В соответствии с подпунктом 5) статьи 19 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", в целях обеспечения комплексного развития города Шымкента Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый проект Генерального плана города Шымкента (включая основные положения), одобренный маслихатом города Шымкента.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2012 года № 1134 "О генеральном плане города Шымкент Южно-Казахстанской области".
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2023 года № 916 |
Генеральный план города Шымкента (включая основные положения)
Глава 1. Общие положения
Генеральный план города Шымкента (далее – Генеральный план) является основным градостроительным документом, определяющим направления перспективного комплексного развития, планировочной организации территории, системы социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города.
Генеральный план разработан в соответствии с требованиями Земельного, Экологического кодексов Республики Казахстан, законов Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и других законодательных актов и нормативных документов Республики Казахстан, относящихся к сфере градостроительного проектирования.
Схема Генерального плана (основной чертеж) выполнена в существующих административно-территориальных границах города с учетом перспективного развития территорий согласно приложению к настоящему Генеральному плану.
Генеральным планом приняты следующие проектные периоды:
1) исходный год – на 1 января 2021 года;
2) первая очередь строительства – 2027 год;
3) расчетный срок – 2035 год.
Глава 2. Назначение Генерального плана
Генеральный план разработан с учетом взаимосвязанности Шымкента и Шымкентской агломерации.
Генеральный план определяет:
1) основные направления развития территории города Шымкента (далее – город), включая социальную, рекреационную, производственную, транспортную и инженерную инфраструктуры, с учетом природно-климатических, сложившихся и прогнозируемых демографических и социально-экономических условий;
2) функциональное зонирование и ограничение на использование территорий этих зон;
3) меры по защите территории от опасных (вредных) воздействий природных и техногенных явлений и процессов, улучшению экологической обстановки;
4) основные направления по разработке транспортного раздела, генеральную схему улично-дорожной сети и комплексную схему организации дорожного движения;
5) иные меры по обеспечению устойчивого развития города.
Генеральный план является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации градостроительных планов развития территорий пяти административных районов и других территориальных единиц Шымкента, проектов планировки и застройки города.
Генеральный план является основой для разработки:
1) долгосрочных и краткосрочных программ социально-экономического развития города;
2) комплексных схем развития электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и других инженерных систем;
3) комплексной транспортной схемы города (далее – КТС);
4) отраслевых схем развития и размещения социально значимых объектов образования и здравоохранения на территории города;
5) проектов детальной планировки и застройки территории города по реализации утвержденного Генерального плана;
6) комплексных планов застройки на краткосрочные периоды;
7) программ реконструкции и развития жилых, производственных и коммунально-складских территорий;
8) планов сохранения и реабилитации исторической застройки и объектов исторического и культурного наследия;
9) программ развития территорий рекреационных зон и озеленения;
10) планов комплексного благоустройства и преобразования общественных пространств;
11) правил застройки города.
Глава 3. Социально-экономическое развитие
Параграф 1. Демография
Численность населения в пределах административных границ территории города составила в исходном году 1074,5 тыс. человек.
Прогноз численности населения города на расчетный срок выполнен с учетом объективно происходящих изменений в естественном и миграционном движении населения.
Перспективная численность населения определена методом статистической экстраполяции и трудового баланса с учетом оптимального включения населения в трудоспособном возрасте в деятельность во всех сферах социально-экономической деятельности.
Проектная численность населения города составит:
1) первая очередь строительства (2027 год) – 1450 тыс. человек;
2) расчетный срок (2035 год) – 1850 тыс. человек.
Общий прогнозный прирост населения составит по периодам проектирования:
первая очередь строительства (7 лет) – 337,5 тыс. человек. (48 тыс. человек/год);
расчетный срок (8 лет) – 400 тыс. человек (50 тыс. человек/год)
Население в трудоспособном возрасте к концу расчетного срока составит по прогнозу 67,6 % от численности населения города.
Параграф 2. Жилищно-гражданское строительство
Жилищный фонд города составляет в исходном году 19844,9 тыс. м² общей площади (135740 ед. домов) при средней расчетной жилищной обеспеченности всего населения города общей площадью квартир – 18,5 м² на одного жителя.
Жилищный фонд города на современном уровне представлен преимущественно 1-2 этажными домами индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) – 13850,7 тыс. м² общей площади, составляющими 70 % всего наличия жилищного фонда, доля многоэтажных жилищных комплексов определилась в 30 % всего фонда, что составляет 5994,2 тыс. м² общей площади.
Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение обеспеченности жильем всего населения города к расчетному сроку до 27,8 м² общей площади на одного человека, т.е. с приростом на 9,3 м² общей площади на одного человека.
Для расчета прогноза объемов нового жилищного строительства общая расчетная нормативная площадь обеспеченности населения принята в размере общей площади: 25 м²/человек на первую очередь и 30 м²/человек на расчетный срок.
Объем нового жилищного строительства за период 2021 – 2035 годы составит 31610,0 тыс. м² общей площади, в том числе в домах с приусадебными участками – 4800,0 тыс. м² (15 %), малоэтажных застройках типа таунхауз (2-3 этажа) – 1580,0 тыс. м² (5 %) и многоквартирных многоэтажных домах – 25230,0 тыс. м² общей площади (80 %).
Ориентировочный среднегодовой объем прогноза ввода нового жилищного фонда (объемов нового жилищного строительства) за 15-ти летний период развития Генерального плана города составит порядка 2,1 млн м² общей площади/год.
Общая потребность города в территориальных ресурсах до 2035 года для целей жилищного строительства на уровне застройки жилого района составит 9492 га, в том числе на период 2021 – 2027 годы – 3924 га, а на период 2028 – 2035 годы – 5568 га.
В период первого этапа строительства (2021 – 2027 годы) объем строительства нового жилищного фонда составит 13210,0 тыс. м² общей площади, из них в домах с приусадебными участками – 2880,0 тыс. м², средне этажных домах (таунхаузах) – 665,0 тыс. м² и многоквартирных многоэтажных домах – 9 665,0 тыс. м² общей площади.
Сфера общественного обслуживания. Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижения нормативных показателей обеспеченности населения бесплатными услугами социально значимых объектов в сочетании с развитием негосударственных форм обслуживания.
Общий фонд объектов общественного обслуживания города по состоянию на 1 января 2021 года по данным опорного плана составляет 6 156,98 тыс. м² общей площади.
Объемы нового строительства объектов общественного обслуживания Шымкента на перспективу в период 2021 – 2035 годы составят 8514,34 тыс. м² общей площади, территории, необходимые для строительства отдельно стоящих объектов обслуживания, – 1290 га.
Общий фонд общественной застройки на 1 января 2036 года достигнет 14671,32 тыс. м² общей площади, что эквивалентно 7,93 м² общей площади на человека при существующем показателе на 2021 год – 5,7 м² на человека, т.е. увеличится на 2,23 м² на человека с учетом перспективного прироста численности населения и покрытия дефицита существующего состояния в организации объектов общественного обслуживания города.
Параграф 3. Прогноз социально-экономического развития
Основным приоритетным направлением социально-экономического развития города является дальнейшая реализация долгосрочных приоритетов Стратегии "Казахстан – 2050" по обеспечению улучшения благосостояния населения города в рамках создания устойчивой модели казахстанской экономики.
Для достижения поставленных целей продолжится решение задач по обеспечению устойчивого экономического роста города, социального благополучия и продуктивной занятости населения, а также поступательному снижению уровня инфляции и стабильности цен.
Развитие отраслей экономики города через проведение эффективной промышленной, инфраструктурной, инвестиционной и торговой политик, которые обеспечат повышение производительности, рост конкурентоспособности и качества отечественной продукции, поддержку продвижения отечественных товаров на зарубежные рынки, развития соответствующей инфраструктуры в рамках реализации действующих государственных и региональных программ:
третьей пятилетки индустриализации, цифровых технологий и развития "экономики простых вещей";
программы развития агропромышленного комплекса с увеличением производительности труда, экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции;
государственных программ инфраструктурного и жилищного строительства, включая вопросы тепло-, водоснабжения и водоотведения, модернизации жилищного фонда, снижения цифрового неравенства, а также повышения эффективности транспортно-логистической инфраструктуры;
стимулирования инвестиций с развитием инструментов государственной поддержки;
расширения и стимулирования бизнес-среды путем дальнейшего совершенствования институциональной основы поддержки бизнеса, расширения микрокредитования посредством предоставления льготных микрокредитов, развития конкуренции и привлечения частного капитала в экономику;
повышения качества человеческого капитала через модернизацию и повышение качества образования, улучшение социального положения педагогов, а также увеличение финансирования всех уровней образования;
доступной и качественной системы здравоохранения, повышения статуса и социальной поддержки, профессиональной ответственности медицинских работников, а также обновления инфраструктуры здравоохранения;
социального обеспечения, ориентированного на повышение социальной защищенности работающих граждан, людей с ограниченными возможностями и усиление адресного характера социальной помощи, расширение продуктивной занятости и совершенствование пенсионной системы;
развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворять потребность экономики и населения города в транспортных услугах;
- стимулирования перехода на энергосберегающие технологии и "зеленую" экономику.
Параграф 4. Модернизация промышленных зон города
В настоящее время в городе под промышленными зонами и участками с производственной застройкой занято 3650 га территории, из них под промышленными предприятиями и организациями – 2340 га, под предприятиями коммунально-складской застройки – 1310 га.
На первую очередь строительства, до 1 января 2028 года, площадь промышленных зон города увеличится на 3170 га за счет строительства новых планируемых к размещению индустриальных зон с развитием 14-ти перспективных промышленных кластеров преимущественно в северо-западном направлении и агроиндустриальной зоны пищевой промышленности "Бозарык" в юго-западном направлении.
Получат свое дальнейшее развитие производственные индустриальные зоны на территории города в период 2028 – 2035 годы с приростом дополнительных площадей до 1990 га, размещаемых в административных границах города с учетом среднегодового направления розы ветров.
Общий прирост территорий новых производственных зон города Шымкент по Генеральному плану города на период 2021 – 2035 годы запланирован на площади 5160 га.
К концу расчетного периода (2035 год) в социально-экономических отраслях города прогнозируется иметь 1022,2 тыс. рабочих мест.
Глава 4. Градостроительное развитие
В градостроительной концепции Генеральный план развития города предполагает:
1) кардинальную модернизацию городской среды в пределах существующих границ города;
2) планомерную передислокацию населения из менее благоприятных для жизнедеятельности территорий в более экологически устойчивые и благоустроенные районы города;
3) резервирование периферийных территорий и подготовку их для перспективной инновационно-урбанизированной комплексной застройки "зелеными" кластерами различного варианта (селитебной, экологически благоприятной производственной и другими зонами);
4) проведение градостроительной политики по сохранению исторического колорита застройки в центре города и других исторических планировочных районах;
5) размещение объектов социального и культурно-бытового назначений и рекреации первичного и вторичного уровня обслуживания в районах проживания населения с учетом нормативной доступности и эффективного обслуживания населения;
6) формирование общественных центров по новым принципам обслуживания населения, соответствующего по оперативности, качеству, доступности, прозрачности, легитимности, ответственности и т.п.;
7) восстановление в исторической части города систем пешеходных связей, развитие пешеходных связей в остальной части города в увязке с системой рекреационных площадок города;
8) развитие в гармоничном сочетании промышленных и сервисных функциональных зон для их рационального и эффективного освоения, в результате упрочение социально-экономической основы города-центра;
9) планомерную модернизацию городской транспортной системы на основе проведения глубокой и всесторонней научно-исследовательской работы по изучению сложившихся систем транспорта города и пригородной зоны, зарубежного опыта в данном аспекте и прогнозирования его развития посредством анализа вариантов показателей системы моделирования;
10) проведение глубокой и всесторонней научно-исследовательской работы по изучению сложившейся экологической обстановки и на основе изучения зарубежного опыта по данному вопросу выработку прогнозных предложений по оздоровлению экологической среды города;
11) подготовку программ и планомерную их реализацию по защите населения города от опасных природных и техногенных процессов;
12) другие меры, направленные на решение первоочередных вопросов жизнедеятельности города.
Одной из основных задач технико-экономических показателей нового Генерального плана является разработка модели развития города в перспективе с выделением этапов развития в пределах расчетного срока.
Основные направления градостроительного развития Шымкента:
1) территориальное развитие во всех возможных направлениях в существующих границах с освоением новых площадок для размещения жилищно-гражданского строительства;
2) максимальное освоение существующих свободных территорий и реконструкция кварталов малоценного жилищного фонда;
3) концентрическое зонирование селитебных территорий от центра с многоэтажной застройкой к периферии с малоэтажной застройкой;
4) последовательное преобразование городских районов и примагистральных территорий вдоль основных городских магистралей посредством замены усадебной застройки на многоквартирную;
5) реконструкция территорий, прилегающих непосредственно к центральной части города;
6) формирование системы общегородского центра в увязке с предполагаемым направлением роста города;
7) формирование пяти самодостаточных городских административных районов посредством создания крупных локальных многофункциональных центров со своими административными, культурными и торгово-развлекательными функциями, спортивными сооружениями, парками, скверами и бульварами;
8) рациональное использование промышленных территорий в условиях сложившейся планировочной структуры с учетом градостроительных и технологических требований;
9) технологическая модернизация промышленных предприятий с целью исключения отрицательного воздействия на окружающую среду;
10) сохранение и регенерация историко-культурного наследия города;
11) сохранение и развитие территорий природного комплекса;
12) развитие системы зеленых насаждений общего пользования.
Архитектурно-планировочная организация территории и резервные территории. Проектная архитектурно-планировочная организация территории города выполнена с учетом сложившейся функционально-планировочной структуры города и разработана на основе комплексной оценки территории и сложившегося транспортно-планировочного каркаса.
Общая площадь территории города в проектных границах остается на современном уровне исходного года – 116,28 тыс. га.
На исходный год площадь застроенной территории города составила 29,6 тыс. га (25,4 %), в том числе жилая и общественная застройка – 22,93 тыс. га (19,7 %), незастроенные территории – 86,68 тыс. га (74,6%), в том числе земли сельскохозяйственного использования – 59,18 тыс. га (50,8 %).
На расчетный срок до 2035 года аналогичные показатели использования территории составят: площадь застроенной территории города – 54,42 тыс. га (46,8 %), в том числе жилая и общественная застройка – 41,79 тыс. га (35,9%), незастроенные территории – 61,86 тыс. га (53,2 %), в том числе земли сельскохозяйственного использования – 30,00 тыс. га (25,7 %) соответственно.
Резервные территории для перспективного социально-экономического, территориального развития города и архитектурно-пространственной организации территорий предусмотрены преимущественно в северо-западной и юго-западной частях существующего города в основном за счет неблагоприятных для использования земель сельскохозяйственного назначения.
Площадь резервных территорий в исходном году - 0,73 га (0,6 %), а на расчетный период до 2035 года величина резервных территорий запланирована на уровне 6,42 тыс. га (5,5 %), в том числе на развитие селитебных территорий (жилой и общественной застройки) – 4,42 тыс. га (3,8 %) и развитие промышленно-производственных и коммунальных территорий – 2,00 тыс. га (1,7 %).
Глава 5. Транспортная инфраструктура
Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста демографических и социально-экономических показателей, подвижности населения, изменения объемов пассажирских и грузовых перевозок, бесконфликтного включения новых альтернативных видов транспорта, ужесточения экологических требований. Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость не моторизированных способов перемещения (пешеходное и велосипедное движение), общественного и индивидуального транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также предоставление возможности потребителям альтернативного выбора видов транспортного обслуживания.
Развитие систем внешнего и городского транспорта предусматривает:
строительство объездной железнодорожной ветки для пропуска транзитных составов в обход города;
строительство нового железнодорожного вокзала пропускной способностью 20 тыс. пассажиров в сутки;
создание современных терминальных и логистических комплексов по обслуживанию пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой и перегрузке грузов, предусматривающих удобный доступ для различных транспортных систем и городского транспорта;
строительство трех колец, работающих в скоростном режиме:
Шымкентская кольцевая автодорога (ШымКАД);
магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения – среднее кольцо (СК) и внутреннее малое кольцо (МК);
формирование радиальной сети магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения, работающих в скоростном режиме и имеющих выходы на внешние магистрали;
строительство двух линий LRT в меридиональном и широтном направлениях и пяти линий BRT.
Глава 6. Инженерная инфраструктура
Параграф 1. Водоснабжение
Генеральный план предусматривает сохранение и развитие действующей зональной системы водопровода с увеличением ее производительности на первую очередь строительства (2027 год) до 326,79 тыс. м3/сут.; на расчетный срок (2035 год) – до 451,35 тыс. м3/сут.
Для водоснабжения необходимы строительство новых и реконструкция существующих водоводов и сетей.
Существующая производительность городского водопровода соответствует расчетной потребности в воде питьевого качества с обеспечением резерва ее производительности. На конец расчетного срока проекта предполагается 100 % охват потребителей города системой централизованного водоснабжения.
Параграф 2. Водоотведение
В части развития канализационной системы Генеральным планом предусмотрено повышение надежности функционирования системы канализации с доведением ее общей мощности на первую очередь строительства (2027 год) до 304,17 тыс. м3/сут.; на расчетный срок (2035 год) – до 404,54 тыс. м³/сут.
Проектом предлагаются увеличение производительности существующих канализационных очистных сооружений (далее – КОС) до 200 тыс. м3/сутки (разработан рабочий проект) и размещение новых КОС на окраине городской территории в северо-западном направлении от площадки существующих КОС производительностью 104,17 тыс. м3/сут. на первую очередь строительства (2027 год) с увеличением производительности до 204,54 тыс. м3/сут. на расчетный срок (2035 год).
Для водоотведения необходимы строительство новых и реконструкция существующих канализационных коллекторов.
Параграф 3. Теплоснабжение
В настоящее время на ТЭЦ-3 акционерного общества "3-Энергоорталык" имеется резерв по располагаемой тепловой мощности порядка 100 Гкал/ч и при соответствующем развитии станции тепловой мощности ТЭЦ будет достаточно для теплоснабжения прироста тепловых нагрузок многоэтажной жилой и общественной застройки в существующих границах зоны в период до 2035 года.
Для передачи тепла в районы новой застройки от новых районных и групповых котельных потребуется опережающее строительство новых тепловых сетей с целью своевременного обеспечения нагрузки отопления жилой и общественной застройки.
В проекте рассматривается вариант строительства одной районной или групповой котельной для каждого пятна крупномасштабного строительства многоэтажной застройки, в то же время, учитывая длительный период реализации проекта Генерального плана (до 2035 год), теплоснабжение проектируемой жилой застройки может быть решено от нескольких котельных (по мере освоения территорий).
Строительство новых котельных должно осуществляться с применением современного высокоэффективного основного и вспомогательного оборудования. Степень экономической эффективности строительства крупных групповых котельных зависит от темпов возведения новой застройки: чем эти темпы выше, тем скорее котельные выйдут на условие нормальной эксплуатации.
Теплоснабжение новой многоэтажной жилой и общественной застройки, вводимой в зонах децентрализованного теплоснабжения, должно осуществляться от локальных газовых теплоисточников, размещаемых в непосредственной близости от потребителя, с учетом плотности застройки и концентрации тепловой нагрузки.
Параграф 4. Электроснабжение
На перспективу развития в городе сохраняется существующая принципиальная схема электроснабжения. Электроснабжение существующих потребителей города предполагается осуществлять по существующим электрическим сетям от существующих трансформаторных подстанций с учетом проведения реконструкции или замены трансформаторов на большую мощность (при необходимости).
Для электроснабжения проектной застройки на территории города требуется провести строительство дополнительных трансформаторных подстанций и линий электропередачи 35-220 кВ.
Параграф 5. Газоснабжение
На перспективу развития в Шымкенте сохраняется существующая схема обеспечения города на базе использования природного газа, с доведением объемов потребления до расчетных нормативных показателей.
Потребление природного газа на первую очередь строительства (2027 год) составит 317,7 млн м3/год, на расчетный срок (2035 год) – 353,7 млн м3/год.
Для газоснабжения проектной застройки на территории города необходимы строительство новых и реконструкция существующих сетей газоснабжения высокого и среднего давления.
Параграф 6. Телекоммуникации
При ожидаемой на первую очередь (2027 год) численности населения города в 1450 тысяч человек и принятой в данном проекте телефонной плотности (20 номеров на 100 человек) расчетная номерная емкость сети составит 290000 номеров. На расчетный срок (2035 год), при ожидаемом количестве населения 1850 тысяч человек и телефонной плотности – 20 номеров на 100 человек, расчетная номерная емкость сети составит 370000 номеров.
Обеспечение расчетной абонентской емкостью сети предполагается путем расширения и модернизации телекоммуникационных сетей города с посегментной интеграцией и последующим полным переходом на использование технологии Next Generation Network (NGN).
При развитии сетей NGN существующие подключения и абонентская сеть сохраняются. Обеспечение связи сетей старой системы с сетями системы следующего поколения будет осуществляться за счет использования программного коммутатора Softswitch.
Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду
К экологическим требованиям градостроительного развития города относятся:
1) радикальное оздоровление среды жизнедеятельности в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта, прежде всего в центральной части, юго-восточном, восточном и северном секторах города;
2) защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий, реализация мер по реабилитации и воссозданию утраченных в результате хозяйственной деятельности природных территорий, а также формированию новых зеленых массивов в селитебной зоне и на территориях овражно-балочной сети в пределах города протяженностью от 7,5 км до 10 км и шириной 100-175 м;
3) реабилитация территорий существующих промышленных зон;
4) повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территории и улучшения мезоклиматических и микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города.
Необходимыми условиями выполнения экологических требований к градостроительному развитию города являются:
1) ликвидация зон экологического риска, создающих существенную угрозу безопасности здоровья населения;
2) разработка проектов водоохранных полос и зон рек Бaдaм, Кошкaрaтa, Кaрaсу и Сайрамсу города и реализация комплексных программных мер по планомерному приведению их в соответствие с требованиями экологического законодательства;
3) организация постоянного водотока по четырем главным водным артериям города, создающего благоприятные микроклиматические условия и способствующего улучшению воздушной циркуляции прилегающих территорий;
4) осуществление мер по санации, реабилитации, реорганизации территорий, подвергшихся сильной техногенной нагрузке (территории несанкционированных свалок, зон загазованности и шумового дискомфорта при магистральных территориях и т.п.);
5) снижение валовых выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников эмиссий в результате внедрения новых экологически чистых технологий;
6) развитие системы производственного мониторинга на предприятиях города за выбросами предприятий и автотранспортных средств и т.д.;
7) внедрение экологически чистых малоотходных и безотходных технологий, бессточных циклов производств, оснащение объектов промышленности, энергетики, городского хозяйства современным газоочистным, пылеулавливающим и водоочистным оборудованием с высоким КПД;
8) изменение структуры используемых видов моторного топлива за счет увеличения числа автомобилей, работающих на топливе с высокими стандартами качества Евро-4 и выше;
9) обеспечение соблюдения стандартов качества питьевой воды и очистки производственных, коммунально-бытовых сточных вод и поверхностного стока;
10) переход автотранспорта города на более чистые виды топлива и совершенствование транспортной системы города за счет оптимального развития общественного транспорта;
11) совершенствование городской системы развития уличной сети для оздоровления экологической обстановки в городе и зонах, наиболее загруженных транспортными потоками улиц;
12) строительство объездных автомагистралей с преимущественным движением грузового транспорта и смешанным движением.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана
________________________________________________________________________________
Приложение к Генеральному плану города Шымкента (включая основные положения) |
Генеральный план города Шымкента (основной чертеж)