Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 05.07.2014 № 775.
В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302 "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по тарифной политике в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Ответственным центральным исполнительным органам представлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 "Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых программ".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 сентября 2010 года № 1005
Программа
по тарифной политике в Республике Казахстан
на 2010 - 2014 годы
Астана - 2010 год
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
3.1 Оценка текущей ситуации состояния регулирования деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков
3.2 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для регулирования сфер естественных монополий и регулируемых рынков
3.3 Основные проблемы, тенденции и предпосылки развития регулирования сфер естественных монополий и регулируемых рынков
3.4 Анализ действующей политики регулирования
3.5 Обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся проблем
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
4.1 Цель Программы
4.2 Целевые индикаторы
4.2.1 Процент снижения сверхнормативных потерь (при их наличии) базовых субъектов
4.2.2 Процент снижения нормативных технических потерь базовых субъектов от утвержденного
4.2.3 Прогноз тарифов на регулируемые услуги (при условии стабильности курса национальной валюты, стоимости газа, угля, мазута и неизменности объема оказываемых услуг)
4.2.3.1 Изменения отпускных цен на электрическую энергию
4.2.3.2 Прогноз изменения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом
4.2.4 Обеспечение стабильности уровня регулируемых тарифов
4.3 Задачи Программы
4.4 Показатели результатов
5. Этапы реализации Программы
5.1 Совершенствование нормативной правовой базы регулирования
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. План мероприятий по реализации Программы
1. Паспорт
Наименование Программа по тарифной политике в
Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы
Основание для разработки Пункт 21 Плана мероприятий Правительства
Республики Казахстан по реализации
Государственной программы по
форсированному индустриально-
инновационному развитию Республики
Казахстан на 2010 - 2014 годы,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 14 апреля 2010 года № 302
Ответственный исполнитель Агентство Республики Казахстан по
регулированию естественных монополий
Цель Программы Формирование эффективной
сбалансированной системы регулирования
деятельности субъектов естественных
монополий, стимулирующей направление
инвестиций на модернизацию и обновление
их активов, повышение качества
предоставляемых ими услуг и
обеспечивающей повышение
конкурентоспособности инфраструктурных
отраслей
Задачи Программы Проведение эффективной тарифной
политики, основанной на обеспечении
баланса интересов субъектов естественных
монополий и потребителей их услуг
Сроки (этапы) 2010 - 2014 годы
реализации
Целевые индикаторы 1) к 2014 году предполагается
ликвидировать полностью сверхнормативные
потери в сетях базовых субъектов;
2) в 2014 году уровень нормативных
потерь при транспортировке потребителю
тепловой энергии составит 20 %,
воды - 19 % и электроэнергии - 15 %;
3) средний уровень отпускных цен на
электрическую энергию по Республике
Казахстан в 2014 году составит 14,65
тенге/кВтч без НДС;
4) с 2011 по 2014 годы планируется
ежегодное увеличение тарифов на
перевозку грузов железнодорожным
транспортом в межобластном и экспортном
сообщении на 15 %;
5) к 2014 году по среднесрочным и
долгосрочным тарифам будут работать
более 80 базовых субъектов.
Источники и объемы Реализация Программы не предусматривает
финансирования выделение денежных средств из
республиканского бюджета.
2. Введение
В отраслях, где задействованы субъекты естественных монополий (далее - субъекты), генерируются ресурсы по производству товаров и услуг для всей экономики страны и жизнеобеспечения населения. Субъекты поставляют воду и тепловую энергию, передают и распределяют электрическую энергию, транспортируют нефть и газ, оказывают транспортные услуги.
С принятием Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках", последующих изменений, дополнений в него и соответствующих подзаконных актов, в Республике Казахстан в основном завершилось формирование законодательства о естественных монополиях, ставшее одним из действенных регуляторов экономической жизни и основой цивилизованных форм государственного регулирования в рыночной экономике.
Этапы формирования основ тарифного регулирования нашли свое отражение в нескольких программных документах реализованных в период с 2001 по 2009 годы.
Программа по тарифной политике в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан", а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 (далее - Стратегический план до 2020 года), являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Программа разработана в целях определения дальнейших шагов развития тарифной политики и формирования эффективной системы государственного регулирования деятельности субъектов, направленной на их развитие и повышение качества предоставляемых ими регулируемых услуг.
3. Анализ текущей ситуации
3.1 Оценка текущей ситуации состояния регулирования деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее - Агентство) является регулятором в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа, транспортировки нефти, водохозяйственных и канализационных систем, гражданской авиации, портовой деятельности и наделено функциями тарифного регулирования и регулирования деятельности субъектов естественных монополий по вопросам нормирования и нормативных технических потерь в данных сферах.
Тарифное регулирование охватывает субъектов естественных монополий, субъектов, занимающих доминирующее или монопольное положение на указанных рынках, субъектов государственной монополии и субъектов, реализующих продукцию товары и услуги, включенных в Номенклатуру, установленную Правительством Республики Казахстан.
Вопросы нормирования и нормативных технических потерь охватывают вопросы нормирования и различного рода разрешений, определение условий недискриминационного доступа и вопросы лицензирования.
Тарифная политика проводится в рамках вклада регулируемых услуг в инфляцию, определяемого ежегодно Правительством Республики Казахстан, с учетом социально-экономического развития страны для обеспечения удержания инфляции в прогнозируемом коридоре.
В соответствии с законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках в настоящее время, Агентством регулируется деятельность 1078 субъектов, которые оказывают более 1600 услуг, из них:
862 - в сфере водоканализационных систем;
465 - в сфере электро- и теплоэнергетики;
241 - в сфере транспорта;
51 - в сфере транспортировки нефти и газа.
Кроме того, регулируется деятельность 375 субъектов регулируемого рынка и контролируется деятельность более 1000 лицензиатов.
