Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2013 года № 300. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2016 года № 435

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 25.07.2016 № 435 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      Примечание РЦПИ.
      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра энергетики РК от 3 декабря 2015 года № 691.


      В соответствии с подпунктом 20) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 29 марта 2013 года № 300

Правила оказания услуг системным оператором, организации
и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее - закон) и определяют порядок оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.
      2. Правила распространяются на всех субъектов оптового рынка электрической энергии, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности.
      3. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:
      1) аварийное нарушение - недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации;
      2) автоматизированная система коммерческого учета – совокупность средств измерений и аппаратно-программного комплекса для измерений, сбора, обработки, хранения и передачи данных учета электрической энергии;
      3) диспетчер – работник, уполномоченный от имени диспетчерского центра отдавать команды и распоряжения диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики по управлению электроэнергетическим режимом и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра;
      4) диспетчерская команда - указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, выдаваемое диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики;
      5) договор купли/продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии на покупку/продажу электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;
      6) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан (далее – ЕЭС Казахстана);
      7) нормальный режим работы ЕЭС Казахстана - установившийся режим работы, при котором работают все элементы электроэнергетической системы, предусмотренные при планировании режима, и обеспечивается электроснабжение всех потребителей электрической энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;
      8) ограничение электроснабжения - прекращение подачи электрической энергии потребителю полностью или частично;
      9) оперативное управление - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором эксплуатационное состояние указанного оборудования, устройств и электрических сетей изменяется только по команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра;
      10) оперативное ведение - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором выполнение операций с указанным оборудованием, устройствами и электрическими сетями производится с разрешения диспетчера вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления, в ведении которого находятся указанное оборудование и устройства;
      11) послеаварийный режим работы ЕЭС Казахстана - установившийся режим, возникающий после аварийного отключения поврежденного элемента электроэнергетической системы и продолжающийся до восстановления нормального режима работы;
      12) резерв электрической мощности ЕЭС Казахстана - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующих требованиям, предусмотренным договором;
      13) система планирования – совокупность программно-технических средств, предназначенная для передачи субъектами оптового рынка электрической энергии заявок по производству-потреблению электрической энергии за день вперед, формированию суточного графика производства-потребления электрической энергии, а также передаче заявок день в день (корректировка утвержденного суточного графика);
      14) системный оператор – национальная компания, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;
      15) системные ограничения - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования ЕЭС Казахстана;
      16) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией (далее – суточный график);
      17) технологические параметры – физические величины, характеризующие какие-либо свойства технического устройства, системы, явления или процесса;
      18) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан (далее – фактический баланс);
      19) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии.
      4. Системный оператор оказывает на договорной основе субъектам оптового рынка электрической энергии следующие виды системных услуг:
      1) услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети, обеспечивая ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;
      2) услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы ЕЭС Казахстана, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;
      3) услуги по резервированию электрической мощности;
      4) услуги по организации балансирования производства/потребления электрической энергии ЕЭС Казахстана.
      5. Системный оператор приобретает на договорной основе у субъектов оптового рынка электрической энергии следующие виды вспомогательных услуг:
      1) услуги по поддержанию в готовности резервов электрической мощности;
      2) услуги по регулированию мощности (частоты).
      6. Системные услуги оказываются системным оператором на основании заключенных с субъектами оптового рынка электрической энергии договоров. Тарифы на системные услуги, оказываемые системным оператором, определяются в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.

2. Порядок оказания услуг системным оператором, организации и
функционирования рынка системных услуг

      7. Услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети предоставляются субъектам оптового рынка, заключившим двухсторонние сделки купли-продажи электрической энергии с ее поставкой в определенный период времени (неделя, месяц, квартал, год).
      8. При оказании услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети системный оператор:
      1) обеспечивает присоединение к национальной электрической сети электроустановок субъектов оптового рынка электрической энергии, выполнивших технические условия на присоединение в соответствии с Электросетевыми правилами, утвержденными в установленном порядке;
      2) осуществляет прием электрической энергии субъекта в национальную электрическую сеть в согласованных договором границах раздела балансовой принадлежности точках учета, объеме и сроки;
      3) осуществляет выдачу электрической энергии субъекта из национальной электрической сети в согласованных договором границах раздела балансовой принадлежности точках учета, объеме и сроки;
      4) поддерживает национальную электрическую сеть в рабочем состоянии;
      5) осуществляет текущее развитие, эксплуатацию и обслуживание национальной электрической сети, планирование инвестиций в национальную электрическую сеть;
      6) осуществляет техническое обслуживание, поддержание в эксплуатационной готовности и развитие систем релейной защиты и противоаварийной автоматики;
      7) выполняет меры, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      8) обеспечивает коммерческий учет электрической энергии в пределах национальной электрической сети и составляет фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан;
      9) предоставляет беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;
      10) принимает заявки от субъектов оптового рынка электрической энергии по договорным объемам покупаемой электрической энергии для формирования суточного графика режимов производства - потребления электрической энергии;
      11) отдает распоряжения по ведению режимов передачи и потребления электрической энергии.
