Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
естественных монополий и регулируемых рынков
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 16, ст. 214; 1999 г., № 19, ст. 646; 2000 г., № 3-4, ст. 66; 2001 г., № 23, ст. 309; 2002 г., № 23-24, ст. 193; 2004 г., № 14, ст. 82; № 23, ст. 138, 142; 2006 г., № 2, ст. 17; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 13, ст. 87; 2007 г., № 3, ст. 20; № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г., № 11-12, ст. 54; № 13-14, ст. 62; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 20, 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 112; № 16, ст. 129; 2012 г., № 2, ст. 9, 15; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30; № 11, ст. 80; № 12, ст. 85; № 15, ст. 97; 2013 г., № 4, ст. 21; № 10-11, ст. 56; № 15, ст. 79, 82; № 16, ст. 83; 2014 г., № 1, ст. 4; Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 15 марта 2014 г.):
1) в статье 3:
подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:
«3) публичные слушания - процедура обсуждения проекта тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, а также проекта цены на товары (работы, услуги) субъекта регулируемого рынка в области электроэнергетики с приглашением депутатов, представителей государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов естественных монополий;
4) инвестиционная программа - программа вложения и возврата средств, направленных на расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, а также на создание новых активов субъекта естественной монополии, регулируемого рынка, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов;»;
подпункт 7) исключить;
подпункт 23) изложить в следующей редакции:
«23) техническая экспертиза - анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов региональной электросетевой компании и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);»;
дополнить подпунктами 32) и 33) следующего содержания:
«32) экспертный совет — консультативно-совещательный орган, создаваемый при уполномоченном органе в целях повышения прозрачности проводимых экспертиз проектов тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет субъектов естественных монополий, в состав которого входят независимые эксперты;
33) независимый эксперт - физическое лицо, являющееся членом Экспертного совета при уполномоченном органе, имеющее высшее экономическое и (или) техническое образование для проведения экспертизы проектов тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет субъектов естественных монополий;»;
2) в пункте 1 статьи 4:
подпункты 1) и 2) изложить в следующей редакции:
«1) по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, за исключением их транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта;
2) по хранению, транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам, за исключением его транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта, и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам;»;
3) абзац третий подпункта 1) пункта 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
«установленной законодательством Республики Казахстан о почте и магистральном трубопроводе;»;
4) в статье 7:
подпункт 2-1) изложить в следующей редакции:
«2-1) обеспечивать прием платежей от потребителей за предоставляемые им регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, он-лайн платежи и (или) терминалы. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона;»;
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
«5) по требованию уполномоченного органа представлять финансовую отчетность и иную необходимую информацию на бумажном или электронном носителях путем размещения электронного документа через информационную систему уполномоченного органа в сроки, установленные уполномоченным органом, которые не могут быть менее пяти рабочих дней со дня получения субъектом естественной монополии соответствующего требования;»;
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
«7) проводить обязательный ежегодный аудит аудиторскими организациями для субъектов естественных монополий, являющихся акционерными обществами. Аудиторский отчет и годовая финансовая отчетность должны быть опубликованы в периодических печатных изданиях, распространяемых на соответствующей территории административно-территориальной единицы, на которой субъект естественной монополии осуществляет свою деятельность, не позднее тридцати календарных дней с момента утверждения годовой финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;»;
подпункт 7-3) изложить в следующей редакции:
«7-3) ежегодно отчитываться о деятельности по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед потребителями, и иными заинтересованными лицами с обоснованиями и размещением их в средствах массовой информации в порядке, сроки и на условиях, определяемых Правительством Республики Казахстан;»;
дополнить подпунктами 7-6) и 7-7) следующего содержания:
«7-6) раз в полугодие уведомлять потребителей о ходе исполнения инвестиционных программ через свои интернет-ресурсы либо через интернет-ресурс уполномоченного органа в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
7-7) раз в полугодие уведомлять потребителей о ходе исполнения тарифных смет через свои интернет-ресурсы либо через интернет-ресурс уполномоченного органа в установленном им порядке;»;
подпункт 14-1) изложить в следующей редакции:
«14-1) для утверждения тарифа с применением метода сравнительного анализа и инвестиционной программы (проекта) для региональных электросетевых компаний представлять заключения технической экспертизы в порядке, установленном уполномоченным органом;»;
подпункт 18) изложить в следующей редакции:
«18) исполнять утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы (проекты) и приоритетно направлять средства, предусмотренные инвестиционной программой, на восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии;»;
подпункт 20) изложить в следующей редакции:
«20) не допускать наличие сверхнормативных потерь;»;
подпункт 22) исключить;
дополнить подпунктами 23) и 24) следующего содержания:
«23) ежеквартально размещать информацию о загруженности сетей, наличии мощностей и пропускных способностей сетей регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) на своих интернет-ресурсах, а при их отсутствии на интернет-ресурсе уполномоченного органа в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
24) возвращать средства от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо, в случае невозможности установления местонахождения потребителя, путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения.»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«Обязанности, предусмотренные подпунктами 4), 7-1), 7-3), 10), 17), 18) и 23) части первой настоящей статьи, не распространяются на субъекты естественных монополий малой мощности.»;
дополнить частью третьей следующего содержания:
«Руководитель субъекта естественной монополии обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к его кандидатуре, а именно:
1) иметь высшее профессиональное образование, подтверждаемое соответствующим дипломом;
2) стаж работы на руководящих должностях в сфере оказания регулируемых услуг (товаров, работ) не менее трех лет, подтверждаемый документально в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.»;
5) в статье 7-2:
пункт 2 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«При проведении экспертизы цены субъекта регулируемого рынка в области электроэнергетики в соответствии с подпунктом 2) статьи 7-3 настоящего Закона уполномоченный орган обязан проводить публичные слушания в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Публичные слушания проводятся не позднее, чем за десять календарных дней до направления субъекту регулируемого рынка в области электроэнергетики мотивированного заключения.
Объявление о дате и месте проведения публичных слушаний уполномоченный орган обязан опубликовать в периодических печатных изданиях не позднее, чем за семь календарных дней до проведения публичных слушаний.»;
абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. Уполномоченный орган по результатам экспертизы не позднее тридцати календарных дней со дня получения уведомления или информации об отпускных ценах, или информации, представленной в рамках контроля за соблюдением порядка ценообразования на регулируемых рынках, направляет субъекту регулируемого рынка по форме, утвержденной уполномоченным органом, мотивированное заключение о:»;
6) в статье 7-3:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) уведомлять уполномоченный орган в письменном виде или в виде электронного документа через информационную систему уполномоченного органа не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения (за исключением субъектов розничного рынка, не занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках);»;
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
«2-1) ежемесячно взимать оплату за фактически предоставленные товары (работы, услуги) без предоплаты;»;
7) в статье 7-4:
подпункт 3) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«3) в электронном виде - дата принятия через информационную систему уполномоченного органа, указанная в электронном уведомлении о принятии.»;
часть вторую пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Финансовая отчетность, отчеты, уведомления и информация в электронном виде, представленные в уполномоченный орган через информационную систему уполномоченного органа до двадцати четырех часов последнего дня срока, установленного настоящим Законом, считаются представленными в срок.»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При представлении финансовой отчетности, отчетов, уведомлений и информации в электронном виде уполномоченный орган обязан не позднее двух рабочих дней с момента их принятия через информационную систему уполномоченного органа направить субъекту естественной монополии, регулируемого рынка электронное уведомление о принятии.»;
8) подпункт 4-1) пункта 1 статьи 13 исключить;
9) в пункте 1 статьи 14:
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) разрабатывать стандарты оказания услуг потребителям субъектами естественных монополий и представлять их на утверждение в Правительство Республики Казахстан;»;
дополнить подпунктом 21-1) следующего содержания:
«21-1) создавать экспертный совет и утверждать положение о нем;»;
10) в пункте 1 статьи 14-1:
в подпункте 1):
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«неисполнение статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных уполномоченным органом размеров, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5-2) статьи 6 настоящего Закона;»;
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«В случае, если уровни предельных тарифов (цены, ставки сбора) различны по годам, допускается ежегодное утверждение временного компенсирующего тарифа.»;
примечание изложить в следующей редакции:
«Примечание. Под неисполнением инвестиционных программ (проектов) понимается реализация мероприятий с фактическими (количественными и качественными характеристиками) и (или) финансовыми показателями ниже утвержденных (либо учтенных в предельных ценах) в инвестиционных программах (проектах).»;
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) письменно либо в виде электронного документа в зависимости от формы подачи заявки обосновывать отказ в принятии к рассмотрению заявки субъекта естественной монополии на утверждение или изменение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;»;
подпункты 4) и 4-1) изложить в следующей редакции:
«4) проводить публичные слушания при рассмотрении заявок субъектов естественных монополий на утверждение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, а также уведомлении субъектов регулируемого рынка в области электроэнергетики о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги);
4-1) проводить техническую экспертизу для региональных электросетевых компаний в установленном им порядке;»;
подпункт 5) дополнить абзацами шестым и седьмым следующего содержания:
«согласования годовой сметы затрат, направленных на текущий ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств субъекта естественной монополии, за исключением региональной электросетевой компании;
перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха и возврата средств потребителям по результатам перерасчета;»;
11) часть вторую пункта 2 статьи 15-1 изложить в следующей редакции:
«Особый порядок формирования затрат утверждается Правительством Республики Казахстан.»;
12) в статье 15-2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Тариф с применением метода сравнительного анализа утверждается в соответствии с методикой его расчета, утвержденной уполномоченным органом по согласованию с государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики, для каждой региональной электросетевой компании один раз в три года с разбивкой по годам и в последующие два года корректируется с учетом эффективности ее деятельности на основании информации, представленной в пункте 2 настоящей статьи.»;
часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:
«Региональная электросетевая компания обязана ежегодно не позднее 31 августа представлять информацию о фактических (за предшествующий календарный год) и планируемых (на период действия тарифа по методу сравнительного анализа) затратах и объемах оказываемых услуг, а также технико-экономических показателях деятельности с приложением обосновывающих материалов.»;
13) в статье 15-3:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Порядок утверждения инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии, форма инвестиционной программы (проекта) и форма информации об ее исполнении определяются Правительством Республики Казахстан.
Утвержденная инвестиционная программа (проект) субъекта естественной монополии размещается уполномоченным органом и соответствующим государственным органом на своих интернет-ресурсах.
В инвестиционной программе (проекте) определяются средства, направленные на расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, а также создание новых активов субъекта естественной монополии на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающей в себя один или несколько инвестиционных проектов.
При реализации инвестиционной программы (проекта) на создание новых активов субъекты естественных монополий обязаны возвращать полученные средства потребителям путем частичного снижения тарифа (цены, ставки сбора) в соответствии с определенным порядком утверждения инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии.»;
часть четвертую пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Уполномоченный орган корректирует инвестиционную программу (проект) в период ее представления на утверждение и проведения анализа информации о ее исполнении один раз в год, в случаях и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан.»;
14) в статье 16:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. При необходимости утверждения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) субъект естественной монополии представляет в уполномоченный орган заявку на рассмотрение тарифов (цен, ставок сборов) на бумажном носителе или электронном виде.»;
часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:
«Субъект естественной монополии обязан вместе с заявкой представить проекты тарифных смет и тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги, а также инвестиционную программу (проект), утвержденную в установленном порядке (за исключением субъектов естественных монополий малой мощности и вновь созданных субъектов естественных монополий).»;
15) в статье 17:
часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции:
«При проведении экспертизы привлекаются независимые эксперты, государственные органы, потребители и их общественные объединения.»;
в пункте 2:
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Публичные слушания проводятся в целях обеспечения гласности, информированности, соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, прозрачности формирования тарифов или их предельных уровней и достоверности.»;
часть пятую изложить в следующей редакции:
«Порядок, сроки и условия проведения публичных слушаний определяются Правительством Республики Казахстан.»;
16) часть вторую пункта 5 статьи 18 изложить в следующей редакции:
«Субъекты естественных монополий, указанные в части первой настоящего пункта, обязаны не позднее девяти месяцев со дня утверждения тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) в упрощенном порядке обратиться с заявкой для пересмотра тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет в общем порядке.»;
17) в статье 18-1:
подпункт 3) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«3) осуществлением субъектом естественной монополии иной деятельности, разрешенной настоящим Законом, за исключением деятельности, установленной законодательством Республики Казахстан о магистральном трубопроводе;»;
часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2. Для совершения действий, указанных в подпунктах 1) - 4), 5) пункта 1 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в уполномоченный орган ходатайство о даче согласия на осуществление таких действий на бумажном носителе или в виде электронного документа через информационную систему уполномоченного органа.»;
дополнить пунктом 3-2 следующего содержания:
«3-2. При оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами), субъект естественной монополии обязан не менее чем за десять календарных дней до ее осуществления направить уведомление об оказании этой услуги в уполномоченный орган.»;
18) пункт 2 статьи 18-3 изложить в следующей редакции:
«2. Государственная перерегистрация юридического лица-субъекта естественной монополии, а также регистрация прекращения его деятельности осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия уполномоченного органа, предоставляемого на обращения субъекта естественной монополии в виде электронного документа через информационную систему уполномоченного органа или на бумажном носителе.»;
19) в статье 18-4:
пункт 2 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
«5) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для закупок.»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, субъект естественной монополии может осуществить закупки способом из одного источника, тендера с применением двухэтапных процедур, запроса ценовых предложений, в том числе посредством электронных закупок.».
2. В Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 22, ст. 309; 2000 г., № 22, ст. 408; 2001 г., № 1, ст. 5; № 8, ст. 52; 2002 г., № 23-24, ст. 193; 2003 г., № 11, ст. 56; № 12, ст. 86; № 15, ст. 139; 2004 г., № 23, ст. 138; 2005 г., № 14, ст. 58; 2006 г., № 8, ст. 45; 2007 г., № 2, ст. 18; № 4, ст. 28; 2009 г., № 2-3, ст. 21; № 17, ст. 79; № 18, ст. 84; № 19, ст. 88; 2010 г., № 5, ст. 23; № 17-18, ст. 112; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 24, ст. 196; 2012 г., № 2, ст. 15; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 13, ст. 91; № 15, ст. 97; 2013 г., № 10-11, ст. 56; № 15, ст. 79; 2014 г., № 1, ст. 4):
абзац девятый пункта 2 статьи 5 исключить.
Статья 2.
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан