О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2001 года № 1064 "О генеральном плане города Астаны"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июля 2011 года № 884. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2024 года № 33.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 25.01.2024 № 33.

      В целях обеспечения комплексного развития столицы Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2001 года № 1064 "О генеральном плане города Астаны" следующие изменения:

      1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить одобренный маслихатом города Астаны проект генерального плана города Астаны согласно приложению";

      2) приложение к указанному постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 30 июля 2011 года № 884
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 15 августа 2001 года № 1064

Генеральный план города Астаны
1. Назначение Генерального плана

      Генеральный план города Астаны (далее - Генеральный план) является основным документом планирования градостроительного развития города Астаны в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечения экологической безопасности, сохранения природы и культурного наследия.

      Генеральный план является основой для разработки:

      проектов детальной планировки и застройки города;

      перспективных и первоочередных программ;

      схем развития инженерной и транспортной инфраструктуры города;

      сохранения, развития и благоустройства территорий пригородного комплекса;

      реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий;

      развития общественных, деловых и культурных центров;

      плана развития объектов туризма и отдыха;

      комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды;

      разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных районов и других территориальных единиц города Астаны.

      Главная цель Генерального плана развития города Астаны - проведение комплекса градостроительных мероприятий, направленных на создание экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды.

      Основная архитектурно-градостроительная идея Генерального плана заключается в формировании выразительного облика города Астаны, как комфортного для жизни города, одного из центров сотрудничества и взаимодействия стран Евразийского континента.

      Генеральным планом определена численность населения города Астаны на расчетный срок в количестве 1 220 тыс. человек на территории города площадью 71014,0 га или 17,2 чел/га. При этом застроенная территория составит 46,4 %, включая зеленое строительство, а незастроенная территория - 53,6 %.

2. Основные направления социально-экономического развития
2.1. Демография

      Динамика демографических процессов в перспективе до 2030 года будет определяться взаимодействием всей совокупности факторов общественного развития как традиционных, давно сложившихся, так и новых, формирующихся в ходе нарастающих социально-экономических изменений и преобразований в жизни общества.

      Характер демографического развития города Астаны будет определяться естественным и миграционным движением населения, масштабы и направленность которых будут зависеть от результатов социально-экономических преобразований:

      развития экономического потенциала города;

      развития рынка жилья;

      занятости и уровня оплаты труда;

      государственной и городской социальной политики и других факторов.

      Прогноз перспективной численности населения города Астаны основывается на изменении административного статуса города - новой столицы страны, на ее геополитической роли в дальнейшем демографическом развитии Республики Казахстан. Передислокация столицы из города Алматы в город Астану оказала положительное влияние на рынок труда, что в свою очередь благотворно отразилось на все составляющие демографической ситуации - рост рождаемости, снижение смертности, позитивные изменения в возрастной структуре.

      Варианты прогноза перспективной численности населения рассчитаны несколькими методами:

      по демографическому методу;

      на основе естественного движения населения;

      по методу экстраполяции;

      на основе демографической емкости территории;

      на основе сложившегося постоянного темпа прироста на все периоды развития города.

      Прогнозируемая численность населения города Астаны на период до 2030 года определяется устойчивыми и инерционными демографическими тенденциями в городе, в пригородной зоне и в целом по Республике Казахстан.

      Сопоставление показателей численности населения на расчетный срок, полученных различными методами, показывает, что эта величина варьируется в пределах 963,0-1985,0 тыс. человек.

      Наиболее вероятная ориентировочная численность населения города Астаны находится в середине интервала между крайними показателями 1200,0-1300,0 тыс. человек. В основу разработки Генерального плана положена численность населения на 2030 год 1220,0 тыс. человек. Прогнозная численность по периодам развития города принята: 2015 год - 855,0 тыс. человек, 2020 год - 991,0 тыс. человек.

      Расчетные показатели занятого населения предполагают его рост к 2030 году до 647,3 тыс. человек, против 347,2 тыс. человек в 2009 году.

      Основная цель социального и градостроительного развития города - это создание социально-психологического комфорта и высокого средового уровня проживания населения на рассматриваемой территории.

2.2. Жилищно-гражданское строительство

      В перспективе среди всей совокупности социальных вопросов центральное место отводится жилищной проблеме, что определяется объективным назначением жилища, как важнейшего элемента материальных условий жизни населения, основного звена социальной инфраструктуры. Жилищные условия не определяют благосостояние населения, но в значительной мере создают структуру и систему приоритетов остальных потребностей человека.

      Для решения задач жилищного строительства необходимо, чтобы жилищная политика стала одним из приоритетных направлений социального развития.

      Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение средней обеспеченности жильем до 30 кв. м. на 1 человека к 2030 году, с одновременным увеличением всего жилищного фонда до 37,2 млн. кв. м.

      Строительство будет осуществляться:

      на свободных территориях - 8,9 тыс. га;

      на реконструируемых территориях со сносом ветхого жилья и уплотнения существующей застройки - 2,7 тыс. га.

      Доля индивидуального жилищного строительства составляет за весь период 19,4 % от общего объема строительства жилья.

      Приоритетными программами реконструкции и развития жилых территорий города Астаны являются:

      реконструкция районов низкоплотной существующей застройки в структурных частях города с высокой интенсивностью использования примагистральных территорий, центрального планировочного района, городских общественных узлов и других;

      завершение застройки незаконченных объектов строительства и формирования жилых комплексов на свободных городских территориях за пределами сложившейся застройки;

      поэтапная реконструкция районов массового строительства (застройка 60-80-х годов и последующих периодов), включающая капитальный ремонт, перепланировку, снос амортизированного фонда и новое строительство комфортного жилья в объеме 1,0 млн. кв. м. общей площади высотных зданий (18 и более этажей) с комплексным благоустройством;

      архитектурно-пространственное завершение и формирование системы общественных зон и центров в этих районах.

      Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижения нормативных показателей обеспеченности учреждениями социально-гарантированного минимума обслуживания и нормативных показателей развития объектов городского значения к 2030 году. При этом предполагается ввод социальной сферы за счет нового строительства объектов обслуживания общей площадью - 16,8 млн. кв. м. с доведением величины фонда обслуживания города до 23,8 млн. кв. м. общей площади.

2.3. Экономическая деятельность

      Перенос столицы в город Астану резко изменил структуру экономической деятельности города. Если раньше основными отраслями специализации являлись промышленность и транспорт, то теперь главную роль играют столичные функции:

      государственное управление;

      научный и образовательный комплекс;

      культура, здравоохранение, спорт республиканского значения.

      Наряду с этим большое значение имеют: транспортно-коммуникационный комплекс и промышленность, обслуживающая в основном, нужды населения города и малое предпринимательство.

      Для достижения главной цели генерального плана определены следующие стратегические направления развития:

      развитие отраслей промышленности;

      развитие транспортно-логистического центра;

      развитие малого и среднего бизнеса;

      развитие объектов прикладного научно-образовательного и высшего образования;

      развитие туризма и спорта.

      Осуществление реструктуризации отраслей сферы материального производства предлагается в пользу наукоемких и ресурсосберегающих технологий.

      Прогнозируется сохранение городом Астана статуса города республиканского значения и предполагается интенсивное развитие научно-технического, образовательного, культурного, социального, производственного и инфраструктурного потенциалов, сети институтов рыночной инфраструктуры республиканского и международного значения.

      Планируется дальнейшее эффективное сочетание и взаимодействие государственного и частного секторов экономики.

      Генеральным планом предлагается реорганизация производственных территорий, с целью повышения их экологической безопасности и более эффективного использования градостроительный потенциал этих территорий в интересах развития города.

2.4. Туристская инфраструктура города

      Необходима разработка комплексной программы развития рекреационной инфраструктуры для обслуживания новой отрасли экономической деятельности города - туризма, которая должна использовать потенциал уникального архитектурно-градостроительного, историко-культурного наследия и природного окружения города Астаны, и решить как организационно-технические вопросы развития туристической отрасли, так и вопросы сохранения, реставрации и воссоздания исторического наследия и природного потенциала.

      Создание комплексной инфраструктуры туризма, предполагает:

      развитие туристического комплекса города Астаны как узловой системы туризма части северного ответвления великого "Шелкового пути" на территории Республики Казахстан и центрально-азиатского региона;

      формирование системы туристических зон города, объединенных пешеходными маршрутами. Сосредоточение в пределах таких зон объектов показа и посещения, обеспечение местами размещения туристов и их обслуживания и досуга туристическими учреждениями, объединение туристических зон системой транспортных маршрутов;

      развитие объектов туристического показа и посещения, в том числе увеличение пропускной способности объектов досуга и развлечений, спортивно-зрелищных и оздоровительных комплексов, строительство международного туристического центра, центров конгрессов, выставок, ярмарок;

      развитие гостиничной сети, сети объектов торгово-бытового и информационного обслуживания, туристических бюро и транспортных агентств;

      развитие системы транспортного туристического обслуживания в международном аэропорту, на железнодорожном вокзале, развитие парка и предприятий обслуживания специального автотранспорта и проката автомобилей, увеличение емкости автостоянок в туристических зонах.

3. Цели градостроительного развития

      Главная цель градостроительного развития города Астаны - это устойчивое развитие города и формирование благоприятной среды жизнедеятельности для настоящего и будущих поколений города.

      Достижение этой цели в генеральном плане характеризуют:

      создание регионального центра экономического, политического, духовного и культурного сотрудничества и взаимодействия стран Евразийского континента;

      комплексность в строительстве объектов социального, производственного и жилищно-гражданского назначения, включая вопросы реконструкции территории и формирование удобной жилой среды;

      надежность, безопасность и доступность транспортной и инженерной инфраструктур города;

      экологическая безопасность городской среды и устойчивость городского и пригородного природного комплекса;

      формирование новой столицы Республики Казахстан, как города 21 века, города-оазиса в знойной степи Сарыарка, достойного войти в число 30 самых красивых городов мира;

      архитектурный облик города Астаны, который отличается выразительностью, новаторством, сохранением и развитием самобытных черт и комфорта национального зодчества, пространственным единством, художественным совершенством, гармонией и многообразием средового пространства;

      эффективность использования производственных территорий;

      развитость и доступность системы городских общественных центров.

      Достижение указанных целей должно осуществляться путем реорганизации и благоустройства территории города Астаны, реконструкции существующей застройки, повышения качественных характеристик среды жизнедеятельности населения.

