Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1002 «Об утверждении Программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы» следующие изменения:
в текст заголовка внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не изменяется;
в Программе по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной указанным постановлением:
в разделе 1. «Паспорт программы»:
подраздел «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«1. Увеличение валовой добавленной стоимости в машиностроении на 70 % в реальном выражении к уровню 2008 года.
2. Увеличение производительности труда в отрасли машиностроения в 2,3 раза в реальном выражении к уровню 2008 года.
3. Обеспечение прироста доли отечественного производства машиностроения в общем объеме ресурсов отрасли в 1,5 раза к уровню 2008 года.»;
в разделе 3. «Анализ текущей ситуации»:
подраздел 3.3.6 изложить в следующей редакции:
«3.3.6 Автомобилестроение
Автомобильный парк
Сегмент автомобилестроения Республики Казахстан обладает наибольшим внутренним спросом в отрасли, и в 2008 году составил 16 % от всего объема машиностроительной продукции, при этом в период 2004 – 2007 годы рынок рос на 28 % в год благодаря увеличению доходов населения, и как следствие, покупкам легковых автомобилей.
Общее количество транспортных средств в Республике Казахстан увеличилось с 1,4 млн. автомобилей в 1991 году до 4 млн. автомобилей в 2011 году, в том числе 3,5 млн. легковых автомобилей, 414 тыс. грузовиков и 98 тыс. автобусов.
Обеспеченность автотранспортными средствами на 1000 жителей в Республике Казахстан составляет 242 ед., данный показатель в сравнении с другими странами является низким и свидетельствует о наличии потенциала для роста. С учетом положительной динамики роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) и повышения благосостояния населения Республики Казахстан имеются положительные предпосылки к увеличению внутреннего потребления автомобильной техники.
Таблица 11. Обеспеченность автотранспортными средствами на 1000 жителей в некоторых странах в 2012 году, ед.
Страна |
Ед. |
Страна |
Ед. |
Монако |
908 |
Суринам |
282 |
США |
802 |
Мексика |
276 |
Исландия |
746 |
Россия |
271 |
Люксембург |
739 |
Сербия |
252 |
Новая Зеландия |
718 |
Казахстан |
242 |
Франция |
598 |
Таиланд |
165 |
Германия |
564 |
Украина |
158 |
Великобритания |
523 |
Китай |
47 |
Источник: АА «Автостат»
Легковые автомобили
Формирование автомобильного рынка Республики Казахстан происходит за счет:
внутреннего производства автомобилей;
импорта новых автомобилей;
импорта подержанных автомобилей.
В период 2007 – 2010 гг. автомобильный рынок Республики Казахстан испытывал негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса, замедлившего темпы роста национальной экономики. Так, по итогам 2009 года объемы сбыта новых легковых автомобилей в республике продемонстрировали отрицательный рекорд – 14,8 реализованных единиц. Последующее восстановление потребительской активности и изменение таможенно-тарифного режима в рамках Таможенного союза обеспечили пятикратный рост рынка в период с 2010 по 2012 годы.
Структура парка в разрезе сроков эксплуатации
Структура парка легковых автомобилей в разрезе сроков эксплуатации представлена в таблице.
Таблица 11-1. Количество легковых автомобилей в разрезе срока эксплуатации, тыс. ед.
Страна |
Всего |
не более |
более 3 лет, |
более 7, |
более 10 |
прочие |
Республика |
3 503 |
108,4 |
360,5 |
247,0 |
2 774,9 |
12,3 |
Источник: Министерство внутренних дел РК.
По возрастному составу автопарк Республики Казахстан в основном состоит из автомобилей, срок службы которых свыше 10 лет, удельный вес автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, составляет 79 %. Доля автомобилей со сроком эксплуатации более 3 лет, но не более 7 лет равна 10 %. На долю автомобилей со сроком эксплуатации более 7, но не более 10 лет приходится порядка 7 % парка автомобилей.
Количество автомобилей со сроком эксплуатации не более 3 лет составляет 3 % от общего количества.
Продажа новых автомобилей
Темпы роста продаж по отношению к 2010 году увеличились. За 2011 год в Республике Казахстан было реализовано 37 409 официально представленных автомобилей, что на 116,1 % больше чем в 2010 году. В 2012 году официальные продажи новых автомобилей составили 85,7 тыс. ед.
Сравнивая продажи официальных дилеров Республики Казахстан в разрезе по странам, к которым относится бренд, заметна следующая тенденция:
высокий рост продаж автомобилей из стран Содружества независимых государств (далее – СНГ). Существенную долю продаж занимает «Lada» из-за своей стоимости и производства на территории РК;
рост продаж корейских марок автомобилей, благодаря производству на территории Республики Казахстан таких брендов, как «Chevrolet», «KIA» и «Ssang Yong», и выходу на рынок бюджетного седана «Hyundai Accent» и «KIA Rio», производство которого налажено в Российской Федерации (далее – РФ).
