Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О пробации».
Премьер-Министр
Республики Казахстан Б. Сагинтаев
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О пробации
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области пробации и устанавливает понятие, принципы пробации, компетенции и функции субъектов пробации, а также статус службы пробации и лиц, подпадающих под пробацию.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи - основанная на комплексном изучении личности и жизненной ситуации лица, находящегося на учете службы пробации, совокупность мероприятий субъектов пробации по оказанию социально-правовой помощи данному лицу;
2) постпенитенциарная пробация – совокупность мер по установлению и осуществлению пробационного контроля за поведением лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, и оказанию им социально-правовой помощи с целью реинтеграции в общество;
3) пенитенциарная пробация – совокупность мер по определению и осуществлению мер ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;
4) пробация – комплекс мер, вырабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении лица, подпадающего под пробацию, для коррекции его поведения с целью предупреждения совершения им новых уголовных правонарушений;
5) пробационный контроль – деятельность уполномоченных органов по осуществлению контроля за исполнением возложенных судом на осужденных обязанностей и их поведением, а также оказанию им содействия в получении социально-правовой помощи;
6) субъекты пробации – государственные органы, осуществляющие пробационный контроль и оказывающие содействие в получении социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации, а также местные исполнительные органы, организации и граждане Республики Казахстан, участвующие в оказании социально-правовой помощи данным лицам;
7) служба пробации – орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества и оказывающий содействие осужденным, находящимся на его учете, в получении социально-правовой помощи, ресоциализации, а также составлению досудебного доклада в отношении подозреваемого;
8) досудебный доклад – информация для суда о личностных особенности подозреваемого, выполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, следовании рекомендациям службы пробации и принятии ее помощи;
9) досудебная пробация – оказание социально-правовой помощи подозреваемому, направленной на коррекцию его поведения, предупреждение совершения им новых уголовных правонарушений;
10) приговорная пробация – совокупность мер по установлению и осуществлению пробационного контроля в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, а также осужденных условно, с возможностью их отмены в случаях неисполнения ими возложенных на них судом и законом Республики Казахстан обязанностей, ограничений и направления в учреждение уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о пробации
1. Законодательство о пробации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Уголовного кодекса Республики Казахстан, Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является установление нормативных правовых условий для функционирования эффективной системы контроля за поведением лиц, в отношении которых установлена пробация, и оказания им социально-правовой помощи.
2. В соответствии с указанной целью задачами настоящего Закона являются:
1) установление видов пробации и правил их осуществления;
2) определение полномочий субъектов пробации и порядка их взаимодействия;
3) регулирование вопросов осуществления контроля за поведением лиц, находящихся на учете службы пробации;
4) регулирование вопросов оказания социально-правовой помощи лицам, находящимся на учете службы пробации;
5) установление гарантий соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в процессе осуществления пробации.
Статья 4. Основные принципы пробации
Пробация основывается на принципах:
1) законности, означающей защиту и соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) справедливости, означающей, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, подозреваемому в совершении преступления, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного;
3) равенства, запрещающего любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и означающего одинаковую обязанность граждан соблюдать закон;
4) гуманизма, выражающего признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к благу человека как цели общественного прогресса;
5) гласности, означающей максимальную открытость в деятельности пробации и свободы информации;
6) индивидуально-дифференцированного подхода в определении объема социально-правовой помощи и осуществлении пробационного контроля в отношении лиц, состоящих на учете службы пробации;
7) стимулирования правопослушного и активного общественно полезного поведения лиц, находящихся на учете службы пробации, а также их нетерпимости к противоправному поведению;
8) взаимодействия субъектов пробации при оказании социально-правовой помощи и осуществлении пробационного контроля.
Статья 5. Основные направления пробации
Пробация направлена на:
изучение условий жизни, социально-демографической, психосоциальной, криминологической характеристики личности и иных особенностей подозреваемого с составлением досудебного доклада;
обеспечение контроля за выполнением лицами, состоящими на учете службы пробации, обязанностей и ограничений, возложенных судом и предусмотренных законом Республики Казахстан;
оказание содействия лицам, состоящим на учете службы пробации, в получении среднего, технического и профессионального образования, трудоустройстве, медицинской помощи;
оказание лицам, состоящим на учете службы пробации, помощи социально-правового характера в объеме, определяемом индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи, для коррекции их поведения с целью предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений, а также устранения причин и условий совершенного уголовного правонарушения;
подготовку осужденного к освобождению службой пробации совместно с администрацией учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.
Глава 2. Субъекты пробации
Статья 6. Компетенция органов внутренних дел
1. Уполномоченный орган уголовно-исполнительной системы обеспечивает:
1) взаимодействие субъектов пробации;
2) координацию деятельности учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и служб пробации;
3) осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Полиция:
1) осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику, выявление, изучение, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений со стороны лиц, находящихся под пробационным контролем;
2) осуществляет контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) взаимодействует со службой пробации по осуществлению мер профилактического воздействия в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания;
4) осуществляет пробационный контроль в отношении несовершеннолетних, которым данная принудительная мера воспитательного воздействия была определена судом;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция местных исполнительных органов
Местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы, района обеспечивают организацию, осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания, и исполняют полномочия в сфере оказания социально-правовой помощи осужденным, состоящим на учете службы пробации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Участие граждан и организаций в пробации
1. Участие граждан и организаций в пробации осуществляется путем добровольного оказания содействия в получении социально-правовой помощи лицам, в отношении которых устанавливается пробация в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Граждане и организации реализуют мероприятия в части пробации путем:
1) участия в организации правовой пропаганды;
2) участия в работе консультативно-совещательных и экспертных органов;
3) содействия другим субъектам пробации;
4) проведения социологических и иных мониторингов;
5) участия в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, регулирующих пробацию;
6) разработки и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности пробации и социально-правовой помощи лицам, в отношении которых устанавливается пробация;
7) создания в установленном законодательством порядке общественных объединений для оказания социально-правовой помощи лицам, в отношении которых устанавливается пробация;
8) оказания иного содействия в формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
3. При приговорной и постпенитенциарной пробации допускается личное поручительство, которое состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение лиц, состоящих на учете службы пробации, и явку их по вызову службы пробации.
Личное поручительство допустимо лишь по письменному ходатайству поручителя и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснена сущность обязанностей лица, в отношении которого он дает поручительство.
4. Граждане и организации, участвующие в оказании социально-правовой помощи лицам, в отношении которых устанавливается пробация, не вправе разглашать персональные и ставшие им известными данные о частной жизни лиц, подпадающих под пробацию, и членов их семей без их письменного согласия.
Глава 3. Полномочия службы пробации и ее взаимодействие с
государственными органами, организациями и гражданами
Статья 9. Полномочия службы пробации
1. Служба пробации:
1) проводит психолого-социальное тестирование личности;
2) реализует программу коррекции социального поведения (ресоциализации) осужденных на этапе подготовки к освобождению из мест лишения свободы;
3) ведет учет лиц, подпадающих под досудебную, приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную пробацию;
4) разъясняет порядок исполнения возложенных судом обязанностей и привлечения к ответственности за их неисполнение;
5) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляет пробационный контроль в отношении лиц, состоящих на учете службы пробации;
6) разъясняет порядок и условия осуществления и прекращения пробационного контроля и привлечения к ответственности за нарушение порядка пробационного контроля;
7) оказывает содействие лицам, состоящим на учете службы пробации, в получении ими социально-правовой помощи;
8) разъясняет порядок предоставления социально-правовой помощи;
9) устанавливает место жительства лица, находящегося под пробацией, состояние его здоровья, уровень образования и трудовую занятость, а также иные сведения, необходимые для определения объема предоставления ему социально-правовой помощи;
10) взаимодействует с государственными органами, организациями и гражданами;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Взаимодействие службы пробации с
государственными органами, организациями
и гражданами
1. Служба пробации в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с государственными органами, организациями и гражданами по вопросам оказания социально-правовой помощи лицам, подпадающим под пробацию.
2. Иностранные неправительственные организации могут оказывать помощь службе пробации в рамках реализуемых проектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
3. Местные исполнительные органы, организации и граждане оказывают социально-правовую помощь лицам, подпадающим под пробацию, в соответствии с индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи, разработанной службой пробации.
Глава 4. Виды пробации и способы их осуществления
Статья 11. Виды пробации
Виды пробации:
1) досудебная пробация;
2) приговорная пробация;
3) пенитенциарная пробация;
4) постпенитенциарная пробация.
Статья 12. Досудебная пробация
1. Лица, подозреваемые в совершении уголовного правонарушения, подпадающие под досудебную пробацию:
1) несовершеннолетние;
2) инвалиды;
3) женщины:
в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет;
беременные;
имеющие малолетних детей в возрасте до трех лет;
4) мужчины:
в возрасте шестидесяти трех и свыше лет;
воспитывающие в одиночку малолетних детей в возрасте до трех лет.
Досудебная пробация не применяется в отношении лиц, которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей.
2. Служба пробации со дня обращения лица, подпадающего по досудебную пробацию, готовит индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи и обеспечивает ее реализацию. По результатам проводимой работы служба пробации составляет досудебный доклад, который представляется лицу, в отношении которого проводилась досудебная пробация, до начала судебного разбирательства.
В случае прекращения уголовного дела на стадии досудебного расследования, служба пробации прекращает досудебную пробацию.
3. Социально-правовая помощь при досудебной пробации состоит в мерах, перечисленных в статье 18 настоящего Закона, и направлена на коррекцию поведения подозреваемого, предупреждение совершения им новых уголовных правонарушений. Выполнение подозреваемым соответствующих мероприятий или стремление их выполнения отражаются в досудебном докладе наряду с другими социально-демографическими, психосоциальными, криминологическими его данными.
4. Содержание досудебного доклада включает в себя вводную, описательную и рекомендательные части.
Во вводной части указываются:
1) время, дата и место составления досудебного доклада;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего досудебный доклад;
3) фамилия, имя и отчество (при его наличии), число, месяц, год и место рождения подозреваемого.
В описательной части излагаются сведения:
1) о подозреваемом (гражданство, семейное положение, род занятий, образование, место жительства, наличие судимостей), иные характеризующие его данные;
2) о выполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой;
3) о социальной характеристике подозреваемого;
4) о результатах психосоциального тестирования личности (методика проведения тестирования утверждается уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности);
5) о следовании рекомендациям службы пробации и принятии ее помощи.
В рекомендательной части указывается примерный перечень обязанностей и ограничений, которые рекомендуется возложить на лицо при применении наказания, не связанного с лишением свободы.
5. При составлении досудебного доклада служба пробации получает и пользуется информацией от государственных органов и организаций, общественных организаций и граждан, а также из иных информационных систем, позволяющих охарактеризовать личность подозреваемого.
6. Методика подготовки досудебного доклада утверждается уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
7. Ответственность за достоверность, объективность и качество сведений, указанных в досудебном докладе, возлагается на службу пробации.
Статья 13. Приговорная пробация
1. При приговорной пробации в отношении осужденного лица устанавливается пробационный контроль, продолжительность которого определяется приговором или постановлением суда.
2. Лица, подпадающие под приговорную пробацию:
1) осужденные к ограничению свободы;
2) условно осужденные.
В отношении лиц, подпадающих под приговорную пробацию, устанавливается пробационный контроль по правилам статьи 44 Уголовного кодекса Республики Казахстан, несоблюдение порядка которого влечет ответственность, предусмотренную законом Республики Казахстан.
2. Лицо, в отношении которого установлен пробационный контроль, обязано:
1) явиться в течение десяти суток со дня вступления приговора или постановления суда в законную силу в службу пробации для постановки на учет;
2) соблюдать условия и порядок отбывания наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
3) являться в службу пробации в установленные дни для регистрации и проведения с ним профилактической беседы;
4) письменно информировать службу пробации об изменении места жительства, работы или учебы;
5) выполнять иные обязанности, возложенные на него судом и законами Республики Казахстан.
3. В случае несоблюдения лицом условий пробационного контроля, служба пробации:
1) в отношении осужденного к ограничению свободы применяет взыскание в виде письменного предупреждения, а в случае злостного уклонения от отбывания наказания представляет в суд материалы для решения вопроса о замене неотбытой части ограничения свободы на наказание в виде лишения свободы;
2) в отношении осужденных условно вносит представление о продлении срока пробационного контроля либо отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
4. Если по истечении не менее половины установленного срока пробационного контроля условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, то служба пробации направляет представление в суд об отмене условного осуждения и снятии с осужденного судимости.
5. Индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи осужденному, в отношении которого установлен пробационный контроль, составляется на основе досудебного доклада, и лишь в случае его отсутствия, ввиду непроведения соответствующего исследования на досудебной стадии процесса производится комплексное исследование личности.
Статья 14. Пенитенциарная пробация
1. В отношении лица, подпадающего под пенитенциарную пробацию, при подготовке его к освобождению службой пробации совместно с администрацией учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы разрабатывается и реализуется индивидуальная программа рессоциализации осужденных, включающая подготовку осужденного к освобождению и постпенитенциарную пробацию.
2. Под пенитенциарную пробацию подпадают осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы на определенный срок, которым до отбытия срока наказания остался один год.
3. Индивидуальная программа содержит:
1) данные досудебного доклада (при его наличии), разработанного службой пробации на этапе досудебной пробации;
2) материалы, характеризующие поведение осужденного в период пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;
3) сведения о погашенных и непогашенных исках лиц, подготавливаемых к освобождению;
4) сведения о социальных связях осужденного, подготавливаемого к освобождению, состоянии его здоровья, уровне образования, трудовых навыках, осведомленности о правовых механизмах реализации прав и свобод, а также иные, необходимые для коррекции социального поведения и успешной социальной адаптации осужденного;
5) конкретные мероприятия, направленные на оказание социально-правовой помощи осужденному, подготавливаемому к освобождению;
6) планируемые мероприятия по оказанию социально-правовой помощи, бытового и трудового устройства осужденного после его освобождения.
4. При реализации индивидуальной программы ресоциализации осужденных, включающей подготовку осужденного к освобождению и постпенитенциарную пробацию, служба пробации:
1) осуществляет взаимодействие с местными исполнительными органами, местными органами по вопросам занятости населения, образования и иными организациями в части решения вопросов трудового и бытового устройства лиц, подготавливаемых к освобождению;
2) проводит работу по разъяснению лицам, подготавливаемым к освобождению, законодательства, регламентирующего порядок трудового и бытового устройства, информирует о действующих правовых механизмах реализации и защиты прав и свобод; разъясняет объем и порядок получения социально-правовой помощи при освобождении из мест лишения свободы; предварительно информирует о порядке осуществления административного надзора и пробационного контроля, а также последствиях его нарушения;
3) ведет соответствующую документацию;
4) взаимодействует с иными субъектами пробации по вопросам оказания социально-правовой помощи лицам, подготавливаемым к освобождению.
5. Служба пробации в сотрудничестве с администрацией учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы обеспечивает:
1) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации подготавливаемого к освобождению из мест лишения свободы в соответствии с требованиями рынка рабочей силы;
2) установление предварительных контактов с агентствами занятости населения для представления осужденным достоверной информации о вакантных местах и выбора соответствующего места работы, содействия регистрации подготавливаемых к освобождению в центре занятости населения;
3) установление контактов со специализированными организациями/агентствами для облегчения найма жилья по просьбе лиц, подготавливаемых к освобождению, не имеющих родственников или других социальных связей;
4) установление контактов со специализированными организациями для содействия определению пожилых лиц и инвалидов в социальные учреждения по их просьбе;
5) реализацию разработанной индивидуальной программы коррекции социального поведения (ресоциализации) лица, подготавливаемого к освобождению.
Статья 15. Постпенитенциарная пробация
1. Постпенитенциарная пробация лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, осуществляется в форме установления пробационного контроля, осуществляемого органами внутренних дел по месту его жительства в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в сочетании с социально-правовой помощью, оказываемой на основании индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи, составленной службой пробации.
2. Постпенитенциарная пробация лица, в отношении которого судом установлен административный надзор, осуществляется в форме контрольно-профилактических мероприятий органов внутренних дел в отношении поднадзорного лица в сочетании с социально-правовой помощью, оказываемой на основании индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи, составленной службой пробации.
3. Постпенитенциарная пробация лица, которому лишение свободы было заменено ограничением свободы, осуществляется по правилам приговорной пробации в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, с учетом потребностей в социальной адаптации после пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы при определении объема необходимой социально-правовой помощи.
4. Постпенитенциарная пробация лица, отбывшего назначенный судом срок лишения свободы, осуществляется по инициативе самого лица путем его обращения в службу пробации или к иным субъектам пробации для оказания социально-правовой помощи.
5. Лица, подпадающие под постпенитенциарную пробацию:
1) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы;
2) освобождаемые из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлен административный надзор;
3) которым лишение свободы было заменено ограничением свободы в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Республики Казахстан;
4) которым лишение свободы было заменено штрафом в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Республики Казахстан;
5) отбывшие назначенный судом срок наказания в виде лишения свободы.
В отношении лиц, подпадающих под постпенитенциарную пробацию, указанных в подпункте 1) пункта 5 настоящей статьи, устанавливается пробационный контроль по правилам статьи 169 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан.
В отношении лиц, указанных в подпункте 3) пункта 5 настоящей статьи, устанавливается пробационный контроль по правилам статьи 44 Уголовного кодекса Республики Казахстан и статьи 69 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан.
Лица, указанные в подпунктах 4) и 5) пункта 5 настоящей статьи, имеют право на обращение в службу пробации для оказания им содействия в получении социально-правовой помощи, необходимой для их социальной адаптации.
6. При составлении индивидуальных программ социально-правовой помощи в отношении лиц, подпадающих под постпенитенциарную пробацию, учитываются следующие обстоятельства:
1) длительность пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, а также его вид для оценки потребности в социальной реабилитации и адаптации;
2) сохранение или утрата социально полезных связей по причине пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;
3) реальные возможности самостоятельного бытового и трудового устройства, сохранение трудовых навыков, а также наличие полученного в период пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы образования и профессии;
4) наличие погашенных и непогашенных исков в период пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;
5) потребность в получении специальных социальных услуг;
6) иные, которые могут повлиять на осуществление постпенитенциарной пробации.
Статья 16. Особенности осуществления пробации
в отношении несовершеннолетних
1. В отношении несовершеннолетних пробация осуществляется с учетом обязательности соблюдения принципа приоритета интересов ребенка и нацелена на временную защиту ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации по причине совершенного уголовного правонарушения и факта привлечения к уголовной ответственности, его ресоциализацию и реинтеграцию в семью, государственное учреждение образования и общество.
2. Пробация в отношении несовершеннолетних осуществляется с учетом:
1) индивидуальных и возрастных особенностей;
2) необходимости установления и поддержания связей с органами опеки и попечительства, службами защиты прав ребенка;
3) возможности осуществления мониторинга ситуации до и после реинтеграции несовершеннолетнего в семью;
4) привлечения семьи и общества к помощи несовершеннолетним и предотвращения риска попадания в трудную ситуацию;
5) взаимодействия с институтами гражданского общества по вопросам применения мер пробации в отношении несовершеннолетних в целях соблюдения принципа приоритета интересов ребенка.
3. В процессе осуществления пробации в отношении несовершеннолетнего служба пробации принимает участие в:
1) разработке и утверждении специальных программ в области защиты ребенка и семьи, создании общественных служб социальной защиты;
2) разработке и внедрении системы мониторинга и оценки услуг по защите ребенка и семьи;
3) разработке механизма привлечения граждан и организаций к решению проблем ребенка и семьи.
Статья 17. Осуществление пробационного контроля
в отношении несовершеннолетних
1. Служба пробации осуществляет пробационный контроль в отношении несовершеннолетних:
1) осужденных к наказанию в виде ограничения свободы;
2) осужденных условно.
2. Органы внутренних дел осуществляют пробационный контроль в отношении несовершеннолетних, которые:
1) условно-досрочно освобождены от отбывания наказания;
2) находятся под пробационным контролем при назначении судом принудительной меры воспитательного воздействия.
3. Служба пробации при постановке на учет несовершеннолетнего, в отношении которого установлен пробационный контроль, и определении объема необходимой ему социально-правовой помощи реализует комплекс мер в соответствии со статьями 69, 169 и 174 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан. При этом учитываются возможности семьи, положительное влияние родителей либо законных представителей несовершеннолетнего на процесс его социальной адаптации. При необходимости индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи несовершеннолетнему должно предусматриваться участие педагога и психолога.
4. В отношении несовершеннолетних наряду с мерами, указанными в части третьей настоящей статьи, служба пробации совместно с представителями органа опеки и попечительства ежеквартально проводит обследование жилищных условий несовершеннолетних с составлением акта.
Глава 5. Оказание содействия в получении социально-правовой
помощи лицам, в отношении которых устанавливается пробация
Статья 18. Меры социальной адаптации и социальной
реабилитации лиц, в отношении которых
устанавливается пробация
1. Социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых устанавливается пробация, обеспечиваются местными исполнительными органами, уполномоченными органами в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения, а также гражданами и организациями.
2. Социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых устанавливается пробация, включают в себя:
1) оказание социально-правовой помощи по вопросам:
медицинской помощи;
получения образования;
овладения профессией (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
содействия в трудоустройстве;
психологического сопровождения;
получения установленных законодательством Республики Казахстан льгот, иных социальных выплат;
2) содействие в восстановлении и формировании поддерживающей системы социальных связей (социально-психологическое и психологическое консультирование; социальный патронаж; помощь в восстановлении семейных и иных социально-позитивных связей);
3) социально-бытовая и культурная адаптация (обеспечение местом пребывания, организация реабилитационных мероприятий, привлечение к участию в культурных мероприятиях);
4) предоставление консультаций по социально-правовым и иным вопросам.
3. По результатам изучения личности лица, подпадающего под пробацию, служба пробации в течение трех рабочих дней со дня его прибытия составляет индивидуальную программу.
Первый экземпляр индивидуальной программы остается в службе пробации, второй экземпляр индивидуальной программы выдается под роспись лицу, подпадающему под пробацию, а также необходимое количество экземпляров индивидуальной программы направляется гражданам и в организации, оказывающие социально-правовую помощь.
4. Местные исполнительные органы, общественные объединения и иные организации после получения копии индивидуальной программы в течение пятнадцати дней, оказав социально-правовую помощь или установив обстоятельства невозможности ее оказания, информируют службу пробации.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан в области пробации
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области пробации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан