О подписании Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Участие прямых иностранных инвестиций в развитии малого и среднего бизнеса"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 890

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Участие прямых иностранных инвестиций в развитии малого и среднего бизнеса".
      2. Уполномочить Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Орынбаева Ербола Турмахановича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Участие прямых иностранных инвестиций в развитии малого и среднего бизнеса", разрешив вносить в него изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрен          
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 1 августа 2011 года № 890

проект

Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Организацией
экономического сотрудничества и развития о реализации проекта
"Участие прямых иностранных инвестиций в развитии малого и
среднего бизнеса"

      Принимая во внимание, что
      Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) осуществляет проект, именуемый "Участие прямых иностранных инвестиций в развитии малого и среднего бизнеса" (далее - Проект) как часть Программы работ и Бюджета Директората по делам финансов и предпринимательства в качестве международной организации, исполняющей настоящую работу;
      Правительство Республики Казахстан выразило согласие принять участие в Проекте.
      Для настоящего Проекта ОЭСР также обращается за содействием к Европейскому Союзу (далее именуемому как ЕС), в соответствии со статьей 2 настоящего Соглашения.
      Правительство Республики Казахстан в лице Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан (далее - МЭРТ РК) и ОЭСР, согласились о нижеследующем:

      1. Цель и стадии проекта

      1.1. Основной целью Проекта является содействие региональному развитию и диверсификация экономики Республики Казахстан, разработка и реализация стратегии укрепления региональных возможностей малого и среднего бизнеса с применением подхода, использующего потенциал прямых иностранных инвестиций на региональном уровне.
      1.2. Проект проводится в три стадии в течение 42 месяцев:
      Стадия 1: Разработка дорожной карты содействия региональным инвестициям;
      Стадия 2: Реализация дорожной карты в трех выбранных пилотных регионах;
      Стадия 3: Создание надежного механизма, позволяющего казахстанским органам власти реализовывать стратегию содействия региональным инвестициям во всех других регионах.

      2. Бюджет и ресурсы

      2.1. Правительство Республики Казахстан вносит вклад во все три стадии Проекта в виде субсидии в размере двух миллионов евро. ОЭСР намеревается заключить отдельный Договор с ЕС о предоставлении субсидии в размере четыре миллиона евро недостающего финансирования для Проекта. В связи с этим исполнение Проекта возможно при условии подписания такого Договора.
      2.2. Продолжение какого-либо вида деятельности ОЭСР за пределами 2012 года подлежит условию включения данного вида деятельности Советом ОЭСР в Рабочую Программу и Бюджет ОЭСР на 2013-2014 годы. Секретариат ОЭСР намеревается предложить деятельность, являющуюся предметом настоящего Соглашения, для включения в Рабочую Программу и Бюджет ОЭСР на 2013-2014 годы. Однако в том случае, если эта деятельность не окажется включенной в Рабочую Программу и Бюджет ОЭСР на 2013-2014 годы, ОЭСР оставляет за собой право прекратить настоящее Соглашение, в случае чего объектом финансирования Правительством Республики Казахстан будут только расходы, понесенные ОЭСР до даты прекращения Соглашения.

      3. Порядок выполнения деятельности

      3.1. ОЭСР несет ответственность за исполнение Проекта в соответствии с приложенным предложением, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
      3.2. ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан ежегодные краткие отчеты о проделанной работе, содержащие сведения о выполненной деятельности, и итоговый отчет о проделанной работе по окончанию Проекта. Вышеуказанные отчеты должны быть предоставлены не позднее трех месяцев по истечении отчетного периода. ОЭСР также предоставляет Правительству Республики Казахстан итоговую расходную ведомость по его денежному вкладу, в евро, заверенную и подписанную главой бухгалтерского отдела ОЭСР, вместе с копией выписки с банковского счета, подтверждающей получение денежных средств. Этот отчет предоставляется не позднее шести месяцев по окончании Проекта.

      4. Механизмы финансирования

      4.1. Правительство Республики Казахстан вносит денежный вклад в Проект согласно статье 2 настоящего Соглашения. Для настоящего Проекта ОЭСР также обращается к ЕС за содействием, согласно статье 2 настоящего Соглашения.
      4.2. Общая сумма вклада со стороны Правительства Республики Казахстан составляет два миллиона евро, предназначенных для поддержки всех трех стадий Проекта в течение 42 месяцев.
      4.3. Содействие, запрашиваемое у ЕС, составляет четыре миллиона евро, предназначенных для поддержки всех трех стадий Проекта в течение 42 месяцев.
      4.4. Правительство Республики Казахстан согласно выплатить на счет ОЭСР два миллиона евро, двумя взносами: первый взнос в размере одного миллиона евро будет уплачен по подписании настоящего Соглашения и получении соответствующего счета-фактуры от ОЭСР; второй взнос в размере одного миллиона евро будет уплачен год спустя после подписания настоящего договора и по получении соответствующего счета-фактуры от ОЭСР.
      4.5. ОЭСР контролирует и отчитывается за использование денежного вклада в соответствии, как с международными общепринятыми принципами бухгалтерского учета, так и с его финансовым регламентом, а также другими применимыми правилами, процедурами и методиками, которые обеспечивают получение комиссии за факторинговое обслуживание в размере 5,8 % от суммы предложения.

      5. Общие условия

      5.1. Использование итогового отчета по Проекту.
      ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан неисключительную безвозвратную глобальную лицензию на использование, копирование и распространение итогового отчета ОЭСР по Проекту с любой государственной некоммерческой целью. Правительство Республики Казахстан всегда должным образом выказывает признательность по отношению к ОЭСР и включает уведомление об авторском праве ОЭСР в необходимых случаях. ОЭСР оставляет за собой право первой публикации отчета на любом языке и в любом средстве информации. Все результаты работы, выполненной в рамках настоящего проекта, включая отчет, принадлежат ОЭСР.
      5.2. Признательность.
      В соответствии с правилами и порядком ОЭСР в отношении публикаций, итоговый отчет ОЭСР содержит выражение признательности за вклад Правительства Республики Казахстан в Проект.
      5.3. Информация.
      Правительство Республики Казахстан и ОЭСР предоставляют друг другу взаимопомощь и информацию, необходимую для исполнения настоящего Проекта.
      5.4. Любые сообщения между Сторонами адресуются:
      в МЭРТ РК:
      010000 Казахстан, г. Астана, ул. Орынбор, 8, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, факс: +7 (7172) 74-38-24.
      в ОЭСР:
      2, rue Andre-Pascal
      75775 Paris Cedex 16
      France
      5.5. Изменения и дополнения к Соглашению вносятся по совместному согласию Сторон путем отдельного письменного протокола, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

      6. Порядок разрешения споров

      Любые споры, разногласия или претензии, вытекающие из или связанные с толкованием, применением или исполнением Соглашения, включая его существование, законность или прекращение действия, которые не могут быть урегулированы мирным путем, урегулируются окончательным и обязательным арбитражным решением в соответствии с Диспозитивными нормами арбитража Постоянного арбитражного суда в Гааге с привлечением международных организаций и государств, в соответствии с действием на момент настоящего Соглашения. Количество судей арбитражного суда, назначаемых в соответствии с вышеуказанными правилами, равно трем.
      Арбитраж проводится в Париже, Франции, и все производство по делу и предоставляемая документация ведется на английском языке.

      7. Вступление в силу.

      Настоящее Соглашение вступает в силу в момент его подписания последней из двух Сторон.
      Начало реализации Проекта назначено на 1 декабря 2011 г. и подлежит условию предварительного подписания отдельного Соглашения о денежном вкладе между ОЭСР и ЕС относительно остающейся части финансирования, необходимой для реализации Проекта (четыре миллиона евро).
      Срок реализации настоящего Соглашения составляет 42 месяца либо продолжается до того момента, когда Сторонами будут исполнены все обязательства, содержащиеся в настоящем Соглашении, в зависимости от того какое из событий наступит раньше.
      Совершено "___" ____________ 2011 года в двух экземплярах, каждый на казахском, русском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий при толковании положений настоящего Соглашения, Стороны обращаются к тексту на английском языке.

         За Правительство           За Организацию экономического
      Республики Казахстан           сотрудничества и развития

Приложение              
к Соглашению между Правительством  
Республики Казахстан и Организацией 
экономического сотрудничества и развития
о реализации проекта "Участие прямых 
иностранных инвестиций в развитии малого
и среднего бизнеса"         

                    Техническая спецификация

                           ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Общая информация

Наименование
проекта

Подход к региональному развитию малого и
среднего бизнеса (далее – МСБ), основанный на
прямых иностранных инвестициях (далее – ПИИ), в
Республике Казахстан

Локализация
проекта

Республика Казахстан

Название
заявителя

Организация по экономическому сотрудничеству и
развитию (далее – ОЭСР)

Общая
продолжительность
проекта

42 месяца

Стоимость акции и сумма, запрашиваемая у государственного заказчика

Общая приемлемая
стоимость проекта (A)

Сумма, запрашиваемая
у государственного
заказчика (B)

% от общей приемлемой
стоимости акции
(B/Ax100)

6 000 000 Евро

2 000 000 Евро

33,33 %

Резюме проекта

Общая
продолжительность
проекта

42 месяца

Цели проекта

Общая цель: Содействие региональному развитию и
диверсификация экономики
Частная цель: Содействие укреплению
регионального потенциала МСБ на основании
подхода, использующего возможности ПИИ на
региональном уровне.

