Об утверждении Комплексного плана по развитию машиностроительной отрасли Республики Казахстан на 2024 – 2028 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2023 года № 991

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план по развитию машиностроительной отрасли Республики Казахстан на 2024 – 2028 годы (далее – Комплексный план).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, а также заинтересованным организациям, ответственным за исполнение Комплексного плана:

      1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексным планом;

      2) по итогам года, не позднее 20 января, представлять информацию о ходе его реализации в Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан.

      3. Министерству промышленности и строительства Республики Казахстан по итогам года, не позднее 1 февраля, представлять сводную информацию о ходе выполнения Комплексного плана в Правительство Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 7 ноября 2023 года № 991

Комплексный план по развитию машиностроительной отрасли
Республики Казахстан на 2024 – 2028 годы

      Введение

      Машиностроение, от которого зависит развитие производственного и научно-технологического потенциала, рост производительности труда, национальная безопасность и качество жизни в стране, является ведущей отраслью обрабатывающей промышленности мира и тем самым определяет конкурентное преимущество промышленности и экономики страны. На отрасль приходится порядка 50 % глобального экспорта товаров обрабатывающего сектора (в Японии – 68 %, Китае – 56 %, Германии – 55 %, США – 53 %, Канаде – 35 %).

      С учетом этого в промышленно развитых странах мира данной отрасли уделяется особое внимание и оказывается поддержка со стороны государства. Для того, чтобы Казахстан успешно развивался и занял свою нишу на глобальной арене, в современных условиях дальнейшее повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения – это крайне важный и актуальный вопрос.

      На сегодняшний день в отрасли наблюдается следующая ситуация.

      За 2017 – 2022 годы доля машиностроительной отрасли в экономике страны увеличилась с 1,0 % до 1,5 %, в обрабатывающем секторе – с 8 % до 13 %. Стоимостной объем производства в отрасли вырос в 3 раза до 3,1 трлн тенге, из которых на сектор автомобилестроения приходится 1229 млрд тенге (39 %), на остальные сектора машиностроения – 1752 млрд тенге (61 %). В сельхозмашиностроении – в 10,5 раза, автомобилестроении – в 8,2 раза, железнодорожном машиностроении – в 3,2 раза, авиастроении – в 3,7 раза, электротехническом – в 1,1 раза, горно-металлургическом – в 2,2 раза, нефтегазовом машиностроении – в 1,2 раза. В энергетическом машиностроении произошел спад – в 2,2 раза.

      Вместе с тем, на фоне общего роста производства машиностроительной продукции в отрасли сохраняется существенная зависимость от импорта.

      По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР) порядка 40 % импорта страны это машиностроительная продукция (19,8 из 50 млрд долларов США в 2022 году). Внутренний рынок машиностроения Казахстана обеспечивается отечественным производством всего на 13 %.

      При этом на уровне макрорегиона имеется существенный потенциал сбыта машиностроительной продукции. Общий импорт машиностроительной продукции рынка Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за 2021 год1 (без учета Республики Казахстан) составил 141,2 млрд долларов США. Однако ситуация осложняется текущей геополитической обстановкой, санкциями в отношении России – основного торгового партнера Казахстана, высокими инфляционными ожиданиями и рисками, нарушенными как глобальными, так и региональными цепочками поставок товаров.

      Рост экспорта увеличился в 5,7 раза до 3,7 млрд долларов США. Вместе с тем отечественная продукция отрасли недостаточно представлена на мировом рынке (0,02 % в 2021 году). Для сравнения, доля России в мировом экспорте машиностроительной продукции – 0,3 % (с учетом действующих с 2014 года санкций), Кореи – 4,6 %, США – 8,3 %, Германии – 9,6 %, Китая – 20 %. Это обусловлено в том числе значительным финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в данных странах.

      В Казахстане отмечается низкая доля машиностроения в затратах на НИОКР – всего 11,4 млрд тенге или 22 % в обрабатывающей промышленности (50,6 млрд тенге), тогда как на металлургию было затрачено 28,2 млрд тенге или 56 % от общего объема затрат на НИОКР.

      По итогам 2022 года производительность труда машиностроительной отрасли составила 28,7 тысячи долларов США на одного работника.

      В основной капитал отрасли инвестировано более 64,6 млрд тенге (140 млн долларов США), привлечено более 474,6 млн долларов США прямых иностранных инвестиций.

      В отрасли действует более 3,7 тысячи машиностроительных предприятий, где занято порядка 118,6 тысячи человек. Однако основные производственные фонды предприятий отрасли нуждаются в обновлении. По данным БНС АСПиР в машиностроении степень износа оборудования составляет в среднем по отрасли 37-40 %2. Состояние основных фондов требует усиленного контроля, модернизации или реконструкции, что затруднено высокими ставками банковского кредитования и недостатком залоговой базы.

      Отмечается нехватка собственного производства базовых компонентов (литье, поковки, штамповки, прокат). В настоящее время отдельные предприятия отрасли заинтересованы в развитии и модернизации литейных производств на территории Республики Казахстан.

      В этой связи актуальным остается вопрос обеспечения приоритетного и доступного (по условиям, срокам и требованиям к залоговой базе) финансирования, в первую очередь малого и среднего бизнеса, в т.ч. по линии Фонда развития промышленности, для модернизации, расширения действующих и создания новых производств в отрасли.

      _______________________________

      1Данные по торговле за 2022 год по ряду стран недоступны ввиду геополитической ситуации (Беларусь, Россия, Украина).

      2Представлены данные за 2021 год. Публикация годовых данных за 2022 год ожидается в ноябре 2023 года.

      Кроме того, отмечается низкий уровень промышленной кооперации между предприятиями отрасли и межотраслевой кооперации.

      Еще одними из сдерживающих факторов являются недостаточное распространение механизма долгосрочных офтейк-контрактов3, в том числе их количества, номенклатуры и объемов, бюрократические барьеры при лизинговом финансировании новых проектов, низкая заинтересованнось со стороны заказчиков в высококачественном оборудовании с привлекательной совокупной стоимостью жизненного цикла продукции машиностроения.

      Кроме того, значительная часть товаров машиностроения проходит при закупках в рамках работ (у недропользователей, нефте-, газоперерабатывающих и транспортирующих предприятий, в строительно-монтажных работах) или передается на аутсорсинг в составе услуг и отчеты о внутристрановой ценности не предоставляются.

      Предприятия отрасли в качестве проблемных вопросов также отмечают высокие тарифы на услуги железнодорожных перевозок, низкое качество электроснабжения и высокую стоимость электроэнергии.

      Наблюдается нехватка квалифицированных кадров с определенным уровнем профессиональных знаний, навыков и компетенций, что во многом обусловлено недостаточным развитием модели дуального образования и практико-ориентированного подхода к обучению. Так согласно среднесрочному национальному прогнозу4 спроса трудовых ресурсов по востребованным специалистам в машиностроительной отрасли с 2024 по 2028 годы потребность составит более 7 тысяч специалистов.