3.1. Экологические требования

      Градостроительные мероприятия по улучшению экологической обстановки в генеральном плане носят комплексный характер и связаны с установлением экологически обоснованного зонирования территории, реконструкцией и развитием инженерной инфраструктуры, оптимизацией транспортной инфраструктуры, обеспечением соответствия территорий требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарных норм:

      упорядочение планировки территорий промышленных предприятий с благоустройством всей промышленной зоны города и проведением на предприятиях комплекса природоохранных мероприятий;

      мероприятия по снижению уровня загрязнения атмосферы от промышленных предприятий, совершенствование технологического оборудования;

      мероприятия по охране водных ресурсов на территории города и пригородной зоне;

      строительство новых и расширение существующих улично-транспортных магистралей, мостов, транспортных развязок, реконструкция и ремонт улично-дорожной сети. Увеличение общегородских магистральных улиц непрерывного движения и с ускоренным движением по принципу "зеленой волны" позволят разгрузить транспортные потоки на улицах города, существенно снизить вероятность заторов и работу двигателей на холостых оборотах, и как следствие, снижение концентрации выхлопных автомобильных газов в атмосферу;

      увеличение в общественном транспорте доли электрифицированного скоростного транспорта и возможность внедрения альтернативных видов транспорта: легко-рельсового транспорта, системы скоростного автобуса;

      проведение мероприятий по сохранению и развитию системы природных озелененных территорий путем создания новых парковых зон, скверов, бульваров и аллей;

      предусматривается вывод жилого фонда из санитарно-защитных зон;

      предусматривается вывод из селитебной зоны производственных зданий с грязной технологией (первого и второго класса опасности) в промышленную зону или в пригородную зону;

      полная переработка и обезвреживание производственных и твердых бытовых отходов - строительство мусороперерабатывающих заводов;

      для сохранения участка природного комплекса города и пригородной зоны - поймы реки Есиль, предлагается придать ему статус особо охраняемой природной территории, включая всю его прибрежную и островную зоны. Ввести новый градостроительный элемент - территория природно-рекреационного комплекса (далее - ПРК) и установить его статус как территории с особым режимом градостроительной деятельности. В состав территории ПРК должны войти все озелененные и свободные территории общего пользования, территории водоохранных зон малых рек и естественных озер, прибрежно-защитные полосы реки Есиль и его притоков Ак-Булак и Сары-Булак, включая озелененные территории дамб и инженерной защиты. Для обеспечения устойчивости территории ПРК необходимо включить естественную природную ландшафтную основу:

      предлагается на основе территории природного комплекса города и его пригородной зоны сформировать природный и ландшафтно-рекреационный каркас Астанинской агломерации.

      Предлагается на основе учета и анализа складывающихся тенденций и прогноза изменения экологической и градостроительной ситуации в городе Астане разработать "Атлас устойчивого развития города Астаны (экологический аспект)" для обобщения и публичного представления комплексной информации о состоянии окружающей среды в столице.

3.2. Мероприятия по защите территории и
обеспечению устойчивого развития города

      С целью недопущения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращения до минимума их последствий и защиты населения и территорий города от применения современных средств поражения предусматриваются выполнение следующих организационных и инженерно-технических мероприятий:

      для защиты города от ветра и пыльных бурь продолжить работы по озеленению территорий вокруг города и соединения их с природными лесами;

      провести реконструкцию и возведение в районе сопки Акмола Нуринской дамбы, для предотвращения попадания в реку Есиль стока Нуры, затопления и повышения уровня грунтовых вод юго-западной части города Астаны;

      организацию, проведение дополнительных изысканий и переутверждение запасов поземных вод вокруг города Астаны, для использования их в качестве резервных источников питьевого водоснабжения столицы при чрезвычайных ситуациях. Необходимо данный вопрос рассмотреть на стадии корректировки технико-экономического показателя "Развитие водоснабжения и водоотведения города Астаны";

      перевод технологического процесса в акционерном обществе "Мясомолрыбпромторг", в товариществе с ограниченной ответственостью "Жанар-FALKOM", в государственном предприятии "Астана Су Арнасы", в товариществе с ограниченной ответственностью "Молзавод "Столичный", использующие в своем производстве сильнодействующие ядовитые вещества, а именно хлор и аммиак на безопасную технологию;

      вынести грузовую железнодорожную перевозку в центральную часть промышленной зоны города со строительством объездного железнодорожного пути и грузового терминала для предотвращения пересечения пассажирского железнодорожного потока;

      вынести в промышленную зону города одну газонаполнительную станцию, находящуюся в селитебной зоне города;

      организацию, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

      подготовку и поддержание в постоянной готовности сил гражданской обороны;

      подготовку и обучение персонала исполнительных органов, организаций и населения;

      проведение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения города, и режимных организаций по перечню;

      накопление и поддержание в постоянной готовности необходимого фонда защитных сооружений и другого имущества гражданской обороны;

      по защите продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения;

      для комплексного решения вышеуказанных мероприятий разработать проект "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" и утвердить в установленном порядке;

      применение в строительстве сертифицированных негорючих строительных материалов и строительство современных пожарных депо с оснащением их современной противопожарной техникой.

3.3. Требования сохранения и регенерации
историко-культурного наследия

      Основные направления градостроительного развития города Астаны должны обеспечить выполнение следующих требований сохранения и регенерации историко-культурного наследия города:

      сохранение, выявление и акцентирование градостроительными и архитектурными средствами всей исторической природно-ландшафтной, планировочной, композиционной, археологической и средовой основы города, включая исторические черты рельефа, городского и природного ландшафта, историческую сеть улиц, площадей и кварталов, историческую систему построения градостроительных ансамблей, зрительных доминантов, акцентов и зон зрительного восприятия городского пространства, недвижимые памятники культуры, исторический характер застройки и благоустройства;

      установление и соблюдение для территорий недвижимых памятников культуры и зон их охраны правовых градостроительных регламентов, определяющих их границы и режимы регулирования градостроительной деятельности в границах указанных территорий и зон;

      установление и соблюдение для зон охраны исторических природных ландшафтов правовых градостроительных регламентов, определяющих границы указанных зон и режимы регулирования градостроительной деятельности в пределах этих границ, обеспечивающих защиту и оптимальные условия зрительного восприятия таких ландшафтов;

      увеличение объемов работ по реставрации и восстановлению недвижимых памятников культуры, по выявлению, постановке на учет, паспортизации недвижимых памятников культуры. Генеральным планом предлагается проведение мероприятия по дальнейшему сохранению историко-культурного фонда на базе исторических и археологических памятников, создания культурно-познавательных центров: историко-археологический комплекс "Базок", градостроительный ансамбль "Аллея тысячелетия", ландшафтно-туристический центр, центр досуга "Этно-аул". На чертеже ГП-2.1 приведен опорный план памятников архитектуры, истории и культуры г. Астаны.

3.4. Основные направления сохранения и развития
территории природного комплекса

      Природный комплекс города Астаны представляет собой совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции и формирующих природно-ландшафтный каркас города. К территориям природного комплекса относятся:

      природные территории - лесные и лесопарковые массивы зеленого пояса столицы, естественные незастроенные долины реки Есиль и ее притоков - ручей Ак-Булак и Сары-Булак;

      озелененные территории - парки, сады, бульвары и скверы, памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры, а также озелененные территории жилой застройки, объектов общественного, производственного и коммунального назначения;

      резервные территории - территории, зарезервированные для восстановления нарушенных и воссоздания утраченных природных территорий, для организации новых озелененных территорий.

      Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса предусматривают:

      сохранение целостности природного комплекса города Астаны, пригородной зоны и столичной агломерации;

      формирование рекреационных зон различного иерархического уровня;

      экологизация проектирования и содержания конкретных территорий природного комплекса;

      увеличение площади территорий природного комплекса с 14,2 до 25,5 тыс. га.

3.5. Архитектурно-планировочная организация территории

      Генеральным планом предусматривается дальнейшее развитие города в пределах городской черты, с интенсивным использованием внутригородских территорий.

      Территориальное развитие город получает за счет освоения свободных территорий вдоль восьми главных планировочно-структурных осей (Коргалжынское, Павлодарское, Кокшетауское, Костанайское, Карагандинское, Ерейментауское, Косшы).

      Новое жилищное строительство в Генеральном плане предусматривается вести как в многоэтажном, так и в малоэтажном исполнении. Многоэтажная застройка формируется в центральной части города, а также вдоль 8 структурных осей с понижением этажности к "зеленым клиньям" ландшафтно-рекреационной зоны. Террасирование застройки происходит и вдоль структурных осей перепадом высотности от центра к периферии.

      На месте сносимых предприятий промышленности, коммунально-складских объектов (районы заводов "Целинсельмаш", газовой аппаратуры), ветхого и малоэтажного жилья в центральной части города (в границах проспектов Нургисы Тлендиева - Сарыарка - улицы Шабал Бейсековой, вдоль улицы Асанқайғы и жилых массивов малоэтажного жилья "Чубары", "Юго-Восток") Генеральным планом предусмотрено строительство высотного жилья, обеспечивающего четкую градостроительную, планировочную и объемно-пространственную ориентацию.

      Малоэтажное строительство получает развитие вдоль планировочно-структурных осей Ерейментауской, Карагандинской, п. Майбалық, п. Косшы, Коргалжынской и Костанайской направлений от центра к периферии и вдоль Кокшетауской и Павлодарской направлений от объездной магистрали К-1 до границ города, а также в районах малоэтажной усадебной застройки, где необходимо завершение начатого строительства.

      Основой формирования перспективной планировочной структуры города является природно-экологический и транспортный каркас. Природно-экологический каркас формируют пойма реки Есиль, ее притоки: Ак-Булак, Сары-Булак, существующие насаждения "Жасыл Аймак" и "Астана-Орманы", а также клинья с индивидуальной флорой, являющиеся продолжением национальных природных парков "Бурабай", "Каркаралы", "Коргалжын", "Баян-Аул", "Ерейментау", функционирующие как лесопарки и существующие городские парки, скверы, бульвары.

      Вся система зеленой структуры связывается в центральной части кольцевым Бульваром, пронизывающим основные общественно-жилые структуры.

      Следующим элементом урбанизированного каркаса города является система транспортных магистралей. Генеральный план предусматривает развитие и совершенствование транспортной структуры города путем создания новых меридиональных и широтных магистралей общегородского значения, объездных автомобильных дорог, сети сервисного обслуживания транспортных средств, строительство транспортных развязок, путепроводов, эстакад и так далее.

      В основу развития улично-дорожной сети положен принцип создания единой системы "трех параллельных улиц", сформированных вдоль восьми планировочно-структурных магистралей с одной центральной улицей с преимуществом для общественного транспорта и двумя боковыми улицами для одностороннего движения в разных направлениях.

      На территории города создаются пять пересадочных терминалов общественных автобусных маршрутов на скоростной легко-рельсовый транспорт, в комплекс которого входит многоуровневый паркинг для автомобилей и велосипедный пункт под одной крышей.

      Улицы, проходящие через эти терминалы, вкупе с другими объектами массового посещения жителей и гостей столицы - составляет линию прохождения скоростного легко-рельсового транспорта.

      Транспортная инфраструктура выполнена с учетом существующей улично-дорожной сети.

      Малая кольцевая магистраль непрерывного движения, закольцовывая центральную часть города, связывает все шесть планировочных районов путем развязок и эстакад на примыкании магистральных улиц общегородского и районного значений.

      Изоляцию городских территорий от внешних транзитных потоков обеспечивает объездная кольцевая автодорога К-1.

      Дальнейший рост города предусматривает полицентричность в структуре общественных центров по основным направлениям развития города. На крупных транспортных узлах Генеральным планом предусматривается организация центров планировочных районов.

3.6. Основные направления развития общественных территорий

      Общественные территории, сосредоточивающие в себе основную массу функций и рабочих мест: в сфере обслуживания, культуры, досуга, туризма, образования, администрации и в деловой сфере, образуют функциональную и архитектурно-пространственную основу урбанизированного каркаса территории города.

      Основные направления развития общественных территорий предусматривают:

      развитие единой системы территорий общегородских общественных центров;

      развитие сети локальных многофункциональных центров обслуживания крупных жилых массивов.

      Развитие единой системы территорий общегородских общественных центров предусматривает:

      территориальный рост этой системы с 1,25 до 3,57 тыс. га, увеличение площадей фонда общественной застройки в 3,4 раза - с 7,06 до 23,87 млн. кв. м. общей площади;

      формирование специализированных зон размещения объектов исполнительных и представительных государственных органов, дипломатических представительств иностранных государств;

      развитие представительских, культурных, досуговых функций центральных районов города;

      интенсивное развитие общественных территорий в центральной части города и на периферии центрального ядра и сосредоточение в них основной массы рабочих мест в деловой, административной и торговой сферах;

      интенсивное развитие рекреационных, спортивных, досуговых, культурных центров в контактных зонах урбанизированного и природного каркасов города, формируемых транспортными узлами и интенсивно посещаемыми территориями исторических и природных парков центрального ядра и периферийных районов.

      Развитие сети локальных многофункциональных центров обслуживания предусматривается в жилых массивах, периферийных районов города в целях создания для жителей этих районов комфортной, в том числе на расстоянии пешеходной доступности полноценных комплексов социальной инфраструктуры: торговли, досуга массового спроса и рабочих мест массовых профессий.

3.7. Функциональное и градостроительное зонирование
территории города Астаны

      Генеральным планом на территории города выделены следующие функциональные зоны:

      Селитебная зона, состоящая из жилых планировочных районов, зон общественного центра и зеленых насаждений общего пользования. Селитебная зона города включает:

      микрорайоны и кварталы жилой застройки;

      территории, занятые объектами социально и культурно-бытового обслуживания, административными и другими зданиями гражданского назначения;

      территории зеленых насаждений;

      локальные точечные участки территорий, занятые коммунальными предприятиями, объектами и сооружениями инженерно-транспортной инфраструктуры, мелкие предприятия пищевой промышленности и др.

      Промышленная зона включает промышленные зоны и коммунальную зону с канализационными очистными сооружениями и отстойником сточных вод. Вместе с тем, промышленную зону формируют основные действующие предприятия города такие как объекты, генерирующие тепло-электроэнергию, поставщики газа, воды, объекты по осуществлению ремонта подвижного состава железных дорог, ремонта радиаторов и котлов центрального отопления, генераторов, трансформаторов, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры, медицинской аппаратуры, производства строительных материалов, пищевой промышленности и т.д.

      Санитарно-защитные зоны - озелененные защитные территории между промышленной и селитебной зоной.

      Генеральным планом предусмотрена организация санитарно-защитных зон между производственными объектами и территориями жилой застройки планировочных районов, при этом санитарно-защитная зона будет формироваться при конкретном определении класса вредности промышленных предприятий.

      Рекреационная зона включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного пользования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств. Ландшафтно-рекреационная организация территории города Астаны заключается в сбалансированном развитии всех озелененных частей городской среды, обеспечивающих благоприятные природные и экологические условия для жителей столицы.

      Зона специального назначения предназначена для размещения кладбищ, предприятий по переработке ТБО, очистных сооружений и других подобных объектов коммунального хозяйства города.

      Резервные территории - территории перспективного развития города Астаны, являются муниципальными землями и используются под развитие селитебной зоны города.

      Зоны режимных территорий - специальные территории военных ведомств, военные части. Здесь размещаются как жилая застройка, включая казармы или корпуса исправительных учреждений, так и коммунальные, промышленные и другие объекты.

      Градостроительное зонирование территории города Астаны представляет собой установление обязательных требований функциональному использованию территорий (функциональное зонирование), застройке (строительное зонирование), к ландшафтной организации (ландшафтное зонирование) и экологической безопасности (экологическое зонирование) к 6-ти планировочным районам и/или 72 планировочным секторам и/или 789 планировочным кварталам территории города.

      В Генеральном плане развития города Астаны градостроительное зонирование территории устанавливается в соответствии со строительными нормами и правилами Республики Казахстан 3.01.01-2008 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов" и строительными нормами и правилами Республики Казахстан 3.01-01Ас-2007 "Планировка и застройка города Астаны". Генеральный план устанавливает требования к функциональному использованию (функциональное назначение), на уровне территорий планировочных кварталов. Планировочным кварталом является часть территории города Астаны, ограниченная границами территориальных единиц города с учетом красных линий магистральных улиц, границами территорий природного комплекса, иными границами. В пределах границы города Астаны насчитывается порядка 789 планировочных кварталов, средняя площадь которого составляет около 95 га.

      Функциональное назначение планировочного сектора устанавливает в его границах разрешенное соотношение площадей участков жилых, общественных, производственных, природных объектов.

      Установленное функциональное назначение территорий планировочных кварталов является юридическим инструментом обеспечения использования территории города при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с целями, требованиями и основными направлениями градостроительного развития города Астаны.

      Установленное функциональное назначение территорий планировочных кварталов является обязательным для местных органов при принятии решений в области градостроительства и использования земельных участков.

      Функциональное назначение территорий планировочных кварталов в рамках Генерального плана устанавливается Генеральной схемой функционального зонирования территории города Астаны.

      На чертеже ГП-5 "Генеральный план (основной чертеж)" также приведены зоны преимущественного отчуждения и резервные территории. На чертеже ГП-6 приведена схема градостроительного зонирования территории города.

4. Развитие транспортной инфраструктуры

      Развитие транспортной инфраструктуры города Астаны до 2030 года является составной частью создания эффективной улично-дорожной сети, соответствующим комплексом сервисных услуг, доступной всем субъектам экономики и жителям, и обеспечивающий перевозки грузов и пассажиров с наименьшими затратами.

      Основной целью развития транспортной инфраструктуры города является ее бесперебойное и устойчивое развитие.

      Первоочередными задачами города в данном направлении являются:

      создание центра управления транспортом для отслеживания реальной транспортной ситуации на улицах города;

      совершенствование транспортной инфраструктуры на основе транспортной модели города;

      организация работы транспортной модели города для целей проектирования и принятия оптимального решения транспортных проблем.

      Исходя из необходимости обеспечения комфортной нормативной доступности всех территорий города и пригорода, достижения экологической безопасности транспорта, генеральный план предусматривает:

      комплексное решение всех вопросов, связанных с интенсивной автомобилизацией населения города, а именно: ускоренное развитие улично-дорожной сети, строительство мостов и развязок, открытых и закрытых автостоянок, совершенствование организации дорожного движения;

      обеспечение эффективного взаимодействия индивидуального и общественного пассажирского транспорта с сохранением приоритета в перевозочном процессе массовых видов общественного транспорта;

      внедрение скоростного легкорельсового транспорта;

      совершенствование и интегрирование городской и пригородной транспортных систем;

      качественное повышение уровня развития системы внешнего транспорта.

      Основные виды городского общественного транспорта города Астаны:

      обычные автобусы и такси;

      скоростной легкорельсовый транспорт.

      Протяженность первой линии легкорельсового транспорта от железнодорожного вокзала до аэропорта составит 23,9 км и 14 станций. Для нормативного обеспечения времени пассажиров в пути интервал движения составов должен быть 6,5 мин, при этом необходимо 23 состава.

      Протяженность второй кольцевой линии составит 28,4 км и 16 станций. Интервал составов каждые 3,2 мин., всего необходимо 29 составов. Пассажирооборот в час пик составит 5 628 пас/час.

      Протяженность третьей линии легкорельсового транспорта составляет 5,5 км и 4 станции. Эта ветка легкорельсового транспорта соединяет западную часть города с центральной административной зоной.

      Протяженность четвертой линии легкорельсового транспорта составляет 10,6 км и 8 станции. Данное направление закольцовывает восточную часть города с центральной кольцевой линией легкорельсового транспорта.

      Общая протяженность легкорельсового транспорта составляет 68,4 км и при этом включает в себя 42 станции.

      Согласно данным государственного учреждения "Управление дорожной полиции города Астаны", по состоянию на 1 января 2010 года в городе зарегистрировано 206 302 автотранспортных средств, из которых 192 541 единица составляют легковые автомобили или на трех жителей приходится по одному автотранспортному средству и на четырех жителей по одной легковой автомашине.

      Для решения комплекса проблем, связанных с быстрым ростом автомобилизации генеральным планом предусматривается:

      1. Создание системы "трех параллельных улиц" для:

      регулирования городского транспорта;

      беспрепятственного движения, как общественного транспорта, так и других участников дорожного движения;

      увеличения скорости и безопасности общественного транспорта;

      планирования и концентрации на одной площадке транспортной инфраструктуры, в том числе автовокзалов, станции скоростного ЛРТ, паркингов для хранения автомобилей, временных парковочных автостоянок для автобусов и такси и другие виды сервиса.

