Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 18.10.2024 № 868.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года (далее – Концепция).
2. Центральным государственным органам, местным исполнительным органам и заинтересованным организациям (по согласованию) обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действия Концепции, и по итогам года, не позднее 15 апреля, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан по итогам года, не позднее 1 июня, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Концепции.
4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2022 года № 482 |
Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года
2.1. Прямые иностранные инвестиции
2.3. Инвестиции в основной капитал
2.4. Анализ действующей системы и государственной политики в области привлечения инвестиций
2.5. Основные проблемы и тенденции
4. Видение инвестиционного развития
5. Основные принципы и подходы развития
Направление 1. Дальнейшее развитие инвестиционной экосистемы
Направление 2. Содействие росту инвестиционной активности частного сектора
Направление 3. Раскрытие инвестиционного потенциала экономики
6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
7. План действий по реализации Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года
1. Паспорт
Наименование | Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года | |
Основание для разработки |
1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства". | |
Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию, а также государственные органы, ответственные за реализацию Концепции | Министерства национальной экономики, иностранных дел, индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, энергетики, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, культуры и спорта, просвещения, науки и высшего образования, экологии, геологии и природных ресурсов, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, торговли и интеграции, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента. | |
Сроки реализации | 2022 – 2026 годы |
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Прямые иностранные инвестиции
По данным Национального Банка за 2010-2020 годы валовый приток ПИИ в Казахстан составил порядка 249 млрд долл. США, из них 30,4 % или 75,6 млрд долл. США приходится на нефтегазовый сектор, 23 % или 42,1 млрд долл. США - на добычу металлических руд и развитие металлургии. В обрабатывающую промышленность привлечено 39,4 млрд долл. США или 15,8 % от всех ПИИ).
В процессе привлечения инвестиций в экономику страны активно участвуют АО "ФНБ "Самрук-Қазына", АО "НУХ "Байтерек", Фонд прямых инвестиций, МФЦА и другие. В результате с 2015 года в перерабатывающих секторах экономики реализовано 12 проектов транснациональных компаний на 967 млн долл. США с созданием порядка 3,5 тыс. рабочих мест, а совместно с "якорными инвесторами" в таких секторах экономики как логистика, газохимия и металлургия реализовано 5 проектов на 412 млн долл. США с созданием 690 рабочих мест.
Механизм государственно-частного партнерства способствует привлечению инвестиций в социальную инфраструктуру (к примеру, строительство автодорог, оптово-распределительных центров, широкополосного доступа к сети интернет в селах и другие).
В то время, когда во всем мире действовали карантинные ограничения, было приостановлено производство, закрывались границы, в Казахстане были приняты своевременные меры по недопущению "заморозки" проектов и привлечению новых инвесторов. Так, по данным Министерства иностранных дел, в 2020 году реализован 41 инвестиционный проект с иностранным участием на общую сумму 1,6 млрд долл. США, созданием более чем 7 тысяч рабочих мест.
Несмотря на глобальный кризис, Казахстан остается привлекательным для прямых иностранных инвестиций и является безусловным лидером по притоку иностранных инвестиций в Центрально-Азиатском регионе. Однако, чтобы сохранить и укрепить данное положение в текущих геоэкономических и геополитических условиях Казахстану необходимо активно действовать на опережение в борьбе за иностранные инвестиции и создавать для инвесторов наиболее оптимальные условия. Вместе с тем сегодня отмечается сравнительно низкая доля реинвестированных доходов в общем притоке ПИИ в Казахстан (15% за 2005-2020 годы). В мире данный показатель составляет 30-35 %.
2.2. Глобальные и региональные тенденции мировых потоков прямых иностранных инвестиций, а также обзор мировых трендов в области инвестиционной политики
Пандемия коронавируса ухудшила перспективы мировой торговли и инвестиций. По причине сохраняющихся ограничений, связанных с распространением пандемии, и, как следствие, произошедшего снижения глобального спроса на фоне роста протекционистских настроений происходит сокращение общего объема мировых потоков ПИИ. За 2015-2019 годы мировые потоки прямых иностранных инвестиций сократились на 27,1% (с 2 трлн до 859,0 млрд долл. США). В 2020 году снижение ПИИ продолжилось - 42,3 % к 2019 году (с 1,5 трлн долл. США до 859 млн долл. США).
Среди ключевых мировых трендов в области инвестиционной политики можно выделить следующие.
Принятие решения об инвестировании на основе применения ESG-критериев, несоблюдение которых может привести к закрытию рынков капитала для целых стран и отдельных компаний. Правительства стран активно разрабатывают национальные стратегии ESG и оценивают риски и возможности, возникающие в связи с растущим глобальным влиянием повестки ESG.
Ужесточение углеродного регулирования. В обозримом будущем политика усиления углеродного регулирования может создать серьезные проблемы для стран, которые имеют высокий уровень выбросов парниковых газов. Влияние будет ощущаться во всех звеньях производственно-сбытовой цепи.
Рост мер по установлению новых ограничений и усилению регулирования, а также снижение мер по либерализации. За 2015-2019 годы в мире было введено 588 мер инвестиционной политики (в среднем 50 стран ежегодно). При этом в долевом соотношении меры по либерализации снизились на 13 %, в то время как меры по ужесточению выросли на 5 %. Особенно данная тенденция усилилась в 2020 году. Так, из принятых 96 инвестиционных мер 45 % относились к усилению регулирования. Ряд развивающихся стран открыл доступ к экономическим секторам, прежде не доступным для иностранного инвестирования, в том числе через инструменты приватизации и государственно-частного партнерства.
Усиление работы по установлению стабильности инвестиционного законодательства. Из 108 стран мира 27 включают положения о защите инвесторов от возможных изменений в законах и нормативных актах, большая часть которых находится в странах с переходной экономикой.
Продолжение реформы международных инвестиционных соглашений (далее – МИС) старого поколения. Происходит постепенное обновление МИС. С 2018 года ежегодное число прекращенных МИС превышает число новых. Почти все новые МИС содержат такие положения, как ориентация на устойчивое развитие, сохранение возможностей регулирования (сохранение регулятивного пространства государства), а также изменения или изъятия, касающиеся механизма урегулирования инвестиционных споров. Несмотря на замедление заключений МИС в 2020 году процесс продолжается.
Осуществление инвестиций в реализацию целей устойчивого развития (далее – ЦУР). Более 150 стран приняли национальные стратегии устойчивого развития или пересмотрели имеющиеся планы развития с учетом ЦУР. Около половины государств – членов ООН имеют конкретные инструменты содействия инвестированию в ЦУР.
2.3. Инвестиции в основной капитал
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан инвестиции в основной капитал (далее – ИОК) с 2010 года выросли с 4,7 до 12,3 трлн тенге. Однако доля ИОК в ВВП страны практически не меняется и составляет порядка 16-18 %.
Несмотря на устойчивый рост инвестиций в основной капитал большинство отраслей экономики, кроме добывающих, испытывают дефицит средств для финансирования инвестиционных проектов. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа основных средств и недостаточная диверсификация привлекаемых инвестиций. Устаревание по отдельным отраслям достигает 50-70 %. Основной инвестиционноемкой отраслью остается горнодобывающая промышленность, на долю которой с 2010 года в среднем приходится 34 % от общего объема инвестиций.
2.4. Анализ действующей системы и государственной политики в области привлечения инвестиций
Сегодня в Казахстане принимаются меры по развитию инвестиционной деятельности на территории республики, сформирована правовая база (Предпринимательский кодекс, Закон Республики Казахстан "О специальных экономических и индустриальных зонах", Кодекс "О недрах и недропользовании", налоговое, таможенное и земельное законодательство).
Создана и функционирует многоуровневая инфраструктура поддержки инвесторов путем налаживания с ними открытого и конструктивного диалога, особое внимание уделяется созданию открытых, стабильных и предсказуемых условий для привлечения инвестиционного капитала.
В Казахстане действуют 13 специальных экономических зон и 36 индустриальных зон, которые освобождают инвесторов от различных видов налогов и таможенных пошлин. СЭЗы предоставляют участок земли, доступ к установленной инфраструктуре.
Функционирует Международный финансовый центр "Астана", одной из задач которого является содействие в привлечении инвестиций в экономику страны на принципах права Англии и Уэльса и стандартах международных финансовых центров.
Для решения точечных и системных проблемных вопросов инвесторов функционируют Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, Совет по улучшению инвестиционного климата, Совет по вопросам привлечения инвесторов под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан. Функции Инвестиционного омбудсмена возложены на Премьер-Министра Республики Казахстан.
Национальная компания в области привлечения инвестиций в рамках выстроенной трехуровневой системы с зарубежными и региональными представителями исполняет функцию "единого переговорщика" от имени Правительства с целевыми транснациональными компаниями и крупными инвесторами, а также обеспечивает полный спектр услуг по сопровождению инвестиционных проектов от идеи до реализации по принципу "одного окна".
Вместе с тем предыдущий опыт реализации стратегических программных документов в сфере инвестиций и происходящие изменения в глобальной конкурентной среде диктуют необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы и государственной политики в области привлечения и удержания инвестиций.
SWOT-анализ выявил следующие аспекты, влияющие на эффективность привлечения инвестиций.
Неучет вышеприведенных слабых сторон может привести к реализации в дальнейшем выявленных потенциальных угроз для привлечения инвестиций. В тоже время эффективное использование указанных сильных сторон может привести к реализации имеющихся возможностей.
В целом Правительство Казахстана последовательно реализует реформы по устранению административных и законодательных барьеров, препятствующих развитию инвестиционных процессов и тем самым ухудшающих инвестиционный климат в стране. Это подтверждают и опросы инвесторов, которые указывают, что в данной сфере за последние годы отмечается прогресс. Однако ряд проблем сохраняется до сих пор.
2.5. Основные проблемы и тенденции
К основным проблемам, сдерживающим привлечение инвестиций в экономику страны, можно отнести:
1. Государственное регулирование и управление:
вмешательство государства в экономику (ценообразование, монополизация, высокая доля присутствия квазигосударственного сектора, требования о казахстанском содержании;
низкое доверие инвесторов к судебной системе и правоохранительным органам, в том числе слабая защита ими частного капитала (высокий риск конфискации);
недостаточно развитая конкуренция, включая административные барьеры для бизнеса, ограничивающие доступ на конкурентные рынки для широкого круга предпринимателей;
недостаточная эффективность государственных инвестиций (нарушения в объеме 224,2 млрд тенге по итогам 5 государственных программ (2020 г.), из них финансовые нарушения – 9,9 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств – 214,3 млрд тенге);
недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие между различными госорганами и институтами развития;
чрезмерная бюрократия (затягивание сроков выделения средств, получения документов в различных инстанциях на местном уровне);
отсутствие политики по защите и продвижению внешних инвестиций, в том числе направленных на достижение целей ESG повестки;
недостаточно развитая система информационной и коммуникационной поддержки инвесторов.
2. Проблемы факторов производства:
недостаточно развитая инженерная инфраструктура и отсутствие готовых промышленных помещений;
недостаток доступных земельных ресурсов (зачастую лучшие земельные участки уже выкуплены);
нехватка доступных финансовых ресурсов для развития инвестиционного потенциала и их слабое разнообразие;
устаревание основных фондов (увеличение изношенности основных фондов – с 34,2 % до 42,8 % (2016-2020 гг.);
нехватка квалифицированной рабочей силы;
низкая критическая масса индустриальных предпринимателей в обрабатывающей промышленности;
отсутствие цифровой платформы, способствующей объединению промышленности и связанных с ней структур (обучение, логистика, сбыт, стандарты и т.д.).
3. Правовое регулирование:
несовершенство инвестиционного законодательства (неоднозначные трактовки норм, частое внесение изменений и дополнений);
низкое вовлечение инвесторов в процесс разработки и обсуждения законопроектов и иных документов регулирования.
4. Структурные проблемы:
недиверсифицированная структура инвестиций в основной капитал и ПИИ в разрезе отраслей и регионов;
небольшая емкость внутреннего потребительского рынка (согласно данным Всемирного банка1, данный фактор входит в топ 6 из 15 факторов, на которые инвесторы обращают внимание. Исследованиями подтверждается наличие корреляции между количеством реализуемых проектов ПИИ и численностью населения2. Казахстан с его огромной территорией обладает численностью лишь 19,1 млн человек.
барьеры тарифного и нетарифного регулирования стран-партнеров;
валютные риски для инвесторов;
отсутствие страновых стандартов ESG, включая систему углеродного регулирования.
_____________________________________________________________
1https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33808 /9781464815362.pdf
2https://www.investmentmonitor.ai/analysis/fdi-drivers-and-domestic-markets- does-size-matter
3. Обзор международного опыта
Анализ мирового опыта привлечения ПИИ показывает, что набор стимулов в разных странах различается.
К примеру, во Франции, которая уже более 15 лет сохраняет первенство в Европе по размещению на своей территории иностранных промышленных проектов. Иностранные инвесторы отдают предпочтение Франции для реализации своих проектов. Франция обладает целым рядом преимуществ, обеспечивающих ее престиж: дружественная, восприимчивая к иностранцам бизнес-среда, доступ к европейскому рынку, высококачественная инфраструктура транспорта и связи, квалифицированная и производительная рабочая сила, стабильная экономика без резких скачков инфляции и колебаний, налоговые и другие стимулы для инвесторов, качественные банковские и сопутствующие услуги.
В Республике Корея последовательно осуществляются меры по улучшению предпринимательского климата. Среди них – строительство дорог и инфраструктуры, создание зон свободной торговли, свободных экономических зон, зон иностранного инвестирования, зон беспошлинной торговли, индустриальных комплексов. Кроме того, в Корее создана мощная правовая база, направленная на поддержку и стимулирование иностранных инвестиций. Однако при этом также существует достаточно жесткий механизм отбора иностранных инвестиций для предотвращения утечки ключевых национальных технологий.
Активное участие в международном движении капитала принимает Австрия. Ее стратегической задачей продолжает оставаться повышение привлекательности Австрии и ее столицы Вены как одного из международных центров экономической, финансовой и предпринимательской активности для вложений австрийских и иностранных капиталов. Австрия становится наиболее удобной для бизнеса страной в континентальной Европе. Она располагает не только необходимой производственной инфраструктурой и квалифицированными кадрами, но также наиболее низкой арендной платой и наивысшим уровнем качества жизни. Основной принцип государственной политики Австрии в области инвестиций – предоставление предприятиям свободы выбора направлений инвестирования и источников их финансирования. Иностранным инвестициям на условиях взаимности в Австрии предоставляется национальный режим с расширенными требованиями к предварительному одобрению ПИИ (Закон Республики Казахстан "О контроле за инвестициями"). Государственное стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется не только путем прямого бюджетного финансирования, но и через систему специальных фондов, а также в рамках федеральных и региональных программ.
В США принят и реализуется Закон "Оптимизация инвестиций в целях развития", который должен дополнить цели содействия развитию и способствовать реализации внешнеполитических интересов США. Данный Закон позволяет применять более надежные и гибкие инвестиционные инструменты, предоставлять техническую помощь и усиливать надзор за проектами развития. В соответствии с Законом функционирует Международная финансовая корпорация развития (International Development Finance Corporation), деятельность которой направлена на увеличение объема денежных средств, доступных для вложений бизнеса США в страны с низким и средним уровнем дохода.
Штатам и местным органам власти предоставлена исключительная самостоятельность в экономическом развитии "своей" территории, поддержании местного бизнеса, а также экспорта, привлечении иностранного капитала и соответственно контроле за иностранным инвестором, предоставлении фискальных мер стимулирования.
Также примечателен опыт по привлечению инвестиций в соседних Китае и Узбекистане, где наблюдается активизация работы в данном направлении и реализуются следующие меры.
Китай:
открытие страны для иностранных инвестиций за счет сокращения "черного списка" в некоторых областях и ослабления регулятивного бремени на вход предприятий с иностранным финансированием ("14-й пятилетний (2021- 2025 гг.) план использования иностранного капитала");
меры по ограничению и продвижению инвестиций: устанавливаются сектора с ограничениями для иностранных инвесторов, оптимизируется процесс регистрации предприятий с иностранным капиталом (новый Закон "Об иностранных инвестициях и подзаконные акты о его применении");
новый механизм рассмотрения жалоб организаций с иностранными инвестициями (расширен список жалоб);
освобождение от пошлины для иностранных инвестиций в стимулируемые отрасли;
отмена специальных административных мер для доступа иностранных инвестиций в порт свободной торговли Хайнань.
Узбекистан:
новый Закон "Об инвестициях и инвестиционной деятельности" и новые льготы для инвесторов:
специальные положения инвестиционных соглашений, касающиеся борьбы с коррупцией и антимонопольного законодательства;
дополнительные льготы при инвестировании в приоритетные отрасли, предоставляемые в индивидуальном порядке;
инвестиционные субсидии, связанные с финансированием строительства внешних инженерных сетей и сетей связи;
создание единого окна Министерства инвестиций и внешней торговли;
новый Закон "О специальных экономических зонах";
сокращение числа разрешительных документов и лицензий;
создание Госкомиссии по развитию экспорта и инвестиций;
упрощение валютных операций;
создание новой свободной экономической зоны для сельскохозяйственного производства и экспорта;
регулирование международных коммерческих споров (новый Закон "О международном коммерческом арбитраже");
снижение налогов на недропользование и освобождение от таможенных пошлин на оборудование, материально-технические ресурсы и специальное оборудование, не производимые в стране.
В свою очередь у Франции Казахстан мог бы позаимствовать открытость рынка для иностранных инвесторов, у Кореи – разборчивость в привлечении потенциальных инвесторов и при отборе иностранных инвестиций, у США – обеспечение высокого уровня притока инвестиций в экономику страны посредством гибкой и в то же время четко согласованной региональной и государственной политики, у Австрии – стимулирование инвестиций, в том числе через систему специальных фондов, у Китая и Узбекистана – эффективную льготную политику по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики.
Кроме того, в последнее время в мировую инвестиционную практику все более прочно входит интеграция вопросов ESG. В мировой практике на государственном уровне используются 3 основных способа продвижения ESG-повестки:
1. Принятие ESG-принципов в рамках государственных операций и услуг (в основном по пенсионным фондам).
2. Внедрение политик и правил ESG.
3. Включение факторов ESG в решения по государственным активам и обязательствам.
Европейский центральный банк, а также Федеральная резервная система США ввели климатическое стресс-тестирование для крупных финансовых институтов – оценка подверженности климатическим изменениям. Китай в настоящее время также внедряет риск изменения климата в стресс-тестирование финансовых учреждений и финансовой системы. Австралия находится в процессе завершения работы над руководством по инвестициям в отношении климатических рисков.
ОЭСР и Всемирный банк рекомендуют правительствам стран (а именно надзорным органам) способствовать повышению актуальности и прозрачности отчетности для раскрытия ESG. Кроме того, международные организации обращают внимание на необходимость введения руководящих принципов, позволяющих банкам расширять интеграцию ESG и проводить комплексную проверку при кредитовании.
4. Видение инвестиционного развития
Государственная инвестиционная политика будет направлена на содействие устойчивому развитию экономики страны путем привлечения качественных иностранных и внутренних инвестиций, и как следствие рост экономической активности и доходов населения, в том числе путем создания новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов.
Политика привлечения инвестиций будет пересмотрена с учетом требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода.
Будет рассмотрена возможность задействования потенциала МФЦА в вопросе привлечения инвестиций, в частности, посредством повышения привлекательности отечественных инвестиционных проектов за счет внедрения и применения к ним принципов ESG.
Акцент будет сделан на привлечение частных инвестиций путем обеспечения благоприятного "режима" инвестиционной деятельности как для иностранных, так и внутренних инвесторов.
Реализация мер государственной поддержки предпринимательства и инвестиций, направленных на появление новых участников рынка или усиление конкуренции между субъектами предпринимательства, будет осуществляться в рамках основных направлений государственной политики по развитию конкуренции.
Главной целью инвестиционной политики является создание благоприятных условий для осуществления деятельности иностранных и внутренних инвесторов и реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение модернизации, структурных преобразований и устойчивых темпов роста национальной экономики, способствующих обеспечению высокого качества жизни населения страны. Работа в данном направлении будет проводиться с учетом имеющегося сырьевого потенциала, компетенций и экономической эффективности.
Государство будет поэтапно минимизировать вовлечение бюджетных средств в реализацию проектов и сконцентрируется на обеспечении 100% эффективного освоения и реализации государственных инвестиционных проектов и содействии реализации частных инициатив в рамках национальных проектов и проектов ГЧП.
При этом в целях сохранения налогово-бюджетной стабильности государственные инвестиции только в исключительных случаях будут направляться на высокотехнологичные и капиталоемкие проекты, где есть недостаток частного капитала, и они предполагают качественные инвестиции. Такие инвестиции будут носить недискриминационный, горизонтальный характер.
Работа по укреплению благоприятной инвестиционной среды будет направлена на дальнейшее повышение прозрачности инвестиционной политики, развитие и защиту справедливой конкуренции, улучшение мягкой и твердой инфраструктуры для инвесторов, а также укрепление малого и среднего бизнеса.
В целях привлечения дополнительных объемов инвестиций в экономику страны будут приняты меры по развитию альтернативных источников инвестиций, усилению роли банковского сектора в финансировании экономики, трансформации механизмов ГЧП, сокращению теневой экономики.
В рамках реализации инвестиционной политики приоритет будет отдан созданию новых экспортоориентированных и высокотехнологичных производств, встраиванию в региональные и глобальные цепочки создания стоимости и поставок, обеспечению продовольственной безопасности и развитию внутреннего рынка с учетом принятых международных обязательств.
Ключевыми ориентирами для привлечения инвестиций в несырьевой сектор и отхода от сырьевой модели развития станут рост производительности труда, наращивание объемов и повышение сложности экспорта, а также поэтапная локализация производств.
Продолжится работа по привлечению инвестиций в сырьевые сектора экономики в обмен на преференции, к примеру, для недропользователей это могут быть льготы для разведки и освоения новых месторождений.
В горнодобывающей промышленности акцент будет сделан на экологичное развитие новых переделов (нефтехимия, газопереработка, нефтесервисные услуги) и модернизацию действующих производств, обеспечение сырьевой базы для отечественных переработчиков, в геологоразведке – на привлечение частных инвестиций в поиск, разведку и добычу нефти, газа, природного битума, а также твердых полезных ископаемых. В энергетике – это повышение ресурсоэффективности и развитие низкоуглеродных источников энергии, в АПК – на развитие инфраструктуры и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Будут приняты меры по таргетированному привлечению стратегических инвесторов и формированию новых экосистем в отраслях экономики.
В секторе услуг Казахстан сосредоточит внимание на привлечении инвестиций в торговлю, транспорт и логистику, здравоохранение, образование, туристскую отрасль, информационно-коммуникационные технологии, космическую отрасль. Акцент в сфере услуг будет сделан на развитие необходимой инфраструктуры, совершенствование инвестиционного климата, поиск и реализацию новых инвестиционных проектов.
Продолжится работа по реализации проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий по стандартам ОЭСР на действующих производствах, и развитию "зеленых" технологий, развитию альтернативных источников энергии, в том числе "зеленого" водорода.
Стимулирование привлечения инвестиций в "зеленые" проекты будет проводиться с учетом достижения целей устойчивого развития (ЦУР 7 "Недорогая и чистая энергия", ЦУР 8 "Достойная работа и экономический рост", ЦУР 9 "Индустриализация, инновации и инфраструктура"), декарбонизации и на основе продвижения принципов ESG при реализации проектов.
Одними из приоритетных векторов для развития инвестиционного взаимодействия с иностранными инвесторами станут развитие трансграничного инвестиционного сотрудничества (Россия, Узбекистан, Китай) и транзитного потенциала Казахстана.
Настоящая Концепция ориентирована на формирование целостной государственной инвестиционной политики, синхронизированной с другими политиками, влияющими на развитие инвестиционного потенциала страны, в рамках реализации трех основных направлений:
1) дальнейшее развитие инвестиционной экосистемы;
2) содействие росту инвестиционной активности частного сектора;
3) раскрытие инвестиционного потенциала экономики.
В рамках первого направления будут решаться проблемные вопросы, связанные с государственным регулированием и управлением, а также несовершенством правового регулирования инвестиционной деятельности.
Реализация второго направления будет способствовать решению вопросов по активизации привлечения новых инвестиций из частного сектора, в том числе преодолению структурных проблем и повышению эффективности факторов производства.
Третье направление определяет необходимые системные меры по дальнейшему раскрытию инвестиционного потенциала экономики.
Ключевые задачи, основные принципы и подходы к реализации основных направлений Концепции предусмотрены в разделе 5 настоящей Концепции.
5. Основные принципы и подходы развития
Инвестиционная политика в Республике Казахстане сохранит преемственность и будет основываться на соблюдении следующих принципов:
верховенство закона – никто не может быть выше закона, государственные органы, чиновники и инвесторы равны перед законом;
справедливость и равенство – степень государственного стимулирования для всех инвесторов будет зависеть от ценности инвестиций;
ведущая роль частного сектора – активное привлечение частных источников финансирования за счет расширения механизмов и практики привлечения частного капитала, особенно малого и среднего бизнеса;
целенаправленность – концентрация на привлечение качественных инвестиций в развитие действующих и создание новых конкурентоспособных производств товаров и услуг;
сотрудничество и обратная связь – системное и точечное взаимовыгодное взаимодействие с инвесторами путем постоянного диалога;
обоснованность и эффективность – социально-экономическая целесообразность принимаемых решений;
системность и сбалансированность – формирование и реализация инвестиционной политики в соответствии с государственными интересами и учетом специфики регионального и отраслевого развития;
гласность (открытость) – открытый доступ к информации о формировании и реализации государственной инвестиционной политики на всех стадиях ее реализации;
ESG – привлечение инвестиций в сектора, придерживающиеся принципов социального ответственного инвестирования (ответственность перед окружающей средой, социальная ответственность, высокое качество управления);
"Зеленая экономика" – поэтапный переход на "зеленый рост" экономики и промышленности, основанный на привлечении инвестиций в проекты с использованием наиболее экологичных и устойчивых технологий;
мониторинг и оценка – постоянное отслеживание и управление ситуацией в процессе реализации инвестиционной политики, оценка ее эффективности на системной основе, возможность корректировки курса.
В соответствии с Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 года принципиальным изменением к 2025 году станет переход от доминирующей роли государственного сектора к созданию конкурентной среды и эффективному привлечению частных инвестиций в экономику, особенно в высокотехнологичные производства.
Заложенные в Концепции видение, принципы и подходы направлены на рост экономической активности и доходов населения за счет реализации эффективной инвестиционной политики, в том числе путем создания новых рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов.
Концепция носит межведомственный и межотраслевой характер, ее ключевая роль заключается в создании целостной системы ориентиров и подходов в области инвестиционной политики и координации государственных и частных организаций по ее реализации с учетом отраслевой и региональной специфики.
В этой связи усиление предпринимательской инициативы и потенциала отечественного МСП в области инвестиций, разгосударствление экономики и развитие конкуренции, снижение административной нагрузки на бизнес, повышение доступности финансирования и развитие торговли в целом будут обеспечены в рамках реализации Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы.
На решение структурных вопросов и проблем факторов производства, включая устаревание основных фондов, развитие производственной инфраструктуры, низкую критическую массу индустриальных предпринимателей и недостаточную цифровизацию в обрабатывающей промышленности, направлен Национальный проект "Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев" на 2021-2025 годы.
Вопросы нехватки квалифицированной рабочей силы будут решаться за счет реализации Национального проекта "Качественное образование "Образованная нация" на 2021-2025 годы.
При этом, в целях обеспечения направленности инвестиционной политики и сбалансированности подходов с учетов вклада каждой отрасли и сектора в развитие экономики главный акцент будет сделан на привлечение инвестиций в обрабатывающую промышленность.
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике", в целях обеспечения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности работа по привлечению инвестиций будет проводиться согласно перечню приоритетных товаров, который разрабатывается и утверждается уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности.
Также будут обеспечены подготовка инвестиционных предложений и проактивная точечная работа с потенциальными инвесторами по нишевым проектам, в т.ч. в сырьевом секторе и услугах, с поэтапной локализацией, развитием услуг мирового класса, трансфертом технологий и компетенций.
Таким образом, с учетом анализа текущей ситуации, глобальных трендов и заложенного в Концепции видения инвестиционного развития и основных принципов для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач по трем направлениям:
Направление 1. Дальнейшее развитие инвестиционной экосистемы
1. Укрепление благоприятной инвестиционной среды
В целях сохранения и увеличения валового притока ПИИ в экономику страны, а также обеспечения максимально привлекательных условий для инвестирования и ведения бизнеса на территории Республики Казахстан будет проведена ревизия соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, направленная на их адаптацию к глобальным и региональным тенденциям мировых потоков ПИИ, а также работа по ратификации имеющихся соглашений.
В рамках дальнейшего совершенствования институциональных механизмов по привлечению, сопровождению и поддержке инвесторов внимание будет уделено оперативному урегулированию инвестиционных споров с соблюдением международных стандартов верховенства закона, в том числе будут выработаны предложения по улучшению системы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в судебном порядке на основе анализа казахстанской и международной практики, а также организации периодического рассмотрения на уровне Правительства проблемных вопросов ключевых иностранных инвесторов в целях их разрешения с соблюдением государственных интересов Республики Казахстан, а также законных прав и деловых интересов инвесторов.
Во избежание возникновения споров между инвесторами и государством в области практики применения налогового и таможенного законодательства на информационных ресурсах органов налоговых служб будет продолжено обеспечение размещения разъяснительных руководств и/или информационных материалов по единому толкованию норм налогового и таможенного законодательства, формирующего единый подход при правоприменительной практике.
В целях расширения деловых контактов с зарубежным бизнес-сообществом и усиления мобильности иностранных инвесторов приняты комплексные меры по дальнейшему упрощению визового и миграционного режима, включая упрощение процедур получения деловых виз с продленным сроком действия.
На всех уровнях государственного управления будут поработаны меры по расширению служебных полномочий и личной ответственности должностных лиц, ответственных за привлечение и удержание инвестиций. При этом координация будет сохраняться за центральными государственными органами.
Будут выработаны концептуальные рекомендации для местных исполнительных органов в части обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионах, направленные на обеспечение равных и доступных условий для защиты прав инвесторов, повышения прозрачности системы их гарантий и поддержки, а также усовершенствованы диалоговые площадки и механизмы для эффективного взаимодействия с инвесторами в целях системного и оперативного реагирования на их жалобы.
В целях совершенствования взаимодействия с инвесторами будут приняты меры по повышению профессиональных компетенций в области привлечения и удержания инвестиций для всех сотрудников государственных органов и организаций, задействованных в процессе реализации инвестиционной политики и работе с инвесторами.
Данные меры будут способствовать увеличению притока инвестиций в регионы, дальнейшему развитию инвестиционной инфраструктуры и укреплению каналов коммуникаций между инвесторами и региональными органами власти.
В рамках улучшения торговой логистики и развития производственно-сбытовых связей между иностранными инвесторами и отечественными компаниями на национальном инвестиционном портале invest.gov.kz продолжится ведение общедоступного перечня отечественных поставщиков, осуществляющих производство и поставку высококачественной продукции (товаров, работ и услуг), в целях заключения соглашений о сервисной поддержке иностранных инвесторов по выстраиванию производственно-сбытовых связей с местными компаниями. В целях обеспечения эффективности и прозрачности процесса данный перечень будет формироваться с привлечением представителей отраслевых и бизнес-ассоциаций, общественных организаций и гражданского общества. Кроме того, в целях максимального охвата заказами отечественных производителей указанный перечень будет публиковаться в открытом доступе на официальных итернет-ресурсах государственных органов, организаций, а также национальном инвестиционном портале invest.gov.kz.
Для оценки результативности мер, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности, на ежегодной основе будет проводиться мониторинг инвестиционного климата в регионах. На основе анализа и оценки полученной информации по мере необходимости будут приниматься меры по совершенствованию проводимой в регионах работы в данном направлении.
Одними из основных барьеров привлечения инвестиций в экономику Казахстана являются медленные и крайне формализованные бюрократические процедуры на всех этапах процесса привлечения и административная зарегулированность.
В этой связи будет проведен подробный анализ нормативных правовых актов на предмет выявления дублирующих функций, излишних процессов, усиливающих бюрократизацию процесса привлечения инвестиций.
Также будут приняты меры по поэтапному переводу процесса получения разрешительных/уведомительных документов в онлайн-формат, в том числе субъектами естественных монополий.
Отдельно будут выработаны предложения по упрощению процедур выдачи разрешительных и иных документов для инвесторов (сокращение сроков, оптимизация процедур), особенно на местном уровне.
Будут приняты меры по отводу новых земельных участков для инвестиционных нужд, в том числе путем выявления и изъятия земельных участков, не используемых по назначению и не освоенных либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан.
Ключевым элементом инфраструктуры по стимулированию притока инвестиций в регионы останутся СЭЗ.
На базе специальных экономических и индустриальных зон будут проработаны меры по обеспечению инвесторов готовыми производственными площадками по типу ready-built factor в целях содействия снижению капитальных затрат инвесторов и ускорения принятия инвестиционных решений.
Также будут пересмотрена текущая система льгот и преференций для инвесторов в целях повышения их эффективности и разработан новый механизм государственной поддержки.
В целом при взаимодействии с инвесторами будут обеспечены выполнение принципов справедливости и равноправия, защита от экспроприации.
2. Содействие развитию благоприятного инвестиционного имиджа путем совершенствования информационно-коммуникационной поддержки инвестиционной деятельности
Основой совершенствования инвестиционного климата страны являются повышение уровня прозрачности реализации инвестиционной деятельности и создание для нее благоприятных условий. Успешность данной задачи во многом заключается в обеспечении осведомленности стейкхолдеров о проводимых реформах и продвижении имиджа Казахстана на мировой арене.
В целях дальнейшего совершенствования информационной поддержки будет продолжено продвижение инвестиционного имиджа Республики Казахстан путем медийного освещения и продвижения проводимых инвестиционных мероприятий по привлечению инвестиций и инвестиционных возможностей Республики Казахстан в крупных зарубежных и/или республиканских средствах массовой информации.
В целях осуществления информационной поддержки на центральном уровне продолжится работа по продвижению национального инвестиционного интернет-портала www.invest.gov.kz для инвесторов в целях их обеспечения аккумулированной информацией о конкурентных преимуществах регионов, объектах инвестиционной инфраструктуры, бизнес-инициативах, перспективных инвестиционных проектах.
Правительством на ежегодной основе не позднее 1 июня отчетного года будет формироваться и направляться Президенту Республики Казахстан Национальный доклад по инвестициям, включающий анализ мировых трендов и текущие результаты работы по привлечению инвестиций в стране, результаты инвестиционного рейтинга регионов, а также системные предложения по дальнейшему улучшению инвестиционного климата в Республике Казахстан.
Уполномоченный орган в области реализации государственной инвестиционной политики и национальная компания в области привлечения инвестиций продолжат придерживаться проактивного подхода в работе с инвесторами, в том числе посредством участия/организации и презентации инвестиционных возможностей Республики Казахстана на инвестиционных мероприятиях (форумы, круглые столы, выставки, конференции, семинары и другие) в Республике Казахстан и/или за рубежом.
Также продолжится работа по сопровождению делегаций/ визитов инвесторов в рамках изучения инвестиционных площадок, проведения переговоров с государственными органами, местными исполнительными органами, а также потенциальными бизнес-партнерами в Республике Казахстан.
В рамках работы трехуровневой системы привлечения инвестиций продолжится реализация страновых инвестиционных программ.
Будут подготавливаться обзоры по приоритетным отраслям и товарам/товарным группам в соответствии с международными стандартами для дальнейшего таргетирования инвесторов.
3. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа посредством внедрения/соблюдения ESG принципов
В настоящее время глобальный рынок капитала переориентирует инвестиционные потоки в сектора/производства/компании, которые ответственно подходят к вопросам экологии, общества и корпоративного управления и нацелены на явно положительные экологические и социальные результаты. Отказ от учета повестки вопросов ESG – очевидный путь к закрытию рынков капитала как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе в целом для страны и отдельных компаний.
В рамках данного направления будут проведены глубокий анализ и оценка лучших международных практик ESG, что позволит сформировать соответствующие рекомендации и предложения по их адаптации к условиям Казахстана.
Будет проработан вопрос внедрения принципов ESG в систему государственного планирования, так как несоблюдение принципов ESG может привести к недополучению финансирования.
Будут разработаны требования (с учетом международных стандартов) к публичным компаниям (листингуемым/представляющим публичный интерес/входящим в квазигосударственный сектор) по обязательности публикации отчетности об устойчивом развитии по вопросам управления персоналом (социальная сфера), охраны окружающей среды (экологическая сфера) и корпоративного управления. При этом с целью охвата всего бизнеса Казахстана будут разработаны методические рекомендации и руководства по раскрытию информации о степени подверженности рискам ESG, а также процедуре выявления, оценки влияния и управления этими рисками для всех компаний, что позволит всем компаниям определять слабые стороны и вырабатывать контрмеры.
Данные меры позволят стимулировать компании к повышению прозрачности результатов воздействия их деятельности на экологию и социум. Следует отметить, что раскрытие информации в области устойчивого развития помогает демонстрировать прозрачность и эффективность управленческих процессов, что создает благоприятные условия для привлечения долгосрочных ресурсов.
Для частных и институциональных инвесторов предусматривается разработка рекомендаций по внедрению единых критериев ответственного инвестирования (рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования). Единые критерии позволят определять потоки ESG инвестирования. Применяя данные принципы, инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями.
Также с целью стимулирования внедрения принципов ESG будут разработаны различные направления поддержки для компаний, у которых будет верифицирована интеграция ESG принципов в текущую деятельность и стратегию развития.
Будут приняты меры по развитию инструментов устойчивого финансирования, включая "зеленое" финансирование, отвечающих принципам ESG.
Направление 2. Содействие росту инвестиционной активности частного сектора
В целях дальнейшего вовлечения и расширения участия частного сектора в инвестиционной деятельности будут выработаны предложения по развитию венчурного финансирования, формироваться новые инвестиционные инициативы, в том числе с регионов.
На национальном инвестиционном портале invest.gov.kz и веб-сайтах государственных органов и организаций на постоянной основе будет публиковаться список/база реализуемых и планируемых инвестиционных проектов, а также проектов, нуждающихся в инвестициях.
Кроме того, для иностранных частных инвесторов будет проводиться ежегодный казахстанский инвестиционный круглый стол в целях презентации инвестиционных возможностей Республики Казахстан.
1. Привлечение инвестиций к проектам государственно-частного партнерства (далее – ГЧП);
В Республике Казахстан реализация проектов ГЧП будет осуществляться исключительно в конкурентной среде с соблюдением принципа прозрачности и открытости.
В данном направлении также будет пересмотрен подход к механизму прямых переговоров, в том числе по усилению оснований инициирования и поэтапному переходу к конкурсному отбору частного партнера при частной финансовой инициативе.
Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства предстоит выработать новые современные подходы к государственному частному партнерству.
При планировании проектов ГЧП как республиканских, так и местных с учетом уровня нагрузки на бюджет будут определены схемы реализации проектов: бюджетный инвестиционный проект, бюджетные инвестиции, бюджетный кредит или ГЧП с дальнейшим формированием сводного Pipeline проектов ГЧП. Наличие сводного перечня позволит оптимизировать процесс планирования выплат государственных обязательств, в том числе по проектам ГЧП. Тем самым будет обеспечена приоритизация проектов ГЧП, в основе которой будет заложен принцип соответствия стратегическим целям развития страны и потребностям общества.
Учитывая, что большее количество проектов ГЧП в Казахстане реализуется в сферах образования, здравоохранения, энергетики и ЖКХ, необходима активизация применения механизма ГЧП в других сферах.
При этом акцент будет сделан на поэтапной минимизации финансового участия государства в реализации проектов ГЧП и тем самым снижении нагрузки на бюджет. В целях увеличения внебюджетного финансирования и сокращения финансового участия государства при реализации проектов будет активизирована работа по привлечению частного капитала и увеличения доли реализации проектов ГЧП без возмещения затрат из бюджета. С этой целью будет на нормативном уровне закреплена категорийность проектов (требующие возмещения всех затрат частного партнера из государственного бюджета; требующие возмещения эксплуатационных затрат из государственного бюджета; не требующие каких-либо финансовых мер государственной поддержки и источников возмещения затрат из государственного бюджета).
Также будет определен обязательный допустимый уровень нагрузки по гособязательствам и софинансированию в рамках проектов ГЧП, в том числе установлены нормативные ограничения по применению мер государственной поддержки и источников возмещения затрат (КИЗ, КОЗ, ВЗУ, софинансирование, гарантии, субсидии).
Будет проработана возможность принятия гособязательств после их рассмотрения в Парламенте (по аналогии с ратификацией договоров о займе или процедурой одобрения проектов ГЧП на местном уровне, где МИО выносит вопрос гособязательств на рассмотрение и одобрение маслихата) по наиболее значимым и затратным проектам ГЧП (например, выше определенного порога обязательств, выраженного в МРП, или определенной доли от общих расходов).
Вместе с тем в проектах социальной сферы и жизнеобеспечения с недостаточным доходом от потребителя для покрытия всех нужд проекта могут предусматриваться софинансирование или другие формы обеспечения дохода для покрытия недостающих источников финансирования. Данные меры также позволят усилить развитие ГЧП в менее востребованных секторах экономики и акцентировать внимание на принципе ценности для населения, продолжив внедрение инициативы "People-first-PPPs".
Качественное планирование проектов ГЧП позволит получить эффективную их реализацию и соответственно финансовые поступления в важные для экономики отрасли.
При этом в целях исключения возможности перекосов баланса при распределении рисков между государственным и частным партнерами в пользу частной стороны, а также усиления бюджетной эффективности проектов будут:
разработана методика распределения и оценки рисков по проектам ГЧП, а также распределения финансовой нагрузки по проектам ГЧП между государством и частными инвесторами;
внедрены жесткие и оцениваемые критерии отбора проектов ГЧП исходя из стратегической, экономической и социальной значимости.
Существующие инструменты государственной поддержки проектов также требуют доработки (конкретизации), к примеру, такие как натурный грант, гарантия потребления, софинансирование, в связи с чем будет проведен анализ имеющегося опыта предоставления мер государственной поддержки, уточнены условия и формы их применения, установлены четкие нормативные ограничения и критерии применения мер государственной поддержки.
Кроме того, учитывая практику применения разнообразности реализации проектов ГЧП по видам контрактов (доверительное управление, сервисный контракт, аренда, лизинг, контракт жизненного цикла) будут выработаны отличительные особенности проектов ГЧП по всем видам контрактов, упором на бюджетную эффективность, что, в свою очередь, потребует рассмотрения возможности разграничения законов о ГЧП и концессиях.
Вместе с тем в целях повышения качества планирования, успешной реализации проектов ГЧП будет повышена компетенция государственных партнеров (администраторов бюджетных программ), а также усилены процессы мониторинга реализации проектов ГЧП со стороны государственных партнеров.
В целях проведения полноценной оценки реализации проектов ГЧП, анализа достижения результатов по проектам, и тем самым повышения эффективности их реализации в Республике Казахстан будет внедрена рейтинговая оценка качества управления проектами ГЧП.
2. Создание условий для привлечения дополнительного инвестиционного капитала в экономику
Для повышения роли частного сектора в казахстанской экономике с учетом внутренних и внешних факторов и рисков будет продолжена приватизация согласно утвержденному Комплексному плану приватизации на 2021 – 2025 годы.
Будет обеспечен принцип равного доступа к приватизации для иностранных и внутренних инвесторов, базирующийся на конкурентоспособном предложении.
При этом совместно с максимизацией стоимости основными драйверами должны стать уменьшение доли государства в экономике, увеличение конкуренции и демонстрация открытости государства к инвестициям.
Развитие альтернативных банковскому кредитованию источников инвестирования через инструменты рынка ценных бумаг будет осуществляться посредством:
привлечения средств стратегических и розничных инвесторов, включая банки, страховые организации, фонды с государственным участием, компании квазигосударственного сектора;
интеграции и продвижения казахстанского фондового рынка на международные рынки капитала и привлечения внешних портфельных инвестиций.
Создание благоприятной и доверительной среды для инвестиций, защиты прав и интересов инвесторов, внедрения высоких стандартов корпоративного управления, реализации инструментов государственной поддержки станет ключевой задачей, стоящей перед регулированием и развитием фондового рынка.
Стимулирование формирования и развития новых классов стратегических инвесторов на фондовом рынке будут способствовать устойчивости рынка, а также привлечению долгосрочных инвестиций субъектами экономики через инструменты фондового рынка.
Направление 3. Раскрытие инвестиционного потенциала экономики
1. Системные меры по развитию инвестиционного потенциала
В целях дальнейшего раскрытия инвестиционного потенциала Республики Казахстан будут приняты следующие системные меры.
Будет упрощен процесс банкротства на основе опыта Южной Кореи, Израиля, Сингапура. Система реабилитации и банкротства будет обеспечивать ускоренный выход несостоятельных предприятий из рынка со сменой неэффективных собственников.
Наряду с этим будет проработан вопрос по проведению амнистии капиталов при условии их возвращения в экономику страны способами, не противоречащими стандартам и руководящим принципам ФАТФ.
Для обеспечения взаимоувязки инвестиционной и региональной политики в рамках рейтинга инвестиционной привлекательности регионов будут проводиться регулярный анализ региональных и отраслевых ограничений для привлечения инвестиций в экономику, в первую очередь, в проекты с экспортным потенциалом, в том числе анализ причин ухода каждой иностранной компании, с выработкой рекомендаций и системных мер по устранению выявленных проблемных вопросов.
Национальной компанией в области привлечения инвестиций с привлечением МФЦА, а также заинтересованных государственных органов и организаций будут обеспечены формирование и сопровождение пула стратегических инвестиционных проектов для заключения соглашений об инвестициях.
Привлечение новых инвесторов и обеспечение широкого охвата иностранных инвесторов будут осуществляться путем обеспечения деятельности всех загранучреждений Республики Казахстан и сети зарубежных представителей Национальной компании в области привлечения инвестиций, которые функционируют в рамках трехуровневой системы привлечения инвестиций "загранучреждения – центр – регионы".
В целях совершенствования деятельности института зарубежных представителей будут пересмотрены и повышены квалификационные требования к кандидатам при отборе зарубежных представителей.
В соответствии с действующей методикой оценки эффективности деятельности результаты оценки эффективности деятельности зарубежного представителя, как и ранее будут использованы для принятия решения, связанного с расторжением или продлением договоров на оказание представительских услуг, а также проведении анализа в рамках определения стран присутствия зарубежных представителей.
Кроме того, на базе Национальной компании в области привлечения инвестиций продолжится обеспечение сервисной поддержки инвесторов в рамках "одного окна" в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Правил организации "одного окна" для инвесторов, а также порядка взаимодействия при привлечении инвестиций.
Вне зависимости от отраслевой и страновой направленности Национальная компания в области привлечения инвестиций будет придерживаться ранее принятых принципов в работе.
Учитывая налаженную системную работу с иностранными инвесторами и накопленную базу инвестиционных проектов и инвесторов, инвесторам на постоянной основе будет оказываться полный комплекс мер, начиная от презентации инвестиционных возможностей до постинвестиционного сопровождения.
2. Повышение эффективности использования потенциала Международного финансового центра "Астана" в сфере привлечения прямых и портфельных инвестиций
Будут приняты меры для максимального задействования площадки МФЦА для привлечения прямых и портфельных инвестиций в экономику страны.
На базе МФЦА продолжатся развитие благоприятной деловой среды, предоставление финансовых и профессиональных услуг, улучшение инфраструктуры.
В целях привлечения дополнительной международной ликвидности и вхождения в международные индексы MSCI Emerging Markets и FTSE Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка совместно с заинтересованными государственными органами и организациями, в том числе МФЦА, продолжится работа над обновлением структуры рынка для повышения рейтинга Республики Казахстан с "Пограничных рынков" до "Развивающихся рынков".
Продвижению позиций Республики Казахстан в индексах финансовых центров и фондовых рынков путем агрегирования их преимуществ будет способствовать обеспечение равных условий двум биржам (АIХ и КАSЕ).
Казахстанским эмитентам и инвесторам будет предоставлена возможность сделать выбор площадки для проведения IPO и участия в нем только исходя из целей проведения IPO и экономической целесообразности.
Будет осуществлен поэтапный перевод (редомициляция) казахстанских компаний из иностранных юрисдикций и офшорных зон в юрисдикцию МФЦА.
Данная мера позволит не только обеспечить возврат крупных активов в Казахстан, но и будет способствовать увеличению совокупного объема привлеченных инвестиций в национальную экономику через площадку МФЦА.
Деятельность МФЦА по развитию локального рынка и экспертизы в области управления активами будет направлена на привлечение ведущих международных и локальных компаний, оказывающих услуги на рынке управления активами.
Дальнейшая работа будет направлена на развитие регуляторного и налогового режимов в МФЦА, обеспечивающих комфортные условия для структурирования, владения и управления активами управляющими компаниями как локальными, так и иностранными.
С целью привлечения инвестиций в экономику страны будет проработан вопрос запуска программы инвестиционного налогового резидентства, которая подразумевает получение инвестором и членами его семьи многократной въездной визы Республики Казахстан при условии инвестирования в инструменты МФЦА, а также возможность признания налоговым резидентом Республики Казахстан. Для дальнейшей реализации Программы инвестиционного налогового резидентства МФЦА продолжит работу по совершенствованию нормативной базы в соответствии с лучшими мировыми практиками и автоматизации процессов программы.
Кроме того, будут приняты меры по открытию прямых авиасообщений с крупнейшими мировыми финансовыми центрами в режиме "открытое небо", а также пересмотру казахстанскими институциональными инвесторами из квазигосударственного сектора своих стратегий инвестирования и внесения изменения в инвестиционные декларации в части установления обязательной доли инвестирования в "зеленые" облигации, как отдельного вида инструмента.
6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Достижение цели Концепции будет измеряться следующими целевыми индикаторами (таблица 1):
1. Инвестиции в основной капитал до 25,1 % от ВВП к 2026 году.
2. Валовый приток прямых иностранных инвестиций до 25,5 млрд долл. США к 2026 году.
Таблица 1. Целевые индикаторы в сфере инвестиционного развития
№ п/п | Целевые индикаторы | Ед. изм. | Источник информации | 2019 год (факт) | 2020 год (факт) |
2021 год | Прогноз |
Ответственные | ||||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 22026 год | ||||||||
1. | Инвестиции в основной капитал: | по республике, % от ВВП | БНС АСПиР | 18,1 | 17,4 | 16,3 | 17,5 | 21,0 | 23,0 | 25,0 | 25,1 | МНЭ, МИД, МИИР, МСХ, М3, МКС, МЦРИАП, МТИ, МЭГПР,МЭ, МИОР, МП, МНВО, МТСЗН,МИО, АО "ФНБ "Самрук- Қазына", АО "НИХ "Зерде", АО "НК "Казахстан инжиниринг" |
2. | Валовый приток прямых иностранных инвестиций | млрд долл. США | НБ РК | 24,4 | 17,2 | 23,7 | 24,0 | 24,4 | 24,8 | 25,1 | 25,5 |
МИД, МФЦА, |
3 Достижение целевых индикаторов Концепции зависит от объемов финансирования на соответствующие финансовые годы.
Реализация в полном объеме заложенных в Концепции принципов и подходов к реализации инвестиционной политики Республики Казахстан позволит достичь следующих ожидаемых результатов к 2026 году:
1) увеличение доли инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности до 13 % от общего объема инвестиций в основной капитал (8,8 % в 2020 году, 11,7 % в 2021 года);
2) увеличение доли инвестиций в несырьевые сектора экономики до 60 % от общего объема инвестиций в основной капитал (44 % в 2020 году, 48 % за январь-июль 2021 года);
3) увеличение доли ПИИ в обрабатывающую промышленность до 30 % от валового притока ПИИ в Республике Казахстан (14,2 % в 2019 году, 18,5 % в 2020 году);
4) рост инвестиций, направленных на развитие "зеленой" экономики, в 3 раза к уровню 2019 года (163 млрд тенге в 2019 году, 120 млрд тенге в 2020 году);
5) снижение износа основных средств в обрабатывающей промышленности 33 % (36,5 % в 2019 году, 39,2 % в 2020 году);
6) количество привлеченных ТНК, крупных компаний и созданных совместных предприятий с "якорными инвесторами" в приоритетных секторах экономики – 20 ед. (за 2022 – 2026 гг.);
7) создание 100 рабочих мест на каждые 10 тыс. человек.
Примечание:
Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены в соответствии с Планом действий по реализации Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года согласно приложению к настоящей Концепции.
Приложение к Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года |
7. План действий по реализации Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года
Примечание: расшифровка аббревиатур
МИОР | Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан |
НПП "Атамекен" | Национальная палата предпринимателей "Атамекен" |
МФЦА | акционерное общество "Администрация Международного финансового центра "Астана" |
МСХ | Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан |
СЭЗ | свободные экономические зоны |
МЮ | Министерство юстиции Республики Казахстан |
ФСМС | Фонд социального медицинского страхования |
СМИ | средства массовой информации |
АО "НУХ "Байтерек" | акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" |
ГП | Генеральная прокуратура Республики Казахстан |
МНВО | Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан |
КФГД | Казахстанский фонд гарантирования депозитов |
МЗ | Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
МТСЗН | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
ВС | Верховный Суд Республики Казахстан |
АО "НИХ "Зерде" | акционерное общество "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" |
МИИР | Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
АО "НК "Казахстан инжиниринг" | акционерное общество "Национальная компания "Казахстан инжиниринг" |
АО "НГК "Казгеология" | акционерное общество "Национальная геологоразведочная компания "Казгеология" |
АФМ | Агентство по финансовому мониторингу Республики Казахстан |
МФ | Министерство финансов Республики Казахстан |
АРРФР | Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка |
ГФСС | Государственный фонд социального страхования |
ГЧП | государственно-частное партнерство |
МКС | Министерство культуры и спорта Республики Казахстан |
МП | Министерство просвещения Республики Казахстан |
АО "ФНБ "Самрук-Казына" | акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" |
МТИ | Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан |
МИД | Министерство иностранных дел Республики Казахстан |
ПИИ | прямые иностранные инвестиции. |
НБ | Национальный Банк Республики Казахстан |
КНБ | Комитет национальной безопасности Республики Казахстан |
МАЦ | международный арбитражный центр |
МЦРИАП | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
МВД | Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
МЭГПР | Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
АО "ИЭИ" | акционерное общество "Институт экономических исследований" |
МЭ | Министерство энергетики Республики Казахстан |
ОЭСР | Организация экономического сотрудничества и развития |
АО "Kazakh Export" | акционерное общество "Экспортная страховая компания "Kazakh Export" |
АО "НК "KAZAKH INVEST" | акционерное общество "Национальная компания "Kazakh Invest" |
АО "НК "QazExpoCongress" | акционерное общество "Национальная компания "QazExpoCongress" |
АО "КЦИЭ "QazIndustry" | акционерное общество "Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry" |
АО "QazTrade" | акционерное общество "Центр развития торговой политики "QazTrade" |
_____________________________
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2022 года № 482 |
Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 года № 498 "Об утверждении Программы по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" и внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1136 "Об утверждении перечня правительственных программ и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан".
2. Пункт 9 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № 215 "О некоторых вопросах акционерного общества "Казахстанский институт развития индустрии".
3. Пункт 7 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 546 "О переименовании акционерного общества "Казахстанский центр индустрии и экспорта" в акционерное общество "Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry".
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июля 2019 года № 548 "Об утверждении Дорожной карты по дальнейшему привлечению инвестиций в Республику Казахстан".
5. Пункт 16 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 952 "О реорганизации акционерных обществ "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и "Национальный управляющий холдинг "КазАгро".
___________________________________________