      Помимо вышеуказанных сложностей системного характера в секторах машиностроения можно выделить ряд следующих проблемных вопросов.

      В горно-металлургическом машиностроении: закуп недропользователями нестандартизированных товаров через товарные биржи; отсутствие информации по потребности в продукции сектора со стороны потребителей горнодобывающего сектора; отсутствие в секторе механизма заключения соглашений о промышленной сборке.

      В нефтегазовом машиностроении: закуп нефтегазовыми компаниями значительного объема продукции сектора в составе работ; недостаток информации по потребности в продукции сектора от компаний нефтегазовой отрасли, включая трех крупных операторов; низкий уровень внутристрановой ценности в закупках операторов нефтегазовой отрасли; несоответствие производимой продукции международным стандартам (API, ASTM) и низкая практическая заинтересованность нефтегазовых компаний в сотрудничестве с отечественными производителями для приведения их продукции в соответствие с предъявляемыми требованиями; недостаточный уровень развития и локализации производства продукции нефтегазового машиностроения; в закупках недропользователей указываются слишком малые сроки поставок (60 календарных дней) технологически сложного машиностроительного оборудования для применения на стратегических объектах, которое в дальнейшем засчитывается как основные фонды (например, в структурах акционерного общества "Национальная компания "QazaqGaz").

      ________________

      3Понятие офтейк-контракта закреплено в пункте 23-1) статьи 2 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках"

      4По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

      В электротехническом и энергетическом машиностроении: закуп исходных материалов (электротехническая сталь, трансформаторное масло и др.) из стран ближнего и дальнего зарубежья с учетом уплаты таможенных пошлин (за исключением стран ЕАЭС) и НДС приводит к отвлечению денег из оборотных средств предприятий. При этом процесс от импорта металлопродукции до изготовления готовой продукции занимает от 3 до 9 месяцев; отсутствие лабораторного центра, оснащенного современной испытательной и метрологической базой, для проведения комплекса испытаний в соответствии с международными стандартами (по примеру КЕМА – Нидерланды, CESI – Италия, XIHARI – КНР, CPRI – Индия, KERI –Корея); отсутствие данных по потребностям генерирующих и распределяющих предприятий энергетической отрасли по закупу востребованной продукции энергетического машиностроения; слабое использование возможностей отечественных производителей энергетического машиностроения при модернизации, расширении действующих, а также строительстве новых энергообъектов, в том числе возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ).

      В железнодорожном машиностроении: недостаточная техническая вооруженность предприятий сектора железнодорожного машиностроения; отсутствие долгосрочного планирования потребности в подвижном составе, включая его ремонт и техническое обслуживание, что сдерживает заключение офтейк-контрактов и долгосрочных договоров на поставку как подвижного состава, так и запасных частей и комплектующих для его обслуживания и строительства.

      В автомобилестроении: отсутствие в стране производства автомобильной стали и закуп сырья и комплектующих у зарубежных заводов-изготовителей; отсутствие информационного взаимодействия систем ЭПТС (электронный паспорт технического транспортного средства) между государствами – членами ЕАЭС; отсутствие внутристрановой интеграции системы ЭПТС с другими государственными информационными системами; отсутствие полноценной испытательной базы для сертификации продукции автомобилестроения; несоответствие требований по показателю уплаченных налогов в рамках государственных закупок максимально возможным к выплате налогам с учетом наличия преференций; оформление документов об оценке соответствия испытательными лабораториями и органами по сертификации на транспортные средства, не соответствующие требованиям технического регламента; отсутствие регулирования доли транспортных средств, производимых с выполнением технологических операций по сварке и окраске.

      В сельскохозяйственном машиностроении: устаревшая система технологий и машин для комплексной механизации и автоматизации сельского хозяйства, которая является базовым документом для формирования программ дальнейшего развития сельхозмашиностроения; отсутствие системы мер финансовой поддержки отечественных производителей несамоходной сельскохозяйственной техники, обуславливающее неравные конкурентные условия с производителями из сопредельных государств, применяющих широкий перечень мер субсидиарной поддержки; действующая в настоящее время система субсидирования субъектов агропромышленного комплекса (далее – АПК) при покупке сельхозтехники не в полной мере способствует стимулированию спроса на технику казахстанского производства; недостаточное научное и конструкторское обеспечение сектора; дефицит и высокая стоимость импортных конструкционных и легированных сталей; широкая реализация иностранной сельхозтехники и оборудования, не адаптированного к природно-климатическим условиям Казахстана; отсутствие единой государственной политики по продвижению отечественной сельхозтехники на местном рынке, что обуславливает усилившееся влияние дилеров на условия продажи и доступности региональных рынков для сельхозмашиностроителей; недостаточный объҰм или отсутствие производства отдельных видов прицепных и навесных машин; отсутствие системы по проведению опытных и приемочных испытаний сельхозтехники и оборудования новой разработки с определением функциональных показателей машин и допуска к эксплуатации; требование по осуществлению обратного выкупа сельскохозяйственной техники, реализованной в рамках программ льготного лизинга, в случае дефолта либо неуплаты платежей со стороны лизингополучателя; отсутствие в электронном формате паспортов самоходных машин.

      В авиастроении: отсутствие на рынке труда персонала с профильной специализацией; отсутствие механизмов проведения переподготовки летного состава государственной авиации5 при переходе в гражданскую авиацию; отсутствие возможности проведения тренажерной подготовки летного состава вертолетной техники на территории Республики Казахстан с использованием тренажера по типу FFS, в соответствии с требованиями ICAO.

      Сохранение в отрасли наблюдаемых проблем может оказать существенное негативное влияние на экономику страны и привести, в том числе, к следующим отрицательным последствиям:

      1. Ограничение промышленной базы. Машиностроение является одной из ключевых отраслей экономики и служит основой для развития других отраслей и секторов. Неразвитое машиностроение может ограничивать возможности страны в производстве современных и конкурентоспособных машин и оборудования, что затрудняет развитие других отраслей, к примеру, таких как энергетика, сельское хозяйство и многие другие.

      ____________________

      5Согласно пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" государственной авиацией является авиация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере государственной авиации, органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан, а также других государственных органов по решению Правительства Республики Казахстан и используемая в целях обороны, безопасности государства, охраны общественного порядка, а также предоставления услуг аэропортовской деятельности.

      2. Усиление зависимости от импорта. Если машиностроение не будет развиваться, страна может остаться критически зависимой от импорта машин и оборудования. Это приведет к уменьшению доли собственного производства на внутреннем рынке.

      3. Ограниченные технологические возможности. Машиностроение тесно связано с технологическими инновациями и прогрессом. Неразвитое машиностроение может привести к отставанию в технологической сфере, что затруднит переход к более эффективным производственным процессам.

      4. Низкая производительность. Устаревающие основные фонды и технологии могут снижать производительность машиностроительных предприятий, что как следствие ведет к снижению общей производительности в экономике.

      5. Ограничение экспортных и инвестиционных возможностей. Неразвитое машиностроение может снижать конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Это ограничивает экспортные возможности и приводит к упущению экспортных доходов и внешних инвестиций.

      6. Риск для занятости. Машиностроение является значимым источником высокопроизводительных рабочих мест в экономике. Неразвитое машиностроение может повлечь за собой сокращение рабочих мест и рост безработицы, что может негативно сказаться на социальной сфере.

      Таким образом, недостаточное внимание к решению указанных проблем и развитию машиностроения в целом может привести к низкой эффективности действующих производств, упущению имеющихся конкурентных преимуществ, снижению налоговой базы и стать препятствием для диверсификации, устойчивого экономического роста и развития страны, а также осложнить ее интеграцию в мировую экономику. Поэтому развитие конкурентоспособности и раскрытие промышленного потенциала машиностроительной отрасли имеют стратегическое значение для процветания экономики страны.

      Существующие общеотраслевые и секторальные проблемные вопросы развития машиностроения необходимо решать в комплексе, так как они затрагивают широкий круг вопросов. Системный подход к реализации потенциала отрасли, исходя из долгосрочных целей ее развития, в полной мере позволит повысить устойчивость экономического роста, технологического прогресса и внести вклад в социальное развитие страны.

      С учетом вышеприведенного анализа разработан Комплексный план по развитию машиностроительной отрасли на 2024 – 2028 годы (далее – Комплексный план). Данный документ сфокусирован на поддержке отечественных производителей и повышении конкурентоспособности машиностроительной отрасли страны.

      Комплексный план учитывает вопросы практической реализации Закона Республики Казахстан "О промышленной политике", основные положения Национального плана развития страны до 2025 года, Концепции развития обрабатывающей промышленности на 2023 – 2029 годы, поручения Главы государства по диверсификации и индустриализации экономики страны.

      В качестве основной цели ставится рост валовой добавленной стоимости в отрасли машиностроения в 4,5 раза к уровню 2021 года.

      Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

      Улучшение базовых условий для развития отрасли.

      Продвижение отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.

      Развитие приоритетных секторов отрасли.

      В целях реализации данных задач Комплексный план охватывает мероприятия по следующим 7 направлениям:

      обеспечение отечественных производителей исходными материалами по доступным ценам;

      обеспечение приоритетного и доступного финансирования;

      совершенствование налогового стимулирования отечественных производителей;

      обеспечение квалифицированными кадрами и развитие НИОКР;

      стимулирование сбыта машиностроительной продукции;

      совершенствование системы технического регулирования;

      реализация точечных мер поддержки для секторов отрасли.

      Реализация Комплексного плана позволит достичь следующих ожидаемых результатов в отрасли.

      1) рост индекса физического объема (далее – ИФО) производства – 217,8 % к уровню 2021 года;

      2) увеличение объема экспорта в 2,9 раза к уровню 2021 года;

      3) рост уровня производительности труда – 191,7 %, к уровню 2021 года;

      4) рост ИФО инвестиций в основной капитал – 153,5 %, к уровню
2021 года.

      Успешное достижение ожидаемых результатов Комплексного плана зависит от объемов финансирования, его своевременности и целенаправленности.

      Финансирование Комплексного плана

      Для стимулирования развития отрасли на 2024 – 2028 годы необходимые объемы финансирования будут выделяться с учетом развития экономики и возможностей государственного бюджета только на цели развития машиностроения и исключительно субъектам малого и среднего бизнеса. При этом финансирование крупных капиталоемких проектов будет осуществляться по решению Правительства Республики Казахстан за счет средств из других источников. В приоритетном порядке данные средства будут направляться на модернизацию, расширение действующих и создание новых отечественных производств.

      В период реализации Комплексного плана после снижения базовой ставки с учетом вовлечения внешних источников кредитования (банки второго уровня) совместно с институтами развития количество инвестиционных проектов и объемы инвестиций увеличатся.

      Источники финансирования

      Финансирование Комплексного плана будет осуществляться за счет государственного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Объемы финансирования* Комплексного плана, млрд тенге

Источник финансирования

2024

2025

2026

2027

2028

Всего

Республиканский бюджет

97,2

120,9

120,4

527,0

588,0

1 453,5*

Внебюджетные средства

164,6

314,9

290,8

287,2

286,0

1 343,5

      Примечания:

      *объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут уточняться при формировании и уточнении республиканского бюджета на соответствующий плановый период в установленном законодательством порядке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны и возможностей доходной части республиканского бюджета. При этом расходы могут корректироваться исходя из актуальных расчетов, приоритетов и стоимостей предлагаемых мероприятий на соответствующие годы.

№ п/п

Наименование

Форма завершения

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Объем финансирования

Источник финансирования


1

2

3

4

5

6

7

Ожидаемые результаты:
1) рост ИФО производства – 217,8 % к 2021 году;
2) увеличение объема экспорта в 2,9 раза к 2021 году;
3) рост уровня производительности труда – 191,7 %, к 2021 году;
4) рост ИФО инвестиций в основной капитал – 153,5 %, к 2021 году.

Задача 1. Улучшение базовых условий для развития машиностроения

Направление I. Обеспечение отечественных производителей исходными материалами


Внесение изменений и дополнений в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 305 "Об утверждении Правил по обеспечению отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности" в части обеспечения отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности со скидкой, предусматривающее охват продукции черной металлургии, расширение номенклатуры цветных металлов и включение продукции нефтехимической промышленности (полипропилен)

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан

1-квартал
2025 года

МПС, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Заключение соглашений с предприятиями горно-металлургического и нефтехимического комплекса, обеспечивающими поставки отечественной металлургической и нефтехимической продукции со скидкой, в том числе для машиностроительных предприятий

соглашения по обеспечению предприятий обрабатывающей промышленности отечественным сырьем

декабрь,
2025-2028 годы

МПС, МЭ, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Направление II. Обеспечение приоритетного и доступного финансирования


Обеспечение финансированием проектов в сфере машиностроения по льготной ставке вознаграждения для конечных заявителей путем бюджетного кредитования и (или) увеличения уставного капитала АО "ФРП"

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

декабрь,
2024-2028 годы

МПС, МФ, МНЭ, АО "ФРП" (по согласованию)

в 2024 году – 50 млрд тенге;
в 2025 году – 70 млрд тенге;
в 2026 году – 70 млрд тенге;
в 2027 году – 200 млрд тенге;
в 2028 году – 210 млрд тенге.
 

за счет средств РБ


Проработка вопроса субсидирования и гарантирования по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере машиностроения через АО "ФРП "Даму" путем внесения изменений и дополнений в Правила субсидирования части ставки вознаграждения и Правила гарантирования по кредитам

проект НПА

2-квартал
2024 года

МНЭ, МПС, АО "ФРП "Даму" (по согласованию)

в 2024 году – 10 млрд тенге;
в 2025 году – 10 млрд тенге;
в 2026 году – 10 млрд тенге;
в 2027 году – 10 млрд тенге;
в 2028 году – 10 млрд тенге.
 

за счет средств РБ


Упрощение процедур приема и требований к заявкам отечественных производителей для участия в программах финансирования АО "ФРП", АО "БРК" путем внесения изменений и дополнений во внутренние акты АО "ФРП", АО "БРК"

внесение изменений во внутренние нормативные документы

декабрь
2024 года

МПС, АО "НУХ "Байтерек", АО "ФРП" (по согласованию), АО "БРК" (по согласованию)

не требуется

не требуется

Направление III. Совершенствование налогового стимулирования отечественных производителе


Освобождение лизинговой компании от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования, поставляемого в рамках реализации специального инвестиционного проекта на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего специальный инвестиционный проект, по аналогии с инвестиционным контрактом путем внесения изменений и дополнений в статью 287 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, МНЭ, МТИ, МФ, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется
 


Проработка вопроса по снижению порога инвестиций в рамках инвестиционного проекта для машиностроения с не менее 2 млн МРП до 1 млн МРП по созданию новых производств

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал 2024 года

МПС, МНЭ, МИД, МФ, МСХ, МЦРИАП, НПП Атамекен (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проработка вопроса по налоговому администрированию в части: оптимизации условий при упрощенном возврате НДС экспортерам, отмены нормы по освобождению от уплаты НДС при импорте товаров, производство которых имеется на территории Республики Казахстан, по проектам, внедряющими "зеленые" технологии

решение рабочей группы по разработке нового Налогового кодекса Республики Казахстан

2-квартал 2024 года

МПС, МФ, МНЭ, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проработка вопроса по совершенствованию налогового законодательства в части: снижения налоговой нагрузки на средний бизнес в сфере машиностроения по КПН, НДС сроком на 5 лет; по НДС при импорте металлопродукции сроком на 5 лет, а также поставке продукции машиностроения для проектов "зеленой" энергетики; по уплате НДС с оборотов машиностроительных предприятий МСБ на сумму приобретенного производственного оборудования; по НДС при импорте средств производства и технологического оборудования, с учетом международных обязательств Республики Казахстан в рамках ВТО и ЕАЭС

решение рабочей группы по разработке нового Налогового кодекса Республики Казахстан

2-квартал 2024 года

МНЭ, МФ, МПС, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Направление IV. Обеспечение квалифицированными кадрами и развитие НИОКР


Повышение квалификации действующих инженерно-технических работников путем прохождения стажировок и обучения зарубежом по востребованным направлениям путем внесения изменений и дополнений в Правила предоставления мер государственного стимулирования промышленности, направленных на повышение производительности труда субъектов промышленно-инновационной деятельности

приказ Министра промышленности и строительства
Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, СМК (по согласованию)

не требуется
 

не требуется


Ежегодная реализация не менее двух научных, научно-технических проектов в области машиностроения в рамках грантового финансирования по решению Научно-технического совета

Реализация 8 проектов

декабрь,
2025-2028 годов

МПС, МНВО, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проведение анализа и выработка комплекса мер, направленных на совершенствование и развитие практико-ориентированного обучения, с вовлечением представителей профессиональных сообществ и предприятий к подготовке кадров в сфере машиностроения

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан о создании рабочей группы

декабрь
2024 года

МПС, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Изучение передового европейского опыта по развитию дуального обучения в сфере машиностроения и дальнейшее внедрение лучшего опыта в организации технического и профессионального послесреднего образования

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан по утверждению Дорожной карты по подготовке кадров для машиностроительной отрасли в рамках дуального обучения

декабрь
2026 года

МП, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Разработка Концепции по созданию учебно-производственных центров по промышленной робототехнике в регионах с наиболее высоким промышленным потенциалом, с целью проведения НИОКР, отработки роботизированных технологий для промышленных предприятий и обучающих программ для студентов

совместный приказ

декабрь
2024 года

МПС, МЦРИАП, АЗРК (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Задача 2. Содействие продвижению отечественной машиностроительной продукции

Направление V. Стимулирование сбыта машиностроительной продукции


Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О промышленной политике" в части регулирования вопросов локализации по отраслям обрабатывающей промышленности, в том числе предусматривающих: разработку и утверждение методики расчета уровня локализации производства продукции в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности с учетом их специфики;
определение показателей по уровню локализации в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности с учетом их специфики;
определение дальнейшей политики по стимулированию предприятий обрабатывающей промышленности в зависимости от уровня локализации, в том числе применение встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования.

проект Закона Республики Казахстан

декабрь
2024–2025 годы

МПС, МНЭ, МСХ, МЦРИАП

не требуется

не требуется


Рассмотрение возможности установления нормы по ответственности всех участников строительства при реализации проектов, в которых используются импортные материалы вместо отечественных аналогов машиностроительной продукции, соответствующих предъявляемым требованиям (в том числе по качеству), и включенных в реестр отечественных производителей, в соответствии с международными правилами ВТО, путем внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, НПП Атамекен (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Наделение компетенцией уполномоченного органа в сфере государственного стимулирования промышленности по формированию перечня машиностроительной продукции, относящейся к стратегически важным, технологически сложным товарам, применяемым при реализации проектов за счет государственных инвестиций и средств квазигосударственного сектора, с установлением минимального срока изготовления и поставки для отечественных производителей

проект Закона Республики Казахстан

декабрь
2025 года

МПС, НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений в подзаконные акты, регулирующие процедуры закупок в части развития института индустриальной сертификации, с целью продвижения товаропроизводителей в регламентированных государством закупках

проекты подзаконных актов, регулирующих процедуры закупок
 

декабрь
2024 года

МПС, МНЭ, МФ, МЭ, АЗРК(по согласованию), НПП Атамекен (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15 июня 2022 года № 342 "Об утверждении Правил оказания мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок" в части расширения видов затрат в рамках оказания мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан
 

декабрь 2024 года

МПС,
АО "Qazindustry" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 1 июня 2022 года № 308 "Об утверждении Правил предоставления мер государственного стимулирования промышленности, направленных на повышение производительности труда субъектов промышленно-инновационной деятельности" в части расширения видов затрат в рамках оказания мер государственного стимулирования промышленности, направленных на повышение производительности труда субъектов промышленно-инновационной деятельности

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан
 

декабрь 2024 года

МПС,
АО "Qazindustry" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О промышленной политике" в части дополнения компетенцией МТИ по разработке и утверждению методики (критерия по определению порядка уровня передела) формирования перечня отечественных обработанных товаров, по которым частично возмещаются затраты по их продвижению на внешние рынки

проект Закона Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МТИ, МПС, МНЭ, МФ, МСХ, МЭ, МЦРИАП

не требуется

не требуется


Внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в части включения обязательных условий, содержащихся в контракте на недропользование, в том числе в соответствии с Законом Республики Казахстан "О промышленной политике" по:
утверждению и реализации программ развития внутристрановой ценности;
заключению долгосрочных офтейк-контрактов и договоров;
заключению договоров контрактных закупок (офсетные соглашения);
обеспечению отечественными исходными материалами (сырьем) предприятий обрабатывающей промышленности;
передаче обязательств недропользователей их генеральным подрядчикам и внедрению ответственности генеральных подрядчиков за неисполнение обязательств по доле внутристрановой ценности в проекте при заключении контрактов.

проект Закона Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, МЭ

не требуется

не требуется


Проведение анализа доли внутристрановой ценности в закупках товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий через единое окно закупок, с выработкой рекомендаций и предложений Республики Казахстан

информация в Правительство Республики Казахстан

1-квартал,
2025-2029 годы

МПС, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в части ограничения количества приобретаемых товаров при закупке недропользователями ТПИ через товарные биржи исключительно по утверждаемому в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах перечню биржевых товаров и минимальному размеру представляемых партий товаров, которые реализуются через товарные биржи

проект Закона Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, МТИ, АЗРК (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проработка вопроса по внедрению нормы по выплате аванса для отечественных производителей в размере не менее 30 % в срок до 10 дней в рамках исполнения договорных обязательств в закупках недропользователей ТПИ и УВС

информация в Правительство
Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, МЭ, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внедрение электронных закупок крупными операторами нефтегазовых проектов (ТШО, КПО, НКОК)

информация в Правительство
Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МЭ, МПС, СМК (по согласованию), ТОО "PSA" (по согласованию), IMBC (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проработка вопроса внедрения в рамках регулируемых государством закупок обязательств заказчиков по заключению долгосрочных договоров в приоритетном порядке с отечественными производителями, обладающими индустриальными сертификатами, в обмен на встречные обязательства (повышение уровня локализации, реинвестиции в дальнейшее развитие или создание нового производства в размере не менее 30 % от прибыли)

информация в Правительство
Республики Казахстан

2-квартал
2024 года

МПС, МНЭ, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АЗРК (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проработка вопроса внедрения в рамках регулируемых государством закупок обязательств заказчиков по заключению офтейк-контрактов в приоритетном порядке с отечественными производителями машиностроительной продукции, обладающими индустриальными сертификатами, в обмен на встречные обязательства (обеспечение и повышение уровня локализации, реинвестиции в дальнейшее развитие или создание нового производства в размере не менее 30 % от прибыли)

информация в Правительство Республики Казахстан

2-квартал
2024 года

МПС, МНЭ, АЗРК (по согласованию), АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений и дополнений в формы отчетов при проведении разведки и добычи углеводородов, осуществлении операций в сфере добычи и оборота нефти и (или) сырого газа, урана, угля, проведении опытно-промышленной добычи и добычи урана и правила их представления, предусматривающих разработку и внедрение дополнительной формы предоставления организациями информации по внутристрановой ценности в закупках товаров, работ и услуг по соглашениям (контрактам) о разделе продукции, утвержденным Правительством Республики Казахстан, и в рамках контракта на недропользование

приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МЭ, МПС, ТОО "PSA" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений в Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых, формы отчетов при проведении разведки и добычи углеводородов, осуществлении операций в сфере добычи и оборота нефти и (или) сырого газа, урана, угля, проведении опытно-промышленной добычи и добычи урана и правила их представления, предусматривающих разработку механизма представления отчетов об используемых товарах в закупаемых работах в системе регулируемых закупок углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, включая крупных операторов нефтегазовых проектов

приказы министров промышленности и строительства, энергетики Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МЭ, МПС, СМК (по согласованию), ТОО "PSA" (по согласованию), IMBC (по согласованию),
АО "Информационно-аналитический центр нефти и газа" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проработка вопроса по определению перечня и включению технологически сложной машиностроительной продукции в перечень первоочередных закупок дочерних организаций АО "ФНБ "Самрук-Қазына" с установлением срока поставки не менее 120 календарных дней с применением квартальных/ежемесячных графиков поставок

информация в Правительство Республики Казахстан

2-квартал
2024 года

МПС, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), МФ, АЗРК (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Направление VI. Совершенствование системы технического регулирования


Определение потребности в стендах и оборудовании для модернизации и дооснащения базовых отечественных испытательно-сертификационных центров, лабораторий и полигонов в целях соответствия требованиям технических регламентов, международных стандартов и выдачи сертификатов (деклараций) соответствия на машиностроительную продукцию, в том числе для проведения сертификационных испытаний, не охваченных на территории Республики Казахстан

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2024 года

МПС, МТИ, МФ, МНЭ, ОППС, НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется
 


Разработка, утверждение и реализация механизма софинансирования модернизации и дооснащения испытательных центров (лабораторий, полигонов) для проведения полноценных испытаний машиностроительной продукции в соответствии с требованиями действующих и новых технических регламентов ЕАЭС, международных стандартов, документов о стандартизации путем принятия соответствующего приказа Министра промышленности и строительства Республики Казахстан

приказ Министра промышленности и строительства
Республики Казахстан

декабрь,
2025-2028 годы

МПС, МФ, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Задача III. Развитие приоритетных секторов отрасли машиностроения

Направление VII. Реализация точечных мер поддержки для секторов отрасли

Горно-металлургическое машиностроение


Установление целевых индикаторов по локализации горно-металлургического оборудования для иностранных компаний, действующих на территории страны, путем внесения изменений и дополнений в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 10 апреля 2020 года № 195 "Об утверждении модельных контрактов по видам операций по недропользованию"

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан
 

декабрь
2024 года

МПС

не требуется

не требуется


Сбор, систематизация, анализ и актуализация на постоянной основе потребностей до 2028 года предприятий горно-металлургического комплекса по закупу востребованной продукции машиностроения с публикацией данных на сайте АО "QazIndustry"

публикация данных по потребности на сайте АО "QazIndustry"
 

декабрь,
2024-2028 годы

МПС, АО "Qazindustry" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проведение анализа имеющихся и потенциальных возможностей отечественных производителей на предмет удовлетворения спроса со стороны предприятий горно-металлургического комплекса на продукцию горно-металлургического машиностроения

пул потенциальных отечественных поставщиков для предприятий ГМК

декабрь,
2024-2028 годы

МПС, АО "Qazindustry" (по согласованию),

не требуется

не требуется


Заключение соглашений о реализации совместных проектов в сфере горно-металлургического машиностроения между предприятиями горнометаллургического комплекса и отечественными производителями по созданию и развитию в Республики Казахстан наиболее перспективных производств продукции горно-металлургического машиностроения, в т.ч. с привлечением ОЕМ-производителей