3.2 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для регулирования сфер естественных монополий и регулируемых рынков
Сильные стороны:
Регулирование деятельности субъектов осуществляется с соблюдением баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и регулируемых рынков, обеспечивающего эффективное функционирование и развитие инфраструктурных отраслей экономики.
Слабые стороны:
1. Значительный физический и моральный износ основных средств субъектов и слабое техническое состояние.
Изношенные основные средства обновляются медленными темпами.
Состояние субъектов практически всех сфер, особенно коммунального сектора, характеризует низкий уровень инвестиций в модернизацию и обновление изношенных производственных фондов.
2. Высокие уровни потерь в сетях субъектов.
Возможности:
1. Решение проблемных вопросов, связанных с созданием стимулов для повышения эффективности деятельности субъектов, необходимостью снижения неэффективных затрат, повышением инвестиционной привлекательности предприятий, путем:
1) установления предельных тарифов, способствующих привлечение долгосрочных инвестиций на более льготных условиях, снижение рисков, связанных с нестабильностью экономики, а также стимулирующих к снижению производственных затрат.
При расчете предельного тарифа учитываются макроэкономические показатели развития страны, а также субъекты имеют возможность самостоятельно распоряжаться доходами от повышения эффективности производства.
2) внедрения альтернативного метода формирования тарифов на основе результатов сравнительного анализа деятельности региональных электросетевых компаний (далее - РЭК).
Преимуществом данного метода является то, что субъект самостоятельно распределяет и оптимизирует расходы в пределах установленного тарифного дохода.
Внедрение указанного метода позволит Агентству оценить эффективность деятельности РЭК с учетом множества факторов и сравнивать их с моделью субъекта - лидера, чья деятельность наиболее эффективна.
3) введения дифференциации тарифов на услуги водоснабжения по группам потребителей и (или) объемам потребления, способствующего созданию стимулов для рационального использования потребителями водных ресурсов.
2. Реализация требования законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках, предусматривающего обязательной разработки и реализации субъектами Планов по ликвидации сверхнормативных потерь и обязательного снижения нормативных технических потерь.
Угрозы:
1) невыполнение инвестиционных обязательств по реконструкции и модернизации, приводящее к изношенности и технологической отсталости производств, и связанные с этим низкой эффективности и потери;
2) превышение уровня инфляции над заданными параметрами может привести к ухудшению макроэкономической стабильности;
3) несвоевременное принятие решений и соответствующих нормативных правовых актов, необходимых для эффективного функционирования системы Агентства могут повлиять на достижение целей Агентства.
3.3 Основные проблемы, тенденции и предпосылки развития регулирования сфер естественных монополий и регулируемых рынков
Состояние субъектов практически всех сфер, особенно коммунального сектора, характеризует низкий уровень инвестиций в модернизацию и обновление изношенных производственных фондов. Изношенные основные средства обновляются медленными темпами.
Медленное обновление основных производственных фондов напрямую связано с недостаточным уровнем вложения инвестиций. Так, в 2006 году базовыми региональными субъектами сферы водоканализационных систем было инвестировано всего 1,1 млрд. тенге. Базовыми субъектами сферы передачи и распределения электрической энергии в 2006 году освоено капитальных вложений всего на сумму 11,6 млрд. тенге, при этом основная доля данных капитальных вложений (61 %) пришлась на системного оператора - АО "KEGOC". Инвестиции в базовые предприятия теплоэнергетики за 2006 год составили 5,2 млрд. тенге.
Данная ситуация сложилась также и вследствие отсутствия интереса частного капитала к вложению инвестиций в сферу естественных монополий, причинами которого являются:
1) масштабный размер необходимых инвестиционных вложений;
2) длительность периода окупаемости инвестиций;
3) ограниченность "долгих" и достаточно "дешевых" кредитных ресурсов;
4) отсутствие ясности понимания проводимой тарифной политики в части окупаемости инвестиций.
Перечисленные факторы повлияли на имеющийся в настоящее время износ основных средств, который по всем сферам естественных монополий коммунального сектора в среднем составляет 60 - 65 %. В целом, динамика показателя износа по базовым субъектам коммунального сектора за 2004 - 2006 годы свидетельствует об отсутствии тенденции к его снижению.
Взаимосвязанной с состоянием производственных активов является и проблема высоких уровней потерь энергии в сетях субъектов. При этом в структуре себестоимости, включаемой в затратную часть тарифов, нормативные технические потери составляют до 50 %. Фактические размеры потерь еще выше и доходят, к примеру, в водоснабжении до 60 %. Тенденция постоянного роста этих параметров была переломлена во втором полугодии 2006 года с получением уполномоченным органом функций по утверждению нормативных технических потерь. В 2007 году уровни нормативных технических потерь снижены более ста субъектам. Однако для достижения показателей развитых стран необходимо принятие и реализация кардинальных комплексных мер технического, финансового и организационного характера.
Динамика показателей производительности труда в стоимостном и натуральном выражении у всех базовых субъектов коммунального сектора демонстрирует крайне слабую тенденцию роста. По многим предприятиям имеется снижение показателя объема выработки продукции (реализации услуг) в стоимостном выражении, приходящегося на одного работника. Это свидетельствует о наличии проблемы неэффективного менеджмента, которая более характерна для субъектов, являющихся государственными коммунальными предприятиями.
В целом ситуация в сферах естественных монополий показывает общность технических и финансовых проблем системного характера, это:
1) изношенность и технологическая отсталость производств, и связанные с этим низкая эффективность и потери;
2) недостаток инвестиционных ресурсов на модернизацию и неразвитость механизмов финансирования;
3) неэффективный менеджмент.
Для решения указанных проблем стратегическим направлением Агентства, как отраслевого регулятора, было определено обеспечение условий эффективного функционирования и развития субъектов, по которому будет продолжаться работа по проведению соответствующих мероприятий на период 2010-2014 годы.