Партнер

Правительство Республики Казахстан: в лице
Министерства экономического развития и торговли
Республики Казахстан (далее – МЭРТ), а также
региональные представители политических и
экономических кругов.

Целевая группа
(группы)

Государственные органы Республики Казахстан,
ответственные за привлечение инвестиций и
развитие МСБ, компании и бизнес-ассоциации
внутреннего частного сектора, а также
иностранные инвесторы.

Конечные
бенефициары

Граждане Республики Казахстан

Предполагаемые
результаты

Программа поможет диверсифицировать инвестиции
и улучшить конкурентоспособность и развитие
частного сектора в регионах Казахстана через
разработку и реализацию реформ, направленных на
улучшение бизнес-климата. В более конкретном
плане, проект обеспечит политическую основу
для:

  • привлечения ПИИ в различные регионы
  • более высокой конкурентоспособности
    регионов, секторов и МСБ, и таким образом,
    уменьшения неравенства
  • снижения неравенства в уровне валового
    регионального продукта
  • выявления регионального потенциала
  • уменьшения политических барьеров на
    региональном и национальном уровнях

Основные
мероприятия

Этап 1 посвящен сбору информации, на которой
будут основываться:

  • отбор трех пилотных регионов и секторов в
    регионах для ПИИ и развития МСБ;
  • выработка инвестиционных документов для
    иностранных инвесторов;
  • разработка организационного плана сети
    Агентства содействия инвестициям
    (далее – АСИ);
  • разработка стратегии взаимосвязи для трех
    пилотных регионов;
  • определение общей стратегии системы
    мониторинга и ключевых показателей
    эффективности, включая разработку оценки
    субсидий для производителей;
  • действующие ключевые региональные
    заинтересованные стороны.

Этапы 2 и 3 направлены на реализацию программ,
разработанных в течение Этапа 1, в то же время
с сохранением фокуса на обучении и подготовке
ключевых региональных участников:
1. Реализация дорожных карт по стимулированию
инвестиций для трех отобранных пилотных
регионов (разработаны на Этапе 1)
2. Реализация механизмов управления для
привлечения ПИИ, как на региональном, так и на
национальном уровне (разработаны на Этапе 1)
3. Реализация системы мониторинга общей
региональной стратегии стимулирования
инвестиций (разработана на Этапе 1)
4. Реализация программ по взаимосвязи ПИИ-МСБ в
регионах (разработаны на Этапе 1)
5. Создание потенциала путем обучения и
тренинга ключевых региональных участников
проекта (разработаны на Этапе 1)

РАБОЧЕЕ РЕЗЮМЕ

      В 2010 году, в своем ежегодном обращении Президент Республики Казахстан подчеркнул необходимость еще большей концентрации на экономической диверсификации. Он пояснил, что в продвижении вперед процесса диверсификации ведущую роль сыграло региональное развитие, говоря об этом даже как о "наиболее важном компоненте Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года" для Казахстана. Затем он указал на роль МСБ в этом процессе, подчеркнув, что "развитие МСБ должно стать ключевым элементом процесса диверсификации".
      В 2009 году четыре региона Республики Казахстан произвели примерно половину валового регионального продукта (далее - ВРП) страны. Диверсификация инвестиций по секторам экономики ограничена и в основном имеет место в трех регионах, которые производят половину промышленного ВРП страны. Аналогичная диспропорция распространяется и на прямые иностранные инвестиции, которые сконцентрированы, главным образом, в нескольких регионах. Данные факторы были учтены при разработке "Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года".
      По этим причинам, необходимы дальнейшие увязки между диверсификацией экономики с одной стороны, и ПИИ и региональным развитием с другой стороны. Подход, основанный на спросе и ПИИ, мог бы помочь в решении проблемы неравномерности ВРП, выявить региональный потенциал и сократить политические барьеры. В конечном итоге, это бы привело к более высокой конкурентоспособности регионов, секторов и МСБ, и таким образом, к снижению неравенства в уровне экономического развития. Этот подход уже был успешно реализован в нескольких странах ОЭСР, экономика которых основана на энергетическом комплексе, результатом чего стало более быстрое и в большей степени основанное на потребностях региональное развитие.
      Предлагаемый подход основан на пяти компонентах, которые включают четыре политические сферы и элемент тренинга, необходимого для создания потенциала:
      Четыре политические сферы:
      -  Согласованность стимулирования инвестиций: Как скоординировать и обеспечить синергию национальных и региональных мер по стимулированию инвестиций.
      -  Управление и стратегия: Как задействовать соответствующие механизмы управления и стратегического планирования для привлечения ПИИ.
      -  Усиление предпринимательского потенциала посредством программ по созданию деловых связей: как усилить предпринимательский потенциал на региональном уровне посредством передачи навыков и знаний, полученных благодаря ПИИ, то есть через программы установления связей ПИИ-МСБ.
      -  Показатели эффективности: Как измерить и с чем сравнивать региональное развитие и конкурентоспособность, используя стандартные показатели, включая развитие ПИИ и МСБ.
      Элемент тренинга:
      -  Создание потенциала: Как обеспечить должный уровень обучения и подготовки региональных политиков и бизнес-посредников (например, торгово-промышленных палат) для реализации четырех вышеназванных компонентов.
      - Чтобы дополнить уже предпринимаемые усилия и реализуемые проекты, предлагается обратиться к экспертным знаниям и работе, проводимой с ОЭСР, Европейским союзом (далее - ЕС) и Республикой Казахстан в целях диверсификации источников ПИИ, и использовать их как основу. В рамках полного проекта, включающего одновременно национальные и региональные компоненты, будут проведены заседания рабочих групп для получения экспертной оценки, в целях сравнить обе методики в свете Программы ОЭСР по Конкурентоспособности в Евразии.

1. КОНТЕКСТ: ПОЧЕМУ ПИИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ ПОДХОДА К
РЕГИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МСБ?

      1.1 Региональная политика: ключевой национальный приоритет
      1. В недавнем обращении к народу Президента Республики Казахстан были очерчены основные положения экономической политики страны вплоть до 2020 года, и было подчеркнуто, что "новая региональная политика является наиболее важной частью "Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года".
      2. "Дорожная карта бизнеса 2020" направлена на развитие предпринимательства, поддержку и создание малых и средних предприятий в регионах. Целью Программы является "сохранение и создание новых постоянных рабочих мест путем поддержания предпринимательского потенциала в регионах".
      3. Программа "Дорожная карта бизнеса 2020" реализуется в следующих направлениях:
      - МЭРТ принимает решения о лимитах финансирования для каждого региона
      - Решение о лимите финансирования принимается на основании:
      1) доли региона в общей численности населения
      2) несырьевой доле валового регионального продукта
      - Региональные и местные исполнительные органы принимают решение о лимитах финансирования для каждой подпрограммы, после получения согласия от МЭРТ
      - Субсидирование процентных ставок по кредитам для новых и действующих проектов
      - Схема частичного гарантирования кредитов для новых проектов
      - Развитие промышленной инфраструктуры
      - Сервисная поддержка предпринимателей
      - Усиление предпринимательского потенциала (начиная с 2011 года), направленную на:
      поддержку начинающих предпринимателей (старт-ап проекты);
      сервисную поддержку ведения действующего бизнеса;
      обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса;
      модернизацию и расширение производств путем установления деловых связей с иностранными партнерами (далее - проект "Деловые связи");
      подготовку и переподготовку кадров по востребованным на рынке труда специальностям.
      4. Финансовые средства, связанные с данной новой Программой, будут направляться на поддержку МСБ в рамках Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", включая субсидирование процентов по кредитам, частичное гарантирование кредитов, подведение недостающей инфраструктуры, сервисную поддержку предпринимателей, а также на усиление предпринимательского потенциала. Координатором Программы будет местный исполнительный орган, который будет проводить отбор и мониторинг проектов в рамках Программы, финансирование будет производиться из республиканского бюджета. Иллюстрация 1 отображает основные принципы Программы.

