Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 22.08.2019 № 622 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!Вводится в действие с 1 января 2014 года.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 6 статьи 16-6 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила профессиональной подготовки и поддержания квалификации государственных авиационных инспекторов.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
С. Ахметов |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1212 |
Правила профессиональной подготовки и поддержания
квалификации государственных авиационных инспекторов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила профессиональной подготовки и поддержания квалификации государственных авиационных инспекторов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) пункта 6 статьи 16-6 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Настоящие Правила определяют порядок профессиональной подготовки и поддержания профессионального уровня квалификации государственных авиационных инспекторов Республики Казахстан.
3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) государственный авиационный инспектор - должностное лицо уполномоченного органа в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченный орган), уполномоченное на осуществление государственного контроля и надзора в области использования воздушного пространства;
2) квалификация – обладание необходимым уровнем знаний, умений и навыков, требуемых для эффективного выполнения своих служебных задач и функций;
3) квалификационная отметка – запись, сделанная в свидетельстве и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;
4) стажировка - обучение государственного авиационного инспектора на рабочем месте под руководством лица, обеспечивающего обучение, в целях практического овладения методами государственного контроля и надзора за деятельностью гражданской и экспериментальной авиации;
5) первоначальная подготовка – процесс профессионального образования государственного авиационного инспектора, с целью осуществления им функций государственного контроля и надзора в сфере гражданской и экспериментальной авиации;
6) специальная подготовка (переподготовка) – процесс обучения государственного авиационного инспектора, направленный на приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, умений и навыков, обусловленный внедрением новых требований;
7) поддержание профессионального уровня – процесс обучения государственного авиационного инспектора, целью которого являются обновление, расширение и углубление профессиональных знаний, умений и навыков;
8) теоретическая подготовка – этап процесса профессиональной подготовки государственного авиационного инспектора, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания в соответствии с утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации программами обучения;
9) тренажерная подготовка – этап процесса профессиональной подготовки государственного авиационного инспектора, при прохождении которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические умения и навыки с помощью различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров);
10) индивидуальная программа – программа, ориентированная на изучение правил и процедур работы государственного авиационного инспектора, изучение вопросов документирования результатов инспекции, взаимодействия с другими государственными органами, использования государственными авиационными инспекторами своих полномочий, формирования навыков разработки отраслевых и государственных программ, направленных на повышение уровня безопасности полетов и авиационной безопасности, а также разработку профилактических мероприятий на материалах расследования авиационных происшествий и других неблагоприятных событий;
11) курс – процесс обучения государственного авиационного инспектора, целью которого являются обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства;
12) ИКАО – международная организация гражданской авиации.
4. Подготовка государственных авиационных инспекторов проводится в сертифицированных уполномоченным органом авиационных учебных центрах.
5. В соответствии с требованиями Doc8335 "Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора" утвержденного Генеральным секретарем ИКАО, для осуществления функций государственного контроля государственные авиационные инспекторы, при обучении проходят дополнительные или расширенные программы углубленного изучения отдельных вопросов по следующими направлениям:
1) обеспечение контроля производства полетов;
2) поддержание летной годности воздушных судов;
3) обеспечение контроля воздушных судов иностранных авиаперевозчиков;
4) обеспечение контроля безопасности полетов на перроне аэродромов;
5) обеспечение контроля полетов на аэродромах (вертодромах) и площадках;
6) обеспечение контроля выполнения правил воздушной перевозки;
7) обеспечение контроля авиационной безопасности;
8) обеспечение контроля аварийно-спасательного обеспечения полетов;
9) обеспечение контроля системы выдачи свидетельств авиационного персонала;
10) обеспечение контроля расследования авиационных происшествий и инцидентов.
6. Государственные авиационные инспектора, которые в соответствии с требованиями приложения 1 к Конвенции ИКАО должны иметь соответствующие действующие свидетельства авиационного персонала, проходят обучение для поддержания квалификации и продления их срока действия в соответствии с Правилами по организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
Государственные авиационные инспектора, непосредственно связанные с выполнением и обеспечением полетов воздушных судов и их техническим обслуживанием, обслуживанием воздушного движения, допускаются к профессиональной деятельности при наличии действующего свидетельства на право осуществления такой деятельности и соответствии состояния здоровья установленным требованиям.
Требования по состоянию здоровья, предъявляемые к государственным авиационным инспекторам, подлежащим обязательному медицинскому освидетельствованию, устанавливаются Правилами медицинского освидетельствования и осмотра в гражданской авиации Республики Казахстан, разработанными на основе стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Соответствие состояния здоровья лица, относящегося к авиационному персоналу, подтверждается медицинским заключением, являющимся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
Сноска. Пункт 6 в редакции постановления Правительства РК от 17.11.2017 № 757 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 2. Порядок профессиональной подготовки
и поддержания квалификации государственных авиационных инспекторов
7. Подготовка государственных авиационных инспекторов производится по программам первоначальной подготовки и повышения квалификации, утвержденным уполномоченным органом.
Периодичность и объем подготовки устанавливаются уполномоченным органом.
8. После окончания курса профессиональной подготовки и поддержания квалификации государственным авиационным инспекторам выдается документ (сертификат) авиационным учебным центром, подтверждающий прохождение соответствующего курса.
9. Выполнение функций по контролю и надзору выполнения требований законодательства Республики Казахстан и контролю обеспечения безопасности полетов в организациях и предприятиях гражданской авиации, включая инспектирование воздушных судов и их экипажей по направлениям, государственными авиационными инспекторами допускается после прохождения ими полного курса профессиональной подготовки с выдачей документов установленного образца (сертификаты, свидетельства, лицензии).
10. Первоначальная подготовка состоит из следующих обязательных видов подготовки:
1) теоретическое обучение по индивидуальной программе, исходя из уровня подготовленности государственного авиационного инспектора, и тестирование его знаний по функциональным обязанностям в уполномоченном органе в сфере гражданской авиации;
2) обучение на соответствующих курсах подготовки инспекторского состава (базовый инспекторский курс);
3) стажировка государственного авиационного инспектора в рабочих условиях для выполнения сертификации, проверок, надзора и контроля под руководством назначенных лиц соответствующего структурного подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.
11. Повышение квалификации и поддержание профессионального уровня осуществляется путем:
1) участия в курсах, семинарах, обучениях, проводимых международными организациями гражданской авиации либо авиационными учебными центрами, производителями авиационной техники по вопросам деятельности гражданской авиации;
2) прохождения тренажерной подготовки с использованием авиационных тренажеров.
Подтверждение профессионального уровня определяется путем тестирования в соответствии с квалификационными требованиями и выдачей документов установленного образца (сертификаты, свидетельства, лицензии).
12. Специальная подготовка (переподготовка) осуществляется в случаях существенных изменений законодательства в сфере гражданской авиации, введения новых требований и процедур, касающихся обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и требующих у государственного авиационного инспектора новых знаний и навыков.
13. Стажировка на рабочем месте производится под руководством государственного авиационного инспектора, назначенного руководителем уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.
Государственный авиационный инспектор, в течение шести месяцев не принимавший практического участия в выполнении контроля обеспечения безопасности полетов в организациях и предприятиях гражданской авиации, включая инспектирование воздушных судов и их экипажей, допускается к проведению контроля обеспечения безопасности полетов только после прохождения стажировки.
3. Планирование профессиональной подготовки и
поддержания квалификации государственных авиационных инспекторов
14. Потребности в профессиональной подготовке и поддержании квалификации государственных авиационных инспекторов определяются уполномоченным органом, исходя из требований к выполнению функциональных обязанностей и поставленных задач, а также на основании движения кадров в соответствии со штатным расписанием.
15. Планирование обучения персонала проводится с целью обеспечения непрерывного теоретического и практического обучения государственных авиационных инспекторов, а также осуществления контроля и регулирования учебного процесса.
План обучения государственных авиационных инспекторов содержит следующие сведения:
1) наименование программы подготовки;
2) наименование курсов повышения квалификации;
3) форму обучения (групповая, индивидуальная);
4) количество обучающихся;
5) продолжительность обучения.
4. Учет информации о прохождении профессиональной
подготовки и поддержании квалификации
16. Учет информации (сохранение записей) о прохождении государственными авиационными инспекторами профессиональной подготовки и поддержании квалификации осуществляется кадровой службой уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.
При этом информация об уровне подготовки и профессиональной деятельности государственных авиационных инспекторов постоянно актуализируется.