соглашения о реализации проектов

декабрь,
2024-2028 годы

МПС, АО "Qazindustry" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Ежегодная реализация совместно с предприятиями горно-металлургического комплекса промышленно-инновационных проектов, направленных на создание и развитие производств в горно-металлургическом машиностроении, в т.ч. с привлечением ОЕМ-производителей

акты ввода в эксплуатацию / акт приемки / начало строительства / запуск производства

декабрь,
2024-2028 годы

МПС, АО "Qazindustry" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Нефтегазовое машиностроение


Сбор, систематизация, анализ и актуализация на постоянной основе потребностей до 2028 года крупных нефтегазовых операторов (ТШО, КПО, НКОК) по закупу востребованной продукции нефтегазового машиностроения с публикацией данных на сайте IMBC

публикация данных по потребности на сайте IMBC

декабрь,
2024-2028 годы

МПС, МЭ, IMBC (по согласованию)

не требуется

не требуется


Проведение анализа имеющихся и потенциальных возможностей отечественных производителей на предмет удовлетворения спроса со стороны крупных нефтегазовых операторов (ТШО, КПО, НКОК) на продукцию нефтегазового машиностроения

пул потенциальных отечественных поставщиков для ТШО, КПО, НКОК

4-квартал, 2024-2025 годы

МПС, МЭ, IMBC (по согласованию)

не требуется

не требуется


Заключение соглашений о реализации совместных проектов в сфере нефтегазового машиностроения между крупными нефтегазовыми операторами (ТШО, КПО, НКОК), их иностранными партнерами и отечественными производителями по созданию и развитию в Республике Казахстан не менее 10 наиболее перспективных производств нефтегазового оборудования и компонентов, в т.ч. с привлечением ОЕМ-производителей

соглашения о реализации проектов

4-квартал, 2024-2028 годы

МЭ, МПС, IMBC (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Определение перспективных направлений кооперации отечественных машиностроительных предприятий и крупных нефтегазовых операторов (ТШО, КПО, НКОК) в части закупа востребованного нефтегазового оборудования и компонентов с привлечением заинтересованных государственных органов и организаций

предложения в Правительство Республики Казахстан

4-квартал, 2024-2028 годы

МЭ, МПС, ТОО "PSA" (по согласованию), IMBC (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Поиск и привлечение технологических инвесторов в сфере нефтегазового машиностроения для определения конкретных технологий, имеющих наибольший потенциал к освоению и востребованность со стороны крупных нефтегазовых операторов, трансфер которых соответствует государственным интересам в сфере развития нефтегазового машиностроения

договоры/соглашения о трансфере технологий

4-квартал, 2024-2028 годы

МЭ, МИД, МПС, IMBC (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений в контракты на недропользование в части установления целевых индикаторов по локализации нефтегазового оборудования для иностранных компаний, действующих на территории страны

контракты на недропользование

4-квартал, 2024-2025 годы

МЭ, МПС, IMBC (по согласованию)

не требуется

не требуется

Энергетическое машиностроение


Сбор, систематизация, анализ и актуализация на постоянной основе потребностей до 2028 года генерирующих и распределяющих предприятий энергетической отрасли по закупу востребованной продукции энергетического машиностроения с публикацией данных на сайте системного оператора Евразийского экономического союза Республики Казахстан – АО "KEGOС", АО "Самрук-Энерго" и других субъектов естественных монополий, включенных в государственный регистр СЕМ

опубликованные данные по потребности
на сайтах АО "KEGOK", АО "Самрук-Энерго" и других субъектов естественных монополий, включенных в государственный регистр СЕМ

4-квартал, 2024-2028 годы

МЭ,
АО "Самрук-Энерго" (по согласованию), АО "KEGOС"
(по согласованию)

не требуется

не требуется


Приоритетное использование возможностей отечественных производителей энергетического машиностроения при модернизации, расширении действующих, а также строительстве новых энергообъектов, в том числе ВИЭ, в рамках реализации Концепции развития топливно-энергетического комплекса

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь,
2024-2028 годы

МЭ, МПС, АО "Самрук-Энерго" (по согласованию), АО "KEGOС"
(по согласованию),
СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внедрение в рамках политики "Тариф в обмен на инвестиции" обязательств для энергетических предприятий по использованию отечественной продукции энергетического машиностроения при реконструкции и модернизации объектов энергетической инфраструктуры (сетей электроснабжения, тепловых сетей)

информация в Правительство Республики Казахстан

4-квартал, 2024-2028 годы

МПС, МНЭ, МЭ, СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется

Электротехническое машиностроение


Определение номенклатуры продукции и оборудования электротехнического машиностроения для объектов "зеленой" энергетики, имеющих потенциал к локализации на внутреннем рынке

утвержденная
номенклатура продукции и оборудования электротехнического машиностроения для объектов "зеленой" энергетики

4-квартал, 2024-2025 годы

МЭ, МПС, МИО, АЭМ (по согласованию)

не требуется

не требуется


Вынесение на межведомственную комиссию вопроса по оплате членских взносов для вступления Республики Казахстан в Систему оценки соответствия Международной электротехнической комиссии

решение МВК

декабрь 2024 года

МТИ, МИД, МПС, СМК (по согласованию), АЭМ (по согласованию)

не требуется

не требуется


Формирование и направление заявки на вступление Республики Казахстан в Систему оценки соответствия Международной электротехнической комиссии

заявка в Международную электротехническую комиссию

1 полугодие 2025 года

МТИ, МИД, МПС, СМК (по согласованию), АЭМ (по согласованию)

не требуется

не требуется

Железнодорожное машиностроение


Разработка Программы обновления локомотивов и грузового вагонного парка

Программа обновления локомотивов и грузового вагонного парка

декабрь 2024 года

МТ, МПС, АО "НК "ҚТЖ" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требует


Реализация Программы обновления локомотивов и грузового вагонного парка

информация в Правительство Республики Казахстан

4-квартал, 2024-2028 годы

МТ, МПС, МФ, АО "НК "ҚТЖ" (по согласованию), СМК (по согласованию)

в 2024 году – 164600 млн тенге;
в 2025 году – 144900 млн тенге;
в 2026 году – 120800 млн тенге;
в 2027 году – 117200 млн тенге;
в 2028 году – 116000 млн тенге.

внебюджетные средства


Внесение изменений и дополнений в Правила государственной регистрации подвижного состава и его залога, нормы о необходимости предоставления при подаче заявки на регистрацию подвижного состава документов, подтверждающих прохождение оценки соответствия продукции (сертификат соответствия)

приказ Министра транспорта Республики Казахстан

декабрь 2024 года

МТ, МПС, АО "НК "ҚТЖ" (по согласованию), СМК (по согласованию

не требуется

не требуется


Включение в Правила технической эксплуатации, обслуживания и ремонта железнодорожных путей нормы о необходимости наличия идентификационного кода (условного номера) у предприятия, осуществляющего функции по изготовлению, модернизации или ремонту подвижного состава

приказ Министра транспорта Республики Казахстан
 

декабрь 2024 года

МТ, МПС, АО "НК "ҚТЖ" (по согласованию), СМК (по согласованию

не требуется

не требуется

Автомобилестроение


Включение пункта о методе производства (SKD, CKD) на основании таможенных деклараций в рамках ЭПТС в целях мониторинга исполнения СОПС

электронный отчет в системе ЭПТС

4-квартал 2024 года

МПС, МФ, АО "НИТ" (по согласованию), КазАвтоПром (по согласованию), АКАБ (по согласованию)

не требуется

не требуется


Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: автобусы

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

4-квартал, 2024-2028 годы

МПС, МФ, МНЭ, АО "ФРП" (по согласованию)

в 2024 году – 20 млрд тенге;
в 2025 году – 10 млрд тенге;
в 2026 году – 9,3 млрд тенге;
в 2027 году – 100 млрд тенге;
в 2028 году – 120 млрд тенге.

за счет средств
РБ


Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: пожарная, спасательная, санитарная, коммунальная техника, машины экстренных служб, патрульные автомобили

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

4-квартал, 2024-2028 годы

МПС, МФ, МНЭ, АО "ФРП" (по согласованию)

в 2024 году – 10 млрд тенге;
в 2025 году – 4,6 млрд тенге;
в 2026 году – 5,4 млрд тенге;
в 2027 году – 120 млрд тенге;
в 2028 году – 130 млрд тенге.

за счет средств
РБ


Создание технологических центров развития компетенций на базе действующих предприятий

информация в Правительство Республики Казахстан

4-квартал, 2024-2028 годы

МПС, отраслевые ассоциации (по согласованию)

не требуется

не требуется


Подготовка концепции проекта по строительству испытательного центра автотранспортных средств

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь 2024 года

МПС, МТИ, АКАБ (по согласованию)

не требуется

не требуется


Упрощение процедуры доступа для проведения производственных стажировок для студентов и учащихся университетов и колледжей на предприятиях с контрольно-пропускным режимом путем внесения изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 марта 2018 года № 382 "Об утверждении форм сведений о плательщиках платы, объектах обложения и периодах, на которые предоставлены земельные участки во временное возмездное землепользование (аренду) и о плательщиках платы, объектах обложения, периоде действия лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых, идентифицирующих координатах блоков и их индивидуальных кодах"

приказ Министра финансов Республики Казахстан

декабрь 2024 года

МФ, МПС

не требуется

не требуется


Проведение работы по информационному взаимодействию систем ЭПТС между государствами – членами ЕАЭС

информация в Правительство Республики Казахстан

4-квартал 2024 года
(по мере согласования со сторонами)

МПС, МЦРИАП, МТИ, АО "НИТ" (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внедрение внутристрановой интеграции системы ЭПТС и ЭПСМ с другими государственными информационными системами
 

проект распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан о создании межведомственной рабочей группы по обеспечению внутристрановой интеграции системы ЭПТС

декабрь 2024 года
(по мере согласования со сторонами)

МПС, МФ, МСХ, МТИ, МЦРИАП, КПСиСУ ГП (по согласованию), АО "НИТ" (по согласованию), АО "Жасыл даму" (по согласованию), АКАБ
(по согласованию)
 

не требуется

не требуется


Проработка вопроса по созданию межведомственного научно-технического совета (МНТС) по развитию отрасли производства автокомпонентов в Республике Казахстан путем утверждения приказа Министра промышленности и строительства Республики Казахстан "О создании МНТС"

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан

1-квартал
2024 года

МПС, МНЭ, МТИ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "НК "KAZAKH INVEST" (по согласованию), АКАБ (по согласованию), КАП (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внедрение регулирования доли транспортных средств, производимых с выполнением технологических операций по сварке и окраске, а также оказание дифференцированных мер стимулирования
путем внесения изменений и дополнений в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 303 "Об утверждении Правил и условий заключения, а также основания для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан" в части введения требования по обеспечению минимальной доли транспортных средств, производимых с выполнением технологических операций по сварке и окраске

приказ Министра промышленности и строительства
Республики Казахстан

декабрь 2024 года

МПС, отраслевые ассоциации (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О промышленной политике" в части актуализации требований по соглашениям о промышленной сборке транспортных средств, в том числе с субъектами, с которыми уже заключено такое соглашение

проект Закона Республики Казахстан

4-квартал 2025 года

МПС, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АЗРК (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), отраслевые ассоциации (по согласованию)

не требуется

не требуется

Сельскохозяйственное машиностроение


Внедрение системы машин и технологий для комплексной механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства

приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан

4-квартал 2026 года

МСХ, МПС, НПЦ Агроинженерии (по согласованию)

не требуется

не требуется


Финансирование закупа несамоходной сельскохозяйственной техники (прицепное и навесное оборудование, элеваторное оборудование, сельскохозяйственные агрегаты) для последующей передачи в лизинг сельхозтоваропроизводителям по льготной ставке

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

4-квартал, 2025-2028 годы

АЗРК (по согласованию), АО "НУХ Байтерек" (по согласованию), АО "КАФ" (по согласованию)

в 2025 году – 10000 млн тенге;
в 2026 году – 10000 млн тенге;
в 2027 году – 10000 млн тенге;
в 2028 году – 10000 млн тенге.

за счет средств
РБ


Разработка механизма кредитования по ставке 3-7 % на цели закупа комплектующих для производства конечной продукции сельскохозяйственной техники, в том числе навесного и прицепного оборудования

проект механизма закупа комплектующих (машинокомплектов) для производства конечной продукции сельскохозяйственной техники, в том числе навесного и прицепного оборудования, в Правительство Республики Казахстан
 

4-квартал 2024 года

МПС, МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ" Байтерек" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Внедрение мер поддержки отечественных производителей несамоходной сельскохозяйственной техники (прицепная, навесная техника, сельскохозяйственные агрегаты) в части установления дифференцированного в пользу отечественных предприятий размера субсидий по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при приобретении техники, путем внесения изменений в приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 июля 2018 года № 317 "Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях"

приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан

4-квартал 2024 года

МСХ, МПС, АЗРК (по согласованию), СМК (по согласованию), АКАБ (по согласованию)

не требуется

не требуется


Финансирование закупа самоходной сельскохозяйственной техники для последующей передачи в лизинг сельхозтоваропроизводителям по льготной ставке

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

4-квартал, 2025-2028 годы

МПС, МСХ, МФ, МНЭ, АО "НУХ Байтерек" (по согласованию), АО "КАФ" (по согласованию)

в 2025 году – 10000 млн тенге;
в 2026 году – 10000 млн тенге;
в 2027 году – 80000 млн тенге;
в 2028 году – 100000 млн тенге.

за счет средств
РБ


Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: тракторы для иных работ, кроме сельскохозяйственных

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

4-квартал, 2024-2028 годы

МПС, МФ, МНЭ, АО "НУХ Байтерек" (по согласованию), АО "ФРП" (по согласованию)

в 2024 году – 5000 млн тенге;
в 2025 году – 5000 млн тенге;
в 2026 году – 5000 млн тенге;
в 2027 году – 7000 млн тенге;
в 2028 году – 8000 млн тенге.

за счет средств
РБ


Создание Национального центра по развитию сельхозмашиностроения на базе НПЦ Агроинженерии

проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете"

4-квартал 2024 года

МПС, АЗРК (по согласованию), ТОО "НПЦА" (по согласованию)

в 2024 году – 1500 млн тенге;
в 2025 году – 700 млн тенге.

за счет средств РБ
 


Разработка и совершенствование технических средств и технологического оборудования, обеспечивающих реализацию научно обоснованных технологий производства продукции растениеводства

научно-исследовательская работа

4-квартал, 2024-2026 годы

МПС, МСХ, ТОО "НПЦА" (по согласованию)

в 2024 году – 480 млн тенге;
в 2025 году – 480 млн тенге;
в 2026 году– 480 млн тенге.

за счет средств РБ
 


Разработка и совершенствование технических средств и технологического оборудования, обеспечивающих реализацию научно обоснованных технологий производства продукции животноводства

научно-исследовательская работа

4-квартал, 2024-2026 годы

МПС, МСХ, ТОО "НПЦА" (по согласованию)

в 2024 году – 200 млн тенге;
в 2025 году – 200 млн тенге;
в 2026 году – 200 млн тенге.

за счет средств РБ
 


Разработка процедуры обязательного проведения испытаний с определением функциональных показателей в реальных условиях эксплуатации сельскохозяйственной техники, навесного и прицепного оборудования, с целью выявления их соответствия природно-климатическим условиям Казахстана и рекомендуемым технологиям и решение по результатам испытаний вопросов возмещения расходов, понесенных субъектом АПК при инвестиционных вложениях, а также субсидировании процентной ставки и лизинговом финансировании за счет бюджетных средств

порядок обязательного проведения эксплуатационных испытаний сельскохозяйственной техники, навесного и прицепного оборудования
 

4-квартал, 2024-2025 годы

МПС, МСХ, МТИ, МИД

не требуется

не требуется


Перевод технических паспортов на прицепную и навесную технику в электронный формат с созданием базы электронных технических паспортов и ее периодической актуализацией данных путем внесения изменений в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 21 декабря 2021 года № 729 "Об утверждении правил и условий выдачи заключения о предоставлении организациям полномочий или об отказе в предоставлении полномочий или об отказе в предоставлении полномочий по оформлению паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств)и паспортов самоходных машин и других видов техники, в том числе производств новых видов продукции сельхозмашиностроения

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан

4-квартал, 2025-2026 годы

МПС, МСХ, МТИ, МЦРИАП, АО "НИТ" (по согласованию), СМК (по согласованию)

не требуется

не требуется


Разработка и утверждение порядка формирования перечня моделей техники и машин, а также их производителей и официальных дилеров

приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан

4-квартал 2024 года

МПС, СМК (по согласованию), АКАБ (по согласованию)

не требуется

не требуется


Привлечение инвесторов и ОЕМ-производителей с передовыми технологиями и компетенциями в целях освоения и развития производств новых видов продукции сельхозмашиностроения

акты о вводе в эксплуатацию новых производственных мощностей

4-квартал, 2024-2028 годы

МПС, МИД, МСХ, СМК (по согласованию), АКАБ (по согласованию), ТОО "НПЦА" (по согласованию)

не требуется

не требуется

Авиастроение


Разработка проекта по дооснащению АО "Академия гражданской авиации" техническими средствами обучения (тренажерные комплексы) для обеспечения полного цикла подготовки специалистов для авиационной отрасли

проект

4-квартал, 2025–2026 годы

МТ

не требуется

не требуется

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

НПЦ Агроинженерии

научно-производственный центр Агроинженерии

МРП

– месячный расчетный показатель

АО

– акционерное общество

АПК

агропромышленный комплекс

НПП "Атамекен"

– Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"

МСХ

– Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

АО "НУХ "Байтерек"

– акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"

АЗРК

– Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

КПСиСУ ГП

Комитет правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

МНВО

– Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

НИОКР

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

АО "ФРП "Даму"

– акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму"

ВТО

Всемирная торговая организация

ЕАЭС

– Евразийский экономический союз

МТСЗН

– Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

ВДС

– валовая добавленная стоимость

ВИЭ

возобновляемые источники энергии

ЭПТС

электронный паспорт транспортного средства

МТ

– Министерство транспорта Республики Казахстан

КПО

Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.

УВС

углеводородное сырье

КПН

– корпоративный подоходный налог

АКАБ

– объединение юридических лиц "Ассоциация казахстанского автобизнеса"

КазАвтоПром

– объединение юридических лиц "Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром"

МФ

– Министерство финансов Республики Казахстан

АО "НК "ҚТЖ"

– акционерное общество "Национальная компания "Қазақстан темір жолы"

АО "БРК"

– акционерное общество "Банк развития Казахстана"

АО "КАФ"

– акционерное общество "КазАгроФинанс"

СМК

объединение юридических лиц "Союз машиностроителей Казахстана"

НДС

– налог на добавленную стоимость

ТПИ

твердые полезные ископаемые

РГП "НЦКПМС"

– республиканское государственное предприятие "Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья"

НКОК

Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.

НПА

– нормативный правовой акт

МП

– Министерство просвещения Республики Казахстан

АО "ФРП"

– акционерное общество "Фонд развития промышленности"

ЭПСМ

электронный паспорт на самоходные машины

СОПС

соглашение о промышленной сборке

МПС

– Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан

РБ

– республиканский бюджет

АО "ФНБ "Самрук-Қазына"

– акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына"

БНС АСПиР

– Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

МТИ

– Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

ОППС

– органы по подтверждению соответствия

МИД

– Министерство иностранных дел Республики Казахстан

ТШО

товарищество с ограниченной ответственностью "Тенгизшевройл"

АО "QazIndustry"

акционерное общество "Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry"

МНЭ

– Министерство национальной экономики Республики Казахстан

МЦРИАП

– Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

МВД

– Министерство внутренних дел Республики Казахстан

МЭ

– Министерство энергетики Республики Казахстан

IMBC

объединение юридических лиц в форме Ассоциации "Международный центр развития нефтегазового машиностроения" (Центр / IMB Центр)

      _______________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.