В соответствии с подпунктом 3) пункта 10 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "О трансфертном ценообразовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила (методику) ценообразования при осуществлении экспортных операций с сырой нефтью, полученной в качестве доли Республики Казахстан по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | Б. Сагинтаев |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2016 года № 653 |
Правила (методика) ценообразования при осуществлении экспортных
операций с сырой нефтью, полученной в качестве доли Республики
Казахстан по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию
от 18 ноября 1997 года
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила (методика) ценообразования при осуществлении экспортных операций с сырой нефтью, полученной в качестве доли Республики Казахстан по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года, (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) пункта 10 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "О трансфертном ценообразовании" (далее – Закон) и устанавливают порядок определения (расчета) цен при осуществлении экспортных операций с сырой нефтью, полученной в качестве доли Республики Казахстан по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года (далее – Соглашение).
2. В настоящих Правилах используются следующие термины, определения и аббревиатуры:
1) источники информации (издатель и страна издания) – Crude Oil Market Wire Basic Service (The McGraw-Hill Companies (Platts), Великобритания, (далее – Platts) и 3000Xtra, RTC Advanced (Thomson Reuters EIKON) (Thomson Reuters, Великобритания, (далее – Thomson Reuters);
2) маршрут – направление транспортировки и реализации товара;
3) дифференциал – размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены сделки или цены из источника информации в соответствии с Законом;
4) контракт – договор на куплю-продажу товара;
5) КТК – трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума – единая трубопроводная система, начинающаяся на Тенгизе (Казахстан) и проходящая через Атырау (Казахстан), Астрахань, Комсомольск и Кропоткин до Терминала в районе Новороссийска (Россия – КТК-Р);
6) коносамент – документ на отгруженный товар, который подтверждает его получение судном;
7) цена сделки (реализации) – цена товара за одну единицу измерения в соответствии с контрактами, выраженная в валюте контракта и рассчитанная в соответствии с положениями настоящих Правил;
8) котировка нефти – ценовая котировка, публикуемая в источниках информации;
9) полномочный орган – юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан и действующее в интересах Республики Казахстан в соглашениях о разделе продукции;
10) корректировка по качеству – корректировка цены сделки по качественным характеристикам сырой нефти (плотность, содержание серы);
11) североморский ценовой эталон – котировка нефти "Brent (Dated)" или "BFOE", публикуемая в Platts;
12) спрэд – ценовая разница между различными котировками в источниках информации;
13) товар – сырая нефть, переданная налогоплательщиком и полученная полномочным органом в рамках передачи полезных ископаемых в счет исполнения налогового обязательства по уплате в натуральной форме доли Республики Казахстан по Соглашению;
14) FOB, CIF, DAP – базисы поставки в соответствии с Инкотермс 2010;
15) Platts Dirty Tanker Wire Basic Service – официально признанный источник информации о ставках фрахта на нефть.
Глава 2. Порядок определения цены сделки (реализации) на сырую
нефть при продажах на условиях FOB терминал КТК-Р с
использованием трубопроводной системы КТК
3. Цена сделки (реализации) рассчитывается по следующей формуле:
P = B + S - D
где:
P - цена сделки (реализации) на сырую нефть;
В - средняя из средних котировок на сырую нефть сорта североморский ценовой эталон за 1 (один) баррель, применяемых на соответствующем рынке в соответствии с условиями контракта, опубликованных в источнике информации Platts, на каждую отгрузку с учетом котировок, действующих в течение пяти котировальных дней, следующих за датой коносамента;
S - спрэд (Spread vs Fwd Dated Brent в строке CPC Blend CIF), одна или средняя нескольких последовательных средних котировок, публикуемых в источнике информации Platts, в период с 10 по 25 день до 1 дня окна погрузки в соответствии с условиями контракта.
Для грузов с окнами погрузки в первой и второй декаде месяца применяется спрэд (котировка) в период с 1 по 25 календарный день до 1 дня окна погрузки. Окна погрузки в порту погрузки определяются на основе утвержденного официального позиционного графика, выпускаемого морским терминалом по заявке, полученной от транспортной компании.
D - дифференциал, учитываемый в зависимости от условий поставки сырой нефти, определенный в контракте, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены из источника информации в соответствии с Законом, включающий в себя:
расходы по фрахту судна;
расходы по страхованию груза;
маржу покупателя;
портовые сборы;
расходы по сверхнормативному простою танкера, буксировке и пилотажу при прохождении турецких проливов;
скидку (премию) на партии нефти с поставкой танкерами объемом 135 тысяч тонн к партиям с поставкой танкерами объемом 85 тысяч тонн (CPC-85-135);
расходы по инспекции груза;
банковские расходы по открытию и обслуживанию безотзывного аккредитива;
расходы по потерям при перевозке сырой нефти.
Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 25.06.2019 № 436. Глава 3. Порядок определения цены сделки (реализации) при
транспортировке сырой нефти по системе Атырау – Самара
4. При доставке сырой нефти до портов Черного моря по маршруту Атырау-Самара для последующей продажи на условиях FOB цена сделки (реализации) рассчитывается по следующей формуле:
P = B + S ± К - D
где:
P - цена сделки (реализации) на сырую нефть;
B - средняя из средних котировок на сырую нефть сорта североморский ценовой эталон за 1 (один) баррель, применяемых на соответствующем рынке в соответствии с условиями контракта, опубликованных в источнике информации Platts, на каждую отгрузку с учетом котировок, действующих в течение пяти котировальных дней, следующих за датой коносамента;
S - спрэд (Spread vs Fwd Dated Brent в строке Urals RCMB), одна или средняя нескольких последовательных средних котировок, публикуемых в источнике информации Platts, в период с 10 по 25 день до 1 дня окна погрузки в соответствии с условиями контракта.
Для грузов с окнами погрузки в первой и второй декаде месяца применяется спрэд (котировка) в период с 1 по 25 календарный день до 1 дня окна погрузки. Окна погрузки в порту погрузки определяются на основе утвержденного официального позиционного графика, выпускаемого морским терминалом по заявке, полученной от транспортной компании;
K - корректировка цены по градусу API (эскаляция-деэскаляция) рассчитывается в виде премии/скидки в случае, если качество сырой нефти выше/ниже стандартного промежутка базовых пределов плотности (например, 32.00-32.09 градусов API для нефти сорта Urals) по условиям контракта;
D - дифференциал, учитываемый в зависимости от условий поставки сырой нефти, определенный в контракте, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены из источника информации в соответствии с Законом, включающий в себя:
расходы по фрахту судна;
расходы по страхованию груза;
портовые сборы;
расходы по сверхнормативному простою танкера, буксировке и пилотажу при прохождении турецких проливов;
скидку (премию) на партии нефти с поставкой танкерами объемом 140 тысяч тонн к партиям с поставкой танкерами объемом 80 тысяч тонн (URL-80-135);
маржу покупателя;
расходы по инспекции груза;
банковские расходы по открытию и обслуживанию безотзывного аккредитива;
расходы по потерям при перевозке сырой нефти.
Сноска. Пункт 4 в редакции постановления Правительства РК от 25.06.2019 № 436.5. При доставке сырой нефти до портов Балтийского моря по маршруту Атырау – Самара для последующей продажи на условиях FOB цена сделки (реализации) рассчитывается по следующей формуле:
P = B + S ± К – D
где:
P – цена сделки (реализации) на сырую нефть;
B – средняя из средних котировок на сырую нефть сорта североморский ценовой эталон за 1 (один) баррель, применяемых на соответствующем рынке в соответствии с условиями контракта, опубликованных в источнике информации Platts на каждую отгрузку с учетом котировок, действующих в течение пяти котировальных дней, следующих за датой коносамента;
S – спрэд (Spread vs fwd Dated Brent в строке Urals Rotterdam), одна или средняя нескольких последовательных средних котировок, публикуемых в источнике информации Platts, в период с 10 по 25 день до 1 дня окна погрузки в соответствии с условиями контракта на продажу.
Для грузов с окнами погрузки в первой и второй декаде месяца, применяется спрэд (котировка) в период с 1 по 25 календарный день до 1 дня окна погрузки. Окна погрузки в порту погрузки определяются на основе утвержденного официального позиционного графика, выпускаемого морским терминалом по заявке, полученной от транспортной компании;
К – корректировка цены по градусу API (эскаляция-деэскаляция) рассчитывается в виде премии/скидки в случае, если качество сырой нефти выше/ниже стандартного промежутка базовых пределов плотности (например, 32.00-32.09 градусов API для нефти сорта Urals) по условиям контракта;
D – дифференциал, учитываемый в зависимости от условий поставки сырой нефти, определенный в контракте на куплю-продажу товара, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены из источника информации в соответствии с Законом, включающий в себя:
расходы по фрахту;
маржу покупателя;
расходы по страхованию груза;
расходы по инспекции груза;
банковские расходы по открытию и обслуживанию безотзывного аккредитива;
расходы по потерям при перевозке сырой нефти;
расходы по портовым сборам в портах Балтийского моря;
расходы по портовым сборам за судозаход в порт Роттердам;
экологические сборы в зоне контроля над выбросами серы (ECA);
ледовые сборы, дополнительная плата за буксировку в течение зимнего сезона, включая время ожидания, в том числе у ледовой кромки и во льду/разницу во времени (задержку) при прохождении льда по сравнению с нормальной скоростью в данной акватории;
компенсация за разницу в качестве между качеством сырой нефти в порту Усть-Луга и порту Приморск – при ее наличии в случае подтверждения государственных уполномоченных органов или уполномоченных транспортных компаний о том, что это разное качество нефти.
6. При доставке сырой нефти по магистральному нефтепроводу Дружба на условиях продажи DAP до границы стран Восточной Европы, цена сделки (реализации) рассчитывается по следующей формуле:
P = B + S – D
где:
P – цена сделки (реализации) на сырую нефть;
В – средняя из средних котировок на сырую нефть сорта североморский ценовой эталон за 1 (один) баррель, применяемых на соответствующем рынке в соответствии с условиями контракта, опубликованных в источнике информации Platts за весь месяц, в течение которого осуществляется поставка;
S – это среднеарифметическое значение из средних ежедневных котировок дифференциала Urals Rotterdam к нефти североморский ценовой эталон, публикуемый в Platts Crude Oil Market Wire Basic Service под заголовком "Russian Urals/ESPO spot assessments" за весь месяц, в течение которого осуществляется поставка;
D – дифференциал, учитываемый в зависимости от условий поставки сырой нефти, определенный в контракте на куплю-продажу товара, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены из источника информации в соответствии с Законом, включающий в себя:
расходы по транспортировке до нефтеперерабатывающего завода;
маржу покупателя;
расходы по страхованию груза;
расходы по инспекции груза;
банковские расходы по открытию и обслуживанию безотзывного аккредитива;
расходы по потерям при перевозке сырой нефти.
Глава 4. Определение составляющих дифференциала
7. В целях приведения в сопоставимые экономические условия цены из источника информации, в зависимости от условий поставки товара в дифференциал включаются обоснованные и подтвержденные документально и (или) источниками информации расходы покупателя, связанные с доставкой товара до соответствующего рынка назначения (поставки) товара и его реализацией.
Составляющие дифференциала подтверждаются первичными документами, в случаях отсутствия и (или) необоснованности первичных документов, размеры составляющих дифференциала принимаются как минимальное/среднее значение от диапазона рыночных цен, публикуемых в Platts, Thomson Reuters.
8. Стоимость морской транспортировки (фрахт) подтверждается копиями договоров фрахта (chartеr party, time-charter) или копиями выписок из договоров фрахта танкера (CP recap), копиями счетов на оплату (invoice) и копиями расчетов покупателя стоимости фрахта на 1 (один) нетто баррель или данными Platts Dirty Tanker Wire Basic Service. При этом расходы по фрахту судна не должны превышать следующих расходов:
на условиях поставки FOB порты Черного моря не более стоимости расходов до порта Августа, рассчитанных по ставке Worldscale (WS), указанной в договоре фрахта;
на условиях поставки FOB порты Балтийского моря не более стоимости расходов до порта выгрузки Роттердам, рассчитанных по ставке Worldscale (WS), указанной в договоре фрахта, плюс судозаход в порт Роттердам согласно официальным публикациям Platts Dirty Tanker Wire Basic Service.
Копии указанных документов должны быть заверены покупателем.
9. Стоимость фрахта судна определяется на дату фрахтования судна. В случае отсутствия первичных документов по фрахту судна, стоимость фрахта определяется как среднее с 10 по 25 день до даты морского коносамента. При расчете стоимости фрахта учитываются грузоподъемность танкера (Aframax, Suezmax), используемого для отгрузки соответствующей партии товара, базовая ставка flat rate и величина Worldscale (WS), публикуемая в Platts Dirty Tanker Wire Basic Service.
10. Стоимость банковских расходов по открытию и обслуживанию безотзывного аккредитива подтверждается следующими документами:
оригиналы контрактов купли-продажи сырой нефти, где оговариваются условия банковского аккредитива;
оригиналы документов банка, подтверждающие открытие аккредитива в пользу продавца и банковские расходы на открытие аккредитива;
оригиналы расшифровок с отметкой и подписью покупателя по каждой отдельной поставке с указанием наименования танкера, даты отгрузки товара, объемов в баррелях, процентной ставки банка, суммы аккредитива и суммы банковских расходов за баррель.
11. Размеры потерь при транспортировке учитываются согласно копиям отчетов независимых инспекторских компаний, в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.
12. Маржа покупателя принимается как минимальное значение в диапазоне, публикуемом в Thomson Reuters на дату коносамента.
13. Стоимость страхования груза при транспортировке подтверждается копиями договоров или копиями страховых полисов, или копиями счетов на оплату (invoice), копиями расчетов покупателя по стоимости страхования, в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.
14. Стоимость инспекции груза по определению качества и количества груза подтверждается копиями договоров на оказание инспекторских услуг, копиями счетов на оплату (invoice), копиями расчетов покупателя по стоимости инспекции, копиями отчетов независимых инспекторских компаний, в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters. Стоимость инспекции учитывается на каждой точке замера.
15. Стоимость разгрузки в порту Роттердам подтверждается копиями первичных документов, подтверждающих маршрут груза в порт Роттердам, в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.
16. Стоимость портового сбора в порту подтверждается копиями договоров на оказание соответствующих услуг, копиями счетов на оплату (invoice), в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.
17. Стоимость расходов по перевалке в портах подтверждается копиями договоров на оказание соответствующих услуг, копиями счетов на оплату (invoice), в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.
18. Экологические сборы в зоне контроля над выбросами серы (ECA) подтверждаются копиями chartеr party (раздел ECA), копиями инвойсов судовладельца, данными Worldscale (подтверждение ставки и протяженности маршрута в одну и обратную сторону в милях), в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.
19. Скидка (премия) на партии нефти с поставкой танкерами объемом 140 тысяч тонн (Suezmax) к партиям с поставкой танкерами объемом 80 тысяч тонн (Afrаmax) определяется как среднее из средних значений котировок URL-80-135, согласно данным Thomson Reuters, в период с 10 по 25 день до 1 дня окна погрузки. При этом, в случае, если котировка имеет отрицательное значение, то данная составляющая дифференциала увеличивает общее значение дифференциала и уменьшает значение цены и, наоборот, в случае положительного значения котировки, уменьшает общее значение дифференциала и увеличивает значение цены. Для судна класса Aframax скидка к танкерным партиям не применяется.
Сноска. Пункт 19 в редакции постановления Правительства РК от 25.06.2019 № 436.19-1. Скидка (премия) на партии нефти с поставкой танкерами объемом 135 тысяч тонн (Suezmax) к партиям с поставкой танкерами объемом 85 тысяч тонн (Afrаmax) определяется как среднее из средних значений котировок CPC-85-135, согласно данным Thomson Reuters, в период с 10 по 25 день до 1 дня окна погрузки. При этом, в случае, если котировка имеет отрицательное значение, то данная составляющая дифференциала увеличивает общее значение дифференциала и уменьшает значение цены и, наоборот, в случае положительного значения котировки, уменьшает общее значение дифференциала и увеличивает значение цены. Для судна класса Aframax скидка к танкерным партиям не применяется.
Сноска. Правила дополнены пунктом 19-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.06.2019 № 436.20. Компенсация за разницу в качестве между качеством товара в порту Усть-Луга и порту Приморск подтверждается копиями первичных документов на входе и выходе, в случае отсутствия таковых, принимается минимальное значение в диапазоне согласно данным Thomson Reuters.