1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан:
1. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака (супружества)" от 28 апреля 2000 года № 5 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 13; от 31 мая 2012 года № 2; от 31 марта 2017 года № 2; от 15 апреля 2021 года № 1; от 30 сентября 2021 года № 2):
1) по всему тексту:
слова "исковому заявлению", "Исковое заявление", "исковое заявление", "искового заявления", "исковом заявлении" заменить соответственно словами "иску", "Иск", "иск", "иска", "иске";
после слов "в регистрирующих органах", "в регистрирующем органе", "в регистрирующий орган", "регистрирующего органа", "в регистрирующие органы" дополнить соответственно словами ", загранучреждениях Республики Казахстан", ", загранучреждении Республики Казахстан", ", загранучреждение Республики Казахстан", ", загранучреждения Республики Казахстан";
2) в пункте 2:
в абзаце первом:
слова "должно", "заявлению", "подлинник свидетельства о заключении брака (супружества)" заменить соответственно словами "должен", "иску", "свидетельство о заключении брака (супружества), если оно было выдано на бумажном носителе";
четвертое и пятое предложения исключить;
3) в пункте 3:
во втором предложении слова "заявление", "заявлению" заменить соответственно словами "иск", "иску";
4) в пункт 4 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
5) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Одним из случаев расторжения брака (супружества) в судебном порядке Кодекс предусмотрел наличие имущественных претензий супругов друг к другу. Под имущественными претензиями понимаются споры относительно раздела общего имущества, выплаты средств на содержание нетрудоспособного супруга, а также несовершеннолетних детей.";
6) в пункте 6:
в абзаце восьмом слова "и письменное заявление ответчика об отсутствии согласия на расторжение брака (супружества)" исключить;
в абзацах девятом и десятом соответственно слова "повторно" и "повторной" исключить;
абзац одиннадцатый исключить;
7) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Гражданские дела по спорам о расторжении брака (супружества) между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, разделе имущества (при наличии несовершеннолетних детей) рассматриваются и разрешаются специализированными межрайонными судами по делам несовершеннолетних по месту жительства ответчика.
Иски о расторжении брака (супружества) могут предъявляться по месту жительства истца при проживании с ним совместно несовершеннолетних детей (часть седьмая статьи 30 ГПК), за исключением исков по делам, подсудным районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.
Иск о расторжении брака (супружества) с лицом, не имеющим места жительства в Республике Казахстан, может быть предъявлен и рассмотрен по существу по месту нахождения его недвижимого имущества или по последнему известному месту его жительства (часть первая статьи 30 ГПК).
Иск о расторжении брака (супружества) с лицом, осужденным к лишению свободы, независимо от определенного ему срока наказания, рассматривается судом при наличии имущественных претензий, расторжение брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, осуществляется судом в соответствии с требованиями части третьей статьи 27 ГПК. Если иск о расторжении брака (супружества) с лицом, осужденным к лишению свободы, принимается судом к производству в соответствии со статьей 29 ГПК, то надлежит исходить из последнего места жительства указанного лица до его осуждения.";
8) в пункте 12 второе и третье предложения исключить;
9) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Кодекса судам необходимо принимать меры к защите прав и интересов несовершеннолетних детей супругов, расторгающих брак (супружество). Суд в ходе рассмотрения дела должен выяснять, достигли ли супруги соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака (супружества), определен ли порядок общения родителя с ребенком и порядок выплаты и размер средств на содержание детей. При этом соглашение об уплате алиментов должно быть совершено с соблюдением требований главы 22 Кодекса.
В случае, если соглашение между супругами по вышеуказанным вопросам отсутствует, а также в случае, если представленное суду соглашение нарушает интересы детей, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака (супружества), порядок общения родителя с ребенком, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей.
Судам при рассмотрении дел о расторжении брака для разрешения вопросов об определении, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака (супружества) и порядка общения родителя с ребенком, следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 29 ноября 2018 года № 15 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".
При разрешении требования о взыскании алиментов судам следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 164 Кодекса алименты присуждаются с момента обращения в суд. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом будет установлено, что истцом до подачи иска принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
О таких мерах могут свидетельствовать обращение к ответчику с требованием об уплате алиментов либо с предложением заключить соглашение об уплате алиментов, подача заявления о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка (если впоследствии судебный приказ был отменен). Ответчик, в свою очередь, обязан представить доказательства, опровергающие доводы истца об уклонении от уплаты алиментов и подтверждающие уплату им алиментов в указанный период.
Суд также должен разъяснить, что проживающий отдельно от детей родитель обязан принимать участие в воспитании детей и имеет право общаться с ними, а другой родитель не вправе ему в этом препятствовать, о чем производится запись в протоколе судебного заседания.
В случае отказа в иске о расторжении брака (супружества) требование о взыскании алиментов, если истец настаивает на его рассмотрении, суд выделяет в отдельное производство, о чем указывает в резолютивной части решения.";
10) в пункте 17 слова "эксперта, в том числе заключения государственного органа по оценке имущества" заменить словами "судебного эксперта";
11) в пункте 21 слово "статьи" заменить словом "статье";
12) в пункте 22 абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"В решении отражается момент прекращения брака (супружества) - со дня вступления решения в законную силу.";
13) в пункте 24:
в абзаце первом исключить слово "лишь";
в абзаце втором слова "Вынося новое решение" заменить словами "При вынесении нового решения";
в абзаце третьем слова "первого брака (супружества)" заменить словами "предыдущего брака (супружества)";
2. "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" от 13 декабря 2001 года № 21 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 2; от 30 декабря 2011 года № 5; от 29 декабря 2012 года № 6; от 25 ноября 2016 года № 9; от 20 апреля 2018 года № 7; от 15 апреля 2021 года № 1):
1) в преамбулу и по всему тексту внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2) в пункте 1 слова "заявлений" заменить словами "исков";
3) в пункте 2:
в абзаце первом слова "частью второй статьи 147" заменить словами "частью второй статьи 267-4";
в абзаце четвертом:
слова "в подлиннике и копиях по числу лиц, участвующих в деле," исключить;
слова "искового заявления" заменить словом "иска";
4) в пункте 3 слова "подано заявление" заменить словами "подан иск";
5) в пункте 8:
в абзаце первом слово "заявления" заменить словом "иска";
в абзаце втором слова "встречное исковое заявление", "заявлением", "это заявление", "встречного заявления" заменить соответственно словами "встречный иск", "иском", "иск", "встречного иска";
6) в пункте 9 слово "заявлении" заменить словом "иске";
7) в пункте 10 слова "исковое заявление" заменить словами "иск";
8) в пункте 14:
в абзаце шестом слово "заявлениям" заменить словом "искам";
в абзаце седьмом слово "инвалиды" заменить словами "лица с инвалидностью";
абзац девятый исключить;
9) в пункте 16 в абзаце втором предложение второе исключить;
10) в пункте 17:
в абзаце первом слово "сторон" заменить словами "лиц, участвующих в деле,";
в абзаце третьем:
слово "иска" заменить словом "доказательств";
второе предложение изложить в следующей редакции:
"На определение может быть подана частная жалоба, принесено ходатайство прокурором в суд апелляционной инстанции, решение которого является окончательным и пересмотру не подлежит.";
11) в пункте 19:
в абзаце первом слова "искового заявления" заменить словом "иска";
абзац третий исключить;
12) в пункте 21 в абзаце третьем слово "заявления" заменить словом "иска";
3. "О судебном решении по гражданским делам" от 11 июля 2003 года № 5 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 2; от 29 июня 2009 года № 6; от 29 декабря 2012 года № 6; от 31 марта 2017 года № 2; от 16 марта 2018 года № 3; от 10 сентября 2018 года № 14; от 31 мая 2019 года № 5; от 21 апреля 2022 года № 5):
1) по всему тексту внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2) в пункте 1-2 в абзаце третьем после слов "Конституции Республики Казахстан" дополнить словами "(далее – Конституция)";
3) в пункте 3 абзац третий исключить;
4) в пункте 5 в абзаце втором после слов "Гражданского кодекса Республики Казахстан" дополнить словами "(далее – ГК)";
5) в пункте 6 слово "заявления" заменить словом "иска";
6) в пункте 11:
в абзаце четвертом слова "апелляционной или" исключить;
в абзаце седьмом предложение второе изложить в следующей редакции:
"Собранные в этом случае доказательства (протоколы и другие материалы) подлежат исследованию в судебном заседании и оценке судом при вынесении решения.";
7) в пункте 12 абзац третий изложить в следующей редакции:
"Устные показания эксперта, данные в судебном заседании, могут быть доказательствами в соответствии с частью шестой статьи 92 ГПК лишь в части разъяснения, дополнения либо уточнения заключения, данного им ранее.";
8) в пункте 13 в абзаце втором после слова "решением" дополнить словами "или постановлением";
9) в пункте 15 в абзаце первом слова "фактические данные" заменить словом "доказательства";
10) в пункте 18:
в абзаце третьем после слов "В силу" дополнить словами "части первой";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"Судам следует иметь в виду, что расходы по оплате помощи представителя, участвующего в процессе и не состоящего со стороной в трудовых отношениях, подлежат взысканию в размере фактически понесенных стороной затрат, но размер взыскиваемой суммы по денежным требованиям не может превышать десяти процентов от удовлетворенной части иска (статья 113 ГПК). По требованиям неимущественного характера сумма расходов взыскивается в разумных пределах, но не должна превышать триста месячных расчетных показателей.";
11) в пункте 20:
в абзаце первом слова "Гражданского кодекса Республики Казахстан" заменить словом "ГК";
в абзаце втором после слов "Национальным Банком Республики Казахстан" дополнить словами "(далее – Национальный Банк");
в абзаце третьем слово "статьей" заменить словами "пунктом 1 статьи";
12) пункт 24 исключить;
13) в пункте 28 в абзаце третьем предложение второе исключить;
14) пункт 30 исключить;
15) в пункте 31 в абзаце первом слова "Национального Банка Республики Казахстан" заменить словами "Национального Банка";
16) в пункте 32 абзац первый изложить в следующей редакции:
"Дополнительное решение может быть вынесено судом лишь в случаях, указанных в статье 236 ГПК.";
17) в пункте 33 в абзаце первом предложение второе изложить в следующей редакции:
"Разъяснение решения не допускается, если оно приведено в исполнение или истек срок, предусмотренный законом, в течение которого решение может быть принудительно исполнено.";
18) в пункте 36:
в абзаце первом после слов "нового решения" дополнить словами "об отказе в иске полностью или в части либо вынесения определения о прекращении производства по делу или об оставлении иска без рассмотрения";
в абзаце втором слово "отдельном" исключить;
19) в пункте 38 слова "Республики Казахстан" исключить;
4. "О судебной практике ликвидации отсутствующих юридических лиц и отсутствующего должника, а также юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства" от 18 июня 2004 года № 5 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 23; от 30 декабря 2011 года № 5; от 29 ноября 2018 года № 18):
1) по всему тексту внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2) в пункте 2:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 13) статьи 1 Закона, отсутствующий должник - должник, признанный бездействующим в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), отсутствие которого, а также его учредителя (участника), должностного лица установлено в порядке, определенном Законом.";
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Налоговые органы ежегодно, не позднее 30 апреля выносят приказ о признании бездействующими налогоплательщиков, не представивших за налоговый период по истечении после установленного Налоговым кодексом срока налоговых деклараций и сведений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 91 Налогового кодекса.";
3) в пункте 4:
в абзаце первом слова "Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" заменить словами "Налогового кодекса";
в абзаце четвертом после слова "органами" дополнить словами "или по согласованию с акимом района (города областного значения) и собранием местного сообщества – аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа";
дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"Налоговые органы не позднее 1 сентября календарного года направляют в суд иски для принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности) в отношении субъектов, включенных в перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности).";
абзацы пятый, шестой, седьмой, восьмой соответственно считать абзацами шестым, седьмым, восьмым, девятым;
в абзаце седьмом слова "статьями 57, 118" заменить словами "статьей 118";
в абзаце восьмом слова "налоговому или иному уполномоченному государственному органу по налогам и иным платежам в бюджет," исключить;
4) в пункте 9 в абзаце втором слова "подпунктами 1), 2), 3) пункта 1 статьи 5" заменить словами "подпунктами 1), 2) статьи 5-1";
5) в пункте 11 абзац второй исключить;
6) в пункте 16 цифры "118" заменить цифрами "118-1";
7) в пункте 17 абзац первый изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК обязанность по ликвидации отсутствующего юридического лица может быть возложена судом на собственника его имущества, уполномоченный собственником орган, орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, орган (лицо), инициировавший процедуру принудительной ликвидации юридического лица, либо иной орган (лицо), если осуществление функций по ликвидации юридического лица этим органом (лицом) не противоречит законодательству Республики Казахстан.";
8) в пункте 18 в абзаце втором слова "органу юстиции" заменить словами "регистрирующему органу";
9) в пункте 22 в абзаце четвертом слова "соответствующей записи в государственный регистр юридических лиц" заменить словами "сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров";
5. "О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам" от 25 декабря 2006 года № 9 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 5; от 15 июля 2014 года № 2; от 22 декабря 2017 года № 14; от 10 февраля 2022 года № 1; от 29 сентября 2022 года № 8):
1) по всему тексту слова "исковых заявлений", "искового заявления", "Исковое заявление", "исковое заявление" заменить соответственно словами "исков", "иска", "Иск", "иск";
2) в пункте 4 слова "встречного заявления", "заявление" заменить соответственно словами "встречного иска", "иск";
3) в пункте 5:
в абзаце втором слово "заявления" заменить словом "иски";
дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания:
"Пунктом 2 статьи 610 Налогового кодекса регламентировано взимание государственной пошлины с ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке в размере 50 процентов от соответствующей ставки государственной пошлины, установленной пунктом 1 статьи 610 Налогового кодекса для субъекта обращения.
Судам следует иметь в виду, что с ходатайств физических лиц о пересмотре судебных актов в кассационном порядке подлежит взиманию государственная пошлина в размере 50 процентов от соответствующей ставки государственной пошлины для физических лиц, установленной в подпункте 1) пункта 1 статьи 610 Налогового Кодекса.";
4) в пункте 6 в абзаце третьем слово "заявлением" заменить словом "иском";
5) в пункте 10 в абзаце шестом слово "заявлении" заменить словом "иске";
6) в пункте 11 в абзаце втором слово "оплату" заменить словом "уплату";
7) в пункте 11-1 абзац первый изложить в следующей редакции:
"При рассмотрении дел в порядке главы 12 ГПК суд обязан разрешить вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии с требованиями главы 8 ГПК.";
8) в пункт 12 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
9) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. В соответствии с частью шестой статьи 226 ГПК и пунктом 17 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 5 "О судебном решении по гражданским делам" резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Судом при принятии решения по каждому гражданскому делу должны решаться вопросы:
о распределении судебных расходов между сторонами с обязательным указанием с кого и в каком размере взыскиваются судебные расходы;
о возмещении сторонам судебных расходов в случае предъявления иска о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц и государства;
о возмещении расходов юридической консультации, адвокатской конторе, адвокату, осуществляющему свою деятельность индивидуально в случаях оказания ими юридической помощи бесплатно;
о возмещении судебных расходов государству по делам, по которым истец освобожден от их уплаты при обращении в суд;
об отнесении государственной пошлины на счет республиканского бюджета в случае освобождения от ее уплаты обеих сторон;
о необходимости возврата излишне уплаченной государственной пошлины при подаче иска.";
10) в пункте 16 абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ставка государственной пошлины при подаче иска определяется в зависимости от того, кто является истцом – физическое либо юридическое лицо.";
11) в пункте 18 абзац второй изложить в следующей редакции:
"Вопрос о возмещении понесенных, при участии в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебных издержек в виде услуг представителя, проезда и других издержек, должен разрешаться в мотивировочной и резолютивной частях постановления коллегии.";
12) пункт 18-1 изложить в следующей редакции:
"18-1. Сторона по делу, которая не согласна с решением суда в части взыскания или отказа во взыскании судебных расходов, вправе обжаловать это решение в вышестоящий суд в установленном порядке.";
6. "О принятии обеспечительных мер по гражданским делам" от 12 января 2009 года № 2 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 5; от 29 декабря 2012 года № 6; от 24 декабря 2014 года № 3; от 31 марта 2017 года № 2; от 20 апреля 2018 года № 7; от 15 апреля 2021 года № 1):
1) по всему тексту внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2) в пункте 2 абзац второй изложить в следующей редакции:
"При рассмотрении заявления об обеспечении иска суд обязан проверить, возбуждено ли арбитражем дело по иску лица, подавшего заявление о принятии обеспечительных мер, истребовав определение о возбуждении арбитражного разбирательства.";
3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Обеспечительные меры принимаются для обеспечения:
исков имущественного или неимущественного характера;
исполнения решений судов;
исполнения определений судов об утверждении мировых соглашений;
соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры;
принудительного исполнения исполнительных документов.
Обеспечительные меры принимаются судом во всяком положении дела только после принятия иска судьей к производству суда и возбуждения гражданского дела, но до выдачи исполнительного документа об исполнении вступившего в законную силу судебного акта.
Обеспечительные меры в предусмотренных законом случаях принимаются и судебным исполнителем в исполнительном производстве для обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов, если обеспечительные меры не были приняты судом.";
4) в пункте 5:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 157 ГПК обеспечительные меры принимаются судом на основании заявлений лиц, участвующих в деле, сторон арбитражного разбирательства или их представителей.";
абзац второй исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 155 ГПК лица, участвующие в деле, стороны арбитражного разбирательства или их представители в заявлении должны указать доводы о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным принудительное исполнение судебного акта.";
5) в пункте 6:
в абзаце втором слова "исковому заявлению", "исковом заявлении" заменить соответственно словами "иску", "иске";
в абзаце четвертом слова "в совещательной комнате" исключить;
6) в пункте 10 абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
"На определение по вопросам обеспечения иска в соответствии со статьей 429 ГПК может быть принесено ходатайство прокурором, подана частная жалоба лицами, интересов которых оно касается, в течение десяти рабочих дней со дня изготовления определения в окончательной форме.
Если определение об обеспечении иска было вынесено без извещения лица, подавшего жалобу, в соответствии с частью второй статьи 161 ГПК срок для подачи жалобы исчисляется со дня, когда ему стало известно об этом определении.";
7) пункт 11 исключить;
8) в пункте 17 абзац третий исключить;
9) пункт 18 исключить;
10) в пункте 19:
абзац второй исключить;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Как исполнительный документ постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть оспорено в судебном порядке, если оно обращено к принудительному исполнению с нарушением правил, предусмотренных законодательным актом об административных правонарушениях.";
абзац шестой исключить;
11) пункт 20 исключить;
12) в пункте 21 абзац второй изложить в следующей редакции:
"В соответствии с частью второй статьи 159 ГПК суд вправе рассмотреть заявление о замене меры обеспечения иска без вызова лиц, участвующих в деле, либо назначить судебное заседание. При этом неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.";
13) в пункте 22 слова "по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов" исключить;
14) в пункте 24:
в абзаце первом слово "(заявление)" исключить;
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"В случае отказа в иске в соответствии с частью второй статьи 160 ГПК принятые меры обеспечения иска сохраняются до вступления решения в законную силу. Суд одновременно с вступлением в законную силу решения выносит определение об отмене обеспечения иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда. Исполнительный лист по вопросу об отмене обеспечительных мер не выписывается.
Вопрос об отмене обеспечительных мер рассматривается судом в судебном заседании с составлением протокола судебного заседания и с извещением участвующих в деле лиц.";
7. "О применении судами законодательства о возмещении морального вреда" от 27 ноября 2015 года № 7 (с изменениями и дополнениями, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 31 марта 2017 года № 2):
1) по всему тексту слова "исковом заявлении", "исковых заявлений", "искового заявления", "Заявления", "заявления" заменить соответственно словами "иске", "исков", "иска", "Иски", "иска";
2) в пункте 8 в абзаце третьем после слов "близких родственников" дополнить словами ", супруга/супруги";
3) в пункте 9 в абзаце третьем после слова "родственников" дополнить словами ", супруга/супруги";
4) в пункте 15:
в абзаце втором внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
в абзаце третьем после слова "родственников" дополнить словами ", супруга/супруги";
8. "О практике применения судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей" от 31 марта 2016 года № 2 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 7; от 30 сентября 2021 года № 2):
1) по всему тексту внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
2) в пункте 1:
после слов "Конституции Республики Казахстан" дополнить словами "(далее – Конституция)";
слова "Конституционного Совета" заменить словами "Конституционного Суда";
слова " , от 10 июля 2014 года № 787 "Об утверждении Правил назначения, возврата и размера единовременной денежной выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей"" исключить;
3) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Дела об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене, признании усыновления (удочерения) недействительным рассматриваются и разрешаются специализированными межрайонными судами по делам несовершеннолетних (часть третья статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан – далее ГПК) по месту жительства (нахождения) ребенка.
Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних.
По ходатайству законного представителя несовершеннолетнего лица, заявленному до окончания подготовки дела к судебному разбирательству, дела по заявлениям об усыновлении могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров (часть третья статьи 27 ГПК).
Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами территории Республики Казахстан, а также иностранные граждане, в том числе и в случаях, когда они постоянно проживают на территории Республики Казахстан, заявление об усыновлении подают в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних.
Следует иметь в виду, что лицо, обратившееся с заявлением об усыновлении, приобретает права законного представителя ребенка лишь после вступления решения суда об усыновлении ребенка в законную силу, за исключением случаев, когда заявитель является опекуном или попечителем, приемным родителем (приемными родителями), патронатным воспитателем или другим заменяющим законного представителя лицом, осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка (подпункт 12) пункта 1 статьи 1 Кодекса).";
4) в пункте 3:
слова "исковому заявлению" заменить словом "иску";
абзац пятый исключить;
5) в пункте 4 после слов "по делам особого производства, " дополнить словами "административных исков в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан,";
6) пункт 8 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"В силу статьи 95 Кодекса для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие, которое устанавливается судом в присутствии родителей либо других законных представителей ребенка, прокурора.";
7) в пункте 15 в абзаце первом слова "В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд" заменить словом "Суд";
8) в пункте 20 слово "Заявление" заменить словом "Иск";
9) пункт 21 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"Согласно пункту 3 статьи 103 Кодекса, при рассмотрении дела о признании усыновления недействительным участие усыновителей, прокурора и представителя органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, обязательно.";
10) в пункте 22 в абзаце втором слова "Министерства образования и науки Республики Казахстан" заменить словами "Министерства просвещения Республики Казахстан";
11) в пункте 24 слова "Республики Казахстан" исключить;
9. "О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования" от 6 октября 2017 года № 8 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 7; от 29 сентября 2022 года № 8):
1) в пункте 1 после слов "О страховой деятельности" дополнить словами "(далее – Закон о страховой деятельности)";
2) дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 86 Закона о страховой деятельности страховой омбудсман осуществляет урегулирование разногласий между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающих из договоров страхования.
При этом судам следует иметь в виду, что не все разногласия между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающие из договоров страхования подлежат рассмотрению страховым омбудсманом.
Закон разграничивает субъектов обращения по видам страхования и ограничивает сумму их требований.
Так, физические лица и (или) субъекты малого предпринимательства, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями), вправе обратиться к страховому омбудсману для урегулирования разногласий по всем видам страхования. Иные юридические лица могут обратиться к страховому омбудсману только по классу (виду) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Сумма требований по разногласиям данных лиц не должна превышать десятитысячекратный размер месячного расчетного показателя (далее – МРП).
Поскольку законодатель использует деление субъектов обращения на физические лица и (или) субъекты малого предпринимательства, а остальных субъектов обращения определяет как иные юридические лица, то, следовательно, при обращении индивидуального предпринимателя следует относить его к категории физических лиц, который может обратиться к страховому омбудсману по всем видам страхования, независимо от того, к какой категории субъектов предпринимательства он относится.
Лица, указанные в части второй пункта 1 статьи 86 Закона о страховой деятельности, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями), а также страховщик вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан после получения решения страхового омбудсмана. Приведенная норма свидетельствует о необходимости соблюдения вышеуказанными лицами порядка досудебного урегулирования спора.";
3) дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:
"2-2. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Предпринимательского кодекса в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъекты предпринимательства относятся к следующим категориям: субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства, субъекты среднего предпринимательства, субъекты крупного предпринимательства.
Предпринимательский кодекс определяет и цели, с учетом которых используется градация субъектов предпринимательства по категориям.
При этом для целей государственной статистики используется только критерий среднегодовой численности работников, тогда как для применения иных норм законодательства, к которым относится и применение Закона о страховой деятельности, используются два критерия: 1) среднегодовая численность работников и 2) среднегодовой доход.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1091 утверждены Правила ведения и использования реестра субъектов предпринимательства (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил определение категории субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с критериями и их пороговыми значениями, указанными в статье 24 Предпринимательского кодекса, а также правилами расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов предпринимательства, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. Формирование реестра осуществляется уполномоченным органом по предпринимательству.
Судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 16 Правил реестр является основным источником данных о категории субъектов предпринимательства для любых заинтересованных лиц, в том числе государственных органов.";
4) в пункте 15 слова "Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196)" заменить словами "Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам (утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 534)";
5) в пункте 16 слова "ста месячных расчетных показателей (далее – МРП)" заменить словами "ста МРП";
6) пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Порядок определения размера вреда, причиненного транспортному средству, установлен статьей 22 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств и Правилами определения размера вреда.
Потерпевший (выгодоприобретатель), транспортному средству которого причинен вред, со дня представления им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда, причиненного имуществу, сохраняет поврежденное имущество в таком состоянии, в какое оно пришло в результате транспортного происшествия, и предоставляет возможность страховщику произвести расчет размера вреда.
И только в случае, если страховщиком в установленный срок не будет определен размер вреда, то страхователь (застрахованный) либо потерпевший (выгодоприобретатель) или их представители могут воспользоваться услугами оценщика и начать восстановление (утилизацию) имущества.
В этом случае результат определения размера вреда, причиненного транспортному средству, произведенного оценщиком, принимается страховщиком для осуществления страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) или его представителю.
Затраты на услуги оценщика, понесенные страхователем (застрахованным) либо потерпевшим (выгодоприобретателем) или их представителями, подлежат возмещению страховщиком вне зависимости от страховой выплаты.";
7) пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Согласно пункту 3 Правил определения размера вреда потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения отчета о размере вреда указывает в полученном отчете отметку о согласии либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда с указанием причин несогласия.
Оспаривание результатов расчета размера вреда потерпевшим (выгодоприобретателем) или их представителями осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29-1 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств.";
8) в пункте 19 в абзаце третьем предложение третье исключить;
9) в пункте 25 слова "о пенсионном обеспечении" заменить словами "о социальной защите";
10) в пункте 26 после слов "бесплатной медицинской помощи" дополнить словами "и в систему обязательного социального медицинского страхования";
11) пункт 35 изложить в следующей редакции:
"35. Выгодоприобретатель – это лицо, которое в соответствии с договором страхования или законодательными актами Республики Казахстан является получателем страховой выплаты.
По добровольным видам страхования выгодоприобретатель назначается страхователем. Если страхователь при этом не является застрахованным, то выгодоприобретателем должен быть застрахованный либо он назначается с письменного согласия застрахованного.
По договору добровольного страхования транспортного средства, приобретенного на заемные средства, выгодоприобретателем, как правило, назначается банк, являющийся одновременно залогодержателем по договору залога транспортного средства. Заемщик (залогодатель), являясь застрахованным, и присоединившись к договору добровольного страхования, выражает тем самым согласие с его условиями.
В силу пункта 2 статьи 306 ГК при наступлении страхового случая право требования по договору страхования заложенного имущества у залогодателя возникает только в случае отказа от него залогодержателя.
Следовательно, предъявляя иск о взыскании страховой выплаты, залогодатель (застрахованный) должен представить доказательства того, что банк отказался от своего права на получение страховой выплаты.";
10. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" от 29 ноября 2018 года № 15 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 15 апреля 2021 года № 1):
1) по всему тексту слова "искового заявления", "исковое заявление" заменить соответственно словами "иска", "иск";
2) в пункте 2 в абзаце четвертом слова "об определении места жительства ребенка, о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, об отмене последствий ограничения родительских прав, о возврате родителям, опекунам (попечителям), патронатному воспитателю ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения" заменить словами "об определении места жительства ребенка, в том числе при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; определении порядка общения родителя, близких родственников с ребенком, проживающим отдельно от них; отобрании ребенка, находящегося у других лиц, не на основании закона; о лишении (ограничении) и восстановлении (отмене ограничений) родительских прав";
3) в пункте 8 в абзаце пятом слова "находящихся в трудной жизненной ситуации" заменить словами "нуждающихся в специальных социальных услугах";
4) в пункте 10 слова "находящихся в трудной жизненной ситуации" заменить словами "нуждающихся в специальных социальных услугах";
11. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения ребенка" от 29 ноября 2018 года № 16:
1) по всему тексту слова "исковое заявление", "искового заявления" заменить соответственно словами "иск", "иска";
2) в пункте 1:
в абзаце втором слова "районным (городским) судом и приравненным к ним судами (далее – районный суд)" заменить словами "специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"Дела об установлении факта рождения ребенка конкретной женщиной, установлении факта признания отцовства или факта отцовства разрешаются специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних в порядке особого производства по правилам, установленным главой 32 ГПК.";
3) в пункте 3:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"По ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица иски об установлении отцовства и о взыскании алиментов могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.";
абзац третий исключить;
абзацы четвертый и пятый считать абзацами третьим и четвертым;
4) в пункте 10 абзац третий исключить;
5) в пункте 14 абзац третий изложить в следующей редакции:
"Если иск об оспаривании записи об отце (матери) ребенка в книге записей актов о рождении подан лицом, не относящимся к перечню лиц, указанных в пункте 1 статьи 51 Кодекса, судья отказывает в иске.";
6) в пункт 18 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
7) в пункте 19:
в абзаце первом слова "для государственной регистрации установления отцовства" заменить словами "для внесения изменений, дополнений в актовую запись о государственной регистрации рождения в связи с установлением отцовства";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Изменения, дополнения в актовую запись о государственной регистрации рождения ребенка при установлении отцовства вносятся на основании решения суда об установлении отцовства, а также установлении факта признания отцовства и факта отцовства (подпункт 3) пункта 1 статьи 192-1 Кодекса).";
абзацы пятый и шестой исключить;
абзац седьмой считать абзацем пятым;
в абзаце седьмом слова "по указанному вопросу" исключить;
8) в пункте 20 слова "и аннулировании записи акта об установлении отцовства" исключить;
12. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов" от 29 ноября 2019 года № 6 (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 15 апреля 2021 года № 1; от 30 сентября 2021 года № 2):
1) по всему тексту:
слова "исковое заявление", "искового заявления" заменить соответственно словами "иск", "иска";
слова "нотариально удостоверенное", "нотариально удостоверенного" исключить;
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В соответствии с частью третьей статьи 27 ГПК иски о взыскании алиментов, об изменении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов, от уплаты задолженности по алиментам, взыскиваемым на содержание несовершеннолетних детей, иные иски, связанные с взысканием алиментов, в том числе иски об изменении, расторжении или признании недействительным соглашения об уплате алиментов подлежат рассмотрению и разрешению в специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних.
В соответствии с частью четвертой статьи 30 ГПК иски о взыскании алиментов могут быть предъявлены истцом по месту своего жительства, за исключением исков по делам, подсудным районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.
Поскольку иски об увеличении размера алиментов, о взыскании неустойки в связи с несвоевременной уплатой алиментов вытекают из прав взыскателя на получение алиментов, то такие иски также могут быть предъявлены по выбору истца либо по месту своего жительства, либо по месту жительства ответчика, с соблюдением требований части третьей статьи 27 ГПК.
Иски лиц, обязанных уплачивать алименты, об освобождении от уплаты алиментов или от уплаты задолженности по алиментам подлежат рассмотрению по месту жительства ответчика, за исключением исков по делам, подсудным районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.";
3) в пункте 4 в абзаце первом слова ", подлежащее удостоверению нотариально" исключить;
4) в пункте 5 абзац четвертый после слов "если ребенок рожден вне брака (супружества)" дополнить словами "до 25 ноября 2019 года";
5) в пункте 6 абзац пятый исключить;
6) в пункте 9 абзац десятый исключить;
7) в пункте 12 в абзаце пятом слово "заявлению" заменить словом "искам";
8) в пункте 15 в абзаце первом слово "инвалидами" заменить словами "лицами с инвалидностью";
9) пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. Соглашение об уплате алиментов, заключенное во внесудебном порядке, составляется в письменном виде в форме:
соглашения об уплате алиментов – нотариусом;
соглашения об урегулировании спора (конфликта) – медиатором;
соглашения об урегулировании спора об уплате алиментов в порядке партисипативной процедуры – адвокатами, лицами, являющимися членами палаты юридических консультантов (статья 158 Кодекса)
Соглашение об уплате алиментов обязательно должно содержать размер, способ и порядок уплаты алиментов.
Согласно соглашению об уплате алиментов, алименты могут выплачиваться следующим способом:
в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты;
в твердой денежной сумме, выплачиваемой периодически;
в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;
путем предоставления имущества;
иными способами, относительно которых достигнуто соглашение (выполнение работ, оказание услуг и т.д.).
В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов.
В силу пункта 1 статьи 159 Кодекса к заключению, исполнению, изменению, расторжению и признанию недействительным соглашения об уплате алиментов применяются нормы ГК, регулирующие заключение, исполнение, изменение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок.
К правоотношениям об изменении и расторжении соглашения об уплате алиментов подлежат применению нормы пункта 2 статьи 401 ГК, согласно которому по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законодательными актами или договором.
Судам следует иметь в виду, что к иным случаям, предусмотренным законодательством, относятся положения пункта 3 статьи 159 Кодекса.
Так, в случае существенного изменения материального или семейного положения сторон и при недостижении соглашения об изменении или о расторжении соглашения об уплате алиментов заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении или о расторжении этого соглашения.";
10) в пункте 31 абзац первый изложить в следующей редакции:
"Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 139 Кодекса, определяется судебным исполнителем, исходя из заработной платы и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не представлены документы, подтверждающие его заработную плату и иной доход, ежемесячные выплаты и (или) задолженность по алиментам определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве из размера средней месячной заработной платы в Республике Казахстан на момент взыскания задолженности. Для должников, являющихся лицами с инвалидностью, ежемесячные выплаты или задолженность по алиментам определяются из их ежемесячной заработной платы и иного дохода, а в случае, если они не работают, - из ежемесячных пособий и (или) социальных выплат, выплачиваемых из бюджетных средств и (или) Государственного фонда социального страхования.";
11) в пункте 32 абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Неустойка, установленная статьей 171 Кодекса, является специальной мерой семейно-правовой ответственности, гарантирующей осуществление прав нуждающихся членов семьи на получение содержания, и взыскивается в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Уменьшение размера неустойки за несвоевременную уплату алиментов на основании статьи 297 ГК не допускается.";
12) в пункте 34 абзац первый изложить в следующей редакции:
"С учетом требований пункта 1 статьи 144 Кодекса при отсутствии соглашения об уплате алиментов каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных исключительными обстоятельствами.";
13) в пункте 35 в абзаце третьем слова ", а также кратность, исходя из размера МРП" исключить.
2. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования, за исключением подпункта 2) пункта 9, который вводится в действие с 1 января 2024 года.
Председатель Верховного Суда Республики Казахстан |
А. Мергалиев |
Судья Верховного Суда Республики Казахстан, секретарь пленарного заседания |
Г. Альмагамбетова |