Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О магистральном трубопроводе».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан О магистральном трубопроводе
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода, и направлен на обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) обмен-операции (своп) - обмен продукции одного отправителя на продукцию другого отправителя, совершаемый на основании достигнутой между ними письменной договоренности в случае, предусмотренном настоящим Законом;
2) получатель - лицо, осуществляющее прием продукции в соответствии с условиями договора на предоставление услуг по транспортировке продукции;
3) оперативно-диспетчерское управление - централизованное управление технологическими режимами эксплуатации магистрального трубопровода для транспортировки продукции;
4) ремонт - комплекс мероприятий (операций) по восстановлению исправности или работоспособности полного или частичного эксплуатационного ресурса линейной части и (или) объектов магистрального трубопровода;
5) отправитель - лицо, являющееся производителем продукции, или лицо, которое приобрело ее на законных основаниях, либо уполномоченное им лицо, предоставляющее продукцию для транспортировки по магистральному трубопроводу на основании договора на предоставление услуг по транспортировке продукции;
6) магистральный трубопровод - единый производственно-технологический комплекс, состоящий из линейной части и объектов, обеспечивающих безопасную транспортировку продукции, соответствующий требованиям технических регламентов и государственных стандартов;
7) ликвидация магистрального трубопровода - комплекс мероприятий по демонтажу и (или) перепрофилированию магистрального трубопровода и приведению его в состояние, безопасное для жизни и здоровья человека и пригодное для дальнейшего использования;
8) консервация магистрального трубопровода - комплекс мероприятий по обеспечению сохранности магистрального трубопровода в исправном техническом состоянии при выводе его из эксплуатации;
9) реконструкция магистрального трубопровода - комплекс мероприятий по переустройству магистрального трубопровода, предусматривающий улучшение его качественных показателей;
10) эксплуатация магистрального трубопровода - деятельность, необходимая для непрерывного, надлежащего и эффективного функционирования магистрального трубопровода в целях транспортировки по нему продукции, включающая, в том числе техническое облуживание, ремонт, техническое диагностирование и оперативно-диспетчерское управление;
11) вывод магистрального трубопровода из эксплуатации - комплекс мероприятий по прекращению эксплуатации магистрального трубопровода в целях его ремонта, консервации или ликвидации;
12) линейная часть магистрального трубопровода - подземные, подводные, наземные, надземные трубопроводы, по которым осуществляется непосредственная транспортировка продукции;
13) охранная зона магистрального трубопровода - территория (на суше и (или) воде) с особыми условиями охраны и пользования, прилегающая к объектам магистрального трубопровода и предназначенная для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для безопасной и бесперебойной эксплуатации объектов трубопровода, в пределах которой ограничиваются или запрещаются виды деятельности, не совместимые с целями ее установления;
14) собственник магистрального трубопровода - Республика Казахстан, административно-территориальная единица Республики Казахстан или юридическое лицо, владеющее магистральным трубопроводом на праве собственности;
15) физическая безопасность магистрального трубопровода - состояние защищенности магистрального трубопровода от угроз, источниками которых являются противоправные действия лиц;
16) физическая защита магистрального трубопровода - совокупность правовых норм, организационных мер и инженерно-технических решений, направленных на предотвращение угроз в отношении магистрального трубопровода, источниками которых являются противоправные действия лиц, влекущие за собой повреждения;
17) межгосударственный магистральный трубопровод - магистральный трубопровод, проходящий по территории двух и более государств;
18) оператор - собственник магистрального трубопровода или юридическое лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, либо уполномоченная организация, оказывающая операторские услуги;
19) операторские услуги - услуги по эксплуатации магистрального трубопровода, предоставляемые оператором собственнику магистрального трубопровода, либо лицу, владеющему им на ином законном основании;
20) продукция - нефть, включая стабильный (нестабильный) газовый конденсат, природный газ, попутный газ, другие жидкие и газообразные углеводороды, нефтепродукты, подготовленные к транспортировке и соответствующие техническим регламентам по соответствующему виду продукции;
21) банк качества продукции - система сбора и анализа сведений о качестве и количестве продукции, транспортируемой магистральным трубопроводом в целях выплаты компенсации и (или) платежей при транспортировке продукции разного качества;
22) транспортировка продукции - процесс приема, сдачи, перекачки продукции по магистральному трубопроводу от пункта ее приема от отправителя до пункта сдачи получателю, слива, налива, передачи продукции в другие магистральные трубопроводы, перевалки на другой вид транспорта, хранения, смешения;
23) транзит продукции - перемещение продукции через территорию Республики Казахстан между отправителем и получателем продукции, находящимися за пределами Республики Казахстан;
24) технический коридор - территория, по которой проходят магистральный трубопровод или система параллельно проложенных магистральных трубопроводов и коммуникаций, ограниченная охранными зонами магистрального трубопровода;
25) техническое диагностирование - комплекс работ и организационно-технических мероприятий для определения технического состояния магистрального трубопровода;
26) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики, государственное управление, контроль, координацию и регулирование деятельности в области магистрального трубопровода;
27) национальный оператор - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, владеющее на праве собственности или ином законном основании одним или несколькими магистральными трубопроводами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которого принадлежат государству, национальному управляющему холдингу либо национальной компании;
28) аффилиированное лицо - юридическое лицо, которое имеет право прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые собственником магистрального трубопровода или производителем продукции решения, в том числе в силу любой сделки, а также любое юридическое лицо, в отношении которого собственник магистрального трубопровода или производитель продукции имеют такое право.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения в области магистрального трубопровода.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на:
1) общественные отношения, возникающие при создании и эксплуатации трубопровода, не относящегося к магистральным трубопроводам, магистрального водопровода, а также на отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией объектов социально-бытового назначения магистрального трубопровода;
2) правоотношения, возникающие в рамках межправительственных соглашений, заключенных Правительством Республики Казахстан до принятия Конституции Республики Казахстан 1995 года, и связанных с ними последующих договоров, с участием Правительства Республики Казахстан и правительствами других стран по вопросу межгосударственного трубопровода.
3. Настоящий Закон применяется к отношениям в области магистрального газопровода в части, не урегулированной законодательными актами Республики Казахстан в сфере газа и газоснабжения.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области
магистрального трубопровода
1. Законодательство Республики Казахстан в области магистрального трубопровода основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Магистральный трубопровод
1. К магистральным трубопроводам относятся магистральные: нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы.
2. Магистральный трубопровод состоит из линейной части и объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
Линейная часть магистрального трубопровода является движимым имуществом. Строения, здания и другие прочно связанные с землей сооружения, входящие в состав объектов магистрального трубопровода, являются недвижимым имуществом.
3. В состав объектов магистрального трубопровода входят связанные в единый технологический процесс устройства, оборудование, строения, здания и другие сооружения с занимаемыми ими земельными участками.
Перечень объектов и технические параметры магистрального трубопровода определяются проектной документацией.
4. К магистральным трубопроводам не относятся внутрипромысловые, технологические, распределительные трубопроводы, используемые для транспортировки иной, не указанной в настоящем Законе продукции, и другие трубопроводы, предназначенные для внутрихозяйственных целей, по которым может осуществляться транспортировка продукции в пределах территории собственника или иного правообладателя продукции, а также распределительные трубопроводы, предназначенные для транспортировки продукции потребителям.
5. Перечень магистральных трубопроводов, расположенных на территории Республики Казахстан, утверждается уполномоченным органом.
Статья 5. Основные принципы деятельности в области
магистрального трубопровода
Основными принципами деятельности в области магистрального трубопровода являются:
1) приоритет безопасности человека и государства, защиты окружающей среды при транспортировке продукции потребителям;
2) соблюдение интересов всех субъектов отношений в области магистрального трубопровода и обеспечение недискриминационного доступа к магистральному трубопроводу;
3) использование эффективных технологий при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и ликвидации магистрального трубопровода;
4) обязательность полного возмещения вреда, причиненного окружающей среде, жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также имуществу организаций при создании, функционировании и ликвидации магистрального трубопровода и его объектов.
Статья 6. Национальный оператор магистрального
трубопровода
1. Национальный оператор:
1) обладает исключительным правом оказания на территории Республики Казахстан операторских услуг по магистральному трубопроводу по соответствующему виду продукции (нефтепроводы, газопроводы, нефтепродуктопроводы), пятьдесят и более процентов голосующих акции (долей участия) собственников которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу или национальной компании;
2) обладает исключительным правом оказания услуг по организации транспортировки по трубопроводным системам других государств продукции, транспортируемой с территории Республики Казахстан по магистральному трубопроводу, принадлежащему на праве собственности или ином законном основании национальному оператору (операторская деятельность по единой маршрутизации).
2. По решению Правительства Республики Казахстан в целях реализации международных договоров право оказания операторских услуг на определенных магистральных трубопроводах может быть предоставлено другому юридическому лицу при условии, что пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) такого юридического лица принадлежит государству, национальному управляющему холдингу или национальной компании.
Статья 7. Собственность на магистральный трубопровод
1. Магистральный трубопровод является неделимым имущественным комплексом и может находиться в государственной или частной собственности.
2. Магистральный трубопровод, а также доли участия (пакеты акций) в юридических лицах, в собственности которых находится магистральный трубопровод, доли участия (пакеты акций) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находится магистральный трубопровод, относятся к стратегическим объектам, имеющим социально-экономическое значение для устойчивого развития Республики Казахстан, владение и (или) пользование, и (или) распоряжение которым могут оказать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан.
3. Нахождение магистрального трубопровода в собственности физических лиц, а также юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, запрещается.
4. В целях обеспечения энергетической безопасности Республика Казахстан имеет приоритетное право на участие в размере не менее пятидесяти одного процента в проекте вновь создаваемого магистрального трубопровода (далее – приоритетное право государства).
Статья 8. Порядок реализации приоритетного права
государства на участие в проекте вновь
создаваемого магистрального трубопровода
1. От имени Республики Казахстан приоритетное право государства реализует Правительство Республики Казахстан.
2. Лицо, имеющее намерение осуществить строительство магистрального трубопровода, направляет в уполномоченный орган коммерческое предложение на участие государства в проекте строительства магистрального трубопровода.
Уполномоченный орган в срок, не превышающий десять рабочих дней с момента получения коммерческого предложения, представляет данное коммерческое предложение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан.
3. Коммерческое предложение должно содержать:
1) стоимость реализуемого проекта, содержащего обоснованные расчеты строительства магистрального трубопровода;
2) технические характеристики подлежащего строительству магистрального трубопровода.
4. Правительство Республики Казахстан в срок, не превышающий тридцать рабочих дней с момента представления уполномоченным органом коммерческого предложения, принимает решение о реализации приоритетного права на участие государства в проекте строительства магистрального трубопровода или отказе от него.
5. Об итоге принятого Правительством Республики Казахстан решения уполномоченный орган письменно уведомляет лицо, имеющее намерение осуществить строительство магистрального трубопровода, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня вынесения решения.
6. В случае, если Правительство Республики Казахстан отказалось от приоритетного права, либо уполномоченный орган не направил письменное уведомление в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи, то лицо, имеющее намерение осуществить строительство магистрального трубопровода, вправе предложить участие в проекте вновь создаваемого магистрального трубопровода иным лицам, либо осуществить строительство магистрального трубопровода самостоятельно. При этом условия участия в строительстве магистрального трубопровода иных лиц не могут быть более выгодными, чем условия, предложенные им Правительству Республики Казахстан.
7. Правительство Республики Казахстан вправе принять решение о реализации приоритетного права на участие в размере менее пятидесяти одного процента в проекте вновь создаваемого магистрального трубопровода.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области магистрального трубопровода;
2) определяет национального оператора по видам продукции, а также утверждает положения о них;
3) утверждает правила эксплуатации и охраны магистральных нефтепроводов и магистральных газопроводов;
4) утверждает технические регламенты в области магистрального трубопровода;
5) утверждает порядок формирования графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам;
6) осуществляет международное сотрудничество в области магистрального трубопровода;
7) определяет уполномоченный орган, осуществляющий реализацию государственной политики, государственное управление, контроль, координацию и регулирование деятельности в области магистрального трубопровода;
8) утверждает порядок согласования проекта строительства и реконструкции магистрального трубопровода;
9) утверждает порядок включения и исключения проектируемого либо действующего трубопровода в перечень магистральных трубопроводов;
10) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в области магистрального трубопровода;
2) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль в области магистрального трубопровода;
3) утверждает график транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, согласно порядку формирования графика транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам;
4) утверждает нормативно-технические документы в области магистрального трубопровода;
5) утверждает акты, касающиеся форм обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовой план проведения проверок в области магистрального трубопровода в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
6) утверждает перечень магистральных трубопроводов, расположенных на территории Республики Казахстан;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 11. Компетенция иных уполномоченных государственных
органов в области магистрального трубопровода
1. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:
1) осуществляет государственный надзор в области промышленной безопасности при эксплуатации магистрального трубопровода в соответствии с Законом Республики Казахстан «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах»;
2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Местные исполнительные органы областей, города республиканского значения и столицы в пределах своей компетенции:
1) участвуют в реализации государственной политики в области магистрального трубопровода;
2) обеспечивают предоставление земельных участков в установленном законодательством порядке для нужд магистрального трубопровода;
3) содействуют в ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральном трубопроводе и их последствий;
4) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
3. Таможенные органы Республики Казахстан осуществляют таможенное регулирование за перемещением продукции по магистральному трубопроводу через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан.
Другие государственные органы осуществляют государственный контроль в области магистрального трубопровода в пределах своей компетенции.
Статья 12. Государственный контроль в области
магистрального трубопровода
1. Государственный контроль в области магистрального трубопровода осуществляется в форме проверки и мониторинга.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
3. До пятнадцатого числа каждого месяца, следующего за отчетным, собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, представляют в уполномоченный орган отчет о фактическом исполнении графика транспортировки нефти с указанием объемов и направлений транспортировки.
4. В случае непредставления отчета о фактическом исполнении графика транспортировки нефти по результатам проведенного мониторинга, уполномоченный орган направляет уведомление об устранении выявленных нарушений по форме, установленной уполномоченным органом.
Статья 13. Лицензирование деятельности в области
магистрального трубопровода
Отдельные виды деятельности в области магистрального трубопровода подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И
ВЫВОД ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО
ТРУБОПРОВОДА
Статья 14. Проектирование, строительство и эксплуатация
магистрального трубопровода
1. Проектирование и строительство (реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) магистрального трубопровода, авторский надзор и технический надзор, приемка в эксплуатацию магистрального трубопровода осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Строительство нового магистрального трубопровода осуществляется с разрешения уполномоченного органа при условии соблюдения требования, установленного в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона.
3. До начала пусконаладочных работ проектная организация разрабатывает инструкцию по эксплуатации магистрального трубопровода, которая не входит в состав проектной документации, предназначенной для строительства магистрального трубопровода.
4. Перед приемкой построенного магистрального трубопровода и (или) его частей в эксплуатацию проводится внутритрубное диагностирование специализированной организацией.
Устранение дефектов, обнаруженных в процессе диагностирования, производится строительно-монтажной организацией, осуществлявшей строительство магистрального трубопровода.
5. Строительно-монтажные организации в течение гарантийного срока, но не менее трех лет после ввода в эксплуатацию магистрального трубопровода должны за счет собственных средств устранять обнаруженные в процессе эксплуатации недостатки строительно-монтажных работ.
6. Эксплуатация магистрального трубопровода должна осуществляться с учетом обеспечения транспортировки продукции в необходимых объемах с сохранением нормативных критериев надежности и безопасности.
Статья 15. Подсоединение трубопровода к действующему
магистральному трубопроводу
1. Подсоединение трубопровода к действующему магистральному трубопроводу осуществляется на основании договора между собственником магистрального трубопровода и собственником подсоединяемого трубопровода. В случае если один из магистральных трубопроводов находится в управлении оператора, стороной такого договора с согласия собственника трубопровода может выступить оператор.
2. Расходы, связанные с подсоединением трубопровода к магистральному трубопроводу, несет собственник подсоединяемого трубопровода, если иное не предусмотрено договором.
3. Оперативно-диспетчерское управление подсоединенным трубопроводом независимо от его формы собственности осуществляется централизованно собственником (оператором) магистрального трубопровода, к которому он подсоединен.
4. Собственник подсоединенного трубопровода, в случае необходимости вывода из эксплуатации или изменения режима его работы, обязан предварительно не менее чем за один месяц письменно уведомить об этом собственника (оператора) магистрального трубопровода.
5. Не допускается отказ собственника магистрального трубопровода в заключении договора о подсоединении трубопровода, принадлежащего другому собственнику, если:
1) это позволяет пропускная способность магистрального трубопровода;
2) подлежащая транспортировке продукция соответствует требованиям технических регламентов;
3) собственник подсоединяемого трубопровода обеспечивает требования по учету и контролю транспортируемой продукции, а также технические требования, установленные собственником магистрального трубопровода для такого подсоединения.
Статья 16. Оперативно-диспетчерское управление
магистральным трубопроводом
1. Оперативно-диспетчерское управление магистральным трубопроводом осуществляется оператором.
2. Оперативно-диспетчерское управление межгосударственным магистральным трубопроводом осуществляется в соответствии с условиями международного договора Республики Казахстан и (или) договора, заключенного между уполномоченными операторами межгосударственного магистрального трубопровода.
Статья 17. Вывод из эксплуатации
магистрального трубопровода
1. Вывод магистрального трубопровода из эксплуатации осуществляется в целях ремонта, консервации или ликвидации магистрального трубопровода.
2. При выводе из эксплуатации магистральный трубопровод переводится в безопасное состояние.
Глава 4. БЕЗОПАСНОСТЬ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Статья 18. Обеспечение безопасности при проектировании и
строительстве магистрального трубопровода
1. При проектировании и строительстве (реконструкции, расширении, техническом перевооружении, модернизации, капитальном ремонте) магистрального трубопровода выполняются следующие требования:
1) обеспечение промышленной, пожарной безопасности конструкций магистрального трубопровода;
2) проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по созданию и функционированию магистрального трубопровода;
3) разработка мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению особо охраняемых природных территорий и иных мер по охране окружающей среды, охране памятников историко-культурного наследия, проведению экологического мониторинга;
4) привлечение к проектированию магистрального трубопровода проектных организаций, обладающих материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами;
5) привлечение к проектированию проектных организаций – авторов проекта магистрального трубопровода, в случае необходимости изменения проектных решений в ходе эксплуатации магистрального трубопровода, в том числе при проектировании, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, модернизации, капитальном ремонте магистрального трубопровода.
В случае отсутствия возможности привлечения к проектированию проектной организации – автора проекта магистрального трубопровода при проектировании, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, модернизации, капитальном ремонте привлекается проектная организация, отвечающая условиям, определенным в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи;
6) осуществление авторского и технического надзора;
7) выбор трассы с учетом природных особенностей территории, расположения населенных пунктов, коррозионной активности грунтов, а также транспортных путей и коммуникаций, которые могут оказать позитивное и (или) негативное влияние на магистральный трубопровод;
8) применение сертифицированного технологического оборудования, обеспечивающего безопасные условия эксплуатации магистрального трубопровода;
9) проведение мероприятий по противокоррозионной защите трубопровода;
10) составление перечня возможных отказов систем и оборудования по составу проекта и предлагаемых действий по их предупреждению и ликвидации;
11) разработка мер по обеспечению физической защиты магистрального трубопровода, направленных на выявление и предотвращение угроз, источниками которых являются противоправные действия физических лиц, включая выполнение требований по технической укрепленности и оснащению инженерно-техническими средствами и системами безопасности;
12) разработка мер по обеспечению проектных технических решений для защиты магистрального трубопровода от повреждений, связанных с внешним проникновением, утечек, а также любых других противоправных действий;
13) другие требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2. Запрещается строительство магистрального трубопровода в населенных пунктах, заповедниках, заповедных зонах, национальных природных парках, зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в опасных геологических условиях, представляющих угрозу безопасности при любых видах строительных и эксплуатационных работ, если это не обосновано экологическими изысканиями и исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду.
3. Запрещается приемка в эксплуатацию магистрального трубопровода, не оборудованного инженерно-техническими средствами управления, защиты и контроля за их промышленной, пожарной, экологической и физической безопасностью.
Статья 19. Обеспечение безопасности при эксплуатации,
консервации и ликвидации магистрального
трубопровода
1. При эксплуатации магистрального трубопровода, а также в течение всего периода его консервации собственник (оператор) обязан:
1) предпринимать меры по предотвращению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов;
2) проводить диагностирование и техническое обследование магистрального трубопровода в целях поддержания надежности и недопущения чрезвычайных ситуаций;
3) осуществлять производственный экологический контроль;
4) проводить техническое обслуживание и ремонт эксплуатируемого магистрального трубопровода;
5) обеспечивать выполнение требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций, промышленной и экологической безопасности, а также по противопожарной защите;
6) иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
7) содержать территорию и охранные зоны магистрального трубопровода в состоянии, обеспечивающем их промышленную, пожарную и физическую безопасность;
8) разрабатывать нормативные документы по стандартизации Республики Казахстан, направленные на обеспечение надежной и безаварийной эксплуатации;
9) проводить согласованные действия с организациями, эксплуатирующими инженерные коммуникации, проходящие в едином техническом коридоре;
10) выполнять иные мероприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. До начала эксплуатации магистрального трубопровода собственник (оператор) разрабатывает, утверждает и согласовывает с аварийно-спасательными службами и формированиями план ликвидации возможных аварий.
3. Проектная и исполнительная документация на строительство магистрального трубопровода, акты испытаний, рабочая документация на техническое обслуживание, а также материалы расследования аварий и инцидентов должны храниться у собственника магистрального трубопровода на протяжении всего срока его эксплуатации.
Сроки эксплуатации магистрального трубопровода определяются проектной организацией в зависимости от применяемых труб и материалов, транспортируемой среды и химического состава грунта трассы магистрального трубопровода.
4. На магистральном трубопроводе, проложенном в морской акватории, должны устанавливаться средства для предупреждения аварий, а также запорная арматура, которая в случае аварии или при ремонтных работах позволяла бы отключать магистральный трубопровод, проложенный в морской акватории, от объектов морской добычи.
5. Объекты магистрального трубопровода являются объектами непрерывного энергоснабжения, имеющими аварийную бронь. Организациям энергоснабжения запрещается ограничивать установленные лимиты энергопотребления на объектах магистрального трубопровода без согласования с их собственником (оператором).
6. С целью проведения незамедлительных мер по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и противоправных действий на магистральном трубопроводе и их последствий собственником (оператором) могут быть использованы прилегающие к магистральному трубопроводу земельные участки на основании публичного сервитута, установленного в соответствии с гражданским и земельным законодательством Республики Казахстан, с последующим возмещением причиненного ущерба.
7. Местные исполнительные органы областей, города республиканского значения и столицы обеспечивают беспрепятственный проезд специального транспорта и доставку техники к месту аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральном трубопроводе.
8. В случае ликвидации магистрального трубопровода или его объектов, собственником производятся демонтаж оборудования, снос или перепрофилирование производственных зданий и сооружений, а также мероприятия по восстановлению окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель.
Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПРОДУКЦИИ
МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДОМ
Статья 20. Порядок доступа к магистральному трубопроводу
1. Доступ к мощностям магистрального трубопровода должен предоставляться собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, в пределах технической возможности на недискриминационной и равнодоступной основе, под которой понимается обязанность собственника магистрального трубопровода либо лица, владеющего магистральным трубопроводом на ином законном основании, обеспечивать равные условия предоставления указанных услуг всем отправителям.
