Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2020 года № 908 "О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы" следующие изменения:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
1) Комплексный план приватизации на 2021 ‒ 2025 годы (далее – Комплексный план);
2) методику по включению и исключению объектов приватизации из Комплексного плана.";
критерии (принципы) внесения в список приватизируемых субъектов квазигосударственного сектора, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Рекомендовать акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (по согласованию) утвердить перечень дочерних, зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ним, по которым сроки, способы, а также иные условия их реализации, реорганизации, ликвидации определяются правлением акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына", согласно приложению 6 к настоящему постановлению.";
в приложении 6 к указанному постановлению в заголовок вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется.
2. Настоящее постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2023 года № 1177 |
|
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2020 года № 908 |
Методика по включению и исключению объектов приватизации из Комплексного плана приватизации на 2021 – 2025 годы
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая методика по включению и исключению объектов приватизации из Комплексного плана приватизации на 2021 – 2025 годы (далее – методика) применяется при включении и исключении объектов приватизации в Комплексный план приватизации на 2021 – 2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2020 года № 908 "О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы" (далее – Комплексный план).
2. В настоящей методике используются следующие основные понятия:
1) объект приватизации – государственные предприятия, акции акционерных обществ, доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, дочерние и зависимые организации национальных управляющих холдингов и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними;
2) Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее – Государственная комиссия) – консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, созданный Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года № 314 "О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан";
3) уполномоченный орган по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления (далее – уполномоченный орган соответствующей отрасли) – центральный исполнительный орган или ведомство центрального исполнительного органа, определенные Правительством Республики Казахстан, осуществляющие руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления и обладающие правами в отношении республиканского имущества на условиях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе" (далее – Закон) и иными законами Республики Казахстан. В случаях передачи Правительством Республики Казахстан прав в отношении республиканского имущества иным государственным органам, положения об уполномоченном органе соответствующей отрасли, предусмотренные Законом, распространяются на такой государственный орган.
Глава 2. Включение объектов приватизации в Комплексный план приватизации на 2021 – 2025 годы
3. Включение объектов приватизации в Комплексный план осуществляется в следующей последовательности:
1) проведение государственными органами, национальными управляющими холдингами анализа деятельности подведомственных им субъектов квазигосударственного сектора на предмет целесообразности их приватизации с учетом критериев, предусмотренных в пункте 4 настоящей методики;
2) инициирование вопроса о включении объекта приватизации в Комплексный план государственными органами в отношении подведомственных им юридических лиц, субъектами квазигосударственного сектора, физическими и юридическими лицами либо наличие соответствующего поручения руководства Правительства, Администрации Президента Республики Казахстан;
3) подготовка в отношении объекта приватизации отраслевого заключения уполномоченным органом соответствующей отрасли и позиции антимонопольным органом;
4) подготовка рекомендаций рабочей группой по выработке рекомендаций по вопросам разгосударствления и приватизации при Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее – рабочая группа);
5) внесение вопроса о включении объекта приватизации в Комплексный план на рассмотрение Государственной комиссией;
6) в случае принятия положительного решения Государственной комиссией внесение в Аппарат Правительства Республики Казахстан проекта постановления Правительства Республики Казахстан, предусматривающего включение объекта приватизации в Комплексный план.
4. В целях формирования предложений по включению объектов приватизации в Комплексный план государственные органы, национальные управляющие холдинги ежегодно в срок до 31 декабря анализируют деятельность подведомственных субъектов квазигосударственного сектора на соответствие одному или нескольким из следующих критериев:
1) осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей условиям, указанным в пункте 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс);
2) соответствие субъекта квазигосударственного сектора критериям, установленным пунктом 3 статьи 24 Кодекса (субъекты малого, в том числе микропредпринимательства);
3) наличие предложения антимонопольного органа по передаче в конкурентную среду государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними юридических лиц;
4) владение неконтрольным пакетом акций (долями участия), которые не предоставляют право принимать стратегические решения по важным аспектам деятельности юридического лица;
5) наступление срока окупаемости проекта, определенного в соответствии с пунктом 5 статьи 192 Кодекса;
6) наступление рекомендованного антимонопольным органом срока присутствия на данном товарном рынке государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними юридических лиц;
7) поступление в адрес уполномоченного органа по государственному имуществу или местного исполнительного органа либо аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа предложений от субъектов частного предпринимательства о приобретении соответствующего субъекта квазигосударственного сектора.
Критерии, указанные в подпунктах 4) и 7) части первой настоящего пункта, не распространяются в отношении юридических лиц, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности, обороноспособности государства, использованием и содержанием стратегических и социально значимых объектов, а также на объекты, которые не подлежат отчуждению в соответствии с законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
5. Инициирование вопроса о включении объекта приватизации в Комплексный план осуществляется государственными органами, национальными управляющими холдингами путем одновременного направления ходатайства в адрес следующих государственных органов:
1) уполномоченного органа по государственному планированию;
2) уполномоченного органа соответствующей отрасли;
3) антимонопольного органа.
Ходатайство о включении объекта в Комплексный план содержит:
1) данные о собственнике объекта;
2) данные об объекте, в том числе о результатах финансово-хозяйственной деятельности за последние три года;
3) сведения о наличии/отсутствии обременения объекта правами третьих лиц;
4) обоснование целесообразности приватизации объекта;
5) сведения об объекте приватизации в соответствии с пунктом 11 настоящей методики.
Инициирование вопроса о включении объекта приватизации в Комплексный план государственными органами, национальными управляющими холдингами по итогам анализа, проведенного в соответствии с пунктом 4 настоящей методики, осуществляется ежегодно до 31 января.
6. Уполномоченный орган соответствующей отрасли в течение 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения ходатайства или поступления поручения руководства Правительства, Администрации Президента Республики Казахстан, если иной срок не установлен в поручении, направляет в адрес уполномоченного органа по государственному планированию отраслевое заключение.
Отраслевое заключение содержит:
1) оценку текущего состояния отрасли, включая определение в ней доли отечественных, иностранных и совместных предприятий;
2) обоснование целесообразности включения объекта приватизации в Комплексный план либо обоснование нецелесообразности его приватизации с учетом экономических интересов государства;
3) оценку предполагаемого эффекта от приватизации объекта либо сохранения объекта в собственности государства;
4) оценку предполагаемых рисков (угроз и обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества Республики Казахстан) в случае приватизации объекта;
5) расчеты и обоснования в случае отсутствия рисков (угроз национальным интересам Республики Казахстан).
В случае необходимости отраслевое заключение может содержать иную информацию, важную для принятия решения по объекту приватизации.
В случае, если инициатором включения объекта приватизации в Комплексный план является уполномоченный орган соответствующей отрасли, одновременно с ходатайством о включении направляется отраслевое заключение.
7. Антимонопольный орган в течение 30 (тридцать) календарных дней со дня получения ходатайства представляет позицию в уполномоченный орган по государственному планированию с учетом развития и влияния рассматриваемого объекта на состояние конкуренции на соответствующем товарном рынке.
8. После получения позиций от государственных органов, национальных управляющих холдингов, указанных в части первой пункта 5 настоящей методики, уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает представленные материалы на предмет их обоснованности и в случае целесообразности обеспечивает вынесение вопроса о включении объекта в Комплексный план на рассмотрение рабочей группой.
По запросу уполномоченного органа по государственному планированию государственный орган – инициатор и уполномоченный орган соответствующей отрасли представляют дополнительную информацию для качественного рассмотрения вопроса на заседании рабочей группы в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
Уполномоченный орган по государственному планированию за 3 (три) рабочих дня до проведения заседания рабочей группы направляет соответствующие уведомления в заинтересованные государственные органы.
9. При положительном рассмотрении вопроса рабочей группой Министерство национальной экономики Республики Казахстан обеспечивает вынесение данного вопроса на рассмотрение Государственной комиссии в соответствии с Положением о Государственной комиссии, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года № 314.
10. При положительной рекомендации Государственной комиссии уполномоченный орган по государственному планированию разрабатывает проект постановления Правительства Республики Казахстан и обеспечивает его внесение в Аппарат Правительства Республики Казахстан в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
Глава 3. Исключение объектов приватизации из Комплексного плана приватизации на 2021 – 2025 годы
11. Инициирование вопроса об исключении объекта приватизации из Комплексного плана осуществляется в случаях, если:
1) деятельность объекта приватизации связана с обеспечением национальной безопасности, обороноспособности государства, использованием и содержанием стратегических и социально значимых объектов;
2) объект приватизации не подлежит отчуждению в соответствии с законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан;
3) вступившим в силу решением суда приостановлена деятельность объекта приватизации либо установлен запрет на осуществление операции по смене собственника;
4) объект приватизации находится на стадии банкротства и (или) реабилитации;
5) объект приватизации несет договорные обязательства перед третьими лицами, выполнение которых становится невозможным при его приватизации;
6) реализация объекта приватизации не отвечает экономическим интересам государства, в том числе в случае необходимости обеспечения реализации технологически связанных процессов и (или) сохранения объекта в государственной собственности.
12. Исключение объектов приватизации из Комплексного плана осуществляется в следующей последовательности:
1) инициирование вопроса об исключении объекта приватизации из Комплексного плана государственными органами либо наличие соответствующего поручения руководства Правительства, Администрации Президента Республики Казахстан;
2) подготовка в отношении объекта приватизации отраслевых заключений уполномоченным органом соответствующей отрасли и антимонопольным органом;
3) выработка рекомендаций рабочей группой по вопросам разгосударствления и приватизации;
4) выработка рекомендаций Государственной комиссии;
5) разработка, согласование и внесение в Аппарат Правительства Республики Казахстан проекта постановления Правительства Республики Казахстан, предусматривающего внесение корректировок в Комплексный план.
13. Инициирование вопроса об исключении объекта приватизации из Комплексного плана осуществляется государственными органами путем одновременного направления ходатайства в адрес уполномоченных органов, указанных в части первой пункта 5 настоящей методики.
Ходатайство об исключении объекта приватизации из Комплексного плана должно содержать обоснование целесообразности исключения объекта приватизации из Комплексного плана с указанием соответствия одному или нескольким критериям, предусмотренным пунктом 11 настоящей методики.
14. Уполномоченный орган соответствующей отрасли в течение 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения ходатайства направляет в адрес уполномоченного органа по государственному планированию отраслевое заключение, содержащее сведения, указанные в пункте 6 настоящей методики.
В случае, если инициатором исключения объекта приватизации из Комплексного плана является уполномоченный орган соответствующей отрасли, то одновременно с таким письмом направляется отраслевое заключение.
Антимонопольный орган в течение 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения ходатайства представляет позицию в уполномоченный орган по государственному планированию с учетом развития и влияния рассматриваемого объекта на состояние конкуренции на соответствующем товарном рынке.
15. После получения позиций от государственных органов, указанных в пункте 5 настоящей методики, уполномоченный орган по государственному планированию в случае целесообразности обеспечивает вынесение вопроса на рассмотрение рабочей группой.
По запросу уполномоченного органа по государственному планированию инициатор и уполномоченный орган соответствующей отрасли представляют необходимые материалы для качественного рассмотрения вопроса на заседании рабочей группы.
16. При положительном рассмотрении вопроса рабочей группой уполномоченный орган по государственному планированию обеспечивает вынесение данного вопроса на рассмотрение Государственной комиссией.
17. При выдаче положительной рекомендации Государственной комиссии уполномоченный орган по государственному планированию разрабатывает соответствующий проект постановления и обеспечивает внесение его в Аппарат Правительства Республики Казахстан в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
18. Перенос срока приватизации объектов, включенных в Комплексный план, допускается не более одного раза и на срок, не превышающий трех лет.
Вопросы, связанные с переносом сроков приватизации объектов, включенных в Комплексный план, рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктами 13, 14 и 15 настоящей методики.
Перенос срока приватизации объектов, балансовая стоимость которых составляет более 2500000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, рассматривается Государственной комиссией.
Перенос срока приватизации объектов, балансовая стоимость которых составляет менее 2500000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, рассматривается рабочей группой.
____________________________