Структура продаж
За 2012 год наиболее продаваемые автомобили были сосредоточены в сегменте «С класс», «В класс», и SUV. В сегмент «В класс», «С класс» входят следующие модели: «Lada Priora» – 13,99 %, «Lada Samara» – 13,42 %, «Daewoo Nexia» – 6,95 %, «Lada Granta» – 5,54 %, «Hyundai Accent» – 4,93 %, «Kia Cerato» – 2,53 %, «ZAZ Chance» – 2,24 %, «Chevrolet Cruze» – 2,12 %, «Toyota Corolla» – 1,45 %, «Chevrolet Aveo» – 0,93 %,
За 2012 год среди автомобилей повышенной проходимости спросом пользовались «компактные» SUV, где лидером являлась «Lada 4х4» – 5,3 %, далее одной из моделей-лидеров являлась «NIVA Chevrolet» – 1,46 %, «Nissan Juke» – 1,43 %, «Hyundai Tucson» – 0,97 %.
Наибольшие продажи среди «среднеразмерных» SUV распределились следующим образом: «Toyota Prado» – 1,72 %, «SsangYong Kyron» – 1,31 %, «KIA Sorento» – 0,9 %, «UAZ Hunter» – 0,79 %.
Импорт легковых автомобилей
До начала 2010 года автомобильный рынок Республики Казахстан представлял собой один из самых либеральных рынков среди стран СНГ. Это объяснялось низким уровнем ввозных пошлин, отсутствием барьеров на ввоз автомобилей бывших в эксплуатации из дальнего зарубежья, отсутствием налоговой системы, стимулирующей обновление парка. Это привело к доминированию на автомобильном рынке Республики Казахстан автомобилей бывших в эксплуатации, ввозимых из стран дальнего зарубежья.
Таблица 11-2. Динамика импорта легковых автомобилей за 2006 – 2012 годы, ед.
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Новые автомобили |
Количество, |
43,8 |
79,4 |
35,7 |
20,5 |
22,6 |
40,5 |
74,7 |
Рост, % |
18,9 |
81,34 |
-56 |
-43 |
10 |
79 |
85 |
|
Автомобили |
Количество, |
353,2 |
309,2 |
119,6 |
91,2 |
150 |
200,1 |
6,4 |
Рост, % |
76,3 |
-12,4 |
17 |
-24 |
64 |
33 |
-97 |
До вступления страны в Таможенный союз и вступления в силу Единых таможенных тарифов рынок новых автомобилей развивался достаточно медленно, испытывая давление со стороны автомобилей бывших в эксплуатации. Вступление страны в Таможенный союз позволило автомобильному рынку Республики Казахстан переориентироваться на продажу в основном новых автомобилей, и как следствие, ускорить модернизацию парка, увеличить производство автомобилей внутри Республики Казахстан.
Факторы, влияющие на продажи новых легковых автомобилей на рынке Республики Казахстан
На спрос автомобильной техники существенное влияние оказывают экономические, социальные факторы, а также изменения таможенного режима. Так, в 2008 году в Республике Казахстан существовали пессимистические ожидания в отношении финансового кризиса, в результате чего существенно снизилось потребление автомобилей. В 2010 году количество реализованных автомобилей было сопоставимо с реализацией в 2009 году. При этом динамика спада поменялась на рост. Статистические данные за 2010 и 2011 годы показывают стабильный рост продаж. При этом спрос смещается в сторону новых автомобилей. Еще более явно эта тенденция наблюдалась в 2012 году.
Основные события, оказавшие прямое влияние на автомобильный рынок Республики Казахстан:
1. Посткризисное восстановление экономики Республики Казахстан и как следствие повышение покупательской активности населения.
2. Установление заградительных пошлин на ввоз поддержанных автомобилей, а также другие изменения, связанные с интеграцией Республики Казахстан в Таможенном союзе.
3. Развитие производства моделей популярных марок.
4. Запрет на ввоз автомобилей с правым расположением руля.
5. Закуп государственными органами отечественных автомобилей.
Коммерческие автомобили
Парк грузовых автомобилей
По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан по состоянию на 1 декабря 2011 года автомобильный парк Республики Казахстан насчитывал 414 тыс. ед. грузовых автотранспортных средств. Из них 58,2 % составляли грузовые автомобили, находящиеся в индивидуальном владении.
Таблица 11-3. Наличие грузовых автомобилей в Республике Казахстан, ед.
Страна |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Республика Казахстан |
223 063 |
224 872 |
281 538 |
311 828 |
359 194 |
414 332 |
410 793 |
397 598 |
414 018 |
Источник: Агентство по статистике РК.
Парк автобусов
В 2011 году в Республике Казахстан автобусный парк составлял 98 441 ед. За период с 2003 по 2011 годы наблюдается стабильный рост количества автобусов в Республике Казахстан. За указанный период количество автобусов увеличилось на 60 %.
Таблица 11-4. Наличие автобусов в Республике Казахстан, ед.