Иллюстрация 1. Основные принципы Программы регионального развития

      Источник: «Дорожная карта бизнеса 2020» – Национальный аналитический центр Казахстана

      1.2 Необходимость в интегрированном и основанном на
          запросе подходе для дополнения целей регионального развития
      1.2.1 Настоятельная необходимость диверсификации ПИИ
      5. В период с 2000 по 2008 г.г., экономика Республики Казахстан (реальный валовой внутренний продукт) росла со среднегодовыми темпами более 9 %, что является одним из самых высоких мировых показателей.
К концу 2007 года валовой национальный доход на душу населения превысил 5 000 долларов США, что в 3,7 раз выше показателя 2001 года1, однако ожидается, что в 2009 году темп роста будет намного ниже (0,3 %2).
      6. Экономические показатели страны связаны с высоким уровнем добычи и экспорта нефти и газа, например, в 2008 году добыча нефти была на уровне 1,45 миллиона баррелей сырой нефти в день3, с перспективой утроения добычи в следующие 10 лет, - 85 % было экспортировано. Стабильно высокие темпы роста связаны со значительным притоком ПИИ. В период с 1989 по 2008 г.г. кумулятивный приток ПИИ достиг 48,4 миллиардов долларов США; в 2008 году приток ПИИ достиг рекордного уровня в 10,7 миллиардов долларов США4.
      7. Прямые иностранные инвестиции стабильно росли с начала 1990-х. В 2009 году, доля стран ОЭСР в общем притоке ПИИ в Казахстан составила 70 %, при значительных инвестициях со стороны США, Великобритании, Италии, Франции и Нидерландов – стран, где традиционно находятся штаб-квартиры крупнейших нефтяных компаний. Более 70 % ПИИ поступает в нефтяную и газовую отрасли, включая широкий спектр видов деятельности, связанных со снабжением нефтяной и газовой отраслей, таких как транспорт, услуги, оборудование для инфраструктуры и инженерно-технические работы.
      8. В решении проблемы отраслевой диверсификации задействованы несколько инициатив, включая совместный проект ОЭСР – ЕС – Казахстана, однако, для дальнейшей диверсификации ПИИ на региональном уровне, необходимо больше связей с региональным развитием.
      1.2.2 Связь между диверсификацией ПИИ и региональным
            экономическим развитием
      9. Казахстан разделен на 14 регионов. Два города, Астана и Алматы, имеют особый административный статус.
      10. В 2009 году четыре региона Республики Казахстан произвели около половины валового регионального продукта страны, в основном, благодаря добыче нефти и газа (см. Иллюстрацию 2), однако, диверсификация инвестиций по секторам экономики ограничена тремя регионами, производящими половину промышленного валового регионального продукта страны.
_______________________

1 Мировой Банк (используя метод Atlas)
2 Оценка EBRD в отчете «Transition Report» за 2008 год
3 Справочник Центрального разведывательного управления США по странам мира, 2009
4 Оценка EBRD в отчете «Transition Report» за 2008 год

  Иллюстрация 2. Крупнейшие разрабатываемые в настоящее время
    месторождения нефти и газа расположены в трех регионах:
             Западный Казахстан, Атырау и Мангистау

      11. Расположение залежей нефти и газа значительно влияет на распределение валового внутреннего продукта (далее – ВВП) по регионам. Например, валовой региональный продукт на душу населения в Атырау, регионе с самыми высокими показателями, более чем в десять раз выше, чем ВВП на душу населения в Южном Казахстане, регионе с самыми низкими показателями. В пяти регионах ВВП на душу населения превышает средний показатель по Казахстану: Атырау, Мангистау и Западный Казахстан, где расположены залежи нефти и газа, и Астана и Алматы, политическая и экономическая столицы страны.
      12. Та же диспропорция распространяется и на ПИИ, которые, в основном, сконцентрированы в нескольких регионах, например, на три вышеназванных региона приходится 70 % иностранных инвестиций в фиксированные активы (см. Иллюстрацию 3).
      13. Кроме того, подчеркиваем сильную корреляцию между иностранными инвестициями в фиксированные активы и производительностью труда, ключевым критерием, отражающим уровень местной конкурентоспособности (R2 превышает 0,7). Эта корреляция может быть проинтерпретирована исходя из различных региональных характеристик:
      - Во-первых, регионы с развитой промышленностью, экономика которых основана на энергетике, со сравнительно высоким уровнем ПИИ, производительности труда и валового регионального продукта (ВРП).
      - Во-вторых, экономические центры (Астана и Алматы) с высокой производительностью труда и ВРП, но сравнительно низким уровнем иностранных инвестиций.
      - В-третьих, регионы с развитой промышленностью, экономика которых не основана на энергетике (промышленный ВРП выше национального уровня в 33 %) со средней производительностью на уровне средней национальной.
      - Наконец, регионы с более низким уровнем иностранных инвестиций и производительности, чем средний национальный уровень.
      14. Таким образом, Иллюстрация 3 отражает потенциальную взаимосвязь между иностранными инвестициями и региональной конкурентоспособностью в Казахстане. Эта взаимосвязь должна быть далее использована для развития региональных экономик и МСБ. Опыт стран ОЭСР подтверждает наличие такой взаимосвязи.

Иллюстрация 3. Региональные диспропорции ПИИ и
производительности – представление регионов Казахстана по
показателям производительности труда, иностранных инвестиций в
фиксированный капитал и доли в ВВП

      Методологическое примечание: Производительность определяется как производительность труда на основании прироста стоимости; уровень регионального присутствия иностранных инвесторов приближенно приравнен к инвестициям иностранных инвесторов в фиксированные активы; промышленно развитые регионы с экономикой, не основанной на нефти и газе, определены как регионы с валовым региональным продуктом выше, чем производственная доля ВВП Казахстана, 33 %.

Вставка 1. Пример Польши: решение проблемы
региональных диспропорций посредством ПИИ

      Польше удалось поддерживать высокие уровни роста с середины 1990-х, а в 2006-07 г.г. она находилась на втором месте по показателям эффективности среди экономик ОЭСР, однако, территориальные диспропорции существуют и увеличиваются, особенно между крупными городскими и сельскими территориями.

      Варшава является лидирующим городом по привлечению ПИИ в Польше. Среди крупнейших городов Польши Варшава демонстрировала самые высокие темпы роста в период с 1995 по 2004 г.г. (151,4 % среднего национального показателя) и самый высокий ВВП на душу населения (на 263 % среднего в 2005 году), что вело к увеличению разрыва с остальной частью страны. Средние темпы роста ВВП на душу населения находились на уровне 7,3 % в 2000-04 г.г. В период с 1998 по 2003 г.г. у Варшавы был один из самых высоких показателей роста среди столичных регионов ОЭСР. Рост в Варшаве был в большой степени обусловлен ростом занятости в сфере обслуживания (главным образом, торговля, телекоммуникации, финансовые услуги, страхование и ИТ), с 49,2 % в 1995 году до 63,2 % в 2005. 43 из 100 крупнейших польских компаний находятся в Варшаве. Кроме того, Варшава стала одной из крупнейших инвестиционных площадок в Центральной Европе и привлекла самую высокую долю ПИИ в новые предприятия в Польше с 1995 года.
      Другие крупные города Польши также добились успехов в привлечении ПИИ, что привело к резкому росту регионального ВВП на душу населения. Хотя Варшава все еще намного опережает другие города по показателю ВВП на душу населения, разрыв между Варшавой и другими большими польскими городами, в частности, Познанью, Вроцлавом и Краковом, по-видимому, ликвидируется. Возможно, это обусловлено растущей долей ПИИ (в новые предприятия), поступающих в другие города, помимо Варшавы. В 1996 году, Варшава привлекла 40 % инвестиций в новые предприятия, а в 2001 году ее доля упала до 17 %. Варшава все еще является лидером по накопленным инвестициям, ее доля составляет более половины общего объема, однако по оценке польского Института исследований рыночной экономики, Вроцлав, Катовице, и Познань в 2005-2006 г.г. стали наиболее привлекательными городами для притока ПИИ, благодаря как отрасли высоких технологий, так и отрасли услуг. Регион Силезия, который включает Катовице и Рыбник- Ястржебье, является наиболее привлекательным регионом для ПИИ, связанных с промышленным производством, а Еленя-Гура-Валбжих (Нижняя Силезия) занимают третье место. В Лодзи также был отмечен значительный рост ПИИ.
      Город Вроцлав представляет собой впечатляющий пример. Вроцлав - один из наиболее динамично развивающихся городов Польши. Его история связана разными культурами, его характерной особенностью является традиция открытости. Его население составляет 630 000 жителей, а с учетом агломерации - более 1,1 миллиона. Это столица Нижней Силезии, быстро растущего региона на юго-западе Польши. В 2005 году ВВП на душу населения в Нижней Силезии составил 53 % от среднего по 25 странам ЕС, немного выше среднего показателя по Польше (103,3 %) - четвертое место из 16 польских регионов. Основой экономической активности в регионе является промышленность (32,8 % занятых) и, во все большей мере, услуги (57 % занятых). Сельскохозяйственный сектор развит относительно слабо, в сравнении с другими польскими регионами (10,2 % занятых). На территории Нижней Силезии, обладающей наиболее плотной транспортной инфраструктурой в стране, а также хорошим трансграничным сотрудничеством со своими немецкими и чешскими соседями, Вроцлав является важным транспортным узлом, находящимся на пересечении трех международных направлений, с двумя крупнейшими железнодорожными станциями, двумя речными портами и международным аэропортом. Он находится практически на равном расстоянии от Берлина, Праги и Варшавы. Благодаря как своему благоприятному географическому положению на пересечении торговых путей, так и недавней волне иностранных инвестиций (особенно в сектор ИТ), Вроцлав стал лидером экономического развития. Его расположение на трассе A4, связывающей Вроцлав с Германией и двумя другими крупнейшими городскими агломератами Польши (Катовице и Краковом) сыграло в этом важнейшую роль.
      Вроцлав привлек ряд лидирующих транснациональных компаний (Volvo, LG, Toyota, Wabco, Whirpool, Electrolux, и т.д.), и некоторые из них решили основать здесь свои исследовательские и сервисные центры (Siemens, Capgemini, Hewlett-Packard, Macopharma). Около 27 % из 92 954 зарегистрированных во Вроцлаве фирм (данные 2006 года) являются компаниями с иностранным капиталом. Кроме того, агломерация Вроцлава занимает второе после Варшавы место по объему инвестиций. Это также второй крупнейший центр финансовых услуг в Польше, многие лидирующие национальные ИТ фирмы находятся здесь, что еще более повышает его привлекательность для инвесторов. С тех пор как Польша присоединилась к ЕС в 2004 году, Вроцлав привлек около 5 миллиардов евро инвестиций, а уровень безработицы снизился с почти 14 % до 5,1 % в октябре 2007 года. За последние годы было создано более 120 000 рабочих мест.

