О проекте Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2011 года № 1007

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О государственной поддержке индустриально-инновационной
деятельности Настоящий Закон устанавливает правовые,
экономические и организационные основы стимулирования
индустриально-инновационной деятельности и определяет меры ее
государственной поддержки. Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) местное содержание - процентное содержание стоимости оплаты труда граждан Республики Казахстан, задействованных в проекте субъекта индустриально-инновационной деятельности от общего фонда оплаты труда по данному проекту, и (или) стоимости долей местного происхождения, установленных в товарах, работах и услугах от общей стоимости товаров, работ и услуг, используемых при реализации проекта;
      2) экспертиза по местному содержанию - оценка местного содержания в проекте субъекта индустриально-инновационной деятельности, претендующего на включение в республиканскую карту индустриализации;
      3) индустриально-инновационная деятельность - деятельность, связанная с трансфертом технологий, созданием новых или усовершенствованных производств, технологий, товаров, работ, услуг с целью повышения производительности труда и обеспечения стимулирования развития приоритетных секторов экономики;
      4) субъекты индустриально-инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие индустриально-инновационную деятельность;
      5) индустриально-инновационный проект - комплекс мероприятий, направленных на осуществление индустриально-инновационной деятельности;
      6) уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере индустрии и индустриально-инновационного развития, а также осуществляющий в пределах предоставленных полномочий межотраслевую координацию и участие в реализации государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      7) уполномоченный орган по государственному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области стратегического и экономического планирования;
      8) инновационный грант - бюджетные средства, предоставляемые субъектам индустриально-инновационной деятельности для реализации их проектов в рамках приоритетных направлений, предусмотренных настоящим Законом;
      9) отраслевое конструкторское бюро - юридическое лицо, владеющее материально-техническим комплексом, осуществляющее деятельность по приобретению, адаптации, разработке конструкторско-технологической документации и оказывающее на ее основе услуги по организации выпуска продукции;
      10) база данных товаров, работ, услуг и их поставщиков - перечень отечественных товаров, работ, услуг и их поставщиков;
      11) инновация - результат индустриально-инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новых или усовершенствованных производств, технологии, товаров, работ и услуг в целях повышения экономической эффективности;
      12) технология - процесс и (или) комплекс оборудования, работающего в едином производственном цикле, использование которых обеспечивает получение новых или усовершенствованных товаров, работ, услуг;
      13) трансферт технологии - процесс внедрения новых или усовершенствованных технологий субъектами индустриально-инновационной деятельности, права собственности или пользования которой получены способами, не запрещенными законодательными актами Республики Казахстан;
      14) технологический парк (далее - технопарк) - юридическое лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях территорией с единым материально-техническим комплексом, на которой создаются благоприятные условия для осуществления индустриально-инновационной деятельности;
      15) приоритетные сектора экономики - сектора национальной экономики, способные оказать воздействие на динамику и качество экономического развития государства;
      16) центр коммерциализации технологий - юридическое лицо или подразделение субъекта научной и (или) научно-технической деятельности, осуществляющее коммерциализацию технологий;
      17) технологическое прогнозирование - комплекс аналитических исследований, направленных на выявление технологий, освоение которых является необходимым условием для устойчивого индустриально-инновационного развития государства, а также выработки рекомендаций по развитию технологий, их трансферту;
      18) коммерциализация технологий - процесс, связанный с практическим применением технологий с целью вывода на рынок новых или улучшенных производств, товаров, работ и услуг с получением экономического эффекта;
      19) национальные операторы - национальные институты развития, определенные Правительством Республики Казахстан для поддержки индустриально-инновационной деятельности в области отраслевого и технологического развития, развития местного содержания и экспорта, привлечения инвестиций;
      20) единая карта приоритетных товаров и услуг - перечень товарных групп, товаров и услуг, имеющих стратегические конкурентные преимущества для производства в Республике Казахстан, определенных в разрезе каждого приоритетного сектора экономики и являющихся приоритетами для государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                государственной поддержке индустриально-
                инновационной деятельности
      1. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Цель, задачи и принципы государственной
                поддержки индустриально-инновационной
                деятельности
      1. Целью государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития приоритетных секторов экономики, определяемых Президентом Республики Казахстан.
      2. Задачами государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности являются:
      1) создание благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики;
      2) обеспечение условий для развития новых конкурентоспособных производств;
      3) создание благоприятных условий для модернизации (технического перевооружения) действующих производств с целью повышения производительности труда, а также удлинения производственной цепочки и расширения рынка;
      4) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств;
      5) повышение инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала субъектов индустриально-инновационной деятельности;
      6) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в коммерциализации технологий.
      7) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в развитии их экспортного потенциала.
      3. Государственная поддержка индустриально-инновационной деятельности Республики Казахстан основывается на принципах:
      1) обеспечения субъектам индустриально-инновационной деятельности равного доступа к получению государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
      2) гласности и транспарентности предоставляемых мер государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности;
      3) обеспечения сбалансированности интересов государства и субъектов индустриально-инновационной деятельности;
      4) оптимизации различных мер государственной поддержки в целях успешной реализации и с учетом индивидуальных особенностей субъектов индустриально-инновационной деятельности и индустриально-инновационных проектов;
      5) комплексности и системности, обеспечивающих постоянное взаимодействие государства и субъектов индустриально-инновационной деятельности.
      6) их соответствия международным обязательствам Республики Казахстан.

Глава 2. Государственное регулирование в области
государственной поддержки индустриально-инновационной
деятельности

      Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
      Правительство Республики Казахстан:
      1) вносит предложения по определению приоритетных секторов экономики Президенту Республики Казахстан;
      2) утверждает отраслевые программы в сфере индустриально-инновационной деятельности;
      3) утверждает межотраслевой план научно-технологического развития;
      4) утверждает перечень национальных институтов развития, осуществляющих поддержку индустриально-инновационной деятельности;
      5) утверждает правила проведения экспертизы по местному содержанию;
      6) утверждает республиканскую карту индустриализации;
      7) утверждает единую карту приоритетных товаров и услуг;
      8) утверждает перечень видов высокотехнологичной продукции;
      9) определяет приоритетные направления инновационных грантов;
      10) утверждает правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, услуг на внешние рынки;
      11) создает Координационный совет по форсированному индустриально-инновационному развитию и утверждает его положение и состав;
      12) создает Совет по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан (далее - Совет по технологической политике) и утверждает его положение и состав;
      13) утверждает нормативные правовые акты в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      14) утверждает типовые правила функционирования технопарков, центров коммерциализации технологий, отраслевых конструкторских бюро;
      15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области
                государственной поддержки индустриально-
                инновационной деятельности
      Уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности:
      1) участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      2) разрабатывает межотраслевой план научно-технологического развития;
      3) разрабатывает и согласовывает в пределах своей компетенции государственные и отраслевые программы в сфере индустриально-инновационной деятельности;
      4) вносит в уполномоченный орган по государственному планированию предложения по определению приоритетных секторов экономики;
      5) ежегодно представляет Правительству Республики Казахстан информацию об эффективности мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      6) разрабатывает правила проведения экспертизы по местному содержанию;
      7) разрабатывает единую карту приоритетных товаров и услуг;
      8) разрабатывает перечень видов высокотехнологичной продукции;
      9) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по определению приоритетных направлений инновационных грантов;
      10) разрабатывает положение о Координационном совете по форсированному индустриально-инновационному развитию и вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по формированию его состава;
      11) разрабатывает положение о Совете по технологической политике и вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по формированию его состава;
      12) согласовывает стратегии и планы развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц, в части развития технологий и инноваций;
      13) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      14) разрабатывает типовые правила функционирования технопарков, центров коммерциализации технологий, отраслевых конструкторских бюро;
      15) разрабатывает правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, услуг на внешние рынки;
      16) разрабатывает перечень отечественных обработанных товаров, услуг по которым частично возмещаются затраты по их продвижению на внешние рынки;
      17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 6. Компетенция уполномоченного органа по
                государственному планированию
      Уполномоченный орган по государственному планированию в пределах своих полномочий:
      1) участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      2) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по определению приоритетных секторов экономики;
      3) осуществляет оценку эффективности реализации государственных и отраслевых программ в области индустриально-инновационной деятельности;
      4) формирует политику развития местного содержания в области индустриально-инновационной деятельности;
      5) координирует деятельность государственных органов по реализации отраслевых программ;
      6) осуществляет координацию обеспечения квалифицированными кадровыми ресурсами и регулирования занятости в области индустриально-инновационной деятельности;
      7) осуществляет планирование, мониторинг, стимулирование, развитие и оценку эффективности индустриально-инновационной системы;
      8) утверждает методику оценки эффективности реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, осуществляемых государственными органами, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, а также субъектами индустриально-инновационной системы, осуществляющими поддержку индустриально-инновационной деятельности;
      9) согласовывает стратегии и планы развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц на предмет соответствия целям индустриально-инновационного развития;
      10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 7. Компетенция государственных органов
      Государственные органы в пределах своих полномочий:
      1) участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      2) вносят в уполномоченный орган по государственному планированию предложения по определению приоритетных секторов экономики;
      3) разрабатывают государственные и отраслевые программы в сфере индустриально-инновационной деятельности;
      4) представляют в уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности информацию о реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      5) разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов
                области, города республиканского значения,
                столицы
      Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы в пределах своих полномочий:
      1) участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности на соответствующей административно-территориальной единицы;
      2) утверждают региональные карты индустриализации;
      3) вносят предложения в уполномоченный орган по государственному планированию по определению приоритетных секторов экономики;
      4) представляют в уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности информацию о реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      5) разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
      6) осуществляют иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      Статья 9. Координационный совет по форсированному
                индустриально-инновационному развитию
      1. Координационный совет по форсированному индустриально-инновационному развитию является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан.
      2. Состав Координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию и положение о нем утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      3. Задачами Координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию являются:
      1) повышение конкурентоспособности экономики путем улучшения показателей инновационности и эффективности экономики, а также развития приоритетных секторов экономики;
      2) организация целенаправленной системной поддержки процесса эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств, а также повышения инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала субъектов индустриально-инновационной деятельности;
      3) повышения международной конкурентоспособности местных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

      Статья 10. Совет по технологической политике
      1. Совет по технологической политике является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан, возглавляемым Премьер-Министром Республики Казахстан.
      Рабочим органом Совета по технологической политике является уполномоченный орган в области государственной поддержи индустриально-инновационной деятельности.
      2. Состав Совета по технологической политике формируется из числа членов Правительства Республики Казахстан, руководителей государственных органов, ведущих ученых, экспертов различных отраслей знаний, представителей национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, субъектов частного предпринимательства и научных общественных объединений.
      Состав Совета по технологической политике и положение о нем утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      3. Основными задачами Совета по технологической политике является подготовка рекомендаций Правительству Республики Казахстан по:
      1) формированию стратегических задач и приоритетов, направленных на развитие индустриально-инновационной деятельности;
      2) разработке предложений по стимулированию индустриально-инновационной деятельности, осуществляемых в форме государственной поддержки;
      3) утверждению и актуализации межотраслевого плана научно-технологического развития;
      4) определению и актуализации критических технологий и приоритетных направлений инновационных фантов;
      5) утверждению и актуализации перечня видов деятельности производства высокотехнологичной продукции.

Глава 3. Индустриально-инновационная система
Республики Казахстан

      Статья 11. Индустриально-инновационная система Республики
                 Казахстан
      В целях стимулирования развития приоритетных секторов экономики и государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности в Республике Казахстан формируется индустриально-инновационная система, которая состоит из субъектов и инструментов.

      Статья 12. Субъекты индустриально-инновационной системы,
                 осуществляющие поддержку индустриально-
                 инновационной деятельности
      1. К субъектам индустриально-инновационной системы относятся национальные институты развития, акционерные общества с участием государства в уставном капитале, юридические лица, входящие в группу Фонда национального благосостояния, а также в структуру национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса, специальный фонд по поддержке инициатив малого и среднего предпринимательства, а также иные юридические лица, уполномоченные на реализацию мер поддержки индустриально-инновационной деятельности.
      2. Положения настоящего Закона применяются к Фонду национального благосостояния и группе Фонда национального благосостояния, и иным контролируемым им юридическим лицам, если иное не предусмотрено Законом Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния".
      3. Деятельность Банка развития Казахстана по поддержке субъектов индустриально-инновационной деятельности регулируется Законом Республики Казахстан "О Банке развития Казахстана".
      4. Деятельность акционерных обществ, входящих в структуру национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса по поддержке субъектов индустриально-инновационной деятельности регулируется Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий".
      5. Деятельность специального фонда по поддержке инициатив малого и среднего предпринимательства в сфере индустриально-инновационной деятельности регулируется Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве".
      6. Перечень национальных институтов развития, оказывающих меры государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности посредством осуществления инвестиций в уставные капиталы или содействия экспортным операциям определяется Правительством Республики Казахстан.

      Статья 13. Национальный оператор по отраслевому развитию
      Национальный оператор по отраслевому развитию:
      1) формирует аналитические базы данных по приоритетным секторам экономики;
      2) оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области отраслевого развития;
      3) участвует в разработке и поддержке единой карты приоритетных товаров и услуг;
      4) осуществляет мониторинг крупных индустриально-инновационных проектов, получающих финансовые меры государственной поддержки;
      5) оказывает экспертную поддержку по вопросам территориального размещения производств.

      Статья 14. Национальный оператор по технологическому развитию
      Национальный оператор по технологическому развитию:
      1) обеспечивает процесс технологического прогнозирования;
      2) оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области развития инноваций;
      3) осуществляет инвестиции в индустриально-инновационные проекты путем участия в уставных капиталах субъектов индустриально-инновационной деятельности, создания совместных предприятий с иностранными компаниями, создания или участия в инвестиционных фондах и иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан;
      4) принимает участие в создании и управлении, координирует развитие индустриально-инновационной инфраструктуры;
      5) сотрудничает с международными организациями с целью привлечения их информационных, образовательных и финансовых ресурсов для стимулирования технологического развития приоритетных секторов экономики;
      6) обеспечивает доступ к информации о реализуемых индустриально-инновационных проектах," внедренных технологиях, результатах проведенных аналитических исследований по технологическому прогнозированию;
      7) реализует механизмы государственной поддержки по технологическому бизнес-инкубированию, трансферту технологий, усилению кадрового, управленческого и производственного потенциала субъектов индустриально-инновационной деятельности;
      8) участвует в сборе информации и мониторинге эффективности в области индустриально-инновационной деятельности;
      9) выдает экспертные заключения и (или) рекомендации уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.
      10) осуществляет функции оператора уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по предоставлению инновационных грантов.

      Статья 15. Национальный оператор по развитию местного содержания
      Национальный оператор по развитию местного содержания:
      1) формирует и ведет базу данных товаров, работ и услуг и их поставщиков;
      2) оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области развития местного содержания;
      3) осуществляет мониторинг эффективности реализации мер поддержки отечественных поставщиков товаров, работ и услуг на внутреннем рынке;
      4) осуществляет функции оператора уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по возмещению части затрат по продвижению товаров, работ и услуг на внутреннем рынке;
      5) осуществляет экспертизу проектов в области индустриально-инновационной деятельности по местному содержанию.

      Статья 16. Национальный оператор по привлечению инвестиций
      Национальный оператор по привлечению инвестиций:
      1) проводит аналитические исследования по улучшению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан;
      2) обеспечивает информационное сопровождение деятельности иностранных инвесторов, в том числе формирует и ведет базу данных иностранных инвесторов;
      3) продвигает благоприятный инвестиционный имидж Республики Казахстан, в том числе предоставляет информацию об инвестиционных возможностях, организовывает встречи инвесторов с государственными органами, проводит бизнес-форумы, конференции и семинары по инвестиционной тематике;
      4) проводит мониторинг реализации договоренностей, достигнутых по итогам переговоров с иностранными инвесторами, а также индустриально-инновационных проектов, реализуемых с участием иностранных инвесторов.

      Статья 17. Национальный оператор по развитию и продвижению экспорта
      Национальный оператор по развитию экспорта:
      1) проводит анализ внешних рынков;
      2) оказывает содействие по продвижению отечественных товаров на внешние рынки;
      3) оказывает информационные и консультационные услуги отечественным экспортерам в области развития бизнеса и повышения конкурентоспособности, вывода отечественной продукции на внешние рынки;
      4) проводит мероприятия по продвижению экспортных возможностей;
      5) взаимодействует с отечественными институтами поддержки экспорта;
      6) осуществляет взаимодействие с отечественными, иностранными и международными организациями по вопросам продвижения экспорта.

      Статья 18. Индустриально-инновационная инфраструктура
      1. Элементами индустриально-инновационной инфраструктуры Республики Казахстан являются:
      1) специальные экономические зоны;
      2) индустриальные зоны;
      3) юридические лица, создаваемые для обеспечения поддержки индустриально-инновационной деятельности:
      технопарки;
      центры коммерциализации технологий;
      отраслевые конструкторские бюро;
      международные центры трансферта технологий.
      Индустриально-инновационная деятельность в специальных экономических зонах и индустриальных зонах осуществляется в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан", "О частном предпринимательстве".
      2. Основным видом деятельности технопарков является бизнес-инкубирование - оказание субъектам индустриально-инновационной деятельности на начальном этапе их функционирования услуг по предоставлению помещений, оборудования, ведению бухгалтерии, юридическому, информационному и консультационному сопровождению.
      3. Основными направлениями деятельности центров коммерциализации технологий являются оказание комплекса услуг по коммерциализации технологий, включая, но, не ограничиваясь: построение стратегии коммерциализации технологий, патентная поддержка, маркетинговые исследования, поиск инвестора, создание юридических лиц для коммерческого использования технологий, оказание консультационных и посреднических услуг.
      Методологическую, консультационную и иную не запрещенную законодательством Республики Казахстан поддержку центров коммерциализации технологий осуществляет национальный оператор по технологическому развитию.
      4. Отраслевые конструкторские бюро создаются национальным оператором по технологическому развитию с целью оказания содействия по трансферту технологий, созданию новых или усовершенствованных производств, технологий.
      5. Международные центры трансферта технологий создаются национальным оператором по технологическому развитию с целью оказания содействия в реализации индустриально-инновационных проектов, реализуемых субъектами индустриально-инновационной деятельности совместно с зарубежными партнерами.

      Статья 19. Инструменты индустриально-инновационной системы
      1. К инструментам планирования индустриально-инновационной системы относятся технологическое прогнозирование и единая карта приоритетных товаров и услуг.
      Технологическое прогнозирование проводится уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности на постоянной основе с подведением итогов не реже одного раза в три года.
      Технологическое прогнозирование осуществляется в соответствии с методикой проведения технологического прогнозирования, утверждаемой уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.
      Процесс технологического прогнозирования обеспечивается национальным оператором по технологическому развитию путем привлечения иностранных и отечественных экспертов, проведения опросов и аналитических исследований, обобщения полученных данных и формирования рекомендаций для подведения итогов технологического прогнозирования.
      Итоги технологического прогнозирования являются основой для:
      1) определения и актуализации критических технологий и приоритетных направлений инновационных грантов для развития Республики Казахстан на долгосрочную перспективу;
      2) формирования целевых технологических программ, реализуемых уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности при содействии национального оператора по технологическому развитию;
      3) разработки и актуализации уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности межотраслевого плана научно-технологического развития.
      Единая карта приоритетных товаров и услуг определяет приоритеты государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности и включает в себя:
      1) перечень товарных групп, товаров и услуг в разрезе каждого приоритетного сектора экономики;
      2) основные количественные и качественные характеристики предполагаемого производства товаров, включая требования к технологии производства;
      3) целевые рынки потребления;
      4) варианты регионального размещения производств.
      Порядок разработки единой карты приоритетных товаров и услуг определяется Правительством Республики Казахстан.
      2. Карта индустриализации является инструментом мониторинга индустриально-инновационной системы и представляет собой совокупность проектов субъектов индустриально-инновационной деятельности, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации с определенными источниками финансирования, графиками и планами мероприятий по их реализации.
      Порядок включения проектов субъектов индустриально-инновационной деятельности в республиканскую и региональные карты индустриализации определяется Правительством Республики Казахстан.
      3. Инструментами стимулирования и развития индустриально-инновационной системы является информационная поддержка инноваций и коммерциализация технологий.
      Информационная поддержка инноваций осуществляется национальным оператором по технологическому развитию в целях распространения процессов создания, внедрения, коммерциализации инноваций путем организации конкурсов, стимулирующих рационализаторскую деятельность предприятий и инновационную активность населения, издания и распространения печатной и электронной продукции, направленной на улучшение осведомленности об инновационных процессах.
      Коммерциализация технологий осуществляется в форме создания юридического лица или структурного подразделения субъекта научной и (или) научно-технической деятельности для коммерческого использования технологий, продажи лицензии на использование технологий, эксплуатации технологий путем оказания услуг на договорной основе физическим и юридическим лицам.
      Содействие субъектам индустриально-инновационной деятельности в коммерциализации технологий оказывается национальным оператором по технологическому развитию в соответствии со статьей 27 настоящего Закона.
      4. Инструментом анализа индустриально-инновационной системы является оценка эффективности реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, осуществляемой государственными органами, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, а также субъектами индустриально-инновационной системы, осуществляющими поддержку индустриально-инновационной деятельности.
      Методика оценки эффективности реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, осуществляемых государственными органами, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, а также субъектами индустриально-инновационной системы, осуществляющими поддержку индустриально-инновационной деятельности, утверждается уполномоченным органом по государственному планированию.

Глава 4. Государственная поддержка субъектов
индустриально-инновационной деятельности

      Статья 20. Меры государственной поддержки субъектов
                 индустриально-инновационной деятельности
      1. Меры государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности определяются настоящим Законом с учетом особенностей определенных иными законами Республики Казахстан.
      Виды и уровень государственной поддержки предусматриваются в отраслевых программах.
      2. К мерам государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности относятся:
      1) финансирование, включая софинансирование, индустриально-инновационных проектов, лизинговое финансирование;
      2) предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам;
      3) кредитование через финансовые институты;
      4) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами и купонного вознаграждения по облигациям;
      5) осуществление инвестиций в уставные капиталы;
      6) гарантированный заказ;
      7) предоставление инновационных грантов;
      8) обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами;
      9) обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой;
      10) предоставления земельных участков и прав недропользования;
      11) поддержка на внутреннем рынке;
      12) привлечение инвестиций;
      13) развитие и продвижение экспорта обработанных отечественных товаров.
      3. Государственная поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе Республики Казахстан, определяется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий".
      4. Стимулирование развития субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в специальных экономических зонах, регулируется Законом Республики Казахстан "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан".
      5. Стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан субъектов индустриально-инновационной деятельности определяется Законом Республики Казахстан "Об инвестициях".
      6. Уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, государственные органы, а также местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы при рассмотрении, согласовании и предоставлении мер государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности обязаны руководствоваться одним из следующих критериев:
      1) инновационность - направленность на повышение экономической эффективности деятельности путем создания новых или усовершенствованных производств, технологий, товаров, работ и услуг;
      2) конкурентоспособность - преимущество в сравнении с аналогичными проектами, проявляющимися в уровне достигаемой экономической и социальной эффективности, определяемом как отношение достигаемого эффекта к затратам на его получение;
      3) масштабность - значимость реализации проекта для индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.

      Статья 21. Финансирование, включая софинансирование,
                 индустриально-инновационных проектов,
                 лизинговое финансирование
      1. Государственная поддержка в виде финансирования, включая софинансирование, индустриально-инновационных проектов, лизингового финансирования субъектов индустриально-инновационной деятельности на средне- и долгосрочный периоды осуществляется Банком развития Казахстана, а также другими национальными институтами развития, определяемыми Правительством Республики Казахстан.
      2. Финансирование, включая софинансирование, осуществляется для создания новых индустриально-инновационных проектов, а также индустриально-инновационных проектов, направленных на модернизацию и расширение действующих производств
      3. Лизинговое финансирование предоставляется субъектам индустриально-инновационной деятельности на срок, не превышающий десяти лет.
      4. Условия и механизмы финансирования, включая софинансирование, индустриально-инновационных проектов, лизингового финансирования определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 22. Предоставление гарантийных обязательств и
                 поручительств по займам
      1. Государственная поддержка в виде предоставления гарантийных обязательств и поручительств по займам осуществляется финансовым агентом, определяемым Правительством Республики Казахстан по займам банков второго уровня, выдаваемым субъектам индустриально-инновационной деятельности для реализации индустриально-инновационных проектов.
      2. Условия и механизмы предоставления гарантийных обязательств и поручительств по займам определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 23. Кредитование через финансовые институты
      1. Кредитование субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется путем обусловленного размещения средств финансовым агентом, определяемым Правительством Республики Казахстан, в финансовых институтах.
      2. Кредитование субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется для создания новых индустриально-инновационных проектов, а также индустриально-инновационных проектов, направленных на модернизацию и расширение действующих производств, при условии их участия путем предоставления собственного движимого или недвижимого имущества, в том числе денег.
      3. Условия и механизмы кредитования через финансовые институты определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 24. Субсидирование ставки вознаграждения по
                 кредитам, выдаваемым финансовыми институтами,
                 и купонного вознаграждения по облигациям
      1. Субсидирование процентной ставки по кредитам финансовых институтов, выдаваемым субъектам индустриально-инновационной деятельности, и купонного вознаграждения по облигациям, эмитируемым субъектами индустриально-инновационной деятельности, осуществляется финансовым агентом, определяемым Правительством Республики Казахстан для реализации индустриально-инновационных проектов.
      2. Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется для создания новых индустриально-инновационных проектов, а также индустриально-инновационных проектов, направленных на модернизацию и расширение действующих производств, при условии их участия путем предоставления собственного движимого или недвижимого имущества субъектов индустриально-инновационной деятельности, в том числе денег.
      Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям на пополнение оборотных средств не осуществляется.
      3. Условия и механизмы субсидирования процентной ставки по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 25. Осуществление инвестиций в уставные капиталы
      Инвестиции в уставные капиталы субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляются национальными институтами развития, осуществляющими поддержку индустриально-инновационной деятельности и определяемыми Правительством Республики Казахстан, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, при соответствии индустриально-инновационного проекта следующим условиям:
      1) соответствие целям повышения производительности труда и обеспечения стимулирования развития приоритетных секторов экономики;
      2) привлекательность по экономическим и финансовым параметрам;
      3) направленность на наращивание технологического потенциала, повышение качества и рост объема производства и услуг, углубление переработки сырья и материалов, выпуск высокотехнологичной продукции.

      Статья 26. Гарантированный заказ
      1. Технологические меморандумы заключаются уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности с национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами и определяют перечень закупаемых товаров, работ и услуг.
      2. На основании заключенных технологических меморандумов национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица размещают гарантированный заказ путем заключения договоров с субъектами индустриально-инновационной деятельности на поставку товаров, работ и услуг. Условия указанных договоров должны отвечать коммерческим интересам национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц, включая цену, качество, доступность товара, условия транспортировки, и не должны противоречить международным обязательствам Республики Казахстан.
      3. Гарантированный заказ размещается посредством организации процедур закупок среди всех потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг, включенных в базу данных товаров, работ и услуг и их поставщиков на основании типовых правил, утвержденных Правительством Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах".

      Статья 27. Предоставление инновационных грантов
      1. Государственная поддержка в виде предоставления инновационных грантов осуществляется уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности с привлечением национального оператора по технологическому развитию в рамках приоритетных направлений инновационных грантов.
      2. Инновационные гранты предоставляются субъектам индустриально-инновационной деятельности путем возмещения части затрат, планируемых при реализации их проектов, направленных на:
      1) приобретение технологий;
      2) проведение промышленных исследований;
      3) обучение инженерно-технического персонала промышленного предприятия за рубежом;
      4) повышение эффективности бизнес-процессов;
      5) создание высокотехнологичных производств;
      6) патентование в международных патентных организациях;
      7) коммерциализацию технологий.
      Для целей настоящей статьи под промышленными исследованиями понимаются исследовательские и конструкторские работы, проводимые промышленным предприятием с целью улучшения его производственных процессов, связанных с выпуском продукции.
      При предоставлении инновационных грантов, за исключением гранта на патентование в международных патентных организациях и иностранных государствах, проводится независимая экономическая и технологическая экспертиза с привлечением отечественных и зарубежных экспертов.
      3. Национальному оператору по технологическому развитию открывается текущий счет в банках второго уровня - резидентах Республики Казахстан для осуществления управления средствами, выделенными на предоставление инновационных грантов, полный объем которых передается уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности на основе договора, заключаемого между уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности и национальным оператором по технологическому развитию.
      Остатки средств на текущем счете, числящиеся на конец финансового года, не подлежат возврату в государственный бюджет, а расходуются на предоставление инновационных грантов в следующем финансовом году. Общий объем денежных средств, предназначенных для предоставления инновационных грантов, распределяется между всеми видами грантов.
      4. Правила предоставления инновационных грантов определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 28. Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами
      1. Обеспечение субъектов индустриально-инновационной деятельности квалифицированными кадровыми ресурсами осуществляется посредством:
      1) размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов для приоритетных секторов экономики;
      2) оказания содействия в стимулировании роста управленческого уровня;
      3) оказания содействия в усилении кадрового потенциала.
      4) возмещение части затрат на подготовку квалифицированных кадров по техническим, технологическим специальностям за рубежом, подготовка которых не осуществляется на территории Республики Казахстан.
      2. Уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности на основе предоставляемых субъектами индустриально-инновационной деятельности сведений о потребностях в соответствующих специалистах формирует предложения по определению перечня специальностей, по которым требуется подготовка специалистов для приоритетных секторов экономики.
      Уполномоченный орган в области образования на основе сведений, представляемых уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности обязан определить перечень специальностей, по которым требуется подготовка специалистов для приоритетных секторов экономики и на его основе сформировать государственный образовательный заказ.
      3. Национальный оператор по технологическому развитию оказывает содействие в стимулировании роста управленческого уровня субъектов индустриально-инновационной деятельности путем возмещения части затрат на внедрение современных управленческих технологий, направленных на повышение эффективности производства и производительности труда.
      4. Национальный оператор по технологическому развитию оказывает содействие уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности при возмещении части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности, реализующих индустриально-инновационные проекты по оплате услуг привлеченных:
      1) консультационных, проектных и инжиниринговых организаций;
      2) высококвалифицированных иностранных специалистов.
      5. Правила возмещения части затрат на оказание содействия в стимулировании роста управленческого уровня и реализации индустриально-инновационных проектов утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 29. Обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой
      1. Обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется для:
      1) создания новых конкурентоспособных производств;
      2) модернизации (технического перевооружения) и расширения действующих производств.
      2. Обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой субъектов индустриально-инновационной деятельности, реализующих проекты соответствующие направлениям, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется посредством выделения средств на строительство и реконструкцию инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
      3. Выделение средств на строительство (реконструкцию) инженерной и транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      Статья 30. Предоставление земельных участков и прав недропользования
      Предоставление земельных участков и прав недропользования субъектам индустриально-инновационной деятельности осуществляется посредством:
      1) выделения земельных участков на праве временного землепользования в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан;
      2) предоставления права на недропользование без проведения конкурса на основе прямых переговоров в соответствии с Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании".

      Статья 31. Поддержка на внутреннем рынке
      1. Поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется посредством сервисной поддержки, возмещения части затрат по продвижению товаров, работ и услуг на внутреннем рынке.
      2. Сервисная поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности на внутреннем рынке осуществляется посредством:
      1) безвозмездной регистрации физических и юридических лиц в базе данных товаров, работ и услуг и их поставщиков;
      2) размещения информации о потенциальных заказчиках и отечественных поставщиках товаров, работ и услуг на веб-портале национального оператора по развитию местного содержания.
      Порядок формирования и ведения базы данных товаров, работ и услуг и их поставщиков утверждается Правительством Республики Казахстан
      3. Возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляется посредством возмещения затрат по:
      1) оплате услуг консалтинговых компаний, привлеченных для разработки или экспертизы комплексного плана индустриально-инновационного проекта;
      2) продвижению товаров, работ и услуг на внутреннем рынке.
      Правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению товаров, работ и услуг на внутреннем рынке утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 32. Привлечение инвестиций
      1. Меры сервисной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности обеспечиваются путем привлечения иностранных инвестиций и включают в себя:
      1) осуществление поиска и проведение переговоров с потенциальными иностранными инвесторами с целью привлечения их к участию в реализации индустриально-инновационных проектов;
      2) привлечение субъектов индустриально-инновационной деятельности к участию в бизнес-форумах, конференциях и семинарах по инвестиционной тематике;
      3) распространение информации о проектах субъектов индустриально-инновационной деятельности в иностранных средствах массовой информации, посредством дипломатических представительств Республики Казахстан за рубежом, а также через иностранные дипломатические и приравненные к ним представительства, а также консульские учреждения в Республике Казахстан.
      2. Дополнительные адресные меры государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляющих инвестиционную деятельность, регламентируются Законом Республики Казахстан "Об инвестициях".

      Статья 33. Развитие и продвижение экспорта отечественных
                 обработанных товаров, услуг
      1. Поддержка субъектов индустриально-инновационной деятельности, являющихся экспортерами или потенциальными экспортерами отечественных товаров реализуется посредством сервисной и финансовой поддержки.
      2. Меры сервисной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности, являющихся экспортерами и потенциальными экспортерами отечественных товаров, осуществляются путем:
      1) диагностики их экспортного потенциала;
      2) организации и проведения торговых миссий, осуществления презентационно-выставочной деятельности, продвижения товарных знаков казахстанской продукции за рубежом;
      3) повышения информированности потенциальных зарубежных покупателей через размещение на постоянной основе информации об отечественных производителях и их продукции за рубежом;
      4) оказания информационной и аналитической поддержки по вопросам развития и продвижения экспорта;
      5) содействия в продвижении отечественных товаров, услуг на международный рынок гуманитарной помощи;
      6) возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, услуг на внешние рынки;
      7) использования механизмов экспортного торгового финансирования, кредитования и страхования.
      Правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, услуг на внешние рынки утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

      Статья 34. Порядок введения в действие настоящего Закона
      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 года "О государственной поддержке инновационной деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 5-6, ст. 35; 2006 г., № 16, ст. 99; 2009 г., № 4-5, ст. 29).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.