Об утверждении Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 "Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2012 года № 422

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 «Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее - Национальный план).
      2. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 «Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы» следующее изменение:
      в Программе по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденной указанным постановлением:
      в разделе 5 «Этапы реализации программы»:
      подпункт 2) части тридцать восьмой пункта 6 исключить.
      3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
      4. Контроль за исполнением Национального плана возложить на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утвержден          
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 6 апреля 2012 года № 422

Национальный план
по предупреждению нефтяных разливов
и реагированию на них в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

1. Общие положения

      1. Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее - Национальный план) разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 «Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы».
      Целью Национального плана является создание национальной системы обеспечения оперативного, эффективного и квалифицированного реагирования на разливы нефти, вызывающие загрязнения экологического характера, и выполнения соответствующих операций по ликвидации их последствий.
      Основной задачей Национального плана являются обеспечение своевременных, комплексных и эффективных мер предупреждения, готовности реагирования на аварийные разливы нефти, влекущие или повлекшие причинение ущерба окружающей среде, на основании оценки рисков и оценки воздействия на окружающую среду.
      2. Обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов в целях недопущения нефтяных разливов при авариях, инцидентах, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защита населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан от 5 июля 1996 года «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», от 3 апреля 2002 года «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», от 7 мая 1997 года «О Гражданской обороне», от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      3. Требования Национального плана распространяются на центральные государственные и местные исполнительные органы Республики Казахстан.
      4. Национальный план действует в водах Каспийского и Аральского морей в пределах границ, определенных международными договорами, внутренних водоемах и прибрежных зонах Республики Казахстан.
      5. Расследование причин нефтяного разлива, возмещение потерь и восстановление окружающей среды от нефтяного разлива производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      6. Понятия, применяемые в Национальном плане, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан.

2. Предупреждение нефтяных разливов

1. Мероприятия по предупреждению нефтяных разливов

      7. В соответствии с законодательством Республики Казахстан основными задачами предупреждения нефтяных разливов являются:
      1) оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках нефтяных разливов;
      2) прогнозирование возможного возникновения нефтяных разливов и их последствий на основе оперативной фактической и практической информации, поступающей от ведомств и служб наблюдения;
      3) разработка и оценка эффективности реализации мер по предупреждению, реагированию и ликвидации нефтяных разливов;
      4) утверждение плана по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, разработанного и согласованного в установленном порядке в соответствии с требованиями по их разработке и согласованию;
      5) создание собственных формирований (подразделений) для ликвидации нефтяных разливов, проведение аттестации указанных формирований в соответствии с законодательством, оснащение их специальными техническими средствами или заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации нефтяных разливов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
      6) содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно-технических мероприятий, направленные на предотвращение возможных нефтяных разливов и снижение масштабов опасности их последствий;
      7) разработка деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
      8) организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
      9) допущение к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующие квалификационные требования и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
      10) создание и поддержание в готовности системы обнаружения нефтяных разливов, а также системы связи и оповещения.
      8. Физические и/или юридические лица, осуществляющие какие-либо операции на море, либо внутренних водоемах Республики Казахстан, а также осуществляющие временное хранение и транспортировку нефти (далее - лица), принимают все необходимые меры, установленные законодательством Республики Казахстан, по недопущению нефтяных разливов и загрязнению прибрежной зоны.
      9. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и недропользования, лица совместно с территориальными органами в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводят ежегодное производственное обучение собственного производственного персонала и персонала береговых служб, а также проводят учения и тревоги, максимально приближенные к реальным условиям.
      10. Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, обеспечивается постоянным присутствием корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива нефти до момента доставки специальных средств с береговых баз и обеспечения открытого водного пространства у буровой в размерах, достаточных для осуществления мероприятий по ликвидации нефтяных разливов.
      11. Вскрытие продуктивного горизонта подсолевой толщи и испытание скважин с предполагаемым экстремальным давлением и высоким содержанием сероводорода не рекомендуется проводить в тяжелых ледовых условиях на море.

2. Планирование мероприятий по предупреждению
и ликвидации нефтяных разливов

      12. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов является важнейшим фактором повышения эффективности работ по предотвращению аварийных ситуаций при проведении операций на море, либо внутренних водоемах Республики Казахстан, а также при осуществлении временного хранения и транспортировки нефти.
      13. Руководители организаций утверждают планы организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, разработанные в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности и чрезвычайных ситуаций.
      14. План организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов требует законодательного регламентирования в части его содержания по включению в него:
      1) инструкций оповещения и информирования, с закреплением ответственных лиц;
      2) места размещения объектов, где возможны разливы нефти;
      3) инструкции по приоритетному предоставлению каналов и сетей связи органу осуществляющему ликвидацию нефтяных разливов;
      4) анализа ситуаций возможного нефтяного разлива с указанием площади и вероятного распространения разлива на основе компьютерного моделирования;
      5) карты размещения населенных пунктов, чувствительных природных объектов, доков и заправочных станций на берегу, мест хранения и удаления добытой нефти и нефтяных отходов;
      6) определения всех существующих рисков нефтяных разливов;
      7) перечня оборудования морских транспортных средств и наличия обученного персонала для ликвидации нефтяных разливов, как в случае фонтанирования, так и в случае утечки;
      8) места размещения и типа оборудования, транспортных средств, материалов, персонала, и методики работ по ликвидации нефтяных разливов;
      9) расчета времени, необходимого для начала работ и ликвидации нефтяных разливов;
      10) обучения персонала и учения;
      11) списка должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации;
      12) мер реагирования на нефтяные разливы;
      13) распределения обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, последовательность их действий;
      14) охраны труда и техники безопасности при ликвидации нефтяных разливов;
      15) организации временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации;
      16) оповещения государственных органов и отчетности;
      17) незамедлительной локализации очистки моря вследствие загрязнения;
      18) оперативного космического мониторинга нефтяных разливов с определением территории нефтяного разлива, площади загрязнения морской поверхности, движения нефтяного пятна;
      19) удаления нефтяного мусора с целью предотвращения вторичного загрязнения;
      20) очистки от загрязнения конструкций пристаней, пирсов, причалов;
      21) очистки корпусов судов и подводных деталей грузовых, рыболовных и прогулочных судов;
      22) очистки рыболовного снаряжения.
      15. План организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов должен соответствовать Региональным планам по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской областей и порта Актау, которые будут утверждены в течение шести месяцев после принятия настоящего Национального плана.

3. Реагирование на нефтяные разливы

1. Классификация нефтяных разливов по уровням и причинам
их происхождения

      16. Основываясь на результатах анализа международной практики предупреждения нефтяных разливов и реагирования на них, нефтяные разливы возникают при:
      1) работах (операциях), связанных с поиском месторождений полезных ископаемых и их оценкой;
      2) работах (операциях), относящихся к государственному геологическому изучению недр, разведке и (или) добыче полезных ископаемых;
      3) работах (операциях), проводимых в целях строительства, прокладки и эксплуатации нефтегазопроводов на суше, реках, озерах, морях и иных внутренних водоемах;
      4) бурении, капитальном ремонте скважин и добыче нефти;
      5) ошибках производственного персонала;
      6) несоблюдении требований противофонтанной безопасности;
      7)несоблюдении требований промышленной безопасности;
      8) механических повреждениях трубопроводов в результате деятельности человека во время эксплуатации и вследствие постороннего вмешательства;
      9) проведении иных нефтяных операций;
      10) авариях на нефтяных танкерах, в том числе посадка на мель, пожар, взрыв;
      11) промышленных авариях, в том числе нефтегазовые фонтаны (выбросы сероводорода, содержащих нефти и газа свыше 100 м3), газонефтеводопроявления, грифонообразования, пожары, взрывы, затопления, обрушения морских сооружений и платформ, отрицательное воздействие на окружающую среду территории Республики Казахстан и сопредельных государств, внезапное обрушение зданий и сооружений;
      12) при грузовых операциях на терминалах, переливах танкеров и повреждений грузовых танкеров при швартовых операциях;
      13) утечке нефти из затопленных скважин;
      14) разгерметизации резервуаров, трубопроводов и технологического оборудования;
      15) отказе вспомогательного оборудования (системы разгрузки, торцевых уплотнений, откачки утечек, смазки, охлаждения электродвигателей, контрольно-измерительных приборов и автоматики);
      16) неисправности противовыбросового и устьевого оборудования;
      17) коррозии металла внешних, внутренних стенок и днища резервуара, внутренней коррозии металла;
      18) внутренних дефектах металла трубопроводов, связанных с браком завода изготовителя или вследствие скрытых механических повреждений, нанесенных во время строительства, эксплуатации;
      19) нарушении изоляции нефтепровода;
      20) нарушении нормальной работы электрохимической защиты нефтепровода;
      21) усталости, износе металла.
      17. В соответствии с нормативами и требованиями к материалам и веществам, необходимым для проведения работ по очистке моря, утвержденными постановлением Правительства РК от 31 декабря 2010 года № 1524 (далее - Нормативы) нефтяные разливы подразделяются на разливы первого, второго и третьего уровней.
      Первый уровень - незначительные разливы (не превышающие 10 тонн нефти), ликвидируемые с помощью материалов и веществ, имеющихся на морском сооружении при производстве работ, в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов персоналом сооружения;
      Второй уровень - умеренные (средние) разливы (от 10 тонн нефти до 250 тонн), для ликвидации которых, в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, необходимы ресурсы, как имеющиеся на морском сооружении, на месте производства работ, так и дополнительные материалы, вещества и персонал местных береговых служб;
      Третий уровень - крупные разливы нефти (от 250 тонн), для ликвидации которых требуются материалы, вещества и персонал различных организаций по ликвидации нефтяных разливов, включая международные.
      18. Под аварийные ситуации второго уровня подпадают утечки:
      1) из резервуара хранения топлива или системы распределения;
      2) из топливного резервуара или баржи;
      3) из автоцистерны для перевозки топлива;
      4) при временной или частичной потере контроля во время бурения или испытания скважины на морском сооружении.
      19. При ликвидации последствий нефтяных разливов, обязательно привлечение дополнительных ресурсов (материалов, веществ) с береговых объектов недропользователя для локализации разлива и сбора нефти.
      20. К случаям аварийной ситуации третьего уровня подпадают утечки:
      1) продолжительной потери контроля над скважиной;
      2) из плавающего топливного резервуара или баржи;
      3) из резервуара хранения топлива или системы распределения.
      21. Ликвидация нефтяных разливов третьего уровня требует незамедлительной мобилизации материалов и веществ из любых точек, располагающих отечественными и международными ресурсами.

2. Информирование о разливах нефти и ходе операции
по реагированию

      22. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны информация о возникновении нефтяных разливов передается в следующей последовательности:
      1) лица в течение 5 минут с момента обнаружения нефтяного разлива информируют территориальные подразделения уполномоченных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и охраны окружающей среды по постоянно действующему каналу телефонной связи, с последующей передачей по факсимильной связи по форме согласно приложению к настоящему Национальному плану. При этом, территориальные подразделения, получившие оповещение в течение 5 минут с момента получения уведомления (устного, с последующим письменным уведомлением) направляют лицам ответное письменное (по электронной почте либо по факсимильной связи) подтверждение получения уведомления;
      2) оперативный дежурный территориального подразделения уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение 10 минут с момента получения информации о разливе от лиц (устного, с последующим письменным уведомлением) информирует Акима области (в случае его отсутствия, заместителя Акима) и Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
      3) с момента получения оповещения о нефтяном разливе и до момента созыва Национальной комиссии по реагированию на нефтяные разливы (далее — Национальная комиссия) Аким области (или его заместитель) является Руководителем и/или координатором работ на месте ликвидации аварии в качестве рабочего органа управления;
      4) с момента получения оповещения о нефтяном разливе и до момента созыва Национальной комиссии Руководитель и/или координатор работ по ликвидации нефтяного разлива привлекает силы и средства, находящиеся на данной территории;
      Аким области (либо заместитель Акима) информирует Акимов приграничных областей (или их заместителей) в течение 15 минут с момента оповещения.
      Вся информация с места нефтяного разлива поступает через территориальное подразделение уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республиканский кризисный центр.
      23. В случае угрозы или наличия нефтяного разлива третьего уровня Республиканский кризисный центр в течение 30 минут после уточнения информации оповещает членов Национальной комиссии.
      24. После получения оповещения о нефтяном разливе Национальная комиссия назначает Руководителя работ на месте реагирования.
      25. В случае возникновения аварии в прибрежной зоне, для передачи информации организуется пункт управления в береговой зоне.
      26. Республиканский кризисный центр и территориальное подразделение уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, лица и операторы связи обеспечивают работу сетей связи в целях:
      1) приема информации об аварии, вызывающей загрязнения;
      2) передачи запроса Руководителя работ об оказании помощи и обмена оперативными сообщениями во время операций реагирования;
      3) обеспечения передачи команд и распоряжений уполномоченного органа по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при ликвидации в зоне нефтяного разлива.
      27. Уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрабатывает и утверждает формы донесения об авариях, инцидентах и других сообщений используемых для обмена информацией между всеми субъектами, участвующими в ликвидации нефтяных разливов.
      28. Указания по организации связи и информационного обмена разрабатываются и периодически обновляются уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по согласованию с Министерством обороны Республики Казахстан.
      29. Уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по согласованию с Национальной комиссией предоставляет в установленном порядке информацию для оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении нефтяных разливов в средства массовой информации.
      30. Информация о нефтяных разливах подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения и состоит из сведений о степени риска, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Меры по ликвидации нефтяных разливов первого и
второго уровней

      31. Лица в соответствии с Нормативами оснащаются всеми необходимыми ресурсами для ликвидации разлива первого и второго уровней, без привлечения государственных сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      32. При разливе нефти первого и второго уровня лица принимают необходимые меры в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов.
      33. В случае разлива первого и второго уровней, лица незамедлительно информируют территориальные подразделения уполномоченных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и охраны окружающей среды.
      34. Реагирование на разливы второго уровня, не представляющие угрозы заповедной зоне Каспийского моря осуществляется лицом без вмешательства государственных органов.
      35. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды лица после проведения мероприятий по ликвидации и локализации нефтяных разливов, и расследования причин аварии, инцидентов, представляют отчет о проделанной работе в соответствующие государственные органы.

4. Меры по ликвидации нефтяных разливов третьего уровня

      36. Меры по ликвидации нефтяных разливов третьего уровня координируются Национальной комиссией по реагированию на нефтяные разливы, созданной постановлением Правительства Республики Казахстан.
      37. Член Национальной комиссии является координатором мер реагирования и осуществляет общую координацию и руководство действиями по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа, который он представляет.
      38. Для осуществления общей координации и руководства действиями, связанными с ликвидацией разлива нефти третьего уровня, Национальная комиссия назначает руководителя работ на месте нефтяного разлива. Руководитель работ на месте нефтяного разлива назначается в зависимости от вида источника разлива из числа представителей государственного органа, в компетенцию которого входит регулирование деятельности лиц.
      39. Координация деятельности по ликвидации последствий загрязнений в прибрежной зоне, а также по оздоровлению окружающей среды на этих территориях осуществляется Акимом области.
      40. Национальная комиссия при реагировании на нефтяные разливы решает следующие задачи:
      1) оценку аварии, на основе следующих критериев: место нефтяного разлива, масса и тип сброшенной нефти или объем загрязнений в прибрежной зоне, движение нефтяного пятна, степень риска для здоровья и жизни человека, риск образования взрывопожароопасной среды на месте нефтяного разлива, токсичность сброшенного загрязнителя, потенциальный ущерб рыболовству и природным ресурсам, потенциальный ущерб ценным природным ресурсам, оценку экономических последствий;
      2) оценку имеющихся и дополнительно требуемых ресурсов, выбор соответствующих методов реагирования, запрос, при необходимости, помощи иностранных государств, действия по реагированию на нефтяные разливы;
      3) оценку ситуации по ходу реагирования и внесение в случае необходимости необходимых изменений в действия по Национальному плану;
      4) завершение операций реагирования на нефтяные разливы.
      41. Республиканский кризисный центр и руководитель работ на месте нефтяного разлива регулярно информируют Национальную комиссию о принимаемых мерах реагирования, уведомляя при этом о любых случаях возрастании риска здоровью людей и окружающей среде.
      42. В процессе действий по реагированию на нефтяные разливы Национальная комиссия:
      1) осуществляет организацию мер по ликвидации нефтяных разливов и их последствий и координирует деятельность государственных органов - членов национальной комиссии, подведомственных им организаций и привлеченных к реагированию организаций и ведомств по содействию в выполнении требований Руководителя работ на месте нефтяного разлива;
      2) проводит мониторинг мер реагирования;
      3) разрабатывает рекомендации по принятию мер реагирования и оказывает техническую консультацию Руководителю работ на месте нефтяного разлива по ходу осуществления работ;
      4) оказывает помощь Руководителю работ на месте нефтяного разлива в определении приоритетных зон для защиты;
      5) в случае привлечения дополнительных сил и средств устанавливает их местонахождение и содействует их доставке на место нефтяного разлива;
      6) дает рекомендации по размещению и перераспределению имеющихся сил и средств;
      7) осуществляет взаимодействие с уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности при разрешении межгосударственных вопросов и споров, в том числе в случаях трансграничных нефтяных разливов и загрязнений прибрежных зон.

5. Реагирование государственных органов на нефтяные разливы

      43. Уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномоченный орган по исполнению бюджета, а также местные исполнительные органы принимают все необходимые меры, установленные бюджетным законодательством Республики Казахстан, для финансирования ликвидации нефтяных разливов.
      44. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций:
      1) координирует все действия, связанные с обеспечением транспортом и коммуникациями, необходимыми при реагировании;
      2) в установленном законодательством порядке в сфере гражданской обороны привлекает транспортные средства, находящиеся в частной собственности;
      3) обеспечивает транспортировку персонала и оборудования, материалов и технических ресурсов, необходимых для ликвидации нефтяных разливов, проведения эвакуационных мероприятий;
      4) обеспечивает готовность к приему, прибывающих морским путем сил и средств иностранных государств, участвующих в реагировании.
      45. Уполномоченный орган в области таможенного дела обеспечивает таможенное декларирование товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, доставляемых в зону аварийного разлива нефти, в первоочередном порядке, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан.
      46. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды:
      осуществляет оперативный прогноз за гидрометеорологическими условиями на месте нефтяных разливов;
      осуществляет государственный мониторинг (в том числе, оперативный космический мониторинг) объектов окружающей среды с момента возникновения аварийного разлива нефти, до полной ликвидации его последствий (за счет финансирования и привлечения материальной базы лиц);
      осуществляет мониторинг экологического состояния территорий в районах добычи, переработки, транспортировки нефти и газа, выявление территорий, загрязненных нефтью, мониторинг нефтяных разливов, используя, в том числе современные оперативные данные космической съемки;
      проводит отбор проб объектов окружающей среды для анализа в целях определения характера, источника и ареала распространения нефтяного разлива и/или загрязнений в прибрежной зоне.
      47. Уполномоченный орган по внешнеполитической деятельности в установленном законодательством порядке оформляет соответствующие визы иностранному персоналу, прибывающему в Республику Казахстан с целью оказания помощи в ликвидации нефтяных разливов.
      48. Уполномоченный орган в области обеспечения национальной безопасности (по согласованию) по запросу уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивает процедуру ускоренного пропуска на территорию Республики Казахстан зарубежных сил и средств, прибывающих для участия в ликвидации нефтяных разливов.
      49. Министерство обороны Республики Казахстан:
      1) по согласованию с уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций обеспечивает безопасный коридор воздушным судам с оборудованием и персоналом по реагированию;
      2) по запросу уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставляет в распоряжение Руководителя работ на месте нефтяного разлива воздушные и морские суда для осуществления операций по реагированию;
      3) по запросу уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и местных исполнительных органов областей предоставляет в распоряжение руководителя работ на месте нефтяного разлива и/или руководителя работ в прибрежной зоне части и подразделения Вооруженных сил Республики Казахстан.
      50. Уполномоченный орган в области здравоохранения:
      1) по запросу уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивает присутствие служб скорой медицинской помощи на все время реагирования для оказания помощи персоналу, пострадавшему в результате нефтяных разливов и ходе ликвидации последствий, организует проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий;
      2) осуществляет эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения.
      51. Уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира в установленном законодательством порядке организовывает оказание помощи животным в случаях массовых заболеваний, угрозы их гибели при нефтяных разливах в закрепленных охотничьих угодьях и рыбохозяйственных водоемах и (или) участках.
      52. Уполномоченный государственный орган в области ветеринарии осуществляет необходимые ветеринарные мероприятия в зоне нефтяного разлива и прибрежных зонах.
      53. Местные исполнительные органы для ликвидации нефтяных разливов привлекают силы и средства служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций находящиеся в своем регионе и созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Ликвидация нефтяных разливов

1. Охрана здоровья и труда персонала,
занятого в ликвидации аварийной ситуации и населения

      54. Охрана здоровья и труда персонала, занятого в ликвидации аварийной ситуации и населения, является первоочередной задачей при реализации аварийных мероприятий. Не допускается выполнение планов и мероприятий по ликвидации аварийной ситуации без предварительного проведения соответствующей оценки риска и реализации мер по снижению риска.
      В объем мер по снижению риска входит следующее:
      1) изоляция территорий, на которых загрязнение нефтью или сопутствующее газовыделение представляют угрозу для здоровья населения и персонала, занятого в ликвидации аварии;
      2) проведение инструктажей для всего персонала, занятого в ликвидации аварии;
      3) обучение технике безопасности при использовании специального оборудования или химических средств;
      4) использование средств индивидуальной защиты персоналом, занятым в ликвидации последствий, во избежание непосредственного контакта с загрязняющими веществами и контроля воздействия опасных факторов окружающей среды;
      5) сменная работа персонала для обеспечения надлежащего отдыха;
      6) персонал соблюдает все законодательные требования применимые к охране здоровья и труда. Группа ликвидаторов нефтяных разливов на месте ведет учет реализации аварийных мероприятий с целью контроля опасных факторов и соблюдения требований техники безопасности.
      Для нефтяных разливов третьего уровня, уполномоченный орган в области здравоохранения обеспечивает наличие соответствующих средств и персонала для лечения производственных травм. На всех участках производства работ имеются аптечки первой помощи, а задействованный персонал проходит соответствующее обучение по оказанию доврачебной медицинской помощи.

2. Меры реагирования на разливы нефти в морских и
береговых зонах для открытого моря

      55. Меры реагирования включают:
      1) отбор проб и их анализ с целью определения характера, источника и распространения нефтяного разлива и/или загрязнений в прибрежной зоне;
      2) контроль и ликвидацию источника аварийного разлива нефти;
      3) контроль за распространением нефтяных разливов и/или загрязнений в прибрежной зоне;
      4) предупреждение или локализацию нефтяного разлива и/или загрязнений в прибрежной зоне путем использования физических или механических средств;
      5) ликвидацию нефтяного разлива с помощью средств, предназначенных для проведения данных мероприятий.
      56. Для ликвидации нефтяных разливов используются следующие методы:
      1) механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов);
      2) применение химических средств;
      3) сжигание нефтяных разливов.
      57. Использование средств для ликвидации разлива осуществляется в установленном законодательством порядке. При выборе мер реагирования, в том числе при выборе методов сбора или уничтожения нефти, с учетом обычно применяемых химических и физических процессов, Руководитель работ на месте нефтяного разлива отдает предпочтение тем методам, которые ориентированы на максимальную защиту здоровья людей и окружающей среды.
      58. При осуществлении мер реагирования и очистки обеспечивается достижение наиболее эффективных результатов с точки зрения охраны окружающей среды.

3. Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды

      59. Это предпочтительная мера, если позволяют условия и наличие оборудования. Мероприятием подразумевается использование нефтесборщиков и боновых заграждений, а также одного, двух или трех судов на систему для буксировки боновых заграждений, эксплуатации нефтесборщиков и временного складирования нефти. Эффективное механическое восстановление требует проведения работ близко к источнику; и оно ограничено скоростью, с которой системы восстановления могут справляться с разлитой нефтью. Метод применяется в случаях, предусмотренных инструкцией, утвержденной уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Применение химических средств (сорбентов, диспергентов)

      60. Использование химических средств - это резервный вариант механическому реагированию в зонах, где смешивание и растворение могут быстро снизить концентрацию разлитой нефти до уровней, не представляющих угрозы организмам, обитающим в воде. Выбор и применение химических средств осуществляются с учетом требований экологической безопасности и указываются в плане по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов.
      61. После завершения всех работ по реагированию на нефтяные разливы, лица представляют в уполномоченные органы в области охраны животного и растительного мира, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения отчет о применении химических средств.
      Отчет содержит информацию о количестве химических средств, эффективности их применения, результатов мониторинга их воздействия на экосистему водного объекта.
      62. Применение химических средств должно быть скоординировано с показаниями воздушного или морского наблюдения. Визуальные наблюдения проводятся для оценки эффективности применения химических средств. Воздушные и морские наблюдения также используются для соблюдения географических пределов, где необходимо рассеивать химические средства.

5. Сжигание нефтяных разливов

      63. План организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов включает порядок действий по получению соответствующего разрешения и сжиганию нефтяного пятна на месте нефтяного разлива.
      64. Решение по сжиганию нефтяного пятна принимается руководителем работ на месте нефтяного разлива согласно плану по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов.

5. Устранение последствий нефтяных разливов

1. Меры реагирования, сбор нефти
и восстановление окружающей среды

      65. Несмотря на усилия по недопущению нефти к береговой линии, определенная часть нефти во многих случаях загрязняет берег. Существуют различные методы по очистке береговых районов, которые были подвержены разливу нефти. Поскольку береговые зоны зачастую являются высокочувствительными, особое внимание необходимо уделять выбору методов для этих зон. Как часто показывает опыт, попытки очистки наносили больший ущерб берегам, чем сами нефтяные разливы.
      66. Необходимо выбрать метод реагирования на нефтяные разливы, который обеспечивает минимизацию вредного воздействия. Во многих случаях это достигается посредством сочетания неагрессивных механических методов очистки нефти и уменьшения/устранения нефти путем естественных процессов.

2. Утилизация собранной нефти

      67. Окончательное размещение собранной нефти и других токсичных веществ, а также загрязненных материалов выполняется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      68. Допускается использование переносных и передвижных емкостей для сбора и помещения в них собранной нефти, включая пластиковые мешки, бочки и баки для дальнейшей перекачки в специальные постоянные резервуары хранения. Для сбора большого количества собранной нефти наиболее эффективным методом является перекачка собираемой нефти в баржи и крупные плавающие резервуары для дальнейшей перегрузки на более крупное судно и транспортировки на специальный береговой объект.
      69. При переработке собранной нефти, а также очистке грунта от загрязнений использовать наиболее эффективные методы очистки, применяемые в зарубежной и отечественной практике.
      70. В случае необходимости, утилизация пропитанного нефтью песка и прочего мусора, а также собранной нефти осуществляется на суше с уведомлением территориальных подразделений уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Отчетность о ликвидации нефтяных разливов

      71. С момента начала операции по реагированию на нефтяные разливы ведется документация всех оперативных действий и наблюдений для облегчения последующего исполнения требований о возмещении затрат. Для выполнения этих работ назначаются сотрудники из уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Республиканского кризисного центра ведущие записи оперативных действий и наблюдений, а также сотрудник с уполномоченного органа в области финансов для ведения финансового учета.
      72. Записи оперативных действий и наблюдений, а также финансового учета включают:
      1) описание нефтяного разлива (включая фотографии и по возможности видеоматериалы);
      2) принятые решения и осуществленные меры реагирования;
      3) отчеты обо всех расходах, произведенных при операциях реагирования.
      73. Сотрудник, ведущий записи оперативных действий и наблюдений, ведет ежедневный журнал работ, содержащий подробные сведения:
      1) о ходе операции реагирования (место, время, цели);
      2) об оборудовании и других использованных средствах (место, время, цель);
      3) о нанятом персонале (место, число, время);
      4) об использованных материалах реагирования и других использованных материалах (например, тип топлива, его количество, цель использования).
      74. Руководитель работ на месте нефтяного разлива обеспечивает:
      1) сбор и хранение всех проб, взятых при ликвидации источника нефтяного разлива;
      2) ведение документации влияния нефтяного разлива на здоровье населения и персонала, окружающую среду;
      3) хранение копий всех анализов;
      4) ведение протокола заседаний штаба реагирования;
      5) подготовку документации по всем понесенным затратам.
      75. В последующем указанная документация используется для расчета возмещения затрат и в целях их документального подтверждения, а также последующей оценки мер реагирования.
      76. После завершения операции реагирования на нефтяные разливы уполномоченный орган в области нефти и газа готовит отчет, а при необходимости в соответствии с законодательством Республики Казахстан готовит ходатайства о выделении денег из резерва Правительства Республики Казахстан.
      Уполномоченный орган в области нефти и газа в отчете отражает:
      1) описание аварии, вызвавшей нефтяной разлив, и ее развитие;
      2) описание предпринятых мер реагирования;
      3) описание и оценку помощи, предоставленной иностранными государствами;
      4) оценку всей операции реагирования;
      5) описание и анализ проблем, возникших при реагировании;
      6) рекомендации о возможных улучшениях существующих мер и, в частности, положений типового плана по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов;
      7) подсчет затрат, понесенных во время реагирования на нефтяной разлив;
      8) оценку экологического и экономического ущерба от нефтяных разливов.
      77. Руководитель работ на месте нефтяного разлива передает документацию всех оперативных действий и наблюдений уполномоченному органу в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на периодической основе, а также в виде окончательного отчета после завершения работ по ликвидации последствий разлива и восстановления окружающей среды.
      78. По представленным материалам после ликвидации нефтяного разлива, с учетом материалов расследований, Председатель Национальной комиссии подготавливает в двухнедельный срок сводный отчет о разливе и представляет его на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан для принятия дальнейших решений.

6. Международные аспекты реагирования на нефтяные разливы

      79. Информация об имеющихся потенциальных источниках загрязнения Каспийского моря предоставляется прикаспийским государствам в порядке, установленном международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      80. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия разливов, согласовываются с уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности и осуществляются в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      81. В случаях, когда авария (нефтяной разлив) или меры реагирования на него могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду других государств, этим государствам направляется уведомление на соответствующем уровне с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области защиты государственных секретов.

7. План мероприятий по реализации Национального плана


п/п

Мероприятие

Форма
завершения

Ответст-
венные
исполни-
тели

Сроки
исполне-
ния

Предпо-
лагаемые
расходы

Источ-
ник
финан-
сиро-
вания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Выработка предложений по
совершенствованию
законодательства Республики
Казахстан в области
предупреждения и ликвидации
нефтяных разливов и по мерам
обеспечения возмещения вреда,
причиненного в результате
нефтяных разливов

Информация
в
Правитель
ство
Республики
Казахстан

МНГ РК,
МЧС РК,
МООС РК

Декабрь
2012 года

Не
требуется

 -

2.

Внесение изменений и дополнений
в постановление Правительства
Республики Казахстан от 31
декабря 2010 года № 1524

Постанов-
ление
Правитель-
ства
Республики
Казахстан

МНГ РК,
МЧС РК,
МООС РК

Декабрь
2012 года

Не
требуется

 -

3.

Выработка предложений по
организации мероприятий по
сбору и анализу данных об
исходном состоянии окружающей
среды в местах расположения
объектов, представляющих
потенциальную угрозу инцидента

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС РК,
МСХ РК

Сентябрь
2012 года

Не
требуется

 -

4.

Определение перечня химических
средств (сорбентов,
диспергентов), используемых для
борьбы с разливами и/или
загрязнениями с учетом
параметров инцидента,
особенностей водоема и биоты, а
также условий, в которых
допускается их применение

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС РК,
МСХ РК,
МЗ РК

Сентябрь
2012 года

Не
требуется

 -

5.

Определение возможности
использования аэропортов и
взлетно-посадочных полос
местного значения и разработка
карты их расположения с
указанием посадочных
ограничений

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МТК РК

Сентябрь
2012 года

Не
требуется

-

6.

Определение мест расположения
объектов для временного
складирования, утилизации и
захоронения отходов, собранных
при ликвидации нефтяных
разливов и/или загрязнений в
прибрежной зоне

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

Местные
исполните-
льные
органы,
МООС РК

Сентябрь
2012 года

Не
требуется

-

7.

Выработка предложений по
передаче Северо-Каспийской
экологической базы быстрого
реагирования в ведение
военизированного
противофонтанного отряда
«Акберен» и создание при нем
учебно-тренировочной базы для
подготовки соответствующих
специалистов

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МЧС РК,
МНГ РК,
АО «НК «КМГ»
(по
согласова-
нию)

Декабрь
2012 года

Не
требуется

-

8.

Рассмотрение целесообразности
создания Фонда аккумулирования
средств для ликвидации нефтяных
разливов на море

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МЧС РК,
МНГ РК,
МФ РК,
МООС РК,
АО «НК «КМГ»
(по
согласова-
нию)

Декабрь
2012 года

Не
требуется

-

9.

Выработка предложений по
проведению аэрокосмического
экологического мониторинга
Казахстанской части Каспийского
моря

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МООС РК,
МНГ РК,
АО «НК
«КМГ» (по
согласова-
нию)

Декабрь
2012 года

Не
требуется

 -

10.