      1.2.3 Предметные исследования ОЭСР, подчеркивающие важность ПИИ и политики стимулирования инвестиций для поддержки регионального развития
      1.2.3.1 Другие уроки ОЭСР в политике региональной конкурентоспособности: необходимость сконцентрироваться в первую очередь на региональной конкурентоспособности5
      1. Вызов для политиков территориального уровня состоит в выработке политики, эффективной и адекватной для различных региональных контекстов. В последние годы основным фокусом территориальной политики в странах ОЭСР был устойчивый рост, достигаемый не только через принятие мер в связи с относительным спадом, но и через повышение конкурентоспособности регионов. Это предусматривало отказ от перераспределения и субсидий для отстающих регионов в пользу мер по повышению производительности и поощрению инвестиций частного сектора, с упором на национальные активы.
      2. Политика для фирм все больше фокусируется на мерах, стимулирующих инновации, но используемые средства достижения этих целей, по-видимому, отдают предпочтение более развитым регионам. Национальные и региональные правительства в странах ОЭСР переориентируют свою политику, чтобы подчеркнуть роль публичной политики в содействии систематическому обмену и взаимодействию между ключевыми экономическими игроками. В основе такой ориентации лежит признание того факта, что система, с помощью которой создаются знания и происходит обмен этими знаниями, является важным определяющим фактором производительности в региональном контексте. Есть три основные категории политических мер: a) проекты, базирующиеся на фиксированных активах, такие как научные парки или технополисы; b) политические меры кластерного типа, связывающие исследовательскую сферу и промышленность для продвижения "систем" технологии; c) инновации и лучшее коммерческое использование инноваций.
      3. Для других регионов, средства реализации политических мер должны быть адаптированы. Чтобы эти политические меры повлияли на ситуацию в регионах другого типа, они должны быть существенно адаптированы для менее восприимчивой среды, чем та, которая существует в "передовых" высокотехнологичных, с высокой оплатой труда регионах. Например, кластерные политические меры, по-видимому, зависят от наличия факторов, которые никоим образом не являются универсальными в регионах среднего уровня и в сельских регионах, т.е. отраслевой специализации, культуры сообществ, и т.д.
      4. Новая региональная политика ОЭСР в настоящее время фокусируется на укреплении конкурентоспособности при использовании ПИИ. Региональная политика в настоящее время имеет тенденцию к упору на использовании факторов внешнего порядка, присущих данной местности, для создания так называемых "благоприятных условий", т.е. привлекательности региона в целом. Инвестиции в регион должны иметь целью активизацию этих существующих в регионе факторов, что, в свою очередь, должно вызвать эффект роста в результате более эффективной экономической деятельности. Проблема состоит в нахождении таких потенциальных источников факторов внешнего порядка в каждом регионе.

      1.2.3.2 Уроки стран Европейского Союза6: Политические меры в сфере ПИИ должны быть неотъемлемой частью региональной политики роста, направленной на создание новых рабочих мест и стимулирование экономического роста в регионах.
      1. Побочные результаты ПИИ в отношении производительности в принимающем регионе являются позитивными и значимыми в странах ЕС. Местные фирмы повышают свою производительность в результате иностранных инвестиций в регион. Максимально возможным потенциалом можно считать выигрыш местных фирм в производительности до 40 %. Коэффициенты роста производительности в качестве побочного результата были проанализированы в четырех группах регионов для девяти отраслей промышленности (всего 36 вариантов анализа). Значительные положительные побочные результаты были обнаружены в 24 из 36 наиболее точных оценок, и только в двух случаях были значительные негативные побочные результаты. В десяти случаях побочные результаты были незначительны. Этот результат был проверен и доказал свою устойчивость в широком спектре различных моделей.
      2. ПИИ привлекаются благодаря факторам региональной политики. Большинство регионов могут повысить свою привлекательность для ПИИ. Анализ модели локализации ПИИ в европейских регионах продемонстрировал ряд значимых региональных факторов, которые привлекают ПИИ: хорошая инфраструктура и доступность, высокообразованная рабочая сила и высокий уровень расходов на научно-исследовательские работы. Хорошее проникновение информации и коммуникационных технологий и большое число конкурентов, клиентов и поставщиков в соответствующей отрасли также привлекают ПИИ. Однако, другие факторы, на которые невозможно повлиять на региональном уровне, такие как особые условия фирмы, национальные макро-условия, объем рынка, географическое расположение и язык, также или более важны.
      3. Текущие модели ПИИ и уровни побочных результатов в виде повышения производительности в принимающих регионах интенсифицируют рост и конвергенцию. Две большие группы регионов ЕС с региональным уровнем дохода на душу населения ниже среднего, а именно, объединенные регионы и регионы Восточной Европы, выиграли от ПИИ, благодаря побочным результатам повышения производительности, и это привело к большей конвергенции. Существуют исключения из этой общей модели, например, регионы ЕС 15 (EU15) не имеют достаточной способности к освоению средств, необходимой, чтобы воспользоваться преимуществами ПИИ.
      4. Именно тонкости того, как привлекаются ПИИ, являются решающими. Существует необходимость отказа от политических мер, основанных на традиционных региональных пакетах льгот. Тем, кто формирует политику, скорее следует переходить к политическим стратегиям, рекомендующим интеграцию современных, региональных и иностранных инвестиционных агентств в региональные стратегии роста, направленные на предоставление информации и помощи иностранным инвесторам в том, чтобы увидеть потенциал данного региона и помочь региону в преодолении нормативных барьеров. Действительно, множество более ранних исследований указывали на тот факт, что при прямых субсидиях в целях привлечения иностранных инвесторов (таких как налоговые каникулы) имеется тенденция к уходу прибылей и благосостояния из принимающих регионов в иностранные фирмы и регионы их базирования. Поэтому, государственные финансовые средства и льготы, направляемые на стимулирование регионального роста через прямые субсидии для иностранных фирм, могут быть на самом деле контрпродуктивными для регионального роста в отстающих принимающих регионах, и не благоприятствующими региональной конвергенции в Европе. Путем улучшения местных ресурсов человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и других фундаментальных составляющих экономического роста, регион не только становится более привлекательным в качестве принимающего региона для иностранных фирм, но также повышается вероятность выгоды от присутствия иностранных фирм благодаря механизмам побочных результатов.
      5. В заключение, исследования демонстрируют серьезные эмпирические подтверждения важнейшей роли прямых иностранных инвестиций в региональном росте и развитии отстающих регионов Европы, а также указывают на то, что тонкости политических мер, направленных на привлечение иностранных инвесторов, также имеют значение.
_______________________

5 Отчет ОЭСР о создании конкурентоспособных регионов, 2005
6 Исследование по ПИИ и региональному развитию в ЕС, ЕС и Копенгагенский Университет.

Иллюстрация 4. Экономические побочные результаты
отраслевых ПИИ в Восточной Европе

Примечание: иллюстрация демонстрирует
предполагаемую величину побочных результатов
в каждом регионе. Более темным цветом
показывается высокий уровень воздействия
побочных результатов. Уровень воздействия
рассчитывался путем взвешивания результатов
коэффициента побочных результатов и ПИИ
сектора к агрегированному региональному
воздействию побочных результатов.