2. В случае ограниченной технической возможности по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральному трубопроводу, вследствие отсутствия свободной пропускной мощности, приоритет первоочередного доступа предоставляется отправителю в порядке следующей очередности:
1) осуществляющему поставку нефти на нефтеперерабатывающие заводы Республики Казахстан. При этом приоритетный доступ предоставляется в пределах объемов нефти, поставляемых непосредственно для переработки на нефтеперерабатывающие заводы Республики Казахстан;
2) собственнику магистрального трубопровода либо лицу, владеющему магистральным трубопроводом на ином законном основании, для транспортировки собственной продукции или продукции аффилированных лиц;
3) обеспечивающему выполнение решений Правительства Республики Казахстан и (или) обязательства по международным соглашениям с участием Республики Казахстан;
4) привлекающему инвестиции для строительства магистрального трубопровода и (или) расширения пропускной мощности магистрального трубопровода или отдельных его объектов, в соответствии с условиями заключенного договора и до полной окупаемости инвестиций собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании. При этом приоритетный доступ предоставляется в пределах того магистрального трубопровода или его объекта, в который были вложены инвестиции;
5) принявшему на себя обязательства в соответствии с заключенным с собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, договором предоставлять для транспортировки обязательные минимальные годовые объемы нефти (нефтепродуктов). При этом приоритетный доступ предоставляется в пределах обязательного минимального годового объема;
6) предоставляющему для транспортировки нефть необходимого качества, позволяющего привести транспортируемую смесь нефти в соответствие с техническими требованиями по качеству, устанавливаемыми трубопроводными организациями в странах, по территории которых осуществляется ее транспортировка.
3. Подпункт 2) пункта 2 настоящей статьи не распространяется на магистральный трубопровод, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании национальному оператору.
4. При наличии пропускной мощности одного магистрального трубопровода (участка магистрального трубопровода) и отсутствии свободной пропускной мощности другого магистрального трубопровода (участка магистрального трубопровода), с целью обеспечения поставки нефти на перерабатывающие заводы Республики Казахстан, а также газа на внутренний рынок Республики Казахстан и (или) за ее пределы, отправитель может осуществлять обмен-операции (своп) с письменным согласованием с собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, и уполномоченным органом.
5. В случае ограниченной технической возможности по транспортировке газа по магистральным газопроводам, порядок доступа к магистральным газопроводам регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.
Статья 21. Предоставление услуг по транспортировке
продукции магистральным трубопроводом
1. Предоставление услуг по транспортировке продукции магистральным трубопроводом осуществляется в соответствии с договором между собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, и отправителем продукции.
2. При транспортировке нефти соответствующие услуги предоставляются отправителям по действующим маршрутам транспортировки нефти в системе магистральных трубопроводов, и согласно графику транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, утверждаемому уполномоченным органом.
3. Учет продукции при ее транспортировке по магистральному трубопроводу ведется в соответствии с договором на предоставление услуг по транспортировке продукции, внутренними документами оператора магистрального трубопровода и законодательством Республики Казахстан.
4. Продукция, транспортируемая по магистральному трубопроводу, сдается оператором магистрального трубопровода получателю в конце маршрута за вычетом технических потерь при транспортировке продукции по магистральному трубопроводу в пределах нормативных технических потерь, утверждаемых уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.
5. Получатель не может отказаться от получения продукции, за исключением случаев стихийных бедствий, катастроф и в иных, не зависящих от получателя случаях. Если при транспортировке продукции получатель не может принять ее в полном объеме, или если отправитель не может указать конечного получателя, за исключением случаев экспорта и транзита газа, то продукция при наличии технической возможности может быть передана на ответственное хранение собственнику (оператору) магистрального трубопровода. При этом получатель или отправитель обязаны оплатить расходы, связанные с хранением продукции, на условиях, оговоренных в договоре.
6. Отправитель, собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, несут ответственность за несоблюдение обязательств, установленных договорами на предоставление услуг по транспортировке продукции.
Статья 22. Основания для отказа в заключении договора на
предоставление услуг по транспортировке
продукции
1. Собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, отказывают отправителю в заключении договора на предоставление услуг по транспортировке продукции в случаях:
1) несоответствия продукции требованиям технических регламентов и (или) государственных стандартов;
2) непредставления отправителем документов, подтверждающих принадлежность ему продукции на праве собственности или ином законном основании;
3) несовместимости продукции, предлагаемой отправителем, и продукции, транспортируемой магистральным трубопроводом, по качеству и другим характеристикам, установленным собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании;
4) отсутствия у отправителя или получателя доставляемой продукции подводящего трубопровода с пунктами контроля за качеством продукции и ее учета, а также в случае, если техническое состояние подводящего трубопровода не отвечает требованиям безопасной транспортировки продукции;
5) невыполнения отправителем технических условий на подключение подводящего трубопровода, выданных собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании;
6) отказа отправителя от предоставления продукции для заполнения магистрального трубопровода;
7) и иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, несут ответственность за необоснованный отказ в заключении договора на предоставление услуг по транспортировке продукции в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Статья 23. Основания для приостановления в одностороннем
порядке исполнения договора на транспортировку
продукции и его расторжения в одностороннем
порядке
1. Собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, в одностороннем порядке приостанавливают исполнение договора на предоставление услуг по транспортировке продукции в случае, если:
1) отправитель не обеспечивает сдачу продукции в количестве и сроки, предусмотренные договором на предоставление услуг по транспортировке продукции;
2) отправитель не обеспечивает качество продукции требованиям, установленным договором на предоставление услуг по транспортировке продукции;
3) отправитель нарушает сроки и порядок оплаты за услуги по транспортировке продукции, установленные договором на предоставление услуг по транспортировке продукции;
4) отправитель отказывается от приема продукции в пункте сдачи в конце маршрута транспортировки или не распределяет имеющиеся в системе магистральных трубопроводов ресурсы, в соответствии с условиями договора на предоставление услуг по транспортировке продукции;
5) отправитель не представил сопроводительные документы, предусмотренные договором на предоставление услуг по транспортировке продукции;
6) отправитель не представил документы, подтверждающие принадлежность ему продукции на праве собственности или ином законном основании;
7) возникли обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, запретительные меры уполномоченных государственных органов, ремонтно-восстановительные работы, вызванных аварией или непосредственной угрозой возникновения аварии и иных, не зависящих от собственника магистрального трубопровода случаев, препятствующих безопасной транспортировке продукции магистральным трубопроводом;
8) возникли аварии или угрозы ее возникновения на магистральном трубопроводе, приводящие к остановке транспортировки продукции, с обязательным уведомлением в течение двадцати четырех часов с момента ее возникновения;
9) возникла необходимость выполнения работ, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом или реконструкцией магистрального трубопровода приводящих к остановке транспортировки продукции, с обязательным уведомлением отправителя продукции, не позднее, чем за десять календарных дней до начала проведения работ;
10) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. При устранении причин, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исполнение договора возобновляется.
3. В случае отказа отправителя устранить причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении исполнения договора на предоставление услуг по транспортировке продукции, либо при неустранении этих причин в установленный срок, достаточный для их устранения, собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, вправе расторгнуть такой договор в одностороннем порядке.
Статья 24. Тарифы на услуги по транспортировке продукции
магистральным трубопроводом
1. Услуги по транспортировке продукции по магистральному трубопроводу оплачиваются в соответствии с тарифом, представляющим собой плату, вносимую отправителями собственнику магистрального трубопровода или лицу, владеющему магистральным трубопроводом на ином законном основании, за предоставление услуг по транспортировке продукции на основании договора между собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, и отправителем.
2. Тарифы на услуги по транспортировке продукции по магистральному трубопроводу устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.
Статья 25. Права и обязанности оператора магистрального
трубопровода
1. Оператор магистрального трубопровода вправе:
1) контролировать выполнение работ по охране магистрального трубопровода;
2) инициировать вопросы о привлечении проектных организаций к ответственности за ошибочные проектные решения;
3) требовать от строительных организаций проведения предпусковой диагностики на магистральном трубопроводе и исполнительной съемки;
4) проверять достоверность сведений о подготовке продукции, поставляемой отправителем для транспортировки по магистральному трубопроводу, соответствие ее качества установленным требованиям.
2. Оператор магистрального трубопровода обязан:
1) обеспечить непрерывное, надлежащее и эффективное функционирование магистрального трубопровода в целях транспортировки по нему продукции;
2) осуществлять техническое облуживание, ремонт и техническое диагностирование магистрального трубопровода;
3) осуществлять транспортировку продукции в необходимых объемах с соблюдением требуемых технологических параметров с сохранением нормативных критериев надежности и безопасности.
Статья 26. Банк качества продукции
1. Собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, вправе предоставлять услуги по транспортировке продукции с применением банка качества продукции.
2. Банк качества продукции устанавливается в отношении отдельных маршрутов или участков магистрального трубопровода с учетом согласия не менее двух третей отправителей по объему продукции, имеющих обязательства по гарантированной, на срок один год и более, транспортировке продукции по данным маршрутам или участкам магистрального трубопровода на момент принятия указанного в настоящем пункте решения.
3. Банк качества продукции вводится после заключения собственником магистрального трубопровода либо лицом, владеющим магистральным трубопроводом на ином законном основании, с отправителями на этом маршруте или участке трубопровода многостороннего договора об использовании банка качества, в котором должны быть предусмотрены порядок выплаты компенсаций или взимания пеней, а также ответственность сторон за невыполнение условий договора.
Глава 6. ЗЕМЛИ ДЛЯ НУЖД МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Статья 27. Земли для нужд магистрального трубопровода
1. К землям для нужд магистрального трубопровода относятся земельные участки, занятые линейной частью и объектами магистрального трубопровода, принадлежащие собственнику на праве собственности или праве землепользования.
2. При выборе трассы для магистрального трубопровода должны учитываться требования архитектурных, градостроительных и экологических норм и норм промышленной безопасности.
3. В целях обеспечения беспрепятственного доступа к объектам магистрального трубопровода собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, может заключать договоры на право ограниченного пользования земельными участками (сервитуты) с собственниками земельных участков, землепользователями в соответствии с гражданским и земельным законодательствами Республики Казахстан.
4. Для выполнения работ по капитальному ремонту, обслуживанию, реконструкции магистрального трубопровода и сооружению переездов через него собственнику магистрального трубопровода либо лицу, владеющему магистральным трубопроводом на ином законном основании, предоставляются во временное землепользование в установленном порядке земельные участки в размере, предусмотренном нормами отвода земель для строительства магистрального трубопровода.
5. Принудительное отчуждение земельных участков для строительства магистрального трубопровода у собственников или негосударственных землепользователей, право землепользования которыми выкуплено, осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе».
Статья 28. Охранная зона магистрального трубопровода
1. В целях обеспечения безопасности населения, предотвращения причинения вреда окружающей среде и создания нормальных условий для безопасной эксплуатации вдоль трасс магистрального трубопровода (при любом виде его прокладки), в том числе вокруг объектов магистрального трубопровода, устанавливаются охранные зоны, обозначаемые на местности специальными знаками в соответствии с требованиями технического регламента по безопасности магистрального трубопровода. При размещении нескольких магистральных трубопроводов в одном техническом коридоре устанавливается единая для всех магистральных трубопроводов охранная зона.
2. Охранные зоны устанавливаются:
1) вдоль трасс магистрального трубопровода, транспортирующего нефть, нефтепродукты, природный газ, нефтяной и искусственный углеводородные газы – в виде земельного участка, ограниченного условными линиями, проходящими в пятидесяти метрах от оси трубопровода с каждой стороны; на землях сельскохозяйственного назначения охранная зона ограничивается условными линиями, проходящими в двадцати пяти метрах от оси трубопровода с каждой стороны;
2) вдоль трасс магистрального трубопровода, транспортирующего сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат – в виде земельного участка, ограниченного условными линиями, проходящего в ста метрах от оси трубопровода с каждой стороны;
3) вдоль трасс многониточных трубопроводов, проходящих в одном техническом коридоре, в виде земельного участка, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;
4) вдоль подводных переходов – в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на сто метров с каждой стороны;
5) вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции – в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на пятьдесят метров во все стороны;
6) вокруг технологических установок подготовки продукции к транспортировке, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов – в виде земельного участка, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на сто метров во все стороны.
3. В охранные зоны магистрального трубопровода входят: защитные лесные зоны, земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов, служебные дороги, а также земельные участки, примыкающие к полосе отвода магистрального трубопровода, расположенные в селеопасных, оползнеопасных зонах и местах, подверженных другим опасным воздействиям.
4. Земли в пределах охранных зон имеют особый режим землепользования и у собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земельных участков не изымаются.
5. В целях обеспечения жизни и здоровья населения, сохранности, промышленной и экологической безопасности магистрального трубопровода, его объектов и коммуникаций запрещаются:
1) устройство переездов, грунтовых дорог и иных временных или постоянных транспортных пересечений трассы магистрального трубопровода и его охранной зоны без согласования с собственником магистрального трубопровода их размещения порядка строительства, обустройства и использования;
2) садоводство и лесоразведение, а также выполнение любых не согласованных с собственником магистрального трубопровода работ, кроме комплекса агротехнических работ для выращивания полевых сельскохозяйственных культур с пахотной глубиной не более тридцати пяти сантиметров;
3) рекультивация вдольтрассовых и иных дорог, обустроенных собственником (оператором) трубопровода и предназначенных для обслуживания магистрального трубопровода и обеспечения его физической защиты, а также воспрепятствование движению работников, выполняющих пожарные и охранные функции трубопровода по этим дорогам, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан;
4) возведение любых построек и сооружений;
5) организация стоянок автомобильного транспорта, тракторов и механизмов;
6) производство мелиоративных земляных работ, сооружение оросительных и осушительных систем;
7) производство всякого рода горных, строительных, монтажных и взрывных работ, планировка грунта;
8) производство геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательных работ, связанных с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).
6. Собственник магистрального трубопровода не обязан брать в собственность и оплачивать, заключать договоры аренды или иные договоры на пользование земельными или водными участками в пределах границ охранной зоны вдоль трассы магистрального трубопровода.
7. Оператор магистрального трубопровода в пределах охранных зон имеет право производить работы по ремонту и обслуживанию магистрального трубопровода, а также работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций с предварительным уведомлением собственников земли (землепользователей) и последующим возмещением им причиненного ущерба, а при ликвидации чрезвычайной ситуации - без предварительного уведомления с последующим возмещением причиненного ущерба.
8. В целях обеспечения безопасности запрещается строительство любых объектов, не относящихся к магистральному трубопроводу, в пределах минимальных расстояний, установленных строительными нормами и правилами.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Международное сотрудничество в области
магистрального трубопровода
Международное сотрудничество в области магистрального трубопровода осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о магистральном
трубопроводе
Нарушение законодательства Республики Казахстан о магистральном трубопроводе влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан