Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» и от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
О внесении изменений и дополнений в указы Президента
Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе
государственного планирования в Республике Казахстан» и
от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего
функционирования Системы государственного планирования
в Республике Казахстан»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
Внести изменения и дополнения в следующие указы Президента Республики Казахстан:
1) в Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 30, ст. 259; 2010 г., № 20-21, ст. 150; 2012 г., № 13, ст. 231; № 68, ст. 976; 2013 г., № 36, ст. 529; 2014 г., № 40-41, ст. 374):
в Системе государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной вышеназванным Указом:
пункт 7 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Для реализации концепции государственным органом-разработчиком разрабатывается План мероприятий по реализации концепции на весь период реализации или поэтапно на каждый среднесрочный период. План мероприятий утверждается приказом государственного органа-разработчика по согласованию с заинтересованными государственными органами в месячный срок со дня утверждения концепции или за месяц до наступления очередного этапа реализации.»;
пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. В целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан центральным уполномоченным органом по государственному планированию разрабатывается Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны на соответствующий со период.
Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны - это система рационального размещения производительных сил, транспортно-коммуникационной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения страны в разрезе регионов для обеспечения устойчивого развития страны.
Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны утверждается Президентом Республики Казахстан.
Мониторинг и оценка реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны проводятся центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
На основе мониторинга и оценки может осуществляться корректировка Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны.
Контроль за реализацией Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан.
Порядок и сроки разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля за реализацией Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны определяются Президентом Республики Казахстан.»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан разрабатывается в целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года, Стратегического плана развития Республики Казахстан и определяет основные проблемы и угрозы, стратегические цели и целевые индикаторы, задачи и показатели результатов в области обеспечения национальной безопасности, а также критерии обеспечения национальной безопасности.
Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан разрабатывается не позднее последнего года реализации предыдущей Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан.»;
пункт 21 изложить в следующей редакции:
«21. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом стратегических и программных документов, Послания и содержит:
1) на республиканском уровне государственного управления:
внешние и внутренние условия развития экономики;
цели и задачи экономической политики на пятилетний период, в том числе налогово-бюджетной политики;
основные направления и меры экономической политики на пятилетний период, в том числе налогово-бюджетной политики;
прогноз показателей социально-экономического развития на пятилетний период;
прогноз бюджетных параметров на плановый период, включающий прогноз поступлений и расходов консолидированного, государственного и республиканского бюджетов, дефицит соответствующего бюджета;
новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития;
перечень условно финансируемых расходов на очередной финансовый год;
2) на уровне области, города республиканского значения, столицы:
тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы;
прогноз показателей социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы;
бюджетные параметры области, города республиканского значения, столицы на плановый период, которые должны содержать:
прогноз бюджетных параметров области, города республиканского значения, столицы, включающий прогноз поступлений и расходов бюджета области, города республиканского значения, столицы;
новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы;
перечень приоритетных бюджетных инвестиций области, города республиканского значения, столицы.
Целевые индикаторы и показатели устанавливаются по ключевым направлениям (сферам) для определения количественных и качественных результатов, на достижение которых должна быть направлена социально-экономическая политика государства в течение пятилетнего периода.
Показатели социально-экономического развития и бюджетные параметры района (города областного значения) указываются в составе прогноза социально-экономического развития области в разрезе районов (городов областного значения).»;
пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Порядок и сроки разработки Прогноза социально-экономического развития определяются центральным уполномоченным органом по государственному планированию.»;
пункт 26 изложить в следующей редакции:
«26. Государственные программы разрабатываются соответствующим государственным органом и согласовываются с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.»;
часть первую пункта 30 изложить в следующей редакции:
«30. Мониторинг реализации государственной программы проводится государственным органом-разработчиком либо иным государственным органом, уполномоченным на это Президентом Республики Казахстан или Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан.»;
часть вторую пункта 40 изложить в следующей редакции:
«Стратегический план государственного органа, входящего в структуру Правительства Республики Казахстан, утверждается государственным органом по согласованию с центральными уполномоченными органами по государственному и бюджетному планированию.»;
пункты 43, 44 изложить в следующей редакции:
«43. Оценка реализации стратегических планов государственных органов, кроме оценки, проводимой Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, осуществляется в рамках Системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954.
44. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета осуществляет оценку реализации стратегических планов центральных государственных органов в рамках проводимых им контрольных мероприятий в соответствии с его планом работы.»;
часть первую пункта 48 изложить в следующей редакции:
«48. Программа развития области, города республиканского значения, столицы разрабатывается местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы и согласовывается с центральным уполномоченным органом по государственному планированию, заинтересованными центральными государственными органами.»;
часть первую пункта 50 изложить в следующей редакции:
«50. Для реализации программы развития области, города республиканского значения, столицы местным исполнительным органом утверждается план мероприятий по ее реализации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.»;
часть четвертую пункта 51 исключить;
пункты 56, 57 и 58 изложить в следующей редакции:
«56. Стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний разрабатываются на 10 лет с учетом вышестоящих документов Системы государственного планирования.
Стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний разрабатываются не позднее последнего года реализации предыдущей стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний.
Стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний определяют их стратегические направления, цели и показатели результатов деятельности и разрабатываются с учетом стратегий развития юридических лиц, акции (доли участия) которых предоставляют право национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям определять решения, принимаемые данными юридическими лицами.
Проекты стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний согласовываются с центральным уполномоченным органом по государственному планированию на соответствие целям, задачам и бюджетным параметрам, изложенным в вышестоящих документах Системы государственного планирования, и утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Стратегия развития Фонда национального благосостояния утверждается единственным акционером Фонда национального благосостояния после одобрения советом директоров Фонда национального благосостояния.
В целях реализации стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний разрабатываются планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний сроком на 5 лет.
Порядок разработки и утверждения стратегий развития для национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний определяется центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
57. Мониторинг реализации стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний осуществляется уполномоченным органом соответствующей отрасли или местным исполнительным органом (исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета) в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
58. Оценка реализации стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний осуществляется по истечении 3 лет после утверждения аудированной финансовой отчетности центральным уполномоченным органом по государственному планированию в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию.»;
части вторую, третью пункта 59 исключить:
дополнить пунктом 60 следующего содержания:
«60. Уполномоченный орган соответствующей отрасли осуществляет контроль выполнения стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, в соответствующей отрасли, за исключением Фонда национального благосостояния.
Контроль стратегии развития Фонда национального благосостояния осуществляется его советом директоров.»;
часть пятую пункта 61 изложить в следующей редакции:
«Контроль - это процесс наблюдения и регулирования хода реализации документов Системы государственного планирования для обеспечения достижения поставленных целей и задач.»;
2) в Указ Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 20-21, ст. 150; 2012 г., № 68 ст. 976; 2013 год № 36, ст. 529; 2014 г., № 40-41, ст. 374):
в Правилах разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, государственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, утвержденных вышеназванным Указом:
абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:
«5. На этапе разработки центральный уполномоченный орган по государственному планированию (далее — уполномоченный орган по государственному планированию) рассматривает представленные для согласования проекты стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий по следующим направлениям:»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Результаты мониторинга реализации документов оформляются в виде отчета о реализации, составляемого государственными органами-разработчиками документов по форме и в порядке, определяемых уполномоченным органом по государственному планированию.»;
пункт 16 дополнить частью второй следующего содержания:
«В случаях, когда реализация документа связана с реализацией бюджетных инвестиций, государственным органом-разработчиком в отчете о реализации указываются сведения о результатах выездных мероприятий по определению степени выполнения мероприятий по реализации документа.»;
пункт 28 изложит в следующей редакций:
«28. Порядок проведения Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета оценки государственных и отраслевых программ и стратегических планов центральных государственных органов, а также ревизионной комиссией оценки программ развития территорий определяется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.»;
пункт 30 изложить в следующей редакции:
«30. Контролем является процесс наблюдения и регулирования хода реализации документов Системы государственного планирования для обеспечения достижения поставленных целей и задач. На основе данных контроля осуществляется принятие управленческих решений.»;
пункт 47 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
«8) возможность декомпозиции или каскадирования в нижестоящие документы Системы государственного планирования.»;
дополнить пунктом 48-1 следующего содержания:
«48-1. После утверждения Стратегического плана развития Республики Казахстан в двухмесячный срок Правительством Республики Казахстан утверждается Единая база индикаторов, которая содержит перечень индикаторов, их значения, уровень документов, в которых они должны быть отражены, сроки и последовательность их достижения, государственные органы, ответственные за их достижение.
Разработка Единой базы индикаторов осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию параллельно с разработкой Стратегического плана развития Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами, неправительственными организациями, общественностью путем создания рабочих групп и размещения на веб-сайте уполномоченного органа по государственному планированию информации о ходе ее разработки.»;
пункты 53, 54 изложить в следующей редакции:
«53. Уполномоченный орган по государственному планированию на основании информации о реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан, представляемой государственными органами, формирует отчет о реализации и проект заключения.
В срок до 10 июля года, следующего за отчетным периодом, уполномоченный орган по государственному планированию представляет отчет о реализации и проект заключения по мониторингу Стратегического плана развития Республики Казахстан в Правительство Республики Казахстан, а также размещает отчет о реализации за подписью первого руководителя на веб-портале (за исключением информации секретного характера и для служебного пользования).
54. После рассмотрения отчета о реализации и проекта заключения по мониторингу Правительство Республики Казахстан при необходимости дорабатывает проект заключения и представляет заключение вместе с отчетом о реализации в Администрацию Президента Республики Казахстан до 20 июля года, следующего за отчетным периодом.»;
пункт 60 изложить в следующей редакции:
«60. Разработка проекта Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, а также ее корректировка осуществляются уполномоченным органом по государственному планированию при участии центральных государственных и местных исполнительных органов, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний с участием государства в уставном капитале, общественных и научно-исследовательских организаций.»;
часть первую пункта 67 изложить в следующей редакции:
«67. Для реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны уполномоченным органом по государственному планированию поэтапно на каждый среднесрочный период разрабатывается План мероприятий.»;
пункт 68 изложить в следующей редакции:
«68. Мониторинг Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны проводится уполномоченным органом по государственному планированию путем формирования отчета о реализации на основе информации о ходе реализации, представляемой центральными государственными и местными исполнительными органами.»;
пункты 70, 71 изложить в следующей редакции:
«70. Для проведения мониторинга Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны центральные государственные и местные исполнительные органы, ответственные за достижение целей и задач, в пределах своей компетенции представляют информацию о ходе реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны в уполномоченный орган по государственному планированию до 1 июня года, следующего за отчетным периодом.
71. Уполномоченный орган по государственному планированию на основании информации о ходе реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развитая страны, представляемой центральными государственными и местными исполнительными органами, формирует отчет о реализации и проект заключения.
В срок до 1 июля года, следующего за отчетным периодом, уполномоченный орган по государственному планированию представляет отчет о реализации и заключение по мониторингу в Правительство Республики Казахстан, а также размещает отчет о реализации за подписью первого руководителя на веб-портале (за исключением информации секретного характера и для служебного пользования).»;
пункт 73 изложить в следующей редакции:
«73. Оценка Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны проводится уполномоченным органом по государственному планированию в год проведения оценки Стратегического плана развития Республики Казахстан на основе документов, указанных в пункте 24 настоящих Правил, путем формирования проекта заключения по оценке.»;
пункт 99 изложить в следующей редакции:
«99. Цели и задачи государственной программы должны быть четкими, конкретными, контролируемыми, проверяемыми и оцениваемыми. Целевые индикаторы и показатели результатов должны характеризоваться комплексностью, отражать уровень, степень решения вопросов межсферного и межведомственного характера.»;
пункт 112 изложить в следующей редакции:
«112. Уполномоченный орган по государственному планированию по итогам проведенного мониторинга на основании отчетов о реализации государственных программ формирует по каждой из них проекты заключений и представляет их вместе с отчетами о реализации в Правительство Республики Казахстан до 25 марта года, следующего за отчетным годом.»;
пункт 121 изложить в следующей редакции:
«121. Структура стратегического плана государственного органа состоит из следующих разделов:
1) миссия и видение;
2) анализ текущей ситуации и управление рисками;
3) приоритетные направления развития сферы/отрасли;
4) архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
5) стратегические направления, цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов;
6) ресурсы.»;
пункт 125 изложить в следующей редакции:
«125. В разделе «Анализ текущей ситуации и управление рисками» излагаются:
в подразделе «Анализ текущей ситуации» указываются:
1) основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности государственного органа с приведением статистических данных либо других показателей, характеризующих состояние отрасли или сферы деятельности, в том числе в сравнении с другими странами;
2) анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом, на решение которых направлен стратегический план государственного органа;
в подразделе «Управление рисками»:
1) приводится перечень возможных рисков, оказывающих влияние на деятельность государственного органа;
2) указываются стратегические цели государственного органа, на которые может повлиять данный риск;
3) излагаются основные пути предотвращения риска недостижения запланированных стратегических целей государственного органа по внутренним или внешним причинам объективного или субъективного характера в случае его усиления;
4) излагаются возможные последствия в случае неэффективности мер по управлению рисками.
В качестве возможного риска недостижения стратегических целей государственного органа не может выступать риск недофинансирования.»;
пункты 129, 130, 131, 132, 133 и 134 изложить в следующей редакции:
«129. Раздел «Приоритетные направления развития сферы/отрасли» включает:
1) краткое описание приоритетных направлений развития сферы/отрасли с указанием обоснований включения данных направлений в число приоритетных, связанных с ежегодными посланиями Президента Республики Казахстан, изменениями социально-экономической, политической ситуации в стране и так далее;
2) основные пути реализации приоритетных направлений развития сферы/отрасли.
Приоритетные направления развития сферы/отрасли интегрируются в существующие стратегические направления деятельности государственного органа или формируются новые стратегические направления деятельности государственного органа.
130. Раздел «Архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования» предназначен для демонстрации связи между общенациональными целями, определенными Стратегией развития Казахстана до 2050 года, Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года и стратегическими направлениями, целями и бюджетными программами государственного органа.
В разделе «Архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования» в схематичном виде, в разрезе стратегических направлений государственных органов указываются стратегические цели государственного органа, взаимоувязанные с бюджетными программами, от достижений или реализации которых зависит достижение соответствующих общенациональных показателей страны.
131. В разделе «Стратегические направления, цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов» излагаются стратегические направления, цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов стратегического плана государственного органа, зависящие непосредственно от деятельности самого государственного органа.
Стратегические направления формируются на основе анализа регулируемых отраслей, секторов экономики или сфер деятельности, изменения в которых являются наиболее важными для достижения целей и приоритетов, обозначенных в стратегических и программных документах.
132. Цель государственного органа заключается в достижении определенного конкретного изменения в деятельности самого государственного органа либо регулируемой им сфере, выраженном в целевых индикаторах.
При определении целей государственному органу необходимо придерживаться следующих требований:
1) наличие четкой причинно-следственной связи с обозначенными проблемами;
2) возможность выразить достижение цели с помощью количественных показателей;
3) соответствие целям Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы пространственно-территориального развития, государственных программ;
4) краткое и четкое изложение целей, при формулировании которых не допускаются:
использование терминов, понятий и выражений произвольного или неоднозначного толкования;
указание на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели.
133. Для каждой цели в стратегическом плане государственного органа определяются целевые индикаторы и описываются пути, средства и методы достижения цели.
По каждому целевому индикатору определяется окончательный срок (период) достижения его планируемого значения с определением промежуточных значений целевого индикатора по годам отчетного и пятилетнего периодов.
134. Задачами государственного органа являются условия, которые необходимо выполнить для достижения соответствующей цели в пятилетнем периоде, позволяющие увидеть ключевые изменения в сфере деятельности к концу планового периода.
Постановка задач, направленных на обеспечение деятельности самого государственного органа, не допускается.»;
пункты 137, 138, 139, 140, 141, 142 и 143 исключить;
пункт 144 изложить в следующей редакции:
«144. В разделе «Ресурсы» в разбивке по годам отчетного и пятилетнего планового периода приводятся свод бюджетных расходов без разбивки по бюджетным программам и человеческие ресурсы с указанием штатной численности, задействованной в реализации стратегического плана.»;
пункты 145, 146, 147 и 148 исключить;
пункт 157 исключить;
пункты 160, 161 исключить;
пункт 163 исключить;
пункт 166 изложить в следующей редакции:
«166. Разработка программы развития области, города республиканского значения, столицы осуществляется местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы и согласовывается с уполномоченным органом по государственному планированию, иными заинтересованными государственными органами.
Уполномоченный орган по государственному планированию, иные заинтересованные государственные органы рассматривают проекты программ развития территорий в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.»;
подпункт 2) пункта 174 изложить в следующей редакции:
«2) анализ социально-экономического положения территории по следующим направлениям: экономическое развитие, социальная сфера, инфраструктурный комплекс, территориальное (пространственное) развитие, межрегиональное сотрудничество, система государственного местного управления и самоуправления;»;
подпункт 1) пункта 176 изложить в следующей редакции:
«1) основные направления развития региона в части развития экономики региона в целом, социальной сферы, инфраструктурного комплекса, территориального (пространственного) устройства, межрегионального сотрудничества, системы государственного местного управления и самоуправления;»;
пункт 181 изложить в следующей редакции:
«181. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы развития территории приводятся с указанием государственных органов и организаций, ответственных за их достижение.
Целевые индикаторы и показатели результатов программ развития области, города республиканского значения, столицы устанавливаются Базовым перечнем показателей, разработанным и утвержденным уполномоченным органом по государственному планированию.
Целевые индикаторы и показатели результатов программ развития района (города областного значения) разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом по государственному планированию области.»;
часть первую пункта 189 изложить в следующей редакции:
«189. План мероприятий по реализации программы развития области, города республиканского значения, столицы разрабатывается уполномоченным органом по государственному планированию соответствующей территории и утверждается акимом соответствующей территории по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию в месячный срок после утверждения программы развития территорий.».
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев тридцать восьмого, тридцать девятого, сорокового, сорок первого, сорок второго, сорок третьего, сорок четвертого, сорок пятого, сорок шестого, сорок седьмого, сорок восьмого, сорок девятого, пятидесятого, пятьдесят первого, пятьдесят второго, пятьдесят третьего, пятьдесят четвертого, пятьдесят пятого, пятьдесят шестого, пятьдесят седьмого, пятьдесят восьмого, пятьдесят девятого, шестидесятого, шестьдесят первого, шестьдесят второго, шестьдесят третьего, шестьдесят четвертого, шестьдесят пятого, шестьдесят шестого, шестьдесят седьмого, шестьдесят восьмого, шестьдесят девятого, семидесятого, семьдесят первого, семьдесят второго, семьдесят третьего, семьдесят. четвертого, семьдесят пятого, семьдесят шестого, семьдесят седьмого, семьдесят восьмого, семьдесят девятого, восьмидесятого, восемьдесят первого подпункта 2) пункта 1 настоящего Указа, которые вводятся в действие с 1 декабря 2016 года.
Президент
Республики Казахстан Н.Назарбаев