      1.2.3.3 Ирландский урок: важная роль Агентств по содействию инвестициям в региональном развитии
      1. Пример ирландских регионов демонстрирует, как Агентства по содействию инвестициям работают на национальном и региональном уровнях: потенциал, связанный с человеческим капиталом был важнейшим фактором привлечения ПИИ и последовавшего развития регионов.
      2. ПИИ способствовали повышению уровня жизни в южных и восточных регионах Ирландии. Экономический коллапс Ирландии во второй поливе 1950-х привел к фундаментальным и далеко идущим политическим изменениям во всей стране. Была узаконена свободная торговля, а на смену запрету на иностранное право собственности в отношении фирм, действующих в Ирландии, пришла политика, систематически поощрявшая ПИИ. В течение 1990-х произошло важное изменение в фокусе политики активизации экономики - от обрабатывающей промышленности к международным услугам и высокотехнологичным продуктам. Помимо этой стратегии, Ирландия сделала серьезный акцент на совершенствовании человеческого капитала, который в 1960-х значительно отставал от других стран, а сейчас является одним из самых образованных в Европе.
      3. Прямым результатом стал большой приток ПИИ в Ирландию, особенно в ее южные и восточные регионы, благодаря чему сегодня страна является седьмой в списке мировых получателей ПИИ (гораздо более высокое место, чем можно было бы ожидать исходя из размеров страны). С учетом успехов в привлечении ПИИ за последние десятилетия, наблюдатели делают вывод: "…примерно после 40 лет развития и создания потенциала (южная и восточная Ирландия (готова перейти к этапу повышения качества жизни". Ирландия ясно продемонстрировала, как приверженность экономической политике, способствующей росту, вознаграждается в долгосрочном плане. Примерами такой политики, способствующей росту, являются: финансовое благоразумие, сохранение гибкости рынка труда, фокус на научно-ориентированном формировании человеческого капитала.
      4. Человеческий капитал и Агентства по содействию инвестициям были двумя ключевыми факторами в привлечении ПИИ в эти регионы. Фактически, исследование, проведенное среди иностранных инвесторов в 2002-2005 годах, показывает, что фактор образования, по-видимому, является наиболее важной причиной для руководителей бизнеса инвестировать в Ирландию. Другими значимыми факторами являются поддержка Ирландского агентства по иностранным инвестициям и нормативная база. Следует отметить, что руководители бизнеса намного меньше заинтересованы в низкой ставке налога на доходы корпораций в Ирландии, уровень которой, по мнению многих наблюдателей, играет основную роль.

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПО
СОДЕЙСТВИЮ ИНВЕСТИЦИЯМ В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МCБ

      2.1 Цели

      Основной целью данного подхода является дальнейшая интеграция национальных и международных усилий по стимулированию инвестиций.

      2.2 Общий подход

      15. Общий предлагаемый подход включает пять компонентов, состоящих из четырех сфер политики и одного элемента тренинга, необходимого для создания потенциала:
      Четыре политические сферы:
      1. Региональные планы стимулирования инвестиций: как связать национальные и международные усилия и обеспечить их синергию для стимулирования инвестиций.
      2. Управление и стратегия: как задействовать соответствующие механизмы управления и стратегического планирования для привлечения ПИИ.
      3. Усиление предпринимательского потенциала посредством программ по созданию деловых связей: как усилить предпринимательский потенциал на региональном уровне посредством передачи навыков и знаний, полученных благодаря ПИИ, то есть через программы установления связей ПИИ-МСБ.
      4. Показатели эффективности: Как измерить и с чем сравнивать региональное развитие и конкурентоспособность, используя стандартные показатели, включая развитие ПИИ и МСБ.
      Элемент тренинга:
      5. Создание потенциала: Как обеспечить должный уровень обучения и подготовки региональных политиков и бизнес-посредников (например, торгово-промышленных палат) для реализации четырех вышеназванных компонентов.
      2.2.1 Компонент 1: разработка дорожных карт по региональному стимулированию инвестиций
      16. Всесторонний территориальный обзор Республики Казахстан ОЭСР. Территориальный обзор ОЭСР рассматривает разнообразные вызовы и возможности для политики регионального развития и предоставляет рекомендации о том, как наилучшим образом разработать и реализовать комплекс мер в области политики, с особым вниманием к управленческим задачам. Недавние национальные территориальные обзоры были выполнены по таким странам как Канада, Республика Чехия, Финляндия, Венгрия, Италия, Япония, Корея, Мексика, Польша и Швейцария. Территориальный обзор ОЭСР также будет иметь результатом участие Казахстана в Комитете по территориальному развитию ОЭСР.
      17. Будет проведена углубленная работа по региональным источникам конкурентоспособности, на базе территориального обзора Казахстана ОЭСР. Она будет включать анализ предложение-спрос в отраслях промышленности, обладающих высоким потенциалом, в каждом из трех отобранных пилотных регионов, а также определении ключевых факторов успеха.
      18. Результатом по окончании Этапа 1 будут рекомендации, изложенные в региональном Плане по стимулированию инвестиций. Рекомендации также будут реализовываться на Этапах 2 и 3. План затем будет использоваться для целей содействия привлечению инвестиций в каждый регион на основании его конкурентных преимуществ.
      2.2.2 Компонент 2: развитие механизма надлежащего управления для привлечения ПИИ, как на региональном, так и на национальном уровнях
      19. ОЭСР поддержит разработку концепции и создание сети региональных агентств по содействию инвестициям, подконтрольных центральному агентству по содействию инвестициям (АСИ), для создания соответствующих механизмов надлежащего управления и стратегического планирования в целях привлечения ПИИ.
      20. План создания сети будет разработан в течение Этапа 1, а его реализация в трех пилотных регионах будет осуществляться на Этапе 2. Этап 3 предусматривает помощь властям Казахстана в распространении схемы управления на все другие регионы. Особенно важным является сотрудничество с акиматами на последнем этапе, для обеспечения успешного выполнения Программы.
      2.2.3 Компонент 3: разработка и реализация программ взаимосвязи ПИИ-МСБ
      21. Фрагментация глобальных цепочек поставок является возможностью для МСБ интегрироваться и таким образом воспользоваться позитивными побочными результатами передачи технологий, навыков и ноу-хау. Однако, в развивающихся рыночных экономиках взаимосвязи могут не возникать спонтанно, так как местные МСБ нуждаются в более серьезном технологическом усовершенствовании, чтобы соответствовать требованиям иностранных партнеров. В таких случаях публичные политики, действующие на национальном или региональном уровнях, либо специалисты по стимулированию инвестиций могут вмешаться и поддержать создание связей между транснациональными компаниями (ТНК) и МСБ. Такая поддержка называется "Программы по взаимосвязи ПИИ-МСБ". ОЭСР может оказать поддержку регионам Казахстана в разработке и запуске таких программ, основываясь на работе, в настоящее время выполняемой для сектора информационные-технологии (далее - ИТ) Казахстана.

                  Иллюстрация 5. Виды связей

Какие типы связей существуют?

Тип

Определение

Результаты

Связи с
поставщиками

Иностранные инвесторы
приобретают компоненты,
материалы и услуги на
месте

Новые рыночные
возможности для местных
фирм

Связи с
покупателями

МНК поручают
распространение брендовой
продукции

Ведет к развитию
нисходящих
взаимоотношений с
местными МСБ
(франчайзинг)

Связи с
конкурентами

МНК устанавливают новые
стандарты с которыми
должны конкурировать
местные фирмы

Повышает
производительность и
качество конечного
продукта и услуг

Связи с
партнерами по
технологии

МНК инициируют совместные
проекты с партнерами из
МСБ (СП, лицензионные и
стратегические альянсы)

Источник новых
технологий для компаний
принимающей экономики

Прочие эффекты

Иностранные инвесторы
демонстрируют новые методы
работы местным фирмам

Стимулирует инновации и
побочные результаты для
человеческого капитала

      2.2.4 Компонент 4: мониторинг общей региональной стратегии стимулирования инвестиций
      22. Контрольные показатели помогают оценить и скорректировать региональные стратегии стимулирования инвестиций и измерить их воздействие. Мониторинг является многомерным и комплексным мероприятием, обеспечивающим обоснованность мер по стимулированию инвестиций, политики, направленной на развитие МСБ и эффективности программ по взаимосвязи ПИИ-МСБ. Кроме того, система показателей является двойной, поскольку национальные показатели переводятся и адаптируются для национального уровня. Иллюстрация 6 демонстрирует, как могут различаться региональные и национальные показатели в плане оценки мер по стимулированию инвестиций. Этот компонент должен включать развитие оценки субсидий для производителей.

  Иллюстрация 6. Пример показателей стимулирования инвестиций
             на национальном и региональном уровнях

Национальные и региональные показатели могут значительно
различаться – меры по стимулированию инвестиций являются хорошим
примером

Оценка
институциональной
базы

Показатели на
национальном уровне

Уровень мониторинга и
оценки

Стратегия

Агентство по
реализации

Показатели на
региональном уровне

Уровень мониторинга и
оценки

План действий

Институциональная
поддержка
(показатели, специфичные
для конкретного региона)

Оценка
операционных
услуг и действий

Связи ПИИ-МСБ

Принцип единого окна

Управление связями с
потребителями

Пропаганда политики

Последующие услуги

Инвестиционные льготы,
регулируемые местной
администрацией

Титулы и кадастр

Индустриальные
парки/свободные зоны

Программы связи

Принцип единого окна

Управление связями с
потребителями

Пропаганда политики

Последующие услуги


Подробный пример четырех показателей политики по стимулированию инвестиций,
специфичных для конкретного региона


Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Уровень 4

Уровень 5

План
действий

Нет плана
действий по
стимулированию
и облегчению
инвестиций
(СОИ)

План
действий
СОИ в
стадии
разработки

План действий
СОИ
утверждается
агентством и
содержит
четкое видение
региона;
точное
определение
сферы
конкурирования;
план
конкурирования
и достижения
целей. План не
содержит
ключевые
механизмы его
операционали-
зации, как и
определения
услуг, которые
он
предоставляет.

Уровень 3 плюс
план СОИ
содержит схему
организационной
структуры для
реализации
приоритетов и
достижения
целей.
Организационная
структура
содержит
описание
обязанностей от
высшего
руководства до
отдела по
внедрению.

Уровень 4 плюс
план
предоставляет
детали о
конкретных
потребностях в
персонале и
финансовых
нуждах. План
содержит
временной
график для

всестороннего
рассмотрения.

Институ-
циональ-
ная
поддерж-
ка

Меры по
стимулирова-
нию инвестиций
предприни-
маются
несогласованно
во всем
регионе

Агентство
создает
отдел по
продвиже-
нию
инвестиций.
Принято
решение по
структуре
отдела, он
получает
официаль-
ный мандат
на
деятель-
ность по
стимулиро-
ванию
инвестиций

Уровень 2 плюс
внутренняя
организация
отдела
определены.
Отдел
укомплектован
персоналом из
частного и
публичного
секторов,
говорящим на
разных языках.

Уровень 3 плюс
отделу дается
годовой бюджет
для покрытия,
кроме прочего,
накладных
расходов,
зарплат всех
работников,
дорожных
расходов, ИТ, и
т.д.

Уровень 4 плюс
у отдела
имеется
механизм
внутреннего планирования,
поддерживающий
рабочую
эффективность
отдела.
Механизм
состоит из
календаря
событий и
сроков
исполнения,
механизмов
статистичес-
кого
отслеживания,
внутренних
правил и
процедур для
персонала, и
достаточных ИТ
ресурсов.

      2.2.5 Компонент 5: усиление предпринимательского потенциала МСБ через организацию обучения, бизнес - тренингов, стажировок участников проекта
      23. Организация обучения, бизнес - тренингов, стажировок участников проекта является комплексной мерой, обеспечивающей достаточную обоснованность деятельности по стимулированию инвестиций и политики в сфере развития МСБ.
      24. Достижения данного проекта – его надлежащая реализация и устойчивость результата – в большой мере зависят от способности ключевых региональных участников разрабатывать и внедрять новые политические меры по стимулированию инвестиций и развитию МСБ. В число ключевых региональных участников могут входить: региональные политики, бизнес-посредники (торговые палаты), а также политики национального уровня, занимающиеся вопросами регионального развития.
      25. Особое внимание будет уделяться мерам по стимулированию инвестиций, программам по взаимосвязи ПИИ-МСБ, политике, направленной на развитие МСБ и возможностям мониторинга. ОЭСР обладает обширным опытом в определении «узких мест». Фокусируя свои усилия на этих сферах в целях достижения улучшений и передачи ноу-хау ключевым региональным игрокам, ОЭСР будет поддерживать усиление предпринимательского потенциала МСБ на региональном уровне в Казахстане для оптимального результата.

   Иллюстрация 7. Типичные сферы в политике стимулирования
     развития МСБ и инвестиций, нуждающиеся в улучшении

Источник: ОЭСР

Измерения индекса политики развития МСБ

Политическая основа для
инвестирования

1. Обучение и тренинги по
предпринимательству

Инвестиционная политика

2. Менее дорогостоящее и
быстрое начало

Стимулирование и облегчение
инвестиции

3. Лучшее законодательство и
регулирование

Торговая политика

4. Доступность навыков

Политика в сфере конкуренции

5. Улучшение доступа он-лайн

Налоговая политика

6. Получение большей пользы от
единого рынка

Политика, поддерживающая
ответственное поведение бизнеса

7. Налогообложение и
предоставление финансирования

Развитие кадровых ресурсов

8. Укрепление технологического
потенциала МСБ

Инфраструктура и развитие
финансового сектора

9. Успешные модели е-бизнеса и
бизнес-поддержка высшего класса
Развитие более серьезного,
эффективного представительства
интересов малых предприятий

Публичное управление

3. МЕТОДОЛОГИЯ: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОСНОВНЫЕ мероприятия

      3.1 Подход из трех этапов

      26. В целях поддержки усилий Казахстана по диверсификации региональных ПИИ, ОЭСР предлагает трехэтапный подход, охватывающий пять ранее определенных компонентов:
      Этап 1. Разработка региональной инвестиционной дорожной карты с акцентом на усиление предпринимательского потенциала МСБ
      Этап 2. Реализация плана (дорожной карты) в трех отобранных пилотных регионах
      Этап.3 Создание устойчивого механизма, позволяющего властям Казахстана реализовывать региональные стратегии стимулирования инвестиций в других регионах
      В рамках полного проекта, включающего одновременно национальные и региональные компоненты, будут проведены заседания рабочих групп для получения экспертной оценки, в целях сопоставить обе методики в свете Программы ОЭСР по Конкурентоспособности в Евразии.

      3.2 Методологи Этапа 1: ожидаемые результаты и основные мероприятия
      3.2.1 Этап 1 – Компонент 1 - Методология
      27. Ожидаемые результаты7
      - R.1.1. Публикация территориального обзора ОЭСР, в котором рассматриваются вызовы и возможности для региональной политики и предоставляются рекомендации, касающиеся, в частности, вызовов в сфере управления.
      - R.1.2. Отбор трех пилотных регионов для реализации региональных планов.
      - R.1.3. Три региональных плана, по одному для каждого региона, исключая столичные города, где рассматривается, какие виды экономической активности представляют интерес для потенциальных инвесторов и МСБ, и формулируются рекомендации по реализации их потенциала.
      - R.1.4. Три документа, касающиеся стимулирования инвестиций для представления потенциальным иностранным инвесторам.
      28. Мероприятия
      - Основные мероприятия по R.1.1.
      - Нисходящий подход: сбор качественных и количественных данных, напр. о текущей региональной политике Казахстана, или ключевых экономических показателях, характерных для данного региона.
      - Восходящий подход: консультации с ключевыми заинтересованными сторонами, такими как кабинет премьер-министра или президентская администрация, региональные исполнительные власти, ключевые представители частного сектора на центральном и региональном уровнях.
      - Экспертная оценка с участием специалистов из сопоставимых стран, напр. Польши.
      - Формулирование выводов и рекомендаций, согласованных на национальном и региональном уровнях с основными заинтересованными сторонами.
      - Официальная публикация в сотрудничестве с основными заинтересованными сторонами.
      - Основные мероприятия по R.1.2.
      - Консультации с национальными правительствами.
      - Консультации с региональными правительствами и анализ поддержки со стороны акиматов.
      - Тщательная проверка проектов, реализуемых в настоящее время совместно с другими организациями и партнерами (напр. ЕС, Всемирный Банк, USAID, GTZ, AFD, и т.д.) для объединения усилий и во избежание частичного совпадения.
      - Согласие относительно того, какие регионы будут пилотными.
      - Основные мероприятия по R.1.3.
      - Использование результатов Территориального обзора ОЭСР для определения сильных и слабых сторон региона, возможностей и угроз.
      - Восходящий подход: консультации с ключевыми региональными заинтересованными сторонами, внутренним и внешним частным сектором для определения того, где и как каждый регион может конкурировать за инвестиции.
      - Завершение окончательного перечня секторов региона, обладающих потенциалом привлечения ПИИ и поддержки развития МСБ.
      - Формулирование рекомендаций для конкретных секторов, согласованных на региональном и национальном уровнях, для реализации потенциала этих секторов.
      - Основные мероприятия по R.1.4.
      - Совместная рабочая группа и объединение усилий Агентством по содействию инвестициям в целях трансформации регионального анализа конкретных секторов в материалы по стимулированию инвестиций.
_______________________

7 Результат (R) номер (у) компонента номер (х) обозначается как R.x.y

      3.2.2 Этап 1 - Компонент 2 - Методология
      29. Ожидаемые результаты
      - R.2.1. Организационная структура сети региональных АСИ для обеспечения согласованности усилий и эффективности общей схемы: определение ролей и функций, отнесенных к региональному уровню; определение взаимодействия и потоков информации между региональными АСИ и национальными АСИ; определение взаимодействия с региональными и национальными правительствами и типов отчетности.
      - R.2.2. Проект внутренней организации региональных АСИ: определение порядка подотчетности, схемы управления, бизнес-процессов и информационных потоков, ключевых показателей эффективности и политики внешней коммуникации.
      30. Мероприятия
      - Основные мероприятия по R.2.1
      - Обзор передовых организационных практик ОЭСР в управлении региональной сетью АСИ, напр. ирландский пример.
      - Создание типологии передовых практик: обоснование, преимущества и недостатки каждого типа.
      - Консультации с ключевыми региональными заинтересованными сторонами в целях понимания специфики Казахстана и ресурсных узких мест.
      - Соглашение по схеме, подкрепленной как международными лучшими практиками, так и спецификой Казахстана.
      - Основные мероприятия по R.2.2
      - Обзор передовых практик ОЭСР в сфере внутреннего функционирования и организации региональных АСИ: порядок подотчетности, менеджмент, бизнес-процессы, стандартизованные результаты и ключевые показатели эффективности.
      - Создание типологии передовых практик: обоснование, преимущества и недостатки каждого типа.
      - Консультации с ключевыми региональными заинтересованными сторонами в целях понимания специфики Казахстана и ресурсных узких мест, напр. через качественные исследования и семинары.
      - Соглашение по схеме, подкрепленной как международными лучшими практиками, так и национальной и региональной спецификой Казахстана.
      - Основные мероприятия по R.2.3.
      - Серьезная поддержка ОЭСР в создании руководящего комитета, включающего национальных представителей Агентства по инвестиционной политике, представителей регионов, стран ОЭСР и специалистов по организации региональных АСИ.
      - Основные функции руководящего комитета, который будет регулярно собираться в течение Этапа II: определение схем финансирования (региональные или национальные источники финансирования) региональных АСИ, издание региональных и национальных законов или нормативных актов для создания региональных АСИ.
      - Серьезная поддержка ОЭСР на операционном и региональном уровнях, напр. учреждение региональных АСИ, получение помещений, наем персонала, и т.д.
      - Основные мероприятия по R.2.4.
      - Поддержка соответствующих органов в остальных 11 регионах для создания сети АСИ, придерживаясь общего подхода, описанного в R.2.3. выше.
      - Поощрение «административного партнерства» между тремя пилотными регионами и остальными 11 регионами для стимулирования обмена опытом и взаимного обучения.
      3.2.3 Этап 1 - Компонент 3 - Методология
      31. Ожидаемые результаты
      - R.3.1. Определение стратегии создания взаимосвязей для трех пилотных регионов, в зависимости от специфики каждого региона.
      32. Мероприятия
      - Основные мероприятия по R.3.1.
      - Оценить текущий статус действующих в настоящее время региональных политических стратегий в сфере МСБ, используя специальные инструменты ОЭСР, такие как индекс политики в сфере МСБ и проведение опросов среди ключевых региональных заинтересованных участников в приоритетных секторах экономики, определенных во время разработки региональных инвестиционных планов, см. R.1.2 выше.
      - Вовлечь ключевых региональных заинтересованных участников в определение приоритетных целей, которые должны быть достигнуты с помощью программ по взаимосвязи ПИИ-МСБ, в том числе новые рыночные возможности для местных фирм, повышение производительности и передача технологий.
      3.2.4 Этап 1- Компонент 4 - Методология
      33. Ожидаемые результаты
      - R.4.1. Определение общей стратегии системы мониторинга.
      - R.4.2. Разработка ключевых показателей эффективности (КПЭ) для каждой сферы политики, определенной в качестве стратегической, напр. политики стимулирования инвестиций, программ по взаимосвязи ПИИ-МСБ, развития МСБ.
      R.4.3. Разработка оценки субсидий для производителей. (PSE)
      34. Мероприятия
      - Основные мероприятия по R.4.1.
      - Определить общие цели системы мониторинга, особенно в отношении тех видов деятельности, которые нуждаются в регулярной оценке: политика стимулирования инвестиций, прогресс в сфере взаимосвязи ПИИ-МСБ и развитие МСБ.
      - Определить каким образом эти цели могут быть перенесены с национального уровня на региональный уровень.
      - Основные мероприятия по R.4.2.
      - Обзор передовых практик ОЭСР в области систем КПЭ для отобранных ключевых видов деятельности.
      - Консультации с ключевыми заинтересованными сторонами, в целях получения представления об особенностях Казахстана.
      - Соглашение по системе КПЭ как на национальном, так и на региональном уровнях, с учетом передовых практик ОЭСР и специфики Казахстана.
      3.2.5 Этап 1 - Компонент 5 - Методология
      35. Ожидаемые результаты
      - R.5.1. Действующие ключевые заинтересованные стороны в таких сферах политики как инвестиционная политика, управление АСИ, программы по взаимосвязи ПИИ-МСБ / политика в сфере развития МСБ, а также схемы мониторинга.
      36. Мероприятия
      - Основные мероприятия по R.5.1.
      - Стратегический аудит для определения приоритетных нужд в четырех политических сферах для различных ключевых игроков: тех, кто определяет политику на региональном уровне, торгово-промышленных палат, представителей МСБ.
      - Использование внутренних и внешних экспертных сообществ ОЭСР.
      - Обучение в высших учебных заведениях с признанной репутацией, таких как Объединенный Венский институт для руководителей МСБ и представителей государственных органов стран ОЭСР. Также может быть предусмотрено долгосрочное партнерство с отобранными учебными учреждениями. Тренинг и экспертные рекомендации будут обеспечиваться собственным специалистом ОЭСР, обладающим глубоким опытом и знаниями в четырех политических сферах.
      3.3 Методология этапов 2 и 3: ожидаемые результаты и основные мероприятия
      3.3.1 Этапы 2 и 3 - Компонент 1 - Методология
      37. Ожидаемые результаты
      - Этап 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - R.1.5.8 Выбор двух ключевых секторов экономики с высоким потенциалом для иностранных инвестиций и развития МСБ.
      - R.1.7. Устранение политических барьеров, препятствующих развитию этих двух секторов с высоким потенциалом.
      - R.1.8. Лучшая информированность потенциальных иностранных инвесторов в отношении обоих ключевых секторов.
      - Этап 3 – для остальных 11 регионов
      - R.1.8. Поддержка региональных деятелей, определяющих политику, в осуществлении реформ и устранении политических барьеров в сферах экономической деятельности, определенных как имеющие большой потенциал.
      38. Мероприятия на Этапе 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - Основные мероприятия по R.1.5.
      - Консультации с региональными правительствами в целях согласования двух секторов, отобранных из окончательного списка ранее определенных секторов, на которых будут сфокусированы усилия, (см. R.1.2.).
      - Основные мероприятия по R.1.6.
      - Инициирование диалога между государством и частным сектором для двух отобранных секторов через рабочие группы для каждого сектора. В эти группы войдут представители частного сектора, регионального правительства, возможно, национального правительства, а также отраслевые эксперты из ОЭСР и зарубежных стран.
      - Рабочие группы перерабатывают рекомендации для конкретного сектора (см. R.1.2.) в реализуемые меры, напр. законы/нормативные документы на региональном или национальном уровне, направленные на устранение политических барьеров, препятствующих развитию МСБ и повышение конкурентоспособности региона для притока ПИИ в отобранные отрасли.
      - Основные мероприятия по R.1.7.
      - Поддержка ОЭСР (напр. через использование ее экспертного сообщества) и участие в конференциях по проблемам конкретных секторов и регионов, либо в презентациях, направленных на повышение информированности потенциальных внутренних и иностранных инвесторов об инвестиционных возможностях.
      39. Мероприятия на Этапе 3 – для остальных 11 регионов
      - Основные мероприятия по R.1.8.
      - Поддержка ОЭСР региональных ключевых заинтересованных сторон в выборе ключевых секторов, создании рабочих групп для трансформации рекомендаций для конкретного сектора в реализуемые меры, и обеспечение устойчивости этого механизма.
      - Поддержка «административного партнерства» между тремя пилотными регионами и остальными 11 регионами для стимулирования обмена опытом и извлеченными уроками, а также поощрение передачи ноу-хау по успешному осуществлению реформ.
_______________________

8 Результат (R) номер (у) компонента номер (х) обозначается как R.x.y

      3.3.2 Этапы 2 и 3 - Компонент 2 - Методология
      40. Ожидаемые результаты
      - Этап 2 - для каждого из трех пилотных регионов
      - R.2.3. Создание сети региональных АСИ с эффективной и действенной схемой управления: три региональных АСИ взаимодействуют с национальным АСИ.
      - Этап 3 – для остальных 11 регионов
      - R.2.4. Создание региональными политиками целой сети региональных АСИ по всей стране, при поддержке и наставничестве ОЭСР.
      41. Мероприятия на Этапе 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - Основные мероприятия по R.2.3
      - Поддержка ОЭСР в создании руководящего комитета, включающего представителей Агентства по инвестиционной политике, представителей регионов, и специалистов ОЭСР по организации региональных АСИ.
      - Основные функции руководящего комитета, который будет регулярно собираться в течение Этапа II: определение схем финансирования (региональные или национальные источники финансирования) региональных АСИ, создание региональных и национальных законов или нормативных актов для учреждения региональных АСИ.
      - Поддержка ОЭСР на операционном и региональном уровнях, напр. помощь в точном определении кадровых потребностей.
      42. Мероприятия на Этапе 3 – для остальных 11 регионов
      - Основные мероприятия по R.2.4.
      - Поддержка соответствующих органов в остальных 11 регионах в целях создания сети АСИ, следуя общему подходу, описанному в R.2.3. выше.
      - Установление «административного партнерства» между тремя пилотными регионами и остальными 11 регионами для стимулирования обмена опытом и взаимного обучения.
      3.3.3 Этапы 2 и 3 - Компонент 3 - Методология
      43. Ожидаемые результаты Этапа 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - R.3.2. Проект базовой структуры и организации программы по взаимосвязи МСБ-ПИИ.
      - R.3.3. Разработка и запуск программы ПИИ-МСБ.
      44. Ожидаемые результаты Этапа 3 – для остальных 11 регионов
      - R.3.4. Разработка и запуск программы ПИИ-МСБ. Это должно быть реализовано региональными правительствами при поддержке ОЭСР.
      45. Мероприятия на Этапе 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - Основные мероприятия по R.3.2
      - Выбор двух ключевых секторов экономики с высоким потенциалом привлечения ПИИ и развития МСБ, использование данных из региональных инвестиционных планов (см. R.1.5).
      - Определение потенциальных местных и иностранных участников регионального координационного комитета (транснациональные компании и местный МСБ) посредством совместных исследований с ключевыми региональными заинтересованными сторонами, напр. торгово-промышленными палатами.
      - Начало работы двух региональных координационных комитетов, по одному для каждого из отобранных секторов, включающих региональных представителей, региональных бизнес-посредников, иностранные компании и экспертов ОЭСР. Комитеты будут функционировать как рабочие группы для контроля за запуском программ по взаимосвязи МСБПИИ в каждом секторе.
      - Предоставление информации о передовых практиках в связи с ресурсами, необходимыми для такой программы, в том числе кадровыми ресурсами и разнообразными расходами, в целях оказания помощи региональному координационному комитету завершить составление бюджета программы.
      - Поддержка эффективного учреждения рабочих офисов проекта и центра (центров) бизнес-связей (могут быть необходимы один или два центра в зависимости от двух выбранных секторов).
      - Оказание поддержки оперативным группам программы для создания всеобъемлющих баз данных местных МСП, которые могут использоваться потенциальными иностранными инвесторами.
      - Основные мероприятия по R.3.3.
      - Оказание поддержки оперативным группам программы в обращении к соответствующим иностранным компаниями в обоих ключевых секторах с высоким потенциалом.
      - Оказание поддержки оперативным группам программы в выработке правильной стратегии в отношении иностранных компаний в целях повышения потенциала региона и возможностей развития МСБ.
      - Оказание поддержки оперативным группам в других коммуникационных мероприятиях: форумы, кампании в СМИ, интерактивные базы данных для увязки потребностей в ПИИ и регионального потенциала МСБ.
      46. Мероприятия на Этапе 3 – для остальных 11 регионов
      - Основные мероприятия по R.3.4.
      - Поддержка соответствующих органов в остальных 11 регионах в целях разработки и запуска программ МСБПИИ, следуя общему подходу, описанному в R.3.3.
      - Установление «административного партнерства» между тремя пилотными регионами и остальными 11 регионами для стимулирования обмена опытом и взаимного обучения.
      3.3.4 Этапы 2 и 3 - Компонент 4 - Методология
      47. Ожидаемые результаты Этапа 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - R.4.3. Разработка рабочей системы КПЭ как на региональном, так и на национальном уровне.
      48. Ожидаемые результаты Этапа 3 – в остальных 11 регионах
      - R.4.4. Запуск системы мониторинга. Это должно быть реализовано региональными правительствами при поддержке ОЭСР.
      49. Мероприятия на Этапе 2 – для каждого из трех пилотных регионов
      - Основные мероприятия по R.4.3.
      - Определение обязанностей по мониторингу, порядка подотчетности и коммуникационных потоков для каждого из отобранных мероприятий (политика стимулирования инвестиций, программы по взаимосвязи ПИИМСБ, развитие МСБ) как на региональном, так и на национальном уровне.
      - Проведение оценки последствий в отношении потребностей в кадрах, после составления списка персонала, занятого оценкой и мониторингом отобранных мероприятий.
      - Консультации с ключевыми региональными заинтересованными сторонами для достижения соглашения о финансировании, и по вопросам, связанным с нормативной базой.
      - Оказание поддержки в создании групп по мониторингу.
      50. Мероприятия на Этапе 3 – в остальных 11 регионах
      - Основные мероприятия по R.4.4.
      - Поддержка соответствующих органов в остальных 11 регионах в целях запуска программ мониторинга, следуя общему подходу, описанному в R.4.3.
      - Установление «административного партнерства» между тремя пилотными регионами и остальными 11 регионами для стимулирования обмена опытом и взаимного обучения.
      3.3.5 Этапы 2 & 3 - Компонент 5 - Методология
      51. Ожидаемые результаты
      - R.5.2. Действующие ключевые заинтересованные стороны в четырех сферах политики: инвестиционная политика, управление АСИ, программы по взаимосвязи ПИИ-МСБ, политика в сфере развития МСБ и схемы мониторинга.
      52. Мероприятия
      - Основные мероприятия по R.5.2.
      - Стратегический аудит для определения приоритетных нужд в четырех политических сферах для различных ключевых игроков: тех, кто определяет политику на региональном уровне, торгово-промышленных палат, представителей МСБ.
      - Использование внутренних и внешних экспертных сообществ ОЭСР.
      - Обучение в высших учебных заведениях с признанной репутацией, таких как Объединенный Венский институт для руководителей МСБ и представителей государственных органов стран ОЭСР. Также может быть предусмотрено долгосрочное партнерство с отобранными учебными учреждениями. Тренинг и экспертные рекомендации будут обеспечиваться собственным специалистом ОЭСР, обладающим глубоким опытом и знаниями в названных четырех политических сферах.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЯ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

      4.1 Предполагаемая продолжительность проекта

      53. Предполагаемая продолжительность проекта составляет 42 месяца и включает 3 этапа (этапы 1 и 2 частично совпадают), следующим образом:
      - Этап 1: 18 месяцев
      - Этап 2: 18 месяцев
      - Этап 3: 12 месяцев

      4.2. Предварительный план действий

      4.3 Общий обзор бюджета

      54. См. Приложение 1.

      4.4 Публикации и другие результаты

      - Сводный отчет будет опубликован в конце Этапа I, в нем будет содержаться вся собранная информация и основные данные из Территориального обзора Казахстана.
      - Разработка региональной Стратегии стимулирования инвестиций и соответствующих планов действий для регионов Казахстана, базируясь на:
      - секторах с самым высоким потенциалом для роста каждого региона;
      - анализе секторной динамики;
      - анализе SWOT;
      - ключевых факторах успеха.
      - Мероприятия по стимулированию инвестиций, разработанные для конкретного региона/сектора, при необходимости.
      55. Точные результаты работ и отчетные материалы Этапов 2 и 3 будут подробно описаны в Сводном отчете по Этапу 1.

                Приложение 1. обзор проекта бюджета

Позиция

Еди-
ница

Стои-
мость
за
еди-
ницу

Еди-
ниц

Все
годы

Еди-
ниц

Год 1

Еди-
ниц

Год 2

Еди-
ниц

Год 3

Еди-
ниц

Год 3
(6 мес.)

Затраты на
персонал и
консалтинг
ОЭСР
1. Кадры
1.1. Зарплата
техничес-
кого
персонала



225

2452888

57

612130

64

905565

56

619320

28

315854

1.2. Зарплата
администра-
тивного
персонала

За
день


146

935390

40

250920

46

290271

40

261060

20

133139

2. Консуль-
танты

За
день












2.1. Местные
консуль-
танты (3)

За
день












2.2. Междуна-
родные
консультан-
ты (3)


300

2325

697500

400

120000

800

240000

750

225000

375

112500

3. Офис и
другие
затраты


600

250

150000

40

24000

85

51000

85

51000

40

2400

3.1. Централи-
зованные
услуги


1 325

371

492241

97

129169

130

172260

96

127208

48

63604

Промежу-
точный
итог:
затраты на
персонал и
консалтинг
ОЭСР




4728000

1136219

1659096

1283588


649097

Затраты по
конферен-
циям и
командиро-
вочным













1. Конференции

За
вс-
тре-
чу

30000

2

60000

0

-

1

30000

-

-

1

30000

1.1. Мероприя-
тие по
содействию
инвестиции-
ям

За
вс-
тре-
чу

20000

10

200000

3

60000

2

40000

3

60000

2

40000

1.2. Семинар













1.3. Выпуск
отчета


25000

2

50000

0

-

1

25000

-

-

1

25000

2. Миссии













2.1. Миссии
в стране
(ОЭСР)

За
мис-
сию

4000

118

472000

30

120000

35

140000

35

140000

18

72000

2.2. Миссии
по
координации

За
мис-
сию

1500

40

60000

10

15000

10

15000

10

15000

10

15000

Промежу-
точный
итог:
Затраты по
конферен-
циям и
команди-
ровочным













Затраты по
публикациям
и переводу
1. Публикации

за
пуб-
лика-
цию












2. Переводы

за стр.












Промежу-
точный
итог:
Затраты по
публикациям
и переводу













Косвенные
затраты
1. Косвенные
и админис-
тративные
расходы
(5,8 %)













Промежу-
точный
итог:
Косвенные
затраты













Итого
Бюджет













      (1) Ежемесячные затраты на оплату труда являются средними для различных категорий, и потому является только индикативной. Размер зарплат базируется на шкале ставок ОЭСР-2010 плюс планируемые повышения в 2011, 2012, 2013 и 2014
      (2) Фактическая стоимость индивидуального контракта может варьировать в зависимости от сферы компетенции и опыта консультанта
      (3) Централизованные услуги включают оплату офиса, мебель, основные ИТ услуги, международную телефонную связь и тренинг (?), создаваемые персоналом ОЭСР в течение действия проекта
      (4) Дорожные расходы связаны с миссиями, осуществляемыми как персоналом ОЭСР, так и внешними консультантами. Миссии по координации совершаются в Брюссель и другие направления ОЭСР. Затраты рассчитываются по системе авторизации миссий ОЭСР, в соответствии с инструкциями и нормативами по персоналу ОЭСР.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.