Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Грантового соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Обзор бюджетной системы Республики Казахстан: Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании (оптимизация бюджетной политики)".
2. Уполномочить Министра национальной экономики Республики Казахстан Сулейменова Тимура Муратовича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Грантовое соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Обзор бюджетной системы Республики Казахстан: Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании (оптимизация бюджетной политики)", разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр |
Б. Сагинтаев |
Одобрен |
|
Проект |
Грантовое соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества
и развития о реализации проекта "Обзор бюджетной системы Республики Казахстан: Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании (оптимизация бюджетной политики)"
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, здесь и далее по отдельности именуемые "Сторона" или вместе именуемые "Стороны", согласились о нижеследующем:
Статья 1. Предмет Соглашения
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) осуществляет проект "Обзор бюджетной системы Республики Казахстан: Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании (оптимизация бюджетной политики)" (далее – проект), описанный в приложении к настоящему Соглашению.
2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР выполняет в рамках проекта.
3. Длительность проекта – 15 месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
Статья 2. Бюджет и механизмы финансирования
1. Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР 350000 (триста пятьдесят тысяч) евро в счет покрытия расходов на реализацию проекта.
2. Взнос будет выплачиваться в два этапа. Первый взнос в размере 175000 (сто семьдесят пять тысяч) евро выплачивается в полном объеме после подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета-фактуры от ОЭСР, и второй взнос в размере 175000 (сто семьдесят пять тысяч) евро будет выплачиваться через год после подписания настоящего Соглашения при получении соответствующего счета-фактуры от ОЭСР.
3. ОЭСР будет администрировать этот взнос в соответствии с финансовыми положениями и другими соответствующими правилами, политиками и процедурами ОЭСР, которые в настоящий момент предусматривают оплату возмещения административных затрат 6,3 % от общей суммы взноса. Расход будет отражен на счетах ОЭСР согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета и может проверяться во время аудита в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
Статья 3. Описание работ и отчетности
1. ОЭСР будет осуществлять проект как описано в приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
2. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит в Правительство Республики Казахстан заключительный отчет в повествовательной форме.
3. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит в Правительство Республики Казахстан годовой отчет о расходах.
4. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит в Правительство Республики Казахстан заключительный финансовый отчет о расходах.
5. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования к финансовой отчетности соблюдены в отчете о затратах в соответствии со стандартным форматом отчетности ОЭСР.
Статья 4. Обмен информацией
Стороны предоставляют друг другу помощь и информацию, необходимые для осуществления проекта.
Любая коммуникация между Сторонами адресуется:
Для Правительства Республики Казахстан: 010000 Казахстан, Астана, район "Есиль", проспект Мәңгілік Ел, дом № 8, тел.: +7 (7172) 74-35-31, e-mail: В.Аltayeva@economy.gov.kz; тел.: +7 (7172) 74-36-18, e-mail: b.akbolina@economy.gov.kz.
Для ОЭСР: Ронни Доунес, заместитель руководителя Управления по Бюджетным и государственным расходам (GOV/BUD), Директорат государственного управления, ОЭСР, 75775, Франция, Париж, Cedex 16, 2, rue Andre-Pascal,, e-mail: ronnie.downes@oecd.org, тел.:+ 33 1 4524 8040.
Статья 5. Использование результатов проекта
1. Результаты проекта в любой форме остаются исключительной собственностью ОЭСР.
2. При соблюдении прав третьих сторон, а также правил и политик ОЭСР относительно классификации и исключения из классификации документов, если применимо, ОЭСР передает Правительству Республики Казахстан право на использование, копирование и распространение для некоммерческих целей бумажной копии публикации(й), подготовленной(ых) в рамках проекта, финансируемого за счет настоящего взноса. Правительство Республики Казахстан также уполномочено размещать на своем веб-сайте и предоставлять полный доступ "только для чтения" (html 5) к публикации(ям).
3. Правительство Республики Казахстан всегда должным образом признает авторское право ОЭСР, где это необходимо.
4. ОЭСР оставляет за собой право первой публикации заключительного отчета, независимо от языка и формы такой публикации.
5. Заключительный отчет будет включать в себя признание вклада Правительства Республики Казахстан в проект, и символ Правительства Республики Казахстан будет размещен на задней стороне обложки публикации или внутри публикации рядом с указанным выше признанием.
6. Любые данные или информация, являющиеся собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию с целью подготовки своего отчета и более широко для осуществления проекта.
Статья 6. Разрешение споров
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из или в отношении толкования, применения или выполнения настоящего Соглашения, включая существование, действительность или расторжение, которые не могут быть разрешены путем переговоров, разрешаются окончательным арбитражным разбирательством, имеющим обязательную силу, в соответствии с факультативными правилами арбитражного суда для международных организаций и государств Постоянной палаты третейского суда, действительными на дату заключения настоящего Соглашения. Количество судей – один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами, если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, все производство и подаваемые объяснения должны быть на английском языке.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
Ничто в настоящем Соглашении не должно трактоваться как отказ от иммунитетов и привилегий ОЭСР как международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются его неотъемлемыми частями.
Статья 9. Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты подписания обеими Сторонами. Оно остается действительным и действующим до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него.
Совершено в г._________ "___" __________ в двух подлинных экземплярах, каждый на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахским, русским и английским текстами, вариант на английском языке является единственной подлинной версией.
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
Приложение |
Обзор ОЭСР по бюджетной системе Республики Казахстан:
Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании (оптимизация бюджетной политики)
Глава 1. Общие положения
Казахстан является страной, славящейся разнообразием живущих в ней культур, в которой функционирует четкая система экономического и стратегического развития, направленная на оптимальное использование обильных запасов природных ресурсов, а государство готово применять передовые международные практики и проводить соответствующие реформы в области административного и государственного управления.
С момента обретения независимости вследствие распада Советского Союза Казахстан добился значительного прогресса в области управления государственными финансами (далее – УГФ), начиная с принятия первого закона о бюджетной системе в 1991 году, и его последующими изменениями и дополнениями в 1997 и 1999 годах, а в дальнейшем и с принятием соответствующего Бюджетного кодекса. По состоянию на сегодняшний день структура УГФ содержит в себе инструменты для осуществления всех основных финансовых процедур, в том числе составление бюджета, осуществление среднесрочного бюджетного планирования и бюджетной политики, межбюджетные отношения и управление Национальным фондом.
Дальнейшие реформы осуществляются в соответствии с планом "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева" (20 мая 2015), в основе которого лежат пять институциональных реформ. План включает в себя обязательства по проведению реформ в области государственного управления; созданию системы государственного управления, направленной на достижение конкретных результатов; совершенствованию государственных программ и стратегического планирования; движению в сторону "открытого правительства"; прозрачности в отношении всех бюджетных расходов и финансовых отчетов; независимым бюджетам на местных уровнях управления; и более активному вовлечению граждан в процесс принятия решений на основе местного самоуправления, и их вовлечению в бюджетное планирование.
Учитывая проводимые реформы, Обзор ОЭСР по бюджетной системе Республики Казахстан будет содержать анализ общей структуры управления государственными финансами в стране со ссылкой на рекомендации ОЭСР по бюджетному управлению (2015), в которых содержатся десять принципов для осуществления современного бюджетирования. Обзор содержит правовые инструменты, которые помогут государственным органам Республики Казахстан установить приоритеты и сформировать действующую программу по бюджетному реформированию. Имплементация данных правовых инструментов будет означать формальную готовность Республики Казахстан к применению рекомендаций ОЭСР. Предполагается, что Казахстану будет предложено представить выводы по проведенному обзору в рамках официального международного форума ОЭСР с целью проведения взаимовыгодного обсуждения и обучения.
Глава 2. Роль бюджетного регулирования
Бюджет является основным политическим инструментом правительства, отражающим возможности государства по проведению соответствующих реформ. Эффективная система УГФ гарантирует выделение государственных средств на основе прозрачности, четкое определение программ развития и их эффективное выполнение, и применение принципов подотчетности, в том числе прозрачной финансовой отчҰтности и независимого аудита, достижение качества по разумной цене и эффективному парламентскому взаимодействию.
В современном бюджетном регулировании, традиционные принципы УГФ направлены на достижение конкретных финансовых целей; оценки, результатов и последствий от произведенных государственных расходов (программно-целевое бюджетирование); осуществление стратегического планирования с учетом количества доступных ресурсов, в том числе с помощью среднесрочных бюджетных рамок; определение стратегии для выявления и управления налоговыми рисками и проблемами устойчивого развития; а также формирование открытого и всеобъемлющего подхода к привлечению гражданского общества в деятельность государства.
Эти и другие элементы реформы УГФ отражены в рекомендации ОЭСР по бюджетному управлению (2015г.), которая содержит десять современных бюджетных принципов. Данные принципы являются взаимосвязанными и дополняют друг друга (смотрите ниже), и не являются автономными элементами реформирования, поэтому данная рекомендация будет особенно полезна при проведении всестороннего обзора практики управления государственными финансами в качестве основы для определения приоритетов и направлений для будущих реформ.
Десять принципов бюджетного регулирования (ОЭСР, 2015): 1) Управление бюджетом с установлением четких, надежных и предсказуемых ограничений в фискальной политике. 2) Составление бюджета с учетом среднесрочных стратегических приоритетов правительства. 3) Установка границ капитального бюджета в целях экономически эффективного удовлетворения потребностей национального развития. 4) Обеспечение прозрачности, открытости и доступности бюджетных документов и данных. 5) Создание диалоговой площадки для открытого обсуждения вопросов бюджетного регулирования. 6) Формирование точного, всеобъемлющего и надежного учета государственных финансов. 7) Активно планировать, управлять и контролировать исполнение бюджета. 8) Обеспечить применение оценки соотношения цены и качества как неотъемлемой части бюджетного процесса. 9) Выявлять, оценивать и обеспечивать долгосрочную устойчивость и финансовые риски. 10) Содействовать повышению целостности и качеству бюджетных прогнозов, финансовых планов и исполнению бюджета путем строгого контроля качества, включая независимый аудит. |
В рекомендации ОЭСР также отмечается, что "национальные практики бюджетного регулирования отличаются в странах по всему миру, в свете различных правовых, конституционных, институциональных или культурных принципов, а страны сами выбирают способы бюджетного регулирования в зависимости от конкретных обстоятельств". Другими словами, здесь не существует "единого шаблона" по управлению государственными финансами, и важно, чтобы страны сами тщательно анализировали свою собственную бюджетную программу с учетом своих национальных особенностей, а также международной практики своих соседей по региону и других зарубежных стран.
Глава 3. Обзоры бюджетного регулирования ОЭСР
ОЭСР имеет многолетний опыт работы в области оценки и выработки рекомендаций по вопросам реформирования УГФ. Обзор бюджетных практик и процедур в странах ОЭСР (2014) представляет собой публикацию-ориентир, которая содержит "передовые практики" в современной системе бюджетного регулирования, также это исследование затрагивает страны Азии и других регионов. Рабочая группа управляющих лиц по вопросам бюджетного регулирования ОЭСР объединяет высокопоставленных лиц Министерств финансов и Казначейств с целью обсуждения наилучших международных практик и установления международных стандартов. Региональные сети Рабочей группы также действуют в Азии, Латинской Америке, странах Карибского бассейна, Ближнего Востока/Северной Африки и Восточной Европы/Центральной Азии. ОЭСР также провела углубленный обзор бюджетного регулирования во многих странах-членах ОЭСР и странах, не являющихся членами ОЭСР, в том числе обзоры программно-целевого бюджетирования.
Обзор бюджетных практик и процедур в странах ОЭСР (2014) предоставляет государствам возможность провести оценку того, как их национальное регулирование УГФ соответствует передовым международным практикам и получить целый ряд конструктивных предложений и идей, направленных на формирование программы дальнейших реформ.
Для стран, желающих применять лучшие международные практики в ключевых областях бюджетного регулирования, Обзор бюджетных практик и процедур в странах ОЭСР может стать основой для формирования среднесрочной дорожной карты реформирования бюджетного управления, в которой будут определены ключевые приоритеты и направления для дальнейшего прогресса.
Глава 4. Поставленные задачи в рамках Обзора бюджетной системы Республики Казахстан
Задачи
ОЭСР проведет Обзор бюджетной системы Республики Казахстан с учетом следующих целей:
1. Обеспечить подробный обзор и оценку сферы бюджетного регулирования в Казахстане с учетом принципов, изложенных в рекомендации ОЭСР по бюджетному управлению (2015), принимая во внимание недавние и продолжающиеся реформы в области управления государственными финансами и смежных областей, а также включая сравнительную международную перспективу по вопросам бюджетирования, ориентированного на результаты, и методов учета и бюджетирования по методу начисления.
2. Разработать соответствующую дорожную карту по реформированию системы бюджетного регулирования для оказания помощи властям Казахстана в разработке и спецификации их действующих и будущих программных реформ в среднесрочной перспективе, в целях продвижения Казахстана в направлении наилучших международных практик в различных аспектах бюджетного регулирования.
3. С учетом вышеописанных задач обеспечить аналитическую и доказательную основу для формального присоединения Казахстана к рекомендации ОЭСР по бюджетному управлению.
Мероприятия и результаты
Обзор будет содержать следующие мероприятия и результаты:
Обзор бюджетного регулирования Республики Казахстан
Два семинара экспертов ОЭСР в Казахстане, для обмена знаниями по ключевым аспектам реформы бюджетного регулирования, а также для содействия в ее реализации.
Структура проекта
Данный проект будет осуществлен в четыре этапа, перечисленных ниже.
Этап 1: Сбор данных
Казахстану будет необходимо представить информацию касательно существующих механизмов бюджетного регулирования, а также дополнительную информацию на основе краткого вопросника. Переводы вопросников и иных форм для сбора информации будут представлены ОЭСР на русском языке и ответы должны быть предоставлены в ОЭСР на английском языке. В этой связи, государственные представители Казахстана ссылаются на существующие исследования ОЭСР, такие как Исследование системы добропорядочности в 2016 году, где соответствующие аспекты вопросника рассматриваются в некоторой степени.
Этап 2: Посещение страны
Сотрудники и консультанты ОЭСР приедут с визитом в Казахстан. Это позволит экспертам получить более подробную информацию и сформировать предварительную оценку подходов и принципов, используемых в Казахстане.
Согласно общепринятой практике посещение страны включает в себя несколько визитов и обсуждений с уполномоченными финансовыми органами (чаще всего с Министерством финансов) и другими государственными органами:
- Министерство финансов
- Департамент бюджетного законодательства;
- Департамент бюджетного планирования;
- Департамент налогового и таможенного законодательства;
- Комитет государственных доходов;
- Комитет казначейства;
- Департамент отчетности и статистики;
- Комитет внутреннего государственного аудита".
- Центральный аппарат правительства (как правило премьер-министр/президент)
- Национальный стратегический план и его совмещение с бюджетными ресурсами;
- Отраслевые министерства
- Финансовые управления (сотрудничающие с Министерством финансов) – 2 или 3 ключевых министерства;
- Агентства – 2 или 3 ключевых агентства;
- Парламент – представители комитета по бюджетному надзору/государственным счетам;
- Высшие контрольные органы;
- Гражданское общество и научные круги – организации и ученые с конкретными идеями, имеющими отношение к бюджетному регулированию.
Этап 3: Анализ результатов и формирование отчета
После того, как вышеуказанные этапы будут завершены, секретариат ОЭСР будет проводить анализ полученного материала (данные, вопросники, тематические исследования, обсуждения на встречах и в рамках визита в страну) и сформирует проект отчета. В процессе подготовки проекта отчета секретариат ОЭСР также будут рассматривать существующие исследования ОЭСР, такие как Исследование системы добропорядочности (2016), с целью обеспечения дополнительной ценности Обзора бюджетной системы и во избежание повторного анализа. Правительство Казахстана получит проект отчета, включая перевод на русский язык, а также будет период времени не менее одного месяца для предоставления комментариев к проекту отчета до его завершения. В течение этого периода ОЭСР обязуется в полной мере давать объяснения по основам анализа отчета и предоставить Правительству Казахстана всякую возможность для исправления любых ошибок, которые могут возникнуть, до окончания отчета ОЭСР. Русский перевод итогового отчета (не менее 15 экземпляров) также будет предоставлен ОЭСР.
Этап 4: Представление результатов
Результаты обзора будут представлены Правительству Казахстана и/или рабочей группе управляющих лиц по вопросам бюджетного регулирования ОЭСР в Центральной и Восточной Европе, где обзор будет рассмотрен в контексте каждой конкретной страны для совместного обсуждения и обучения.
Семинары экспертов ОЭСР в Казахстане.
Будут проведены два семинара экспертов в рамках выполнения второго этапа (посещение страны) и четвертого этапа (представление результатов в Казахстане) с учетом предложений и предпочтений Правительства Республики Казахстан.
Возможные дополнительные семинары и практикумы: Проведение дополнительных семинаров и практикумов для содействия реализации изложенных принципов и/или для проведения конкретного анализа реформ бюджетного регулирования будет рассчитано отдельно и организовано на основе предложений и предпочтений Правительства Республики Казахстан с учетом положений "дорожной карты" и реализации стратегии по имплементации соответствующих реформ. ОЭСР готова осуществлять взаимодействие и сотрудничество с Правительством Республики Казахстан, в той степени, в которой это необходимо и полезно.
График
Ниже представленный график подготовлен на основании того, что основные договоренности будут достигнуты в июне/июле 2017 года.
Сводный график 2017-2018
Июнь-Июль 2017 |
Этап 1: Сбор данных |
Июль-Сентябрь 2017 |
Этап 2: Посещение страны (4 – 5 дней) |
Январь-Февраль 2018 |
Этап 3: Анализ результатов и формирование отчета |
Март – Апрель 2018 |
Этап 4: Представление результатов |
2018 |
Представление и коллегиальное обсуждение отчета рабочей группой управляющих лиц по вопросам бюджетного регулирования ОЭСР |
Стоимость проекта
ОЭСР проводит обзоры бюджетного регулирования на основе возмещения затрат и добровольных взносов стран. Расходы, связанные с проведением обзора, включают в себя обширные исследования и анализ с помощью специальной кросс-функциональной команды в Секретариате ОЭСР; наем консультантов и международных экспертов; поездки и командировки; анализ данных; другие расходы, связанные с производством обзора.
Прочие расходы в связи с реализацией обзора (залы для обсуждения в Казахстане), как ожидается, должны быть покрыты принимающей стороной. Команда экспертов ОЭСР будет выполнять свою работу преимущественно на английском языке, и поэтому затраты на соответствующий перевод должны также покрываться принимающей стороной.
С учетом вышеизложенного общая стоимость обзора составляет 350000 евро, что включает в себя:
Общая смета расходов на завершение обзора бюджетного регулирования Республики Казахстан (в евро)
Наименования |
Стоимость (Евро) |
|
Расходы на персонал ОЭСР |
225 987 |
|
Платежи в расчете на одного человека |
30 341 |
|
Консультанты |
33 500 |
|
Поездки и визиты (сотрудники ОЭСР и эксперты) |
37 850 |
|
Прочие расходы (например, печать, фотокопии, публикации) |
272 |
|
Комиссия ОЭСР за фактическое обслуживание |
22 050 |
|
Общая сумма |
350 000 |
Примечание: любой перерасход по одному направлению бюджета может быть компенсирован другим направлением бюджета за счет экономии, оставаясь в пределах общей суммы бюджета.
Возможная дополнительная работа с Республикой Казахстан
Проведение дополнительных семинаров и практикумов, с целью содействия реализации изложенных принципов и/или для проведения конкретного анализа реформ бюджетного регулирования, может быть организовано на основе предложений и предпочтений Правительства Республики Казахстан, с учетом положений "дорожной карты" и реализации стратегии по имплементации соответствующих реформ. ОЭСР готова осуществлять взаимодействие и сотрудничество с Правительством Республики Казахстан, в той степени, в которой это необходимо и полезно.
Примечание РЦПИ!
Далее следует текст Соглашения на английском языке.