      2. Увеличение протяженности и плотности улично-дорожной сети за счет строительства и реконструкции как магистральных, так и местных улиц в новых и реконструируемых районах.

      3. Строительство мостов, развязок, эстакад, путепроводов, внеуличных пешеходных переходов.

      4. Организация непрерывного движения на магистральных улицах.

      5. Создание эффективных автоматизированных систем информации, управления, контроля и регулирования движением транспорта и пешеходов.

      6. Создание системы движения пешеходов, включая движения на велосипедах с пунктами проката и стоянок для велосипедов.

      7. Строительство новых встроенных, пристроенных, отдельно-стоящих, подземных и многоуровневых паркингов для хранения автомобилей.

      8. Строительство путей и инфраструктуры для запуска скоростного легкорельсового транспорта.

5. Развитие инженерной инфраструктуры
5.1. Водоснабжение

      Генеральный план предусматривает следующие направления развития системы водоснабжения города:

      сохранение и развитие действующей системы водоснабжения с увеличением ее производительности до 689 тыс. м3/сут на хозяйственно-питьевые, противопожарные и производственные нужды;

      повышение уровня надежности системы водоснабжения, реконструкции и нового строительства насосно-фильтровальных станций и водопроводных сетей;

      сохранение и обеспечение водой существующих поверхностных источников для водоснабжения города;

      поиск подземной воды питьевого качества для обеспечения надежности водоснабжения и как второго источника воды для города.

5.2. Водоотведение

      В части развития канализационной системы Генеральным планом предусмотрено:

      реализация проекта "Ликвидация накопителя сточных вод "Талдыколь" с рекультивацией в городе Астане";

      повышение надежности функционирования системы канализации с доведением ее общей мощности до 417 тыс. м3/сутки за счет расширения существующих очистных сооружений, строительство сооружений доочистки и строительства коллекторов для сброса доочищенных стоков в реку Есиль;

      строительство новых магистральных коллекторов и канализационных насосных станций, реконструкция существующих сетей и насосных станций;

      использование дочищенных сточных вод на технические нужды.

5.3. Теплоснабжение

      Основным направлением развития системы теплоснабжения города Астаны в Генеральном плане является:

      обеспечение возрастающих тепловых нагрузок города тепловой энергией при увеличении численности населения города до 1220 тыс. человек к 2030 году;

      совершенствование, техническое перевооружение и развитие сложившихся систем теплоснабжения на базе современных технологий и оборудования;

      внедрение в зоне децентрализованного теплоснабжения современных, высококачественных, а так же нетрадиционных источников тепла и электроэнергии для нужд теплоснабжения отдельных потребителей.

      В системе теплоснабжения на период до 2020 года предусмотрены:

      расширение и реконструкция теплоэлектроцентраль-2 (ТЭЦ-2) с оснащением двумя турбоагрегатами, двумя котлоагрегатами и двумя водогрейными котлами. Располагаемая тепловая мощность составит 2 040 Гкал/ч. В качестве топлива используется каменный уголь Экибастузского месторождения;

      строительство теплоэлектроцентраль-3 (ТЭЦ-3) с четырьмя водогрейными котлами (1 очередь), тремя турбоагрегатами и тремя котлоагрегатами (2 очередь). Располагаемая тепловая мощность составит 1 030 Гкал/ч. В качестве топлива используется каменный уголь Экибастузского месторождения;

      реконструкция ТЭЦ-1 с заменой двух морально устаревших котлоагрегатов на новые и дальнейшим выводом из работы водогрейных котлов ПТВП-100 по мере строительства и ввода в эксплуатацию ТЭЦ-3. Располагаемая тепловая мощность составит 280 Гкал/ч. В качестве топлива используется каменный уголь Экибастузского месторождения;

      строительство новых тепломагистралей (ТМ) ТЭЦ от ТЭЦ-2 (ТМ-4) и ТЭЦ-3 (ТМ-5, ТМ-6), строительство и реконструкция тепломагистралей в существующей части города с использованием современных технологий и применением бесканальной прокладки;

      вывод из работы коммунальных котельных и автономных отопительных систем отдельных объектов, расположенных в зоне центрального теплоснабжения. Перевод объектов, которые снабжались теплом от децентрализованных источников, на централизованное теплоснабжение;

      строительство в зоне децентрализованного теплоснабжения современных, высококачественных районных котельных и автономных отопительных систем, а так же внедрение нетрадиционных источников тепла и электроэнергии для нужд отдельных потребителей.

      Мероприятия по расширению, реконструкции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, строительству ТЭЦ-3 позволят довести суммарную тепловую мощность этих источников до 3 350 Гкал/ч. и полностью обеспечат потребности города в тепле до 2021 года.

      Дальнейшее увеличение темпов строительства и увеличение численности население приведут к увеличению тепловых нагрузок, которые не обеспечат имеющиеся источники тепла.

      В системе теплоснабжения на период до 2030 года предусмотрено расширение существующих источников и строительство новых с использованием традиционных и нетрадиционных технологий для получения тепловой и электрической энергии.

5.4. Электроснабжение

      Основными направлениями в развитии системы электроснабжения города являются:

      строительство воздушных линий 220 кВ между опорными подстанциями "Батыс", "Достык", "Шыгыс" - 220/110 кВ для создания кольца вокруг города;

      реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей и сооружений в зоне существующей застройки с учетом перспективы;

      поэтапный перевод воздушных линий электропередач в кабельные и подстанции ПС 110/10 кВ открытого типа в закрытый тип ПС 110/10 кВ;

      сооружение новых подстанций ПС 110/10 кВ закрытого типа для электроснабжения новой застройки;

      сооружение новых подстанций ПС 220/110 кВ закрытого типа для электроснабжения индустриального парка;

      Проектом предусмотрено усиление внешних сетей 500 кВ и 220 кВ для передачи мощности в прилегающие районы и строительство новой подстанций ПС 500/220 кВ "Астана" вблизи подстанций ПС "Шыгыс".

5.5. Газоснабжение

      Генеральным планом решены вопросы обеспечения сжиженным углеводородным газом потребителей всех категорий в полном объеме на расчетный срок. Для обеспечения прогнозируемого потребления газа с соблюдением требований нормативных документов по размещению объектов и сооружений системы газоснабжения в городе имеются две газонаполнительные станции.

      До настоящего времени не решен вопрос поставки природного газа в город Астану.

      Генеральным планом предусмотрены резервные территории для размещения основных сооружений для приема и распределения природного газа.

6. Реализация и мониторинг Генерального плана

      Реализацию и мониторинг Генерального плана развития города Астаны обеспечивает местный исполнительный орган.

      Корректировка Генерального плана может проводиться каждые 5 лет и состоит в принятии программ первоочередных градостроительных мероприятий на последующий расчетный период, а при необходимости - и в корректировке основных направлений градостроительного развития города Астаны и генеральных схем градостроительного зонирования территорий города Астаны.

7. Технико-экономические показатели проекта

Показатель

Единица

измерения

2011 год

2015 год

2020 год

2030 год

1. Территория






1.1 Площадь земель

населенного пункта

(в пределах

городской черты)

га

71014

71014

71014

71014

2. Население






2.1 Численность

населения с учетом

подчиненных

населенных пунктов

тыс. чел.

770

855

991

1220

2.2 Плотность

населения в

пределах

селитебной

территории

чел/га

85

42

43

44

2.3 Численность

занятого

населения

тыс. чел.

370,1

441,4

517,8

647,3

3. Жилищное

строительство






3.1 Жилой фонд

тыс. м2

общей

площади

15302,8

17850

23750

37200

4. Учреждениясоциально-бытового назначения






4.1 Детские

дошкольные

учреждения,

всего/на 1000 чел.

место

20600/27

33350/39

53550/54

67500/55

4.2

Общеобразовательные

учреждения,

всего/на 1000 чел.

учащиеся

81040/10

5

101300/11

8

128800/13

0

162800/1

33

4.3 Поликлиники,

всего/на 1000 чел.

посещений

в смену

10810/14

9530/11,1

13880/14,

0

26000/21

,3

4.4 Больницы,

всего/на 1000 чел.

коек

8223/10,

7

4990/5,8

7090/7,2

14640/12

,0

4.5 Пожарные депо

депо/

кол-во

автомо-

билей

11/61

23/176

27/200

35/266

5. Транспорт и

дороги






5.2 Общая

протяженность

магистральных улиц

и дорог

км.

852,2

1064,1

1489,1

2313,3

5.2.1 Главные улицы

городского

значения, включая

объездную дорогу

км.

245,4

255,6

321,8

403,2

5.3 Количество

автотранспорта,

владение

автотранспортом

тр.ср./на

1000 чел.

305

303

414

600

Количество

автомобилей

тр.ср.

235 000

257500

410270

732000

6. Инженерное

оборудование






6.1 Водоснабжение






6.1.1 Суммарное

потребление

(включая потери и

утечки)

тыс. м3/

сут

534,98

553,7

647,9

688,8

Питьевая вода

тыс. м3/

сут

416,71

443,5

513,0

553,9

Техническая вода

тыс. м3/

сут

118,27

110,23

134,93

134,93

6.1.2

Среднесуточное

водопотребление на

1 человека

л/сут.

450

410

410

360

6.2 Канализация






6.2.1 Общее

поступление сточных

вод

тыс. м3/

сут

336,52

345,72

390,58

416,89

6.3

Электроснабжение






6.3.1 Прогноз

годового спроса на

электроэнергию

млн.кВт.

час/год

2716,3

4102,2

5300,8

7051,4

6.3.2

Электропотребление

в среднем на

1 человека в год,

в том числе на

коммунально–

бытовые нужды

кВт. час

2337

4824

5251

5875

6.4 Теплоснабжение






6.4.1 Максимальная

тепловая нагрузка

Гкал/час

1810

2460

3355

4500

6.5 Газоснабжение






6.5.1 Потребление

природного газа,

всего

млн. м3/ год

-

-

-

-

7. ОВОС






7.1 Максимальный

индекс загрязнения

атмосферы (ИЗА) и

соответствующий ему

уровень

загрязнения

ИЗА

5/тыс.

тонн

в год

4,67/56,5

5,43/77,5

6,23/83,7

6,99/90,0


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.