Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2011 года № 97 «О Стратегическом плане Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) на 2011 – 2015 годы» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 18, ст. 214) следующее изменение:
Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) на 2011 – 2015 годы, утвержденный указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2013 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 29 декабря 2012 года № 1781
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2011 года № 97
Стратегический план
Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции
(Антимонопольное агентство) на 2011 – 2015 годы 1. Миссия и видение
Миссия. Повышение благосостояния субъектов рынка и потребителей путем защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции.
Видение. Эффективная система защиты конкуренции, направленная на формирование благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности
1. Стратегическое направление 1. «Координация государственных органов по созданию условий для развития конкуренции в Республике Казахстан»
1.1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
В реализацию функций по межотраслевой координации государственных органов и иных организаций в сфере защиты, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности проводятся анализы товарных рынков. За период с 2010 года по сентябрь 2012 года проведен 101 анализ по 239 товарным группам.
По итогам проведенных анализов в соответствующие государственные органы направляются рекомендации по проведению мероприятий, направленных на защиту и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан. Например, на рынке авиаперевозок до июля 2012 года количество рейсов и авиакомпаний с конкретными маршрутами определялось законодательно, путем проведения конкурса. В целях развития конкуренции направлены предложения об отмене конкурсов на внутренние авиамаршруты и соблюдения принципов «один маршрут - несколько перевозчиков» при распределении авиамаршрутов среди отечественных компаний на внутренних авиалиниях. В результате внесены соответствующие изменения в законодательство и отменены конкурсы. Теперь на маршрутах уже действуют по два-три перевозчика (на маршруте Алматы-Астана присутствуют АО «Авиакомпания «SCAT», АО «Эйр Астана» и АО «BEK AIR», при этом наименьшая стоимость билета в один конец от 15000 тенге).
Для индустриально-инновационного развития экономики необходимо создание инвестиционно привлекательного климата. Однако, на сегодня практически вся инфраструктурная деятельность в Казахстане отнесена к сферам естественной монополии (в области ж/д транспорта, электро- и теплоэнергетики, газа, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи), что снижает ее инвестиционную привлекательность. В этой связи, с 2011 года Агентством началась работа по сокращению услуг в сфере естественной монополии. По итогам проведенного анализа из Перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2006 года № 155, выведены услуги Интерконнекта первым этапом. Согласно информации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан услуги Интерконнекта будут выведены вторым этапом в ближайшее время.
Немаловажным для развития конкуренции является снижение необоснованной доли участия государства в предпринимательской деятельности. В реализацию статей 77 и 78 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) рассмотрено 4 818 ходатайств на дальнейшую деятельность государственных предприятий и юридических лиц с государственным участием, из которых 441 отказано. Также 818 субъектам поручено передать отдельные виды деятельности в конкурентную среду, исключив их из уставов. В настоящее время работа по сокращению необоснованного государственного участия Агентством проводится в рамках статьи 31 Закона. Кроме того, 17 июля 2012 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной монополии», согласно которому в конкурентную среду переданы 4 вида деятельности из 24.
Формирование благоприятной конкурентной среды достигается также путем выявления антиконкурентных действий государственных органов на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства. В 2010-2012 годах количество проведенных расследований в отношении центральных и местных исполнительных органов составило 52. При этом, 14 должностных лиц привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 147-4 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Таким образом, в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства создаются информационные условия путем проведения общественных мероприятий и публикаций материалов о преимуществах честной конкуренции. Всего за 3 года проведено 814 общественных мероприятий, опубликовано 1164 информационных материала. В результате происходит процесс обеспечения лучшего понимания значения конкуренции с точки зрения экономической эффективности и экономического развития.
1.2. Анализ основных проблем
Результаты проведенных анализов показывают, что многие товарные рынки в сферах ж/д транспорта, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса, которые являются экономикообразующими, являются частично или полностью монополизированными. Это свидетельствует о недостаточности принимаемых центральными государственными и местными исполнительными органами мер по развитию конкуренции.
Во–первых, в настоящее время в действующих отраслевых программах отсутствуют конкретные показатели, направленные на демонополизацию отрасли, на развитие конкуренции.
Во–вторых, многие программы развития территорий также не отражают проблемы развития конкуренции. Предлагаемые меры в отраслевых программах и программах развития территорий, в большей степени направлены на продвижение продукции казахстанских товаропроизводителей на внешние рынки, улучшение ассортимента товара, модернизацию и расширение производства, обеспечение продовольственной безопасности, стабилизацию цен на продовольственных рынках, что является больше косвенными мерами по развитию конкуренции. По всей вероятности, это связано с недопониманием в государственных органах различий между понятиями «развитие конкуренции в отрасли» и «развитие отрасли». Вместе с тем, развитие конкуренции в отраслях экономики, в том числе на региональном уровне, это привлечение новых игроков, путем создания соответствующих условий.
В-третьих, изношенное состояние оборудования, морально устаревшие технологии, государственное регулирование цен, неразвитость передающих сетей также являются причинами неразвитости конкуренции на ключевых товарных рынках. Сохранение такой ситуации на протяжении многих лет во многом связано со слабым контролем за целевым использованием средств субъектов естественных монополий, полученных в результате повышения тарифов, предусмотренных на модернизацию мощностей. Так, проведен анализ оптового рынка электрической энергии, по итогам которого, Агентством инициирована совместная проверка с Генеральной прокуратурой, Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий в отношении энергопроизводящих организаций. По итогам проведенной работы выявлено, что отдельные компании необоснованно направляют большую часть объемов финансовых средств, полученных в результате повышения тарифов, на выплату дивидендов учредителям (из 2,7 миллиарда тенге прибыли на инвестиции направлено всего лишь 24,9 млн. тенге, остальное на выплату дивидендов акционерам). Некоторые электростанции включают в тарифы расходы, не связанные с производством электроэнергии: проведение праздничных культурно-массовых мероприятий, выплата вознаграждения членам совета директоров, различные членские взносы. Кроме того, отмечается хранение денежных средств, полученных в результате повышения тарифов, на депозитах в банках отдельными электростанциями.
В–четвертых, на состояние конкуренции также влияет существующая аффилиированность субъектов, действующих на том или ином рынке. Например, на рынке оказания услуг сотовой связи аффилиированность субъектов рынка между собой проявляется через АО «Казахтелеком». В железнодорожной отрасли АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» по–прежнему остается холдинговой структурой, в состав которой входят основные компоненты перевозочного процесса. Поэтому, сокращение перечня услуг сферы естественной монополии является действенной мерой по развитию конкуренции. Однако, основной проблемой является нежелание регулирующих, отраслевых государственных органов передавать в конкурентную среду услуги, которые могут осуществляться другими субъектами рынка. Между тем, участие государства, в части установления тарифов, может послужить фактором, влияющим на права потребителей. Например, результаты анализа показали, что средняя стоимость звонков ниже установленных уполномоченным органом. Внутри сети операторов сотовой связи цена колеблется в пределах 11 тг/мин. против 18 тг/мин., на городские номера в пределах 17-18 тг/мин. против 22 тг/мин., тариф на звонки на сети других операторов сотовой связи составляет в среднем 20 тг/мин. против 35 тг/мин.
В–пятых, процесс передачи квазигосударственного сектора в конкурентную среду также сопряжен рядом проблемных вопросов. Это непривлекательность государственных активов, переоценка и убыточность предприятий. В связи с чем, торги по реализации акций, долей участия признаются несостоявшимися. К примеру, в Восточно–Казахстанской области из 7 проведенных аукционов только в двух аукционах была реализована государственная доля. В остальных случаях заявки не были поданы, в связи с чем, торги перенесены на более поздние сроки. Также следует учесть длительную процедуру ликвидаций предприятий, которая происходит по итогам проведения налоговой проверки, закрытия расчетного счета, согласования ликвидационного баланса и передачи имущества.
В–шестых, общее состояние конкуренции в стране указывает на то, что среди представителей государственных органов существует недопонимание норм антимонопольного законодательства, как следствие, принятие неверных мер и решений, противоречащих нормам антимонопольного законодательства и негативно влияющих на экономику страны. Во многом это связано с тем, что в казахстанских высших учебных заведениях специальные предметы по вопросам антимонопольного регулирования отсутствуют. В настоящий момент рассматривается вопрос по внедрению в учебные программы обязательной дисциплины «Конкурентное право», а также созданию базовых кафедр в ведущих ВУЗах Казахстана по подготовке специалистов в области антимонопольного регулирования. Кроме того, предложено рассмотреть возможность включения в Перечень приоритетных специальностей (магистратура) для обучения в рамках международной стипендии «Болашак» специализации по направлениям «Конкурентное право», «Конкурентная политика и экономика».
1.3. Оценка основных внешних и внутренних факторов
К основным внутренним факторам, влияющим на деятельность предприятий, а также в целом на развитие конкуренции можно отнести следующие: административные, экономические, социальные и инфраструктурные. К факторам административного характера относится необоснованное вмешательство государственных органов в экономические процессы. Экономический фактор включает в себя доступность кредитных, трудовых ресурсов, применение инновационных технологий в предпринимательстве и т.д. К социальным факторам можно отнести предпринимательскую активность, которая выражается в улучшении качества произведенной продукции, расширении ее ассортимента, проведение рекламных, маркетинговых акций, то есть активность в продвижении своей продукции. Наконец, доступность основных средств (аренда помещений, оборудования), обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественной монополии при осуществлении предпринимательской деятельности также относится к инфраструктурным факторам, влияющим на степень развитости конкуренции.
Вступление Казахстана в Таможенный союз является основным внешним фактором, влияющим на способность отечественных предпринимателей конкурировать с предпринимателями стран–участниц Таможенного союза. При этом, неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности казахстанских компаний на внутренних и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с казахстанскими компаниями на отдельных рынках. Для Казахстана работа в Таможенном союзе это, прежде всего, установление недискриминационного доступа к инфраструктуре Белоруссии и России, сокращение импорта из третьих стран. И что немаловажно - это создание благоприятных условий для развития бизнес-структур. В этой связи, неоценима роль разработанных соглашений, например, Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции; Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики, также Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов и другие. Основными принципами указанных соглашений является унификация норм, стандартов, а также гармонизация законодательства и правил. В этой связи, формирование единой конкурентной политики с едиными правилами, на сегодняшний день крайне актуально. Сегодня, в период работы в режиме Таможенного союза Стороны не должны создавать предпосылки для протекционизма внутреннего рынка от внешней конкуренции, что существенно сдерживает развитие взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами. Главная задача – это создание комфортных условий для ведения бизнеса. Для выявления и устранения подобных барьеров крайне важно налаживание эффективного сотрудничества между государством и бизнесом, которое позволит принять консолидированное решение и формировать более гибкий механизм торговли между странами Таможенного союза.
2. Стратегическое направление 2. «Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности»
2.1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Основными направлениями реализации антимонопольной политики является предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства. За период с 2010 по 2012 годы проведено 320 расследований с выявленными нарушениями, из них в отношении 478 субъектов рынка и 52 государственных органов. Структура выявленных нарушений от общего количества завершенных расследований, в разрезе отраслей, выглядит следующим образом: рынок ТЭК - в 2010 году 22%, в 2011 г. – 38%, 2012 г. – 26,1%; промышленность и сельское хозяйство в 2010 году - 31%, в 2011 г. – 25%, 2012 г. -15,1%; связь в 2010 году - 11%, в 2011 г. – 5%, 2012 г. – 4,2%; финансовые рынки в 2010 году - 7%, в 2011 г. - 2 %, 2012 г. – 4,2%; иные рынки - в 2010 году - 15%, в 2011 г. – 17 %, 2012 г. –28,6 %.
Например, в 2012 году проведено расследование в отношении мобильных операторов, в результате в бюджет от ТОО «Кар-Тел» (Beeline) поступил штраф в размере 155 млн. тенге за злоупотребление доминирующим положением путем установления пороговых значений для подключения к услуге роуминг. В этой связи, а также в результате появления на рынке сотовой связи нового игрока в лице шведской компании Tele2 снизились тарифы на услуги связи. В том числе, на основании предложений Агентства, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан снижен шаг тарификации услуг сотовой связи по соединениям внутри сети, на сети других операторов с 10 секунд до 1 секунды, по международным направлениям с 60 до 30 секунд, суммы порогового значения для подключения к роумингу (с 12000 и 15000 тенге до 2 МРП), в 2 раза снижены тарифы на услуги первичного доступа к сети Интернет.
Всего сумма поступлений в бюджет за 3 года составила более 1 460 млн. тенге. С участием Агентства состоялось 600 судебных разбирательств по вопросам антимонопольного законодательства. Из них, в 198 случаях решения состоялись в пользу антимонопольного органа.
Оперативному контролю за ситуацией на товарном рынке, а именно предупреждению чрезмерной концентрации рыночной власти в одних руках, усилению доминирующего (монопольного) положения компаний на рынке и ограничению конкуренции способствует государственный контроль за экономической концентрацией. Монополизация рынков, осуществляемая субъектами рынка посредством экономической концентрации, способна приводить при определенных условиях к ослаблению конкуренции и замедлять развитие свободных рыночных отношений. Экономическая концентрация осуществляется, главным образом, путем слияния, приобретения и других мер приобретения контроля, таких, как совместное руководство и осуществляется с согласия антимонопольного органа. Так, в Агентстве за период с 2010 года по сентябрь 2012 года рассмотрено более 900 ходатайств на экономическую концентрацию, из которых по трем ходатайствам представлены отказы, ввиду того, что данные сделки приведут к усилению доминирующего положения приобретателя.
Вместе с тем, с целью снижения административного давления на бизнес, а также совершенствования и гармонизации антимонопольного законодательства разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции». В законопроекте предусмотрены следующие поправки по упрощению процедуры согласования экономической концентрации с антимонопольным органом:
1. Перевести на уведомительный характер 1) приобретение субъектом рынка прав позволяющих давать указания другому субъекту и 2) участие физических лиц в органах управления двух и более субъектов рынка.
2. Увеличить размер совокупной балансовой стоимости активов или совокупного объема реализации товаров для признания сделку экономической концентрацией. Сейчас этот показатель составляет 2 млн. МРП или 3,2 млрд. тенге, при этом предлагается увеличение в 5 раз - 10 млн. МРП - 16,1 млрд. тенге.
2.2. Анализ основных проблем
Анализ проблем, связанных с реализацией основной деятельности Агентства выявил следующее.
Во-первых, по-прежнему, сохраняется большое количество нарушений антимонопольного законодательства, которое может являться одной из причин сдерживания экономического роста, негативного влияния на темпы инфляции и увеличении неравенства в распределении доходов. Как показывает практика, одной из причин увеличения количества нарушений является низкая информированность предпринимателей относительно правил поведения, предусмотренных законодательством.
Во-вторых, основной объем судебных разбирательств – это административное рассмотрение дел в административных судах и судебные дела экономических судов о правомерности приказов, постановлений Агентства об утверждении результатов предварительного рассмотрения сведений, расследований и заключений по итогам расследований и признания доминирующим (монопольным) положение субъектов рынка. В этой связи, ряд проблем, связанных с судебными разбирательствами по вопросам антимонопольного законодательства связан с:
- длительным сроком судебного разбирательства (в экономических судах допустимый срок рассмотрения дела по существу до 3 месяцев, срок обжалования в апелляционной и кассационной инстанции еще до 2 месяцев, в административных судах до 1 месяца, пересмотр в течение 1 месяца);
- наличием досудебных процедур по делам, направленным в административные суды (направление материалов в органы финансовой полиции для получения процессуального постановления).
В-третьих, в настоящее время, существуют проблемы административного характера, а именно субъекты рынка, намеревающиеся совершить экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о предоставлении согласия на экономическую концентрацию. При этом, антимонопольный орган обязан в течение десяти календарных дней со дня получения ходатайства проверить полноту представленных материалов и в письменном виде уведомить лицо, подавшее ходатайство, о принятии или об отказе в принятии ходатайства к рассмотрению. Также необходимо отметить, что в целях правильного оформления ходатайства субъектам рынка приходится подавать большое количество бумажных документов, их заверять нотариально, оплачивать услуги юридических компаний. В этой связи, из-за отсутствия автоматизации данной услуги решить имеющиеся проблемы не представляется возможным.
2.3. Оценка основных внешних и внутренних факторов
К группе основных внешних факторов воздействия относятся глобализация мировой экономики, развитие интеграционных процессов в рамках СНГ, Евроазиатского экономического сообщества, Единого экономического пространства. Все эти процессы сопровождаются увеличением количества транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности.
К внутренним факторам, влияющим на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства, можно отнести эффективную систему информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом по вопросам защиты конкуренции. Повышение информированности представителей государственных органов, бизнеса о целях и задачах, о мероприятиях, реализуемых в рамках конкурентной политики, а также привлечение к работе представителей научных сообществ обеспечивают консолидацию усилий всех участников по развитию конкурентной среды на товарных рынках и созданию условий, стимулирующих предпринимательскую деятельность.
3. Стратегическое направление 3. «Совершенствование системы защиты прав потребителей»
3.1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Развитие динамичных конкурентных рынков существенно влияет на потребительский спрос населения и выдвигает новые задачи перед системами государственной и общественной защиты прав потребителей. В конце 2010 года антимонопольный орган определен уполномоченным органом по осуществлению государственной политики в сфере защиты прав потребителей. До его принятия защита прав потребителей была прерогативой только лишь общественных объединений и была недостаточно активна у наших соотечественников.
В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года Глава государства определил одним из приоритетных направлений повышение качества государственных услуг населению, как важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов. В этой связи, одним из важных направлений работы Агентства является защита прав потребителей. На сегодня Агентством проведена определенная работа по взаимодействию с общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), выявлению системных проблем при оказании государственными органами услуг, антимонопольному реагированию в части ущемления прав потребителей.
Так, в 2011 году сформирован Координационный Совет по защите прав потребителей, на заседаниях которого были рассмотрены вопросы качества оказываемых государственных услуг, потребительского образования и необходимости внесения изменений в действующее законодательство о защите прав потребителей. На одном из его заседаний подписан Меморандум с представителем общественных объединений и организаций, ассоциаций (союзы) по защите прав потребителей о взаимодействии в вопросах поддержки казахстанского потребителя и защиты его прав. Данное мероприятие позволит консолидировать деятельность общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов).
Следующим шагом по взаимодействию с общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) явилось создание и функционирование «общественных приемных» с участием их представителей. Теперь каждый потребитель, при необходимости, сможет выбрать близлежащее общественное объединение и обратиться за защитой нарушенных прав. При этом, деятельность общественных объединений будет более эффективна после принятия разработанного Агентством законопроекта по вопросам защиты прав потребителей, в котором предлагается предусмотреть вопрос финансирования общественных объединений потребителей.
В целях реализации нового Закона Республики Казахстан «О медиации» организовано обучение представителей общественных объединений по навыкам разрешения споров во внесудебном порядке. На сегодняшний день уже обучено 127 физических лиц, из них 58 состоят в Реестре профессиональных медиаторов.
Что касается законодательного блока и урегулирования существующих проблем в сфере защиты прав потребителей, то по результатам проведенного анализа законодательства установлено, что нормы по вопросам защиты прав потребителей на законодательном уровне и в учредительных документах (положениях о госорганах) закреплены не у всех госорганов. В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Республики Казахстан ряд государственных органов приступил к работе по устранению указанного пробела.
Немаловажным фактом является обеспечение потребительского образования граждан республики, поскольку в Казахстане наблюдается всеобщий невысокий уровень правовой осведомленности, как предпринимателей, так и потребителей, порождающий массу проблем в правоприменительной практике. В октябре 2012 года стартовала телепередача «Азбука потребителя». С августа 2012 года издается журнал и планируется также выпуск учебно-методических пособий по защите прав потребителей.
В рамках межотраслевой координации Агентством рассматриваются поступившие обращения от потребителей и при необходимости, направляются в соответствующие уполномоченные органы. Так, в государственные органы, акиматы и общественные объединения за последний период поступило 6 510 писем. Кроме того, Национальной Лигой потребителей Казахстана организованы «горячие линии», на которые поступило 19 612 звонков. Установлено, что наибольшее количество жалоб приходится на качество товаров (41%) и предоставляемых услуг (29%). Претензии граждан в сфере жилищно–коммунального хозяйства составляет 21%.
Вместе с тем, при обнаружении признаков нарушений антимонопольного законодательства Агентством проводится расследование и, при их выявлении, принимаются меры антимонопольного реагирования. В настоящее время жалобы, поступающие от потребителей (на основании которых Агентство проводит антимонопольные расследования), как правило, связаны с фактами недобросовестной конкуренции, выражающейся в предоставлении, в том числе, заведомо ложной, недобросовестной рекламы, нарушающей права потребителей. Всего по фактам недобросовестной конкуренции завершено в 2010 году 30 расследований, в 2011 году – 37 расследований, за 9 месяцев 2012 года – 39 расследований.
Анализируя жалобы потребителей, обращает на себя тот факт, что ведомства, как правило, занимаются устранением последствий нарушения прав граждан, а не предупреждением этих нарушений и системных проблем, которые приводят к регулярному нарушению прав потребителей.
Таким образом, защита прав потребителей является главной задачей всех государственных органов, общественных объединений потребителей, представителей бизнес-сообщества, которые будут на постоянной основе принимать соответствующие меры.
3.2. Анализ основных проблем
В настоящее время недостаточно защищенными являются потребители рынков ипотечного и потребительского кредитования, в сфере жилищно–коммунального хозяйства, здравоохранения, туризма и так далее. Это обусловлено имеющимися системными проблемами, которые часто приводят к нарушению прав потребителей:
1) непрофессионализм, некомпетентность работников в сфере обслуживания, а также отсутствие толерантности и внимания к гражданам;
2) низкие размеры штрафных санкций за нарушение прав потребителей, а по отдельным фактам, отсутствие штрафов;
3) пассивность граждан в отстаивании своих прав и интересов.
Отношение потребитель–производитель еще не приняло цивилизованный характер, что обусловлено, прежде всего, отсутствием гармонизации экономической политики с насущными проблемами интересов потребителей.
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается слабая позиция уполномоченного органа, которая обусловлена минимальными законодательно определенными полномочиями, а также недостаточной численностью подразделения, занимающегося вопросами защиты прав потребителей (в настоящее время предусмотрена 1 штатная единица).
Кроме того, на сегодняшний день в республике зарегистрировано 172 общественных объединения по защите прав потребителей, при этом фактически работают порядка 70 общественных объединений. Указанный разрыв между «де-юре» и «де-факто» общественных объединений обусловлен главным образом отсутствием финансирования их деятельности.
Важным условием достижения общественными объединениями высоких результатов является наличие у них необходимых финансовых средств для осуществления и развития своей деятельности. Однако существующие источники финансирования (поступления от учредителей, добровольные взносы и пожертвования, дивиденды и другие не запрещенные законом поступления) не покрывают расходы по представлению интересов потребителей в суде, а также связанные с формированием доказательственной базы, на отправление претензий, телефонные переговоры, получение справок, выплату заработной платы юриста, аренду помещений и т.д. Также учитывая добровольный характер взносов и пожертвований, граждане зачастую не вносят данные платежи либо в случае внесения, данные платежи носят символический характер (200, 500 тенге и т.д.).
Общественные объединения потребителей, как организованный структурный элемент гражданского общества, обладают значительным ресурсом для формирования общеправовой культуры. Для развития независимого потребительского сообщества требуется расширение их прав и, тем самым, действенное вовлечение объединений в общественные отношения.
3.3. Оценка основных внешних и внутренних факторов
Казахстан, будучи в составе Советского Союза, стал первым, кто регламентировал на законодательном уровне права потребителей. В целом, вся государственная система защиты прав потребителей строилась на принципах сочетания методов прямого и косвенного регулирования отношений в области защиты прав потребителей, построения скоординированной системы реализации государственных контрольных и надзорных функций, закрепленных за различными государственными структурами. Однако с течением времени, возникла необходимость в создании «саморегулирующегося» механизма защиты прав потребителей с учетом опыта международного сотрудничества в области защиты прав потребителей. В связи с чем, в мае 2010 года принят новый Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Позитивные тенденции в экономике способствовали формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно повлияли на расширение потребительского спроса населения и выдвинули новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей. Поэтому, к факторам, влияющим на права потребителя, можно отнести недобросовестную конкуренцию, злоупотребление субъектами рынка, своего доминирующего (монопольного) положения, ценовой сговор, что в свою очередь, влечет за собой уменьшение эффективности функционирования товарных рынков. Между тем, строительство цивилизованного общества предполагает создание полноценного комплекса правовой и организационной защиты, важнейшей частью которого должна стать целенаправленная информационная политика по защите потребительских прав граждан. Формирование общественного мнения, уважающего права, как производителей, так и потребителей, послужит прогрессу гражданского общества, сформирует цивилизованный моральный климат в обществе, что в свою очередь приведет к росту экономики. В этой связи, важное место в указанной работе должно быть отведено анализу активизации общественного сознания в таких вопросах, как роль общественных организаций и СМИ в стимулировании ответственного потребления, повышению эффективности взаимодействия СМИ, государственных органов, общественных организаций, всех заинтересованных лиц по созданию цивилизованного рынка.
К внешним факторам относится наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами, вследствие чего, не обеспечивается право потребителей на качество и безопасность реализуемых товаров и предоставляемых услуг, ухудшается качество жизни людей. Добросовестные производители лишаются возможности производить и реализовывать такую продукцию, что приводит к замедлению экономического роста государств. В этой связи, необходимо осуществить меры по совершенствованию административно-правовых процедур и способов защиты потребителей и производителей от контрафактной и фальсифицированной продукции. Со стороны уполномоченных государственных органов и предпринимателей должны приниматься меры по недопущению на потребительский рынок продукции иностранных производителей, не соответствующей обязательным требованиям; по предотвращению производства и реализации на территории Казахстана контрафактной и фальсифицированной продукции, а также предоставлению услуг, которые являются некачественными и небезопасными для жизни и здоровья потребителей.
3.1. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов
Стратегическое направление 1. Координация государственных органов по созданию условий для развития конкуренции в Республике Казахстан
Цель 1.1. Содействие развитию конкуренции путем координации государственных органов
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели 001, 002
Целевой индикатор |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Позиция Казахстана по субиндексу «степень доминантности рынка» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
87 |
91 |
83 |
82 |
81 |
80 |
79 |
Позиция Казахстана по субиндексу «интенсивность местной конкуренции» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
- |
117 |
113 |
112 |
111 |
110 |
109 |
Доля субъектов рынка от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год |
Опросные данные |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
Уровень монополизации ключевых отраслей экономики |
Расчет по Методике по определению уровня развитости конкуренции |
% |
- |
- |
- |
- |
0,80 |
0,75 |
0,70 |
Уровень интенсивности региональной конкуренции |
Расчет по Методике по определению уровня развитости конкуренции |
% |
- |
- |
- |
- |
0,25 |
0,35 |
0,45 |
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора
Задача 1.1. Координация работы государственных органов по развитию конкуренции |
|||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доля принятых к реализации государственными органами предложений Агентства, направленных по результатам проведенных анализов товарных рынков |
Отчетность Агентства (соотношение количества исполненных государственными органами предложений от количества направленных) |
% |
- |
- |
- |
- |
20 |
25 |
30 |
Доля принятых к реализации государственными органами замечаний по устранению норм, ограничивающих конкуренцию в проектах нормативных правовых актов |
Отчетность Агентства (соотношение количества исполненных государственными органами замечаний от количества направленных) |
% |
- |
- |
- |
- |
70 |
75 |
80 |
Сокращение перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий |
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечня регулируемых услуг (товаров, работ) естественных монополий» |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1. Проведение анализов товарных рынков |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
2. Направление в компетентные государственные органы предложений по устранению барьеров в развитии конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3. Мониторинг реализации (исполнения) государственными органами предложений Агентства по результатам проведенных анализов товарных рынков |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
4. Проведение для сотрудников антимонопольного органа, курсов и стажировок по вопросам реализации конкурентной политики |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
5. Проведение работы по выделению из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе |
- |
- |
Х |
Х |
Х |
||||
6. Активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности |
- |
- |
Х |
Х |
Х |
||||
Задача 1.2. Сокращение необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности |
|||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доля государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, получивших отказ антимонопольного органа в предоставлении согласия на создание |
Отчетность Агентства (отношение количества государственных предприятий, юридических лиц с участием государства и аффилиированных с ними лиц, получивших отказ в предоставлении согласия на создание к общему количеству) |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
12 |
13 |
Доля исполненных предписаний от общего количества вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов |
Отчетность Агентства (отношение количества исполненных предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства к общему количеству вынесенных) |
% |
- |
- |
70 |
73 |
76 |
79 |
82 |
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований по фактам антиконкурентных действий государственных органов |
Отчетность Агентства |
Ед. |
- |
- |
- |
- |
70 |
72 |
74 |
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1. Рассмотрение ходатайств государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
2. Выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства государственными органами |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по определению уровня развитости конкуренции |
- |
- |
Х |
Х |
Х |
Стратегическое направление 2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности
Цель 2.1. Оперативное реагирование и пресечение нарушений антимонопольного законодательства
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели 001, 002
Целевой индикатор |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Позиция Казахстана по субиндексу «доступность финансовых услуг» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
- |
102 |
79 |
78 |
77 |
76 |
75 |
Позиция Казахстана по субиндексу «прозрачность решений, принимаемых государственным органом» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума |
Отчет, публикуемый ВЭФ |
место |
- |
53 |
32 |
31 |
30 |
29 |
28 |
Доля удовлетворенных потребителей качеством оказываемой государственной услуги по рассмотрению ходатайств на экономическую концентрацию |
Приложение № 16 к Методике оценки по оказанию государственных услуг (процентное соотношение количества карточек оказания государственной услуги, где указано неудовлетворение полученной государственной услуги, к общему количеству удовлетворенных) |
% |
- |
- |
80 |
85 |
87 |
90 |
95 |
Доля опрошенных респондентов, считающих, что конкуренция среди поставщиков финансовых услуг обеспечивает представление финансовых услуг по доступной цене |
Опросные данные |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
Доля опрошенных респондентов, считающих, что принимаемые меры антимонопольным органом на самом деле защищает конкуренцию |
Опросные данные |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора
Задача 2.1. Обеспечение соблюдения норм антимонопольного законодательства |
||||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований на рынке финансовых услуг |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
- |
- |
70 |
72 |
74 |
|||
Доля исполненных предписаний от общего количества вынесенных предписаний по фактам нарушений антимонопольного законодательства субъектами рынка |
Отчетность Агентства (отношение количества исполненных предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства к общему количеству вынесенных) |
% |
- |
- |
- |
- |
80 |
85 |
90 |
|||
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований в отношении субъектов рынка, за исключением рынка финансовых услуг |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
- |
84 |
85 |
86 |
87 |
|||
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом периоде |
|||||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||||
1. Проведение расследований нарушений антимонопольного законодательства, в том числе на финансовых рынках |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||
2. Проведение для сотрудников антимонопольного органа курсов и стажировок по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||
3. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по определению уровня развитости конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
Задача 2.2. Повышение качества контроля за ситуацией на товарных рынках |
||||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
Отчетный период |
плановый период |
||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
Количество несогласованных ходатайств на экономическую концентрацию, приводящих к установлению или усилению доминирующего или монопольного положения субъектов |
Отчетность Агентства |
ед. |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
|||
Доля субъектов рынка, считающих, что эффективность принимаемых мер в части создания условий по ведению бизнеса центральных государственных и местных исполнительных органов возросла за последний год |
Опросные данные |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
|||
Удельный вес принятых судебных решений, связанных с обжалованием субъектами рынка доминирующего (монопольного) положения в пользу Агентства от общего числа судебных решений данной категории |
Количество выигранных дел от общего числа судебных решений, связанных с обжалованием субъектами рынка доминирующего (монопольного) положения |
% |
- |
- |
- |
- |
70 |
75 |
80 |
|||
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в планом периоде |
|||||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||
1. Оказание государственной услуги по рассмотрению ходатайств на экономическую концентрацию |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
2. Проведение процесса автоматизации функций |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
3. Ведение карточек оказания государственных услуги по рассмотрению ходатайств на экономическую концентрацию |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
4. Проведение анализа удовлетворенности потребителей качеством оказанной государственной услуги |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
5. Проведение опроса субъектов рынка согласно разработанной Методике по определению уровня развитости конкуренции |
- |
- |
Х |
Х |
Х |
|||||||
Задача 2.3. Обеспечение транспарентности деятельности антимонопольного органа и пропаганда добросовестной конкуренции |
||||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
Доля информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции, результатах работы по основной деятельности Агентства, а также разъяснению норм действующего антимонопольного законодательства от общего количества информационных материалов |
Ведомственная отчетность |
% |
- |
- |
- |
- |
50 |
55 |
60 |
|||
Удельный вес юридических лиц (представителей бизнес среды, государственных органов), охваченных мероприятиями, проводимыми Агентством по пропаганде конкуренции |
Отношение количества предприятий, участвующих в общественных мероприятиях к общему количеству активно действующих предприятий |
% |
- |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Полнота и качество информации официального интернет ресурса Агентства |
Заключение МТК о результатах оценки применения информационных технологий Агентством |
% |
- |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
|||
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
1. Качественное наполнение сайта Агентства |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
2. Разработка информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
3. Проведение общественных мероприятий с представителями бизнес среды, государственных органов по пропаганде конкуренции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
4. Создание и ведение страниц Агентства в социальных сетях Интернета (Твиттер, Facebook и других) |
- |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
5. Участие в международных мероприятиях |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||
6. Мониторинг пресс – досье |
- |
- |
Х |
Х |
Х |
Стратегическое направление 3. Совершенствование системы защиты прав потребителей
Цель 3.1. Обеспечение соблюдения законных прав субъектов рынка и потребителей
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели 001, 002
Целевой индикатор |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доля удовлетворенных обращений потребителей по вопросам защиты их прав и законных интересов, в рамках проведенных расследований |
Отчетность Агентства (отношение количества вынесенных актов реагирования к общему количеству завершенных расследований) |
% |
- |
- |
80 |
85 |
87 |
90 |
93 |
Пути, средства и методы достижения целевого индикатора
Задача 3.1. Координация деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей и взаимодействие с общественными объединениями потребителей |
||||||||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||||
Удельный вес предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства Агентством в сфере защиты прав потребителей, по которым приняты решения о проведении расследований от общего количества назначенных |
Отчетность Агентства (отношение количества предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства Агентством в сфере защиты прав потребителей, по которым приняты решения о проведении расследований к общему количеству назначенных) |
% |
- |
- |
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
|||||||
Удельный вес рассмотренных Агентством обращений потребителей от общего количества поступивших обращений |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||
Удельный вес общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в сфере защиты прав потребителей, охваченных взаимодействием с антимонопольным органом |
Отчетность Агентства (количество задействованных общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в сфере защиты прав потребителей в мероприятиях Агентства от общего количества действующих общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в сфере защиты прав) |
% |
- |
- |
- |
80 |
85 |
90 |
95 |
|||||||
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом периоде |
|||||||||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||||||||
1. Внесение предложений в государственные органы по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
2. Разработка рекомендаций по оказанию правовой помощи и защиты прав потребителей в различных сферах услуг и товаров, а также улучшение качества жизни населения |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
3. Проведение общественных мероприятий с общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) в сфере защиты прав потребителей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
4. Рассмотрение обращений потребителей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
Задача 3.2. Восстановление нарушенных прав потребителей |
||||||||||||||||
Показатели прямых результатов |
Источник информации |
ед-ца изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||||
Удельный вес выигранных дел в судебных инстанциях от общего числа дел, по которым вынесены решения, за исключением дел, связанных с обжалованием субъектами рынка доминирующего (монопольного) положения |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
- |
- |
70 |
72 |
73 |
|||||||
Доля респондентов, считающих, что в Казахстане права потребителей защищаются на должном уровне |
Опросные данные |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
|||||||
Доля принятых замечаний по проектам нормативных правовых актов, ущемляющих права потребителей |
Отчетность Агентства |
% |
- |
- |
- |
- |
50 |
52 |
55 |
|||||||
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов |
срок реализации в плановом периоде |
|||||||||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||||||||
1. Согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав потребителей |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||
2. Проведение опроса потребителей |
Х |
Х |
Х |
|||||||||||||
3. Участие Агентства в судебных разбирательствах |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||||||
4. Проведение для сотрудников антимонопольного органа курсов и стажировок по защите прав потребителей |
X |
X |
X |
X |
X |
|||||||||||
5. Изготовление роликов, учебно–методических пособий, печатных изданий |
- |
- |
X |
X |
X |
3.2. Соответствие стратегических направлений и целей государственного органа стратегическим целям государства
Стратегические направления и цели государственного органа |
Наименование стратегического и (или) программного документа |
Стратегическое направление 1. |
Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» |
|
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» |
|
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» |
|
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 |
|
Программная статья Главы государства Республики Казахстан «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» |
|
Стратегическое направление 2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности |
Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» |
|
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» |
|
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» |
|
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 |
|
Программная статья Главы государства Республики Казахстан «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» |
|
Стратегическое направление 3. Совершенствование системы защиты прав потребителей |
Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» |
|
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» |
|
Послание Главы государства Республики Казахстан народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» |
|
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» |
|
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 |
|
Программная статья Главы государства Республики Казахстан «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» |
4. Развитие функциональных возможностей
Наименование стратегического направления, цели и задачи государственного органа |
Мероприятия по реализации стратегического направления, цели и задачи государственного органа |
Период реализации |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление 1. |
1. Обучение сотрудников на курсах повышения квалификации, в том числе на курсах переподготовки. |
2011 – 2015 годы |
Стратегическое направление 2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности |
||
Стратегическое направление 3. Совершенствование системы защиты прав потребителей |
5. Межведомственное взаимодействие
Показатели задач, для достижения которых требуется межведомственное взаимодействие |
Государственный орган, с которым осуществляется межведомственное взаимодействие |
Меры, осуществляемые государственным органом для установления межведомственных взаимодействий |
1 |
2 |
3 |
Стратегическое направление 1. Координация государственных органов по созданию условий для развития конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан |
||
Цель 1. Содействие развитию конкуренции путем координации государственных органов |
||
Задача 1.1. Координация работы государственных органов по развитию конкуренции |
||
Доля принятых к реализации государственными органами предложений Агентства, направленных по результатам проведенных анализов товарных рынков |
Заинтересованные центральные государственные и местные исполнительные органы |
Исполнение предложений (рекомендаций) Агентства, направленных на развитие конкуренции |
Доля принятых к реализации государственными органами замечаний по устранению норм, ограничивающих конкуренцию в проектах нормативных правовых актов |
Принятие замечаний по устранению норм, ограничивающих конкуренцию в проектах нормативных правовых актов |
|
Сокращение перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий |
АРЕМ, МТК |
Внесение изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2006 года № 155 «Об утверждении перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий» |
Задача 1.2. Сокращение необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности |
||
Доля государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, получивших отказ антимонопольного органа в предоставлении согласия на создание |
Центральные государственные органы |
Реализация решений, принятых Агентством касательно передаваемых в конкурентную среду государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству |
Стратегическое направление 2. |
||
Цель 1.2. Оперативное реагирование и пресечение нарушений антимонопольного законодательства |
||
Задача 2.2. Повышение качества прогнозирования ситуации на товарных рынках |
||
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований на рынке финансовых услуг |
НБ |
Предоставление информации о признаках нарушений антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг |
Задача 2.3. Обеспечение транспарентности деятельности антимонопольного органа и пропаганда добросовестной конкуренции |
||
Удельный вес юридических лиц (представителей бизнес среды, государственных органов), охваченных мероприятиями, проводимыми Агентством по пропаганде конкуренции |
Центральные государственные органы |
Обеспечение участия в проводимых Агентством мероприятий по пропаганде конкуренции |
Задача 3.2. Восстановление нарушенных прав потребителей |
||
Доля принятых замечаний по проектам нормативных правовых актов, ущемляющих права потребителей |
Центральные государственные органы |
Принятие замечаний, представленных Агентством по исключению в проектах нормативных правовых актов норм, ущемляющих права потребителей |
6. Управление рисками
Наименование возможного риска |
Возможные последствия в случае непринятия мер по управлению рисками |
Мероприятия по управлению рисками |
Внешние риски |
||
Изменение ситуации на мировых рынках |
Увеличение количества рынков с неразвитой конкуренцией |
Усиление антимонопольного контроля и межведомственного взаимодействия |
Внутренние риски |
||
Недостаточная работа местных исполнительных и центральных государственных органов по развитию конкуренции |
Не достижение поставленной цели |
Усиление межведомственного взаимодействия и рассмотрение вопроса о целесообразности совершенствования законодательства |
Неисполнение местными исполнительными и центральными государственными органами предложений и заключений Агентства, которые одобрены Правительством Республики Казахстан |
Рост монополизации рынков и возможное появление барьеров по развитию конкуренции |
|
Снижение объемов производств, объемов поставок на внутренние рынки продовольственных товаров |
Рост цен на продовольственных рынках |
Усиление антимонопольного контроля и межведомственного взаимодействия |
Неосведомленность потребителей о собственных правах и необходимых мероприятиях для защиты этих прав |
Возможное принятие государственными органами решений и мер, нарушающих права потребителей |
Усиление координации деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей и взаимодействия с общественными объединениями потребителей |
7. Бюджетные программы
Бюджетная программа |
001 «Услуги по обеспечению защиты конкуренции, ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции» |
|||||||||||
Описание |
Обеспечение проведения анализов, мониторинга и контроля за экономической концентрацией, проведение актуальных исследований в сфере конкуренции, пресечение фактов антиконкурентных действий и недобросовестной конкуренции, стратегическое планирование, координация и международное сотрудничество, правовое обеспечение, адвокатирование конкуренции, защита прав потребителей |
|||||||||||
Вид бюджетной программы |
в зависимости от содержания |
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг |
||||||||||
в зависимости от способа реализации |
индивидуальная |
|||||||||||
текущая/ развитие |
текущая |
|||||||||||
Наименование показателей бюджетной программы |
ед. изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||||||
2009 год (отчет) |
2010 год (план) |
2011 год |
012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
Показатели прямого результата: |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Количество проведенных анализов товарных рынков |
ед. |
- |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||||
Доля исполненных предписаний от общего количества вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов |
% |
- |
- |
70 |
73 |
76 |
79 |
82 |
||||
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований по фактам антиконкурентных действий государственных органов |
Ед. |
- |
- |
- |
- |
70 |
72 |
74 |
||||
Удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных расследований в отношении субъектов рынка, за исключением рынка финансовых услуг |
% |
- |
- |
- |
84 |
85 |
86 |
87 |
||||
Удельный вес предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства Агентством в сфере защиты прав потребителей, по которым приняты решения о проведении расследований от общего количества назначенных |
% |
- |
- |
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
||||
Проведение конкурса среди СМИ на номинацию «За качественное освещение вопросов конкурентной политики» |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Проведение конкурса среди субъектов рынка на знание норм антимонопольного законодательства |
ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Количество внутренних проверок территориальных подразделений |
ед. |
- |
2 |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
||||
Удельный вес общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в сфере защиты прав потребителей, охваченных взаимодействием с антимонопольным органом |
% |
- |
- |
- |
80 |
85 |
90 |
95 |
||||
Показатели конечного результата: |
% |
- |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
Удельный вес предварительных рассмотрений сведений о нарушениях антимонопольного законодательства Агентством в сфере защиты прав потребителей, по которым приняты решения о проведении расследований от общего количества назначенных |
% |
- |
- |
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
||||
Показатели качества: |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||
Доля удовлетворенных потребителей качеством оказываемой государственной услуги по рассмотрению ходатайств на экономическую концентрацию |
% |
- |
- |
80 |
85 |
87 |
90 |
95 |
||||
Ориентировочное количество проведенной правовой экспертизы |
ед. |
- |
- |
- |
- |
130 |
140 |
150 |
||||
Исполняемость международных обязательств, принятых Агентством |
ед. |
- |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
||||
Показатели эффективности: |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||
Затраты на одного сотрудника |
тыс. тг. |
1817,3 |
1912,3 |
2698 |
3338,4 |
4046 |
4046 |
4046 |
||||
Объем бюджетных расходов |
тыс. тг. |
465239,3 |
489541 |
582784 |
721087 |
873927 |
873927 |
873927 |
||||
Бюджетная программа |
002 «Капитальные расходы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции» |
|||||||||||
Описание |
эффективное выполнение возложенных на Агентство задач и функций по защите добросовестной и свободной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан |
|||||||||||
Вид бюджетной программы |
в зависимости от содержания |
осуществление капитальных расходов |
||||||||||
в зависимости от способа реализации |
индивидуальная |
|||||||||||
текущая/ развитие |
текущая |
|||||||||||
Наименование показателей бюджетной программы |
ед. изм. |
отчетный период |
плановый период |
|||||||||
2009 год (отчет) |
2010 год (план) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
Показатели прямого результата: |
ед. |
- |
- |
161 |
83 |
337 |
153 |
153 |
||||
Показатели конечного результата: |
% |
- |
90 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||
Объем бюджетных расходов |
тыс. тг. |
3327 |
3875 |
3972 |
15767 |
122817 |
5693 |
5693 |
Свод бюджетных расходов
Ед. изм. |
отчетный период |
плановый период |
||||||
2009 год (отчет) |
2010 год (план) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
ВСЕГО бюджетных расходов: |
тыс. тг. |
468566,3 |
493416 |
586756 |
736854 |
996744 |
879620 |
879620 |
текущие бюджетные программы |
тыс. тг. |
468566,3 |
493416 |
586756 |
736854 |
996744 |
879620 |
879620 |
бюджетные программы развития |
тыс. тг. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МТК – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
АРЕМ – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
ВЭФ – Всемирный экономический форум
СНГ – Содружество Независимых Государств
СМИ – средства массовой информации