      9. Субъекты оптового рынка электрической энергии, приобретающие услуги по передаче электрической энергии у системного оператора:
      1) предоставляют системному оператору беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;
      2) выполняют нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      3) поддерживают надлежащее состояние токоприемников и приборов коммерческого учета электрической энергии;
      4) выполняют распоряжения системного оператора по ведению режима передачи и потребления электрической энергии;
      5) выполняют положения инструкций, утверждаемых в соответствие с пунктом 32 настоящих Правил;
      6) подают системному оператору прогнозные месячные (за 10 календарных дней до начала месяца), квартальные (за 60 календарных дней до начала квартала), годовые (за 150 календарных дней до начала года) заявки на передачу электрической энергии;
      7) выполняют необходимые таможенные процедуры в случае импорта, экспорта и/или транзита электрической энергии по электрическим сетям сопредельных стран;
      8) согласовывают с энергопередающими организациями вопросы соблюдения единства измерения коммерческого учета, совместимость коммерческого учета с автоматизированной системой коммерческого учета системного оператора на границе балансовой принадлежности электрических сетей.
      10. Прекращение оказания услуг по передаче электрической энергии полностью или частично производится системным оператором в следующих случаях:
      1) нарушение субъектом оптового рынка условий договора по оплате услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети с предварительным письменным предупреждением не менее чем за 72 часа до прекращения оказания услуг по передаче электрической энергии;
      2) проведение ремонтных работ в национальной электрической сети и при условии невозможности передачи электроэнергии по другим маршрутам;
      3) возникновение технологического нарушения, препятствующего осуществлению передачи электрической энергии по национальной электрической сети.
      11. Прекращение оказания услуг по передаче электрической энергии производится системным оператором в случаях, предусмотренных договорами на оказание услуг по передаче электрической энергии, а также законом, путем ограничения режима потребления электроэнергии полностью или частично.
      12. Полное ограничение режима потребления осуществляется путем прекращения подачи электроэнергии субъекту оптового рынка. Прекращение подачи электроэнергии субъекту оптового рынка производится путем осуществления переключений на объектах системного оператора либо отсоединения электроустановок субъекта оптового рынка от национальной электрической сети либо от сетей энергопередающей организации.
      13. Частичное ограничение режима потребления осуществляется путем снижения объема электрической энергии, подаваемой субъекту оптового рынка, по сравнению с объемом, определенным в суточном графике, либо прекращения подачи электрической энергии субъекту оптового рынка в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.
      14. Услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии оказываются системным оператором энергопроизводящим организациям, а также энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, осуществляющим поставку (импорт) электроэнергии из-за пределов Республики Казахстан.
      15. При оказании услуг по технической диспетчеризации системный оператор осуществляет:
      1) непрерывное централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы энергоустановок субъектов оптового рынка электрической энергии в составе ЕЭС Казахстана в соответствии с законом и настоящими Правилами;
      2) техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности оборудования и устройств оперативно-диспетчерского управления, телемеханики и связи, оперативно-информационного комплекса;
      3) выполнение нормативных требований, направленных на поддержание установленных стандартами показателей качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      4) обеспечение коммерческого учета электрической энергии, отвечающего требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан.
      16. Системный оператор в процессе централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана осуществляет:
      1) управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии;
      2) управление режимами межгосударственных перетоков электрической энергии;
      3) обеспечение предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
      4) оперативное управление резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
      5) определение структуры, принципов, мест размещения, объемов и установок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;
      6) формирование и утверждение суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
      7) составление фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.
      17. Управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана системный оператор осуществляет путем:
      1) согласования технических заданий и проектных разработок по схемам развития ЕЭС Казахстана, крупным электростанциям и системообразующим сетевым объектам в части электрических схем и режимов, релейной защиты, противоаварийной автоматики и автоматизированной системы диспетчерского управления, участия в экспертизе проектов;
      2) планирования и подготовки условий для проведения ремонтных работ на основном оборудовании электростанций и электрических сетей, систем технологического управления, релейной защиты и автоматики;
      3) разработки мер по вводу ограничений субъектов оптового рынка электрической энергии, нарушающих условия договоров, заключенных на оптовом рынке электрической энергии;
      4) разработки оперативно-диспетчерских документов по взаимодействию с диспетчерскими центрами сопредельных государств, субъектами оптового рынка электрической энергии;
      5) информационно-аналитического обеспечения государственных органов в области электроэнергетики и государственного энергетического надзора о состоянии электроснабжения хозяйственно-экономического и социального комплекса Республики Казахстан, входящего в зону оперативно-диспетчерского управления;
      6) мониторинга режимов эксплуатации гидроэлектростанций и водохранилищ, входящих в зону оперативно-диспетчерского управления;
      7) разработки инструктивных материалов, входящих в компетенцию системного оператора, и обеспечения ими всех структур системы централизованного оперативно-диспетчерского управления.
      18. Управление режимами межгосударственных перетоков электрической энергии системный оператор осуществляет путем:
      1) мониторинга и исполнения условий договоров и соглашений, заключаемых в обеспечение параллельной работы с энергосистемами сопредельных государств;
      2) проведения технической экспертизы и контроля исполнения условий договоров на поставку и передачу электрической энергии по межгосударственным линиям электропередачи;
      3) урегулирования отклонений от согласованных значений межгосударственных перетоков электрической энергии.
      19. Централизованное диспетчерское управление осуществляется на основе многоуровневой структуры, сформированной следующим образом:
      1) национальный диспетчерский центр системного оператора, являющийся высшим уровнем управления в единой системе централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана;
      2) региональные диспетчерские центры системного оператора - подчиняющиеся в процессе централизованного диспетчерского управления национальному диспетчерскому центру системного оператора Казахстана;
      3) диспетчерские подразделения региональных электросетевых компаний, энергопроизводящих организаций, потребителей оптового рынка электрической энергии, подчиняющиеся в процессе централизованного диспетчерского управления национальному диспетчерскому центру системного оператора Казахстана, региональным диспетчерским центрам системного оператора.
      20. Системный оператор при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления определяет структуру построения, развития и организации эксплуатации средств технологической связи, релейной защиты и автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления объектами, контроля режимов их работы, учета электрической энергии и управления потреблением электрической энергии.
      21. Для каждого уровня оперативно-диспетчерского управления устанавливаются две категории управления линиями электропередачи, оборудованием и устройствами: оперативное управление и оперативное ведение.
      22. В оперативном управлении диспетчера соответствующего уровня оперативно-диспетчерского управления находятся оборудование, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, операции с которыми требуют координации действий подчиненного оперативно-диспетчерского персонала и согласованных изменений на нескольких объектах различного уровня оперативного подчинения.
      23. В оперативном ведении диспетчера находятся оборудование, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, оперативно-информационные комплексы, состояние и режим которых влияют на располагаемую мощность и резерв электростанций и энергосистемы, режим и надежность сетей, а также настройку противоаварийной автоматики.
      24. Все линии электропередачи, оборудование и устройства электростанций и сетей распределяются по уровням диспетчерского управления.
      25. Перечни линий электропередачи, оборудование и устройства электростанций и сетей, находящихся в оперативном управлении и ведении дежурного диспетчера организации, независимо от вида собственности, составляются в соответствии с решением вышестоящей оперативно-диспетчерской организации или подразделения и утверждаются техническим руководителем этой организации.
      26. В оперативном ведении системного оператора находятся линии электропередачи, оборудование, устройства релейной защиты и автоматики и противоаварийная автоматика, средства диспетчерского и технологического управления, состояние и режим которых влияют на передачу мощности по национальной электрической сети региональным оптовым потребителям и выдачу мощности от электростанций, интегрированных с территорией.
      27. Оборудование, устройства релейной защиты и автоматики, противоаварийная автоматика находятся в данном оперативном звене либо в оперативном управлении, либо только в оперативном ведении. Границы оперативного управления устройствами релейной защиты и автоматики и противоаварийной автоматики, действующими на отключение (по факту отключения) какого-либо элемента сети, совпадают с границами оперативного управления данным элементом.
      28. Линии электропередачи, их ввод, защита, противоаварийная автоматика находятся в оперативном управлении системного оператора, региональной электросетевой компании, при этом присоединения линий находятся в оперативном управлении дежурного персонала энергообъектов.
      29. На каждом энергообъекте (электростанции, электрические сети) организуется круглосуточное оперативное управление оборудованием:
      1) осуществление требуемого режима работы;
      2) производство переключений, пусков и остановок;
      3) локализация технологического нарушения и восстановление заданного режима работы;
      4) подготовка к производству ремонтных работ.
      30. Оперативно-диспетчерское управление осуществляется с диспетчерских пунктов и щитов управления, оборудованных средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля, укомплектованных оперативными схемами.
      31. На каждом уровне оперативно-диспетчерского управления разрабатываются инструкции по оперативно-диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей, производству переключения и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики организации рынка электрической энергии, на основании Правил по предотвращению аварийных нарушений в единой электроэнергетической системе Казахстана и их ликвидации, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
      32. Взаимодействие различных уровней оперативно-диспетчерского управления регламентируется обязательными для исполнения соответствующими инструкциями, утвержденными подразделением вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления. В инструкциях устанавливаются:
      1) распределение линий электропередачи и оборудования по способу диспетчерского управления;
      2) ведение заданных режимов работы электростанций, линий электропередачи;
      3) оперативно-диспетчерское управление на рынке электрической энергии;
      4) организация связи и передачи телеизмерений;
      5) представление оперативной и технологической информации;
      6) методология расчетов устойчивости и нормальных режимов работы электрической сети;
      7) методология расчетов основных параметров настройки устройств противоаварийной автоматики и релейной защиты и автоматики;
      8) согласование ремонта линий, оборудования и устройств противоаварийной автоматики и релейной защиты и автоматики;
      9) разработка и согласование документов по вопросам организации параллельной работы, производству переключений, ликвидации технологических нарушений и технической эксплуатации устройств релейной защиты и автоматики и противоаварийной автоматики;
      10) формирование и выполнение заданного суточным графиком режима;
      11) регулирование частоты и напряжения;
      12) производство оперативных переключений, проведения испытаний;
      13) подача оперативных заявок;
      14) ликвидация технологических нарушений;
      15) передача информации о технологических нарушениях, несчастных случаях;
      16) разделение прав и ответственности при выполнении своих основных функций по диспетчерскому управлению.
      33. Оперативные переговоры на всех уровнях ведутся с применением единой терминологии, типовых распоряжений, сообщений и фиксируются записями в оперативно-диспетчерской документации, а также на магнитофонную ленту, компьютер.
      34. Субъекты оперативного диспетчерского управления в процессе централизованного диспетчерского управления обеспечивают:
      1) соблюдение норм системы централизованно-диспетчерского управления;
      2) соблюдение режимов, задаваемых системным оператором по заключенным договорам на электроснабжение;
      3) системного оператора достоверной и своевременной информацией, необходимой для составления фактических балансов электрической энергии;
      4) соблюдение графиков ремонта оборудования электростанций Республики Казахстан, находящихся в оперативном управлении системного оператора;
      5) соблюдение режимов работы и схем устройств релейной защиты и автоматики и противоаварийной автоматики, находящихся в оперативном управлении, ведении системного оператора;
      6) выполнение заданных Комитетом по водным ресурсам Республики Казахстан попусков воды из водохранилищ, Правил эксплуатации гидросооружений;
      7) выполнение указаний системного оператора по размещению и установке систем и приборов противоаварийной автоматики, средств автоматизированной системы диспетчерского управления, релейной защиты и автоматики и их надлежащую эксплуатацию.
      35. В процессе оперативно-диспетчерского управления Системный оператор составляет суточный график, который формируется ежедневно на предстоящие операционные сутки. На субботу, воскресенье и понедельник суточный график формируется в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.
      36. В суточном графике указываются объемы электрической энергии (среднечасовые значения электрической мощности) производства и потребления на каждый час расчетных суток.
      37. Суточный график формируется системным оператором на web-сайте системы планирования на основе заявок:
      1) по производству-потреблению электрической энергии на каждый час предстоящих суток, сформированных в соответствии с договорами, заключенными на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии, и сделками, совершаемыми на рынке централизованной торговли, и представленных субъектами оптового рынка электрической энергии в систему планирования;
      2) от энергопроизводящих, энергоснабжающих организаций энергосистем других государств.
      38. В суточном графике для каждого из 24-х часов операционных суток указываются следующие планируемые среднечасовые значения:
      1) генерация электрической энергии по Республике Казахстан в целом и в том числе по регионам и отдельным электростанциям;
      2) потребление электрической энергии по Республике Казахстан в целом и в том числе по регионам;
      3) сальдо-перетоки электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств;
      4) расход электрической энергии на собственные нужды каждой электростанции;
      5) почасовые объемы поставок электрической энергии от каждой энергопроизводящей организации с разбивкой по каждому ее контрактному потребителю - субъекту оптового рынка электрической энергии, учитывающие поставки по двусторонним договорам купли/продажи, сделкам на централизованных торгах;
      6) нагрузка каждого оптового потребителя с разбивкой по каждому поставщику, в том числе по результатам централизованных торгов электрической энергией;
      7) объемы электрической энергии на компенсацию технологического расхода электрической энергии в национальной электрической сети, электрических сетях регионального и местного уровней;
      8) расходы воды на гидроэлектростанциях;
      9) перетоки электрической энергии по контролируемым сечениям.
      39. При составлении суточного графика объем заявленной поставки электрической энергии субъекту оптового рынка Южной зоны Казахстана от северных энергоисточников не может превышать объем распределенной для данного субъекта пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана.
      40. Принятые системой планирования заявки системный оператор сверяет с зарегистрированными им договорами на оказание системных и вспомогательных услуг, в том числе на передачу, балансирование, обеспечение готовности электрической мощности для подтверждения обоснованности заявленных поставок. Системный оператор осуществляет техническую экспертизу поданных заявок на предмет технической реализуемости в соответствии с критериями устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана.
      41. Заявка отклоняется системным оператором при:
      1) отсутствии зарегистрированных системным оператором договоров на оказание системных услуг;
      2) подаче заявки позднее срока, установленного настоящими Правилами;
      3) несоответствии заявки критериям устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана;
      4) несоответствии заявки на поставку электрической энергии субъектам оптового рынка Южной зоны Казахстана объемам пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, распределенной в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил.
      42. В случае несоответствия объемов поставки в заявках оптового потребителя и энергопроизводящей организации системный оператор в суточном графике учитывает наименьший из заявленных объемов.
      43. В случае нарушения гидроэлектрическими станциями разрешенных расходов воды, системный оператор возвращает заявку станции для доработки.
      44. Системный оператор возвращает на доработку заявку на поставку электрической энергии энергопроизводящей организации при отсутствии баланса между производством электрической энергии с учетом расхода на собственные и технологические нужды станции и суммарным объемом поставок потребителям, а также в случае несоответствия заявленной генерации техническим характеристикам работающего оборудования станции.
      45. Механизм распределения пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана следующий:
      1) системный оператор определяет величину пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, исходя из технических требований по устойчивости транзита, с учетом планируемых режимов и ремонта на электросетевом оборудовании, объема нагрузки, подключенной к специальной автоматике отключения нагрузки, за вычетом компенсации потерь в национальной электрической сети;
      2) на основе фактических данных по потреблению за аналогичные периоды прошлых лет с учетом прогнозируемых изменений потребления и представленных заявок энергопроизводящих организаций Южного Казахстана, за исключением Жамбылской ГРЭС, о планируемой выработке электрической энергии системный оператор ежеквартально разрабатывает прогнозный баланс производства-потребления электрической энергии (среднечасовой мощности) южной зоны ЕЭС Казахстана на предстоящий квартал (далее - прогнозный баланс);
      3) прогнозный баланс определяет суммарную величину дефицита электрической энергии (среднечасовой мощности) как разницу между потреблением и генерацией южной Зоны Казахстана, исключая генерацию Жамбылской ГРЭС;
      4) прогнозный баланс определяет величину дефицита электроэнергии (среднечасовой мощности) потребителя, в том числе энергоснабжающих и энергопередающих организаций, как разницу между потреблением и величиной покупки электроэнергии от региональных энергоисточников;
      5) коэффициент распределения определяется как отношение величины пропускной способности транзита к суммарной величине прогнозируемого дефицита электроэнергии;
      6) величина резерва пропускной способности транзита для потребителя, в том числе энергоснабжающей, энергопередающей организации, определяется как произведение коэффициента распределения и его дефицита;
      7) при смене потребителями энергоснабжающих организаций либо самостоятельном выходе на оптовый рынок электроэнергии системный оператор предусматривает соответствующие корректировки величин резерва пропускной способности, которые могут производиться ежеквартально;
      8) системный оператор за 15 дней до начала квартала доводит до сведения субъектов оптового рынка электрической энергии южного Казахстана оперативными каналами связи величину прогнозируемого дефицита электроэнергии, коэффициент распределения, величину резерва пропускной способности транзита для каждого субъектов оптового рынка;
      9) корректировка величины зарезервированной пропускной способности для потребителей южной зоны Казахстана производится системным оператором в случаях существенных и/или длительных отклонений фактического потребления потребителей южной зоны Казахстана от прогнозного а также изменений режима работы транзита Север-Юг Казахстана;
      10) в случае принятия уполномоченным государственным органом и (или) должностными лицами обязательных для исполнения актов либо решений, в результате применения или исполнения которых невозможна реализация предусмотренного настоящими Правилами механизма распределения пропускной способности законодательными или исполнительными и органами решений, в том числе, но не ограничиваясь этим, предписаний, приказов, постановлений, административных или иных ограничений с их стороны, делающих невозможным применение настоящего механизма распределения пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, системный оператор производит распределение пропускной способности согласно требованиям данных актов либо решений.
      46. В целях наиболее полного использования пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана поставки электрической энергии по указанному сечению планируются системным оператором ровным графиком.
      47. Заявки по договорам, заключенным на рынке децентрализованной торговли, направляются ежесуточно до 11 часов суток (здесь и далее астанинское время), предшествующих операционным. Заявки подаются в виде XML – файла путем загрузки через web–интерфейс системы планирования или путем отправки по электронной почте (e-mail) и обрабатываются в соответствии с Инструкцией по формированию, передаче, обработке заявок на поставку электрической энергии (далее – Инструкция), размещенной на web – сайте системного оператора. При технологических сбоях при обращении к web – интерфейсу системы планирования подача заявок осуществляется по электронной почте на согласованный с системным оператором электронный адрес. Заявки на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.
      48. До 12 часов суток системный оператор производит сверку и выявление несоответствия почасовых объемов производства-потребления электрической энергии, согласование заявленных объемов с субъектами оптового рынка электрической энергии, ввод согласованных данных. После 12 часов суток, предшествующих операционным, прием заявок в системе планирования прекращается.
      49. Результаты централизованных торгов электрической энергией направляются оператором рынка централизованной торговли электрической энергией до 14 суток, предшествующих операционным. Результаты централизованных торгов электрической энергией на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.
      50. До 16 часов суток системный оператор согласовывает с уполномоченными диспетчерскими подразделениями сопредельных государств графики межгосударственных контрактных перетоков электрической энергии.
      51. Утвержденный системным оператором суточный график до 17 часов суток, предшествующих операционным, размещается на web–сайте системы планирования. Субъектам оптового рынка электрической энергии, оператору рынка централизованной торговли электрической энергии по электронной почте направляется подтверждающий объемы поставок на операционные сутки отчет для исполнения.
      52. Допускается внесение корректировок в утвержденный суточный график, не позднее, чем за 2 часа до начала операционного часа. Внесение корректировок производится только покупателями электрической энергии по согласованию с контрактными поставщиками через web–интерфейс системы планирования. При технологических сбоях при обращении к web–интерфейсу допускается подача корректировок посредством оперативных переговоров с диспетчерским персоналом системного оператора с последующим предоставлением в систему планирования. При наличии согласования с контрагентами по договорам купли/продажи, технической обоснованности и реализуемости предполагаемых корректировок системный оператор присваивает корректировке признак согласования и вносит в суточный график.
      53. Задействованный резерв мощности на балансирующем рынке электрической энергии оформляется системным оператором как корректировка в утвержденном суточном графике.
      54. Суточный график, утвержденный системным оператором, до 17 часов суток, предшествующих операционным, размещается в системе планирования. Субъектам оптового рынка электрической энергии, оператору рынка централизованной торговли электрической энергии по электронной почте направляется уведомление, подтверждающее объемы поставок на операционные сутки.
      55. По результатам расчетного периода системный оператор формирует фактический баланс производства – потребления электрической энергии на оптовом рынке Республики Казахстан. Отчетной информацией для составления фактического баланса являются копии актов сверок объемов передачи, потребления с субъектами оптового рынка, сводные фактические балансы приема-отпуска электроэнергии энергопередающих компаний, в том числе региональных электросетевых компаний, копии актов сверок с приграничными энергосистемами. Отчетную информацию субъекты оптового рынка направляют в национальный диспетчерский центр системного оператора до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
      56. В фактическом балансе по каждой энергопроизводящей организации национальный диспетчерский центр Системного оператора указывает:
      1) заявленный в суточных графиках с учетом корректировок объем поставок электрической энергии;
      2) фактический объем поставленной электрической энергии, зафиксированный приборами коммерческого учета на границе балансовой принадлежности энергопроизводящей организации;
      3) заявленные и фактические объемы купли-продажи электрической энергии у других (другим) энергопроизводящих организаций;
      4) заявленные и фактические объемы продажи электрической энергии каждому контрактному покупателю;
      5) объемы продажи (покупки) электрической энергии по сделкам на централизованных торгах;
      6) объем сверхконтрактно (неконтрактно) проданной электрической энергии с указанием покупателя дополнительно выработанной электрической энергии;
      7) объемы продажи (покупки) дисбалансов электроэнергии, в случае, если энергопроизводящая организация является провайдером баланса.
      57. В фактическом балансе по каждому потребителю, в том числе по энергоснабжающим и энергопередающим организациям, национальный диспетчерский центр системного оператора указывает:
      1) заявленные и фактические объемы покупки электрической энергии от каждого из продавцов электрической энергии по договорам;
      2) объемы покупки электрической энергии по сделкам на централизованных торгах;
      3) объем сверхконтрактно (неконтрактно) потребленной электрической энергии с указанием продавца дополнительно выработанной электрической энергии;
      4) объемы продажи (покупки) дисбалансов электроэнергии, в случае, если покупатель электроэнергии является провайдером баланса.
      58. В срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, национальный диспетчерский центр системного оператора представляет всем субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществлявшим операции купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке в отчетный период, электронную копию утвержденного фактического баланса.
      59. При получении услуг по технической диспетчеризации у системного оператора субъекты оптового рынка электрической энергии:
      1) поддерживают надлежащее техническое состояние токоприемников, приборов коммерческого учета электрической энергии и выполняют требования к их техническому состоянию, определенные законом;
      2) выполняют нормативные требования, направленные на поддержание установленных стандартами показателей качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана;
      3) обеспечивают коммерческий учет электрической энергии, отвечающий требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан;
      4) обеспечивают беспрепятственный доступ персонала системного оператора к приборам коммерческого учета электрической энергии, а также работников государственного энергетического надзора для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок в соответствии с законом.
      60. Прекращение оказания услуг по технической диспетчеризации полностью или частично производится системным оператором в случаях:
      1) невыполнения субъектом оптового рынка обязательств по оплате услуг по технической диспетчеризации с предварительным уведомлением данного субъекта оптового рынка не менее чем за 72 часа до прекращения оказания услуг по технической диспетчеризации. Прекращение оказания услуг осуществляется вплоть до выделения энергопроизводящей организации на изолированную работу;
      2) проведения ремонтных работ в национальной электрической сети и при условии невозможности передачи электроэнергии по другим маршрутам;
      3) возникновения аварийного нарушения в ЕЭС Казахстана.
      61. Системный оператор оказывает услуги по резервированию мощности субъектам оптового рынка в случаях возникновения дефицита генерирующей мощности и осуществляет поставку резервной мощности в объеме и сроки, оговоренные в договоре.
      62. При оказании услуг по резервированию мощности системный оператор:
      1) обеспечивает поставку резервной мощности в объеме и сроки, оговоренные договором;
      2) обеспечивает пропускную способность национальной электрической сети в необходимых пределах в режиме ожидания поставки резервной мощности;
      3) обеспечивает выполнение договорных условий закупки, передачи и поставки резервной мощности субъекту оптового рынка в случае возникновения у него дефицита генерирующей мощности;
      4) прогнозирует потребность ЕЭС Казахстана в услугах по резервированию мощности на основе прогнозных балансов производства/потребления электрической энергии;
      5) выполняет меры, направленные на поддержание установленных стандартами показателей качества электрической энергии и стандартной частоты электрической энергии в ЕЭС Казахстана.
      63. Прекращение (ограничение) оказания услуг по резервированию мощности производится системным оператором в следующих случаях:
      1) в целях предотвращения, локализации и ликвидации аварийного нарушения в ЕЭС Казахстана;
      2) при нарушении субъектом оптового рынка условий по оплате услуг, после предварительного уведомления не менее чем за 72 часа до прекращения оказания услуг по резервированию мощности.
      64. Оплата за услуги по резервированию мощности производится в соответствии с заключенными договорами.
      65. Системные услуги по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана предоставляются системным оператором потребителям, энергопроизводящим, энергопередающим, энергоснабжающим организациям в соответствии с заключаемым договором.
      66. При оказании системных услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии системный оператор осуществляет:
      1) формирование необходимых объемов и структуру резервов электрической мощности и их размещение на электростанциях Казахстана и в энергосистемах сопредельных государств путем покупки вспомогательных услуг по поддержанию в готовности резервов мощности;
      2) обеспечение установленных стандартов частоты в ЕЭС Казахстана путем покупки вспомогательных услуг по регулированию электрической мощности (частоты);
      3) централизованный прием ценовых предложений на участие в балансировании от субъектов оптового рынка электрической энергии и составление ранжированного списка оперативных резервов мощности;
      4) непрерывный мониторинг текущего баланса производства/потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана, урегулирование отклонений фактических межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии от договорных;
      5) физическое урегулирование возникающих дисбалансов электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана посредством подачи команд на увеличение/снижение генерации или потребления электрической энергии субъектами оптового рынка;
      6) коммерческий учет электрической энергии, задействованной для физического урегулирования дисбалансов электрической энергии в ЕЭС Казахстана, и определение фактических дисбалансов электрической энергии субъектов оптового рынка на базе данных приборов коммерческого учета по итогам расчетного периода;
      7) расчет цен балансирующей электрической энергии, использованной при физическом урегулировании дисбалансов в ЕЭС Казахстана;
      8) определение финансовых обязательств на балансирующем рынке электрической энергии, возникших у субъектов оптового рынка по итогам расчетного периода;
      9) финансовое урегулирование выявленных дисбалансов электрической энергии с субъектами оптового рынка, за исключением периода времени, в течение которого балансирующий рынок электрической энергии работает в имитационном режиме.
      67. Прекращение оказания услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии полностью или частично производится системным оператором в следующих случаях:
      1) нарушение субъектом оптового рынка условий договора по оплате услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии после письменного предупреждения субъекта оптового рынка не менее чем за 72 часа до прекращения оказания услуг по организации балансирования;
      2) возникновение аварийной ситуации, при отсутствии возможности физического урегулирования дисбалансов электрической энергии в зоне балансирования субъекта оптового рынка;
      3) проведение ремонтных работ электрических сетей системного оператора, предусмотренных годовым или месячным графиком ремонта на срок их проведения, при отсутствии возможности физического урегулирования дисбалансов электрической энергии в зоне балансирования субъекта оптового рынка;
      4) значительные дисбалансы электрической энергии у субъектов оптового рынка, приводящие к перегрузке сечений участков электрической сети;
      5) деление ЕЭС Казахстана на различные зоны балансирования при отсутствии возможности физического урегулирования дисбалансов электрической энергии в зоне балансирования субъекта оптового рынка;
      6) нарушение субъектом оптового рынка согласованного диапазона возможных отклонений и несоблюдение нулевого сальдо дисбалансов электрической энергии за сутки и расчетный период при работе балансирующего рынка в имитационном режиме.

3. Порядок организации и функционирования рынка
вспомогательных услуг

      68. Системный оператор приобретает у субъектов оптового рынка на договорной основе вспомогательные услуги для обеспечения установленных норм надежности и качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана.
      69. При оказании системному оператору вспомогательных услуг по поддержанию в готовности резервов электрической мощности поставщики данных услуг:
      1) представляют системному оператору информацию, требуемую для формирования оперативных резервов электрической мощности в ЕЭС Казахстана;
      2) обеспечивают надлежащее техническое состояние своего оборудования, соблюдение правил безопасности эксплуатации, экологических требований и других;
      3) обеспечивают выполнение распоряжений системного оператора на изменение величины генерации/потребления электрической энергии в соответствии с установленным договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками, в том числе и при проведении системным оператором тестов на требуемую готовность резервов электрической мощности к диспетчеризации;
      4) подают ценовые предложения на балансирующий рынок электрической энергии.
      70. При получении вспомогательных услуг по поддержанию в готовности резервов электрической мощности системный оператор:
      1) проводит тестирование готовности резервов электрической мощности к диспетчеризации;
      2) отдает распоряжения на изменение величины генерации/потребления электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками. Электрическая энергия, выработанная при задействовании резервов электрической мощности, подлежит оплате в порядке, установленном договором.
      71. В договоре на оказание вспомогательных услуг по поддержанию в готовности резервов электрической мощности системному оператору указываются:
      1) величина предоставляемого резерва мощности на снижение-увеличение нагрузки;
      2) время активизации резерва мощности.
      72. При оказании системному оператору вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) поставщики данных услуг:
      1) представляют системному оператору информацию, требуемую для формирования регулировочного диапазона в ЕЭС Казахстана;
      2) обеспечивают надлежащее техническое состояние своего оборудования, соблюдение правил безопасности эксплуатации, экологических требований и других;
      3) обеспечивают выполнение распоряжений системного оператора на изменение величины генерации/потребления электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками.
      73. При получении вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) системный оператор:
      1) проводит тестирование готовности поставщика услуг к предоставлению заявленного регулировочного диапазона;
      2) отдает распоряжения на изменение величины генерации/потребления электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками. Фактический объем оказанных услуг по регулированию мощности (частоты) подлежит оплате в порядке, установленном договором.
      74. В договоре на оказание вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) системному оператору указываются:
      1) договорной объем услуг по регулированию мощности (частоты);
      2) порядок предоставления регулировочного диапазона.
      75. В случаях аварийных нарушений, для ликвидации которых необходимо включить (отключить) генерирующие агрегаты или изменить активную нагрузку генераторов электростанций, системный оператор вводит режим "авария" на соответствующем участке электрической сети и в действие резервы электрической мощности в соответствии с требованиями аварийной ситуации.
      76. В случае аварийных нарушений, приведших к полному погашению всех электростанций Казахстана, системный оператор осуществляет мероприятия по запуску энергосистемы из обесточенного состояния в рамках договоров с энергосистемами сопредельных государств, в том числе договоров о покупке электрической энергии, на оказание услуг по регулированию мощности, об аварийной взаимопомощи.
      77. В случае аварийных нарушений, приведших к погашению отдельных частей ЕЭС Казахстана, системный оператор осуществляет мероприятия по восстановлению электрического питания в обесточенном регионе путем задействования договоров с субъектами оптового рынка на оказание услуг по поддержанию в готовности резервов электрической мощности, услуг по регулированию мощности, на покупку балансирующей электрической энергии.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.