Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года:
статью 143 изложить в следующей редакции:
"Статья 143. Регулирование труда государственных служащих, контрактных служащих в государственных органах, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан
Труд государственных служащих, контрактных служащих в государственных органах, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан регулируется настоящим Кодексом с особенностями, предусмотренными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения.".
2. В Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях":
1) статью 2 дополнить подпунктом 44-3) следующего содержания:
"44-3) ротационные выплаты – выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством о государственной службе ротированным в другую местность государственным служащим в целях найма жилища;";
2) пункт 1 статьи 110 изложить в следующей редакции:
"1. Порядок предоставления служебного жилища, предназначенного для заселения гражданами Республики Казахстан на период выполнения ими обязанностей, связанных с характером их трудовых отношений, в том числе государственными служащими, назначенными на должность в порядке ротации, и пользования им определяется Правительством Республики Казахстан.
К пользованию служебным жилищем, предназначенным для заселения гражданами Республики Казахстан на период выполнения ими обязанностей, связанных с характером их трудовых отношений, не применяются правила статей 90, 93 и 95 настоящего Закона.
В случае отсутствия служебного жилища по месту ротации, государственным служащим, назначенным на должность в порядке ротации, выплачиваются ротационные выплаты.
Ротационные выплаты производятся в соответствии с Правилами исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления ротационных выплат государственным служащим, ротированным в другую местность, утвержденными Правительством Республики Казахстан.";
3) пункт 1 статьи 111 изложить в следующей редакции:
"1. Работники, прекратившие трудовые отношения, в связи с которыми им предоставлялось служебное жилище, в том числе государственные служащие, назначенные на должность в порядке ротации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 109 настоящего Закона, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.".
3. В Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан":
1) в статье 1:
дополнить подпунктами 10-1) и 10-2) следующего содержания:
"10-1) контрактный служащий государственного органа (далее – контрактный служащий) – гражданин Республики Казахстан, привлеченный в государственный орган по контракту с особенностями, предусмотренными настоящим Законом, для реализации национальных и иных проектов, виды которых определяются Правительством Республики Казахстан;
10-2) контракт контрактного служащего – договор между государственным органом и гражданином Республики Казахстан, устанавливающий его функциональные обязанности, условия труда, а также условия оплаты труда, взаимоувязанные с результатами труда (количественные/качественные показатели), и другие индивидуальные условия;";
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) категория административной государственной должности – совокупность административных государственных должностей в соответствии с реестром должностей политических и административных государственных служащих;";
подпункт 13) изложить в следующей редакции:
"13) служебная этика государственных служащих (далее – служебная этика) – правила поведения государственных служащих, установленные стандартами служебной этики в соответствии с Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан;";
2) подпункт 3) пункта 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"3) лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, в том числе иностранных работников государственных органов, за исключением контрактных служащих.";
3) в пункте 2 статьи 5:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) ведет мониторинг состояния кадрового состава контрактных служащих в государственных органах;";
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) определяет порядок, программы, организацию тестирования кандидатов на занятие административных государственных должностей и граждан, поступающих на правоохранительную службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также порядок обжалования результатов тестирования;";
подпункт 7-2) изложить в следующей редакции:
"7-2) разрабатывает и утверждает правила исчисления стажа работы государственных служащих, дающего право на установление должностного оклада, по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан и Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан;";
дополнить подпунктами 10-1) и 10-2) следующего содержания:
"10-1) осуществляет мониторинг за соблюдением режима рабочего времени государственными органами, разрабатывает и утверждает правила его проведения, а также по его итогам проводит проверки;
10-2) разрабатывает и утверждает правила применения дистанционной работы, комбинированной дистанционной работы, гибкого графика для государственных служащих;";
дополнить подпунктами 15-1), 15-2), 15-3) и 15-4) следующего содержания:
"15-1) разрабатывает и утверждает порядок определения соотношения руководящего и исполнительского состава административных государственных служащих по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан и Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан;
15-2) согласовывает проекты нормативных правовых актов, связанные с оплатой труда административных и политических государственных служащих;
15-3) согласовывает квалификационные требования, предъявляемые к административным государственным должностям корпуса "Б" государственных органов;
15-4) разрабатывает правила исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления ротационных выплат государственным служащим, ротированным в другую местность;";
4) пункт 1 статьи 6 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
"4-1) организует отбор контрактных служащих и процесс заключения с ними контракта;";
5) часть первую подпункта 15) статьи 10 изложить в следующей редакции:
"15) завершить обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования по направлению государственного органа, в том числе получить степень по соответствующей программе послевузовского образования, отработать непосредственно после завершения обучения на государственной службе в порядке и сроки, определенные Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан. Неисполнение данных обязательств влечет возмещение лицом государству бюджетных средств, выделенных на его обучение, и связанных с обучением затрат.";
6) в пункте 2 статьи 12 подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) после согласования с руководителем центрального государственного органа утверждение штатной численности и штатного расписания государственного органа в пределах лимита штатной численности центрального государственного органа, утвержденного соответствующими нормативными правовыми актами.
Данная норма не распространяется на государственный орган, осуществляющий руководство в сфере внешнеполитической деятельности;";
7) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"2. Занятие политической государственной должности осуществляется при условии прохождения необходимого для занятия данной должности согласования в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, и получения положительных результатов специальной проверки.
Кандидаты на занятие политической государственной должности должны соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности, в случае их наличия.
Не допускается назначение (избрание) на политическую государственную должность политического государственного служащего, который в течение года перед назначением (избранием) ушел в отставку за совершение непосредственно подчиненным служащим коррупционного преступления.";
8) подпункт 6) пункта 3 статьи 15 исключить;
9) в статье 16:
в пункте 3:
подпункт 14) изложить в следующей редакции:
"14) уволенный по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов, должности судьи, воинской службы, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд, который вправе поступить на государственную службу по истечении трех лет после такого увольнения;";
дополнить подпунктами 14-1) и 14-2) следующего содержания:
"14-1) который в течение трех лет перед поступлением на государственную службу был уволен в связи с утратой доверия;
14-2) который в течение трех лет перед поступлением на государственную службу был уволен с административной или политической государственной службы по отрицательным мотивам, за исключением лиц, для которых имеются иные ограничения для поступления на государственную службу;";
10) в статье 19:
часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Гражданам, впервые поступающим на государственную службу или вновь поступающим на государственную службу после ее прекращения, за исключением лиц, указанных в пункте 8 статьи 27 настоящего Закона, необходимо получение положительных результатов специальной проверки, проводимой органами национальной безопасности, на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.";
часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Граждане, поступающие в соответствии с настоящим Законом на государственную службу, за исключением политических служащих, назначаемых либо избираемых Президентом Республики Казахстан и палатами Парламента Республики Казахстан, временно исполняют обязанности, предусмотренные государственной должностью, до дня получения результатов специальной проверки.";
11) части первую и вторую пункта 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"1. Для граждан, впервые поступающих на государственную службу, устанавливается испытательный срок в целях проверки их соответствия занимаемым государственным должностям. Условия о прохождении испытательного срока предусматриваются в акте государственного органа о принятии на работу.
Гражданам, ранее уволенным с государственной должности по результатам оценки их деятельности, испытательного срока, итогов аттестации либо по отрицательным мотивам и вновь поступающим на государственную службу, испытательный срок устанавливается в обязательном порядке.";
12) части первую и вторую пункта 3 статьи 27 изложить в следующей редакции:
"3. При проведении конкурса в центральных государственных органах, ведомствах и их территориальных подразделениях объявления размещаются на интернет-ресурсах центральных государственных органов и уполномоченного органа. Дополнительное опубликование объявлений допускается на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.
Объявления о проведении конкурса в исполнительных органах, финансируемых из местного бюджета, размещаются на интернет-ресурсах исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, и уполномоченного органа. Дополнительное опубликование объявлений допускается на иных интернет-ресурсах и в периодических изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы.";
13) часть первую пункта 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"1. Для занятия вакантной или временно вакантной административной государственной должности корпуса "Б", за исключением низовой, государственным органом проводится внутренний конкурс, в котором вправе участвовать государственные служащие данного государственного органа, его ведомств, территориальных подразделений, а также иные лица, определенные настоящим Законом и законом, определяющим правовые основы, а также порядок организации деятельности дипломатической службы Республики Казахстан.";
14) в статье 33 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В целях определения эффективности и качества работы государственных служащих проводится оценка их деятельности.
Порядок и сроки проведения оценки деятельности государственных служащих определяются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
Результаты оценки деятельности государственных служащих являются основанием для принятия решений по выплате бонусов, поощрению, обучению, ротации, повышению, понижению в государственной должности либо увольнению.";
15) пункт 2 статьи 35 изложить в следующей редакции:
"2. За одно и то же отличие государственному служащему может быть применен только один из видов поощрений, указанных в части второй пункта 1 настоящей статьи, и только один раз с указанием конкретных заслуг в акте государственного органа.
Порядок применения поощрений определяется актами государственных органов.";
16) пункт 2 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"2. Порядок и сроки проведения ротации, категории и должности государственных служащих, подлежащих ротации, определяются Президентом Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законом, определяющим правовые основы, а также порядок организации деятельности дипломатической службы Республики Казахстан.
Отказ от ротации в случаях, предусмотренных порядком и сроками проведения ротации, категориями и должностями государственных служащих, подлежащих ротации, может являться основанием для принятия решений по понижению в государственной должности либо увольнению, за исключением случаев, указанных в части шестой настоящего пункта. Понижение в государственной должности осуществляется без проведения конкурсных процедур.
При этом в течение одного года не допускается назначение лица на предыдущую должность, с которой осуществлена ротация, а также с которой он был понижен в должности или уволен в связи с отказом от ротации, если Президентом Республики Казахстан не будет принято иное решение.
При ротации в другую местность государственные служащие обеспечиваются служебным жилищем в соответствии с Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях", а в случае отсутствия служебного жилища, ротированным государственным служащим на период исполнения ими должностных обязанностей производятся ротационные выплаты.
Координацию межрегиональной ротации административных государственных служащих корпуса "Б" осуществляет уполномоченный орган по делам государственной службы.
Ротация, связанная с переездом в другую местность государственных служащих, являющихся лицами с инвалидностью, беременными, одинокими родителями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет, имеющими (являющимися опекунами) детей с инвалидностью, в том числе усыновленных (удочеренных), многодетными родителями (опекунами) или на иждивении которых находятся родитель (родители) – пенсионер (пенсионеры) по возрасту, установленному пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", допускается только по согласию данных государственных служащих, если иное не предусмотрено законом, определяющим правовые основы, а также порядок организации деятельности дипломатической службы Республики Казахстан.
Указанные обстоятельства должны быть документально подтверждены.";
17) часть первую пункта 4 статьи 44 изложить в следующей редакции:
"4. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в государственной должности налагается при наличии следующей вакантной нижестоящей государственной должности в государственном органе, за исключением временно вакантных государственных должностей, и соответствии государственного служащего квалификационным требованиям, установленным к данной государственной должности. Понижение в государственной должности осуществляется без проведения конкурсных процедур.";
18) пункт 1 статьи 49 изложить в следующей редакции:
"1. Государственные служащие обязаны соблюдать стандарты служебной этики государственных служащих, предусмотренные Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан.
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан утверждается Президентом Республики Казахстан.";
19) пункт 6 статьи 53 изложить в следующей редакции:
"6. Стаж работы государственных служащих, дающий право на установление должностного оклада, исчисляется в порядке, определяемом уполномоченным органом.";
20) пункт 1 статьи 57 изложить в следующей редакции:
"1. Государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки, в том числе и в иностранные государства, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
На государственных служащих и контрактных служащих в государственных органах распространяются предусмотренные законодательством Республики Казахстан гарантии и право на получение суточных за время нахождения в командировке, расходы по проезду к месту назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.";
21) статью 59:
дополнить подпунктами 15-1) и 15-2) следующего содержания:
"15-1) утраты доверия в соответствии с пунктом 5 статьи 60 настоящего Закона;
15-2) отказа от ротации с учетом соблюдения требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы;";
дополнить частью двадцатой следующего содержания:
"Политические государственные служащие, уволенные в соответствии с подпунктами 3), 4), 5), 6), 7), 11), 12), 13), 14) и 15-1) настоящей статьи, признаются уволенными по отрицательным мотивам.";
22) статью 60 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Политические государственные служащие, назначаемые Президентом Республики Казахстан, могут быть уволены по решению Президента Республики Казахстан в связи с утратой доверия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных полномочий.";
23) пункт 1 статьи 61 дополнить подпунктом 20-2) следующего содержания:
"20-2) отказа от ротации с учетом соблюдения требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы;";
24) дополнить статьей 64-1 следующего содержания:
"Статья 64-1. Контрактные служащие
1. Контрактные служащие могут привлекаться в государственные органы для реализации национальных и иных проектов, виды которых определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Контрактные служащие не могут занимать государственную должность.
3. Порядок привлечения контрактных служащих, виды проектов, по которым привлекаются контрактные служащие, вопросы условий оплаты труда и иные вопросы регулирования их деятельности определяются Правительством Республики Казахстан.
4. Прием контрактного служащего осуществляется путем заключения контракта и издания акта работодателя по представлению должностного лица государственного органа, ответственного за реализацию национальных и иных проектов.
Граждане, претендующие на должности контрактного служащего, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям. Квалификационные требования контрактного служащего и алгоритм его взаимодействия с государственным органом утверждаются должностным лицом государственного органа, ответственным за реализацию национальных и иных проектов, по согласованию с уполномоченным органом.
Срок контракта устанавливается на период выполнения поставленных задач, но не более одного календарного года с возможностью продления в течение периода реализации национальных и иных проектов.
5. Контрактный служащий имеет право:
1) требовать от руководителя точного определения задач и объема согласно контракту;
2) получать информацию и материалы, необходимые для исполнения своей деятельности;
3) своевременно и в полном объеме получать оплату труда в соответствии с условиями контракта.
6. Контрактный служащий обязан:
1) соблюдать условия контракта;
2) исполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину. По соглашению сторон могут применяться режим гибкого рабочего времени, режим дистанционной работы и совмещение контрактной службы с иной деятельностью;
3) соблюдать общепринятые морально-этические нормы;
4) соблюдать законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции;
5) принимать меры по недопущению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
6) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после расторжения контракта, в течение времени, установленного законом, о чем подписывает соответствующее обязательство о неразглашении.
7. Контрактный служащий не вправе:
1) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
2) использовать служебное положение в целях, не связанных с контрактной службой.
На контрактную службу не может быть принят гражданин:
1) моложе восемнадцати лет;
2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющий заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей, на основании заключения медицинского учреждения, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для должности контрактного служащего установлены в квалификационных требованиях;
4) на которого в течение трех лет до поступления на контрактную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось административное взыскание;
5) лишенный судом права заниматься видом деятельности по которому привлекается контрактный служащий;
6) лишенный судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
7) совершивший коррупционное преступление;
8) имеющий судимость, которая ко времени приема на контрактную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке;
9) ранее судимый или освобожденный от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
10) совершивший преступление в составе преступной группы;
11) в отношении которого уголовное дело о преступлении в составе преступной группы прекращено органом уголовного преследования или судом на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан до истечения срока нижнего предела наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан;
12) в отношении которого в течение трех лет перед поступлением на контрактную службу за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести вынесен обвинительный приговор суда или который освобожден от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
13) который в течение трех лет перед поступлением на контрактную службу привлекался к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. При этом на контрактную службу не допускается гражданин, уволенный за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;
14) уволенный по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов, должности судьи, воинской службы, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд;
15) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Во избежание конфликта интересов в качестве контрактного служащего не может быть принят гражданин, являющийся близким родственником, супругом (супругой) и (или) свойственником государственных служащих, вовлеченных в реализацию проектов.
Обязательства о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также его недопущению излагаются в контракте.
Контрактному служащему предоставляется ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
8. Допуск контрактных служащих к государственных секретам осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
9. График работы и иные индивидуальные условия труда устанавливаются в контракте по соглашению сторон.
10. Оплата труда контрактного служащего устанавливается в контракте по соглашению сторон с указанием количественных, временных (этапы реализации задач, проектов) и качественных параметров выполненного объема работы (поставленных задач).
Оплата труда контрактных служащих осуществляется за счет экономии средств, предусмотренных на содержание государственного органа либо реализацию национальных и иных проектов.
11. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, иные условия расторжения контракта, а также внесение в него изменений и дополнений излагаются в контракте.
Споры между контрактным служащим и государственным органом разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |