О некоторых вопросах реализации Соглашения об инвестициях по созданию сети демонстрационных ферм и строительству завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур в Казахстане с компанией "VALLEY KUSTO GB BV"

Утративший силу

Постановление Правительства Республик Казахстан от 26 октября 2021 года № 768. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 августа 2024 года № 647.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 12.08.2024 № 647.

      В целях реализации Соглашения об инвестициях по созданию сети демонстрационных ферм и строительству завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур в Казахстане с компанией "VALLEY KUSTO GB BV" от 12 января 2021 года (далее – Соглашение об инвестициях) Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Определить уполномоченными финансовыми институтами по финансированию сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – уполномоченные финансовые институты) следующие лизинговые компании:

      1) товарищество с ограниченной ответственностью "Water Management Leasing" (2000 единиц механизированных оросительных машин);

      2) товарищество с ограниченной ответственностью "QZQ Finance" (1000 единиц механизированных оросительных машин);

      3) товарищество с ограниченной ответственностью "Jetisy Invest" (1000 единиц механизированных оросительных машин).

      2. Уполномоченным финансовым институтам (по согласованию), указанным в пункте 1 настоящего постановления, в установленном законодательством порядке обеспечить заключение Соглашения о поставке в общем количестве 4000 единиц механизированных оросительных машин с компанией "Valley Kusto Kazakhstan Ltd." в соответствии с условиями Соглашения об инвестициях.

      3. Утвердить прилагаемый План действий по обеспечению бюджетного финансирования акиматов областей и уполномоченных финансовых институтов в целях реализации Соглашения об инвестициях (далее – План действий).

      4. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерству финансов Республики Казахстан, акиматам Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областей обеспечить своевременное исполнение Плана действий.

      5. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан, акиматам областей, указанным в пункте 4 настоящего постановления, ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Плана действий в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      6. Министерству национальной экономики Республики Казахстан ежеквартально к 30 числу месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сводную информацию об исполнении Плана действий в Правительство Республики Казахстан.

      7. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания, за исключением пункта 3 настоящего постановления, который вводится в действие после подписания Соглашения о поставке.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 октября 2021 года № 768

План действий
по обеспечению бюджетного финансирования акиматов областей и уполномоченных финансовых институтов в целях реализации Соглашения об инвестициях по созданию сети демонстрационных ферм и строительству завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур в Казахстане с компанией "VALLEY KUSTO GB BV"

Глава 1. Общие положения

      Основные понятия, используемые в настоящем Плане действий:

      1) Соглашение об инвестициях – Соглашение об инвестициях по созданию сети демонстрационных ферм и строительству завода по производству современных систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур в Казахстане, заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и компанией "VALLEY KUSTO GB BV" 12 января 2021 года;

      2) уполномоченные финансовые институты – товарищество с ограниченной ответственностью "Water Management Leasing", товарищество с ограниченной ответственностью "QZQ Finance", товарищество с ограниченной ответственностью "Jetisy Invest" или любой их правопреемник либо любое иное лицо, определенное Правительством Республики Казахстан как финансовый институт, ответственный за подписание и реализацию Соглашения о поставках на условиях, определенных в Соглашении об инвестициях;

      3) компания – под компанией понимается не только "VALLEY KUSTO GB BV", но также ее дочерняя компания/компании, которая/которые будет создана/будут созданы на территории Республики Казахстан с целью реализации инвестиционного проекта в соответствии с Соглашением об инвестициях;

      4) механизированные оросительные машины/оборудование – механизированное ирригационное оборудование, представляющее собой часть линейки торговой марки "Valley", предназначенное для полива сельскохозяйственных культур и представленное комплексом оборудования, включая насосы, системы подачи воды, моторы, приводящие в движение систему, поливальные шланги со спринклерами и систему управления;

      5) единица оборудования – механизированная оросительная машина, которая должна состоять как минимум из восьми пролетов и выбираться на усмотрение субъекта агропромышленного комплекса/фермера;

      6) подготовительные работы – работы, которые необходимо выполнить для подготовки инфраструктуры для последующего запуска и эксплуатации механизированных оросительных машин, включая, но не ограничиваясь, следующими работами: организация подъездных путей, обеспечение электроэнергией, прокладка каналов или труб для подвода воды, закупка (при необходимости) и монтаж насосного оборудования, прочие необходимые работы, а также закупка и монтаж прочего оборудования, необходимого для функционирования механизированных оросительных машин на земельном участке субъектов агропромышленного комплекса /фермеров;

      7) Соглашение о поставке – Соглашение о поставке 4000 единиц механизированных оросительных машин, которое должно быть заключено между уполномоченными финансовыми институтами и компанией "Valley Kusto Kazakhstan Ltd." в соответствии с условиями Соглашения об инвестициях;

      8) План действий – План действий по обеспечению бюджетного финансирования акиматов областей и уполномоченных финансовых институтов в целях реализации Соглашения об инвестициях;

      9) субъекты агропромышленного комплекса (далее – субъекты АПК/фермеры) – физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе;

      10) авансовый платеж – сумма предоплаты, подлежащая уплате уполномоченными финансовыми институтами в пользу компании, за не заказанную единицу оборудования в каждый конкретный год в соответствии с графиком поставки и условиями Соглашения об инвестициях и Соглашения о поставке;

      11) Правила инвестиционного субсидирования – Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях, утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17320);

      12) авансирование инвестиционных субсидий – авансовое предоставление государством инвестиционных субсидий в размере не менее 50 % от стоимости оборудования на проведение подготовительных работ субъектами АПК/фермерами для использования в качестве первоначального взноса (софинансирования) при предоставлении кредита на проведение подготовительных работ и/или приобретение оборудования в лизинг;

      13) сельскохозяйственный товаропроизводитель (далее - СХТП) – физическое или юридическое лицо, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции;

      14) МСХ РК – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;

      15) МИО/акимат/акиматы – акиматы Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской областей совокупно или каждый акимат в отдельности;

      16) поверенный агент – социально-предпринимательская корпорация или иное юридическое лицо, уполномоченное акиматом на исполнение функций поверенного агента;

      17) револьверный кредит – возобновляемый кредит, который предоставляется в пределах установленного лимита задолженности и сроков погашения в любое время, автоматически без дополнительных переговоров между сторонами кредитного соглашения.

Глава 2. Анализ текущей ситуации

      В настоящее время Казахстан располагает резервом возобновляемых источников воды около 100 км3. При этом Казахстан является страной с высоким уровнем водного стресса и в засушливые годы испытывает дефицит воды в засушливых регионах. Согласно прогнозам Всемирного Банка, в связи с изменением климата уже к 2030 году объем доступной воды сократится до 72 км3, что окажет значительное влияние на экономику страны.

      Основными потребителями водных ресурсов являются сельское хозяйство – 66 % и промышленность – 34 %.

      По данным Главного управления водохозяйственных систем и сооружений Министерства мелиорации и водного хозяйства Казахской ССР площадь орошаемых земель в 1989 году составляла 2,3 млн га, из которых 664 тысячи га орошалось дождевальными установками, поверхностный полив применялся на территории 1,7 млн га. На сегодняшний день площадь орошения в Казахстане составляет 1,57 млн га, при этом площадь под водосберегающими технологиями орошения составляет 248,5 тысячи га, из которых 176,2 тысячи га – дождевание, 72,2 тысячи га – капельное орошение. Неравномерная обеспеченность регионов водой, существующие проблемы с ирригационной инфраструктурой, высокие потери воды (около 36 %), устаревшие методы орошения являются причинами низкой эффективности использования воды в сельском хозяйстве и нерационального использования водных ресурсов.

      Рисунок 1. Распределение водных ресурсов по регионам Казахстана.

     


      Рисунок 2. Динамика внедрения водосберегающих технологий орошения в Казахстане

     


Источник: МСХ РК

      Таблица 1. Площадь орошения водосберегающими технологиями по состоянию на 2021 год, га

Область

Дождевание

Капельное орошение

ВСТ

Акмолинская

29600


29600

Актюбинская

20900

600

21500

Алматинская

8300

12000

20300

Атырауская

940

3170

4110

Восточно-Казахстанская

9700

700

10400

Жамбылская

12000

28000

40000

Западно-Казахстанская

2900

936

3836

Карагандинская

23700


23700

Костанайская

5780

322

6102

Кызылординская

90

3

93

Мангистауская

71

863

934

Павлодарская

57085

691

57776

Северо-Казахстанская

2220

230

2450

Туркестанская

3000

24715

27715

Итого

176286

72230

248516

      Источник: МСХ РК

      Согласно планам по развитию орошаемого земледелия до 2030 года планируется увеличить площадь орошаемого земледелия до 3 млн га, что связано с растущей потребностью в кормовых ресурсах для развития животноводства, а также повышения эффективности деятельности в растениеводстве в целом.

      Основными регионами, выращивающими сельскохозяйственные культуры на орошении, являются Туркестанская (34 %), Жамбылская (22 %), Алматинская (19 %) и Кызылординская (16 %) области. На остальные области Казахстана приходится только 9 % орошаемых площадей (таблица 2). В структуре орошаемых площадей большую часть занимают кормовые культуры (35 %), хлопок (12 %), кукуруза (10 %), рис (9 %), масличные (8 %), овощи (7 %) и бахчевые (7 %).

      Таблица 2. Убранная площадь культур на орошении в разрезе регионов в 2020 году, тысячи га

Культура
 

Туркестанская область

Жамбылская область

Алматинская область

Кызылординская область

Другие области

Всего

Корма

123,7

173,7

27,6

58,3

43,8

427,1

Вата

125,9





125,9

Кукуруза

41,9

17,4

53,4

0,4

4,0

117,1

Рис

3,8


8,9

89,4


102,1

Масло

3,1

9,4

52,2

5,6

3,1

73,4

Дыня

60,6

14,3

1,3

1,5

1,5

79,2

Овощи

30,1

32,6

5,7

0,2

11,0

79,6

Другие

54,6

20,6

70,8

10,2

54,4

210,6

Итого

443,7

268,0

219,9

165,7

117,7

1214,95

      Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам.

      Внедрение водосберегающих технологий орошения, таких как дождевание, капельное орошение и другие водосберегающие технологии позволяет значительно сократить объем потребляемой воды, при этом увеличив выход сельскохозяйственной продукции с единицы гектара площади.

      Настоящий План действий определяет комплекс мер, направленных на реализацию внедрения водосберегающих технологий в Казахстане, что позволит достичь следующих целей:

      1) повысить эффективность использования воды в сельском хозяйстве;

      2) повысить урожайность в растениеводстве и увеличить добавленную стоимость полученной продукции с единицы площади орошаемого земледелия;

      3) повысить доступность воды в вододефицитных регионах страны;

      4) снизить зависимость от погодных условий и устранить риски потери урожая от засухи.

Глава 3. Механизм финансирования в соответствии с условиями Соглашения об инвестициях и Соглашения о поставке

      В соответствии с условиями Соглашения об инвестициях Правительство Республики Казахстан приняло на себя обязательства обеспечить 100 % финансирование закупа 4000 единиц оборудования в течение 10 лет и финансирование необходимых подготовительных работ на условиях Соглашения о поставке, заключаемого между уполномоченными финансовыми институтами и компанией "Valley Kusto Kazakhstan Ltd".

      В целях исполнения обязательств по финансированию закупа 4000 единиц оборудования у компании и финансированию подготовительных работ Правительством Республики Казахстан определен следующий механизм бюджетного финансирования.

Параграф 1. Целевое финансирование МИО/акиматов областей

      1.1. Ежегодно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, выделяются денежные средства в соответствии с заявками акиматов на цели инвестиционного субсидирования и бюджетного кредитования в объемах, достаточных для покупки оборудования и проведения подготовительных работ, согласно следующему графику:

      - в 2022 году – 200 (двести) единиц;

      - в 2023 году – 325 (триста двадцать пять) единиц;

      - в 2024 году – 375 (триста семьдесят пять) единиц;

      - в 2025 году – 400 (четыреста) единиц;

      - в 2026 году – 400 (четыреста) единиц;

      - в 2027 году – 400 (четыреста) единиц;

      - в 2028 году – 400 (четыреста) единиц;

      - в 2029 году – 500 (пятьсот) единиц;

      - в 2030 году – 500 (пятьсот) единиц;

      - в 2031 году – 500 (пятьсот) единиц.

      1.2. Финансирование из республиканского бюджета акиматов областей осуществляется на цели:

      1) инвестиционного субсидирования: в объеме, достаточном для предоставления инвестиционного субсидирования на приобретение оборудования и проведения подготовительных работ в соответствии с графиком, указанным в пункте 1.1 настоящего Плана действия, и Правилами инвестиционного субсидирования с учетом изменений, которые разработает и внесет МСХ РК;

      2) бюджетного кредитования: в объеме, достаточном для приобретения оборудования и проведения подготовительных работ в соответствии с графиком, указанным в пункте 1.1 настоящего Плана действия.

      МСХ РК контролирует и обеспечивает целевое использование выделенных бюджетных средств акиматам в соответствии с действующим законодательством и условиями, оговоренными в соответствующих кредитных договорах. Акиматам запрещается направлять выделяемые выше средства на цели, не предусмотренные настоящим Планом действий.

      1.3. Акиматы уполномочивают юридические лица на выполнение функций поверенных агентов.

      1.4. Уполномоченные юридические лица выполняют функции поверенных агентов в соответствии с договорами, заключенными с акиматами, и ежемесячно в срок не позднее 10 числа, следующего за отчетным периодом, представляют отчеты об использовании средств в акиматы.

Параграф 2. Целевое финансирование уполномоченных финансовых институтов

      Для бюджетного кредитования уполномоченных финансовых институтов финансирование осуществляется в следующем порядке:

      2.1. Уполномоченные финансовые институты формируют заявки от СХТП на приобретение оборудования и финансирование подготовительных работ, формируют консолидированную заявку по области на бюджетное финансирование на следующий финансовый год, включая сумму требуемого инвестиционного субсидирования и бюджетного кредитования, и в срок не позднее 1 июля текущего года передают поверенному агенту.

      2.2. Поверенный агент проверяет консолидированную заявку и совместно с акиматом соответствующей области проводит мероприятия по получению заявленной суммы бюджетного финансирования согласно действующему бюджетному законодательству Республики Казахстан.

      2.3. После получения в следующем финансовом году бюджетных средств акиматы подписывают соответствующие кредитные договоры с уполномоченными финансовыми институтами и предоставляют бюджетные кредиты уполномоченным финансовым институтам по их заявкам.

      2.4. Вид обеспечения – оборудование, находящееся на балансе уполномоченных финансовых институтов и переданное в лизинг СХТП, земельный участок, принадлежащий СХТП на праве частной собственности или долгосрочного землепользования, строительно-монтажные работы, гарантия, поручительства других юридических лиц.

      2.5. Уполномоченные финансовые институты отчитываются перед поверенным агентом по целевому использованию и освоению кредитных средств до 15 декабря отчетного года, включая информацию об использовании кредитов:

      а) на покупку оборудования;

      б) проведение финансирования подготовительных работ;

      в) на оплату авансовых платежей.

      Порядок, форма и периодичность представления отчетов уполномоченными финансовыми институтами, а также иные условия предоставления кредитов уполномоченным финансовым институтам, не предусмотренные настоящим Планом действий, устанавливаются соответствующим кредитным договором.

      В случае досрочного погашения уполномоченными финансовыми институтами займов по заключенным кредитным договорам между акиматом и уполномоченными финансовыми институтами, повторное использование данных средств осуществляется в соответствии с условиями револьверного кредитования.

Параграф 3. Условия предоставления финансирования СХТП на приобретение оборудования и подготовительные работы уполномоченными финансовыми институтами

Показатель

Условие, значение

Срок финансирования приобретения оборудования в лизинг и подготовительных работ

Не более 10 лет

Валюта

Тенге

Годовая ставка вознаграждения

Не более 7 %.

Погашение кредита и выплата вознаграждения

Ежегодными аннуитетными платежами до 1 декабря

Льготный период

1 год

Обеспечение

Оборудование, находящееся на балансе уполномоченных финансовых институтов и переданное в лизинг СХТП, земельный участок, принадлежащий СХТП на праве частной собственности или долгосрочного землепользования, строительно-монтажные работы, гарантия, поручительства других юридических лиц

Параграф 4. Ожидаемые результаты

      Ожидается, что реализация Плана действий окажет положительный эффект на развитие агропромышленного комплекса и смежных отраслей экономики, обеспечит реализацию программы развития орошаемого земледелия, увеличит эффективность использования водных ресурсов и сократит потери воды, обеспечит продовольственную безопасность населения за счет снижения рисков от засухи и изменения климата, будет способствовать созданию новых рабочих мест и улучшению инвестиционного климата.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.