Создания морских навигационных
карт Каспийского моря в
цифровом и аналоговом варианте

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МО РК,
АУЗР РК

2012-2014
годы

Не
требуется

 -

11.

Выработка предложений по
решению вопроса подъема
затонувших судов и другого
имущества в казахстанском
секторе Каспийского моря

Информация
в МТК РК

МЧС РК,
акимат
Мангистаус-
кой области

Декабрь
2012 года

Не
требуется

 -

12.

В целях обеспечения безопасного
плавания судов выработать меры
по обозначению мест затонувших
судов специальными
предупреждающими навигационными
знаками

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МО РК,
МТК РК,
акимат
Мангистаус-
кой области

Декабрь
2012 года

Не
требуется

 -

13.

Принятие мер по восстановлению
утраченных морских плавучих и
береговых стационарных средств
навигационного оборудования и
поддерживание их в рабочем
состоянии. Регулярное
проведение мониторинга
Казахстанского сектора
Каспийского моря на предмет
обнаружения навигационных
опасностей, налаживание выпуска
извещений мореплавателям

Информация
в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МО РК

Декабрь
2012 года

Не
требуется

14.

Утверждение Региональных планов
по предупреждению и ликвидации
нефтяных разливов

Информация
в
МНГ РК

Акиматы
Атырауской,
Мангистаус-
кой,
Западно
Казахстан-
ской,
Кызылордин-
ской,
Восточно-
Казахстан-
ской,
Павлодар-
ской,
Алматин-
ской,
Жамбылской,
Карагандин-
ской
областей и
порт Актау

Сентябрь
2012 года

Не
требуется

-

Примечание: Расшифровка аббревиатур:
      МНГ РК- Министерство нефти и газа Республики Казахстан
      МООС РК- Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан
      МФ РК— Министерство финансов Республики Казахстан
      МЧС РК- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
      МТК РК- Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
      МСХ РК- Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
      МО РК- Министерство обороны Республики Казахстан
      МЗ РК- Министерство здравоохранения Республики Казахстан
      АУЗР РК- Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами
      АО «НК «КМГ» - акционерное общество «Национальная компания «КазМунайГаз».

Приложение              
к Национальному плану        
по предупреждению нефтяных      
разливов и реагированию на них в море
и внутренних водоемах        
Республики Казахстан         

Форма
оповещения о нефтяном разливе

       КОМУ: Уполномоченному органу в области чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и охраны окружающей среды

       Часть 1. Первоначальное уведомление (Часть 1 заполняется непосредственно после
обнаружения происшествия и в ней указывается начальная информация касательно
происшествия. Направляется Акиму области и территориальный орган по чрезвычайным
ситуациям в течение 5 минут с момента обнаружения происшествия).

1.

От

(ФИО и организация)

2.

Дата

дд/мм/гг время (местное):

3.

Происшествие


4.

Контактные данные

Телефон:
Факс:

5.

Участок/расположение


6.

Название объекта судна


7.

Примерный объем

(указать единицы измерения)

8.

Утечка продолжается

Да / Нет

9.

Подпись


Часть 2. Подробное описание (часть 2 заполняется вспомогательной информацией по мере
ее сбора в кратчайшие сроки после отправки уведомления по форме 1. Заполненная 1 часть
должна высылаться даже при отсутствии информации для заполнения 2 части настоящего
отчета)

1.

Дата

дд/мм/гг время (местное):

2.

Положение (широта и долгота)


3.

Скорость ветра

(указать единицы измерения)

4.

Направление ветра


5.

Состояние моря

(указать единицы измерения)

6.

Температура морской воды

(указать единицы измерения)

7.

Температура воздуха

(указать единицы измерения)

8.

Дрейф пятна

(указать скорость и направление)

9.

Источник происшествия



Предварительная версия



источника утечки


10.

Тип происшествия


11.

Внешний вид пятна


12.

Отбор проб произведен

Да / Нет

13.

Фотографии сделаны

Да / Нет

14.

Прогнозирование последствий

Указать чувствительные участки

15.

Принятые меры по аварийному реагированию


16.

Подпись


Приложение           
к постановлению Правительства
Республики Казахстан     
от 6 апреля 2012 года № 422

Перечень
утративших силу некоторых решений Правительства
Республики Казахстан

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2000 года № 676 «Об утверждении Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан».
      2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431 «О Национальной комиссии по реагированию на нефтяные разливы» (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 13, ст. 147).
      3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 января 2002 года № 9 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431».
      4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 2003 года № 339 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431».
      5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2004 года № 183 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431».
      6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2004 года № 786 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан oт 2 апреля 2001 года № 431» (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 28, ст. 366).
      7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2005 года № 602 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 5 мая 2000 года № 676».
      8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 616 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431» (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 26, ст. 322).
      9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 2005 года № 1126 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431».
      10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1280 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431».
      11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2007 года № 730 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2007 г, № 31, ст. 342).
      12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2008 года № 131 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года № 431».
      13. Пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2011 года № 764 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 45, ст. 608).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.