Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Протокола об этапах формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. Подписать Протокол об этапах формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера, со следующей оговоркой:
«Для Правительства Республики Казахстан раздел 5.3 Общих принципов трансграничной торговли электроэнергией в государствах-участниках Содружеств Независимых Государств (этап 1, стадия 1 формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружеств Независимых Государств), являющихся неотъемлемой частью настоящего Протокола, не применяется».
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 мая 2010 года № 433
ПРОТОКОЛ
об этапах формирования общего электроэнергетического рынка
государств-участников Содружества Независимых Государств
Правительства государств-участников настоящего Протокола, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года, Концепцией формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года, и Соглашением о формировании общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года,
принимая во внимание Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года,
учитывая положения Соглашения о гармонизации таможенных процедур при перемещении электрической энергии через таможенные границы государств-участников Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2007 года и Решение Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года об установлении единого времени для снятия показаний с приборов учета электрической энергии, перемещенной по межгосударственным линиям электропередачи в государствах-участниках Содружества Независимых Государств,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Протокол заключен в целях определения этапов формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ и установления основных подходов к осуществлению трансграничной торговли электрической энергией на этапе 1 его формирования в рамках Соглашения о формировании общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года.
Статья 2
Стороны определяют следующие этапы формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ и их особенности:
Этап 1
Стадия 1. Двусторонняя трансграничная торговля.
Купля-продажа электрической энергии, мощности (резервов мощности), в том числе через третьи страны, на основе двусторонних договоров между субъектами электроэнергетики государств-участников СНГ, получивших право в соответствии с национальным законодательством осуществлять сделки по импорту/экспорту электроэнергии, в соответствии с общими принципами трансграничной торговли.
Стадия 2. Взаимное участие в спотовых рынках (рынки на сутки вперед).
Трансграничная торговля с правом участия в спотовом рынке (рынок на сутки вперед) других государств-участников СНГ субъектов электроэнергетики государств-участников СНГ, получивших право согласно законодательству своего государства осуществлять сделки по импорту/экспорту электроэнергии.
Этап 2
Стадия 1. Региональный рынок электрической энергии (Координированная работа национальных электроэнергетических рынков).
Трансграничная торговля электроэнергией с элементами интеграции национальных спотовых (рынки на сутки вперед) и балансирующих рынков государств-участников СНГ (рынки двух государств и более).
Торговля электроэнергией осуществляется в условиях наличия конкурентных национальных электроэнергетических рынков при координации национальных системных/сетевых и коммерческих операторов в части оперативно-диспетчерского управления и организации торгов электроэнергией; наличия единой расчетной модели (либо координации национальных моделей) и системы финансовых расчетов, согласованных системными и коммерческими операторами энергосистем государств-участников СНГ.
Стадия 2. Региональный рынок электрической энергии и системных услуг.
Координация работ национальных электроэнергетических рынков, в том числе рынка системных услуг.
Этап 3 Общий электроэнергетический рынок государств-участников СНГ
Создание общего рынка электроэнергии с полной реализацией положений Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года, включая создание соответствующих региональных (национальных) структур и разработку единых правил для всех субъектов электроэнергетики - Правил общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ.
Статья 3
Функционирование общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Содружества Независимых Государств, разрабатываемыми в рамках каждого этапа.
Статья 4
Трансграничная торговля на этапе 1, стадия 1 осуществляется в соответствии с Общими принципами трансграничной торговли электроэнергией в государствах-участниках СНГ, которые являются неотъемлемой частью настоящего Протокола (согласно приложению к настоящему постановлению).
Статья 5
Стороны примут меры для приведения национального законодательства в соответствие с настоящим Протоколом.
Статья 6
Стороны определяют, что компетентными органами по реализации настоящего Протокола являются органы, назначенные Сторонами в соответствии с Соглашением о формировании общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года.
Статья 7
Настоящий Протокол не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих для нее из других международных договоров, участником которых является ее государство.
Статья 8
Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Протокола, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон или посредством другой согласованной Сторонами процедуры.
Статья 9
Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием соответствующих документов.
Статья 10
Настоящий Протокол после его вступления в силу открыт для присоединения любого государства путем передачи депозитарию документа о присоединении.
Для государства-участника СНГ настоящий Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.
Для государства, не являющегося участником СНГ, настоящий Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием последнего уведомления о согласии подписавших его или присоединившихся к нему государств на такое присоединение.
Статья 11
По согласию Сторон в настоящий Протокол могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующим протоколом и вступают в силу в порядке, предусмотренном для вступления в силу настоящего Протокола.
Статья 12
Настоящий Протокол заключается на неопределенный срок.
Каждая из Сторон может выйти из настоящего Протокола, направив депозитарию письменное уведомление не менее чем за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода и урегулировав обязательства, возникшие за время действия настоящего Протокола.
Совершено в городе ___________ «___» _________ 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Армения Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
За Правительство
Республики Молдова
Приложение
к Протоколу об этапах формирования
общего электроэнергетического рынка
государств-участников Содружества
Независимых Государств
Общие принципы
трансграничной торговли электроэнергией в
государствах-участниках Содружества Независимых Государств
(этап 1, стадия 1 формирования общего электроэнергетического
рынка государств-участников Содружества Независимых Государств)
Целью настоящего документа является установление общих принципов трансграничной торговли электроэнергией в условиях развития конкуренции на электроэнергетических рынках государств-участников Содружества Независимых Государств с учетом особенностей национальных электроэнергетических рынков на этапе 1, стадия 1 формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников Содружества Независимых Государств (ОЭР СНГ).
1. Глоссарий
Системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление национальной энергосистемой в целях обеспечения установленных параметров надежности функционирования национальной энергосистемы и качества электрической энергии, баланса производства и потребления электрической энергии, управления параллельной работой с энергосистемами других государств. В зависимости от национального законодательства государства-участника СНГ функции системного оператора могут выполняться одной или несколькими уполномоченными организациями1;
сетевой оператор - организация, осуществляющая техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности национальной электрической сети государства, а также оперативное управление оборудованием этой сети и передачу электрической энергии по межгосударственным сетям.
___________________
1 Такими организациями могут быть сетевой оператор, оператор оптовой торговли электроэнергии и др.
В зависимости от законодательства государств функции сетевого оператора и системного оператора могут быть совмещены в одной организационной структуре;
оператор оптовой торговли электроэнергией - организация, осуществляющая услуги по определению цены и объемов продажи электроэнергии на биржевых принципах и/или принципах организованной торговли;
трансграничная торговля - купля-продажа электрической энергии, мощности (резервов), в том числе через третьи страны, на основе двусторонних договоров между субъектами электроэнергетики государств-участников СНГ, получивших право в соответствии с национальным законодательством осуществлять операции по импорту/экспорту электроэнергии, согласно Общим принципам трансграничной торговли;
системные услуги - услуги, предоставляемые субъектами электроэнергетики и отдельными потребителями электрической энергии, необходимые для обеспечения надежной работы электроэнергетической системы, в том числе для регулирования частоты и перетоков активной мощности, напряжения и реактивной мощности, предотвращения возникновения и развития аварий, а также обеспечения восстановления нормального режима системы после аварий;
пропускная способность сечения экспорта-импорта (максимально допустимый переток) - максимальная величина электрической мощности, которую возможно передать по сечению без нарушения установленных параметров надежности функционирования и критериев устойчивости работы национальной и смежных энергосистем;
резерв пропускной способности - часть максимально допустимого перетока, определяемая системными операторами, не используемая для распределения на аукционе пропускной способности. Используется для регулирования энергосистем в рамках параллельной работы;
располагаемая пропускная способность - определяется как разность между пропускной способностью сечения экспорта-импорта (максимально допустимым перетоком) и резервом пропускной способности;
свободная пропускная способность - часть пропускной способности, выставляемая на аукцион по распределению пропускной способности сечения экспорта-импорта;
ограничение пропускной способности сечения экспорта-импорта - действия по ограничению межгосударственного перетока по условию недопущения превышения пропускной способности сечения экспорта-импорта;
лот пропускной способности - установленная величина свободной пропускной способности, выставляемая для распределения на аукционе по распределению прав использования пропускной способности сечений экспорта-импорта, выраженная в МВт;
оператор аукциона - организация, на которую возлагается функция по проведению аукциона распределения прав использования пропускной способности сечений экспорта-импорта;
координированный явный аукцион - конкурентный отбор ценовых заявок участников трансграничной торговли на приобретение определенного количества лотов пропускной способности, осуществляемый на основе взаимодействия двух или нескольких системных операторов и операторов аукциона;
финансовое обеспечение - финансовое обеспечение, предоставляемое участником аукциона для обеспечения его участия на соответствующем аукционе (годовом, месячном и суточном);
синхронная зона - объединение всех синхронно работающих энергосистем (например, государств-участников СНГ и стран Балтии);
национальная энергосистема (энергосистема) - электроэнергетическая система государства-участника ОЭР СНГ;
межгосударственное(ые) сечение(я) экспорта-импорта - совокупность линий электропередачи между энергосистемами (частями энергосистем) двух государств и более;
межгосударственная поставка электрической энергии - алгебраическая сумма величин электроэнергии, поставляемых по всем коммерческим договорам экспорта-импорта между двумя смежными энергосистемами, а также из одной энергосистемы в другую с использованием электрических сетей третьей энергосистемы на условиях транзита;
межгосударственный переток - алгебраическая сумма перетоков электрической энергии (мощности) по линиям электропередачи, входящим в межгосударственное сечение/сечение экспорта-импорта;
сальдо межгосударственных перетоков - алгебраическая сумма межгосударственных перетоков со всеми смежными энергосистемами;
почасовое отклонение - разница между фактическим значением сальдо межгосударственных перетоков или межгосударственного перетока2 и его плановой величиной в почасовом разрезе;
транзитер (исполнитель услуг по транзиту/передаче/перемещению) - сетевой оператор государства-участника СНГ, предоставляющий на основании договора/договоров услуги по транзиту/передаче/перемещению электроэнергии хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ.
_________________
2 В тех случаях, когда две энергосистемы или две группы энергосистем связаны через единственное межгосударственное сечение/сечение экспорта-импорта.
2. Участники трансграничной торговли
Участниками трансграничной торговли являются организации, допущенные в соответствии с национальный законодательством к внешнеторговым операциям в сфере электроэнергетику, а также организации, обеспечивающие функционирование ОЭР СНГ, в том числе:
участники торговых отношений:
производители электроэнергии или их представители, включая генерирующие компании;
потребители электроэнергии или их представители, осуществляющие покупку электроэнергии для целей собственного использования;
поставщики, осуществляющие оптовую покупку электроэнергии для ее последующей перепродажи;
системные операторы и/или сетевые операторы, осуществляющие покупку/продажу объемов электроэнергии для обеспечения компенсации технологических потерь для целей балансирования и регулирования, а также других целей, предусмотренных законодательством соответствующего государства-участника ОЭР СНГ;
инфраструктурные организации:
сетевые операторы;
системные операторы;
организаторы оптовой торговли электроэнергией.
3. Организация системы учета трансграничных
перетоков электроэнергии и мощности
1. Системные/сетевые операторы энергосистем государств-участников СНГ определяют и согласовывают между собой межгосударственные сечения/сечения экспорта-импорта (перечень линий, входящих в сечение) по каждой границе.
2. Системные/сетевые операторы обеспечивают оснащение межгосударственных сечений/сечений экспорта-импорта системами коммерческого учета, которые могут производить контроль и учет мощности и электроэнергии на межгосударственных электрических линиях с интервалом учета не более чем один час.
3. Системные/сетевые операторы определяют точки учета на каждой межгосударственной линии электропередачи для осуществления контроля и учета межгосударственных перетоков.
4. Системные/сетевые операторы согласовывают перечни средств измерений, расположенных в точках учета. На основании показаний приборов коммерческого учета, расположенных в таких точках учета, определяются объемы электроэнергии, перемещенной по межгосударственным сечениям, а также отклонения значений фактического сальдо межгосударственных перетоков от планового.
5. Порядок съема, обмена, согласования данных коммерческого учета и оформления актов учета осуществляется в соответствии с условиями соглашений об организации учета, заключаемых системными/сетевыми операторами смежных государств между собой, и иными согласованными документами.
4. Типы торговых операций
1. Участники трансграничной торговли имеют возможность заключать двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии и резервов мощности, условия которых определяются и согласовываются Сторонами самостоятельно. Эти договоры должны включать положения, обеспечивающие предоставление информации, необходимой для формирования диспетчерских графиков на предстоящие сутки.
Это означает, что Стороны двусторонних договоров должны к определенному в установленном порядке времени проинформировать системных/сетевых операторов национальных энергосистем об объемах электроэнергии, поставляемых или потребляемых в течение каждого часа.
2. Для включения поставки в диспетчерский график стороны экспортно-импортного договора должны продемонстрировать наличие прав на использование достаточного объема пропускной способности сечений экспорта-импорта для передачи электроэнергии, определенного в договоре экспорта-импорта, от узла энергосистемы государства, где расположен продавец (где электроэнергия продавца поставляется в сеть), до узла энергосистемы государства, где расположен покупатель (где предполагается потребление поставленной электроэнергии). Этот маршрут может включать более чем одну границу, а значит более чем одно сечение экспорта-импорта, если купля-продажа осуществляется между участниками, расположенными не в граничащих государствах.
3. Все заключенные на момент принятия настоящих Общих принципов экспортно-импортные (внешнеторговые) договоры должны быть приведены в соответствие с их положениями в течение переходного периода, согласованного сторонами дополнительно.
4. Участники трансграничной торговли имеют право заключать договоры на экспорт-импорт электроэнергии с учетом транзита/передачи/перемещения электроэнергии через энергосистемы государств-участников СНГ или других государств при условии заключения договоров на транзит/передачу/перемещение электроэнергии через электрические сети этих государств в пределах технической возможности, а также урегулирования вопросов синхронной купли-продажи пропускной способности сечений экспорта-импорта.
5. Распределение и расчет пропускной способности
сечений экспорта-импорта
Распределение пропускной способности сечений экспорта-импорта
1. Распределение пропускной способности межгосударственных сечений/сечений экспорта-импорта осуществляется с использованием специализированных механизмов.
2. На сечениях экспорта-импорта, где отсутствие перегрузок прогнозируется на долгосрочный период с учетом экспортно-импортного потенциала Сторон, применение специализированных механизмов распределения прав на ее использование не является обязательным.
При наличии соответствующих договоренностей и должного уровня координации предусматривается возможность совместного распределения прав использования пропускной способности межгосударственного сечения. В этом случае выручка от продажи распределяется между энергосистемами в заранее согласованном порядке.
3. Права на использование пропускной способности сечений экспорта-импорта, распределенные на основании ранее заключенных экспортно-импортных (внешнеторговых) договоров, а также технических соглашений (договоры о параллельной работе), не подлежат перераспределению в течение согласованного переходного периода.
4. Величина распределенной пропускной способности сечения экспорта-импорта, выраженная в МВт, дает участникам трансграничной торговли право экспортировать/импортировать соответствующий объем электроэнергии через данное сечение.
5. Право на использование пропускной способности сечений экспорта-импорта распределяется на годовой, месячной и суточной основах в отношении каждого направления.
6. В государствах определяется организация, ответственная за организацию распределения прав использования ограниченной пропускной способности сечений экспорта-импорта. При этом должна быть обеспечена тесная координация между такой организацией и соответствующим системным/сетевым оператором, если эти функции не будут возложены непосредственно на них.
Расчет (определение) пропускной способности
сечения экспорта-импорта
1. Системные/сетевые операторы энергосистем Сторон устанавливают процедуры определения и согласования величин пропускной способности, располагаемой пропускной способности и свободной пропускной способности сечения экспорта-импорта на этапе планирования межгосударственных поставок и перетоков электроэнергии в соответствии с установленным порядком, проводят необходимые исследования (расчеты), согласовывают результаты таких расчетов.
2. Располагаемая пропускная способность рассчитывается для каждого сечения экспорта-импорта для суточных, месячных и годовых периодов, в отношении которых проводится распределение пропускной способности.
3. Системные/сетевые операторы предоставляют результаты окончательных расчетов величин располагаемой пропускной способности для каждого рассматриваемого периода оператору аукциона, который, в свою очередь, публикует их на своем официальном сайте в сети Интернет.
4. Системный/сетевой оператор информирует системных операторов других энергосистем об изменениях какого-либо из параметров, влияющих на пропускную способность межгосударственных сечений/сечений экспорта-импорта, для проведения повторного расчета располагаемой пропускной способности.
Распределение прав на использование пропускной способности
сечения экспорта-импорта на аукционе
1. Права на использование пропускной способности каждого сечения экспорта-импорта по каждой границе энергосистемы государства подлежат распределению между участниками трансграничной торговли (или их представителями). Распределение прав на использование пропускной способности сечения экспорта-импорта осуществляется путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей на аукционе.
2. В каждой энергосистеме государств определяется единый орган (оператор аукциона), на который возлагается функция по проведению аукциона.
3. При наличии соответствующих договоренностей и должного уровня координации предусматривается возможность назначения одного оператора аукциона для распределения прав использования пропускной способности сечения экспорта-импорта между энергосистемами более двух государств.
4. Оператор аукциона в обязательном порядке заранее публикует даты проведения аукционов в отношении каждого периода (год, месяц, сутки) на своем официальном сайте в сети Интернет.
Оператор аукциона в обязательном порядке заранее публикует периоды подачи ценовых заявок, в течение которых они будут считаться действительными.
5. Права на использование пропускной способности сечения экспорта-импорта предлагаются оператором аукциона в виде лотов пропускной способности, измеряемых в МВт.
6. Обязательным условием для участия в аукционе по распределению прав использования пропускной способности сечения экспорта-импорта является формирование участником трансграничной торговли согласованного с оператором аукциона финансового обеспечения для определения максимального объема количества лотов пропускной способности, которое участник может приобрести на соответствующем аукционе (годовой, месячный, суточный).
7. Для приобретения права использования пропускной способности сечения экспорта-импорта участники договора экспорта-импорта электроэнергии должны подать в торговую систему оператора аукциона одну или несколько ценовых заявок (но не более чем количество лотов пропускной способности) на приобретение права использования соответствующего объема пропускной способности сечения экспорта-импорта на каждый час соответствующего периода.
8. Равновесная цена на право использования пропускной способности сечения экспорта-импорта устанавливается с соблюдением следующих условий:
равновесная цена одинакова для всех объемов распределенной пропускной способности;
для покупателя прав использования пропускной способности сечения экспорта-импорта равновесная цена не может быть выше цены, указанной им в ценовой заявке;
равновесная цена равна нулю, если сумма запрашиваемых величин пропускной способности меньше, чем свободная пропускная способность (т.е. все запрашиваемые величины пропускной способности для всех ценовых заявок полностью удовлетворены);
равновесная цена равна самой низкой цене из ценовых заявок, по которым были распределены лоты пропускной способности в пределах свободной пропускной способности, если сумма запрашиваемых величин пропускной способности больше, чем свободная пропускная способность.
9. В целях учета прав на пропускную способность оператор аукциона пропускной способности сечения экспорта-импорта ведет соответствующий реестр, обеспечивающий отражение распределения прав использования пропускной способности на каждый час каждых суток, учет направлений перегона и возможность перерегистрации/перераспределения прав.
Оператор аукциона должен публиковать результаты каждого проведенного аукциона на своем официальном сайте в сети Интернет. Результаты должны содержать равновесную цену аукциона, а также количество распределенных лотов.
10. Права на использование пропускной способности, распределенные на годовом и месячном аукционах и не используемые соответствующими участниками, могут быть повторно распределены на суточных аукционах или перепроданы владельцем по двусторонним договорам участникам трансграничной торговли.
11. В случае ограничения пропускной способности сечения экспорта-импорта в какой-либо час величины прав использования пропускной способности всех участников-владельцев лотов пропускной способности в этот час будут ограничены пропорционально возникшему ограничению.
В случае если ограничение произошло в целях обеспечения надежного функционирования энергосистем, участники-владельцы лотов пропускной способности, права которых были ограничены, имеют право на компенсацию (возврат) платежей, уже уплаченных в отношении прав на использование пропускной способности.
12. Выручка от продажи прав использования пропускной способности на совместном аукционе распределяется между энергосистемами в заранее согласованном порядке.
6. Планирование графиков межгосударственных поставок и
перетоков электрической энергии
1. Целью планирования является определение возможности осуществления межгосударственных поставок электрической энергии без нарушения нормального режима работы национальных энергосистем и синхронной зоны, в том числе без перегрузок внутренних и межгосударственных сечений.
2. Планирование межгосударственных перетоков электрической энергии осуществляется системными операторами на двух/многосторонней основе на долгосрочный (год, месяц) и краткосрочный (сутки, час) периоды в почасовом разрезе на основании заявленных объемов поставки электрической энергии по договорам экспорта-импорта.
Планирование осуществляется с учетом ремонтов генерирующего и электросетевого оборудования и величины максимально допустимых перетоков мощности в сечениях экспорта-импорта и в контролируемых сечениях национальных энергосистем.
3. При влиянии межгосударственных поставок электрической энергии, осуществляемых через межгосударственное сечение, связывающее энергосистемы двух государств на межгосударственные перетоки между другими энергосистемами системными операторами осуществляется скоординированное планирование графиков межгосударственных перетоков электрической энергии на основе общей расчетной модели.
4. Системные/сетевые операторы согласовывают между собой графики отключения межгосударственных линий электропередачи и внутренних линий, отключение которых влияет на величины максимально допустимых межгосударственных перетоков.
5. Для включения соответствующих объемов поставки в предварительный диспетчерский график участники экспортно-импортных договоров обязаны заблаговременно проинформировать системных операторов соответствующих энергосистем о почасовых запланированных объемах поставки в соответствии с заключенными договорами, предъявив подтверждение наличия достаточного объема прав использования пропускной способности.
6. В результате осуществления процедур планирования на сутки вперед системные/сетевые операторы составляют и согласовывают графики сальдо межгосударственных перетоков в почасовом разрезе, которые являются обязательными для исполнения. Отклонения от согласованного графика сальдо межгосударственных перетоков подлежат урегулированию в соответствии с положениями, определенными в разделе 7 настоящих Общих принципов.
7. Системные/сетевые операторы должны проинформировать участников экспортно-импортных договоров о необходимости изменения запланированных объемов поставки вследствие согласованных изменений графиков сальдо межгосударственных перетоков.
7. Урегулирование отклонений от согласованных значений
межгосударственных перетоков электрической энергии
1. Системный/сетевой оператор каждой энергосистемы обязан принять меры по выполнению согласованных почасовых графиков сальдо межгосударственных перетоков или межгосударственных перетоков электрической энергии.
2. По факту исполнения режима межгосударственных перетоков системные/сетевые операторы ведут оперативный учет почасовых отклонений значений фактического сальдо межгосударственных перетоков или межгосударственного перетока от планового.
3. Системные/сетевые операторы определяют процедуру координированного согласования объемов отклонений фактического сальдо межгосударственных перетоков или межгосударственного перетока от планового. Системные/сетевые операторы или в зависимости от национального законодательства иные уполномоченные организации разрабатывают механизмы урегулирования отклонений по межгосударственным перетокам, в том числе на финансовой основе.
4.
В каждой энергосистеме назначается уполномоченная организация, ответственная за урегулирование (в том числе и финансовое) почасовых отклонений с соответствующими уполномоченными организациями других энергосистем.
Уполномоченные организации осуществляют взаимные расчеты в целях компенсации отклонений фактического сальдо межгосударственных перетоков в соответствии с п. 7.3 настоящих Общих принципов.
5. Для поддержания согласованных значений сальдо межгосударственных перетоков или межгосударственных перетоков электрической энергии системные/сетевые операторы (в зависимости от национального законодательства - иные уполномоченные организации) обеспечивают функционирование в национальных энергосистемах механизмов урегулирования отклонений между плановыми и фактическими объемами поставок электрической энергии, в том числе балансирующих рынков. Уполномоченные организации компенсируют свои расходы по урегулированию отклонений на сечениях экспорта-импорта в рамках таких механизмов.
6. При финансовом урегулировании отклонений в энергосистемах, где устойчиво функционируют балансирующие рынки и внедрены механизмы урегулирования отклонений и расчетов по ним, цена балансирующей электроэнергии, используемая для урегулирования отклонений по межгосударственным перетокам, формируется на основе цены, используемой для расчетов на внутреннем балансирующем рынке.
Для энергосистем, где не функционируют балансирующие рынки и не внедрены механизмы урегулирования отклонений и расчетов по ним, цена балансирующей электроэнергии, используемая для урегулирования отклонений по межгосударственным перетокам, определяется на основе маржинальных затрат на производство электроэнергии в энергосистеме.
7.
Системные/сетевые операторы энергосистем (в зависимости от национального законодательства - иные уполномоченные организации согласовывают параметры и предельные объемы почасовых отклонений в пределах установленной ими максимальной величины по межгосударственным перетокам.
Системные/сетевые операторы анализируют характер возникших отклонений и в случае превышения объемов почасовых отклонений в пределах установленной ими максимальной величины используют меры, стимулирующие исполнение графиков межгосударственных перетоков.
8. Компенсация затрат, связанных с осуществлением
транзита/передачи/перемещения электроэнергии через
энергосистемы государств-участников СНГ
1. Системные/сетевые операторы энергосистем государств-участников СНГ обеспечивают недискриминационные условия доступа к технологической инфраструктуре национальных энергосистем в пределах технических возможностей электрических сетей с учетом их приоритетного использования для электроснабжения внутренних потребителей.
2. Участники трансграничной торговли при использовании технологической инфраструктуры энергосистемы государства-участника СНГ для осуществления транзита/передачи/перемещения электрической энергии обязаны компенсировать данной энергосистеме затраты, связанные с осуществлением данного процесса.
3. Количество электрической энергии, передаваемой в качестве транзитной, определяется в почасовом интервале за расчетный период на основании показаний приборов коммерческого учета с использованием методики, согласованной системными/сетевыми операторами в двух/многостороннем порядке.
4. Стоимость и порядок оплаты транзита/передачи/перемещения электроэнергии определяются в соответствии с нормативными документами, регламентирующими функционирование электроэнергетического рынка государства-участника СНГ.
При определении стоимости услуги по транзиту/передаче/перемещению электроэнергии могут учитываться следующие затраты:
постоянные затраты, связанные с затратами по эксплуатации (использованию) сетей и диспетчеризацией режимов работы энергосистемы;
переменные затраты, связанные с компенсацией стоимости потерь и изменением потокораспределения (сетевые перегрузки), обусловленные транзитом/передачей/перемещением электроэнергии, а также стоимость дополнительных системных (вспомогательных) услуг.