Вместе с тем, без действенных стимулов существенного продвижения не будет.
3.4 Анализ действующей политики регулирования
С 1 января 2009 года в Законе Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (далее - Закон) действует норма, обязывающая субъектов разрабатывать и реализовывать план мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь в случае их наличия, при этом срок ликвидации сверхнормативных потерь в результате реализации плана мероприятий не должен превышать пять лет, а также снизить уровень нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом.
Кроме того, Законом предусмотрено, что субъект обязан вместе с заявкой предоставить проекты тарифных смет и тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги, а также инвестиционную программу (проект), утвержденную в установленном порядке (за исключением субъектов малой мощности), и при наличии сверхнормативных потерь план мероприятий по их ликвидации не позднее, чем за девяносто дней до введения их в действие.
Также, в 2009 году внесены изменения и дополнения в Правила утверждения тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 19 марта 2010 года № 82-ОД, предусматривающие требование обязательной разработки и реализации субъектами Планов по ликвидации сверхнормативных потерь и обязательного снижения нормативных технических потерь.
Таким образом, данные меры будут применяться Агентством до полной ликвидации сверхнормативных потерь и до тех пор, пока уровень потерь не будет доведен до мировых параметров.
Уровни нормативных технических потерь в среднем по базовым субъектам за 2006 год составили по электроэнергии - 15,7 %, по теплу - 20,7 %, по воде - 31,7 %.
В результате осуществления Агентством полномочий по вопросам нормирования и нормативных технических потерь, проведенных мероприятий, направленных на снижение уровней нормативных технических потерь, переломлена тенденция постоянного роста этих параметров.
В 2007 году Агентством снижены уровни данных потерь по 151 заявке 120 субъектов. В 2008 году из 197 рассмотренных заявок по 99 заявкам (50 %) размеры потерь снижены от ранее действовавших уровней. Максимальное снижение составило 67,2 %. Названная мера позволила ослабить действие данного фактора на уровни тарифов.
В сферах естественных монополий также существует проблема изношенности и технологической отсталости производств, и связанные с этим низкая эффективность и потери.
В настоящее время износ основных средств по всем сферам естественных монополий коммунального сектора в среднем составляет 60 - 65 %.
При этом, у большинства субъектов отсутствовали инвестиционные программы, направленные на модернизацию и реконструкцию сетей, снижение потерь в сетях. В 2008 году только 11 субъектов из 1007 работали с реализацией инвестиционных программ (проектов), утвержденных в установленном порядке. В 2009 году уже 44 субъекта из 997 работали с реализацией утвержденных инвестиционных программ (проектов).
Вместе с тем, коммунальный сектор обладает значительным инвестиционным потенциалом, внутренними резервами для обеспечения развития и модернизации.
В настоящее время в целях повышения инвестиционной привлекательности коммунального сектора проводится следующая работа:
утверждены предельные тарифы на электроэнергию для групп электростанций;
введены дифференцированные тарифы:
на электрическую энергию по зонам суток по регионам республики и по объемам потребления (для физических лиц);
на услуги водоснабжения по группам потребителей в 13 регионах Республики.
планируется увеличение количества субъектов, работающих по предельным тарифам на среднесрочный и долгосрочный период, что обеспечить стабильность тарифов на регулируемые услуги и появится их инвестиционная привлекательность.
За 2009 год количество субъектов, оказывающих услуги по инвестиционным (средне- и долгосрочным) тарифам, увеличилось по сравнению с 2008 годом в 4 раза и составило 21 единиц.
Таким образом, для потребителей обеспечивается стабильность и предсказуемость тарифов, повышение качества услуг за счет вложения инвестиций в модернизацию активов. Общий объем инвестиций, финансируемых в рамках утвержденных инвестиционных (средне-долгосрочных) тарифов, составляет только по базовым (крупным) субъектам около 287 млрд. тенге.
В том числе:
в сфере электроэнергетики - 11 субъектов с инвестициями на сумму 43 787 млн. тенге (дополнительно 35 млрд. тенге бюджетных средств);
в сфере теплоэнергетики - 5 субъектов с инвестициями на сумму 11 839 млн тенге (дополнительно 23 млрд. тенге бюджетных средств);
в сфере трубопроводного транспорта - 4 субъектов с инвестициями на сумму 2 016 млн. тенге;
в сфере железнодорожного транспорта - 1 субъект с инвестициями на сумму 130 млрд. тенге (в том числе 59 млрд. тенге - бюджетные средства).
Субъектами, оказывающими регулируемые услуги, в соответствии с планами и графиками, рассчитанными на пятилетний период, проводится работа по снижению нормативных технических потерь и ликвидации сверхнормативных потерь.
По результатам 2009 года всеми регулируемыми базовыми субъектами, имеющими сверхнормативные потери, разработаны и реализуются Планы мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь и по снижению уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом.
Так, по итогам 2009 года процент снижения сверхнормативных потерь базовых субъектов составил в:
электрических сетях - 1,53 %;
тепловых сетях - 1,82 %;
водохозяйственных сетях - 3,3 %.
Процент снижения нормативных технических потерь от утвержденных в 2009 году составил в:
электрических сетях - 1,2 %;
тепловых сетях - 1,5 %;
водохозяйственных сетях - 6,57 %.
Одной из мер повышения инвестиционной привлекательности водоснабжающего сектора является введение дифференциации тарифов на услуги водоснабжения по группам потребителей и (или) объемам потребления.
В связи с этим, в 2009 году разработана и утверждена Методика расчета дифференцированных тарифов на регулируемые услуги водохозяйственных и канализационных систем.
Также, введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток по регионам республики. С 2009 года началось введение дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов потребления.
В Послании от 11 октября 1997 года "Казахстан - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" Глава государства поставил задачу: "Казахстан должен стать частью мировой транспортно-коммуникационной системы...".
5 июля 2008 года принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам концессии", направленный на дальнейшее урегулирование вопросов концессии для повышения ее привлекательности в различных отраслях экономики.
В целях реализации государственной ценовой политики в области развития транспортной отрасли и определения механизма расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) в сфере услуг железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, оказываемые по договорам концессии и в сфере аэропортов Агентством в 2009 году разработаны Методика расчета тарифов на услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, оказываемые по договору концессии и Методика расчета тарифов на услуги аэропортов по договорам концессии.
В процессе выделения естественно-монопольной и конкурентной сфер железнодорожного сектора единый Прейскурант был разделен на четыре части: магистральная железнодорожная сеть, локомотивная тяга, грузовая коммерческая работа, предоставление вагонов в пользование. К данным прейскурантам применяется повышающий коэффициент, предполагающий перевод в тенге и покрытие увеличения затрат на осуществление деятельности.
В этой связи, Агентством разработана Методика расчета себестоимости услуг магистральной железнодорожной сети с учетом рода грузов, рода перевозок, типа подвижного состава, категории поезда, маршрутизации, предполагающая расчет тарифов основанном на первичном учете в соответствии с Методикой ведения раздельного учета доходов затрат и задействованных активов.
В настоящее время оператором магистральной железнодорожной сети производится этап внедрения методики ведения раздельного учета доходов затрат и задействованных активов, разработанной аудиторской компанией товарищества с ограниченной ответственностью "Ernst and young" в 2008 году и согласованной с Агентством. Параллельно начата работа по автоматизации Методики расчета себестоимости услуг магистральной железнодорожной сети.
На сегодняшний день одной из основных проблем в области тарифной политики в сфере аэропортов является низкие объемы оказываемых услуг вследствие их недозагруженности. В настоящее время загруженность средних и мелких аэропортов республики составляет не более 30 процентов.
Вместе с тем, учитывая, расположение воздушных трасс Казахстана, соединяющих Европу с Азией, Юго-Восточной Азией, имеется существенный потенциал расширения международных воздушных сообщений и увеличения полетов казахстанских авиакомпаний в ближнее и дальнее зарубежье.
Таким образом, снижение тарифов на аэропортовые сборы возможно при увеличении объема наземного обслуживания, которое может быть обеспечено за счет появления новых маршрутов и развития конкуренции на рынке авиаперевозок.
Совершенствование тарифной политики в сфере аэронавигации было вызвано обострением конкуренции на мировом рынке аэронавигационных услуг и уменьшением потока транзитных рейсов иностранных авиакомпаний через нашу республику.
Основными проблемами регулирования данной сферы выступают сегодня вопросы существующей дифференциацией тарифов с учетом минимизации негативных последствий для пассажиров.
Также действующим законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках предусмотрена возможность гибкого тарифного регулирования субъектов, путем утверждения временных понижающих коэффициентов к регулируемым тарифам, а также возможность субъектам самостоятельно снижать тарифы на регулируемые услуги при условии:
увеличения объемов оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ);
сокращения фактических затрат субъекта, за исключением затрат на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, затрат на реализацию инвестиционной программы и (или) инвестиционного проекта, утвержденных в установленном законодательством порядке;
получение значительных доходов от иных видов деятельности, осуществляемых субъектами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках;
соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан.
Кроме того, в соответствии с внесенными поправками в Закон субъекты регулируемого рынка также вправе самостоятельно снижать и повышать цены на производимые (реализуемые) товары (работы, услуги), не превышая предельной цены, признанной уполномоченным органом обоснованной по результатам проведения экспертизы цены.
В предстоящий период предусматривается:
повышение эффективности деятельности субъектов путем внедрения в практику нового метода стимулирующего регулирования - сравнительного анализа для установления тарифов, учитывающих степень эффективности деятельности региональных электросетевых компаний (далее - РЭК), что создаст у субъектов стимулы к оптимизации деятельности и технологий оказания услуг;
введение дифференциации тарифов на услуги водоснабжения, по группам потребителей и (или) объемов потребления, что позволит обеспечить социальную справедливость, предусматривающую дифференциацию оплаты услуг в соответствии с повышенными условиями комфортности, а также использованием воды в коммерческих целях;
введение предельных уровней цен на услуги субъектов регулируемого рынка, предоставляющих субъектам регулируемого рынка возможность гибкого реагирования на изменения, происходящие на регулируемых рынках, не превышая установленного уровня цен. При этом регулирующий орган вправе снижать цены при проведении экспертизы.
Изменение тарифов, влияющих на развитие отраслей экономики, предусматривается с учетом запланированного коридора инфляции, а также вклада регулируемых услуг в уровень инфляции, определяемого Правительством Республики Казахстан.
Будет усовершенствована методология расчета тарифов для стимулирования субъектов к повышению производительности и снижению затрат на основе ликвидации сверхнормативных и сокращения нормативных потерь.
3.5 Обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся проблем
Анализ применения дифференцированных в зависимости от объемов потребления (ступенчатых) тарифов в мировой практике показал, что для достижения значительных результатов необходимо несколько уровней ступенчатых тарифов.
Например, в Китае в городе Гонконг установлено 3 уровня: 1 уровень - до 150 кВт.ч, 2 уровень - от 151 до 1000 кВт.ч, 3 уровень - свыше 1000 кВт.ч; в городе Шанхай оплата осуществляется по четырехуровневым тарифам.
Также, ступенчатые тарифы применяются в Японии (3 уровня), Южная Корея (5 уровней), Египет (6 уровней), ОАЭ (4 уровня) и других странах.
Регулирование на основе стимулирования с использованием многолетнего регулируемого периода и сравнительного анализа эффективности является проверенным передовым методом в регулировании.
Оно применяется органами регулирования в Европейском Союзе. Большинство членов Региональной Ассоциации органов регулирования энергетики (ERRA) либо уже внедрили регулирование на основе стимулирования, либо готовятся к переходу от регулирования по норме прибыли к регулированию на основе потолка роста.
Стимулирующее регулирование впервые было широко применено в Великобритании в отношении British Telecoms в 1984 году и разработано таким образом, что компания получает мощный стимул для снижения затрат. Это частично делается посредством установления цен или прибылей, которые компания может заработать в течение многих лет независимо от затрат, которые она несет в это время. Также, это достигается путем того, что компании разрешается получить, по крайней мере частично, выгоду от любых улучшений эффективности сверх предполагаемого уровня улучшений.
IPART (орган регулирования Нового Южного Уэльса в Австралии) устанавливает абсолютный лимит в долларах на доход, который может заработать за каждый год каждый лицензиат в распределении электроэнергии. Эти пределы были определены в 1996 - 1997 годах в абсолютном долларовом выражении. Максимальный потолок дохода регулируется каждый год по формуле, которая учитывает изменения в условиях спроса, включая количество клиентов, количество поставленных МВт/ч и (для сетей в сельской местности) километраж цепей. Соотношение количества клиентов и проданных МВт/ч составляет примерно 70/30 для городских сетей и 75/25 для сельских сетей. Связь между дозволенным доходом и объемами, таким образом, сокращаются по каждому году, в сравнении с регулированием по уровню рентабельности.
IPART выбрал этот тип регулирования с целью снижения стимулов к увеличению продаж электроэнергии, которые препятствовали бы внедрению инициатив по управлению спросом, - эффект, обычно присущий регулированию уровня рентабельности.
В первый период регулирования, с 2001 по 2003 годы, голландский регулятор DTe применял потолок тарифной корзины. Сетевые тарифы устанавливались заранее на несколько лет на основе регуляторной оценки будущих улучшений производительности, открывшихся посредством бенчмаркинга. Для обеих монополий - электрической и газовой - использовались системы на основе потолков цены в качестве основы для определения тарифов. Стратегия определения Х-факторов также состояла в том, чтобы привести компании к совместно достижимым уровням с целью создания одинаковых условий работы, чтобы затем во время второго периода регулирования, начавшегося в 2004 году, внедрить условную (критериальную) конкуренцию.
Германский орган регулирования BNetzA при внедрении стимулирующего регулирования на основе сравнительного анализа выбрал потолок смешанного дохода для будущего регулирования, которое началось в 2009 году. Здесь присутствует смешанный элемент, состоящий из параметров по количеству подключений, обслуживаемой площади и нагрузке.
Норвежский регулирующий орган NVE в первом (1997 - 2001) и во втором (2002 - 2006) периодах также применил регулирование цены в сетях на основе потолка смешанных доходов.
Органы регулирования в Словении и Румынии для регулирования электросетей применяют неполные подходы тарифных корзин.
Например, Румынский орган регулирования электроэнергии и тепла (ANRE) выбрал методику потолка ценовой корзины. В порядке исключения, первый период регулирования (начался в 2005 году) длился три года, каждый из последующих периодов регулирования будет длиться пять лет. Основная формула регулирования цены следующая: 1 + CPI -X, где увеличение цены ограничивается максимальным значением +18 % в год. Увеличение цены подразумевает отрицательный Х-фактор, который может быть результатом интенсивных планов по капитальным затратам, или прошлых цен не отражающих все затраты и т.д.
В отличие от предыдущего примера, регулирующий орган Болгарии применяет потолки роста дохода. Для сетей распределения регулятор (Государственная Комиссия по регулированию энерго- и водоснабжения SEWRC) внедрил потолок роста прибыли в 2005 году, при этом 2006 год является первым годом первого периода регулирования, установленного на три года.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы
4.1 Цель Программы
Целью настоящей Программы является формирование эффективной сбалансированной системы регулирования деятельности субъектов, стимулирующей направление инвестиций на модернизацию и обновление их активов, повышение качества предоставляемых ими услуг и обеспечивающей повышение конкурентоспособности инфраструктурных отраслей.
4.2 Целевые индикаторы
4.2.1. Процент снижения сверхнормативных потерь (при их наличии) базовых субъектов:
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
в электрических сетях: |
% |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
0,5 |
- |
в тепловых сетях: |
% |
2,0 |
2,5 |
2,0 |
0,5 |
- |
в водохозяйственных сетях: |
% |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
0,4 |
- |
4.2.2. Процент снижения нормативных технических потерь базовых субъектов от утвержденного:
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
в электрических сетях: |
% |
1,3 |
1,0 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
в тепловых сетях: |
% |
1,5 |
1,8 |
1,0 |
0,3 |
0,1 |
в водохозяйственных сетях: |
% |
2,6 |
2,0 |
2,0 |
1,0 |
1,0 |
4.2.3. Прогноз тарифов на регулируемые услуги (при условии стабильности курса национальной валюты, стоимости газа, угля, мазута и неизменности объема оказываемых услуг)
4.2.3.1. Изменения отпускных цен на электрическую энергию:
Наименование услуг |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Средний по Республике |
тенге/кВтч |
10,14 |
11,09 |
12,33 |
13,48 |
14,65 |
4.2.3.2. Прогноз изменения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом:
Вид сообщения |
Ед. изм. |
прогноз |
||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
в межобластном сообщении |
% |
17,6 |
15 |
15 |
15 |
15 |
в экспортном сообщении |
% |
17,6 |
15 |
15 |
15 |
15 |
4.2.4. Обеспечение стабильности уровня регулируемых тарифов
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Количество субъектов |
шт |
12 |
15 |
11 |
10 |
12 |
4.3 Задачи Программы
Задачами Программы является проведение эффективной тарифной политики, основанной на обеспечении баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг, направленное на:
1) стимулирование вложения инвестиции в модернизацию и обновление активов субъектов;
2) снижение уровней потерь субъектов, путем поэтапного установления стимулирующих ограничений по уровням потерь, учитываемых при формировании тарифов;
3) повышение стабильности и предсказуемости тарифов на регулируемые услуги субъектов;
4) формирование методологии расчета тарифов, обеспечивающей расчет тарифа на основе применения фактора эффективности в целях повышения мотивации к снижению неэффективных затрат и стимулирования инвестиций;
5) обеспечение стабильного уровня регулируемых тарифов (цен) путем увеличения количества субъектов, работающих по среднесрочным и долгосрочным тарифам;
6) обеспечение прозрачности процедур утверждения тарифов;
7) с введением дифференцированных тарифов на электроэнергию и воду в зависимости от объемов ее потребления;
8) ликвидацией сверхнормативных и оптимизацией нормативных потерь;
9) оптимизация норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, административных расходов;
10) принятие всех необходимых мер по недопущению необоснованного роста тарифов субъектов позволит не превысить одобренного Правительством Республики Казахстан вклада в инфляцию от регулируемых Агентством услуг.
4.4 Показатели результатов
К 2014 году предполагается ликвидировать полностью сверхнормативные потери в сетях базовых субъектов.
В 2014 году уровень нормативных потерь при транспортировке потребителю тепловой энергии составит 20 %, воды - 19 % и электроэнергии - 15 %.
Средний уровень отпускных цен на электрическую энергию по Республике Казахстан в 2014 году составит 14,65 тенге/кВтч без НДС.
С 2011 по 2014 годы планируется ежегодное увеличение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в межобластном и экспортном сообщении на 15 %.
К 2014 году по среднесрочным и долгосрочным тарифам будут работать более 80 базовых субъектов.
Для достижения целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов Программы ответственным является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и отсутствует необходимость взаимодействия других государственных органов.
Тарифная политика проводится с учетом не превышения вклада в инфляцию регулируемых услуг, определяемого ежегодно, для обеспечения удержания инфляции в прогнозируемом коридоре.
5. Этапы реализации Программы
5.1 Совершенствование нормативной правовой базы регулирования
Сноска. Подраздел 5.1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02.05.2013 № 449.
Совершенствование системы тарифообразования на регулируемые услуги субъектов будет осуществляться с применением инструментов оценки влияния тарифов на развитие отраслей экономики. При этом, мероприятия по совершенствованию методологии расчета и установления оптимальных тарифов на регулируемые услуги субъектов будут учитывать состояния секторов экономики, направления развития, заданные отраслевыми программами развития, и темпы реализации проводимых реформ.
Необходимо постепенно и последовательно переходить к более прогрессивным моделям регулирования, стимулирующим субъектов снижение затрат. Для этого, в целях повышения мотивации к снижению неэффективных затрат, создания стимулов для осуществления инвестиций, направляемых на модернизацию активов субъектов, и повышения качества оказываемых услуг планируется проработка вопроса введения стимулирующего регулирования, обеспечивающего возможность утверждения уровня тарифа на основе применения фактора эффективности.
В этой связи, планируется проведение мероприятий, направленных на:
стимулирование вложения инвестиции в модернизацию и обновление активов субъектов, особенно по устаревшим активам;
снижение уровней потерь субъектов, путем поэтапного установления стимулирующих ограничений по уровням потерь, учитываемых при формировании тарифов;
повышение качества услуг, предоставляемых субъектом;
улучшение менеджмента и показателей деятельности субъектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности инфраструктурных отраслей;
повышение стабильности и предсказуемости тарифов на регулируемые услуги субъектов;
формирование методологии расчета тарифов, обеспечивающей расчет тарифа на основе применения фактора эффективности в целях повышения мотивации к снижению неэффективных затрат и стимулирования инвестиций.
Законом Республики Казахстан от 15 марта 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках", внесены поправки, направленные на внедрение метода сравнительного анализа при утверждении тарифов региональных электросетевых компаний (далее - РЭК), преимуществом которого является то, что субъект самостоятельно распределяет и оптимизирует расходы в пределах установленного тарифного дохода. В то же время, подход к определению капитальных затрат (амортизация и прибыль), учитывая существенную разницу в стоимости активов, остается неизменным.
Как предусмотрено данным Законом, тариф с применением метода сравнительного анализа утверждается в соответствии с методикой расчета тарифа с применением метода сравнительного анализа, утвержденной уполномоченным органом по согласованию с государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики, для каждой региональной электросетевой компании на три года с разбивкой по годам и ежегодно корректируется с учетом эффективности ее деятельности.
Также, указанным Законом установлено, что порядок предоставления информации о фактических (за предшествующий календарный год) и планируемых (на предстоящие три календарных года) затратах и объемах оказываемых услуг, а также о технико-экономических показателях деятельности с приложением обосновывающих материалов определяется уполномоченным органом.
В этой связи, положения по названному порядку учтены в нормативных правовых актах, разработанных в реализации Закона.
В соответствии с названным Законом тарифы для РЭК с применением метода сравнительного анализа будут введены с 2013 года.
На 2011 - 2012 годы в качестве переходного периода для РЭК будут утверждены тарифы на среднесрочный период, обеспечивающие реализацию утвержденных инвестиционных программ.
Кроме того, данным Законом внесено изменение в регулирование цен на товары (работы, услуги) субъектов регулируемого рынка.
Ранее субъект регулируемого рынка имел возможность снизить цену, но в последующем для ее повышения, он должен был вновь обратиться в Агентство с уведомлением, что являлось сдерживающим фактором для снижения цен на товарных рынках.
Таким образом, не позволялось субъекту регулируемого рынка оперативно реагировать на изменения цен на товарных рынках, путем снижения или повышения цены в рамках согласованной цены.
Указанным Законом предусмотрено понятие обоснованной (предельной) цены, для субъектов регулируемого рынка в пределах которой, он сможет гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке (снижать цену). При этом, в случае самостоятельного повышения цены выше обоснованной (предельной) к субъекту регулируемого рынка будут применяться меры реагирования.
Кроме того, уполномоченному органу, в целях повышения эффективности государственного регулирования и возможности снижения цен субъектов регулируемого рынка в условиях изменения рыночной конъюнктуры, предоставлено право проводить экспертизу цены субъекта по результатам мониторинга цен и в рамках контроля за ценообразованием (по результатам рассмотрения жалоб, информации и т.д).
Указанные поправки обеспечат гибкое ценовое регулирование субъекта регулируемого рынка, с возможностью изменения ими цен в рамках обоснованной (предельной) цены.
В реализации названного Закона разработаны новые и внесены соответствующие поправки в действующие нормативные правовые и правовые акты:
постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года № 521 утверждены Правила определения обоснованной величины объема потребления физическими лицами регулируемых услуг в сферах водохозяйственных систем, целью которых являются экономия воды и средств потребителей;
постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2010 года № 537 внесены поправки в Правила ценообразования на регулируемых рынках, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2009 года № 238, предусматривающие права субъекта регулируемого рынка самостоятельно снижать и повышать цены на производимые (реализуемые) товары (работы, услуги), не превышая предельной цены, признанной уполномоченным органом обоснованной по результатам проведения экспертизы цены.
Кроме того, в реализации указанного Закона предусмотрено внедрение в 2010 году метода дифференцированных тарифов на регулируемые услуги водохозяйственных систем.
Тарифная политика, направленная на привлечение инвестиции в железнодорожную отрасль, в настоящий момент является одной из актуальных, так как одной из наиболее острых проблем стоящих перед железнодорожной отраслью является износ основных средств.
В целях привлечения дополнительных инвестиций направленных на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период необходимо утверждение инвестиционных программ и (или) проектов субъектам в сфере железнодорожного транспорта.
К 2013 году будет реализована новая тарифная политика в сфере грузовых и пассажирских перевозок и утверждены предельные тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети на долгосрочный период.
По мере внедрения раздельного учета и применения его на практике необходимо внести изменения и дополнения в Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий, оказывающими услуги магистральной железнодорожной сети, утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 30 декабря 2005 года № 384-ОД.
Кроме того, Агентством в рамках вступления Казахстана в Всемирную Торговую Организацию проводится работа по унификации тарифов по сообщениям на услуги МЖС с учетом чувствительных товаров и влияния на экономику страны.
Так, в настоящее время по всем видам сообщений унифицированы тарифы на перевозку цветных, черных металлов и проката из них, лома цветных и черных металлов, сырья, материалов и строительных изделий, а также унифицированы тарифы во внутриреспубликанском и импортном сообщениях на перевозку нефти сырой и зерновых грузов.
Также, планируется к 2012 году произвести унификацию во внутреннем и импортном сообщениях.
Учитывая возможное строительство отдельных сооружений морского порта на концессионной основе, в 2011 году предполагается разработка методики расчета тарифов на регулируемые услуги порта, оказываемые по договору концессии, учитывающей окупаемости вложенных концессионером инвестиций и получения им обоснованного вознаграждения (прибыли).
Износ основных производственных фондов (взлетно-посадочные полосы и терминалы) и отсутствие современной спецтехники для обслуживания воздушных судов западного производства в региональных аэропортах, недостаточное привлечение аэропортами объемов оказываемых услуг, при увеличении затрат могут негативно отразится на эффективности деятельности аэропортов, привести к росту тарифов на регулируемые услуги.
В этой связи, необходимо утверждение инвестиционных программ и (или) проектов субъектам сферы аэропортов для обновления активов за счет тарифного дохода.
15 июля 2010 года принят Закон Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
Согласно данному Закону уполномоченный орган в сфере гражданской авиации совместно с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках обязан утвердить перечень услуг, входящих в состав аэропортовской деятельности, включая операции входящие в эти услуги (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 18-1 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" перечень видов деятельности, технологически связанных с регулируемыми услугами (товарами, работами), утверждается уполномоченным органом совместно с соответствующим государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления.
В этой связи, после утверждения перечня услуг, входящих в состав аэропортовской деятельности, включая операции входящие в эти услуги необходимо разработать проект совместного приказа Министерства транспорта и коммуникации и Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий "Об утверждении перечня видов деятельности, технологически связанных с регулируемыми услугами (товарами, работами) в сфере аэропортов".
В целях определения перечня регулируемых услуг в сфере аэропортов необходимо проведение анализа сфер естественной монополии на предмет отнесения представляемых субъектами услуг (товаров, работ) в рамках данных сфер к регулируемым.
В целях увеличения объемов посадок в аэропортах республики предлагается пересмотр действующих правил применения временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на регулируемые услуги аэропортов и аэронавигации, в части возможности самостоятельного применения аэропортами скидок к тарифам на регулируемые услуги в размере более 30 %.
Также, необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики в сфере аэронавигации с учетом минимизации негативных последствий для пассажиров.
В целях повышения инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства необходимо:
проведение взвешенной тарифной политики, основанной на новых методах тарифного регулирования и широкого использования существующих методов тарифообразования, стимулирующих повышение эффективности предприятий коммунального сектора.
увеличение количества предприятий, работающих по инвестиционным (средне- и долгосрочным) тарифам;
ужесточение государственного контроля за целевым назначением инвестиций, финансовой дисциплины исполнения тарифной сметы, для чего будут рассмотрены вопросы совершенствования методик контроля, законодательного закрепления соответствующих функций государственных органов;
реализация мероприятий по энергосбережению в части введения дифференцированных тарифов по объемам потребления и применения новых подходов по нормированию технических потерь, пропаганде энергосбережения.
В этой связи, необходимо продолжить работу по введению дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления на электроэнергию с переходом от существующей двухуровневой системы к трехуровневой с внедрением третьего уровня дифференциации.
В целях стимулирования потребителей к рациональному использованию воды Агентством продолжается работа по введению дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения по группам потребителей и (или) объема потребления.
С 2009 года начата работа по внедрению дифференцированных тарифов по группам потребителей. Так, дифференцированные тарифы введены в 13 регионах Республики Казахстан. Дополнительный доход водоканалов составит порядка 13,2 млрд. тенге.
В 2010 году будет проводиться подготовительная работа по внедрению дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения по объемам потребления, ее завершение планируется к 2014 году.
Реализация требования Законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках, предусматривающего обязательной разработки и реализации субъектами Планов по ликвидации сверхнормативных потерь и обязательного снижения нормативных технических потерь.
При этом предусматривается ежегодно снижать нормативные потери на 1-2 % в течение 5 лет.
Основными проблемами в сферах естественных монополий остаются наличие сверхнормативных потерь и высокий уровень нормативных технических потерь, значительный физический и моральный износ основных средств субъектов и слабое техническое состояние.
В этой связи в числе основных направлений работы Агентство обозначило решение вышеуказанных проблем.
В соответствии с протоколом совещания с участием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. от 22 января 2010 года № 01-7.1 Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, по защите конкуренции, министерствами финансов и энергетики и минеральных ресурсов разработаны предложения законодательного характера, предусматривающие установление обязательного исполнения субъектами инвестиционных обязательств и возможность возврата в государственную собственность предприятий, не выполнивших условия контрактов.
Предложения разработаны на основании результатов проведенных в марте 2010 года проверок субъектов и энергогенерирующих предприятий на предмет исполнения инвестиционных обязательств по модернизации производства, результаты которых показали фактическое неисполнение отдельными предприятиями инвестиционных обязательств, предусмотренных условиями приватизации и Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике".
В этой связи, необходимо внести изменения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики и инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка, предусматривающие:
повышение ответственности энергопроизводящих организаций, субъектов естественных монополий и регулируемого рынка за выполнение инвестиционных обязательств;
повышение качества оказываемых услуг (повышение надежности электроснабжения за счет проведения мероприятий по реконструкции и модернизации и вводу новых мощностей, регламентация порядка приостановления электроснабжения в случае неоплаты за потребленную электрическую энергию);
обеспечение соответствия объема инвестиционных обязательств энергопроизводящих организаций уровню тарифного дохода;
повышение прозрачности инвестиционной деятельности энергопроизводящих организаций;
обеспечение потребности экономики Казахстана в электрической энергии и мощности.
В результате реализации Программы ожидаются формирование комплексной сбалансированной системы регулирования деятельности монополистов, позволяющая обеспечить:
повышение прозрачности, обоснованности и стабильности уровней тарифов, эффективности функционирования и объемов инвестиций в обновление и модернизацию основных производственных фондов регулируемых субъектов;
повышение эффективности деятельности субъектов посредством разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию изношенных производственных активов и повышения качества управления (менеджмента) предприятиями;
утверждение уполномоченным органом инвестиционных программ всем базовым субъектам на среднесрочный и долгосрочный период;
увеличение количества предприятий, работающих по среднесрочным и долгосрочным тарифам, всех базовых субъектов;
применение при установлении тарифов метода сравнительного анализа у субъектов, являющихся региональными электросетевыми компаниями;
повышение качества предоставляемых субъектами регулируемых услуг путем стимулирования энерго- и ресурсосбережения.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2011 года № 1027 "Об утверждении Программы вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг" приняты первоочередные меры по совершенствованию нормативной правовой базы регулирования субъектов естественной монополии, выходящих на фондовый рынок в рамках Программы "Народное IPO", путем установления особенностей определения регулируемой базы задействованных активов и расчета ставки прибыли на задействованные активы для данных субъектов.
Совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы тарифообразования для субъектов, осуществивших вывод акции на рынок ценных бумаг в рамках Программы "Народное IPO", будет осуществляться с соблюдением интересов инвесторов и потребителей, а также учетом возможности получения рыночной нормы доходности на инвестированный капитал на устойчивой и предсказуемой основе.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Реализация Программы не предусматривает выделение денежных средств из республиканского бюджета.
7. План мероприятий по реализации Программы
№ |
Мероприятие |
Форма |
Ответ- |
Сроки |
Предполагаемые расходы (млн. тенге) |
Ис- |
№ |
|||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
Все- |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Разработка проекта |
Проект |
АРЕМ, |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
2. |
Проведение анализа на |
Предложе- |
АРЕМ, |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
3. |
Внесение изменений и |
Приказ |
АРЕМ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
4. |
Выработка предложений |
Информация |
АРЕМ, |
I |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
5. |
Выработка предложений |
Информация |
АРЕМ, |
II |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
6. |
Внесение изменений и |
Приказ |
АРЕМ |
II |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
7. |
Разработка перечня |
Совместный |
АРЕМ |
II |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
8. |
Разработка Методики |
Приказ |
АРЕМ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
9. |
Поэтапная унификация |
Приказ |
АРЕМ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
10. |
Утверждение тарифов |
Приказы |
АРЕМ |
I |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
11. |
Внесение изменений и |
Приказ |
АРЕМ, |
I квартал 2013 года |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
12. |
Ликвидация |
Информация |
АРЕМ |
II |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание:
расшифровка аббревиатур:
АРЕМ - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
ДАРЕМ - территориальные департаменты Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
АЗК - Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции
АДСиЖКХ - Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства
МИНТ - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
МНГ - Министерство нефти и газа Республики Казахстан
МСИ - Министерство связи и информации Республики Казахстан