Страна |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Республика |
61 391 |
62 894 |
65 698 |
75 042 |
83 372 |
89 220 |
94 824 |
93 956 |
98 441 |
Источник: Агентство по статистике РК.
Импорт коммерческой техники в 2011 году
В 2011 году в Республике Казахстан импортировано коммерческой техники в количестве 25 773 ед., на общую сумму 783 622,7 тыс. долл. США. Новой коммерческой техники импортировано в количестве 19 107 ед., на общую сумму 766 474 тыс. долл. США.
Наибольшую долю в импорте новой коммерческой техники занимали Российская Федерация и Китай. Общая доля указанных стран составила 79,4 % от общего объема импорта.
Бывшей в эксплуатации коммерческой техники импортировано в количестве 6 666 ед., на общую сумму 17 148 тыс. долл. США.
Наибольшую долю в импорте бывшей в эксплуатации коммерческой техники занимают США, Германия и Российская Федерация. Общая доля указанных стран равна 94,4 % от общего объема импорта.
Диаграмма 1. Динамика импорта коммерческой техники за 2010 – 2011 годы, ед.
Источник:
2010 г. – данные по внешней и взаимной торговле со странами Таможенного союза – Комитет таможенного контроля МФ РК
2011 г.– данные по внешней и взаимной торговле со странами Таможенного союза – Комитет таможенного контроля МФ РК
С июля 2011 года – данные по взаимной торговле со странами Таможенного союза – Агентство по статистике РК.
Текущее состояние казахстанской автомобильной промышленности
Несмотря на увеличение собственного производства транспортных средств, объемы производства остаются сравнительно низкими, и импорт транспорта составляет немногим менее 80 % от общего спроса. Объем производственной мощности по выпуску транспортных средств в Республике Казахстан составляет более 80 тыс. ед. в год, автомобильные компании планируют увеличить свои объемы выпуска в соответствии с возрастающим спросом.
Существующие в Республике Казахстан автосборочные производства на данном этапе осуществляют SKD производство (крупноузловая сборка), включающее в себя сборочные операции по монтажу двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы выпуска в кузов автомобиля, коммутации электропроводки и соединения гидросистем с последующей заправкой и диагностикой всех систем и испытания автомобиля. Исключением является производство автобусов, где производится сварка и окраска кузова автобуса.
Данный этап является начальным, базовым этапом для предприятий, осуществляющих лицензионную сборку техники мировых производителей. В настоящее время фактически все автокомпоненты, предназначенные для сборки, импортируются с головных автосборочных предприятий.
Производство основных видов продукции автомобилестроения приводится в таблице 11-5.
Таблица 11-5. Производство продукции автомобилестроения
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Автомобили легковые пассажирские, штук |
3 271 |
1 245 |
3 176 |
8 195 |
19 256 |
Автомобили для перевозки десяти или |
115 |
2 |
40 |
98 |
107 |
Автомобили грузовые, штук |
1 013 |
353 |
501 |
795 |
1 698 |
Автомобили специальные и |
61 |
80 |
114 |
183 |
199 |
Прицепы и полуприцепы; |
57 |
38 |
46 |
50 |
53 |
Таблица 11-6. Действующие автомобильные производства
Компания |
Текущее состояние |
||||
Техно- |
Модельный ряд |
Проект- |
Объем |
Локализация |
|
«АЗИЯ АВТО» |
SKD |
Количество моделей - |
60 000 |
2011 – |
По адвалорной |
«Агромаш |
SKD |
Количество моделей - |
7 000 |
2011 – 869 |
По адвалорной |
«Daewoo Bus |
СKD |
Количество моделей - |
1 200 |
2011 – 98 |
25 % за счет |
«СемАЗ» |
SKD |
Количество моделей - |
2 000 |
2011 – 39 |
По адвалорной |
«КАМАЗ- |
SKD |
Количество моделей и |
2000 |
2011 – 795 |
По адвалорной |
«Hyundai Auto |
SKD |
Количество моделей - |
10 000 |
2011 – 64 |
По адвалорной |
«СарыАрка |
SKD |
УАЗ Патриот, Пикап. |
18 000 |
2011 – 0 |
По адвалорной |
«КазБелАЗ» |
SKD |
KAZBELAZ |
35 ед./год |
2011 – |
По адвалорной |
Базовым сценарием развития автомобильного рынка Республики Казахстан является его рост до 2020 года. К 2020 году внутренние продажи новых автомобилей составят 300 тыс. ед. в год, а продажи автомобилей бывших в эксплуатации составят 62,5 тыс. ед.
Таблица 11-7. Прогноз продаж новых автомобилей на рынке Республике Казахстан, тыс. ед.
Вид автотранспортных |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Легковые автомобили |
112,2 |
125,4 |
141,5 |
162,7 |
183,6 |
201,8 |
230,9 |
258,3 |
Коммерческий транспорт |
13,6 |
16,4 |
19,4 |
24,5 |
27,9 |
32,5 |
36,7 |
41,4 |
Итого |
125,8 |
141,8 |
160,9 |
187,2 |
211,5 |
234,5 |
267,6 |
299,7 |
Примечание: Коммерческий транспорт: автобусы и грузовые автомобили, которые включают специальные транспортные средства
В соответствии с нейтральным сценарием экономика Республики Казахстан будет демонстрировать темпы роста, имевшиеся до финансового кризиса.
Условия для реализации сценария:
Автомобильная промышленность включена в число стратегических отраслей, которые поддерживаются для совершенствования отраслевой структуры экономики. Правительство Республики Казахстан предоставляет субсидии на покупку новых автомобилей с утилизацией подержанных транспортных средств возрастом более 12 лет в течении переходного периода после вступления во Всемирную торговую организацию.
Увеличиваются государственные закупки автотранспортных средств, которые производятся в Республике Казахстан. Частные финансовые компании предоставляют займы по низким процентным ставкам для потребителей с высокими возможностями кредитования. Автопроизводители Республики Казахстан повышают эффективность сборки за счет инноваций, повышают производительность труда квалифицированных сотрудников и укрепляют конкурентоспособность цен за счет экономии от масштаба производства.»;
дополнить подразделом 3.3.7:
«3.3.7. Анализ инновационно-технического развития отрасли (сектора), включая перечень критических технологий, реализуемых через целевые технологические программы».
При реализации инновационной политики в отрасли машиностроения приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений, в том числе определенных по итогам технологического прогнозирования следующих критических технологий: технологии механоактивации, производства композитных деталей, защиты материалов от механических, химических, термических воздействий, технологии 3D-принтинга, сборки узлов, производство отдельных узлов и агрегатов, комплектующих, изготовления цельнокатаных колес и центров, восстановления и испытаний газотурбинных двигателей.
в разделе 4. «Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы»:
подраздел «Целевые индикаторы» изложить в следующей редакции:
«Целевые индикаторы
1. Увеличение валовой добавленной стоимости в машиностроении на 70 % в реальном выражении к уровню 2008 года.
2. Увеличение производительности труда в отрасли машиностроения в 2,3 раза в реальном выражении к уровню 2008 года.
3. Обеспечение прироста доли отечественного производства машиностроения в общем объеме ресурсов отрасли в 1,5 раза к уровню 2008 года.
Ожидаемые показатели результатов от реализации Программы приводятся в таблице 12.
Таблица 12. Ожидаемые показатели результатов от реализации Программы
№ |
Основные показатели |
Ед. |
Ожидаемые результаты |
||||
1 |
Транспортное машиностроение, |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
уровень локализации |
% |
- |
5 |
10 |
20 |
30 |
|
производство |
ед. |
- |
70 |
100 |
150 |
200 |
|
производство вагона-хоппера |
ед. |
- |
- |
200 |
400 |
600 |
|
2 |
Сельскохозяйственное |
||||||
производство комбайнов |
ед. |
- |
258 |
565 |
590 |
650 |
|
производство тракторов* |
ед. |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Примечание: * ежегодное планируемое производство»;
заголовок раздела «5. Основные направления развития отрасли» изложить в следующей редакции:
«5. Этапы реализации Программы»;
раздел «5. Этапы реализации Программы» изложить в следующей редакции:
«5. Этапы реализации Программы
Выполнение Программы будет осуществляться посредством Плана мероприятий по ее реализации.
Первый этап (2010 – 2011 годы) – проведение технологического аудита машиностроительных предприятий, создание отраслевых конструкторских бюро и укрепление инфраструктуры отрасли.
Цели и результаты первого этапа:
увеличение валовой добавленной стоимости на 10 % к 2012 году (таблица 13);
прирост объема производства машиностроительной продукции на 10 % к 2012 году (таблица 13);
увеличение производительности труда в отрасли на 64 % к 2012 году (таблица 13).
Второй этап (2012 – 2014 годы) – реализация потенциала машиностроительных предприятий, интенсивный рост. На этом этапе происходят распространение полученных на первом этапе позитивных результатов, системное укрепление существующих и создание новых инфраструктур для поддержки отрасли, системное укрепление отрасли, освоение новых видов продукции для нефтегазового, горно-металлургического, сельскохозяйственного, электротехнического и железнодорожного машиностроения.
Цели и результаты второго этапа:
увеличение валовой добавленной стоимости на 70 % (таблица 13);
прирост доли отечественного производства машиностроения в общем объеме ресурсов отрасли в 1,5 раза к уровню 2008 года % (таблица 13);
увеличение производительности труда в отрасли в 2,3 раза (таблица 13).
Таблица 13. Этапы реализации Программы
№ |
Основные показатели |
2008 |
2009 |
Ожидаемые результаты |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1 |
Увеличение валовой |
100 |
83,6 |
111,2 |
131,1 |
151,7 |
162,1 |
170 |
2 |
Увеличение |
100 |
94,1 |
137,3 |
168,9 |
212,5 |
222,1 |
231 |
3 |
Доля отечественного |
8,1 |
7,2 |
8,9 |
11,5 |
11,7 |
11,9 |
12,1 |
Для достижения показателей результатов необходимо выполнение следующих основных мероприятий по развитию отрасли:
1. Модернизация действующих предприятий с целью создания гибких производств по расширению выпускаемого ассортимента и освоение новых видов машиностроительной продукции.
Модернизация действующих предприятий и реструктуризация существующих предприятий будет осуществляться по результатам проведения технологического аудита машиностроительных предприятий, путем предоставления инновационных грантов на покупку/внедрение перспективных технологий, внедрения управленческих технологий, обеспечивающих оптимизацию производственных процессов.
К 2014 году будут модернизированы производственные мощности АО «Усть-Каменогорский арматурный завод», город Усть-Каменогорск.
Также будут модернизированы торгово-сервисные центры по обслуживанию сельскохозяйственной техники АО «АгромашХолдинг», город Костанай.
2. Организация крупных сборочных производств с увеличением уровня локализации через освоение производства деталей и комплектующих.
В рамках инвестиционных проектов, вошедших в Карту индустриализации Казахстана на 2010 – 2014 годы, предусматривается реализация проектов по организации крупных сборочных производств с увеличением уровня локализации через освоение производства деталей и комплектующих, такие как: «Производство пассажирских вагонов», «Организация производства электровозов», «Строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в городе Усть-Каменогорск». Основные инвестиционные проекты в отрасли приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
3. Создание новых современных предприятий по производству машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью и развитию сервисных услуг (инжиниринга).
В транспортном машиностроении к 2015 году будет организовано сборочное производство легковых автомобилей и комплектующих с доведением уровня локализации до 30 %.
В рамках инвестиционных проектов, вошедших в Карту индустриализации Казахстана на 2010 – 2014 годы, планируется реализация инвестиционного проекта в городе Усть-Каменогорске на базе АО «АЗИЯ АВТО», где будет организовано производство комплектующих, в том числе: изделий из пластика (бампера, панели), резинотехнические изделия, выхлопные системы, топливные баки. Объем инвестиций на реализацию данного проекта составит 74 млрд. тенге.
В железнодорожном машиностроении будет увеличено производство локомотивов, грузовых вагонов. Будет освоено производство специализированной платформы с последующим увеличением мощности до 200 единиц в год, вагона-хоппера до 600 единиц в год. Будет организовано производство стального литья для нужд железнодорожного машиностроения.
ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», город Экибастуз по производству грузовых вагонов, мощностью 2500 единиц в год. Объем инвестиций составит 7,6 млрд. тенге.
ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», город Астана, по сборочному производству электровозов, мощностью 50 единиц в год. Объем инвестиций составит более 9,9 млрд. тенге.
Кроме того, в городе Астане АО «Локомотив құрастыру зауыты» будет увеличено производство локомотивов.
В городе Петропавловске на базе АО «ЗИКСТО» будет освоено производство специализированной платформы мощностью до 200 единиц в год, вагона-хоппера до 600 единиц в год.
В городе Усть-Каменогорске на базе АО «Востокмашзавод» будет организовано производство крупногабаритного литья, в том числе: рамы боковой, балки надрессорной для нужд железнодорожного машиностроения.
Будет увеличено местное содержание в сборочном производстве вертолетов.
К 2015 году будет проработан вопрос организации центра по сборке и техническому обслуживанию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) двойного назначения.
В сельскохозяйственном машиностроении к 2015 году будет увеличен выпуск продукции в 2 раза.
В городе Костанай на базе АО «АгромашХолдинг» будет увеличено производство комбайнов «Essil» до 650 единиц в год.
В городе Семей на базе ТОО «СемАз» будет организовано производство тракторов «Беларусь» мощностью 1 тыс. единиц в год. Объем инвестиций составит 1,36 млрд. тенге.
В целях обслуживания сельскохозяйственной техники будет создана сеть из девяти торгово-сервисных центров в крупных областях страны, а именно: два в Северо-Казахстанской области, одно в Восточно-Казахстанской области, три в Акмолинской области, по одному в Костанайской, Западно-Казахстанской и Алматинской областях.
В нефтегазовом машиностроении к 2015 году будет увеличено производство трубопроводной арматуры, жидкостных насосов и бурильных машин.
В городе Алматы на базах АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения», АО «Совместное предприятие «Белкамит», АО «Имсталькон»; в городе Усть-Каменогорске на базах АО «Усть-Каменогорский арматурный завод», АО «Востокмашзавод», ТОО «Машзавод»; в городе Петропавловске на базах АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», АО «Мунаймаш», АО «Казнефтегазмаш»; в городе Актобе на базе АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» будет развиваться производство трубопроводной арматуры, жидкостных насосов и мобильно-буровых установок.
В городе Атырау на базе ТОО «Сервисный центр «КазТурбоРемонт» будет организован ремонт и сервисное обслуживание газотурбинных установок и оборудования, в том числе 18 капитальных и 12 текущих ремонтов. Данный проект будет введен путем реализации лицензионного соглашения между компаниями ТОО «КазТурбоРемонт» и германской компанией «Siemens».
В горно-металлургическом машиностроении к 2015 году будет увеличено производство оборудования для горнодобывающей промышленности за счет развития производства машиностроительных предприятий, таких как АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения», ТОО «Целингормаш» (город Степногорск) и предприятиями Карагандинского машиностроительного консорциума.
В электротехническом машиностроении к 2015 году будет увеличено производство аккумуляторов, трансформаторов и изолированных проводов, освоено производство трансформаторов класса напряжения 110 – 220 кВ.
В городе Талдыкорган на ТОО «Кайнар АКБ» будет увеличен производство свинцовых аккумуляторов, мощностью 600 тысяч штук. Объем инвестиций в данное производство составит 570 млн. тенге.
В городе Кентау на АО «КазТрансформатор» будет увеличено производство трансформаторов с 2 млн. кВА в 2010 году до 4 млн. кВА в 2014 году, а также освоено производство трансформаторов напряжением 220 киловольт и выше, мощностью до 1 млн. кВА.
В городе Павлодар на базе АО «Казэнергокабель» и в городе Сарань на базе ТОО «Казцентрэлектропровод», ТОО «EAST INDUSTRY COMPANY ltd» будет увеличено производство изолированных проводов мощностью 33 600 километров в год. Объем инвестиций составит 753 млн. тенге.
В автомобилестроении в целях создания конкурентоспособных преимуществ будет проработан вопрос формирования экосистемы автомобильной промышленности.
Основу создаваемой автомобильной промышленности в Республике Казахстан составляют действующие предприятия, имеющие соглашения о промышленной сборке.
Для содействия инновациям, обеспечения связи и повышения эффективности производства необходимо создание автомобильного кластера на базе существующих автосборочных предприятий, производителей и поставщиков автокомпонентов.
Должны быть созданы условия для прямых инвестиций иностранных автопроизводителей. При этом необходимо ориентироваться на создание совместных предприятий казахстанских и зарубежных автопроизводителей.
Для вновь создаваемых производств будут выработаны условия, согласованные со странами-партнерами по Таможенному союзу.
Автомобилестроительные компании страны будут развиваться в соответствии с собственными маркетинговыми стратегиями по продвижению продуктов на внутреннем и внешних рынках.
Для обеспечения необходимой концентрации средств и эффективности инвестиций в долгосрочной перспективе предприятиям необходимо определить стратегические модели легковых автомобилей, SUV, автобусов, легких грузовых автомобилей и тяжелой техники, производство которых в дальнейшем будет осуществляться с высоким уровнем локализации.
Производство автокомпонентов может быть развито посредством создания вертикально интегрированной системы независимых поставщиков автокомпонентов. Как качественные, так и количественные показатели производства автокомпонентов должны изменяться в зависимости от динамики роста сборочных производств, в целях достижения реальной добавленной стоимости в автомобильной промышленности.
Будут проработаны вопросы по предоставлению государственной поддержки производству автокомпонентов, в том числе через предоставление земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, а также по исключению двойного налогообложения по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операции обмена старых автомобилей на новые (траде-ин).
Будет проработан вопрос по созданию собственной базы для проведения сертификационных и испытательных работ автомобилей в соответствии с международными нормами и правилами, что позволит: поднять уровень качества выпускаемых автомобилей до мирового уровня, избежать зависимости от зарубежных сертификационных и испытательных центров, повысить качество работ по техническому регулированию.
Будет проработан вопрос создания системы утилизации автомобилей, которая должна включать в себя организационные процессы сбора, хранения и утилизации автомобилей.
Будут проработаны вопросы:
возможности возмещения части вознаграждения по кредитам на приобретение новых легковых автомобилей отечественного производства, уплачиваемых заемщиками по Договорам банковского займа.
возможности субсидирования лизинговых сделок на приобретение новой отечественной автомобильной техники, уплачиваемых заемщиками/лизингополучателями в качестве вознаграждения по Договорам банковского займа и Договорам финансового лизинга.
Для обновления автобусного парка будет проработан вопрос возможности субсидирования лизинговых сделок на приобретение новых отечественных автобусов и ограничения срока эксплуатации автобусов для перевозки пассажиров на городских маршрутах до 12 лет, а на междугородних до 15 лет, с установлением обязательства приобретения отечественных автобусов.
В целях ограничения недобросовестной ценовой конкуренции со стороны иностранных производителей, будут проводиться соответствующими государственными органами антидемпинговые расследования.
Реализация инвестиционных проектов
В рамках Карты индустриализации Казахстана на 2010 – 2014 годы будут реализованы инвестиционные проекты:
1) локомотивосборочный завод, город Астана – 100 локомотивов в год и производство деталей и комплектующих на территории СЭЗ города Астаны;
2) сборочное производство автомобилей, Восточно-Казахстанская область – 120 000 автомобилей в год и технопарк по производству деталей и комплектующих.
Основные инвестиционные проекты в отрасли, предлагаемые к реализации, отражены в приложении 2 к настоящей Программе.
В оборонной промышленности к 2015 году будут реализованы программные меры, направленные на решение существующих проблем и создание реального потенциала для значительного увеличения доли местного содержания в государственном оборонном заказе республики.
Основные направления развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана будут определяться наиболее перспективными потребностями в товарах военного назначения военной организации государства.
Государственными органами и оборонными предприятиями будут предприняты эффективные, согласованные меры по увеличению экспорта казахстанской продукции военного назначения.
Будет активизировано взаимодействие государства и оборонного комплекса, направленное на увеличение количества и качества НИОКР в сфере оборонного производства.
Меры по развитию оборонной промышленности будут приняты уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную политику в сфере оборонной промышленности.
Секторальные и проектные меры государственной поддержки
Обеспечение инженерной инфраструктурой
Будут проработаны вопросы обеспечения необходимым земельным участком и инженерной инфраструктурой строительства автозавода и технопарка по производству автокомпонентов в Восточно-Казахстанской области.
Будут проработаны вопросы организации инфраструктуры для развития судостроения в Каспийском регионе.
Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами
Система образования обеспечивает текущие потребности приоритетней подотрасли необходимым количеством кадров. Однако для удовлетворения перспективных потребностей необходимо учесть данные о кадровых потребностях для реализации новых проектов в приоритетных подотраслях.
Таким образом, система образования должна обеспечить квалифицированными кадрами приоритетные подотрасли не только для сегодняшнего, но и будущего развития отрасли в целом.
Потребности интенсивного развития отрасли при открытии новых крупных предприятий потребуют дополнительного количества квалифицированных кадров.
Потребность в кадрах по специальностям для машиностроительной отрасли обеспечивается за счет подготовки кадров в ВУЗах и учебных заведениях ТиПО Казахстана.
В рамках выделенных средств из Республиканского бюджета по программе 005 «Строительство и реконструкция объектов образования и науки» Министерства образования и науки Республики Казахстан в городе Усть-Каменогорске в 2010 году будет начато строительство Межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для машиностроительной отрасли на 700 ученических мест в городе Усть-Каменогорске.
В 2012 году будет введен в эксплуатацию «Центр технологий на транспорте» акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» с возможностью обучения до 15 000 человек в год.
Будет внедрена система прохождения производственной практики на производственных предприятиях сроком на 3 месяца с закреплением индивидуальных руководителей на местах.
Повышение квалификации управленческих кадров на передовых машиностроительных предприятиях развитых стран будет обеспечено за счет собственных средств предприятий.
Так например, управленческие кадры АО «Агромаш Холдинг» будут повышать свою квалификацию в компании «Ssang Yong» (Южная Корея), АО «АЗИЯ АВТО» на заводах концерна «Volkswagen» (Германия),
АО «Daewoo Bus Казахстан» в компании «DaewooBusGlobalCorporation» (Южная Корея), ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» в компании «General Electric» (США) и т.д.
Кадровая потребность крупных инвестиционных проектов по отрасли машиностроение приведена в приложении 1 к настоящей Программе.
Внедрение технических регламентов
В целях повышения качества экспортируемой продукции до уровня мировых аналогов, повышения привлекательности отечественной продукции за рубежом предполагается внедрение технологических регламентов, разработка и внедрение государственных стандартов в соответствии с международными требованиями.
В период с 2010 по 2014 годы в рамках бюджетной программы 013 «Услуги в сфере технического регулирования и метрологии» будут разработаны и внедрены 14 технических регламентов по требованиям к безопасности: автотранспортных средств; пожарной техники для защиты объектов; вентиляционных систем, низковольтного оборудования; сельскохозяйственных и лесозаготовительных тракторов, прицепов и машин; нефтегазопромыслового, бурового, геологоразведочного и геофизического оборудования; стационарных компрессорных холодильных установок; оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства; оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и продукция животноводства; водогрейных и паровых котлов; шахтных подъемных установок, подъемно-транспортных средств; оборудования, работающего под давлением; лифтов, а также 169 стандартов.
В рамках Программы по техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества будут модернизированы государственные эталоны геометрических величин и физико-химических измерений для метрологического обеспечения производства и контроля безопасности и качества продукции машиностроения.
Технические регламенты и стандарты, а также меры ответственности за их неисполнение будут направлены промышленным предприятиям, производящим и потребляющим продукцию машиностроения, специализированным центрам и лабораториям для использования в своей деятельности. Данные документы будут размещены на сайте Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
Соответствующими государственными органами Республики Казахстан будет проводиться активная политика по поддержке интересов отечественных производителей при разработке технических регламентов в рамках Таможенного союза.
Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В целях развития инноваций и содействия технологической модернизации в рамках Программы развития науки, инноваций и содействия технологической модернизации будут созданы 5 конструкторских бюро для обслуживания потребностей предприятий по сегментам: сельскохозяйственное, горно-металлургическое, транспортное и нефтегазовое машиностроение и приборостроение.
Для обновления основных фондов и технологического перевооружения предприятий машиностроения будет организован лизинг оборудования на льготных условиях.
Ежегодно будут выделяться средства для субсидирования ставок по кредитам на замену оборудования, льготного кредитования через АО «Банк Развития Казахстана», АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» и предоставления в лизинг оборудования на льготных условиях.
Уменьшение налогооблагаемого дохода на 50 % от фактически ранее понесенных расходов на выполнение работ, признанных по заключению уполномоченного органа Республики Казахстан в области науки научно-исследовательскими, научно-техническими и (или) опытно-конструкторскими, будет стимулировать развитие НИОКР.
Создание привлекательных условий для прямых инвестиций
Поддержка развития отрасли будет осуществляться путем мониторинга исполнения постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1353 «Об определении мер государственной поддержки категорий отечественных потенциальных поставщиков» для приоритетного закупа товаров, работ и услуг предприятий отрасли недропользователями, национальными компаниями и государственными органами.
Внутренний спрос на сельскохозяйственную технику будет обеспечен за счет приобретения в лизинг техники отечественного производства на льготных условиях на базе акционерного общества «КазАгроФинанс».
Внутренний спрос на отечественную машиностроительную продукцию будет обеспечен через проработку механизма возмещения части вознаграждения по кредитам на приобретение продукции отечественного машиностроения, а также путем проработки вопроса внедрения инструментов лизингового финансирования через институты развития на приобретение новой отечественной автомобильной техники.
На продукцию автомобильного машиностроения будут проработаны вопросы закупа автомобильной техники для государственных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений путем мониторинга исполнения постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1353 «Об определении мер государственной поддержки категорий отечественных потенциальных поставщиков».
В целях поддержки прямых инвестиций на территории СЭЗ «Астана – новый город» будет размещено производство продукции специального и двойного назначения.
Торговая политика
Продвижение казахстанской машиностроительной продукции на рынки Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана.
Предоставление финансовых стимулов для продвижения экспорта казахстанской машиностроительной продукции.»;
раздел 7. «План мероприятий по реализации Программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы» изложить в следующей редакции:
«7. План мероприятий по реализации Программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы»
№ |
Мероприятия |
Форма |
Ответственные |
Срок исполнения |
Предполагаемые |
Источники |
№ |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
всего |
|||||||
1. Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами |
||||||||||||
1 |
Строительство |
Сдача в |
МОН, |
2012-2014 |
в пределах |
№ 005 |
||||||
2 |
Повышение |
Сертификат |
МИНТ |
февраль, |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Собственные |
|
2. Техническое регулирование |
||||||||||||
3 |
Внедрение 14 |
Информация |
МИНТ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
Разработка и |
Информация |
МИНТ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
||
5 |
Модернизация |
Информация |
МИНТ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
6 |
Проработка |
Информация |
МИНТ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
3. Развитие инноваций и содействие технологической модернизации |
||||||||||||
7 |
Создание 5 |
Сдача в |
МИНТ |
февраль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
4. Создание привлекательных условий для прямых инвестиций |
||||||||||||
8 |
Проработка |
Информация |
МИНТ |
февраль, |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
9 |
Проработка |
Предложение в МЭБП |
МИНТ, |
февраль, |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
10 |
Проработка |
Предложение в |
МИНТ |
III |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
||
11 |
Проработка |
Предложение в |
МИНТ |
III |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
||
5. Торговая политика |
||||||||||||
12 |
Продвижение |
Отчет в |
АО «KAZ |
февраль, |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
13 |
Проработать |
Информация |
МЭБП |
II |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
14 |
Проработать |
Информация |
МЭБП |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
|
6. Реализация инвестиционных проектов |
||||||||||||
15 |
Реализация |
Информация |
МИНТ |
февраль, |
22773,4 |
263830 |
54380 |
9261 |
75097,75 |
425342,15 |
100 – РБ |
|
7. Утилизация старых автомобилей |
||||||||||||
16 |
Проработать |
Информация |
МИНТ |
IV |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
РК |
– |
Республика Казахстан |
МИНТ |
– |
Министерство индустрии и новых технологий |
МЭБП |
– |
Министерство экономического и бюджетного |
МОН |
– |
Министерство образования и науки Республики |
МОСВР |
– |
Министерство окружающей среды и водных ресурсов |
МФ |
– |
Министерство финансов Республики Казахстан |
КТРМ |
– |
Комитет технического регулирования и метрологии |
АО «ФНБ |
– |
акционерное общество «Фонд национального |
АО «KAZNEX |
– |
акционерное общество «Национальное агентство по |
Акимат ВКО |
– |
акимат Восточно-Казахстанской области |
».
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов