О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2015 года № 487

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по экологическим вопросам

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
      1. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 1, ст. 1; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; 2009 г., № 11-12, ст. 55; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 129; № 21, ст. 161; 2012 г., № 3, ст. 27; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 9, ст. 51; № 12, ст. 57; № 14, ст. 72, 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 10; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145; 2015 г., № 8, ст. 42, Закон Республики Казахстан от 15 июня 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам водоснабжения и водоотведения, кредитования и субсидирования жилищно-коммунального хозяйства», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 17 июня 2015 г.):
      1) в статье 1:
      подпункт 12) изложить в следующей редакции:
      «12) наилучшие доступные технологии – эффективные и экономически целесообразные методы и технологии для достижения высокого уровня охраны окружающей среды;»;
      подпункт 34) изложить в следующей редакции:
      «34) опасные отходы – отходы, которые обладают одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, радиоактивностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) и могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;»;
      подпункт 43) изложить в следующей редакции:
      «43) эмиссии в окружающую среду – выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, размещение и хранение серы в окружающей среде в открытом виде;»;
      подпункт 44) исключить;
      дополнить подпунктом 54-1) следующего содержания:
      «54-1) гидрологический мониторинг – система регулярных и (или) периодических наблюдений за состоянием водных объектов и составной частью системы государственного мониторинга водных объектов с целью получения оперативной и прогнозной информации о состоянии водных объектов;»;
      подпункт 105) изложить в следующей редакции:
      «105) нормативы эмиссий – показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, устанавливаемых на определенный срок;»;
      дополнить подпунктами 106), 107) и 108) следующего содержания:
      «106) самовольные эмиссии – эмиссии в окружающую среду от источников сбросов и выбросов, размещение отходов производства, потребления и серы в открытом виде, при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы и эмиссии;
      107) сверхнормативные эмиссии – эмиссии в окружающую среду от источников сбросов и выбросов, размещение отходов производства, потребления и серы в открытом виде, не предусмотренных положительным заключением государственной экологической экспертизы, за вычетом установленных нормативов эмиссий;
      108) диспергенты – смесь поверхностно-активных веществ и растворителей, позволяющих нефтяному пятну разбиваться на мелкие капли, которые могут более эффективно смешиваться с водой, оставаясь в ее толще до разрушения под воздействием естественных процессов.»;
      2) подпункт 5) пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
      «5) выдачу комплексных экологических разрешений;»;
      3) пункт 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
      «3. Осуществление права специального природопользования природопользователями, осуществляющими эмиссии в окружающую среду, допускается при наличии заключения государственной экологической экспертизы или комплексного экологического разрешения, за исключением эмиссии от передвижных источников.»;
      4) в статье 17:
      дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
      «7-1) согласовывает планы мероприятий по охране окружающей среды;»;
      подпункт 8) изложить в следующей редакции:
      «8) выдает комплексные экологические разрешения, устанавливает в них нормативы на эмиссии в окружающую среду со дня выдачи заключения;»;
      дополнить подпунктом 8-2) следующего содержания:
      «8-2) осуществляет контроль за деятельностью местных исполнительных органов по осуществлению государственных услуг в части экологического регулирования;»;
      подпункт 12) изложить в следующей редакции:
      «12) проводит государственную экспертизу, а также координирует деятельность по осуществлению экологической экспертизы в Республике Казахстан и осуществляет ее методическое руководство;»;
      дополнить подпунктом 24-2) следующего содержания:
      «24-2) утверждает перечень диспергентов для ликвидации аварийных разливов нефти в море и внутренних водоемах Республики Казахстан;»;
      в подпункте 29):
      абзац третий изложить в следующей редакции:
      «методику по определению эффективности диспергентов для включения их в перечень диспергентов, разрешенных для применения при ликвидации аварийных разливов нефти в море и внутренних водоемах Республики Казахстан;»;
      абзац пятый изложить в следующей редакции:
      «порядок включения условий природопользования в заключения государственной экологической экспертизы, формы документов для выдачи заключений государственной экологической экспертизы и порядок их заполнения;»;
      дополнить абзацем тридцать третьим следующего содержания:
      «правила применения методов ликвидации разливов нефти, предусмотренных Национальным планом по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и водоемах Республики Казахстан;»;
      абзац седьмой подпункта 30) изложить в следующей редакции:
      «порядок выдачи комплексных экологических разрешений и перечень типов промышленных объектов, для которых возможно получение комплексных экологических разрешений вместо заключений государственной экологической экспертизы;»;
      5) подпункт 3-1) статьи 20 изложить в следующей редакции:
      «3-1) в пределах своей компетенции выдают заключения государственной экологической экспертизы, устанавливают в них нормативы на эмиссии в окружающую среду;»;
      6) статью 22 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      «3. Эмиссии в результате применения методов ликвидации аварийных разливов нефти, предусмотренных Национальным планом по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан, не подлежат нормированию.»;
      7) в статье 25:
      подпункт 4) пункта 1 исключить;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. Величины нормативов эмиссий являются основой для осуществления допустимых эмиссий в окружающую среду от всех стационарных источников эмиссий, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.»;
      8) в статье 27:
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы размещения отходов производства и потребления устанавливаются в заключениях государственной экологической экспертизы на проекты, содержащие расчетные значения нормативов, установленные значения технических удельных нормативов эмиссий для стационарных и передвижных источников выбросов, технологических процессов и оборудования. Срок действия установленных нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и нормативов размещения отходов производства и потребления определяется сроком действия заключений государственной экологической экспертизы, выданных на содержащие нормативы проекты.»;
      дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      «3. Не рассматриваются в качестве самовольных и сверхнормативных эмиссий случаи отклонения от программ развития переработки попутного газа, а также проектной документации и проектов нормативов эмиссий в окружающую среду, в том числе изменение сценариев и (или) графиков сжигания газа, представленных природопользователем на государственную экологическую экспертизу, и не влекущие превышения нормативов предельно допустимых эмиссий.»;
      9) пункт 3 статьи 28 изложить в следующей редакции:
      «3. Нормативы эмиссий по отдельным источникам устанавливаются равными техническим удельным нормативам эмиссий либо определяются расчетным и (или) инструментальным путем, исходя из целей достижения нормативов качества окружающей среды на границе санитарно-защитной зоны и в ближайших населенных пунктах.»;
      10) часть пятую пункта 1 статьи 40 изложить в следующей редакции:
      «К IV категории относятся виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.»;
      11) в пункте 1 статьи 41:
      подпункты 1), 2), 3) и 14) изложить в следующей редакции:
      «1) проект, разработанный по инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации;
      2) заявка по обоснованию запрашиваемых нормативов эмиссии;
      3) план мероприятий по охране окружающей среды;»;
      «14) материалы по учету общественного мнения, оформленные протоколами и содержащие выводы по результатам общественного обсуждения экологических аспектов планируемой деятельности, указанных в приложении 1 Орхусской Конвенции;»;
      12) в статье 47:
      часть пятую пункта 3 изложить в следующей редакции:
      «Предпроектная и проектная документация намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, указанная в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи и неклассифицируемая согласно классификации объектов, приведенной в статье 40 настоящего Кодекса, относится к IV категории.»;
      дополнить пунктом 4 следующего содержания:
      «4. Природопользователи, имеющие в своей собственности производственные объекты, расположенные на территории:
      1) одной области (города республиканского значения, столицы), могут подавать заявки на получение заключения государственной экологической экспертизы как по каждому объекту, так и по всей их совокупности;
      2) разных областей (города республиканского значения, столицы), должны подавать заявки на получение заключения государственной экологической экспертизы по местонахождению каждого объекта.»;
      13) статью 50 изложить в следующей редакции:
      «Статья 50. Сроки проведения государственной экологической
                  экспертизы
      1. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца для объектов I категории, один месяц для объектов II категории, десять рабочих дней для объектов III, IV категорий с момента передачи органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в области проведения комплексной вневедомственной экспертизы по проектам строительства объектов, а также пунктом 3 настоящей статьи, всей необходимой документации.
      Срок проведения повторной государственной экологической экспертизы для объектов I категории не должен превышать один месяц, для объектов II категории не должен превышать десяти рабочих дней, для объектов III, IV категорий не должен превышать пяти рабочих дней со дня регистрации.
      2. Для объектов I категории в срок не более пяти рабочих дней, для объектов II, III и IV категорий в срок не более трех рабочих дней со дня регистрации орган, выдающий заключение государственной экологической экспертизы, рассматривает документы на предмет их полноты.
      В случае неполноты представленной документации, она подлежит возвращению представившему ее лицу.»;
      14) в статье 51:
      часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Положительное заключение государственной экологической экспертизы выдается по результатам ее проведения на бланке строгой отчетности и является основанием для принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.»;
      пункты 4, 5 изложить в следующей редакции:
      «4. Запрещается финансирование реализации проектов хозяйственной и иной деятельности, по которым обязательно проведение государственной экологической экспертизы, банками и иными финансовыми организациями без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
      5. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается руководителем ведомства уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, руководителем территориальных подразделений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на соответствующей территории и руководителем местных исполнительных органов в области охраны окружающей среды.»;
      дополнить пунктами 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17 следующего содержания:
      «7. Осуществление эмиссий в окружающую среду от всех стационарных источников эмиссий без заключения государственной экологической экспертизы запрещается.
      8. Природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить заключение государственной экологической экспертизы, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
      9. Природопользователи обязаны выполнять условия, указанные в заключении государственной экологической экспертизы, и несут ответственность за их несоблюдение в соответствии с законами Республики Казахстан.
      10. В условия природопользования при проведении государственной экологической экспертизы в части размещения отходов производства и потребления включаются показатели программы управления отходами, отражающие уменьшение объемов отходов и снижение их вредного воздействия на окружающую среду за период действия разрешения.
      В условия природопользования при проведении государственной экологической экспертизы в части размещения серы включаются показатели программы по уменьшению накопленных объемов серы и снижению ее вредного воздействия на окружающую среду за период действия разрешения.
      11. Не требуется получение заключения государственной экологической экспертизы, если эти эмиссии происходят в процессе общего природопользования.
      12. Выбросы парниковых газов не являются предметом экологических заключений, за исключением выбросов веществ, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, в качестве загрязняющих.
      13. Формы бланков заключения государственной экологической экспертизы утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
      14. В случае обжалования природопользователем заключения государственной экологической экспертизы, срок рассмотрения проектов приостанавливается до вступления в законную силу судебного акта или решения вышестоящего государственного органа.
      15. Приостановление действия заключения государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      В случае, если заключение государственной экологической экспертизы выдано природопользователю на несколько производственных объектов, действие заключения государственной экологической экспертизы приостанавливается по объекту, по которому допущено нарушение.
      16. Заключение государственной экологической экспертизы прекращает действие со дня вступления в силу нового заключения.
      17. Лишение природопользователя заключения государственной экологической экспертизы осуществляется в судебном порядке.»;
      15) дополнить статьями 51-1 и 51-2 следующего содержания:
      «Статья 51-1. Порядок переоформления заключения государственной
                    экологической экспертизы
      1. Переоформление заключения государственной экологической экспертизы осуществляется в месячный срок в случаях изменения наименования или организационно-правовой формы юридического лица, которые не влекут увеличения нагрузки на окружающую среду.
      2. Переоформление заключения государственной экологической экспертизы осуществляется при наличии следующих документов:
      1) заявки на переоформление заключения государственной экологической экспертизы;
      2) основания для определения в части переоформления заключения государственной экологической экспертизы (контракт, договора купли–продажи, аренды, справка, выдаваемая регистрирующим органом и иные подтверждающие документы).
      Статья 51-2. Условия природопользования, включаемые в
                   заключение государственной экологической
                   экспертизы на проекты нормативов эмиссий в
                   окружающую среду
      1. В случаях, если для осуществляемых природопользователем видов деятельности в Республике Казахстан приняты специальные экологические требования и нормы, в заключение государственной экологической экспертизы могут включаться условия природопользования, обеспечивающие выполнение данных требований и норм.
      2. Условия природопользования предлагаются природопользователем и указываются в составе заявки на проведение экологической экспертизы с их обоснованием.
      3. Решение о включении в заключение государственной экологической экспертизы определенных условий природопользования принимается органами, выдающими заключение государственной экологической экспертизы.
      4. Запрещается включение в заключение государственной экологической экспертизы условий природопользования, не предусмотренных экологическими требованиями и нормами, установленными экологическим законодательством Республики Казахстан.
      5. Природопользователь обязан ежегодно не позднее 20 января, следующего за отчетным годом, представлять отчет о выполнении условий природопользования, включенных в заключение государственной экологической экспертизы, в территориальные подразделения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
      6. Споры между природопользователем и органом государственной экологической экспертизы относительно включения в заключение государственной экологической экспертизы условий природопользования разрешаются в порядке, установленном в настоящем Кодексе.»;
      16) подпункт 8) пункта 1 статьи 52 исключить;
      17) подпункт 1) пункта 6 статьи 53 изложить в следующей редакции:
      «1) требовать представления дополнительных материалов, имеющих значение для всесторонней и объективной оценки объекта государственной экологической экспертизы в пределах срока, установленного в статье 50 настоящего Кодекса;»;
      18) статью 54 изложить в следующей редакции:
      «Статья 54. Привлечение внешних экспертов в процессе проведения
                  государственной экологической экспертизы
      В случае, если проведение государственной экологической экспертизы требует привлечения внешних экспертов, органы государственной экологической экспертизы имеют право обратиться за экспертными заключениями в другие государственные органы, иные организации, а также к отдельным специалистам. Привлечение внешних экспертов осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.»;
      19) статью 55 исключить;
      20) пункт 2 статьи 56 изложить в следующей редакции:
      «2. Положения об экспертных советах государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, их персональные составы утверждаются руководителями уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и его территориальных органов.»;
      21) в статье 57:
      пункт 1 исключить;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. Общественные слушания проводятся по проектам для объектов I категории, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан.»;
      22) статью 58 изложить в следующей редакции:
      «Статья 58. Порядок рассмотрения разногласий при осуществлении
                  государственной экологической экспертизы
      1. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам I категории может быть обжаловано заинтересованными лицами путем обращения в вышестоящий государственный орган или суд.
      2. Разногласия по вопросам государственной экологической экспертизы рассматриваются вышестоящим государственным органом по обращению заинтересованных лиц, в том числе заказчика намечаемой деятельности, только по объектам 1 категории хозяйственной и иной деятельности.»;
      23) статью 68 изложить в следующей редакции:
      «Статья 68. Виды экологических разрешений
      В Республике Казахстан природопользователям выдаются комплексные экологические разрешения.
      Осуществление эмиссий в окружающую среду от всех стационарных источников эмиссий без комплексного экологического разрешения или положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.
      Выбросы парниковых газов не являются предметом комплексных экологических разрешений и положительных заключений государственной экологической экспертизы, за исключением выбросов веществ, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, в качестве загрязняющих.»;
      24) статьи 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77 и 78 исключить;
      25) статью 79:
      дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
      «1-1. Наилучшие доступные технологии должны отвечать следующим критериям:
      1) использование малоотходной технологии;
      2) использование веществ, в наименьшей степени опасных для человека и окружающей среды;
      3) возможность введения в производственный цикл образующихся побочных продуктов;
      4) ранее эффективно использованные в промышленном масштабе сопоставимые процессы, установки, методы управления;
      5) технологические преимущества и повышение уровня научных знаний;
      6) источник, характер воздействия и удельные значения выбросов и сбросов, связанных с процессом;
      7) срок ввода в эксплуатацию для новых и существующих установок;
      8) сроки внедрения наилучших доступных технологий;
      9) потребление и характер сырья (включая воду), используемого в процессе;
      10) энергоэффективность;
      11) общее негативное воздействие выбросов/сбросов на окружающую среду и связанные с этим риски;
      12) предотвращений аварий и связанные с этим риски.»;
      дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
      «2-1. Помимо утвержденного перечня наилучших доступных технологий природопользователи могут выбрать любую из рекомендуемых технологий, включенных в справочники Европейского бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды.
      Технология считается наилучшей доступной, если она соответствует перечисленным в пункте 1-1 настоящей статьи критериям параметра или лучшим параметрам, чем указанные в справочниках Европейского бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды.»;
      26) пункт 2 статьи 99 изложить в следующей редакции:
      «2. Мероприятия по охране окружающей среды включаются в план мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемый природопользователем по форме, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.»;
      27) дополнить статьей 99-1 следующего содержания:
      «Статья 99-1. План мероприятий по охране окружающей среды
      1. План мероприятий по охране окружающей среды для объектов I категории согласовывается с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, для объектов II, III, IV категорий — в местных исполнительных органах областей, города республиканского значения, столицы.
      2. Природопользователь обязан ежеквартально, в срок до пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять информацию о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды или местный исполнительный орган в рамках компетенции.
      3. Форма отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.»;
      28) пункт 1 статьи 107 изложить в следующей редакции:
      «1. Целью экологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате самовольных или сверхнормативных эмиссий.»;
      29) подпункт 20) статьи 114 изложить в следующей редакции:
      «20) соблюдением требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании отходов;»;
      30) в пункте 2 статьи 130:
      подпункт 1) изложить в следующей редакции:
      «1) разрабатывать программу производственного экологического контроля;»;
      подпункт 6) изложить в следующей редакции:
      «6) в течение десяти рабочих дней после окончания отчетного квартала сообщать в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, установленных в процессе производственного экологического контроля;»;
      31) пункт 2 статьи 144 изложить в следующей редакции:
      «2. Наблюдение за состоянием окружающей среды, а также отбор проб для анализа в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов осуществляются на специально созданных пунктах государственной, территориальной и частной сетей наблюдений. Анализ содержания загрязняющих веществ в отобранных пробах осуществляется:
      1) аккредитованными аналитическими лабораториями;
      2) по месту отбора проб, в случае применения автоматических пунктов наблюдений.»;
      32) пункт 2 статьи 145-1 изложить в следующей редакции:
      «2. Организация деятельности стационарных и передвижных пунктов наблюдений осуществляется Национальной гидрометеорологической службой.
      Определение местоположения (дислокации) вновь открываемых пунктов наблюдения производится решением Национальной гидрометеорологической службы по согласованию с местными исполнительными органами. Прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется решением Национальной гидрометеорологической службы.»;
      33) пункт 2 статьи 154 изложить в следующей редакции:
      «2. Документация, указанная в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, представляется ежегодно по состоянию на 1 января до 1 марта года, следующего за отчетным, на электронном и бумажном носителях.
      Документация, указанная в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, представляется повторно в случае ее изменения.»;
      34) пункт 2 статьи 155 изложить в следующей редакции:
      «2. Государственный кадастр отходов размещается на интернет-ресурсах уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.»;
      35) часть первую пункта 1 статьи 199-1 изложить в следующей редакции:
      «1. Применение в Республике Казахстан технологий, техники, за исключением транспортных средств, и оборудования осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, обосновывающую применение таких технологий, техники и оборудования, с материалами оценки воздействия на окружающую среду.»;
      36) заголовки статей 201 и 202 изложить в следующей редакции:
      «Статья 201. Экологические требования к размещению предприятий
                   и сооружений
      Статья 202. Экологические требования к строительству и
                  реконструкции предприятий и сооружений»;
      37) пункт 2 статьи 219 изложить в следующей редакции:
      «2. Запрещается сброс в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей, за исключением следующих сточных вод, для которых не требуется установление нормативов веществ:
      1) закачки сточных вод в подземные водоносные горизонты, подземные воды которых высоко минерализованы, не используются или не могут быть использованы для хозяйственно-питьевых, бальнеологических, технических нужд, в целях ирригации и животноводства;
      2) сбросов попутно добываемых карьерных вод в специальные накопители.»;
      38) пункт 5 статьи 237 изложить в следующей редакции:
      «5. Физические и юридические лица при осуществлении любой деятельности, которая влияет или может повлиять на состояние животного мира, обязаны обеспечивать охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных, а также осуществлять мероприятия для предотвращения гибели животных во время осуществления производственных процессов, в том числе при хранении, транспортировке, применении опасных для животных препаратов, химических веществ и соединений, складировании, удалении отходов, проведении сельскохозяйственных, лесохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также во время эксплуатации электрической сети и транспортных средств должны устанавливаться специальные защитные устройства, заграждения в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы.»;
      39) пункт 4 статьи 239 изложить в следующей редакции:
      «4. Разрешается применять пестициды (ядохимикаты), которые включены в список пестицидов (ядохимикатов), утвержденный уполномоченным государственным органом в области защиты и карантина растений по согласованию с государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.»;
      40) пункт 6 статьи 250 изложить в следующей редакции:
      «6. Указанные в пункте 5 настоящей статьи мероприятия осуществляются по разрешению уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира на основании биологического обоснования.»;
      41) в статье 262:
      пункт 8 изложить в следующей редакции:
      «8. В пределах государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря запрещается сброс сточных вод и отходов, за исключением ограниченного перечня незагрязненных или очищенных сточных вод, в том числе вод систем охлаждения и пожаротушения и балластовых вод, сбрасываемых по разрешению уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, а также государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Температура воды в результате сброса за пределами контрольного створа не должна повышаться более чем на пять градусов по сравнению со среднемесячной температурой воды в период сброса за последние три года.»;
      пункт 11 изложить в следующей редакции:
      «11. Морские производственные объекты (бурения, добычи, эксплуатации) и обслуживающие их суда должны быть оборудованы установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. Для сбора или обработки мусора (измельчения или прессования) должны быть предусмотрены соответствующие устройства. Допускается инсинерация медицинских и пищевых отходов при использовании наилучших доступных технологий и наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы к проектной документации.»;
      42) пункт 6 статьи 264 изложить в следующей редакции:
      «6. При проведении нефтяных операций недропользователь должен обеспечить мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных разливов.»;
      43) подпункт 1) статьи 291 изложить в следующей редакции:
      «1) разрабатывать проекты нормативов размещения отходов, предусматривающие меры по их сокращению путем переработки, утилизации, обезвреживания и безопасного удаления либо передачи физическим и юридическим лицам, осуществляющим эти мероприятия;»
      44) часть первую пункта 5 статьи 293 изложить в следующей редакции:
      «5. Размещение опасных отходов разрешается в специально оборудованных местах, в том числе в необводненных подземных горных выработках шахт и транспортных уклонах при наличии заключений государственной экологической экспертизы и согласования с уполномоченным органом в области недропользования. Осуществление других видов деятельности, не связанных с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их размещения, запрещается.»;
      45) пункт 5 статьи 296 исключить;
      46) подпункт 2) пункта 1 статьи 303 изложить в следующей редакции:
      «2) существования подземных, поверхностных вод и их водоохранных зон и полос или особо охраняемых природных территорий;»;
      47) в статье 321:
      подпункты 3) и 4) пункта 2 изложить в следующей редакции:
      «3) самовольных эмиссий;
      4) сверхнормативных эмиссий.»;
      дополнить пунктом 9 следующего содержания:
      «9. Не рассматриваются в качестве самовольных и сверхнормативных эмиссий случаи отклонения от программ развития переработки попутного газа, а также проектной документации и проектов нормативов эмиссий в окружающую среду, представленных природопользователем на государственную экологическую экспертизу, и не влекущие превышения нормативов предельно допустимых выбросов.»;
      48) пункт 1 статьи 324 изложить в следующей редакции:
      «1. Разрешения на эмиссии в окружающую среду, полученные до введения в действие настоящего Закона, действуют в течение сроков, на которые они были выданы.».
      2. В Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 12, ст. 60; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 2, ст. 11, 14; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30; № 6, ст. 46; № 8, ст. 64; № 11, ст. 80; № 15, ст. 97; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 9, ст. 51; № 14, ст. 75; № 15, ст. 81; 2014 г., № 4-5, ст. 24; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст 122; № 24, ст. 145):
      1) в статье 1:
      подпункт 7) изложить в следующей редакции:
      «7) технологически неизбежное сжигание газа – сжигание попутного и (или) природного газа (а) при технологических процессах переработки газа в связи с отсутствием технической возможности осуществления следующих операций без сжигания газа: пуско-наладка технологического оборудования; эксплуатация технологического оборудования; техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования; и (или) (б) в результате технологических сбоев (отказов) в работе технологического оборудования, в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным органом;»;
      дополнить подпунктом 120) следующего содержания:
      «120) технологический сбой – отказы, сбои и отклонения в работе технологического оборудования и временная утрата работоспособности технического устройства или оборудования, позволяющая восстановить его рабочее состояние в течение определенного времени.»;
      2) подпункт 7) статьи 25 исключить;
      3) пункт 1 статьи 32 изложить в следующей редакции:
      «1. Участки недр в границах территории Республики Казахстан являются государственной собственностью. Такие участки, а также участки континентального шельфа Республики Казахстан предоставляются для проведения операций по недропользованию в порядке, установленном настоящим Законом.»;
      4) пункт 3 статьи 62 изложить в следующей редакции:
      «3. Проект контракта на недропользование до его подписания подлежит согласованию с уполномоченным органом по изучению и использованию недр.
      Проект контракта на недропользование также подлежит следующим обязательным экспертизам: правовой, экономической.
      Экспертиза проводится на предмет соответствия положений контракта требованиям законодательства Республики Казахстан. Предметом экономической экспертизы также является проверка соответствия условий контракта конкурсному предложению, на основе которого выигран конкурс, или условиям прямых переговоров, оценка экономической целесообразности и социального значения реализации проекта.
      Экспертные заключения предоставляются соответствующими государственными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан в течение тридцати календарных дней с момента передачи государственным органам, осуществляющим государственную экспертизу, полного пакета документов, необходимых для проведения соответствующей экспертизы.»;
      5) в статье 85:
      подпункт 3) пункта 1 изложить в следующей редакции:
      «3) при технологически неизбежном сжигании газа.»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, допускается сжигание в факелах попутного и (или) природного газа без разрешения.
      В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, недропользователь обязан в течение десяти дней письменно уведомить уполномоченные органы в области нефти и газа, по изучению и использованию недр, в области охраны окружающей среды о таком сжигании.
      В случае технологических сбоев в работе технологического оборудования, недропользователь обязан проводить расследование и предоставлять в уполномоченные органы в области нефти и газа ежеквартальные отчеты с указанием причин технологических сбоев.»;
      часть первую пункта 3 изложить в следующей редакции:
      «3. В случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, сжигание в факелах попутного и (или) природного газа допускается по разрешению уполномоченного органа в области нефти и газа, согласованному с уполномоченным органом по изучению и использованию недр, при условии соблюдения недропользователем проектных документов в пределах нормативов и объемов, рассчитанных по методике, утвержденной уполномоченным органом в области нефти и газа.»;
      6) пункт 8 статьи 86 изложить в следующей редакции:
      «8. Недропользователи обязаны предусматривать программы развития переработки попутного газа, подлежащие утверждению уполномоченным органом в области нефти и газа и согласованию с уполномоченными органами по изучению и использованию недр, которые должны обновляться каждые три года, в целях рационального использования попутного газа и снижения вредного воздействия на окружающую среду путем сокращения объемов его сжигания или обратной закачки в пласт (утилизации).
      Отчеты о выполнении программ должны направляться недропользователем ежегодно в уполномоченные органы в области нефти и газа, и по изучению и использованию недр.».
      3. В Закон Республики Казахстан от 16 января 2013 года «О Государственной границе Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2013 г., № 2, ст. 9; № 15, ст. 81; 2014 г., № 7, ст. 37; № 21, ст. 122, 123; № 22, ст. 131; № 1, ст 2):
      1) дополнить статьей 16-1 следующего содержания:
      «Статья 16-1. Право казахстанских и иностранных судов,
                    задействованных в операциях по недропользованию,
                    на неоднократное пресечение Государственной
                    границы
      1. Казахстанские и иностранные суда, убывающие из казахстанских портов, морских терминалов или причальных сооружений Республики Казахстан в водное пространство над континентальным шельфом в целях выполнения работ по государственному геологическому изучению недр, разведке и разработке природных ресурсов континентального шельфа, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Республики Казахстан, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ на континентальном шельфе с последующим прибытием в порты, морские терминалы или причальные сооружения Республики Казахстан, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения ими пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием или убытием судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      2. Казахстанским и иностранным судам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается:
      1) заход в территориальные воды (море) иностранного государства, во внутренние воды иностранного государства, иностранные порты;
      2) высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов и товаров на иностранные и казахстанские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии с территории Республики Казахстан, а также не прошедших пограничный контроль при прибытии на территорию Республики Казахстан, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасения людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.»;
      2) в статье 17:
      пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:
      «Действие подпункта 3) настоящего пункта не распространяется на случаи пересечения Государственной границы, указанные в пункте 4 настоящей статьи.»;
      дополнить пунктом 4 следующего содержания:
      «4. Казахстанские воздушные суда, осуществляющие доставку людей, грузов и товаров с территории Республики Казахстан на искусственные острова, установки и сооружения, включая плавучие гостиницы, расположенные в водном пространстве над континентальным шельфом, либо с указанных искусственных островов, установок и сооружений, включая плавучие гостиницы, на территорию Республики Казахстан, могут неоднократно пересекать Государственную границу вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Указанным казахстанским воздушным судам запрещается осуществлять влет в воздушное пространство иностранных государств, посадку (прием на борт) лиц, прошедших пограничный контроль при убытии с территории Республики Казахстан, а также лиц, не прошедших пограничный контроль при прибытии на территорию Республики Казахстан, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на суда (с судов), в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль при убытии с территории Республики Казахстан, а также на суда
(с судов), в отношении которых не осуществлен пограничный и таможенный контроль при прибытии на территорию Республики Казахстан, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей, судов либо другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых командир казахстанского воздушного судна незамедлительно информирует Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также уполномоченные органы в сфере гражданской и государственной авиации.
      При выполнении полетов между территорией Республики Казахстан и искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными на континентальном шельфе, вылет воздушных судов с территории Республики Казахстан и их посадка после влета на территорию Республики Казахстан могут производиться с аэродромов, вертодромов и посадочных площадок Республики Казахстан, в том числе не открытых для международных полетов.»;
      4) пункт 3 статьи 53 исключить;
      5) статью 55 дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания:
      «12-1) определяет порядок выдачи разрешений на неоднократное пересечение Государственной границы казахстанскими и иностранными морскими судами и казахстанскими воздушными судами, задействованными в операциях по недропользованию на контрактной территории, расположенной на континентальном шельфе, пространственные и временные пределы действия разрешений, а также порядок осуществления контроля за указанными судами;»;
      6) статью 62 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      «3. Уполномоченный орган в области нефти и газа разрабатывает порядок выдачи разрешений на неоднократное пересечение Государственной границы казахстанскими и иностранными морскими судами и казахстанскими воздушными судами, задействованными в операциях по недропользованию на контрактной территории, расположенной на континентальном шельфе, пространственные и временные пределы действия разрешений, а также порядок осуществления контроля за указанными судами.».
      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.