Во исполнении Указа Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2011 - 2020 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2010 года № 1061 |
Стратегия развития акционерного общества
"Национальный инфокоммуникационный холдинг
"Зерде" на 2011 - 2020 годы"
Сноска. Стратегия в редакции постановления Правительства РК от 28.08.2013 № 873.
Содержание
1. Введение
1. Введение
Акционерное общество "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" (далее – холдинг) создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2008 года № 668 "О создании акционерных обществ "Национальный информационный холдинг "Арна Медиа", "Национальный научно-технологический холдинг "Парасат", "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде".
Государственным органом, осуществляющим права владения и пользования государственным пакетом акций Холдинга, является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
Учредителем холдинга является Правительство Республики Казахстан в лице Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.
Финансирование деятельности холдинга осуществляется за счет средств уставного капитала и доходов, формируемых за счет дивидендов акционерных обществ, пакет акций которых находится в собственности холдинга, и иных доходов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Основным предметом деятельности холдинга является эффективное управление юридическими лицами, пакеты акций которых переданы в оплату размещаемых акций холдинга (далее – ДЗО, группа компаний). Целями создания холдинга являются:
1) создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности и экономической эффективности инфокоммуникационной отрасли;
2) развитие инфокоммуникационных ресурсов и стандартов;
3) стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере инфокоммуникаций.
В группу компаний холдинга входят следующие юридические лица:
1) акционерное общество "Национальные информационные технологии";
2) акционерное общество "Национальная компания "Кazsatnet";
3) акционерное общество "Международный университет информационных технологий";
4) акционерное общество "Национальный процессинговый центр";
5) товарищество с ограниченной ответственностью "Центр электронной коммерции";
6) товарищество с ограниченной ответственностью "Корпорация перспективных технологий";
7) корпоративный фонд "Фонд развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ)".
Настоящий документ представляет собой долгосрочную стратегию развития холдинга на период до 2020 года и является основополагающим документом, отражающим стратегические приоритеты развития холдинга на долгосрочный период.
Стратегия основана на видении менеджментом холдинга перспективных направлений развития, Стратегии развития Казахстана до 2030 года "Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана", Послании Президента Республики Казахстан – лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан – 2050": новый политический курс состоявшегося государства", а также разработана в соответствии с указами Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан", от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года", от 19 марта 2010 № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан", от 8 января 2013 года № 464, Государственная программа "Информационный Казахстан -2020" и Стратегическим планом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на 2011-2015 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2011 года № 129.
Соответствие ключевых показателей деятельности холдинга на 2011 - 2020 годы стратегическим программным документам Республики Казахстан (стратегическая карта) приведено в приложении 1 к настоящей Стратегии.
2. Анализ текущего состояния
Анализ внутренней среды
Портфель компаний. Переданные в управление компании имеют различные виды деятельности по перспективным направлениям деятельности, а также опыт в реализации крупномасштабных проектов, таких как "электронное правительство", единая транспортная среда государственных органов. Поддержка инициатив холдинга по развитию отрасли информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) со стороны отраслевого государственного органа.
Операционная деятельность. Холдинг принимает участие в реализации государственной политики по развитию ИКТ в Республике Казахстан путем обеспечения эффективного управления активами и развития корпоративной культуры ДЗО, осуществляющих деятельность в ИКТ-отрасли.
Группа компаний холдинга реализуют мероприятия по развитию ИКТ-отрасли и направлениям деятельности, определенным законодательством Республики Казахстан. Сильной стороной деятельности ДЗО является наличие наработанного опыта по развитию ИКТ-отрасли, а также сформированной инфраструктуры.
Проводится работа по совершенствованию бизнес-процессов деятельности ДЗО и холдинга, требующая актуализации существующих внедренных бизнес-процессов в соответствии с международными стандартами, что позволит повысить операционную результативность деятельности группы компаний холдинга.
Для системного мониторинга исполнения поручений единственного акционера, вышестоящих государственных органов, поручений правления холдинга, исполнения мероприятий в рамках Государственной программы "Информационный Казахстан - 2020" в Республике Казахстан в группе компаний холдинга внедрена система контроля, которая функционирует на основе утвержденного графика представления отчетности дочерними организациями.
Группой компаний холдинга проводится дальнейшая работа по консолидации финансовых, производственных и инфраструктурных ресурсов, в целях способствования формированию конкурентоспособной отрасли ИКТ.
Финансовое состояние. Финансовая стабильность холдинга подтверждается положительными показателями финансовой устойчивости и платежеспособности. В целом, консолидированный результат чистой прибыли по итогам 2009 года составил 426 млн. тенге, по итогам 2010 года 408 млн. тенге.
В группе компаний холдинга функционирует система бюджетирования, основанная на общих принципах прозрачности, сбалансированности и эффективности.
Стратегическое планирование. Для эффективной системы стратегического планирования в холдинге и группе компаний проводилась работа по формированию документов стратегического планирования, а именно разработка и утверждение Стратегий развития на 2011 - 2020 годы и планов развития на 2011-2015 годы. В настоящее время ведутся дальнейшее совершенствование системы стратегического планирования, в том числе и контроль над процессом реализации стратегических документов, посредством системы сбалансированных показателей в группе компаний холдинга, как инструмент реализации стратегии развития.
Корпоративное управление. Для улучшения управленческих процессов внутри компаний, повышения прозрачности всех процессов, а также повышения конкурентоспособности разработана и внедрена система менеджмента качества, а также сформирован институт риск-менеджмента в холдинге и дочерних организациях.
Проводится работа по совершенствованию существующих бизнес-процессов по всем аспектам деятельности холдинга и в сфере взаимодействия с единственным акционером и группой компаний холдинга.
В холдинге функционирует стратегия управления человеческими ресурсами, направленная на создание эффективной системы управления персоналом и достижение стратегических целей.
Наличие профессиональных и конкурентоспособных человеческих ресурсов в штате холдинга позволит эффективно выполнить задачи, поставленные главой Государства. В связи с чем, в группе компаний холдинга внедрена единая система обучения персонала.
В целях внедрения единой политики оценки эффективности деятельности персонала, а также стимулирования материальной заинтересованности работников холдинга в достижении высоких конечных результатов работы и поддержания ее высокого качества разработана и внедрена система оценки на основе выполнения ключевых показателей деятельности. Данная система позволяет определить эффективность работника по итогам реализации поставленных задач и целей, в том числе с учетом результативности, оперативности, соблюдения сроков выполнения заданий.
Усовершенствован процесс подбора, найма и адаптации персонала по группе компаний холдинга.
Реализуемая кадровая политика нацелена на решение проблем с нехваткой квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и сохранения накопленного опыта.
Анализ внешней среды
Во время мирового финансового кризиса экономика Казахстана, а в особенности финансовый сектор претерпели резкий спад. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике вместо планируемых 10 % прироста ВВП в 2008 году темп экономического роста составил в два раза меньше - 5,1 %. Главной причиной кризиса в Казахстане является высокая степень интеграции банковской системы республики в мировую финансовую систему, что привело к значительному росту внешних заимствований. Кризис в банковском секторе послужил причиной резкого падения на рынке недвижимости и в строительном секторе экономики.
Мировой кризис, однако, не имел столь серьезных последствий для инфокоммуникационной отрасли Казахстана. Несмотря на то, что в других сферах экономики наблюдается замедление темпов роста и снижение доходов телекоммуникационная сфера наоборот увеличивает свои обороты, особенно в области предоставления услуг Интернет. В 2008 годы доходы от интернет-услуг составили 290 млн. долларов, прирост по сравнению с предыдущим периодом составил 60 %. Затраты же на информационные технологии в целом за тот же период выросли на 46 %.
Основной тенденцией развития мировой отрасли информационных технологий является передислокация основных производственных мощностей из развитых стран в развивающиеся страны, что позволит компаниям развитых государств снизить производственные расходы на рабочую силу, налоговую нагрузку, приблизить производство к источникам сырья, оптимизируя тем самым конечную стоимость своей продукции. Кроме того, как известно, любое производство оборудования - источник загрязнения близлежащей окружающей среды. В частности, развитые западноевропейские государства в полной мере осознают данную проблематику и переносят свои производства в менее благополучные в экономическом плане государства.
В период с 2003 по 2008 годы происходил планомерный перенос сборочных производств в страны Восточной Европы, что повлияло на изменение структуры ИКТ-рынка Европейского Союза в целом. Некоторые восточноевропейские государства (например: Венгрия, Словакия и др.) имеют на сегодняшний день положительное сальдо во внешней торговле по информационным и коммуникационным технологиям, в основе которого, чаще всего, лежит экспортоориентированная специализация на сборке компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Интересен опыт внешнеторговой специализации Ирландии и Индии в сфере информационных услуг и интеграции. Эти страны стали лидерами в оффшорном программировании и зарабатывают на экспорте услуг значительные средства, в 2008 году Ирландия - 20 млрд. долларов США, Индия - 25 млрд. долларов США.
Крупнейшими нетто-экспортерами международного ИКТ-рынка являются: Корея (32 % с положительным сальдо внешней торговли информационных и коммуникационных технологий), Малайзия (20 %), Япония (19 %), Китай (18 %). В ряде европейских государств также сохраняется положительное сальдо во внешней торговле информационных и коммуникационных технологий.
Крупнейшим экспортером информационных и коммуникационных технологий в мире является Китай. Экспорт его продукции и услуг в области информационных и коммуникационных технологий составил в 2008 году 360 млрд. долларов, превысив суммарный экспорт 15 стран Экономического союза и Соединенных Штатов Америки.
Опыт быстрорастущих экономик показывает, что ставка на позитивную роль информационных и коммуникационных технологий на экономические показатели других отраслей и качество жизни общества в целом весьма оправдана при системной государственной политике по развитию ИКТ-отрасли. Примерами могут служить страны: Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Гонконг, Канада, Австралия, Финляндия.
За последние годы отмечаются значительные достижения Республики Казахстан в секторе ИКТ, о чем свидетельствуют высокие международные рейтинги.
Развитие "электронного правительства" в Республике Казахстан получило высокую оценку экспертов Организации Объединенных Наций. Согласно данным ежегодного рейтинга ООН по глобальной готовности к "электронному правительству" Казахстан в мировом рейтинге занял 46-ое место в 2010 году. В азиатском регионе в 2010 году Казахстан по данному показателю занял 8-ю позицию, опередив Объединенные Арабские Эмираты (9 место) и Кувейт (10).
Среди стран Центральной Азии по результатам 2010 года Казахстан занимает первое место, опередив Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.
По индексу онлайн услуг, являющихся составной частью индекса развития "электронного правительства", по итогам 2010 года Казахстан занял 24-е место.
В отчете ООН также отражены результаты по индексу е-участия, критерии которого оценивают доступность законов, правил, информации об услугах, отражают взаимодействие между гражданами и правительством, участие граждан в процессе принятия решений.
В данном рейтинге Казахстан в 2010 году занял 18 место, опередив Литву,Словению, Кипр, Австрию, Норвегию, Швецию, Финляндию.
В настоящее время состояние предоставления государственных электронных услуг населению и организациям характеризуется следующими данными:
1) центральными и местными исполнительными органами посредством интернет-ресурсов оказываются интерактивные услуги населению и бизнесу (блоги руководителей, интерактивные опросы и т.д.) и осуществляется переход к оказанию транзакционных услуг;
2) создана инфраструктура "Электронного правительства";
3) проведена работа по оптимизации государственных услуг государственных органов в электронный формат;
4) внедрена информационная система "Е-лицензирование";
5) ведется работа по переводу центральных государственных органов на электронный документооборот без дублирования документов на бумажном носителе;
6) создана система электронных обращений граждан через веб-портал "электронного правительства" к руководителям государственных и местных исполнительных органов.
В условиях информатизации и движения мирового сообщества к целостности существует необходимость подготовки высококвалифицированных, профессиональных, востребованных на рынке труда специалистов. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов и в условиях расширения сфер сотрудничества с зарубежными странами, а также появления новых средств коммуникаций особую актуальность приобретает возможность взаимодействовать с коллегами из разных стран.
В целях развития образования в сфере инфокоммуникаций акционерное общество "Международный университет информационных технологий" (ІТ-Университет) тесно сотрудничает с университетом США Carnegie Mellon.
Кроме того, открыты 4 (четыре) новые специальности бакалавриата и магистратуры по специальностям "Информационные системы" и "Вычислительная техника и программное обеспечение", а также проводится отбор дополнительных зарубежных партнеров для ІТ-Университета среди высших учебных заведений Малайзии, Сингапура, Кореи и России. Прорабатывается вопрос открытия специализированных ІТ - колледжей.
Кроме того, инициирован проект по созданию ИКТ-кластера на территории "Парка информационных технологий". ИКТ-кластер будет представлять собой территорию площадью в 30 га, где предусматривается строительство учебно-исследовательского комплекса, бизнес центра, дата-центра, посевного фонда с функциями бизнес-инкубирования и других необходимых для функционирования ИКТ-кластера институтов развития.
Необходимо отметить, что важным аспектом для успешного инновационного развития экономики Республики Казахстан является создание государством вышеуказанных институтов развития отрасли, на базе которых холдинг будет стимулировать активное внедрение инноваций и развитие высокотехнологичных производств. В свою очередь, данные факторы будут влиять на эффективность финансово-хозяйственной деятельности Холдинга.
Влияние факторов внешней среды на отрасль инфокоммуникаций. На отрасль инфокоммуникаций оказывает влияние ряд глобальных факторов, которые могут воздействовать на деятельность Холдинга, включая: политические, правовые и экономические факторы.
Политические и правовые факторы. В настоящее время в Республике Казахстан развитие спроса и предложения информационных технологий обуславливается замедленным развитием законодательной базы как для сектора ИКТ в целом, так и для отдельных направлений, таких, как электронная коммерция, информационная безопасность и электронная цифровая подпись. С другой стороны, наличие ряда государственных программ касательно развития ИКТ в Республике Казахстан говорит о высоком уровне внимания к данному сектору на сегодняшний день.
В число наиболее важных документов, применимых к отрасли, относятся Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года "Об информатизации", Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан" и Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464 "О Государственной программе "Информационный Казахстан – 2020" и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ".
Экономические факторы. Сектор информационных технологий Республики Казахстан является одним из динамично развивающихся сегментов национальной экономики. В целом доля сектора ИКТ в ВВП страны по данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2010 год составила 3,5 %. Объем ИТ-рынка в ИКТ-отрасли за 2010 год составляет 216,5 млрд. тг., в 2010 году прирост к предыдущему году составил 30,6 % (50,8 млрд. тг).
В структуре IT-рынка можно выделить три крупных сектора: сектор производства IT-оборудования, сектор программного обеспечения и сектор ИТ-услуг. Объемы секторов на 2010 год составляют следующие показатели:
1. Объем сектора IТ-услуг составляет 65,3 млрд. тенге, за 2010 год прирост к предыдущему году составил 25 % (13 млрд. тг).
2. Объем сектора программного обеспечения – 10,6 млрд. тенге, при этом в 2010 году объем сектора снизился на 14,7 % (1,8 млрд. тг) по сравнению с 2009 годом.
3. Объем сектора IТ-оборудования составляет 140,6 млрд. тенге, прирост к предыдущему году составил 39 % (39,5 млрд. тг).
Подводя итоги необходимо отметить следующее. Отрасль ИКТ одна из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики РК. Реализация государственных программ и в их рамках настоящей Стратегии развития холдинга позволит создать предпосылки информационно-технологического характера для вхождения страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Создание казахстанской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.
Опережающее развитие информационных и коммуникационных технологий является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий.
Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несут с собой развитие и распространение ИКТ, трансформирующих не только работу государственных структур и институтов гражданского общества, но и отношения в социальной сфере, науке и образовании, культуре и образе жизни людей. В данном смысле, ИКТ служат одним из инструментов создания информационного общества.
На основании изложенного можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие отрасли ИКТ.
Внутренние факторы:
1) основные доходы рынка IT-услуг формируются за счет государственного заказа;
2) на рынке программного обеспечения в Казахстане доминирующее положение занимает продукция зарубежных производителей;
3) казахстанские предприятия занимаются в основном реализацией оборудования известных международных производителей и сборкой компьютерной техники;
4) развитие информационных систем государственных органов для предоставления услуг в электронной форме;
5) продвижение "электронного правительства" и государственных услуг в электронной форме;
6) повышение спроса на услуги обучения в области инфокоммуникаций.
Внешние факторы:
1) быстрые темпы развития инфокоммуникационных технологий;
2) высокая зависимость сектора ИКТ от импорта;
3) продвижение к информационному обществу и инновационной экономике;
4) высокая конкуренция на международном рынке подготовки ИТ-специалистов.
Результаты анализа внутренней и внешней среды позволили выделить сильные и слабые стороны Компании, а также угрозы и возможности, которые приведены в таблице.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Государственная поддержка проектов холдинга | Снижение экономической эффективности деятельности в связи с некоммерческой нагрузкой на деятельность холдинга |
Профессиональный топ-менеджмент | |
Наличие человеческого потенциала для практической разработки и производства ИТ продукции и услуг | Отсутствие технологических парков, исследовательских лабораторий |
Государственная политика, направленная на развитие экономики, инноваций и привлечение иностранных инвестиций | Изменение законодательства (увеличение экспортных пошлин, повышение налогов и пр.) Слабая заинтересованность во внедрении ИКТ и инноваций промышленным сектором экономики |
Возможности | Угрозы |
Возможности вывода на внешний рынок услуг (работ, продукции) Холдинга и ДЗО | Высокий уровень конкуренции со стороны иностранных ИТ-компаний на рынке Казахстана Отсутствие достаточного опыта коммерциализации деятельности, поиска инвесторов, слабое взаимодействие с международными рынками капитала, технологий |
Возможность привлечения для работы высококвалифицированных выпускников ВУЗов | Несоответствие уровня подготовки выпускников казахстанских ВУЗов динамично развивающейся отрасли ИКТ |
3. Миссия и видение холдинга
Миссией холдинга является содействие формированию информационного общества и конкурентоспособной отрасли ИКТ Республики Казахстан.
Видение холдинга: АО "Холдинг "Зерде" будет институтом развития, обладающим необходимым набором инструментов для развития ИКТ – отрасли.
АО "Холдинг "Зерде" станет ведущим разработчиком "электронного правительства".
4. Стратегические направления деятельности, цели,
задачи, ключевые результаты деятельности и ожидаемые результаты
Стратегическое направление:
Обеспечение институционального развития отрасли
информационных и коммуникационных технологий
Цель: создание базовых институтов развития ИКТ отрасли.
Задачи:
1) участие в совершенствовании нормативной правовой базы и формировании базы нормативной документации по стандартизации в отрасли ИКТ;
2) стимулирование инвестиционной, инновационной и научно-исследовательской деятельности;
3) анализ и мониторинг ИКТ отрасли, с целью развития казахстанского содержания;
4) популяризация отраслевых ИКТ продуктов и сервисов, в т.ч. электронных услуг.
Ключевые показатели деятельности:
1) обеспечение индекса физического объема ИКТ отрасли – до 110 % к 2020 году;
2) количество проектов, по которым привлечено внешнее финансирование, к 2020 году - 15 проектов.
Ожидаемые результаты:
В результате выполнения задач по данному направлению к 2020 году будут определены основные требования, правила и нормы по ИКТ. В свою очередь повысятся качество и безопасность работ, услуг и продукции в соответствии с уровнем развития различных сфер деятельности путем участия холдинга в формировании необходимой современной и актуальной нормативной правовой базы ИКТ – отрасли.
Будут выработаны рекомендации по развитию электронной коммерции в Республике Казахстан, а также предложения по увеличению доли казахстанского содержания на основе проведенного анализа международного опыта развития местного содержания и структуры ИКТ рынка Республики Казахстан. Дополнительно будут выработаны предложения по совершенствованию отраслевой статистики.
В рамках целевых технологических программ будут проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию критических технологий в отрасли ИКТ.
Кроме того, в рамках посевного финансирования будут приниматься меры по поддержке разработчиков стартап проектов и созданию прототипов сервисов или продуктов в области ИКТ, по которым в последующем будет привлечено внешнее финансирование.
Холдингом будут приниматься меры по созданию ИКТ-кластера и 2 региональных ИТ-парков, организованы мероприятия по поддержке развития профессионального ИКТ - сообщества (конференции, семинары, круглые столы), проведены мероприятия по информированию казахстанских и зарубежных потребителей об отечественных ИТ-продуктах.
Стратегическое направление:
Содействие в оптимизации системы государственного управления
на базе дальнейшего развития "электронного правительства"
Цель: Обеспечить позицию Республики Казахстан в числе первых 25 стран по индексу развития "электронного правительства" к 2020 году.
Задачи:
1) внедрение аутсорсинговой модели информатизации государственных органов с применением государственной "облачной" платформы (G-cloud);
2) развитие единой транспортной среды государственных органов (далее – ЕТС ГО);
3) обеспечение предоставления электронных государственных услуг для населения и юридических лиц;
4) обеспечение развития "мобильного правительства";
5) обеспечение создания в рамках шлюза и портала электронного правительства публичных информационных сервисов обмена электронными документами с ЕСЭДО для обеспечения бесшовной интеграции электронного документооборота государственных органов и бизнеса на основе единого стандарта.
Ключевые показатели деятельности:
1) обеспечение 100 % перевода социально значимых государственных услуг в электронную форму;
2) общее количество реализованных ИКТ-сервисов для государственных органов в рамках аутсорсинговой модели информатизации – 15 сервисов к 2020 году;
3) подключение к ЕТС ГО 100 % органов местного самоуправления, государственных органов и их территориальных подразделений до районного уровня к 2015 году.
Ожидаемые результаты:
Результатом достижения цели второго стратегического направления будет повсеместное использование государственными органами инфраструктуры "электронного правительства", которая служит площадкой для диалога с населением и бизнесом. Применение на всех уровнях государственных органов информационных технологий обеспечит упорядоченность в вопросах контроля, исключит дублирование бизнес-процессов и данных, что в итоге позволит сократить расходы бюджетных средств и увеличить качество предоставляемых услуг.
В целях повышения эффективности применения информационных технологий в государственных органах будут осуществляться с учетом требований информационной безопасности реализация аутсорсинговой модели информатизации государственных органов Республики Казахстан, основанной на применении государственной "облачной" платформы (G-Cloud), в рамках которой будут проведены работы по сокращению и упрощению бизнес-процессов по предоставлению электронных государственных услуг и их дальнейшая автоматизация.
Участниками аутсорсинговой модели будут Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган в сфере информатизации, государственная техническая служба, органы местного самоуправления, государственные органы и их территориальные подразделения.
Для реализации аутсорсинговой модели необходимо провести анализ ИК-инфраструктуры государственных органов.
Внедрение первого этапа аутсорсинговой модели будет осуществляться в рамках пилотной зоны в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
По итогам реализации модели в пилотной зоне при участии холдинга будет улучшено нормативное правовое законодательство и разработаны нормативно-методологические документы.
При этом необходимо отметить, что разработчики облачных вычислений определяют их как инновационную технологию, которая предоставляет динамично масштабируемые вычислительные ресурсы и приложения через Интернет в качестве сервиса под управлением поставщика услуг.
Кроме того, в 2015 году будут подключены к ЕТС ГО 100 % органов местного самоуправления, государственных органов и их территориальных подразделений до районного уровня, согласно перечня, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 1660.
Следующей ступенью развития "электронного правительства" является развитие "мобильного правительства", результатом которого будет улучшение показателей экономического развития государства путем предоставления комплексных сервисов/услуг для населения посредством мобильных каналов.
Стратегическое направление:
Развитие человеческого капитала в ИКТ - отрасли
Цель: готовность населения и бизнеса для перехода к информационному обществу.
Задачи:
1) содействие в повышении уровня компьютерной грамотности населения;
2) содействие в подготовке и повышении уровня квалификации специалистов в области ИКТ в сфере высшего и средне-технического образования.
Ключевые показатели деятельности:
1) повышение уровня компьютерной грамотности населения до 80 % к 2020 году;
2) выдача к 2020 году более 2500 сертификатов международного стандарта iCarnegie.
Ожидаемые результаты:
В рамках данного направления будет проводиться работа по подготовке и повышению уровня квалификации специалистов в области ИКТ в сфере высшего и средне-технического образования.
Кроме того в Международном университете информационных технологий будут осуществляться формирование и развитие эффективной системы трехступенчатого образования: бакалавриат-магистратура-докторантура, что позволит существенно повысить качество обучения и, соответственно, конкурентоспособность и востребованность предлагаемых учебных программ на рынке образования Республики Казахстан. В рамках сотрудничества с университетом США Carnegie Mellon будут выдаваться сертификаты международного стандарта iCarnegie.
Также для развития человеческого капитала как главного фактора формирования информационного общества в Казахстане будут реализованы следующие меры:
1) открытие специализированных курсов повышения компьютерной грамотности работников той или иной сферы до необходимого уровня знаний, применяемых в его работе ИКТ;
2) проведение курсов по базовым навыкам компьютерной грамотности и получению государственных услуг в электронной форме;
3) разработка отраслевой рамки квалификаций в области ИКТ;
4) создание профессиональных стандартов в области ИКТ;
5) разработка образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами в сфере ИКТ;
6) проработка вопроса создания в 2014 году двух учебных центров на базе существующих организаций образования в двух регионах по проектам инфокоммуникаций.
Стратегическое направление:
Совершенствование корпоративного управления
в группе компаний холдинга
Цель: рост эффективности деятельности группы компаний холдинга.
Задачи:
1) совершенствование бизнес-модели группы компаний холдинга;
2) развитие системы управления человеческими ресурсами;
3) повышение имиджа группы компаний холдинга.
Ключевые показатели деятельности:
1) консолидированная рентабельность;
2) консолидированная производительность труда.
Ожидаемые результаты.
В результате достижения цели по данному направлению финансово-хозяйственная деятельность холдинга станет высокоэффективной и безубыточной, будет обеспечено наличие рентабельности группы компаний, прозрачности финансовой отчетности и контроля расходования денежных средств.
Будет усовершенствована деятельность советов директоров, внутреннего аудита, управления рисками, системы инвестирования, мотивации найма и подбора персонала, оптимизирована финансово-хозяйственная и усовершенствована система закупок.
Также в рамках данного направления будет повышена узнаваемость бренда группы компаний холдинга.
Приложение 1 к Стратегии развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2011 - 2020 годы" |
Соответствие ключевых показателей деятельности
АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде"
стратегическим программным документам
Республики Казахстан (стратегическая карта)
Стратегия 2030 | Стратегия 2020 | ГП ФИИР | ГП "Информационный Казахстан 2020" | Послание Президента РК 2012 год | Стратегический план МТК | Стратегия развития АО "Холдинг "Зерде" |
Информационные технологии в сравнении с другими видами в большей мере способствуют развитию бизнеса, экспортной деятельности и децентрализации экономики. Они интегрируют национальные экономики и, расширяя рамки региона, укрепляют мировые экономические связи. Неоценимо значение информационных технологий для сфер здравоохранения и образования, а также для сохранения и улучшения окружающей среды. Еще одним положительным моментом легкодоступной и полностью задействованной телекоммуникационной системы является гарантия, что все население, несмотря на плохое состояние дорог, отдаленность отдельных регионов и высоких тарифов на пассажирские перевозки, будет иметь доступ к информации. | К 2020 году: сформирована инфраструктура телекоммуникаций, базирующаяся на современных высокоскоростных оптических и беспроводных технологиях, ориентированная на предоставление мультимедийных услуг населению и организациям, повышение уровня компьютерной грамотности населения до 60 %. К 2015 году: уровень отраслевой стандартизации доведен до международных норм и сформирована правовая основа, способствующая развитию ИКТ в Республике Казахстан, повышен уровень компьютерной грамотности населения до 40 %; обеспечен перевод не менее 50 % социально значимых государственных услуг в электронную форму в рамках реализации программ "электронное правительство" и "электронные акиматы". | Развитие секторов "экономики будущего". Информационные и коммуникационные технологии. Основная задача: формирование конкурентоспособного экспортоориентированного национального сектора инфокоммуникационных технологий. Целевые индикаторы: увеличение валовой добавленной стоимости в отрасли информации и связи к 2015 году на 77 % в реальном выражении к уровню 2008 года; Обеспечение инфокоммуникациями. Основная задача: развитие инфокоммуникационных технологий для перехода к информационному обществу и инновационной экономике. Целевые индикаторы 1. Повышение уровня компьютерной грамотности населения до 52 %. 2. Обеспечение 100 % перевода социально значимых государственных услуг в электронную форму. | Целевые индикаторы: 1) Казахстан в рейтинге DoingBusiness Всемирного банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран; 2) индекс "электронного правительства" (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран; 3) доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан – 100 %; 4) количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %; 5) доля сектора информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в ВВП страны – 4 %; 6) уровень компьютерной грамотности – 80 %; 7) доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, – 40 %; 8) доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, – 50 %; 9) доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, – 80 %. | Четвертое. Повышение качества государственных услуг населению. Это важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов. До конца 2012 года 60 % социально - значимых государственных услуг, в том числе все виды лицензий, должны представляться только в электронной форме. Начиная с 2013 года, наиболее востребованные разрешительные документы от государства казахстанцы должны получать также в электронной форме или через ЦОН. Также нужно повышать компьютерную грамотность населения, в том числе за счет различных стимулирующих программ. Девятое. Индустриально-инновационные проекты. Социальная значимость проектов в рамках индустриально - инновационного развития абсолютна. Поручаю Правительству предусмотреть необходимые средства для развития инфраструктуры инновационных кластеров. | В рамках стратегического направления 3. Развитие услуг, производства и инфраструктуры ИКТ, инновации, базирующейся на современных технологиях, ориентированной на предоставление мультимедийных услуг. Доля сектора ИКТ в ВВП - 3,8 % к 2015 году. Количество гармонизированных стандартов от общего количества стандартов в области ИКТ – 76 к 2015 году. Количество разрабатываемых государственных стандартов в области ИКТ – 79 к 2015 году. Количество разрабатываемых НПА в области ИКТ – 8 к 2012 году. Доля казахстанского содержания в общем объеме IT-рынка – 35 % к 2015 году. Доля казахстанского содержания в IT-услугах – 85 % к 2015 году. Доля казахстанского содержания в объеме коробочного (лицензионного) ПО – 17 % к 2015 году. Доля казахстанского содержания в объеме сектора IT-оборудования – 11 % к 2015 году. Количество научно-исследовательских работ в МУИТ – 4 работы к 2015 году. Уровень компьютерной грамотности населения – 56 % к 2015 году. В рамках стратегического направления 4. Совершенствование процессов предоставления государственных услуг, технического сопровождения интеграция информационных систем государственных органов, в том числе создание условий и механизмов для развития информационной инфраструктуры Таможенного союза. Доля переведенных в электронный формат социально значимых государственных услуг от общего количества социально значимых услуг к 2015 году – 100 %. Доля оказанных в электронном виде социально значимых государственных услуг от общего количества переведенных в электронный формат социально значимых государственных услуг к 2015 году- 70 %. Доля лицензий, выдаваемых в электронном виде, от общего количества выдаваемых лицензий к 2015 году – 100 %. | КПД 1 направления "Обеспечение институционального развития отрасли информационных и коммуникационных технологий": 1. Обеспечение индекса физического объема ИКТ – отрасли до 110 % в 2020 году. 2. Общее количество проектов, по которым привлечено внешнее финансирование к 2020 году – 15 проектов. КПД 2 направления "Содействие в оптимизации системы государственного управления на базе дальнейшего развития "электронного правительства": 1. Обеспечение 100 % перевода социально значимых государственных услуг в электронную форму. 2. Общее количество реализованных ИКТ сервисов для государственных органов в рамках аутсорсинговой модели информатизации – 15 сервисов к 2020 году. 3. Подключение к ЕТС ГО 100 % органов местного самоуправления, государственных органов и их территориальных подразделений до районного уровня к 2015 году. КПД 3 направления "Развитие человеческого капитала в ИКТ - отрасли": 1. Повышение уровня компьютерной грамотности населения до 80 % к 2020 году. 2. Выдача к 2020 году более 2500 сертификатов международного стандарта iCarnegie. КПД 4 направления "Совершенствование корпоративного управления в группе компаний холдинга": 1. Консолидированная рентабельность. 2. Консолидированная производительность труда. |
Приложение 2 к Стратегии развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2011 - 2020 годы" |
Перечень ключевых показателей деятельности
(далее - КПД) АО "Национальный инфокоммуникационный
холдинг "Зерде" на 2011-2020 годы
1 Стратегическое направление "Обеспечение институционального развития отрасли информационных и коммуникационных технологий" | ||||||||||
КПД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Индекс физического объема ИКТ – отрасли, % | - | 108 | 108 | 109 | 108 | 109 | 110 | 110 | 110 | 110 |
Количество проектов, по которым привлечено внешнее финансирование, проектов | - | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
2 Стратегическое направление "Содействие в оптимизации системы государственного управления на базе дальнейшего развития "электронного правительства" | ||||||||||
КПД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Доля переведенных в электронный формат социально значимых государственных услуг, % | - | 60 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Общее количество реализованных ИТ сервисов для ГО в рамках аутсорсинговой модели информатизации, сервисов | - | 7 | 9 | 10 | 12 | 12 | 14 | 14 | 15 | 15 |
Общее количество подключенных органов местного самоуправления, государственных органов и их территориальных подразделений к единой транспортной среде государственных органов, % | - | - | 25 | 60 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
3 Стратегическое направление "Развитие человеческого капитала в ИКТ - отрасли" | ||||||||||
КПД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Повышение уровня компьютерной грамотности населения, % | - | 50 | 52 | 54 | 56 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 |
Выдача сертификатов международного стандарта iCarnegie, ед | - | - | 290 | 300 | 310 | 350 | 370 | 400 | 430 | 480 |
5 Стратегическое направление "Совершенствование корпоративного управления в группе компаний Холдинга" | ||||||||||
КПД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Консолидированная рентабельность,% | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 |
Консолидированная производительность труда, тыс. тенге | - | 4786 | 4834 | 4882 | 4931 | 4980 | 5030 | 5080 | 5131 | 5183 |