В целях информирования широкой общественности страны об экономической политике Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемое Заявление Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2013 год.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Одобрено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 12 марта 2013 года № 228
Заявление
Правительства Республики Казахстан и Национального
Банка Республики Казахстан об основных направлениях
экономической политики на 2013 год
Экономическая политика, проводимая Правительством Республики Казахстан (далее – Правительство) и Национальным Банком Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) в 2012 году, позволила обеспечить позитивную динамику развития экономики и сохранить макроэкономическую и социальную стабильность в стране, несмотря на негативное влияние ситуации в мировой экономике.
По предварительной оценке, реальный рост ВВП в 2012 году составил 5,0 %, производство промышленной продукции выросло на 0,5 %.
Положительная динамика в отраслях экономики и высокий потребительский спрос в стране способствовали росту сферы услуг на 10 %.
Уровень инфляции в годовом выражении составил 6,0 %, что на 1,4 процентных пункта ниже итогов 2011 года.
Международные резервы страны выросли на 17,9 % и составили 86,0 млрд. долл. США, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 32,4 % до 57,8 млрд. долл. США.
Банковский сектор демонстрирует стабильную динамику восстановления. За прошлый год активы банков выросли на 8,2 %, объем кредитов увеличился на 13,0 %, депозиты выросли на 7,2 %.
Агентством «Fitch» в 2012 году повышен суверенный кредитный рейтинг Казахстана до «ВВВ+», что в условиях кризиса в западных странах свидетельствует о кредитоспособности нашей страны.
Дефицит республиканского бюджета составил 906,5 млрд. тенге, или 3 % к ВВП.
За 2012 год внешнеторговый оборот увеличился на 9,8 %. По предварительной оценке, профицит текущего счета платежного баланса составил 8,8 млрд. долл. США.
Адекватно росту экономики улучшается социальное благополучие граждан страны. Реальные денежные доходы населения выросли на 6,8 %, реальная заработная плата увеличилась на 6,9 %, среднемесячная номинальная зарплата превысила 101 тыс. тенге.
Уровень безработицы сложился в декабре на уровне 5,3 %.
Успешная реализация Карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса-2020» позволила поддержать рост экономики и создать дополнительные рабочие места.
Несмотря на достигнутые результаты, ухудшение ситуации в мировой экономике может поставить под угрозу выполнение задач по обеспечению устойчивого роста экономики.
После значительного посткризисного восстановления мировая экономика снова замедлилась. Низкие темпы глобального роста прогнозируются вплоть до 2020 года. Международный валютный фонд прогнозирует рост мировой экономики в 2013 году на уровне 3,5 %, что незначительно выше уровня прошлого года (3,2 %). Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings также понизило прогноз роста мировой экономики в 2013 году до 2,4 % по сравнению с ранее опубликованным прогнозом 2,6 %. Вместе с тем ожидается, что негативное влияние нестабильности в мировой экономике на Казахстан будет менее значительным, чем в 2012 году.
В этих условиях с учетом основных положений Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» основными направлениями экономической политики в 2013 году станут:
1) проведение прагматичной экономической политики;
2) модернизация экономики на основе диверсификации;
3) социальная модернизация и формирование общества всеобщего труда;
4) сбалансированное региональное развитие;
5) формирование эффективной системы государственного управления;
6) международная интеграция и взаимодействие.
Прагматичная экономическая политика будет направлена на обеспечение динамичного роста экономики на уровне 6 % через диверсификацию экономики, вовлечение широкого предпринимательства, активизацию инноваций и создание новых рабочих мест.
Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет реализации новой налогово-бюджетной политики и удержания приемлемого для экономического роста уровня инфляции.
В целях повышения стабильности государственных финансов и устойчивости бюджета к падению мировых цен на сырье будет проводиться сбалансированная бюджетная политика.
Для поддержания государственного долга на умеренном уровне и стабильности государственных финансов планируется сдерживание роста дефицита бюджета и ненефтяного дефицита относительно ВВП. Будет обеспечен контроль за ростом долга квазигосударственного сектора.
Продолжится политика накопления нефтяных доходов в Национальном фонде путем ограничения использования средств фонда в объеме гарантированного трансферта.
Налоговая политика станет одним из инструментов стимулирования развития экономики и будет иметь социальную направленность. В целях повышения эффективности налоговых льгот, усиления их стимулирующей роли в развитии несырьевых секторов экономики и инноваций в 2013 году будет проведена ревизия действующих налоговых льгот.
Для обеспечения устойчивого экономического роста будет продолжено укрепление конкурентоспособности страны на основе модернизации и диверсификации экономики.
Основой модернизации экономики станет продолжение реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны, внедрение кластерного подхода и построение основы для развития информационного общества, в котором главная роль будет отведена усилению роли и значения качественного человеческого фактора. Правительство сконцентрируется на реализации крупных проектов Республиканской карты индустриализации.
Для обеспечения инфраструктурной интеграции будут созданы производственные транспортно-логистические объекты за пределами Казахстана, совместные предприятия в регионе.
В рамках новой Программы развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года будет начата масштабная модернизация сельского хозяйства, направленная на повышение конкурентоспособности аграрного сектора и развитие сельской экономики.
С целью обеспечения устойчивого экономического роста, основанного на рациональном использовании природных ресурсов страны, разрабатывается долгосрочная Стратегия перехода к «зеленой» экономике. В рамках данной работы начнется формирование принципиально новой системы управления природными и водными ресурсами, снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности экономики, развития возобновляемых источников энергии и снижения загрязнения окружающей среды.
Продолжится работа по улучшению бизнес-климата через оптимизацию системы контрольно-разрешительной практики. Все разрешения, прямо не влияющие на обеспечение безопасности граждан, будут заменены уведомлениями.
В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» продолжится работа по расширению охвата малого и среднего бизнеса мерами государственной поддержки предпринимательства, ориентировав ее на фактическое создание рабочих мест.
Основным фактором экономического роста страны должно стать привлечение инвестиций в несырьевые сектора экономики. Правительство сконцентрируется на создании благоприятного инвестиционного климата в стране.
В целях стимулирования инвестиций в социально значимые сектора экономики будет продолжено совершенствование использования механизмов государственно-частного партнерства посредством необходимых изменений в бюджетное и концессионное законодательство.
Для поэтапного повышения стандартов качества жизни граждан с учетом роста экономики начата работа по формированию системы минимальных социальных стандартов, которая будет регламентирована соответствующим рамочным законом.
В целях повышения сохранности и приумножения пенсионных накоплений граждан будет создан Единый накопительный пенсионный фонд.
Расширение инструментов реализации Программы занятости-2020 в рамках разрабатываемой Дорожной карты антикризисного реагирования позволит обеспечить занятость и рост экономики в случае наступления кризиса.
Для улучшения качества жизни казахстанцев будет продолжена реализация программы «Доступное жилье-2020».
Региональная политика будет направлена на формирование центров экономического роста; агломераций, опорных городов 2-го уровня (областные центры) и городов 3-го уровня (моногорода и малые города), а также опорных сельских населенных пунктов. В активную фазу вступит реализация Программы развития моногородов.
В текущем году продолжится реализация значительных реформ в системе государственного управления. В реализацию Концепции развития местного самоуправления будет разработан соответствующий законопроект, направленный на расширение финансовой самостоятельности нижних уровней управления, введение выборности акимов низового уровня маслихатами, а также повышение роли населения в решении вопросов местного значения.
Принятие Закона Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления позволит исключить дублирование, а также передать отдельные полномочия от центра в регионы.
Продолжится работа по повышению качества государственных услуг, оказываемых населению и бизнесу. Значительное внимание будет уделено дальнейшей профессионализации государственной службы и повышению эффективности работы каждого работника.
В рамках повышения эффективности управления государственными активами будет проведена работа по оптимизации субъектов квазигосударственного сектора, определен перечень предприятий с государственным участием, подлежащих приватизации. Кроме того, дальнейшее развитие получит программа «Народное ІРО».
В целях адаптации казахстанской экономики к условиям интеграции в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП) и Таможенного союза (далее – ТС) будут приложены усилия по устранению барьеров при импорте и экспорте товаров, а также защите и продвижению интересов отечественных производителей.
Текущий год станет важным для становления механизмов ТС и ЕЭП. Предстоит проделать основной объем работы по реализации календарного плана по развитию правовой базы ЕЭП, кодификации международных договоров ТС и ЕЭП, проработать направления дальнейшего развития интеграционных процессов.
В рамках организационных мероприятий по проведению Международной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане будет презентовано на Исполнительном комитете Международного бюро выставок и утверждено регистрационное досье.
Национальный Банк будет проводить эффективную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.
Кроме того, Национальный Банк продолжит работу по содействию обеспечению стабильности финансового сектора, усилению защиты прав потребителей финансовых услуг и повышению уровня их финансовой грамотности.
В области денежно-кредитной политики основным перспективным направлением на 2013 год является поэтапное совершенствование трансмиссионного механизма, в рамках которого будут изменены подходы к постоянным механизмам по предоставлению/изъятию ликвидности, операциям на открытом рынке.
Валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Участие Национального Банка на внутреннем валютном рынке будет оставаться минимальным, обеспечивая необходимые условия для дальнейшего стабильного развития экономики.
В рамках содействия обеспечению стабильности финансового сектора будет проводиться работа по решению проблемы низкого качества активов банков. Национальным Банком будут продолжены реализация комплекса мер, включающего создание необходимых условий по продаже (передаче) банками сомнительных и безнадежных активов в организации, специализирующиеся на управлении такими активами, а также внедрение механизма, облегчающего порядок прощения безнадежной задолженности. В целях раннего реагирования и принятия своевременных мер по «очистке» безнадежной задолженности с 2013 года внедряются пороговые значения на долю неработающих займов в ссудном портфеле банков – не более 20 % с 1 января 2013 года и не более 15 % с 1 января 2014 года.
Стабильное функционирование банковского сектора, а также рост кредитной активности будут способствовать дальнейшему развитию и расширению кредитования приоритетных секторов экономики и стимулированию экономического роста.
Экономическая политика, проводимая Правительством и Национальным Банком в 2013 году, позволит обеспечить устойчивый экономический рост на уровне 6 % и сохранение инфляционного фона на целевом уровне 6–8 %.