Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной политики"
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной политики
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст.93; 2009 г., № 23, ст.112; № 24, ст.129; 2010 г., № 5, ст.23; № 7, ст.29, 32; № 15, ст.71; № 24, ст.146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст.21, 25; № 4, ст.37; № 6, ст.50; № 7, ст.54; № 11, ст.102; № 13, ст.115; № 15, ст.125; № 16, ст.129; № 20, ст.151; № 24, ст.196; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст.16; № 3, ст.21; № 4, ст.30, 32; № 5, ст.36, 41; № 8, ст.64; № 13, ст.91; № 14, ст.94; № 18-19, ст.119; № 23-24, ст.125; 2013 г., № 2, ст.13; № 5-6, ст.30; № 8, ст.50; № 9, ст.51; № 10-11, ст.56; № 13, ст.63; № 14, ст.72; № 15, ст.81, 82; № 16, ст.83; № 20, ст.113; № 21-22, ст.114; 2014 г., № 1, ст.6; № 2, ст.10, 12; № 4-5, ст.24; № 7, ст.37; № 8, ст.44; № 11, ст.63, 69; № 12, ст.82; № 14, ст.84, 86; № 16, ст.90; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 22, ст.128, 131; № 23, ст.143; 2015 г., № 2, ст.3; № 11, ст.57; № 14, ст.72; № 15, ст.78; № 19-I, ст.100; № 19-II, ст.106; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.117; № 21-I, ст.121, 124; № 21-II, ст.130, 132; № 22-I, ст.140, 143; № 22-ІІ, ст.144; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 7-II, ст.53; № 8-I, ст.62; № 12, ст.87; № 22, cт.116; № 23, cт.119; № 24, cт.126; 2017 г., № 4, ст.7; № 6, ст.11; № 9, ст.18; № 10, ст.23; № 13, ст.45; № 14, ст.51; № 15, ст.55; № 20, ст.96; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 7-8, ст.22; № 9, ст.31; № 10, ст.32; № 12, ст.39; № 14, ст.42; № 15, ст.47, 50; № 16, ст.55; № 19, ст.62; № 22, ст.82, 83; № 24, ст.93; 2019 г., № 1, ст.4; Закон Республики Казахстан от 18 марта 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оборонной и аэрокосмической промышленности, информационной безопасности в сфере информатизации", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 19 марта 2019 г.):
1) абзац третий подпункта 11) пункта 1 статьи 54 изложить в следующей редакции:
"государственное стимулирование промышленно-инновационной деятельности;";
2) абзац третий подпункта 11) пункта 1 статьи 55 изложить в следующей редакции:
"государственное стимулирование промышленно-инновационной деятельности;";
3) пункт 3 статьи 105-1 изложить в следующей редакции:
"3. Государственный аудит и финансовый контроль за предоставлением и реализацией мер государственного стимулирования промышленно-инновационной деятельности по софинансированию венчурных фондов осуществляются на основе доходности (убыточности) активов (всего портфеля) таких венчурных фондов в долгосрочной перспективе с учетом высокого предпринимательского риска, характеризуемого неопределенностью рыночных перспектив инновационной деятельности и потерь, вложенных финансовых и иных ресурсов.".
2. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, ст.112; 2016 г., № 1, ст.4; № 6, ст.45; № 7-II, ст.55; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.72; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126; 2017 г., № 9, ст.21; № 14, ст.50, 51; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.115; 2018 г., № 10, ст.32; № 11, ст.37; № 14, ст.44; № 15, ст.46, 49, 50; № 19, ст.62; № 22, ст.82, 83; № 24, ст.94; 2019 г., № 2, ст.6; № 5-6, ст.27; № 7, ст.37, 39; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86; № 21-22, ст.90, 91; № 23, ст.108; № 24-І, 118; № 24-ІІ, ст.123, 124:
1) в оглавлении:
исключить заголовки главы 24, параграфов 1, 2, 3 главы 24, статей 100, 100-1, 103, 242, 243, 244, 244-1, 245, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 251-1, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272;
заголовок статьи 103 изложить в следующей редакции:
"Статья 103. Компетенция государственных органов в области поддержки инновационной деятельности"
дополнить заголовками главы 23-1 и статей 241-1 – 241-7 следующего содержания:
"Глава 23-1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 241-1. Понятие и содержание инновационной деятельности
Статья 241-2. Цель, задачи и основы государственной поддержки инновационной деятельности
Статья 241-3. Субъекты инновационной системы, участвующие в государственной поддержке инновационной деятельности
Статья 241-4. Инструменты инновационной системы и технологической политики
Статья 241-5. Меры государственной поддержки субъектов инновационной деятельности
Статья 241-6. Софинансирование венчурных фондов и частных венчурных инвесторов
Статья 241-7. Предоставление инновационных грантов";
2) подпункт 3) пункта 1 статьи 92 изложить в следующей редакции:
"3) промышленно-инновационная деятельность;";
3) пункт 1 статьи 92 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) инновационная деятельность;";
4) часть вторую статьи 97 изложить в следующей редакции:
"К инфраструктуре поддержки частного предпринимательства относятся центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и элементы промышленно-инновационной инфраструктуры.";
5) часть вторую пункта 1 статьи 98 изложить в следующей редакции:
"В области поддержки инновационной деятельности:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, технологического развития и организует их осуществление;
2) утверждает перечень национальных институтов развития и иных юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченных на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности;
3) образует Совет по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан и утверждает его положение и состав;
4) принимает нормативные правовые акты, предусматривающие введение новых мер государственной поддержки инновационной деятельности, их отмену и пересмотр, а также порядок их применения.".;
6) статью 100 исключить;
7) статью 100-1 изложить в следующей редакции:
"Статья 100-1. Уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности и его компетенция в области государственной поддержки инновационной деятельности
1. Уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности является центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере инновационного и технологического развития, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственной поддержки инновационной деятельности.
2. Уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности:
1) участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки инновационной деятельности;
2) участвует в формировании и реализации государственной технологической политики;
3) определяет приоритетные направления предоставления инновационных грантов;
4) согласовывает стратегии и планы развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов (за исключением Фонда национального благосостояния), национальных холдингов, национальных компаний (за исключением национальных компаний, входящих в группу Фонда национального благосостояния) и аффилированных с ними юридических лиц в части развития технологий и инноваций;
5) согласовывает документы системы государственного планирования в части инновационного и технологического развития;
6) разрабатывает положение о Совете по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан и вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по формированию его состава;
7) разрабатывает и утверждает правила предоставления инновационных грантов на коммерциализацию технологий;
8) разрабатывает и утверждает правила предоставления инновационных грантов на технологическое развитие отраслей;
9) разрабатывает и утверждает правила предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий;
10) разрабатывает и определяет порядок оплаты услуг национального института в области инновационного развития при предоставлении инновационных грантов;
11) обеспечивает и несет ответственность за реализацию и исполнение государственных программ в рамках компетенции;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.".;
8) пункт 2 статьи 101 изложить в следующей редакции:
"2. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию:
1) участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
2) осуществляет координацию обеспечения квалифицированными кадровыми ресурсами и регулирования занятости в области индустриально-инновационной деятельности;
3) согласовывает стратегии и планы развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов (за исключением Фонда национального благосостояния), национальных холдингов, национальных компаний (за исключением национальных компаний, входящих в группу Фонда национального благосостояния) и аффилированных с ними юридических лиц на предмет соответствия целям индустриально-инновационного развития;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.";
9) пункт 2 статьи 102 изложить в следующей редакции:
"2. Уполномоченный орган в области регулирования внешнеторговой деятельности:
1) взаимодействует с органом, проводящим расследования, по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
2) вносит в орган, проводящий расследования, предложения по инициированию расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
3) координирует работу государственных органов Республики Казахстан по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
4) формирует и согласовывает с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан предложения по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
5) разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) взаимодействует с официальными органами других стран и международными организациями;
7) разрабатывает и утверждает меры по продвижению экспорта с учетом международных обязательств Республики Казахстан;
8) обеспечивает и несет ответственность за реализацию и исполнение государственных программ в рамках компетенции;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.";
10) статью 103 изложить в следующей редакции:
"Статья 103. Компетенция государственных органов в области поддержки инновационной деятельности
Государственные органы в пределах своей компетенции в области поддержки инновационной деятельности:
1) участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере государственной поддержки инновационной деятельности;
2) участвуют в формировании и реализации государственной технологической политики;
3) вносят предложения по определению в курируемых направлениях целевых технологических программ для рассмотрения на Совете по технологической политике;
4) представляют в уполномоченные органы в области государственной поддержки инновационной деятельности информацию о реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности, а также достижении индикаторов по развитию инноваций;
5) представляют в уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности предложения по определению приоритетных направлений предоставления инновационных грантов;
6) обеспечивают и несут ответственность за реализацию и исполнение государственных программ в рамках компетенции;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.";
11) пункт 2 статьи 105 изложить в следующей редакции:
"2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы:
1) участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере государственного стимулирования промышленно-инновационной деятельности на соответствующей территории;
2) разрабатывают и утверждают карты поддержки предпринимательства регионов с участием региональных палат предпринимателей;
3) вправе оказывать методическую, консультационную, практическую и иную помощь элементам промышленно-инновационной инфраструктуры, субъектам промышленно-инновационной системы, осуществляющим государственное стимулирование промышленно-инновационной деятельности;
4) осуществляют сбор, анализ и представляют в уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленной деятельности информацию по местному содержанию в закупках организаций согласно перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, по форме и в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
5) представляют в уполномоченные органы в области государственного стимулирования промышленной и инновационной деятельности информацию о реализации мер государственного стимулирования промышленно-инновационной деятельности;
6) вправе создавать и (или) участвовать в уставном капитале юридических лиц, основная деятельность которых направлена на развитие инноваций и привлечение инвестиций;
7) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.";
12) дополнить главой 23-1 следующего содержания:
"Глава 23-1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 241-1. Понятие и содержание инновационной деятельности
1. Под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая интеллектуальную творческую, научную, научно-техническую, технологическую, промышленно-инновационную, инфокоммуникационную, организационную, финансовую и (или) коммерческую деятельность), направленная на создание инноваций.
Инновационная деятельность предполагает наличие высокого предпринимательского риска, характеризуемого неопределенностью рыночных перспектив инновационной деятельности и потерями вложенных финансовых и иных ресурсов.
2. Инновационным проектом является комплекс реализуемых в течение определенного срока времени мероприятий, осуществляемых в рамках инновационной деятельности, в том числе направленных на трансферт технологий, создание новых (усовершенствование действующих) производств и бизнес-моделей.
3. Инновацией является введенный в употребление конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара, работы или услуги), технологии или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, обеспечивающий получение конкурентного преимущества.
4. Субъектами инновационной деятельности являются физические, юридические лица, простые товарищества, реализующие инновационные проекты.
Статья 241-2. Цель, задачи и основы государственной поддержки инновационной деятельности
1. Целью государственной поддержки инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе создания благоприятных условий для введения в употребление нового или значительно улучшенного продукта (товара, работы или услуги), технологии или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей.
2. Задачами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) создание благоприятных условий для выявления, воспитания, привлечения и удержания талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
2) создание благоприятных условий для технологической модернизации базовых отраслей национальной экономики и ее диверсификации за счет повышения технологической сложности экономики, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям;
3) поддержка инновационной деятельности, эффективное внедрение инноваций, развитие высокотехнологичных производств, корпоративных инноваций и трансферт технологий;
4) создание условий для развития стартап инфраструктуры и культуры венчурного инвестирования;
5) стимулирование спроса на инновации;
6) оказание содействия субъектам инновационной деятельности в коммерциализации технологий, результатов научной и (или) научно-технической деятельности, создании условий для развития наукоемкого бизнеса;
7) оказание содействия субъектам инновационной деятельности в международном сотрудничестве в сфере инновационной деятельности, в том числе сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности;
8) оказание содействия субъектам инновационной деятельности в повышении производительности труда и развитии инновационных кластеров.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности Республики Казахстан основывается на:
1) обеспечении субъектам инновационной деятельности равного доступа к получению государственной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом;
2) гласности, адресности и транспарентности предоставляемых мер государственной поддержки субъектам инновационной деятельности;
3) обеспечении сбалансированности интересов государства и субъектов инновационной деятельности;
4) оптимизации мер государственной поддержки в целях успешной реализации инновационных проектов субъектов инновационной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей;
5) комплексности и системности, обеспечивающих постоянное взаимодействие государства и субъектов инновационной деятельности;
6) оказании поддержки на всех стадиях жизненного цикла инновационной деятельности за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций.
Статья 241-3. Субъекты инновационной системы, участвующие в государственной поддержке инновационной деятельности
1. К субъектам инновационной системы, участвующим в государственной поддержке инновационной деятельности, относятся национальные институты развития и иные юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности.
2. Национальный институт развития в области инновационного развития и другие субъекты инновационной системы, участвующие в государственной поддержке инновационной деятельности:
1) оказывают методологическую и консультационную поддержку в проведении технологического прогнозирования, реализации технологической политики и развития инновационной инфраструктуры;
2) оказывают информационно-аналитические и консультационные услуги в области развития инноваций;
3) осуществляют инвестиций в инновационные проекты путем участия в уставных капиталах субъектов инновационной деятельности, создания юридических лиц с иностранным участием, создания или участия в инвестиционных и венчурных фондах и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан;
4) участвуют в создании, управлении и координации центров коммерциализации технологий, технопарков, международных центров трансферта технологий;
5) сотрудничают с международными организациями с целью привлечения информационных, образовательных и финансовых ресурсов для стимулирования технологического развития приоритетных секторов экономики;
6) обеспечивают доступ к информации о реализуемых инновационных проектах, внедренных технологиях, результатах проведенных аналитических исследований по технологическому прогнозированию;
7) принимают участие в реализации механизмов государственной поддержки по технологическому бизнес-инкубированию, коммерциализации технологий и трансферту технологий, усилению кадрового, управленческого и производственного потенциала субъектов инновационной деятельности;
8) выдают экспертные заключения и (или) рекомендации государственным органам по вопросам инновационной деятельности;
9) оказывают услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки инновационной деятельности по предоставлению инновационных грантов;
10) оказывают содействие развитию инвестиционных фондов рискового инвестирования, венчурных фондов и венчурного финансирования.
Статья 241-4. Инструменты инновационной системы и технологической политики
1. Технологическая политика – система экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и/или субъектами инновационной деятельности. направленных на повышение технологического уровня экономики, ее секторов и субъектов частного предпринимательства.
2. К инструментам формирования и реализации технологической политики относятся технологические платформы.
Технологическая платформа является инструментом формирования и реализации технологической политики для коммуникации и рыночно-ориентрированной координации субъектов инновационной деятельности, научных организаций, организаций образования, а также физических и (или) юридических лиц, определенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в целях генерации и совершенствования технологий и подготовки кадров, стимулирования инновационной деятельности, формирования и реализации технологической политики.
Технологическая политика по отраслевым направлениям вносится отраслевыми центрами технологической компетенции на рассмотрение Совета по технологической политике.
3. Для формирования технологической политики проводится технологическое прогнозирование (картирование).
Под технологическим прогнозированием понимается комплекс аналитических исследований, направленных на выявление технологий, освоение которых является необходимым условием для устойчивого инновационного развития государства.
Технологическое прогнозирование проводится отраслевыми центрами технологической компетенции в соответствующих отраслях при взаимодействии с технологическими платформами путем привлечения иностранных и отечественных экспертов, проведения опросов и аналитических исследований, обобщения полученных данных и формирования рекомендаций.
Процесс технологического прогнозирования обеспечивается методологическим сопровождением национального института развития в области инновационного развития.
Итоги технологического прогнозирования учитываются при формировании технологической политики и определении приоритетных направлений предоставления инновационных грантов.
4. Для реализации технологической политики разрабатываются и утверждаются целевые технологические программы.
Под целевой технологической программой понимается комплекс мер по решению технологических задач предприятий (отрасли), основанных на взаимодействии государства, субъектов предпринимательства и науки.
Предоставление инновационных грантов и других мер государственной поддержки для реализации инновационных проектов, реализуемых в рамках целевых технологических программ, осуществляется в приоритетном порядке.
5. Инструментами стимулирования инновационной активности и популяризации инновационной деятельности являются информационно-пропагандистская поддержка инноваций и распространение знаний, в том числе по коммерциализации технологий.
Информационно-пропагандистская поддержка инноваций осуществляется национальным институтом развития в области инновационного развития и предусматривает организацию мероприятий по стимулированию инновационной активности, информационную поддержку и популяризацию инновационной деятельности.
Содействие (поддержка) коммерциализации технологий осуществляется путем:
1) организации и (или) проведения мероприятий, направленных на формирование и развитие компетенций в сфере технологического предпринимательства;
2) формирования и развития системы поиска технологий, их идентификации и оказания содействия в их продвижении на рынок;
3) развития института проектных менеджеров;
4) иными способами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
6. Инструментом анализа инновационной системы является оценка эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой государственными органами, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, а также субъектами инновационной системы, осуществляющими поддержку инновационной деятельности, реализацию технологических политик и целевых технологических программ.
Независимый анализ эффективности инновационной системы, оценка эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности с выработкой рекомендаций осуществляются инновационной обсерваторией, определяемой Правительством Республики Казахстан.
Для анализа инновационной системы с учетом всех факторов инновационного развития, текущего состояния отраслей используется информационная аналитическая система инноваций Республики Казахстан.
Статья 241-5. Меры государственной поддержки субъектов инновационной деятельности
1. Меры государственной поддержки субъектов инновационной деятельности определяются настоящим Кодексом с учетом особенностей, определенных иными законами Республики Казахстан.
Виды и уровень государственной поддержки регулируются законодательством Республики Казахстан.
2. К мерам государственной поддержки субъектов инновационной деятельности относятся:
1) софинансирование венчурных фондов;
2) предоставление инновационных грантов.
3. Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности определяется в соответствии с настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан "О промышленной политике", "О специальных экономических и индустриальных зонах", "О науке", "О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности", "О Банке Развития Казахстана", "Об инновационном кластере "Парк инновационных технологий", "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 241-6. Софинансирование венчурных фондов и частных венчурных инвесторов
1. Софинансирование венчурных фондов и частных венчурных инвесторов осуществляется субъектом инновационного развития, уполномоченным на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности, перечень которых утверждается Правительством.
Статья 241-7. Предоставление инновационных грантов
1. Под инновационным грантом понимаются бюджетные средства, предоставляемые субъектам инновационной деятельности на безвозмездной основе для реализации их инновационных проектов в рамках приоритетных направлений предоставления инновационных грантов.
Предоставление инновационных грантов осуществляется уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности с привлечением национальных институтов развития в области инновационного развития.
2. Инновационные гранты предоставляются субъектам инновационной деятельности путем софинансирования реализации инновационных проектов.
3. Инновационные гранты предоставляются на:
1) коммерциализацию технологий;
2) технологическое развитие предприятий;
3) технологическое развитие отраслей.
4. При предоставлении инновационных грантов проводится экспертиза в соответствии с правилами предоставления инновационных грантов, утверждаемыми уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности.
В правилах предоставления инновационных грантов устанавливаются критерии, предъявляемые при предоставлении инновационных грантов.
5. Национальный институт развития в области инновационного развития ведет мониторинг предоставленных инновационных грантов с целью анализа достижения запланированных целей по индустриально-инновационным проектам, по которым были предоставлены инновационные гранты.
6. Национальным институтом развития в области инновационного развития открывается текущий счет в банке второго уровня – резиденте Республики Казахстан для осуществления управления средствами, выделенными на предоставление инновационных грантов на основе договора, заключаемого между уполномоченным органом в области государственной поддержки инновационной деятельности и национальным институтом развития в области инновационного развития.
Остатки средств на текущем счете, числящиеся на конец финансового года, не подлежат возврату уполномоченному органу в области государственной поддержки инновационной деятельности и, соответственно, в государственный бюджет, а расходуются на предоставление инновационных грантов в следующем финансовом году. Общий объем денег, предназначенных для предоставления инновационных грантов, распределяется между всеми инновационными грантами.";
13) главу 24 исключить.
2. В Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 23-IV, ст.112; 2018 г., № 10, ст.32; № 19, ст.62; 2019 г., № 7, ст.37; № 23, ст.103; № 24-II, ст.124):
часть первую пункта 7 статьи 278 изложить в следующей редакции:
"7. Установить, что субъекты промышленно-инновационной деятельности, реализующие промышленно-инновационные проекты, включенные в Карту индустриализации в соответствии с Законом Республики Казахстан "О промышленной политике", деятельность (технологический процесс) которых связана (связан) с недропользованием, вправе получить лицензию на разведку или добычу твердых полезных ископаемых на основании заявления, поданного на участок недр, расположенный в пределах территории, не указанной в подпункте 2) пункта 3 статьи 70 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Данное право может быть реализовано субъектами промышленно-инновационной деятельности в течение пяти лет со дня введения в действие настоящего Кодекса.".
3. В Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2001 года "О Банке Развития Казахстана" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 9, ст. 85; 2003 г., № 11, ст. 56; № 12, ст. 83; № 15, ст. 139; 2004 г., № 15, ст. 85; № 23, ст. 140, 142; 2005 г., № 11, ст. 37; № 23, ст. 105; 2006 г., № 8, ст. 45; № 16, ст. 99; 2009 г., № 2-3, ст. 18; 2010 г., № 7, ст. 29; 2011 г., № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 13, ст. 91; 2013 г., № 9, ст. 51; № 10-11, ст. 56; 2014 г., № 6, ст. 27):
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Банк Развития Казахстана и его статус
Банк Развития Казахстана (далее - Банк Развития) является акционерным обществом, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу. Банк Развития является национальным институтом развития и банком, уполномоченным на реализацию государственной инвестиционной политики и государственной поддержки промышленно-инновационной деятельности.";
2) подпункт 2) пункта 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"2) финансирование экспортных операций посредством осуществления операций, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона (включая целевые кредиты банкам, кредитные линии, приобретение Банком Развития облигаций, средства от размещения которых направляются эмитентом на реализацию экспортных операций в порядке, определенном Меморандумом);".
4. В Закон Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния" (Ведомости Парламента Республики Казахстан 2012 г., № 4, ст. 29):
1) подпункт 7) пункта 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"7) участие в реализации социально значимых, промышленно-инновационных проектов, способствующих устойчивому развитию экономики Республики Казахстан при учете особенностей их реализации Фондом, установленных настоящим Законом.";
2) подпункт 3) пункта 2 статьи 6-1 изложить в следующей редакции:
"3) рассмотрение предложений Правительства Республики Казахстан по участию Фонда в государственных программах диверсификации и модернизации казахстанской экономики, включая реализацию социально значимых и промышленно-инновационных проектов, в том числе с выделением средств из республиканского бюджета и Национального фонда Республики Казахстан;";
3) подпункт 10) пункта 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"10) утверждение политик Фонда: по управлению рисками, благотворительной помощи, о социальной ответственности, раскрытии информации, кредитной, промышленно-инновационной и иных политиках;";
4) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Особенности реализации Фондом социально значимых и промышленно-инновационных проектов
1. Фонд и организации, входящие в группу Фонда, могут участвовать в реализации социально значимых и промышленно-инновационных проектов с учетом основных направлений государственной политики в промышленно-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности Фонда.
2. Реализация Фондом или организациями, входящими в группу Фонда, социально значимых и (или) промышленно-инновационных проектов, инициируемых Правительством Республики Казахстан, являющихся низкорентабельными, может осуществляться с предоставлением полного или частичного бюджетного финансирования и (или) государственных гарантий по негосударственным займам в порядке и на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Правила отнесения социально значимых и (или) промышленно-инновационных проектов, реализуемых Фондом или организацией, входящей в
группу Фонда, к низкорентабельным утверждаются Правительством Республики Казахстан.
3. При осуществлении Фондом или организацией, входящей в группу Фонда, промышленно-инновационной деятельности им предоставляются меры государственной поддержки промышленно-инновационной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной поддержки промышленно-инновационной деятельности.";
5) пункт 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"1. Стратегия развития Фонда разрабатывается на десять лет с учетом основных направлений государственной политики в промышленно-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности Фонда.";
6) пункт 7 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"7. Информация по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг представляется консолидированно в лице Фонда в уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности по форме и в сроки, установленные им.".
5. В Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2012 г., № 2, ст.8; № 11, ст.80; № 14, ст.92; № 15, ст.97; 2013 г., № 15, ст.82; 2014 г., № 1, ст.4; № 7, ст.37; № 10, ст.52; № 19-І, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 20-IV, ст.113; 2016 г., № 8-II, ст.72; № 24, ст.124; 2017 г., № 22-III, ст.109; 2018 г., № 10, ст.32; № 15, ст.49; № 19, ст.62; 2019 г., № 7, ст.37):
1) пункт 3 статьи 4 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) создание условий по развитию нефтегазохимической промышленности.";
2) подпункт 1) статьи 6 изложить в следующей редакции:
"1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере газа и газоснабжения, а также нефтегазохимической промышленности;";
3) подпункт 1) статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере газа и газоснабжения, а также нефтегазохимической промышленности;".
6. В Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2013 г., № 15, ст. 80; 2014 г., № 12, ст. 82; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143):
пункт 1-1 статьи 11 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) осуществляет функции оператора по формированию, функционированию, ведению, сопровождению и развитию информационной системы промышленности Республики Казахстан и предоставлению к ней доступа."
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |