созданы учебные центры, которые будут финансироваться как государством, так и работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу. Для этих целей между Министерством образования и науки Республики Казахстан и организациями, привлекающими иностранную рабочую силу, будут подписаны соглашения о партнерстве, которые предусмотрят укрепление материально-технической базы, привлечение ведущих зарубежных преподавателей, трудоустройство прошедших переподготовку и другое.
      Предполагается, что программой подготовки и переподготовки кадров будет охвачено до 146,5 тыс. человек . Для этого в республиканском бюджете в 2009 году будет предусмотрено дополнительное финансирование программы подготовки и переподготовки кадров в размере около 14,4 млрд. тенге .

       1.9. Инфраструктура реализации стратегии региональной занятости и переподготовки кадров
      Центры занятости функционируют в каждой области, городе и районе. Основное направление центров занятости - содействие занятости населения и социальная защита граждан потерявших работу.
      Центрами занятости применяется широкий спектр мер по обеспечению занятости. Это содействие в трудоустройстве и открытии собственного дела, направление на общественные работы, социальные рабочие места, организация молодежной практики, "клубов поиска работы", направление на профессиональную подготовку и переподготовку и другое.
      В 2008 году центрами занятости из 248 тыс . обратившихся трудоустроено 229 тыс. человек. Профессиональную подготовку и переподготовку прошли 26,4 тыс. безработных.
      Сформирована и ведется в режиме реального времени в каждом регионе интегрированная по всей республике автоматизированная база "Рынок труда", в которой центрами занятости размещается информация о существующем спросе (вакансиях) и предложении (от безработных и иных лиц, самостоятельно разместивших свои анкетные данные). В свою очередь, работодатели могут самостоятельно размещать в базе заявки на прием на работу.
       Механизмы развития инфраструктуры для реализации стратегии
      Центры занятости будут одним из ключевых элементов по реализации стратегии. Функции центров занятости будут существенно расширены, они будут выступать связующим звеном, обеспечивая все направления стратегии трудовыми ресурсами необходимой квалификации.
      В связи с этим численность сотрудников центров занятости будет увеличена, в основном за счет программ социальных рабочих мест и молодежной практики.
      Работа центров занятости будет построена по принципу "одного окна".
      Будет предусмотрена возможность пользоваться услугами центров занятости для граждан, находящихся в отпусках без содержания или переведенных на неполный рабочий день. Процедура регистрации безработных в центрах занятости будет максимально упрощена.
      Центром занятости будет ежедневно обновляться автоматизированная база "Рынок труда", где будут размещаться вакансии, созданные в рамках реализации стратегии.
      Для реализации направлений стратегии, центры занятости будут осуществлять подбор работников и в случае необходимости направлять их на курсы переподготовки в организации системы образования.
      В 2009 году для повышения эффективности реализации стратегии большое внимание будет уделено широкому информационному обеспечению.
      Для обеспечения полного охвата населения и своевременного решения вопросов занятости на создаваемых рабочих местах в 2009 году будет дополнительно к запланированной 461 ярмарке проведено 611 крупных и мини-ярмарок вакансий.

       1.10. Поддержка отечественных производителей
      Реализация направлений стратегии будет создавать дополнительный спрос на товары, работы и услуги. Отдельным направлением стратегии является создание условия для удовлетворения этого спроса за счет отечественных производителей.
      Доля отечественных производителей в общем объеме закупаемых товаров при реализации направлений стратегии будет служить одним из индикаторов, характеризующих эффективность реализации стратегии.
      Для этого выделено два блока поддержки деловой активности в производственном секторе:
      1. загрузка мощностей существующих производств. Для этого после определения конкретных проектов для реализации в рамках стратегии будет разработан план закупок с определением конкретных местных производителей и поставщиков.
      2. в случае, если необходимые производства отсутствуют, будет разработан план мероприятий по развитию отечественных производителей и поставщиков для реализации стратегии. При организации нового производства основное внимание будет уделено текущей и перспективной конкурентоспособности предприятий. План мероприятий по развитию отечественных производителей и поставщиков для поддержки реализации стратегии рассматривается не как разовая акция, а как долгосрочная мера, где закупки в рамках реализации стратегии должны лишь способствовать становлению конкурентоспособной отечественной производственной базы. Финансирование развития отечественных производителей и поставщиков для реализации стратегии будет осуществляться в том числе за счет средств институтов АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына".

       2. Ускоренное развитие агропромышленного комплекса и реализация второго направления Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана"
       Сноска. Раздел 2 исключен постановлением Правительства РК от 14.04.2010 N 303.

       3. Реализация инфраструктурных и индустриальных проектов
      Стабилизационным планом предусмотрено выделение 120 млрд. тенге на реализацию индустриальных и инфраструктурных проектов.
      В среднесрочной перспективе будет обеспечена модернизация всех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Они должны выпускать качественную продукцию, с высокой добавленной стоимостью, соответствующую высокому уровню экологических стандартов ЕВРО - 3, 4, значительно сократив зависимость Казахстана от импорта.
      Будет продолжено финансирование строительства Мойнакской ГЭС. Это критически важный проект для устойчивого обеспечения электроэнергией южных регионов страны. Также для обеспечения растущей потребности в электроэнергии южного и центрального регионов республики должна быть продолжена работа по реализации проекта строительства Балхашской ТЭС.
      Работы по расширению и реконструкции Экибастузской ГРЭС - 1 и ГРЭС - 2 существенно увеличат производство электроэнергии в Казахстане.
      Строительство магистрального газопровода "Бейнеу - Бозой - Акбулак" имеет важное социальное значение. Он позволит беспрепятственно подавать газ из западных в южные регионы страны и снизить импорт газа из Узбекистана.
      В области транспортной инфраструктуры и развития транзитного потенциала приоритетное значение имеет реализация проекта реконструкции автодорожного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай". Он призван обеспечить транспортным сообщением страны Центральной Азии с Европой наиболее кратчайшим путем. Также ведутся работы по расширению пропускной способности Актауского морского порта для обеспечения растущих объемов транспортировки на Каспийском море.
      В рамках ускоренного индустриального развития страны одним из наиболее важных проектов является строительство газохимического комплекса в Атырауской области. Газохимический комплекс обеспечит развитие переработки газа, что в перспективе послужит основой для развития производства химической промышленности с высокой добавленной стоимостью.
      Для обеспечения потребностей дорожного строительства будет создаваться собственная сырьевая база. Для этого будет продолжена реализация проекта по организации производства высококачественных дорожных битумов.
      Еще одним важным блоком являются вспомогательные производства для развития инфраструктуры. Казахстан имеет обширную железнодорожную сеть, которая, по сути, является базовой магистральной системой страны, и будет осуществлено финансирование проектов по организации производства электровозов, пассажирских и грузовых вагонов внутри страны.
      С целью развития туризма и создания туристического кластера продолжится реализация проекта по развитию горнолыжного комплекса "Шымбулак".
      Химическая промышленность также имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. В рамках созданной при АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" химической компании будет обеспечена реализация проектов по организации хлорощелочного производства и развитию производства минеральных удобрений. Реализация данных проектов позволит снизить импорт этой продукции и будет способствовать развитию экспортного потенциала экономики.
      Дальнейшее развитие получит металлургическая промышленность. Планируется осуществление финансирования строительства Таразского металлургического завода и электрометаллургического завода в Актюбинской области. Данные производства имеют значительный потенциал для экспорта, а также для удовлетворения внутреннего спроса.
      Для реализации указанных проектов, помимо средств, выделенных в рамках Стабилизационного плана, планируется дополнительно привлечь более 5 млрд. долларов США инвестиций .
      Всего в рамках реализации указанных проектов в период строительства и после ввода их в эксплуатацию будет дополнительно создано более 20 тыс. новых рабочих мест .

       Заключение

      Дорожная карта является дополнительным комплексом мер, направленных на поддержание стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан.
      Общий объем средств, необходимых для реализации Дорожной карты составит порядка 200 млрд. тенге .
      В результате реализации Дорожной карты за счет создания новых рабочих мест, расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики будут созданы около 350 тыс. рабочих мест .
      Программой подготовки и переподготовки кадров будет охвачено около 146,5 тысяч человек .
      При реализации Дорожной карты за счет приоритетного использования товаров и услуг казахстанского производства будут обеспечены заказами отечественные предприятия, в первую очередь Стабилизационный план строительного сектора и индустрии строительных материалов.
      В результате развития секторов экспортной специализации макрорегионов в перспективе будет создано около 500 тысяч рабочих мест , дополнительный прирост ВВП составит порядка 8 % .
      В результате реализации направлений стратегии будет существенно модернизирована коммунальная и транспортная инфраструктура, произведен капитальный и текущий ремонт школ, больниц и других социальных объектов, что создаст основу для устойчивого посткризисного развития Казахстана и улучшит условия жизни населения.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.