Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О Национальной палате предпринимателей
Республики Казахстан
Настоящий Закон направлен на рост и развитие предпринимательского сектора Республики Казахстан, создание институциональных условий для учета интересов предпринимателей при выработке и реализации государственной экономической и иной политики, совершенствование механизмов взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, и регулирует общественные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (далее - Национальная палата) – некоммерческая, негосударственная, самоуправляемая организация, представляющая собой союз субъектов предпринимательства, а также их объединений, созданная в целях обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы и развития взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти Республики Казахстан;
2) общественный мониторинг Национальной палаты – деятельность Национальной палаты по сбору, систематизации, анализу и обобщению информации, в том числе оценке достижения степени решения проблем и задач, на решение которых направлен нормативный правовой акт и проекты нормативных правовых актов, а также их влияния на положение предпринимательства в стране;
3) аккредитация объединений индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза) в Национальной палате – признание Национальной палатой соответствия объединений индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза) (далее – ассоциации (союза) установленным критериям на представление интересов субъектов предпринимательства в органах управления и рабочих органах Национальной палаты;
4) субъекты предпринимательства – коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские и фермерские хозяйства, зарегистрированные в соответствии с законодательством и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан;
5) рейтинг «Деловой климат» - независимое исследование условий ведения предпринимательской деятельности, проводимое для оценки и сопоставления результатов работы центральных государственных и местных исполнительных органов, основанное на результатах публичного анализа регуляторного воздействия действующих нормативных правовых актов и инструментов регулирования, а также анализа сложившейся правоприменительной практики;
6) обязательные членские взносы - ежегодные взносы субъектов предпринимательства, уплачиваемые в Национальную палату предпринимателей в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
Национальной палате
1. Законодательство Республики Казахстан о Национальной палате основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цель, задачи и система Национальной палаты
1. Целью создания Национальной палаты является формирование институциональной основы для роста и дальнейшего развития предпринимательского сектора в Республике Казахстан.
2. Задачами Национальной палаты являются:
1) консолидация предпринимательского сообщества;
2) представление, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
3) обеспечение учета интересов предпринимателей при выработке и реализации государственной экономической и иной политики путем организации эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и их объединений с государственными органами;
4) содействие созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан;
5) участие в процессе совершенствования законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы осуществления предпринимательской деятельности;
6) иные задачи, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
3. В систему Национальной палаты входят:
1) на республиканском уровне – Национальная палата;
2) на территориальном уровне:
палаты предпринимателей области, города республиканского значения и столицы (далее – региональные палаты);
3) на районном уровне:
филиалы региональных палат в районах соответствующей области, городов областного, республиканского значения и столицы, а также городах районного значения;
4) юридические лица с участием Национальной палаты в качестве учредителя, созданные для реализации целей настоящего Закона;
5) филиалы и представительства Национальной палаты, находящиеся на территории иностранного государства.
Статья 4. Принципы деятельности Национальной палаты
1. Деятельность Национальной палаты основывается на принципах:
1) равноправия всех субъектов предпринимательства;
2) недопущения принятия решений, не соответствующих основным направлениям внутренней и внешней политики государства;
3) независимости, не допускающей ограничение законно осуществляемой деятельности Национальной палаты предпринимателей;
4) самоуправляемости;
5) компетентности руководителей исполнительных органов Национальной палаты предпринимателей и ее системы для эффективного осуществления поставленных перед ними задач;
6) прозрачности деятельности, подотчетности, ответственности перед своими членами;
7) эффективности, системности и оперативности в принятии решений и их реализации.
2. Национальная палата образуется по принципу обязательности членства в ней всех субъектов предпринимательства, зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию) в соответствии с законодательством на территории Республики Казахстан, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий.
Глава 2. Взаимодействие с Правительством Республики Казахстан,
государственными органами, ассоциациями (союзами), юридическими
лицами с участием Национальной палаты в качестве учредителя
Статья 5. Взаимодействие с Правительством Республики
Казахстан и государственными органами
1. Государство гарантирует самостоятельность Национальной палаты в пределах полномочий, установленных настоящим Законом.
2. Правительство Республики Казахстан:
1) утверждает максимальное значение размеров обязательных членских взносов;
2) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
3. Взаимодействие Правительства Республики Казахстан и Национальной палаты направлено на достижение цели создания и задач Национальной палаты.
4. Взаимодействие Национальной палаты с Правительством Республики Казахстан и государственными органами осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, в форме:
1) участия Национальной палаты в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность субъектов предпринимательства;
2) создания Национальной палатой консультативно-совещательных органов с участием центральных и местных государственных органов;
3) участия Национальной палаты в работе консультативно-совещательных органов при центральных и местных государственных органах, создаваемых по вопросам, затрагивающим права и обязанности предпринимателей;
4) проведения общественных слушаний по вопросам предпринимательства;
5) в иных формах, направленных на реализацию цели создания, задач и функций Национальной палаты.
5. Государственные органы в рамках своей компетенции оказывают информационное содействие деятельности Национальной палаты.
6. Государственные органы обязаны в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, представлять по запросу Национальной палаты информацию, затрагивающую права и обязанности предпринимателей Республики Казахстан.
Сведения, составляющие информацию, охраняемую законодательством Республики Казахстан, представляются по запросу Национальной палаты в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
За разглашение информации, охраняемой законодательством Республики Казахстан, должностные лица Национальной палаты несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 6. Взаимодействие Национальной палаты с
ассоциациями (союзами)
1. В целях участия в формировании и деятельности органов управления Национальной палаты ассоциации (союзы) вправе проходить аккредитацию в Национальной палате.
2. Национальная палата вправе привлекать на договорной основе аккредитованные ассоциации (союзы) к осуществлению функций, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
3. Ассоциации (союзы) вправе:
1) пользоваться профессиональной поддержкой со стороны Национальной палаты, а также услугами, предусмотренными ее уставом;
2) обращаться в Национальную палату с письменными запросами и получать мотивированные ответы в пределах предоставленных Национальной палате полномочий, вносить предложения по совершенствованию организации ее деятельности;
3) проходить обучение, переподготовку, повышение квалификации, организуемые Национальной палатой;
4) получать квалифицированную информационно-аналитическую поддержку;
5) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 7. Взаимодействие Национальной палаты с
юридическими лицами с участием Национальной
палаты в качестве учредителя
1. Национальная палата вправе создавать юридические лица, входящие в систему Национальной палаты.
2. Цели, задачи и виды деятельности юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются Национальной палатой.
Глава 3. Компетенция Национальной палаты
Статья 8. Порядок осуществления функций
Национальной палаты
1. Национальная палата осуществляет функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
2. С учетом предусмотренной настоящим Законом системы Национальной палаты в Республике Казахстан:
1) функции, реализуемые на республиканском уровне, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами и предполагающие взаимодействие с Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, центральными государственными органами, осуществляются Национальной палатой.
Национальная палата вправе уполномочивать на осуществление отдельных функций юридические лица с ее участием в качестве учредителя;
2) функции, реализуемые на территориальном и районном уровнях, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами и предполагающие взаимодействие с местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, – осуществляются региональными палатами;
3) функции, реализуемые на международном уровне, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами и предполагающие взаимодействие с иностранными и международными организациями, а также функции по содействию развитию внешнеэкономической деятельности предпринимателей и привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан осуществляются Национальной палатой и (или) юридическим лицом с ее участием в качестве учредителя.
Статья 9. Функции Национальной палаты в сфере
представительства, защиты прав и законных
интересов субъектов предпринимательства
1. Национальная палата представляет, защищает права и законные интересы субъектов предпринимательства в государственных органах Республики Казахстан, а также международных организациях в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и уставом Национальной палаты.
2. Национальная палата:
1) принимает участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства;
2) осуществляет обязательную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность субъектов предпринимательства;
3) осуществляет разработку и внесение в Правительство Республики Казахстан предложений по поэтапной передаче в бизнес-среду отдельных функций регулирования предпринимательской деятельности, за исключением функций государственного регулирования деятельности финансовых организаций и финансового рынка;
4) принимает участие в работе коллегиальных консультативно-совещательных органов при центральных и местных государственных органах, создаваемых по вопросам, затрагивающим права и обязанности предпринимателей;
5) учреждает третейский суд и арбитраж при Национальной палате в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
6) проводит общественные слушания по вопросам предпринимательства.
3. Общественные слушания по вопросам предпринимательства проводятся в порядке, предусмотренном настоящим Законом и уставом Национальной палаты.
В общественных слушаниях могут принимать участие депутаты Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, субъектов предпринимательства, средств массовой информации.
Представители центральных исполнительных органов, входящих в состав Правительства Республики Казахстан, а также местных исполнительных органов принимают участие в общественных слушаниях по приглашению президиума Национальной палаты.
Статья 10. Функции Национальной палаты в сфере оценки
работы государственных органов
1. Национальная палата:
1) осуществляет общественный мониторинг социально-экономических последствий реализации нормативных правовых актов, государственных, отраслевых и иных программ, направленных на развитие предпринимательства;
2) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по совершенствованию деятельности центральных и местных государственных органов по вопросам предпринимательства;
3) участвует в проведении оценки корпоративного управления в контролируемых государством акционерных обществах.
2. Национальная палата на регулярной основе осуществляет подготовку и ведение независимого рейтинга «Деловой климат» по оценке работы центральных и местных исполнительных органов, который формируется по следующим показателям:
1) доступность недвижимости и объектов инфраструктуры;
2) доступность и уровень развитости рыночных условий;
3) эффективность и доступность финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки предпринимательства;
4) наличие судебных решений и актов прокурорского реагирования в отношении должностных лиц государственного органа;
5) выраженные в средствах массовой информации мнения о деятельности государственного органа и его должностных лиц;
6) наличие административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
3. Национальная палата обеспечивает объективной информацией общество и государство о состоянии предпринимательской активности путем подготовки и опубликования ежегодного национального доклада о состоянии предпринимательской активности в Республике Казахстан.
4. Национальная палата на регулярной основе проводит сбор, обобщение и анализ информации о соблюдении государственными органами и (или) государственными служащими прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Результаты проведенного анализа направляются в Правительство Республики Казахстан и (или) уполномоченным государственным органам.
Результаты проведенного анализа по итогам за год вносятся на рассмотрение Президента Республики Казахстан в составе ежегодного национального доклада о состоянии предпринимательской активности в стране.
Статья 11. Функции Национальной палаты в сфере организации
поддержки и развития предпринимательства
1. Национальная палата в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Казахстан:
1) осуществляет функции оператора государственных программ нефинансовой поддержки субъектов предпринимательства, включая сервисную поддержку предпринимателей;
2) осуществляет функции оператора по государственным и иным программам поддержки экспорта;
3) принимает участие в управлении специальными экономическими зонами;
4) по согласованию с Правительством Республики Казахстан принимает участие в обеспечении строительства (реконструкции), функционирования (эксплуатации) объектов инфраструктуры пунктов пропуска Республики Казахстан, в том числе, сервисной (таможенной) инфраструктуры, включая их оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов), а также содержание и ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в указанных пунктах пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля;
5) осуществляет анализ и обобщение практики корпоративного управления;
6) организует обучение предпринимателей, а также оказывает им консалтинговые услуги по открытию и ведению бизнеса.
2. Национальная палата принимает участие в разработке уполномоченными государственными органами национальных топливно-энергетических балансов, реализации и потреблении сырья и товаров в отраслях экономики.
Статья 12. Функции Национальной палаты в сфере поддержки
отечественного производства и повышения доли
местного содержания в закупках организаций
1. Национальная палата в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принимает участие в осуществлении мер по поддержке отечественного производства и повышению доли местного содержания в закупках, в том числе:
1) формирует и ведет базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, а также разрабатывает критерии оценки поставщиков для включения их в базу данных;
2) осуществляет сбор, обработку и обобщение сведений и информации о произведенных, производимых и планируемых закупках товаров, работ и услуг на ежегодный, среднесрочный и долгосрочный периоды, представляемых уполномоченными организациями для анализа и их мониторинга;
3) осуществляет анализ рынка товаров, работ и услуг, в том числе создание и ведение информационной аналитической системы мониторинга рынка товаров, работ и услуг;
4) проводит аналитические исследования в сфере закупок и повышения доли местного содержания.
2. Национальная палата принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недропользователями в части местного содержания в товарах, работах, услугах, кадрах и социального развития территорий.
Статья 13. Функции Национальной палаты в сфере подготовки,
переподготовки, повышения квалификации,
сертификации и аттестации кадров в отраслях
экономики и развития технического и
профессионального образования
Национальная палата в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Казахстан:
1) принимает участие в разработке отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и ведении реестра профессиональных стандартов, в том числе в сфере технического и профессионального образования;
2) принимает участие в государственной аттестации организаций технического и профессионального образования, за исключением автономных организаций образования;
3) принимает участие в работе консультативно-совещательного органа по лицензированию образовательной деятельности юридических лиц, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования;
4) осуществляет независимую сертификацию квалификации специалистов;
5) принимает участие в управлении государственными организациями технического и профессионального образования, за исключением автономных организаций образования, посредством участия представителя Национальной палаты в коллегиальных органах управления;
6) вносит предложения для формирования и размещения государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда отраслей экономики;
7) принимает участие в деятельности отраслевых и региональных советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров;
8) принимает участие в рабочей группе по разработке учебно-методических материалов, в том числе государственных общеобязательных стандартов образования, образовательных учебных программ и планов технического и профессионального образования;
9) проводит мониторинг потребности субъектов предпринимательства в профессиональных кадрах;
10) разрабатывает и реализует мероприятия по содействию трудоустройству специалистов;
11) создает учебные центры по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и присвоению квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда;
12) принимает участие в сборе и анализе информации по исполнению недропользователями обязательств по расходам, направляемым на обучение, повышение квалификации и переподготовку работников, являющихся гражданами Республики Казахстан, задействованных при исполнении контракта, или обучение граждан Республики Казахстан по перечню специальностей, согласованному с уполномоченным органом.
Статья 14. Функции Национальной палаты в сфере развития
внешнеэкономической деятельности субъектов
предпринимательства, привлечения инвестиций и
диверсификации национальной экономики
Национальная палата в порядке, установленном нормативными правовыми актами и уставом Национальной палаты:
1) создает, реорганизовывает и ликвидирует представительства за рубежом;
2) совместно с зарубежными организациями учреждает деловые советы и иные консультативно-совещательные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и положениями международных договоров;
3) ведет реестр проводимых международных выставок и ярмарок, национальных и региональных выставок и ярмарок, проводимых в Республике Казахстан, а также международных выставок за рубежом, в которых принимает участие Республика Казахстан;
4) осуществляет международный маркетинг и рекламную поддержку для продвижения казахстанских товаров и услуг на мировом рынке;
5) оказывает информационные, оценочные, брокерские, маркетинговые, рекламные, переводческие и консалтинговые услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности;
6) осуществляет сбор, анализ и представление своим членам информации о законодательстве всех стран по вопросам регулирования экспорта-импорта, проводимых ярмарках, выставках, международном товарообороте и платежах, состоянии других вопросов, связанных с международной торговлей и внутрихозяйственной деятельностью;
7) осуществляет оформление и удостоверение сертификата о происхождении товара, составление и выдача акта экспертизы о происхождении товара осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
8) хранит копию сертификата о происхождении товара и документы, подтверждающие происхождение товара, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, не менее трех лет со дня выдачи сертификата о происхождении товара;
9) не менее одного раза в год направляет в государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере таможенного дела, и уполномоченный орган в области технического регулирования и обеспечения единства измерений образцы оттисков печатей, подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товаров;
10) ежеквартально представляет в уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности информацию по выданным сертификатам о происхождении товара;
11) осуществляет независимые экспертизы товаров, за исключением экспертизы по определению страны происхождения товара;
12) определяет порядок ведения и ведет реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Республики Казахстан, участников внешнеэкономической деятельности, финансово-экономическое положение которых позволяет определить уровень их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности, составленный по согласованию с указанными лицами;
13) свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Республики Казахстан, а также торговые и портовые обычаи, признанные в Республике Казахстан;
14) выступает гарантом и выдает документы о временном ввозе в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан.
Глава 4. Создание Национальной Палаты
Статья 15. Особенности создания Национальной Палаты
1. Национальная палата учреждается в иной организационно-правовой форме некоммерческой организации – Национальная палата предпринимателей.
2. Региональные палаты создаются Национальной палатой в каждой области, городе республиканского значения, столице.
На территории области, города республиканского значения, столицы может быть создана и действовать только одна региональная палата.
3. Во всех районах соответствующей области, в районах городов областного, республиканского значения и столице, а также в городах районного значения создаются районные филиалы региональной палаты.
Статья 16. Имущество Национальной палаты
1. Имущество Национальной палаты может формироваться за счет:
1) обязательных членских взносов;
2) поступлений (доходов) от предоставляемых услуг;
3) других не запрещенных законами Республики Казахстан поступлений.
Имущество Национальной палаты, сформированное в соответствии с настоящим Законом, принадлежит ей на праве собственности.
2. Национальная палата вправе получать государственные задания и заказы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Учредители Национальной палаты не имеют имущественных прав на имущество Национальной палаты.
Учредители Национальной палаты не отвечают по ее обязательствам, Национальная палата не отвечает по обязательствам учредителей.
4. Доходы от предпринимательской деятельности Национальной палаты не могут распределяться между ее членами и направляются исключительно на уставные цели.
Статья 17. Реорганизация и ликвидация Национальной палаты
Реорганизация и ликвидация Национальной палаты осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Глава 5. Управление Национальной палатой,
региональными палатами и их филиалами
Статья 18. Органы управления Национальной палаты, региональных палат и их филиалов
1. Органами управления Национальной палаты являются:
1) высший орган управления – съезд;
2) орган управления - президиум;
3) исполнительный орган - правление;
4) финансово-контрольный орган - ревизионная комиссия.
2. Органами управления региональных палат и их филиалов в районах соответствующей области, районах городов областного, республиканского значения и столицы, а также городах районного значения являются:
1) наблюдательный орган - региональный совет;
2) исполнительный орган региональной палаты - дирекция;
3) исполнительный орган филиалов в районах соответствующей области, районах городов областного, республиканского значения и столицы, а также городах районного значения – директор.
3. В Национальной палате могут создаваться иные органы в соответствии с ее уставом.
4. Работа в высшем органе управления и органе управления Национальной палаты осуществляется на безвозмездной основе.
Статья 19. Съезд Национальной палаты
1. Съезд Национальной палаты (далее – съезд) формируется из:
1) представителей Правительства Республики Казахстан в количестве не менее трех представителей;
2) равного количества представителей аккредитованных ассоциаций (союзов) и делегатов региональных советов.
2. Съезд возглавляется председателем президиума.
3. Представители Правительства Республики Казахстан назначаются и освобождаются Правительством Республики Казахстан.
4. При наличии большего количества аккредитованных ассоциаций (союзов) по сравнению с количеством региональных советов, представители аккредитованных ассоциаций (союзов) для участия работе съезда избираются по согласованию между аккредитованными ассоциациями (союзами). Порядок избрания аккредитованных ассоциаций (союзов) для участия в работе съезда определяется уставом.
5. К исключительной компетенции съезда относятся:
1) утверждение устава Национальной палаты, внесение в него изменений и дополнений, утверждение его в новой редакции;
2) избрание и освобождение от должности председателя президиума и членов президиума, членов ревизионной комиссии;
3) утверждение порядка избрания делегатов от региональных советов на съезд, а также порядка проведения выборов членов региональных советов;
4) утверждение количественного состава региональных советов с учетом общей численности субъектов предпринимательства и ассоциаций (союзов), зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию) на территории соответствующей области, города республиканского значения и столицы;
5) утверждение отчетов президиума и правления;
6) утверждение размера обязательных членских взносов;
7) принятие решений об учреждении юридических лиц с участием Национальной палаты в качестве учредителя, определение их целей, задач и полномочий;
8) утверждение бюджета Национальной палаты;
9) утверждение годового отчета ревизионной комиссии;
10) принятие решения о создании филиалов и представительств Национальной палаты на территории иностранных государств;
11) утверждение порядка подготовки и осуществления рейтинга «Деловой климат», проведения общественного мониторинга социально-экономических последствий реализации нормативных правовых актов, государственных, отраслевых и иных программ, ежегодного национального доклада о состоянии предпринимательской активности в Республике Казахстан;
12) утверждение ежегодного отчета об итогах деятельности Национальной палаты, подлежащего опубликованию в средствах массовой информации.
6. Уставом Национальной палаты к компетенции съезда могут быть отнесены также иные вопросы его деятельности.
7. Съезд правомочен принимать решения при наличии на заседании простого большинства от общего числа назначенных представителей и избранных делегатов.
Голосование на Съезде осуществляется по принципу «один представитель (делегат) – один голос». Голосование может осуществляться как в очной, так и заочной формах с использованием информационных технологий. Порядок проведения голосования на Съезде определяется уставом Национальной палаты.
Решения по вопросам, относящимся к компетенции Съезда, принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании представителей и делегатов.
Представители Правительства Республики Казахстан имеют право вето на приостановление решения съезда по вопросам его исключительной компетенции, предусмотренным настоящим Законом, до устранения возникших разногласий.
Передача права голоса, как и голосование за других лиц не допускаются.
Статья 20. Порядок созыва Съезда
1. Съезд созывается президиумом Национальной палаты не реже одного раза в год.
2. Внеочередное заседание съезда созывается решением президиума Национальной палаты.
3. Подготовка и проведение съезда осуществляются правлением.
4. Участники съезда должны быть извещены о предстоящем проведении съезда не позднее, чем за сорок пять календарных дней, а в случае заочного голосования – не позднее, чем за тридцать календарных дней до даты проведения съезда.
5. Извещение о проведении съезда публикуется в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.
6. Проведение повторного заседания съезда может быть назначено не ранее чем на следующий день после установленной даты проведения съезда, в случае, если первоначально съезд не состоялся.
Статья 21. Президиум Национальной палаты
1. Президиум Национальной палаты (далее – президиум) возглавляется его председателем и формируется из равного количества:
1) представителей Правительства Республики Казахстан и общественных деятелей Республики Казахстан;
2) представителей аккредитованных ассоциаций (союзов);
3) председателей Региональных советов.
2. В целях формирования состава Президиума решением Съезда избираются и освобождаются от своей должности:
1) председатель президиума из числа членов президиума;
2) общественные деятели Республики Казахстан;
3) представители аккредитованных ассоциаций (союзов).
Срок полномочий избираемых членов президиума составляет четыре года. Порядок избрания и освобождения членов президиума от занимаемой должности определяется уставом.
3. Представители Правительства Республики Казахстан назначаются и освобождаются Правительством Республики Казахстан в количестве не менее трех человек.
4. К исключительной компетенции президиума относятся:
1) содействие реализации программных документов, принятых съездом;
2) контроль хода выполнения задач и достижения целей Национальной палаты;
3) внесение предложений на съезд по повышению эффективности деятельности Национальной палаты;
4) избрание председателя и членов правления;
5) содействие правлению во взаимодействии с органами государственной власти, неправительственными, общественными и международными и иными организациями;
6) назначение проверок ревизионной комиссией и утверждение отчетов по ее итогам;
7) утверждение правил, регламентов и других внутренних документов, применяемых в деятельности Национальной палаты, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
8) утверждение квалификационных требований к аккредитации ассоциаций (союзов) и правил о порядке аккредитации ассоциаций (союзов);
9) назначение первых руководителей юридических лиц с участием Национальной палаты в качестве учредителя по представлению Правления;
10) формирование комитетов президиума, определение их количественного и персонального состава, утверждение регламента их работы;
11) утверждение типового устава региональных палат и типового положения о филиалах Региональных палат.
5. Уставом Национальной палаты к компетенции президиума могут быть отнесены иные вопросы.
6. Члены президиума вправе запрашивать у органов управления Национальной палаты, юридических лиц с участием Национальной палаты в качестве учредителя информацию, связанную с осуществлением их деятельности.
7. Президиум правомочен принимать решения при наличии на заседании простого большинства от общего числа членов президиума.
Порядок проведения голосования на заседаниях президиума определяется уставом Национальной палаты.
Решения по вопросам исключительной компетенции президиума, предусмотренным настоящим Законом, принимаются квалифицированным большинством голосов, составляющим не менее двух третьих от общего количества голосов присутствующих на заседании президиума членов.
Решения по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании президиума членов.
Передача права голоса, как и голосование за других лиц не допускаются.
Статья 22. Комитеты президиума
1. Комитеты президиума являются постоянно действующими рабочими органами Президиума.
2. Количество комитетов и порядок их работы определяются президиумом. Комитеты образуются по отраслевому признаку. По решению президиума могут быть созданы иные комитеты.
3. Комитеты состоят из представителей ассоциаций (союзов), прошедших аккредитацию в Национальной палате. Количество членов комитета определяется президиумом и не может быть менее трех.
4. Председатели комитетов избираются членами соответствующего комитета из числа его членов. Порядок избрания председателей комитетов устанавливается уставом.
5. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета. В случае равного количества голосов, голос председателя комитета считается решающим.
Статья 23. Правление Национальной палаты
1. Правление Национальной палаты осуществляет текущее руководство ее деятельностью.
2. Правление подотчетно съезду и президиуму. Срок полномочий и количественный состав членов правления утверждаются съездом.
3. Состав правления не может быть менее пяти членов. правление возглавляется председателем.
4. Председатель и члены правления избираются президиумом.
5. К компетенции правления относятся рассмотрение и принятие решений по вопросам деятельности Национальной палаты, которые не входят в соответствии с настоящим Законом и уставом в компетенцию съезда и президиума.
6. Заседания правления являются правомочными, если на них участвует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
7. Члены правления, за исключением председателя, не могут быть избраны в другие органы управления.
8. Председатель правления:
1) без доверенности действует в интересах и от лица Национальной палаты на всей территории Республики Казахстан и за ее пределами;
2) осуществляет текущее руководство деятельностью Национальной палаты;
3) заключает (принимает) от имени Национальной палаты договоры и иные документы, связанные с основной деятельностью;
4) представляет интересы Национальной палаты и осуществляет взаимодействие с государственными органами и иными организациями;
5) назначает и освобождает от должности заместителей председателя правления из числа членов правления;
6) организует работу национальной палаты, формирует и утверждает штатное расписание, должностные оклады, осуществляет прием на работу и увольнение сотрудников в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, принимает в отношении них меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
7) открывает счета в банках, организует бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан;
8) распоряжается средствами и имуществом Национальной палаты в соответствии с настоящим Законом и уставом;
9) организует ведение реестра членов Национальной палаты;
10) осуществляет иные функции, не запрещенные законодательством Республики Казахстан и уставом Национальной палаты.
Статья 24. Ревизионная комиссия Национальной палаты
1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Национальной палаты высшим органом управления образуется ревизионная комиссия в количестве не менее пяти членов.
2. Членами ревизионной комиссии не могут являться члены и руководители президиума, правления, а также их близкие родственники.
3. Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным высшим органом управления.
Статья 25. Региональный совет
1. Региональный совет является наблюдательным органом региональной палаты и формируется из делегатов от субъектов предпринимательства, а также представителей ассоциаций (союзов) в пределах квоты, установленной съездом дифференцированно для каждой области, города республиканского значения, столицы.
2. Делегаты регионального совета избираются прямым голосованием сроком на четыре года.
3. Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах при региональных палатах образуются избирательные участки, которые образуются в целях создания максимального удобства для голосующих членов с учетом местных и иных условий.
4. Основанием для включения субъекта предпринимательства в список голосующих членов на конкретном избирательном участке является факт его государственной регистрации на территории соответствующей области, города республиканского значения и столицы, а также учетной регистрации его филиала.
5. Выдвижение кандидатов в делегаты регионального совета производится:
ассоциациями (союзами) путем самовыдвижения по месту регистрации ассоциации (союза) и (или) ее филиала;
субъектами предпринимательства путем самовыдвижения по месту включения их в списки избирателей.
6. Порядок проведения выборов делегатов регионального совета определяется съездом Национальной палаты.
7. Региональный совет возглавляется председателем, избираемым членами из своего состава тайным голосованием простым большинством голосов на срок своих полномочий. Председатель регионального совета по должности является членом президиума.
8. Региональный совет:
1) оказывает содействие дирекции региональной палаты во взаимодействии с органами государственной власти, неправительственными, общественными и международными организациями;
2) содействует реализации программных документов, принятых органами управления;
3) утверждает состав делегатов на съезд;
4) контролирует ход выполнения задач и достижения целей Национальной палаты в рамках деятельности региональной палаты и филиалов районов соответствующей области, районов городов областного, республиканского значения и столицы, а также городов районного значения;
5) обеспечивает учет интересов конкретных отраслей и секторов экономики в текущей деятельности региональных палат;
6) вносит предложения на съезд по повышению эффективности деятельности Национальной палаты;
7) согласовывает для назначения кандидатуры руководителей региональных палат и районных филиалов;
8) проводит общественные слушания по вопросам предпринимательства;
9) решает иные вопросы, возложенные на региональный совет в соответствии с уставом региональной палаты.
9. Члены регионального совета вправе запрашивать у органов управления региональных палат и их филиалов, юридических лиц с участием Национальной палаты в качестве учредителя информацию, связанную с осуществлением их деятельности.
10. Решения регионального совета принимаются простым большинством голосов членов, участвующих на заседании регионального совета. В случае равенства голосов, голос председательствующего является решающим.
Статья 26. Исполнительные органы региональных палат,
районных и городских филиалов
1. Дирекция региональной палаты и директор филиала района соответствующей области, района города областного, республиканского значения и столицы, а также города районного значения назначаются правлением по согласованию с региональным советом.
2. В случае возникновения разногласий между региональным советом и председателем правления, президиум принимает решение о назначении дирекции региональной палаты и директора филиала района соответствующей области, района города областного, республиканского значения и столицы, а также города районного значения.
3. Кандидаты на должность дирекции региональной палаты и соответствующих филиалов должны обладать уровнем квалификации и опытом работы в соответствии с требованиями, установленными съездом Национальной палаты.
Глава 6. Членство в Национальной палате.
Порядок оплаты обязательных членских взносов
Статья 27. Члены Национальной палаты
1. Членами Национальной палаты являются субъекты предпринимательства, если иное не установлено настоящим Законом.
2. Члены Национальной палаты вправе:
1) пользоваться профессиональной поддержкой и защитой со стороны Национальной палаты, а также услугами, предусмотренными ее уставом;
2) избирать и быть избранными в органы управления;
3) обращаться в Национальную палату с письменными запросами и получать мотивированные ответы в пределах предоставленных Национальной палате полномочий, вносить предложения по совершенствованию организации ее деятельности;
4) участвовать в управлении Национальной палатой в порядке, предусмотренном настоящим Законом и ее уставом;
5) проходить обучение, переподготовку, повышение квалификации, организуемые Национальной палатой;
6) получать квалифицированную информационно-аналитическую поддержку, в том числе услуги независимых экспертов различного профиля;
7) заслушивать отчеты о финансовой деятельности Национальной палаты в порядке, предусмотренном ее уставом;
8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан.
3. Члены Национальной палаты обязаны оплачивать обязательные членские взносы.
4. Члены Национальной палаты равны в своих правах.
5. Национальная палата не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность субъектов предпринимательства, нарушать их права и законные интересы.
6. Урегулирование споров осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 28. Обязательные членские взносы
1. Порядок уплаты обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей и максимальное значение их размеров устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
2. Размер обязательных членских взносов, утверждаемый съездом, ежегодно в срок до 1 июля публикуется Национальной палатой в средствах массовой информации.
3.Плательщиками обязательных членских взносов являются:
1) субъекты предпринимательства с совокупным годовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя за предшествующий отчетному календарный год, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января предшествующего отчетного календарного года;
2) субъекты предпринимательства с совокупным годовым доходом свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя и не превышающим трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя за предшествующий отчетному календарный год, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января предшествующего отчетного календарного года;
3) субъекты предпринимательства с совокупным годовым доходом свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя за предшествующий отчетному календарный год, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января предшествующего отчетного календарного года.
4. Национальная палата ежегодно в срок до 1 июля выставляет счет субъектам предпринимательства для осуществления расчета по обязательному членскому взносу на основании сведений, представленных налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
5. Субъекты предпринимательства уплачивают обязательные членские взносы ежегодно в срок до 31 декабря.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о Национальной палате
Нарушение законодательства Республики Казахстан о Национальной палате влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 30. Переходные положения
1. Юридические лица, зарегистрированные до введения в действие настоящего Закона с использованием в своих наименованиях слов и словосочетаний «Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан», «Национальная палата предпринимателей», подлежат государственной перерегистрации в течение трех месяцев со дня введения в действие настоящего Закона в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Торгово-промышленная палата Республики Казахстан и территориальные торгово-промышленные палаты подлежат ликвидации по истечении года со дня введения в действие настоящего Закона в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При ликвидации Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан и территориальных торгово-промышленных палат оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит передаче в Национальную палату.
3. Положения, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, вступают в действие по истечении года со дня введения в действие настоящего Закона.
4. Положения, предусмотренные пунктом 2 статьи 10 и пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона, вступают в действие с 1 января 2014 года.
Статья 31. Учредительный и переходный периоды
1. Для обеспечения создания и функционирования Национальной палаты устанавливаются учредительный период один год и переходный период до пяти лет со дня введения в действие настоящего Закона.
2. Учредителями Национальной палаты предпринимателей являются Правительство Республики Казахстан и ассоциация (союз), имеющая филиалы во всех областях, городе республиканского значения, столице, а также опыт аккредитации в центральных исполнительных органах не менее пяти лет.
3. Учредители Национальной палаты:
1) утверждают устав Национальной палаты;
2) совместным решением назначают членов президиума Национальной палаты, за исключением председателей региональных советов, входящих в состав президиума по должности.
4. Полномочия съезда, отнесенные настоящим Законом и уставом Национальной палаты к его компетенции, в течение учредительного периода возлагаются на президиум Национальной палаты.
5. Правление и ревизионная комиссия назначаются президиумом Национальной палаты на сроки, установленные настоящим Законом. По представлению правления президиум назначает дирекцию соответствующих региональных палат и членов региональных советов.
6. Назначенные члены региональных советов избирают своих председателей. Председатели региональных советов входят в состав президиума после их избрания.
7. Руководители соответствующих филиалов назначаются президиумом по представлению Правления.
8. Съезд созывается по истечении учредительного периода с учетом требования настоящего Закона. В течение первого созыва съезда органы управления не избираются.
9. Субъекты предпринимательства, указанные в подпункте 1) пункта 3 статьи 28 настоящего Закона, освобождаются от уплаты обязательных членских взносов в течение переходного периода.
По истечении переходного периода решение об освобождении от уплаты членских взносов принимается съездом Национальной палаты.
10. Переходный период считается истекшим с момента формирования региональных советов в областях, городе республиканского значения и столицы с учетом требований статьи 25 настоящего Закона и созыва очередного съезда.
11. По истечении переходного периода Правительство Республики Казахстан выходит из состава учредителей Национальной палаты.
Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 3 мая 2005 года «О торгово–промышленных палатах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 9, ст. 25; 2009 г., № 25-16, ст. 74; № 17, ст. 80; 2010 г., № 5, ст. 23; № 15, ст. 71) по истечении года со дня введения в действие настоящего Закона.
Президент
Республики Казахстан