В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый четвертый периодический доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить в Комитет против пыток Организации Объединенных Наций четвертый периодический доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2018 года № 789 |
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД О МЕРАХ, ПРИНЯТЫХ РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ООН ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
1. Настоящий четвертый периодический доклад (далее - Доклад) о мерах, принятых Республикой Казахстан (далее - РК) в целях осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Конвенция ООН против пыток) представлен в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Конвенции ООН против пыток.
2. Доклад составлен в соответствии с общими руководящими принципами Организации Объединенных Наций (далее - ООН) по процессу подготовки национальных докладов в соответствии с международными документами по правам человека, а также рекомендациями Комитета ООН против пыток.
3. В докладе изложена информация о приложенных усилиях РК по предупреждению пыток с 2014 года по июнь 2018 года.
4. Доклад был подготовлен с учетом замечаний, полученных от Комитета ООН против пыток после подачи Казахстаном предыдущего доклада 9 января 2014 года. Доклад был подготовлен при участии нескольких органов Правительства РК, включая Генеральную прокуратуру, Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, здравоохранения, образования и науки, обороны, общественного развития.
5. Вопрос противодействия пыткам, а также содержание настоящего доклада неоднократно обсуждались с представителями международных и неправительственных организаций, гражданского общества и государственных органов на заседаниях Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел, Международной конференции, организованной Генеральной прокуратурой, и на заседаниях Консультативно-совещательного органа при Министерстве иностранных дел "Диалоговая площадка по человеческому измерению" в рамках более обширных усилий РК по включению различных заинтересованных сторон по этому вопросу.
6. РК привержена соблюдению прав человека для всех людей, а также предотвращению пыток.
7. С момента предоставления предыдущего доклада РК продолжила разрабатывать национальное законодательство по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Например, в июле 2018 года одним из законодательных изменений стал запрет на освобождение от уголовной ответственности по статье 146 Уголовного кодекса РК (пытки) в связи с примирением и деятельным раскаянием. С января 2015 года указанная статья также отнесена к категории преступлений, на которые не распространяются амнистия и истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Уголовно-процессуальным кодексом РК теперь предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование при задержании и водворении в изолятор временного содержания с приложением к протоколу задержания заключения медицинского освидетельствования. При этом, установлена уголовная ответственность должностных лиц за фальсификацию времени составления протокола задержания или времени фактического задержания. Исключена корпоративность в расследовании уголовных дел о пытках. Теперь предварительное расследование проводится органами внутренних дел или антикоррупционной службой в отношении лица, не являющегося сотрудником этого органа. В рамках компетенции прокуроры также наделены правом регистрировать заявления о пытках и расследовать их. Кроме того, в ноябре 2015 года РК предоставила промежуточные сведения о выполнении рекомендаций 8, 10, 13 и 15 в Комитет ООН против пыток.
8. 20-29 сентября 2016 года в РК осуществлен визит членов Подкомитета ООН по предупреждению пыток, в ходе которого ими были посещены и осмотрены места содержания под стражей и отделы полиции, а также другие объекты. РК высоко оценила замечания и отзывы Подкомитета и, по мере возможности, приняла меры по выполнению рекомендаций.
9. В последние годы РК предприняла конкретные шаги по реформированию своей системы уголовного правосудия. Эти усилия привели к значительным реформам, включая расширение прав заключенных, создание программ социальной реабилитации и сокращение общего числа заключенных.
10. Правоохранительные органы РК разделяют приверженность правам человека и предотвращению пыток и жестокого обращения. Любой сотрудник правоохранительных органов, который не соблюдает это обязательство, подлежит немедленным дисциплинарным мерам, вплоть до увольнения и уголовного преследования.
Часть 2. Информация о новых мерах и фактах, касающихся применения Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также о выполнении выводов и рекомендаций Комитета ООН против пыток
По статьям 1, 4 Конвенции ООН против пыток и рекомендациям 9 и 24
1. Для целей настоящей Конвенции определение "пытка" означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.
2. Эта статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или какому-либо национальному законодательству, которое содержит или может содержать положения о более широком применении.
1. Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы все акты пытки рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством. То же относится к попытке подвергнуть пытке и к действиям любого лица, представляющего собой соучастие или участие в пытке.
2. Каждое Государство-участник устанавливает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера.
11. РК продолжает вводить в действие законодательные реформы, принимая законодательство, соответствующее Конвенции ООН против пыток (Конвенция). Согласно законодательству РК любое лицо, которое совершает пытки (независимо от того, является ли он (она) гражданином РК или сотрудником правоохранительных органов), нарушило закон.
12. В соответствии с законодательством РК, объективной стороной преступления в виде пыток является агрессивное действие, выраженное причинением должностным лицом физических и (или) психических страданий, а субъективной стороной является осознание должностным лицом противоправности своего деяния, а также наличие цели получить сведения или признание, либо наказать лицо за совершение им преступления.
13. Недавно законодательство РК ужесточило санкции за преступления в виде пыток, которые теперь достигают 12 лет лишения свободы по нарушениям, повлекших смерть человека. Кроме того, был отменен срок давности в отношении преступления в виде пыток. Уголовная ответственность за преступление в виде пыток не может быть снята на основе раскаяния или явки с повинной.
14. Законы РК также предусматривают уголовную ответственность за пособничество и подстрекательство к пыткам или за соучастие в пытках. В статье 28 Уголовного кодекса РК определяются различные виды уголовной ответственности. Например, организаторы, подстрекатели и пособники считаются соучастниками в преступлении наряду с виновными лицами; и соучастники преступления (включая пытки) несут уголовную ответственность в равной степени с виновными лицами. Что немаловажно, отмечаем, что определение понятия "пытки" в соответствии с законодательством РК является более широким, чем определение, закрепленное в Конвенции. Статья 1 Конвенции ООН против пыток ссылается на любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от этого лица сведения или признания, наказывая это лицо за действие, которое совершило это лицо. В свою очередь, часть 1 статьи 146 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за причинение физических страданий в форме телесных повреждений легкой степени тяжести или даже в их отсутствии.
15. С момента введения в действие РК законодательных реформ по этому вопросу с января 2015 года за правонарушения, связанные с пытками, было осуждено 63 сотрудника правоохранительных органов, в том числе к лишению свободы. Сроком от 1 года до 3 лет лишения свободы осуждены 33 сотрудника, от 3 до 5 лет - 8, от 5 до 7 лет - 3, от 7 до 9 лет лишения свободы - 3 сотрудника.
16. В ходе работы 4 Форума "Международная тюремная реформа" при участии Секретаря Совета Безопасности, депутатов Парламента РК, представителей гражданского общества, неправительственных правозащитных и международных организаций детально рассмотрен План мероприятий РК по дальнейшей имплементации норм Конвенции ООН против пыток и выполнению полученных рекомендаций.
17. По итогам обсуждения участниками принят План "К обществу без пыток", который включает три основных направления - предотвращение пыток, расследование пыток и реабилитация жертв. Планом предусматривается разработка закона о внесении изменений в Уголовный кодекс РК на предмет приведения понятия "пытки" в полное соответствие со статьей 1 Конвенции ООН против пыток.
18. Также планом рассматривается ужесточение наказания за пытки, обеспечение эффективного расследования заявлений о пытках, введение компенсаций жертвам пыток, усиление процессуальных гарантий обвиняемым в уголовном процессе и профилактика пыток в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
По статье 2 Конвенции ООН против пыток и рекомендациям 7 и 11
1. Каждое Государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.
2. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.
3. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток.
19. РК ввела в действие законодательные реформы путем дополнения статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РК правилами и положениями об ограничениях по месту, времени и порядку проведения допроса. Кроме того, сейчас РК установила более 490 прозрачных кабинетов (т.е. стены с прозрачным стеклом в целях наблюдения), оснащенных видеокамерами. Камеры записывают кадры, которые хранятся в течение 30 дней, а также транслируются в прямом эфире в офисе дежурного прокурора и в органах внутренних дел.
20. В результате принятия этих реформ в 2017 году значительно сократилось количество жалоб на полицию по сравнению с 2016 годом.
21. РК также проводит другие законодательные реформы, в том числе: 1) скорейшее предоставление обвиняемым лицам доступа к адвокату; и 2) запрет на вызов подозреваемого в совершении преступления в полицейский участок более одного раза без соответствующего обоснования.
22. Что касается заявлений в отношении беспорядков в г. Жанаозене, Генеральная прокуратура обозначила свою позицию открытости и транспарентности при расследовании обстоятельств тех событий. Кроме того, в декабре 2011 года Генеральный Прокурор пригласил присоединиться к расследованию экспертов из ООН. С Верховным комиссаром ООН по правам человека (г-жой Наванетхем Пиллэй) поделились полной информацией об этом вопросе во время ее визита в Казахстан в июле 2012 года.
23. В соответствии с усилиями по обеспечению транспарентности РК задействовала общественную комиссию как часть обзора событий в г. Жанаозене. Комиссия включала в себя представителей политических партий, неправительственных организаций, средств массовой информации, а также врачей, экономистов и юристов. Представители Комиссии посетили изоляторы временного содержания, где они встретились с представителями органов уголовного преследования. Генеральный Прокурор призвал жителей оказать всяческое содействие расследованию, с предоставлением гарантий безопасности, предусмотренных законодательством РК. Кроме того, РК пригласила специалистов из Федерального бюро расследований США принять участие в расследовании, однако данное приглашение поддержки с их стороны не нашло.
24.В марте 2012 года обвиняемые в массовых беспорядках в г. Жанаозене были преданы суду и осуждены. Большинство наблюдателей от международных организаций и институтов власти, принимавших участие в расследовании, подтвердили обеспечение Казахстаном транспарентности в процессе расследования. Кроме того, они не установили фактов пыток или жестокого обращения по отношению к арестованным и отметили соответствие условий содержания обвиняемых надлежащим стандартам.
25. В ходе разбирательства в суд поступили жалобы от определенных обвиняемых о том, что сотрудники правоохранительных органов применяли пытки. Расследование по фактам массовых беспорядков в Мангыстауской области проводилось межведомственной следственно-оперативной группой из Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел по поручению Президента Республики Казахстан. Расследование было тщательным и включало в себя более 1,5 тысячи свидетелей и восстановление хронологии событий. По результатам расследования было возбуждено несколько уголовных дел в отношении сотрудников органов внутренних дел, руководителей подразделений национальной компании "КазМунайГаз", а также должностных лиц местных исполнительных органов.
26. Кроме того, были осуждены за превышение власти по статье 308, части 4, пункту 4 "б" Уголовного кодекса к различным срокам наказания пять сотрудников полиции, неправомерно применивших оружие в отношении участников беспорядков в г. Жанаозен.
По статьям 3, 8, 9 Конвенции ООН против пыток и рекомендации 16
1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать ("refouler") или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.
1. Преступления, указанные в статье 4, считаются подлежащими включению в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, существующий между государствами-участниками. Государства-участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними.
2. Если Государство-участник, которое обусловливает выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого Государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может рассматривать настоящую Конвенцию в отношении таких преступлений в качестве правового основания для выдачи. Выдача осуществляется в соответствии с другими условиями, предусмотрен законодательством Государства, к которому обращена просьба о выдаче.
3. Государства-участники, не обусловливающие выдачу наличием договора, рассматривают в отношениях между собой такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством Государства, к которому обращена просьба о выдаче.
4. Такие преступления для целей выдачи между государствами-участниками рассматриваются, как если бы они были совершены не только в месте их совершения, но также и на территории государств, которые обязаны установить свою юрисдикцию в соответствии с пунктом 1 статьи 5.
1. Государства-участники оказывают друг другу наиболее полную помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении любого из преступлений, перечисленных в статье 4, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.
2. Государства-участники выполняют свои обязательства согласно пункту 1 настоящей статьи в соответствии с любыми договорами о взаимной правовой помощи, которые могут быть заключены между ними.
27. Что касается вопроса о выдаче, то РК считает, что ее законы полностью соответствуют статьям 3, 8 и 9 Конвенции. В частности, основания для выдачи лиц, совершивших уголовное преступление, регулируются статьей 9 Уголовного кодекса РК и излагаются в следующих положениях:
a. граждане РК, совершившие уголовное правонарушение на территории другого государства, не подлежат выдаче, если иное не установлено международным договором РК;
b. иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами РК и находящиеся на территории РК, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РК;
c. никто не может быть выдан иностранному государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему в этом государстве может угрожать применение пыток, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также в случае угрозы применения смертной казни, если иное не предусмотрено международными договорами РК.
28. В соответствии с пунктом 27 Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением международных договоров РК, при рассмотрении запросов о выдаче производится оценка степени рисков возможного применения пыток в этой стране. При наличии достаточных оснований полагать, что лицу, обратившемуся с таким заявлением, в случае его/ее выдачи может угрожать применение пыток и жестокое обращение, органы прокуратуры обязаны руководствоваться рекомендациями статьи 3 Конвенции ООН против пыток и Замечаниями общего порядка №1 относительно применения указанной статьи Конвенции. При этом при проверке принимается во внимание информация о существовании в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.
29. На основании изложенного РК полагает, что нормы статьи 3 Конвенции ООН против пыток Казахстаном реализованы. Как уже отмечалось выше, статья 146 Уголовного кодекса РК предусматривает ответственность за соучастие и участие в пытках. В соответствии с частью 6 статьи 71 и частью 5 статьи 77 Уголовного кодекса сроки давности к лицам, совершившим пытки, не применяются. Пытки, по уголовно-процессуальному законодательству РК и международным договорам, участником которых является РК, относятся к преступлениям, влекущим выдачу.
30. Что касается вопроса, связанного с Узбекистаном, с июня по декабрь 2010 года в Республику Узбекистан были выданы 29 граждан, в том числе Абдусаматов Т.А., разыскивавшихся правоохранительными органами этого государства за тяжкие преступления. Экстрадиция указанных граждан в Узбекистан была осуществлена в строгом соответствии с национальным законодательством и международными договорами РК, все лица реализовали свое право на судебное обжалование данного решения. После выдачи казахстанские должностные лица провели встречу с выданными лицами в местах заключения Узбекистана, в ходе которой не выявлено каких-либо нарушений закона. Жалобы и претензии выданными лицами не высказывались. Проведено их медицинское освидетельствование, при котором следов пыток, телесных повреждений не обнаружено.
По статьям 5 и 7 Конвенции ООН против пыток
1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в статье 4, в следующих случаях:
a) когда преступления совершены на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в данном Государстве;
b) когда предполагаемый преступник является гражданином данного Государства;
с) когда жертва является гражданином данного Государства и если данное Государство считает это целесообразным.
2. Каждое Государство-участник аналогичным образом принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении таких преступлений в случаях, когда предполагаемый преступник находится на любой территории под его юрисдикцией, и оно не выдает его в соответствии со статьей 8 любому из государств, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи.
3. Настоящая Конвенция не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции в соответствии с внутренним законодательством.
1. Государство-участник, на территории которого, находящейся под его юрисдикцией, обнаружено лицо, подозреваемое в совершении любого из преступлений, указанных в статье 4, в случаях, предусмотренных в статье 5, если оно не выдает преступника, передает данное дело своим компетентным властям для судебного преследования.
2. Эти власти принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера в соответствии с законодательством этого Государства. В случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 5, требования, предъявляемые к доказательствам, необходимым для судебного преследования и осуждения, ни в коем случае не являются менее строгими, чем те, которые применяются в случаях, указанных в пункте 1 статьи 5.
3. Любому лицу, в отношении которого осуществляется разбирательство в связи с любым из преступлений, указанных в статье 4, гарантируется справедливое обращение на всех стадиях разбирательства.
31. Законы РК полностью соответствуют статьям 5 и 7 Конвенции. Общий принцип заключается в том, что все лица, совершившие преступления на территории РК (в том числе на воздушных и морских судах, плавающих или летающих под флагом РК, а также на судне, зарегистрированном в порту РК), несут ответственность в соответствии с законодательством РК, независимо от гражданства этого лица.
32. Кроме того, в законодательстве РК говорится, что граждане РК, которые совершают преступления за пределами РК, подлежат преследованию в пределах РК, если их поступок признается преступлением в юрисдикции, где произошел этот поступок, и если они не подвергались преследованию в этой юрисдикции. Согласно этому сценарию максимальное наказание за такое поведение не может превышать максимального наказания, закрепленного в законодательстве этой юрисдикции.
33. В случае совершения преступления на территории РК лицом, выехавшим за пределы РК, чье место нахождения установлено в иностранном государстве, материалы уголовного дела передаются в иностранное государство для продолжения уголовного преследования.
34. Аналогичным образом, иностранное государство вправе передать материалы уголовного дела для продолжения уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление на территории иностранного государства и находящегося в РК.
По статьям 6 и 12 Конвенции ООН против пыток и рекомендации 8
1. Убедившись после рассмотрения имеющейся в его распоряжении информации, что обстоятельства того требуют, любое Государство-участник, на территории которого находится лицо, обвиняемое в совершении любого из преступлений, указанных в статье 4, заключает его под стражу или принимает другие юридические меры, обеспечивающие его присутствие. Заключение под стражу и другие такие юридические меры осуществляются в соответствии с законодательством данного Государства, но могут продолжаться только в течение времени, необходимого для того, чтобы предпринять уголовно-процессуальные действия или действия по выдаче.
2. Такое Государство немедленно производит предварительное расследование фактов.
3. Любому лицу, находящемуся под стражей на основании пункта 1 настоящей статьи, оказывается содействие в немедленном установлении контакта с ближайшим соответствующим представителем Государства, гражданином которого оно является, или, если оно является лицом без гражданства, с представителем того Государства, где оно обычно проживает.
4. Когда Государство в соответствии с настоящей статьей заключает какое-либо лицо под стражу, оно немедленно уведомляет государства, упомянутые в пункте 1 статьи 5, о факте нахождения такого лица под стражей и об обстоятельствах, послуживших основанием для его задержания. Государство, проводящее предварительное расследование, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, незамедлительно сообщает о полученных им данных вышеупомянутым государствам и указывает, намерено ли оно осуществить свою юрисдикцию.
Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы его компетентные органы проводили быстрое и беспристрастное расследование, когда имеются достаточные основания полагать, что пытка была применена на любой территории, находящейся под его юрисдикцией.
35. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РК каждое заявление о пытках регистрируется в Едином реестре досудебных расследований, и по нему проводится досудебное расследование и задержание подозреваемого.
36. В соответствии с законодательством РК соответствующее должностное лицо иностранного правительства незамедлительно уведомляется (не позднее 24 часов) о задержании иностранного лица в РК. Уведомление осуществляется представителем Министерства иностранных дел.
37. Согласно законодательству РК разрешается брать под стражу иностранное лицо, если РК получает соответствующее ходатайство компетентного органа иностранного государства задержать лицо на основе ожидающего судебного преследования. В таком ходатайстве должны содержаться сведения о предполагаемом нарушении закона и потенциальной мере наказания. Лицо, содержащееся под стражей согласно такой процедуре, подлежит освобождению прокурором, если запрос об осуществлении уголовного преследования не будет получен компетентным органом РК в течение 40 суток со дня задержания этого лица. О таком задержании на внутреннем уровне сообщается в Министерство иностранных дел РК.
38. Еще одно недавнее нововведение в процедуре уголовного правосудия РК заключается в том, что сотрудники не могут расследовать заявления о неправомерном поведении лиц, работающих в том же ведомстве.
39. Кроме того, законом от 11 июля 2017 года полномочия прокурора в ходе досудебного расследования были расширены в части его права осуществлять досудебное расследование по делам о пытках. Несмотря на альтернативную подследственность прокуратура является основным органом расследования заявлений о пытках. С 2015 года 89% от всех дел направленных в суд по пыткам в республике окончены прокурорами.
40. Правила, регулирующие деятельность прокуроров, устанавливают заявления о применении пыток в качестве приоритетных дел. Недавно классу прокуроров, отнесенных к категории "специальных прокуроров", было поручено расследовать заявления об уголовных преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, в том числе заявления о применении пыток.
41. В целях повышения качества расследования уголовных дел по заявлениям о пытках правоохранительными органами РК разработана методика по проведению таких расследований на основе Стамбульского протокола. Методика включает в себя: 1) принятие срочных мер безопасности потерпевших, включая оказание необходимой медицинской помощи; 2) незамедлительное проведение судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз; 3) проведение срочных следственных мероприятий в первые 72 часа (допрос свидетелей, осмотр места происшествия, изъятие вещественных доказательств, проведение тщательного допроса предполагаемых потерпевших и подозреваемых и т.д.).
42. В 2015 году специальные прокуроры расследовали 217 дел о пытках, из них 185 прекращено по реабилитирующим основаниям, прерваны - 9, переданы по подследственности - 1, направлено в суд - 11, остаток - 11. Из числа расследованных дел, были избраны меры пресечения в отношении 319 лиц, в отношении 114 избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, домашний арест - 13, подписка о невыезде и надлежащем поведении - 14, личное поручительство - 2, залог - 176. Рассмотрено с вынесением обвинительного приговора 12 дел в отношении 15 лиц.
43. В 2016 году специальные прокуроры расследовали 201 дело о пытках, из них прекращено по реабилитирующим основаниям 158, передано по подследственности - 0, направлено в суд - 10, прерваны - 4, остаток - 29. Меры пресечения были применены в отношении 328 лиц, из них залог - 129, содержание под стражей - 120, подписка о невыезде и надлежащем поведении - 43, домашний арест - 29, личное поручительство - 7. Рассмотрено с вынесением приговора 10 дел в отношении 15 лиц, из них 3 оправданных и 12 осужденных: к лишению свободы - 9, условное осуждение - 3.
44. В 2017 году специальные прокуроры расследовали 219 дел, из них 156 были прекращены по реабилитирующим основаниям, переданы по подследственности - 2, направлено в суд - 11, прерваны - 2, остаток - 48. Рассмотрено с вынесением приговора 12 дел в отношении 24 лиц, из них 11 оправданных и 13 осужденных: к лишению свободы - 11, к ограничению свободы - 2.
45. За 6 месяцев 2018 года в производстве находилось 69 дел, из них прекращено по реабилитирующим основаниям - 48, переданы по подследственности - 1, направлено в суд - 15, прерваны - 0, остаток - 5. Рассмотрено с вынесением приговора 2 дела в отношении 5 лиц, которые осуждены к лишению свободы.
По статье 10 Конвенции ООН против пыток и рекомендации 26
1. Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы учебные материалы и информации относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоприменительных органов, гражданского или военного, медицинского персонала, государственных должностных лиц и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними.
2. Каждое Государство-участник включает это запрещение в правила или инструкции, касающиеся обязанностей и функций любых таких лиц.
46. РК уделяет особое внимание изучению международных норм в области защиты прав человека и реализации таких норм при подготовке специалистов правоохранительных органов РК, в том числе гражданских специалистов с юридическим образованием. Система подготовки сотрудников правоохранительных органов РК проходит на нескольких площадках, включая: a) подготовку по программам высшего и послевузовского образования; b) подготовку сотрудников, имеющих высшее или среднее образование, на курсах первоначального обучения; с) переподготовку, повышение квалификации и профессиональную подготовку действующих сотрудников.
47. В контексте высшего и послевузовского образования есть специальная программа "Права человека и механизмы их защиты", представляющая курс на 135 часов по всеобъемлющему изучению прав человека. Вопросу противодействия пыткам уделяется дополнительно 34 часа. По этой программе ежегодно обучаются более 1200 слушателей (курсанты, магистранты и докторанты).
48. Как правило, учебная программа среднего и высшего образования в РК включает 20 часов обучения вопросам защиты и осуществления прав человека. Примерно 5000 полицейских в год проходят эту подготовку. Кроме того, сотрудники полиции на постоянной основе проходят профессиональную подготовку в течение 72 часов, которая включает вопрос о международных правах человека. Эта программа включает семинары, лекции и круглые столы, а также докладчиков, которые являются международными экспертами в области прав человека. Более 800 полицейских ежегодно проходят такую подготовку.
49. В мае 2017 года в учебный процесс правоохранительных органов внедрено методическое пособие по расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в соответствии с рекомендациями Стамбульского протокола. Ведомственные программы повышения квалификации сотрудников полиции были скорректированы с учетом внедренных материалов, разработанных Программой развития ООН (совместно с Министерством юстиции) под названием "Развитие национальных механизмов в области прав человека и эффективной реализации международных обязательств Республикой Казахстан".
50. Для сотрудников правоохранительных органов были предложены особые курсы и конференции, такие как: "К обществу без пыток: обзор практики и следующие шаги" (апрель 2018 года); "Уголовно-исполнительная система Республики Казахстан: существующие проблемы и перспективы развития" (май 2018 года);"Укрепление системы правосудия для детей и защита их прав" (апрель 2017 года); "Достоинство и права" второй национальный диалог "Продвижение упорядоченной, безопасной, регулярной и ответственной миграции и эффективные меры по противодействию торговле людьми в Республике Казахстан" (июнь 2017 года); 5-ый Всемирный форум правосудия (июль 2017 года); "Эффективное документирование пыток и жестокого обращения в соответствии со Стамбульским протоколом" (июль 2017 года); "Исполнение уголовных наказаний: проблемные вопросы и пути их решения" (август 2017 года); "Международные и национальные стандарты в области права на свободу от пыток и жестокого обращения. Особенности правоприменительной практики" (сентябрь, октябрь 2017 года); "Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)" (ноябрь 2017 года); "Эффективное и независимое расследование заявлений о применении пыток и других форм жестокого обращения в соответствии со стандартами Совета Европы" (май, июнь 2016 года).
51. Кроме того, правила и нормы РК, касающиеся защиты подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, были усовершенствованы. В частности, в настоящее время существует положение, запрещающее применение пыток и требующее от сотрудников изоляторов временного содержания, если они выявляют случаи пыток и других фактов насилия, немедленно сообщать начальнику изолятора и органам внутренних дел. Кроме того, в августе 2017 года Министр внутренних дел утвердил приказ, в соответствии с которым должностные инструкции каждого сотрудника органов внутренних дел должны содержать запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания со стороны должностных лиц органов внутренних дел. В должностные инструкции также включено обязательство незамедлительно информировать руководство и/или правоохранительные органы о случаях пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
По статье 11 Конвенции ООН против пыток и рекомендациям 10, 17 и 18
Каждое Государство-участник систематически рассматривает правила, инструкции, методы и практику, касающиеся допроса, а также условия содержания под стражей и обращения с лицами, подвергнутыми любой форме ареста, задержания или тюремного заключения на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, с тем чтобы не допускать каких-либо случаев пыток.
52. Уголовно-процессуальным кодексом РК предусмотрены права и обязанности лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Согласно статье 129 Кодекса, для установления причастности лица к совершению уголовного правонарушения, обвиняемый, при необходимости, может быть задержан до судебного производства после доставления (мера процессуального принуждения, применяемая на срок не более трех часов в целях выяснения причастности лица к уголовному правонарушению). Продолжительность доставления не должна превышать 3 часов и производится только уполномоченным должностным лицом. При подтверждении причастности лица к совершению преступления доставлением, осуществляется его задержание.
53. Содержание под стражей подозреваемого возможно только с санкции следственного судьи. Задержанному лицу предоставляется свидетельство с указанием срока содержания под стражей и его оснований. Все подозреваемые имеют право знать причину своего задержания и могут обжаловать такое заключение под стражей вышестоящему должностному лицу либо в суд и подать ходатайство о применении альтернативных мер пресечения, как домашний арест. Обвиняемого также информируют о праве на адвоката. Обвиняемый имеет право ходатайствовать о проведении медицинского освидетельствования в целях установления общего состояния здоровья и наличия травм. Когда задержанных помещают в изолятор временного содержания, они проходят обязательный медицинский осмотр.
54. В декабре 2017 года в законодательство РК были внесены поправки, согласно которым максимальный срок задержания лиц без санкции суда был снижен с 72 до 48 часов, срок задержания несовершеннолетних был ограничен до 24 часов. Срок содержания под стражей не может превышать 2 месяцев, кроме исключительных случаев, предусмотренных Кодексом. При этом в срок содержания под стражей засчитывается время задержания лица в качестве подозреваемого.
55. В случае задержания обвиняемого должностное лицо должно незамедлительно уведомить его (ее) родственников.
56. Допрос задержанного в качестве подозреваемого должен быть осуществлен не позднее 24 часов с момента задержания. Такой допрос проводится только после того, как обвиняемый имел возможность встретиться с адвокатом. Согласно законам и положениям РК допрос производится в дневное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Он не может продолжаться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая длительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. В случае медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании соответствующего заключения врача. Допрос несовершеннолетнего лица производится в присутствии защитника, законного представителя (родителей), а при необходимости – психолога и педагога в дневное время суток и не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности - более 4 часов в день. В случае явного утомления несовершеннолетнего допрос должен быть прерван.
57. Задержанные лица имеют доступ к медицинскому обслуживанию, надлежащему питанию и униформе.
58. В соответствии с законодательством республики все задержанные лица имеют право на здоровье и квалифицированную медицинскую помощь, а также пользуются всеми правами граждан Республики при получении медицинской помощи. Медицинские учреждения оказывают профессиональную медицинскую помощь задержанным лицам. В пенитенциарной системе РК насчитываются 71 медицинская часть со стационаром, 14 здравпунктов в колониях-поселениях и 7 лечебно-профилактических учреждений.
59. Что касается питания, предоставляемого заключенным на основе современных требований Всемирной организации здравоохранения и Продовольственной и сельскохозяйственной организации, недавно были изучены стандарты питания для задержанных лиц. В рамках этого процесса нормы ежедневного приема пищи осужденных были увеличены с 15 до 26 единиц. Были включены такие продукты, как масло, молочные продукты, яйца, фрукты, сухофрукты, цитрусовые и соки. Кроме того, были улучшены пищевые стандарты для заключенных, содержащихся под стражей в воспитательных колониях, осужденных с туберкулезом и другими заболеваниями, лиц, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении. Питание для заключенных и лиц, содержащихся в предварительном заключении, предоставляется 3 раза в день и 4 раза в день для пациентов, как предписано врачом.
60. Недавно были сделаны улучшения для заключенных с точки зрения обеспечения одеждой. Заключенным теперь выдаются утепленные куртки, вязанные шапки и футболки. В 2013 году был разработан типовой проект для строительства специализированных исправительных учреждений в 5 климатических зонах в соответствии с международными стандартами. Данный проект предусматривает отдельные камеры для заключенных.
По статье 13 Конвенции ООН против пыток
Каждое Государство-участник обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам на любой территории, находящейся под юрисдикцией этого Государства, право на предъявление жалобы компетентным властям этого Государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы. Предпринимаются меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями.
61. Согласно статье 17 Конституции РК достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
62. В случае любого нарушения прав и свобод, человек вправе обратиться с жалобой. Право каждого на судебную защиту своих прав и свобод регламентировано статьей 13 Конституции РК.
63. Неприкосновенность личности и защита его от пыток также закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе РК. Согласно пункту 5 статьи 14, никто из участвующих в уголовном процессе лиц не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
64. Приказом Генеральной прокуратуры от 19 сентября 2014 года №89 регламентирована процедура приема заявлений о преступлении. Такие заявления принимаются в любое время и регистрируются с обязательным рассмотрением заявлений в течение 24 часов. Заявителю, предоставившему сведения о предполагаемом преступлении, выдается отрывной талон, содержащий уникальный номер для дальнейших действий. На обороте отрывного талона указаны контактные сведения, с помощью которых заявитель может получить информацию о ходе рассмотрения жалобы и получить контактные данные органа уголовного преследования, принявшего заявление.
65. Кроме того, на всей территории страны работает бесплатный телефон доверия для таких заявлений, и любой гражданин в любое время может сообщить о нарушении прав граждан, включая применение пыток и жестокого обращения сотрудниками органов внутренних дел.
66. Согласно статье 101 Уголовно-процессуального кодека в случае поступления жалобы о применении пыток от лиц, задержанных или содержащихся под стражей в ходе досудебного расследования, администрация учреждения обязана незамедлительно передавать ее прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору.
67. Аналогично, в ходе судебного разбирательства в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 65, обвиняемый вправе подавать также ходатайства (жалобы) о применении к нему пыток.
68. В соответствии со статьей 106 все жалобы, поданные во время судебного заседания, в том числе о применении пыток в ходе досудебного производства, рассматриваются судом, и если возможно, непосредственно во время судебных слушаний, и у суда имеются полномочия выносить решения в отношении заявлений о пытках, совершенных во время досудебного разбирательства.
По статье 14 Конвенции ООН против пыток и рекомендации 22
1. Каждое Государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации. В случае смерти жертвы в результате пытки, право на компенсацию предоставляется его иждивенцам.
2. Ничто в настоящей статье не затрагивает любого права жертвы или других лиц на компенсацию, которое может существовать согласно национальному законодательству.
69. РК реализует политику, соответствующую Европейской конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений ("Европейская конвенция"), которая в данном случае определяет две категории жертв: a) те лица, физическому состоянию или здоровью которых в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный урон; b) те лица, которые находились на иждивении погибших в результате такого преступления.
70. Европейской конвенцией предусмотрено, что государство обязуется возместить в зависимости от случая следующие части ущерба: потерю заработка, затраты на лекарства и госпитализацию, затраты на похороны и в случаях, касающихся иждивенцев, содержания. Подобный подход имплементирован в законодательство РК. Так, возмещение имущественного и морального вреда, причиненного непосредственно уголовным правонарушением, осуществляется по иску потерпевшего либо его представителя, как в уголовном процессе, так и в гражданском судопроизводстве.
71. Статья 923 Гражданского кодекса РК предусматривает, что вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры и суда.
72. Под незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, в том числе понимаются: незаконное применение меры пресечения или иной предусмотренной законом мерой процессуального принуждения; содержание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, или лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избран арест, в опасных для его жизни и здоровья условиях; применение насилия, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение; проведение процессуальных действий в условиях, создающих опасность для жизни или здоровья участвующих в них лиц; принятие решений и совершение действий, унижающих честь или умаляющих достоинство лица, участвующего в уголовном процессе и другие. Тем самым, законодательство РК предоставляет надлежащие гарантии, чтобы обеспечить возмещение вреда за незаконные действия правоохранительных органов, в том числе пытки.
73. В случае смерти гражданина право по возмещению вреда в установленном порядке переходит к его наследникам.
74. Кроме того, 10 января 2018 года РК был принят закон, предусматривающий фонд компенсации потерпевшим ("Фонд") в конкретных обстоятельствах. К лицам, имеющим право на получение компенсации в соответствии с этим законодательным актом, относятся: несовершеннолетние, являющиеся жертвами сексуального насилия; жертвы торговли людьми и пыток (размер компенсации 30 месячных расчетных показателей или 63 630 тенге); лица, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД) (40 месячных расчетных показателей или 84 846 тенге); близкие потерпевшего в случае его смерти от уголовного посягательства (50 месячных расчетных показателей или 106 050 тенге).
75. Компенсация из Фонда отличается от других форм компенсации. Государство предоставляет компенсацию из Фонда в качестве первоначальной меры. Потерпевший также имеет право требовать компенсацию от виновного, подав гражданский иск, а также получить компенсацию от государства в рамках отдельного процесса, когда виновный подсудимый не способен предоставить компенсацию.
По статье 15 Конвенции ООН против пыток и рекомендации 23
Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано.
76. В Уголовно-процессуальном кодексе РК указано, что никто из участвующих в уголовном процессе лиц не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
77. Согласно кодексу, доказательства, полученные в результате применения пыток, насилия, угроз, обмана, жестокого обращения или других незаконных действий, признаны недопустимыми и никоим образом не могут быть использованы в уголовном процессе. Суды примут соответствующие меры для рассмотрения утверждений об использовании пыток при сборе доказательств.
78. В частности, в соответствии с пунктом 24 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 апреля 2006 года № 4 "О некоторых вопросах оценки доказательств по уголовным делам" суды должны принять все меры для проверки заявлений сторон об использовании методов незаконного расследования (допроса) при оценке доказательств. В тех случаях, когда утверждения о незаконных методах расследования не могут быть проверены, суд, тем не менее, может принять решение на основании предыдущих доказательств. После подтверждения использования незаконных следственных методов в ходе расследования суды должны объявить недействительными доказательства, полученные в результате таких незаконных методов.
79. Таким образом, показания обвиняемого, полученные путем пыток или другого жестокого обращения, объявляются незаконными и, следовательно, не могут использоваться в качестве основы для обвинительного заключения, а также не могут быть использованы для доказательства обстоятельств дела. Сотрудники правоохранительных органов, вовлеченные в такое поведение, подлежат уголовной ответственности.
80. Досудебное содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении преступления, регламентируется статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса. В соответствии с указанной статьей составляется протокол задержания, где наряду с данными обвиняемого отражается дата и время составления протокола. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, подозреваемым и защитником.
81. При взятии под стражу задержанному в соответствии с Правилами Миранды зачитываются его права, согласно части 1 статьи 131 указанного кодекса. Кроме того, при необходимости, задержанному предоставляется бесплатная юридическая помощь.
82. При задержании лица по подозрению в совершении уголовного правонарушения соответствующее государственное должностное лицо устно информирует обвиняемое лицо, разъясняет ему право на защитника, право хранить молчание и о том, что сказанное им может быть использовано против него в суде. Нарушение этого порядка, в том числе искажение сведений о времени задержания является основанием для освобождения лица.
83. Кроме того, статьей 135 кодекса регламентировано уведомление родственников подозреваемого о задержании. Должностное лицо, осуществляющее расследование, безотлагательно уведомляет совершеннолетних членов его семьи, а при их отсутствии - других родственников или близких лиц и предоставляет информацию о статусе и месте нахождения задержанного. О задержании иностранца должны быть уведомлены посольство, консульство или иное представительство государства через Министерство иностранных дел РК в порядке, установленном совместным приказом Министра иностранных дел и Генерального прокурора.
84. В соответствии с кодексом о произведенном задержании лицо, осуществляющее досудебное расследование, в письменной форме сообщает прокурору в течение 20 часов с момента задержания обвиняемого.
85. В целях предотвращения нарушений конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве Генеральной прокуратурой реализуется проект "Дежурный прокурор в полиции - гарант прав граждан", целью которого является защита права граждан, доставляемых в органы внутренних дел, и предотвращение пыток и незаконного задержания.
86. Кроме того, в соответствии с Конституцией Республики высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Арест и задержание подозреваемого допускаются только в случаях, предусмотренных законом, и только по распоряжению суда. В частности, каждый человек, задержанный, арестованный и обвиняемый в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Любое лицо, задержанное, арестованное и доставленное в правоохранительные органы, немедленно уведомляется об основаниях задержания, ареста и доставления, а также юридической квалификации правонарушения, совершение которого ему вменяется.
87. Должность Уполномоченного по правам человека в Казахстане была установлена законом РК в марте 2017 года. Этот шаг существенно укрепляет национальную систему обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также устанавливает роль Омбудсмена в политико-правовой структуре государства. Данные изменения стали серьезным шагом, приблизившим к цели приведения института Омбудсмена в соответствие с Парижскими принципами о статусе национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека.
88. В 2008 году РК ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, тем самым взяв на себя обязательства по созданию Национального превентивного механизма.
89. 2 июля 2013 года Президентом РК подписан закон о создании Национального превентивного механизма, определены его полномочия и обязанности, а также механизм превентивных посещений по предупреждению пыток. Принятым законом внесены изменения в различные положения Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения РК. Кроме того, законом четко определена роль и задачи Уполномоченного по правам человека как координатора Национального превентивного механизма. При Уполномоченном действует Координационный совет, который осуществляет отбор участников Национального превентивного механизма, координирует его деятельность, готовит ежегодный консолидированный доклад его участников, взаимодействует с Подкомитетом ООН по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
90. Права участников Национального превентивного механизма прямо закреплены на законодательном уровне. Это является гарантией независимости их деятельности от деятельности государственных органов. В то же время четко указываются их обязанности и обязанности государственных органов по взаимодействию с участниками.
91. Распоряжениями Уполномоченного по правам человека утверждены шесть правовых актов, регулирующих деятельность Национального превентивного механизма, в том числе Положение о Комиссии, Положение о Координационном совете, Правила отбора участников, Правила формирования групп из участников для превентивных посещений, Правила подготовки ежегодного консолидированного доклада по итогам превентивных посещений и Методические рекомендации по превентивным посещениям.
92. Координационный совет отбирает участников Национального превентивного механизма, общим количеством 112 участников, из числа представителей гражданского общества и назначает руководителей региональных групп.
93. Участники Национального превентивного механизма определяют государственные учреждения, которые они будут посещать в рамках своей деятельности, в том числе следственные изоляторы, гауптвахты гарнизонов, учреждения для принудительного лечения (специализированные противотуберкулезные, наркологические организации и др.), специальные учреждения временной изоляции от общества, полицейские участки, центры адаптации несовершеннолетних и образовательные организации.
94. Национальный превентивный механизм предусматривает три вида посещений. Периодические превентивные посещения проводятся не реже четырех раз в год. После каждого такого посещения участниками Национального превентивного механизма направляются рекомендации администрации каждого посещенного ими подмандатного учреждения. Промежуточные посещения проводятся в период между периодическими посещениями с целью мониторинга исполнения ранее данных рекомендаций. Периодические и промежуточные посещения осуществляются в соответствии с планом, конфиденциальным документом, ежегодно утверждаемым Координационным советом. В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Национального превентивного механизма, специальные превентивные посещения группами проводятся без предупреждения на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Решение о направлении группы для проведения специального превентивного посещения учреждений и организаций, подлежащих превентивному посещению, принимается Уполномоченным по правам человека.
95. Национальный превентивный механизм в РК функционирует по модели "Омбудсмен-1", в котором роль Уполномоченного по правам человека координирующая, таким образом, обеспечивая конструктивное сотрудничество с государственными органами, Омбудсмен принимает на себя ответственность за проведенные внеплановые посещения и в целом репутацию Национального превентивного механизма.
96. На практике специальные посещения, проводимые на основании поступивших сообщений о применении пыток, согласовываются с Уполномоченным по правам человека. Такие решения принимаются оперативно, и посещения проводятся незамедлительно в даты, запрашиваемые участниками Национального превентивного механизма. По результатам проведенного посещения, в случае фиксирования телесных повреждений и фактов физического и психологического давления на лиц, находящихся в местах лишения свободы, материалы направляются в органы прокуратуры для незамедлительного рассмотрения и принятия соответствующих мер.
97. В настоящее время мандат Национального превентивного механизма включает широкий спектр учреждений пенитенциарной системы, органов внутренних дел, здравоохранения, образования, военного ведомства и Комитета национальной безопасности.
98. В период с 2014 по 2017 годы и 6 месяцев 2018 года участниками Национального превентивного механизма было проведено 2296 превентивных посещений (2014 г. - 277, 2015 г. - 528, 2016 г. - 680, 2017 г. - 582, 6 месяцев 2018 г. - 229), из них специальных 63 (2014 г. - 14, 2015 г. - 20, 2016 г. - 15, 6 месяцев 2018 г. - 14).
99. Мониторинговые посещения включали: изоляторы временного содержания - 580, следственные изоляторы и исправительные учреждения - 538, приемники-распределители - 99, специальные приемники - 110, центры адаптации несовершеннолетних - 90, психиатрические - 152, наркологические - 138, туберкулезные - 238 диспансеры, специальные учреждения образования - 33, следственные изоляторы Комитета национальной безопасности - 18, гауптвахты военной полиции - 31, полицейские участки и отделы внутренних дел - 269.
100. Представители государственных органов регулярно приглашаются на заседания Координационного совета для обсуждения текущей деятельности Национального превентивного механизма в РК. На рассмотрение заседаний выносились итоги специальных посещений, проведенных региональными группами, предложения по улучшению ситуации в пенитенциарных учреждениях, организациях здравоохранения, а также разработка рекомендаций для совершенствования деятельности Национального превентивного механизма.
101. По результатам каждого посещения участниками Национального превентивного механизма направляются конкретные рекомендации в адрес администрации соответствующего учреждения по снижению или искоренению вероятности применения пыток и унижающего человеческое достоинство обращения.
102. Координационный совет готовит ежегодный консолидированный доклад участников Национального превентивного механизма с учетом их докладов по результатам превентивных посещений. Ежегодный доклад представляет собой анализ деятельности за текущий год, который содержит рекомендации уполномоченным государственным органам по улучшению условий обращения с лицами, содержащимися в учреждениях, и предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, предложения по совершенствованию законодательства РК.
103. В целях повышения осведомленности населения о деятельности Национального превентивного механизма функционирует тематическая веб-страница в социальных сетях, а информация по его деятельности публикуется на официальном веб-сайте Уполномоченного по правам человека.
104. Система уголовного правосудия РК основана на принципе состязательности, где суд является нейтральным арбитром закона. Введение в уголовное судопроизводство фигуры следственного судьи является важным и эффективным правовым механизмом по укреплению верховенства закона и обеспечению принципов уголовного процесса на досудебной стадии судопроизводства.
105. Полномочия следственного судьи связаны с судебным санкционированием следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, рассмотрением жалоб на действия (или бездействие) и решения прокуроров, обеспечением полномочий адвокатов и другими механизмами судебного контроля на досудебной стадии производства. С 1 января 2016 года следственному судье даны полномочия по рассмотрению заявлений на обыск и выемки. С 2018 года следственному судье даны полномочия по санкционированию негласных следственных действий.
106. Надзор со стороны следственного судьи оказывает значительное положительное влияние на досудебное производство, поскольку он обеспечивает соблюдение дисциплины во время досудебного преследования и защиту прав обвиняемого.
107. Кроме того, согласно законодательству РК, адвокаты обвиняемого имеют полномочия осуществлять непосредственный сбор информации и, в случае необходимости, запрашивать у следственного судьи полномочия для получения экспертных заключений или других доказательств. В свою очередь, обвиняемый не обязан представлять доказательства обвинении в случае, если такие доказательства могут нанести ущерб интересам обвиняемого.
108. Действующим законодательством участие адвоката в уголовном процессе не ограничивается. Согласно статье 66 Уголовно-процессуального кодекса, в качестве защитника участвует адвокат. Защитник вправе участвовать в уголовном процессе с момента получения лицом статуса свидетеля, имеющего право на защиту, подозреваемого, обвиняемого, а также в любой последующий момент уголовного процесса. 5 июля 2018 года принят Закон "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", в котором имплементированы нормы международного права.
109. В соответствии с обновленной статьей 122 Уголовно-процессуального кодекса (Собирание доказательств) представитель потерпевшего, допущенный в установленном настоящим Кодексом порядке к участию в досудебном расследовании или судебном разбирательстве, вправе получать сведения, необходимые для осуществления защиты и представления интересов потерпевшего, в том числе с использованием научно-технических средств.
110. Кроме того, защита имеет право не предоставлять органу досудебного расследования доказательства, которые, по ее мнению, имеют особое значение для обеспечения защиты интересов обвиняемого.
111. Порядок помещения граждан в медицинские учреждения регламентирован законодательством РК, в том числе Уголовным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом и Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, и такое помещение допускается только после судебного рассмотрения.
112. В ограниченных случаях возможно поместить лицо в психиатрическое учреждение до судебного рассмотрения исключительно во избежание причинения непосредственного вреда общественности. В таких ситуациях заявление о судебном рассмотрении должно быть представлено не позднее 48 часов после помещения лица в учреждение. Кроме того, согласно законодательству РК необходимо проводить периодическую проверку (не реже одного раза в полгода) лиц, содержащихся в учреждении, чтобы удостовериться, что содержание в учреждении не длится дольше необходимого времени.
113. Что касается оказания медицинской помощи гражданке Мухортовой З.Ж., и в связи с предъявлением ей обвинения в ложном доносе 7 мая 2010 года, Балхашский городской суд постановил, что Мухортовой З.Ж. была назначена стационарная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, согласно заключению которой ей поставлен диагноз "хроническое бредовое расстройство". В связи с этим диагнозом она была признана невменяемой с назначением принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.
114. В частности, экспертиза Мухортовой З.Ж. проводилась "Республиканским научно-практическим центром психиатрии, психотерапии и наркологи" Министерства здравоохранения. После закрытия уголовного дела, Мухортова З.Ж. лечение принудительно не проходила.
115. В августе 2013 года Мухортова З.Ж. была госпитализирована в областной психоневрологический диспансер по Балхашскому региону с диагнозом "эндогенное заболевание". В последующем было проведено психиатрическое освидетельствование и в связи с представлением опасности для окружающих по психическому состоянию, госпитализация без согласия была признана обоснованной. Данное решение проходило проверку Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения.
116. В этот же период согласно пункту 1-1 статьи 125 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения администрацией областного психоневрологического диспансера было направлено письмо прокурору для возбуждения гражданского дела о принудительной госпитализации. 20 августа 2013 года вынесено решение Балхашского городского суда о направлении Мухортовой З.Ж. на принудительное лечение в психиатрический стационар.
117. В связи с несогласием с диагнозом представителями Мухортовой З.Ж. было инициировано назначение комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы с участием психолога Медицинского центра проблем психического здоровья в г. Астане, в целях установления обоснованности госпитализации Мухортовой З.Ж.
118. С 30 сентября по 1 ноября 2013 года проведена экспертиза с участием психолога. Согласно результатам экспертизы Мухортова З.Ж. страдала ранее и страдает в настоящее время психическим расстройством, квалифицируемым как "хроническое бредовое расстройство".
119. Примечательно, что вышеуказанное решение суда было обжаловано представителями Мухортовой З.Ж. в Верховном суде. Однако решение не было отменено или изменено. После прохождения экспертизы, несмотря на наличие решения суда, Мухортова З.Ж. для дальнейшего лечения и наблюдения не явилась. 2 июля 2014 года сотрудниками полиции совместно с представителями психиатрической организации Мухортова З.Ж. доставлена в областной психоневрологический диспансер. 6 января 2015 года она выписана на амбулаторное лечение и вплоть до 30 апреля 2016 года ежемесячно стабильно посещала и наблюдалась у врачей.
120. Однако с 1 мая 2016 года Мухортова З.Ж. прекратила посещение специалистов.
121. РК акцентирует внимание на разработке законов, направленных на предотвращение насилия в семье. В частности, в соответствии с законодательной реформой 2015 года, стало возможным: а) увеличить срок действия защитного предписания с 10 до 30 суток; b) увеличить количество лиц, уполномоченных выдавать защитные предписания; с) применить дополнительные меры, которые запрещают лицу, совершившему насилие в семье, контактировать с потерпевшим, а также его несовершеннолетними или недееспособными членами семьи и d) ввести ограничения в виде запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ.
122. Так, с момента принятия законодательных реформ в 2015 году сотрудниками правоохранительных органов вынесено более 791 тысячи защитных предписаний и более 74 тысяч особых требований к поведению правонарушителей. По итогам 2017 года и 6 месяцев 2018 года вынесено свыше 97 тысяч защитных предписаний и установлено более 9 тысяч особых требований к поведению правонарушителей. Например, в мае 2018 года судом за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений особые требования сроком на три месяца установлены в отношении гражданина в виде запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. В июле 2018 года судом за мелкое хулиганство установлены аналогичные ограничения на такой же срок в отношении другого гражданина, которому дополнительно введен запрет на появление в общественных местах в нетрезвом виде, а также загрязнение мест общественного пользования и выброс коммунальных отходов в неустановленных для этого местах. В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в органы внутренних дел от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы.
123. В 2017 году Дорожной картой "Казахстан без насилия в семье" предусмотрен ряд комплексных мер по совершенствованию законодательства и проведению организационно-практических мероприятий по вопросам профилактики насилия в семье. В Стратегический план Министерства внутренних дел на 2017-2021 годы и региональные программы развития территорий в ноябре 2017 года внесены конкретные инициативы по борьбе с насилием в семье.
124. По итогам 2017 года данный индикатор был полностью выполнен с достижением цели по снижению преступлений до 8,5% (превысив показатель по снижению до 5%). Было зарегистрировано 443 преступления, совершенных в отношении женщин, в сфере семейно-бытовых отношений, против 484 в 2016 году.
125. В соответствии с последними реформами в этой области проводится регулярный мониторинг ситуации по насилию в семье с использованием данных индикаторов. Наряду с этим, в целях противодействия насилию в семье созданы правительственные отделы по защите женщин от насилия. В частности, в 133 из 247 районных отделов внутренних дел введена в штат должность инспектора по делам женщин и детей. С каждым годом растет количество выданных защитных предписаний для жертв насилия в семье.
126. Закон РК от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" был дополнен нормой, возлагающей на местные исполнительные органы задачу по созданию кризисных центров, организаций по оказанию помощи жертвам насилия в семье.
127. Кроме того, для оказания содействия потерпевшим созданы организации, которые предоставляют им необходимую психологическую, педагогическую, медицинскую, юридическую помощь, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации; предоставляют временное проживание потерпевшим; и информируют органы внутренних дел о фактах насилия в семье или об угрозе их совершения и других. По итогам 2017 года специальные социальные услуги оказаны 404 жертвам насилия в семье.
128. Кроме того, на сегодняшний день полиция, в вопросах профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, тесно взаимодействует с более 50 неправительственными организациями и 29 кризисными центрами. У 18 действующих кризисных центров имеются приюты. 12 центров являются консультативными, которые оказывают экстренную консультацию для пострадавших от насилия в семье. Основным направлением деятельности кризисных центров является оказание помощи жертвам насилия в семье и торговли людьми. В данные центры для оказания помощи жертвам насилия ежегодно привлекается более 200 специалистов (психологов, юристов, социальных работников). Более того, в кризисных центрах имеются 30 телефонов доверия, на которые ежегодно поступает около 17 тысяч звонков и обращается более 10 тысяч женщин. Кроме того, функционирует круглосуточный call-сеntrе "111" Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане.
129. Ежегодно, с 25 ноября по 10 декабря проводится общественная кампания "16 дней без насилия в отношении женщин" под лозунгом "От мира в доме к миру на Земле - остановим насилие в отношении женщин", в котором принимают участие свыше 23 тысяч человек. Для кампании изготавливаются и распространяются среди населения около 170 тысяч единиц раздаточного материала, размещаются более 3 тысяч тематических билбордов, плакатов и вывесок в местах массового пребывания граждан, около одной тысячи публикаций на телеканалах и в средствах массовой информации в форме видеосюжета и в бегущей строки, а также в печатных изданиях и на интернет-ресурсах.
130. Кроме того, законодательство РК предусматривает прочную основу для борьбы с торговлей людьми.
131. С 1 января 2015 года вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, в которых приняты крайне строгие меры против торговли людьми. За подобные преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
132. Кроме того, предусмотрены административные санкции в отношении: а) работодателя за привлечение к детскому труду; b) субъектов здравоохранения за нарушение обязанностей по информированию органов внутренних дел о лицах, обратившихся по поводу травм, ранений или криминальных абортов; и с) физических и юридических лиц, предоставляющих помещения для занятия проституцией и сводничества.
133. Законодательство РК предусматривает возможность продления сроков пребывания в РК для жертв торговли людьми (например, мигрантов, подвергшихся трудовой или сексуальной эксплуатации) на период проведения судебного процесса. Кроме того, таким жертвам оказывается помощь в виде обеспечения жильем, питанием, одеждой и физической охраной.
134. Планы мероприятий РК по предотвращению, профилактике и борьбе с торговлей людьми осуществляются на протяжении более десяти лет. В их реализации задействованы государственные органы, международные и неправительственные организации. РК является участником более 60-ти многосторонних универсальных договоров в сфере прав человека, из них 13 международных конвенций, договоров и соглашений, напрямую связанных с противодействием современным формам рабства, в том числе: а) Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ратифицирован Законом от 4 июля 2001 года); b) Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года (ратифицирована Законом от 14 декабря 2005 года); с) Конвенция ООН о рабстве от 25 сентября 1926 года (ратифицирована Законом от 5 февраля 2008 года); с) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (ратифицирована Законом от 4 июня 2008 года); и е) Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (ратифицирована Законом от 4 июня 2008 года).
135. РК на постоянной основе подписывает межправительственные и межведомственные соглашения, регламентирующие прямое сотрудничество с зарубежными правоохранительными органами в раскрытии преступлений, в том числе, связанных с торговлей людьми путем: а) обмена оперативно-розыскной, оперативно-справочной, криминалистической и архивной информацией; b) исполнения запросов и поручений; с) проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, не требующих санкции прокурора, крупномасштабных оперативно-профилактических и специальных операций.
136. Кроме того, в настоящее время ведется работа по разработке и согласованию следующих международных соглашений: a) межправительственные между Правительствами Республики Казахстан и Государства Катар, Королевства Швеция, Республики Сербия, Финляндии и Вьетнама; b) межведомственные соглашения между Министерством внутренних дел и Федеральным бюро расследований Соединенных Штатов Америки, Министерством внутренних дел Республики Молдовы и Министерством внутренних дел Грузии.
137. Министерство внутренних дел активно взаимодействует с неправительственными организациями, работающими в сфере противодействия торговли людьми. Сейчас в этой сфере работают 18 таких организаций, они представлены во всех регионах страны. Данные учреждения оказывают жертвам торговли людьми правовую (консультации), психологическую, медицинскую и юридическую помощь.
138. В 2014 году с участием экспертов международных и неправительственных организаций был разработан и подписан Совместный приказ Министерств внутренних дел, здравоохранения и социального развития населения, образования и науки по утверждению Критериев оценки наличия жестокого обращения, в соответствии с которыми идентифицируется жертвы торговли людьми. Указанные критерии обеспечивают доступ жертвам торговли людьми к специальным социальным услугам, стандарт оказания которых утвержден в 2016 году, в том числе предусматривают предоставление потерпевшим социально-бытовых, медицинских, психологических и других необходимых услуг. В 2016 году специальные социальные услуги оказаны были 87 жертвам торговли людьми, в 2017 году- 162.
139. В Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК укрепление законности и правопорядка осуществляется на основании Конституции РК и различных применимых законодательных актов.
140. В целях предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений в воинских формированиях пограничной службы, военными органами Комитета национальной безопасности при содействии командования воинских частей и других взаимодействующих органов на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия (2014 г. - 2487, 2015 г. - 3464, 2016 г.- 4467).
141. Так, например, в 2016 году в рамках исполнения межведомственных программ "Профилактика правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на 2016-2018 годы" и "2016 год правовой культуры в армии" реализован комплекс профилактических мероприятий, в том числе информационно-разъяснительного характера, ориентированных на повышение правового сознания военнослужащих и формирование в их среде атмосферы нетерпимости к любым нарушениям законности.
142. В результате реализации таких положений в Вооруженных Силах в 2016 году в сравнении с предыдущим годом достигнуто заметное снижение уровня преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений, на 85%, в воинских частях и учреждениях Пограничной службы Комитета национальной безопасности снижение с 26 до 4 уголовных правонарушений.
143. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности наращивают усилия в обеспечении правопорядка, профилактической работе, а также поддержании в воинских формированиях пограничной службы строгой уставной дисциплины.
144. В целях обеспечения надлежащего ведомственного контроля исполнения мероприятий по профилактике правонарушений в воинских частях и учреждениях ежеквартально, а в региональных командованиях раз в полугодие составляются обзоры о состоянии законности и правопорядка.
145. С региональными командованиями и воинскими частями проводятся селекторные совещания, в ходе которых корректируются и ставятся задачи по укреплению воинской дисциплины и профилактики происшествий, преступлений и правонарушений среди военнослужащих.
146. Казарменные и служебные помещения воинских частей, а также места вероятного скопления военнослужащих на территории воинской части оснащены системами видеоконтроля с выводом изображения на экраны в помещения дежурных по части. Системы позволяют хранить видеозапись до 30 суток.
147. Военнослужащими органов военной полиции на постоянной основе, в присутствии медицинских работников воинских частей, проводятся телесные осмотры военнослужащих срочной службы, на предмет выявления травм и гематом.
148. Согласно статье 51 Закона "О воинской службе и статусе военнослужащих", в случае гибели (смерти) в период прохождения воинской службы либо после увольнения со службы в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате исполнения обязанностей воинской службы, наследникам военнослужащего производится выплата единовременной компенсации в размере пятилетнего денежного содержания по последней занимаемой должности на день гибели (смерти), а наследникам военнослужащего срочной службы, курсанта военного учебного заведения (военного факультета), военнообязанного, призванного на воинские сборы, - в размере 500 месячных расчетных показателей.
149. Военнослужащим срочной службы, курсантам военных учебных заведений (военных факультетов), получающим стипендию, военнообязанным, призванным на воинские сборы, выплачиваются единовременные компенсации в случаях, предусмотренных настоящим пунктом в размере:
1) инвалиду I группы - 250 месячных расчетных показателей;
2) инвалиду II группы - 150 месячных расчетных показателей;
3) инвалиду III группы - 50 месячных расчетных показателей;
4) за тяжелое увечье - 12 месячных расчетных показателей;
5) за легкое увечье - 4 месячных расчетных показателя.
150. Фактов выплаты военнослужащим компенсации в результате неуставных взаимоотношений в период с 2014 по 2017 годы не зарегистрировано.