Об утверждении Концепции безопасного труда Республики Казахстан на 2024 – 2030 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2023 года № 1182.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Концепцию безопасного труда Республики Казахстан на 2024 2030 годы (далее – Концепция).

      2. Центральным государственным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

      1) принять необходимые меры по реализации Концепции;

      2) обеспечить своевременное исполнение Плана действий по реализации Концепции;

      3) не позднее 15 апреля, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе реализации Концепции в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан не позднее 1 мая, следующего за отчетным годом, представлять в уполномоченные органы по государственному и стратегическому планированию Республики Казахстан отчет о реализации Концепции, а также размещать его за подписью первого руководителя на интернет-ресурсе (за исключением информации ограниченного доступа).

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      5. Признать утратившими силу:

      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2021 года № 419 "Об утверждении Плана действий по обеспечению безопасного труда в Республике Казахстан до 2025 года";

      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2022 года № 245 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2021 года № 419 "Об утверждении Плана действий по обеспечению безопасного труда в Республике Казахстан до 2025 года".

      6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 28 декабря 2023 года № 1182

Концепция
безопасного труда Республики Казахстан
на 2024 – 2030 годы

      Раздел 1. Паспорт

      Раздел 2. Анализ текущей ситуации

      Раздел 3. Обзор международного опыта

      Раздел 4. Видение развития сферы безопасности и охраны труда

      Раздел 5. Основные принципы и подходы развития

      Глава 1. Направление 1. Модернизация национальной системы управления охраной труда на основе риск-ориентированного подхода

      Глава 2. Направление 2. Экономическое стимулирование мер по снижению профессионального риска

      Глава 3. Направление 3. Развитие профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда

      Глава 4. Направление 4. Повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда

      Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

      Приложение: План действий по реализации Концепции безопасного труда Республики Казахстан на 2024 – 2030 годы

Раздел 1. Паспорт

Наименование

Концепция безопасного труда Республики Казахстан на 2024 – 2030 годы (далее – Концепция)

Основания для разработки

1. Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 "Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан".
2. Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 520 "Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года".
3. Указ Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2023 года № 353 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана".
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
5. Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".
6. Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана".

Государственный орган, ответственный за разработку Концепции

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
 

Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;
Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан;
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка;
местные исполнительные органы.

4. Сроки реализации

2024 – 2030 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

      Текущее состояние в сфере охраны труда определяется на основе специальных показателей, анализируемых на национальном, отраслевом или региональном уровнях и характеризующих производственный травматизм (далее – ПТ), профессиональную заболеваемость (далее – ПЗ), вредные и (или) опасные условия труда (далее – ВОУТ) и другие.

      За последние три года наблюдается положительная тенденция роста трудовых ресурсов страны. По официальным данным статистики численность занятого населения увеличилась на 3 % и на 1 января 2023 года составила 8965,5 тыс. человек, из которых 6830,9 тыс. (76,2 %) – наемные работники. Также отмечается рост занятости на предприятиях с ВОУТ на 5,7 % за последние три года, в 2022 году во ВОУТ занято 491,1 тыс. человек, из которых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (повышенный уровень шума и вибрации, повышенная загазованность и запыленность рабочей зоны, неблагоприятный температурный режим), трудятся 386,3 тыс. человек, занятые тяжелым физическим трудом – 102,7 тыс. человек и работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, – 2,1 тыс. человек, что составляет 29,4 % от общего числа работников обследованных предприятий (1671,1 тыс. человек в 2022 году).

      Следует отметить, что идентичная методика определения численности работников, занятых во ВОУТ, применяется в Российской Федерации (далее – РФ) и Республике Беларусь, при этом в указанных странах, напротив, наблюдается ежегодное снижение доли по данной категории работников, в среднем на 0,7 % и 1,3 % соответственно.

      Анализ на основе данных Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС) показывает, что численность работников, которым за работу во вредных и других неблагоприятных условиях труда установлен хотя бы один вид компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительно оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, выдача молока и (или) равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактическое питание, доплаты за вредные и другие неблагоприятные условия труда), выросла на 11 % и по итогам 2022 года составила 680,1 тыс. (в 2020 году – 672,3 тыс. получателей). При этом один работник, занятый во ВОУТ, может быть одновременно получателем нескольких социальных гарантий.

      Наибольшее число работников, занятых во ВОУТ, отмечается на предприятиях обрабатывающей промышленности (26,9 %), горнодобывающей промышленности (24,5 %), транспорта и складирования (14,1 %).

      В региональном срезе по занятости во ВОУТ доминируют Карагандинская (15,4 %), Павлодарская (10,5 %) и Мангистауская области (10,0 %).

      Ключевыми индикаторами безопасного труда являются показатели ПТ, которые характеризируют уровень профессионального риска на рабочем месте и отражают реальное состояние охраны труда на предприятиях.

      Согласно официальной статистической информации по итогам 2022 года общая численность пострадавших при несчастных случаях, связанных с трудовой деятельностью, по сравнению с 2020 годом увеличилась на 20 % и составила 2449 человек, из них погибшие – 205.

      В международной практике для сопоставления показателей производственного травматизма, как правило, применяются их относительные величины. К примеру, Международная организация труда (далее – МОТ) применяет такой показатель как уровень (коэффициент частоты) производственного травматизма общего и смертельного на 100000 работников.

      По итогам 2022 года коэффициент частоты пострадавших от несчастных случаев, рассчитанный на основе официальной статистической информации, составил 44 человека на 100000 работников (аналогичный показатель в 2020 году составил 39). Однако в развитых странах коэффициент частоты пострадавших от несчастных случаев на 100000 работников гораздо выше чем в Казахстане, к примеру, в Соединенных Штатах Америки (далее – США) – 900, Италии – 1413, Германии – 1505, Испании – 2347, Франции – 2931, Финляндии – 4025. При этом коэффициент частоты погибших от несчастных случаев на 100000 работников в таких странах, как США – 5,3, Италия – 3,4 сопоставим с уровнем по Казахстану – 3,7 (3,9 в 2020 году), но выше чем во Франции – 2,5, Испании –1,9, Германии – 0,7, Финляндии – 0,7.

      Вместе с тем для правильной оценки уровня травматизма важно оценивать соотношение между несмертельным и смертельным ПТ, которое использует МОТ в качестве показателя скрытого травматизма, то есть индикатора уровня сокрытия отчетности о ПТ с несмертельным исходом. Так, по итогам 2022 года в Казахстане показатель скрытого травматизма составил 11:1, это высокий уровень в сравнении с показателями развитых стран мира, к примеру, в Финляндии – 5750:1, Германии – 1811:1, Италии – 548:1. Усилению этой проблемы способствуют перенесение компенсаторной ответственности по несчастным случаям с легкой степенью от страховых компаний на работодателя, низкая ответственность в случае несообщения о несчастном случае, отсутствие общей информационной базы данных для регистрации несчастных случаев, недостатки государственного контроля и другие.

      В разрезе отраслей наиболее высокий уровень ПТ наблюдается в горнодобывающей (коэффициенты частоты пострадавших/ погибших от несчастных случаев на 1000 работников – 1,9/0,12) и обрабатывающей промышленности (1,2/0,07 соответственно). Горнодобывающая отрасль характеризуется высокими показателями травматизма со смертельным исходом, в том числе в результате групповых несчастных случаев. В среднем 11 % всех погибших и 15 % всех пострадавших работников в республике заняты на добыче руд и угля. В 2022 году 13 % всех групповых несчастных случаев произошло в Карагандинской области – самом большом угольном бассейне страны. Жертвами каждого такого случая стали в среднем 4 работника.

      В контексте скрытого травматизма наихудшие показатели отмечаются в строительной отрасли (4:1) и сельском хозяйстве (4:1), что объясняется низким уровнем организации системы управления охраной труда (далее – СУОТ). В горнодобывающей (21:1) и обрабатывающей промышленности (21:1) более низкие показатели обусловлены качественной регистрацией несмертельных травм.

      Регионами с высоким уровнем ПТ являются Карагандинская (коэффициенты частоты пострадавших/погибших от несчастных случаев на 1000 работников – 1,2/0,09), Ұлытау (4,3 и 0,03 соответственно) и Восточно-Казахстанская области (1,0 и 0,04 соответственно). Наихудшие показатели скрытого травматизма наблюдаются в таких областях, как Жетісу (2:1), Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская (4:1), Кызылординская и городе Астане (5:1).

      Наряду с ПТ важным индикатором безопасного труда является ПЗ.

      ПТ и ПЗ являются следствием работы в ВОУТ, в том числе условий труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам, тяжелого труда, небезопасного оборудования и иных условий. Согласно официальной статистической информации за три года количество пострадавших от ПЗ увеличилось с 237 в 2020 году до 657 в 2022 году или в 2,8 раза. На 1 января 2023 года более 8 тыс. человек состоит на диспансерном учете с профессиональной патологией. В структуре ПЗ преобладают заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей (40,4 %), заболевания, связанные с функциональными перенапряжениями и перегрузками отдельных органов и систем (30,0 %), связанные с воздействием физических факторов (23,8 %) и вызванные воздействием химических факторов (4,2 %), меньше – вызванные воздействием биологических факторов (0,8 %).

      В региональном разрезе наиболее высокий уровень ПЗ из года в год регистрируется в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях, на которые приходится более 90 % случаев. Данная негативная тенденция объясняется тем, что в указанных областях сосредоточена практически вся горнодобывающая и горно-обогатительная промышленность республики.

      Национальная система управления охраной труда

      Действующая в Казахстане СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по реализации политики по охране труда, выполнению требований безопасности труда, управлению профессиональными рисками. Управление профессиональными рисками как один из ключевых элементов СУОТ включает в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска. В свою очередь оценка профессионального риска предусматривает определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и производственном травматизме в организации, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты, то есть фактически является инструментом оценки условий труда на рабочем месте.

      Оценка условий труда, по сути, является основой действующей модели управления охраной труда и проводится в Казахстане посредством аттестации производственных объектов по условиям труда (далее – АПО) либо через оценку профессиональных рисков. Первая процедура была законодательно введена еще в 1986 году, вторая процедура – в 2020 году. Тем самым, в государственной политике в сфере охраны труда задан вектор по переходу от компенсаторного управления к риск-ориентированному. Поэтому введенная в советский период АПО будет постепенно исключена, так как одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы, характерные для плановой экономики того периода, в текущих условиях рыночной экономики требуют учета рисков и дифференциации для каждого рабочего места.

      Отличие процедуры оценки профессиональных рисков (далее – ОПР) от АПО заключается в том, что ОПР предусматривает комплексную оценку риска по пяти показателям (вредность, опасность условий труда, безопасность производственного оборудования, обеспечение средствами индивидуальной защиты и заболеваемость) с учетом особенностей каждого рабочего места, включая оценку воздействия на здоровье занятых на нем работников.

      АПО не позволяет дать общую оценку предприятию, которую можно было бы использовать в целях государственного контроля, определить класс при дифференциации подходов страхования работников от несчастных случаев, в связи с тем, что АПО охватывает только производственные объекты.

      Внедрение с 2017 года требования по наличию в составе специализированной организации аккредитованной лаборатории не привело к полному решению проблемы качества проведения АПО. Отсутствие квалификационных требований и организации автоматизированной отчетности по результатам АПО не позволяет организовать государственный мониторинг условий труда и оперативно выявлять недобросовестных поставщиков данной услуги.

      Кроме того, АПО характеризуется отсутствием связи с экономическими компонентами национальной СУОТ и не способствует экономическому стимулированию работодателей к улучшению условий труда.

      Положительный эффект в снижении ПТ и ПЗ возможен при условии установления связи между всеми компонентами СУОТ, основа которой ОПР. Вместе с тем требуется усилить методический аппарат ОПР в части:

      классификации условий труда, оценки вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

      применения при оценке кумулятивного и (или) сочетанного воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

      применения в особых условиях труда и коллективных рабочих местах (на открытом воздухе, подземные работы, высотные работы и тому подобное).

      ОПР должна обеспечить полный охват рабочих мест с учетом вида деятельности предприятия. По аналогии с опытом развитых стран, к примеру, для непроизводственных предприятий методика может быть проще и доступнее.

      Результаты ОПР должны учитываться при выборе средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), которые предотвращают и (или) минимизируют воздействие вредных и опасных факторов производственной среды. К сожалению, действующий подход к выбору СИЗ согласно межотраслевым нормам СИЗ (далее – нормы) не является релевантным с учетом профессионального риска. К примеру, СИЗ выдаются при отсутствии вредного фактора или наоборот их не выдают, если они не предусмотрены нормами. Согласно нормам невозможно охватить спектр всех вероятных вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, в нормах имеются различия по срокам носки для однотипных СИЗ и сходных профессий, что создает сложности и не позволяет обеспечить работников современными и комфортными СИЗ.

      Экономическое обеспечение безопасного труда

      Эффективным экономическим инструментом улучшения условий труда на предприятиях является система обязательного страхования работника от несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью (далее – ОСНС). В рамках этой системы в 2022 году объем уплаченных страховых премий в 1,8 раза превысил показатель 2020 года и составил 66,6 миллиарда тенге, однако динамика соотношения страховых выплат к премиям снизилась с 13,6 % в 2020 году до 9,3 % в 2022 году. Вместе с тем за последние три года на уровне предприятий материальные последствия от ПТ выросли в 2 раза и в 2022 году составили 4,1 миллиарда тенге или в расчете на одного пострадавшего 1,7 миллиона тенге.

      Тем самым идет перераспределение финансовой нагрузки, связанной с выплатой компенсаций пострадавшим работникам, от страховых организаций на работодателя, что приводит к низкому охвату ОСНС среди предприятий, по итогам 2022 года всего 32 % юридических лиц имели договор страхования. Низкий охват договорами ОСНС связан с незаинтересованностью работодателей в системе ОСНС. В связи с чем необходимо внедрение эффективной модели "бонус-малус", учитывающей затраты работодателя на обеспечение безопасного труда.

      Во-первых, необходимо определить их перечень, включая уплату обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), расходы по ОСНС, АПО и ОПР, обучение и проверку знаний ответственных лиц, средства коллективной защиты, СИЗ, санитарно-бытовые помещения и устройства, периодический медицинский осмотр, освидетельствование и иные меры обеспечения безопасности труда. Во-вторых, определить условия применения превентивных и реабилитационных программ страхования.
В-третьих, определить размер поправочных коэффициентов к страховому тарифу с учетом результатов ОПР.

      Анализ затрат на обеспечение безопасного труда показал, что они в большей части связаны с предоставлением социальных гарантий ("льгот" и "компенсаций") работникам, занятым во ВОУТ. На эти цели в 2022 году было направлено более 207,6 миллиарда тенге, что почти на 47 % выше, чем в 2020 году (141,5 миллиарда тенге). Ежегодный объем ОППВ по сравнению с 2020 годом вырос почти в 1,6 раза с 42,7 миллиарда тенге до 69,8 миллиарда тенге.

      Необходимо все применяемые экономические инструменты актуализировать и увязать с результатами ОПР. Реализация указанных мер по охране труда на основе риск-ориентированного подхода позволит обеспечить полный охват работников, занятых во ВОУТ, с учетом адресности и системности предоставляемых им социальных гарантий, а предприятиям в свою очередь – повысить эффективность вложения средств на улучшение условий труда.

      Обучение и повышение квалификации

      Основной причиной ПТ являются недостатки в обучении безопасному труду, обусловленные дефицитом квалифицированных кадров, отсутствием ответственности учебных центров за качество обучения.

      Ежегодно каждый 8-й несчастный случай происходит из-за недостатков в обучении безопасным приемам работ и нарушения правил техники безопасности. В 2022 году 266 работников получили травмы в связи с тем, что не были в достаточной мере обучены и проинструктированы специалистами по технике безопасности, в том числе в связи с недостаточной подготовкой самих руководителей и лиц, ответственных за безопасность и охрану труда на предприятии. В результате государственного контроля было выявлено 306 нарушений по организации обучения и инструктажа работников и данный показатель имеет тенденцию роста (в 2020 году – 255 нарушений).

      Одновременно отсутствие учета не позволяет отследить количество специалистов по охране труда, дать оценку уровню их образования и профессиональной подготовки.

      Рынок услуг по обучению и повышению квалификации лиц, ответственных за обеспечение безопасного труда, в Казахстане развит достаточно, но ввиду отсутствия должного уровня государственного контроля не обеспечивает должного качества подготовки специалистов. Отмечается значительное занижение стоимости услуг по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность и охрану труда, отдельными организациями обучения, что косвенно подтверждает низкое качество услуг и квалификации лекторского состава. Имеются случаи выдачи сертификатов без проведения самого обучения и проверки знаний.

      В числе проблем в области охраны труда можно отметить слабую подготовку специалистов по охране труда, на многих предприятиях отсутствуют службы охраны труда, которые согласно трудовому законодательству должны создаваться в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 50 работников. Не вводится должность специалиста по безопасности и охране труда и не закрепляются ответственные лица в организациях со штатной численностью менее 50 человек. Если в 2020 году государственными инспекторами труда был выявлен 31 факт отсутствия служб или ответственных лиц по охране труда на производственных предприятиях, то в 2022 году этот показатель увеличился более чем вдвое, было зафиксировано 71 нарушение.

      По данным официальной статистики в республике действует 3638 крупных предприятий, в которых службы безопасности и охраны труда должны состоять в среднем из 5 человек (в соответствии с нормативами от 2,5 до 10 ставок) и насчитывать около 18 тысяч специалистов. Вместе с тем в 2022 году фактическая численность работников по профессии "инженер по безопасности и охране труда" и "специалист службы по безопасности и охране труда" составила 2431 человек.

      В республике практически не осуществляется целенаправленная профессиональная подготовка специалистов по АПО, государственных и технических инспекторов по охране труда.

      Подготовка бакалавров, магистров, а также докторов PhD по вопросам безопасности и охраны труда в Республике Казахстан осуществляется в рамках направлений подготовки "Гигиена и охрана труда на производстве" по образовательным программам: "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" и "Гигиена и охрана труда на производстве". Данные образовательные программы заявлены по направлению бакалавриата в 26-ти организациях высшего профессионального образования, в том числе магистратуры – в 16-ти из них, докторантуры – в 2-х. При этом в 2022 году в целом по Казахстану на данные специальности поступило: на бакалавриат – 1210 человек, в магистратуру – 51 человек, в докторантуру – 5 человек.

      Учитывая такой низкий интерес к получению образования в данной сфере, и то, что государственным образовательным грантом воспользовались лишь 297 абитуриентов (24,5 %), предприятия оплачивают обучение лишь 12 поступивших (1 %) в 2022 году студентов, следует принять меры по популяризации профессий специалистов в области безопасности труда, включая увеличение объемов государственных образовательных грантов и заказов, а также стимулирование предприятий на финансирование подготовки собственных кадров.

      Дальнейшее совершенствование учебного процесса невозможно без внедрения дистанционных технологий, учебных тренажеров и имитационных моделей.

      Наука в сфере охраны труда развита в недостаточной степени. Имеется лишь одна научная организация – Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – РНИИОТ), который занимается прикладными научными исследованиями, связанными в основном с реализацией важнейших и оперативных государственных задач. Тогда как фундаментальные исследования в сфере охраны труда требуют комплексного и системного подхода, что предполагает наличие механизма устойчивого и непрерывного финансирования. Также выполняются научные исследования по заказу промышленных предприятий на базе негосударственных научно-исследовательских институтов, но в связи с отсутствием государственной регистрации и научно-технической экспертизы их численность и качество оценить сложно. Затруднительно сформировать научный задел по научным публикациям и их вкладу в мировую науку, отследить динамику цитируемости.

      В целом с учетом международного опыта по регламентации деятельности, относящейся к охране труда, необходимо принять меры, способствующие повышению качества обучения и развитию научного потенциала в стране.

      Мониторинг и контроль в сфере охраны труда

      Важным элементом мониторинга является статистический и ведомственный учет показателей безопасного труда. Статистический учет численности работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, ведется по ограниченному спектру вредных и опасных производственных факторов. С учетом текущей ситуации по внедрению ОПР необходимо актуализировать применяемую методологию. Ведомственный учет реализуется в ручном формате, требует постоянного сбора и обновления данных и имеет значительные расхождения с данными официальной статистики.

      В республике отсутствует информационно-аналитическое обеспечение для мониторинга регистрации, расследований и учета несчастных случаев на производстве, условий труда, результатов АПО и ОПР на предприятиях. Используемая автоматизированная информационная система "Охрана труда" не интегрирована с базами данных государственных органов. Отсутствует визуализация каких-либо данных о состоянии охраны труда, как например, это делается в странах Европейского союза на платформе OSH Barometer.

      В этой связи нет достаточной и достоверной информации для управленческих решений, оценки ситуации, принятия мер и профилактической работы.

      Важная роль в обеспечении безопасного труда отводится мониторингу состояния охраны труда в республике, который реализуется посредством государственного, общественного и внутреннего контроля. К сожалению, между этими видами контроля отсутствуют взаимосвязь и совместная работа.

      Повысить эффективность государственного контроля в сфере охраны труда можно за счет внедрения механизма предупреждающих мер по результатам расследования несчастных случаев и вертикальной модели управления за счет передачи государственных инспекторов труда в подчинение уполномоченного государственного органа по труду.

      Повысить эффективность общественного контроля в сфере охраны труда возможно за счет повышения статуса Производственного совета, предусмотренного статьей 203 Трудового кодекса Республики Казахстан, усиления социального диалога и расширения компетенции технических инспекторов.

      Повысить эффективность внутреннего контроля в сфере безопасности и охраны труда возможно путем расширения сферы распространения положительной практики предприятий строительной отрасли по осуществлению вертикального контроля от заказчика до подрядчика в рамках договорных отношений.

Раздел 3. Обзор международного опыта

      Фундаментом национальных стратегий по охране труда стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) является флагманская программа МОТ в сфере охраны труда "Охрана труда –глобальные действия в целях профилактики" (Occupational Safety and Health - Global Action for Prevention: OSH GAP), Глобальная стратегия по охране труда МОТ на 2022 – 2025 годы и стратегическое видение: МОТ-2025, Стратегическая рамочная программа Европейской комиссии по охране труда на 2021 – 2027 годы.

      Основная задача стратегических документов МОТ в области охраны труда – содействовать созданию в глобальных масштабах культуры профилактики с целью добиться реального сокращения количества смертей, травм и заболеваний, связанных с работой.

      Проводимые реформы в сфере охраны труда большинства стран ОЭСР и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) предусматривают:

      1. Профилактику опасностей и рисков в сфере охраны труда, применение риск-ориентированного подхода в управлении охраной труда.

      Процедуры оценки условий труда и профессиональных рисков каждого рабочего места обязательны к выполнению всеми работодателями и имеют систематичный характер. В странах Европейского союза оценка профессиональных рисков является обязательной процедурой для предприятий всех отраслей и размерности и включает в себя разработку соответствующих профилактических мер, контроль их эффективности и документирование процедуры оценки рисков. Различен лишь метод проведения оценки. Результаты оценки являются основой для анализа и принятия управленческих решений по обеспечению безопасных условий труда. К примеру, согласно официальным данным онлайн-платформы Европейского агентства по безопасности и охране труда (OSH Barometer) за счет усиления профилактических мер и снижения профессиональных рисков на рабочих местах среднегодовой темп снижения коэффициента частоты пострадавших от несчастных случаев на производстве составил 4,8 %, при этом в Испании – 8,2 %, Германии – 5,3 %, в Австрии – 3,7 %.

      Государственными органами осуществляется экспертиза на соответствие нормам и стандартам. В Южной Корее экспертиза осуществляется Корейским агентством по безопасности и гигиене труда, положительное признание предприятия освобождает от проверок безопасности и здоровья, а также влечет за собой различные льготы (скидки при страховании до 20 %, субсидии, гранты и займы для улучшения средств предотвращения производственного травматизма и другое).

      Среди стран ЕАЭС в РФ ОПР с 2022 года стала обязательной процедурой для всех работодателей и за непроведение ОПР предусматривается административная ответственность в виде штрафов.

      Обязательными для всех участников трудовых отношений являются медицинские профессиональные осмотры и рекомендации по выполнению реабилитационных мер. Обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты – неотъемлемое право работников и обязанность работодателя. Соответственно в европейских странах, США и Канаде порядок обеспечения СИЗ и средствами коллективной защиты основывается на результатах оценки профессионального риска каждого рабочего места.

      Аналогичный вектор в выборе СИЗ задан при реформировании регуляторных норм в странах ЕАЭС.

      Сочетание международных норм с мерами национальной политики в тесной связи и ориентации на обеспечение безопасного труда позволяет достичь максимального эффекта, что характерно для стран с наиболее развитой системой управления охраной труда. К примеру, Конвенция МОТ № 176 "О безопасности и гигиене труда на шахтах" (1995 год) ратифицирована 34 странами, являющимися ведущими в области добычи и переработки угля, в том числе США, Германией, Польшей, Россией.

      2. Экономическое стимулирование работодателей к принятию мер по улучшению условий труда через:

      установление гибких страховых тарифов на основе мультифакторного анализа (статистики травматизма, условий рабочей среды и уровня профессионального риска по профессии и сфере деятельности каждого предприятия). К примеру, в Республике Беларусь установлен дифференцированный страховой тариф для бюджетных организаций и иных страхователей, действуют системы скидок и надбавок к страховому тарифу, предусмотрена льгота по уплате страхового взноса в размере 50 % от страхового тарифа для общественных объединений инвалидов и пенсионеров, организаций, в которых работает не менее 50 % инвалидов и пенсионеров. В РФ действует методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам (не более 40 % от установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три предшествующих года), исходя из состояния охраны труда, сведений о результатах специальной оценки условий труда и сведений о результатах медицинских осмотров. Установлены дополнительные взносы по тарифам при проведении (2-8 %) и не проведении (6-9 %) специальной оценки условий труда;

      финансирование мер по предупреждению производственного травматизма за счет страховых взносов. На эти цели в странах ОЭСР 2-17 % от страхового фонда направляется на превентивные меры, в том числе обучение работников, оценку профессиональных рисков, внедрение СУОТ, приобретение средств коллективной защиты и СИЗ, разработку документации и т.д. К примеру, в США на федеральном уровне программы реабилитации за счет страховых средств предусматривают, в случае необходимости, обеспечение физической реабилитации, переподготовку, образовательные курсы, смену рабочего места при получении увечий, поиск подходящей работы. В Германии обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний обеспечивает профилактику до наступления страхового случая и после него; реабилитацию (медицинскую, профессиональную и социальную); компенсацию причиненного ущерба (денежные выплаты), пособие по нетрудоспособности или единовременное пособие. В РФ за счет средств Фонда социального страхования могут быть частично оплачены предупредительные меры, перечень которых ежегодно утверждается в размере не более 20 % страховых взносов, перечисленных организацией за предыдущий год;

      дифференциацию и привязку гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда к условиям труда. К примеру, во Франции действуют повышающие коэффициенты за вредные условия труда от категории риска, которые составляют от 0,5 до 2 %.

      В США предусмотрена надбавка за работу в опасных условиях труда на основе перечня 16 факторов, которая варьируется от 8 до 25 % от ставки. В Германии определение и размер надбавок к заработной плате регулируются коллективными договорами или соглашениями между работодателями и профсоюзами, варьируется от 5 до 15 %. В РФ и Республике Беларусь результаты специальной оценки и аттестации являются основанием установления повышенной оплаты труда, предоставления молока и лечебно-профилактического питания, а также дифференцированного (в зависимости от классов условий труда) предоставления гарантий в виде сокращенного рабочего времени и дополнительного отпуска. В Японии устанавливается сокращенное время работы для лиц, занятых на подводных и других работах, сопряженных с риском для здоровья.

      3. Развитие науки и образования в сфере охраны труда, укрепление стратегического партнерства, расширение базы знаний, оказание методологической поддержки специалистов, учреждений и других структур, работающих в области охраны труда, на всех уровнях.

      Международная практика основывается на принципах непрерывности обучения специалистов в сфере охраны труда; взаимосвязи теории и практики (дуальное обучение); адаптивности обучения; активного государственного участия в национальных системах управления охраной труда в части: развития науки, методологической поддержки, категорирования и сертификации обучаемых (ведение списков/реестров/перечней лекторов, экспертов, специалистов в сфере охраны труда), контроля качества; взаимной ответственности заинтересованных участников сферы охраны труда.

      Обучение в сфере охраны труда в большинстве стран ОЭСР строго регламентируется государством и реализуется специализированными институтами и научными центрами и финансируется за счет страховых взносов.

      В США применяется ограничительное право организации и проведения обучения, Национальным институтом охраны труда (NIOSH) ведется реестр образовательных и исследовательских центров, финансируются программы образования для профессионалов в области техники безопасности и гигиены труда, распределяются гранты на обучение в университетах, координируется более 50 % выпуска специалистов.

      В Германии учебные заведения, которые проводят курсы, проходят обязательное лицензирование.

      В Южной Корее на государственном уровне предусмотрено бесплатное обучение по оценке рисков Корейским агентством по безопасности и гигиене труда (KOSHA).

      В Сингапуре обучение в виде мастер-классов или дистанционного формата по вопросам охраны труда проводится в учебных центрах при Министерстве труда.

      В Канаде Совет по безопасности проводит онлайн–обучение по программам управления рисками для работников, чья работа связана с управлением рисками и реализацией стратегии по снижению риска. В Финляндии обучение на уровне государства в области охраны труда ведет Финский институт охраны здоровья на производстве на базе краткосрочных и долгосрочных учебных программ.

      По законодательству Финляндии получение карты безопасности труда возможно после прохождения соответствующего обучения по безопасности труда и регистрации в центре безопасности труда Финляндии. В Великобритании введен регистр консультантов в области безопасности и промышленной гигиены. Во Франции установлен вклад работодателей в финансирование профессионального обучения в виде единовременного обязательного взноса, составляющего от 0,55 до 0,8 % от месячного фонда заработной платы.

      4. Применение цифровых инструментов для мониторинга и контроля в сфере охраны труда. Например, в странах Европейского союза используются цифровые и интерактивные платформы, которые представляют собой портал для актуализации и визуализации в онлайн–режиме информации о состоянии охраны труда. Примером такого инструмента является "Барометр охраны труда" (OSH Barometer), который базируется на статистике, опросах и общедоступных данных.

      В Республике Беларусь действует разветвленная сеть из 12 органов государственного контроля и мониторинга в сфере охраны труда. Состояние безопасности труда на крупных и средних предприятиях в Беларуси определяется методом сплошного наблюдения, который представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Для малых предприятий предусмотрен выборочный контроль состояния безопасности труда, основанный на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности.

      В РФ работодателем, кроме прочего, по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего предоставляется информация о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах в целях предупреждения несчастных случаев. Таким образом, государственная инспекция владеет информацией о последствиях несчастного случая и предпринятых мерах по недопущению его повторения.

      В США Бюро статистики труда (BLS) публикует ежегодный обзор профессиональных травм и заболеваний (SOII). В Финляндии внедрена публикация отчетов о результатах проведенных расследований несчастных случаев и заболеваний, размещаемых на официальном сайте Финского центра компенсации рабочим (TVK), который ведет статистику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контролирует соблюдение работодателями обязанности по страхованию.

      В целом международный опыт передовых зарубежных практик свидетельствует о том, что хорошо спланированные и систематически выполняемые меры по охране труда обеспечивают экономическую отдачу, которая в 3-10 раз превышает денежные вложения. Страны, регулярно вкладывающие финансовые средства в охрану труда, имеют наивысшую производительность труда и конкурентную экономику.

      Полномасштабный переход к ОПР по аналогии с применяемой в странах Евросоюза интерактивной онлайн-оценкой рисков (веб-платформа OiRA) позволит сформировать в Казахстане цифровую карту предприятий, обеспечивающую визуализацию всех рабочих мест по условиям труда, ранжированных по индивидуальной степени профессионального риска.

      При создании единого реестра нормативов и стандартов по СИЗ может быть использован опыт Швейцарии (государственный сайт "Sapros"). При реформировании ОСНС может быть использован опыт Южной Кореи, РФ и Республики Беларусь по применению гибких страховых тарифов, дифференцированных в зависимости от степени профессионального риска предприятия. Для предупреждения производственного травматизма путем внедрения механизма финансирования превентивных и реабилитационных мер за счет страхового фонда, а также при определении социальных гарантий полезным будет использование опыта США и стран Европейского союза, в том числе опыта Германии и Финляндии.

      Учитывая схожесть схем страхования от ПТ Казахстана и Финляндии, целесообразным будет применение опыта последней для определения требований к лицам и организациям, осуществляющим обучение в сфере охраны труда или работы по ОПР.

      Применение цифровых технологий в сфере охраны труда, создание единых цифровых платформ позволят, среди прочих преимуществ, визуализировать сведения о состоянии охраны труда в стране и на конкретном предприятии, как это реализовано в странах Евросоюза.

Раздел 4. Видение развития сферы безопасности и охраны труда

      На основе анализа реализации политики в области безопасности и охраны труда за прошедшие периоды и основных мировых тенденций сформировано дальнейшее ее видение.

      Реализация Концепции будет способствовать снижению уровня профессионального риска на рабочих местах, повышению компетенций в сфере охраны труда, усилению экономических стимулов по улучшению условий труда.

      Будет усовершенствована национальная СУОТ с учетом внедрения модели интегральной ОПР, создания цифровой карты предприятий и внедрения международных стандартов в сфере безопасности труда.

      Новый механизм обеспечения СИЗ позволит рационализировать затраты работодателя и повысить эффективность влияния СИЗ на уровень ПТ и ПЗ.

      В целях экономического стимулирования работодателей страховой тариф в рамках договора ОСНС будет устанавливаться с учетом профессионального риска предприятия. Дополнительно будет внедрен механизм финансирования затрат работодателя на превентивные и реабилитационные меры за счет страховой премии.

      Будут созданы условия для качественного предоставления услуг образовательного, информационного, методического и консультативного характера в области охраны труда для развития кадровых ресурсов, материально-технической оснащенности и научно-образовательного потенциала.

      По итогам реализации Концепции будет создана система мониторинга в сфере охраны труда для проведения наблюдений и анализа профессиональных рисков как часть национальной СУОТ. Система мониторинга будет использована для проведения мер контроля на разных уровнях, что позволит осуществить поступательное улучшение показателей результативности СУОТ в региональном и отраслевом разрезе, демонстрируя сокращение существующей разницы между низким и высоким риском ПТ.

Раздел 5. Основные принципы и подходы развития

      Политика Республики Казахстан в области обеспечения безопасности труда базируется на соблюдении следующих основных принципов:

      1) системное и постоянное улучшение условий труда на основе риск-ориентированного подхода в управлении охраной труда;

      2) превентивность и сбалансированность на основе адаптации международных норм в сфере охраны труда;

      3) ответственность и вовлеченность на основе социального партнерства между всеми участниками трудовых отношений;

      4) объективность и осведомленность на основе полного охвата достоверной информацией в области безопасности и охраны труда;

      5) достоверность исходных данных об условиях труда и профессиональных рисках на рабочих местах.

      Все указанные принципы, сформированные на основе факторного анализа текущей ситуации и мировых тенденций, являются основополагающими при формировании следующих направлений развития сферы охраны труда и основных подходов к реализации Концепции:

      1) модернизации национальной системы управления охраной труда на основе риск-ориентированного подхода;

      2) экономического стимулирования мер по снижению профессионального риска;

      3) развития профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда;

      4) повышения эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда.

Глава 1. Направление 1. Модернизация национальной системы управления охраной труда на основе риск-ориентированного подхода

      Выполнение задачи по модернизации национальной СУОТ будет осуществлено на основе риск-ориентированного подхода. Будет реализован комплекс мер по нормативно-методическому обеспечению развития методологического аппарата по вопросам классификации и оценки условий труда.

      Будет внедрена новая модель интегральной ОПР, включающей данные о выполнении требований трудового законодательства, результатах оценки индивидуального профессионального риска, показателях ПТ и ПЗ.

      В зависимости от размера предприятия требования по охране труда не уменьшаются, но все же имеют свои особенности. В этой связи будут разработаны упрощенные требования к СУОТ на малых и микропредприятиях по определенным "низко-рискованным" отраслям (клининговые услуги, организация культурных и досуговых мероприятий, мелкая розничная торговля и другие), с внедрением возможности экспресс–оценки профессионального риска (в том числе в онлайн–формате).

      Будут разработаны подходы к идентификации, измерению производственных факторов в особых условиях труда (подземные работы, работы на открытом воздухе, высоте и тому подобное), а также оценке комплексного воздействия производственных факторов и дифференциации рабочего места по степени профессионального риска.

      Внедрение риск-ориентированного подхода предусматривает исключение процедуры АПО. Будет создана "Цифровая карта предприятий" по интегральной оценке и распределению предприятий по степени риска. Это потребует интеграции государственных информационных систем мониторинга условий труда и профессиональных рисков, экологического мониторинга и производственного контроля.

      Своевременность и качество проведения ОПР выходят на первый план. В этой связи будут усилены требования к специализированным организациям через качество кадрового состава, а также установление ответственности за результаты работы.

      Применение матричного метода распределения СИЗ на основе конкретного вредного и (или) опасного производственного фактора и ранжирования по степени профессионального риска упростит работодателю выбор СИЗ. Предоставление социальных гарантий будет осуществляться по аналогичной методике.

      Будут проведены исследования по внедрению превентивного медицинского мониторинга в зависимости от результатов оценки профессионального риска, направленного на усиление методов раннего выявления групп риска, а также совершенствование медицинских регламентов допуска работников на работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Результатом осмотра будут рекомендации для работодателя по проведению оздоровительных и лечебных мероприятий, в том числе профилактике обострений хронических заболеваний, лечебному питанию, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, проведению реабилитационных мероприятий в целях сохранения трудоспособности, санаторно-курортному лечению.

      Будет уделено повышенное внимание опасным производственным объектам в соответствии со статьей 70 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите". Предусматривается реализация мероприятий, направленных на снижение риска возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на производстве и ПЗ с учетом международных стандартов.

      Для достижения максимального эффекта в обеспечении безопасного труда и сочетания международных норм с мерами национальной политики будут рассмотрены вопросы о ратификации Конвенции МОТ № 176 "О безопасности и гигиене труда на шахтах", а также необходимости внесения сопутствующих изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство.

Глава 2. Направление 2. Экономическое стимулирование мер по снижению профессионального риска

      В рамках мер по трансформации государственного механизма предоставления гарантий при работе во вредных и (или) опасных условиях труда будет установлен новый порядок (механизм) определения видов и объемов, в том числе проактивный формат их назначения на основе результатов оценки профессиональных рисков.

      Необходимым является внедрение новых финансово-экономических мер, способствующих повышению вклада работодателя в улучшение условий труда. В этой связи будут разработаны методические подходы к экономическому планированию затрат на охрану труда, а также оценке его эффективности с внедрением онлайн-приложения по составлению бюджета затрат на охрану труда (по видам затрат).

      Будет применен положительный международный опыт финансирования, за счет средств ОСНС, превентивных мер по охране труда, включая оценку профессиональных рисков и обучение персонала основам охраны труда. Будет установлен дифференцированный тариф по двухкомпонентной модели, то есть в зависимости от класса профессионального риска, определяемого видом экономической деятельности, и степени профессионального риска, как результативного показателя его оценки. При актуализации страхового тарифа будут проведены соответствующие актуарные расчеты. Будет расширена превентивная направленность ОСНС, что обеспечит достижение ключевых целей страхования: обоснованности тарифа, правильности или соответствия страховой суммы, полноты данных для установления риска.

      В целях снижения смертности среди лиц с инвалидностью будет изучен вопрос оказания медицинской помощи в ранний период после утраты трудоспособности, реализации программ реабилитации, принятия мер в случае дополнительного лечения, в том числе финансирования за счет ОСНС.

Глава 3. Направление 3. Развитие профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда

      Кадровое развитие в области охраны труда будет достигнуто за счет внедрения новых видов и способов обучения (актуальные программы, дистанционное обучение, тренажеры и имитационные модели).

      Для эффективной реализации задачи по развитию профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда будут созданы условия для научно-образовательного развития, обеспечения материально-технической оснащенности, качественного предоставления услуг образовательного, информационного, методического и консультативного характера в области охраны труда.

      Будут предусмотрены обязательные подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда, технических инспекторов по охране труда, председателей производственных советов и экспертов по охране труда.

      Также будут усилены требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по охране труда. Для этого будет внедрена система онлайн-регистрации организаций обучения. При регистрации будут учитываться наличие материально-технической базы, сертифицированных лекторов и учебных программ в сфере охраны труда.

      Будут разграничены процедуры обучения и проверки знаний по охране труда с созданием единого учебно-методического центра (далее – ЕУМЦ), одной из функций которого будет проверка знаний на специально созданной онлайн–платформе и разработка (пересмотр) типовых учебных программ и контрольных вопросов для проверки знаний. В функции ЕУМЦ также будут входить подготовка государственных инспекторов труда и экспертов для специализированных организаций, подготовка, регистрация и ведение перечня лекторов для организаций обучения.

      Кроме того, будет проведена работа по пересмотру отраслевой рамки квалификаций и профессионального стандарта "Охрана труда". Также будут актуализированы требования по компетенции и квалификации лиц, ответственных за охрану труда на предприятии.

      Налаживанию сотрудничества и расширению взаимодействия с организациями высшего и послевузовского образования будет способствовать создание новой саморегулируемой организации (в виде некоммерческой организации в форме ассоциации или союза), которая под координацией РНИИОТ обеспечит качественную актуализацию отраслевой рамки квалификации, профессиональных стандартов, квалификационных справочников, а также других требований в сфере нормирования и охраны труда. Это позволит обеспечить повышение уровня подготовки будущих специалистов для предприятий республики, и соответственно, переход системы управления охраной труда на новый уровень развития. Также будет реализован ряд мероприятий, направленных на повышение имиджа профессий специалистов в сфере охраны труда и интереса среди абитуриентов, в том числе в рамках профориентационной работы.

      Будут расширены возможности краткосрочного (период реализации – 12 месяцев) грантового финансирования научных исследований в области охраны труда по разработке научно обоснованных мер предупреждения ПТ и ПЗ для отдельно взятых отраслей экономики. К финансированию данных научных исследований также будут привлечены конечные стейкхолдеры (бизнес-структуры, промышленные предприятия, общественные организации и другие). Результаты научных разработок позволят улучшить показатели ПТ и ПЗ на конкретных предприятиях страны.

      Развитию науки в сфере охраны труда будет способствовать закрепление РНИИОТ в качестве базы для обеспечения общего научно-методического руководства, проведения научных мероприятий, внедрения научных разработок в деятельность государственных органов, организаций образования, предприятий республики. Так, на базе РНИИОТ будет организовано прохождение профессиональных практик магистров и докторов PhD, что усилит взаимосвязь теории и практики. Синергия деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования обеспечит повышение уровня профессиональной подготовки научных кадров в сфере охраны труда, а также послужит интегрированию результатов научных исследований в образовательный процесс.

      На ежегодной основе в рамках конференции и выставки KIOSH будет проводиться научный форум по охране труда, который станет диалоговой площадкой по обсуждению научных разработок, применению инновационных подходов в деятельности предприятий.

      В условиях роста конкуренции, автоматизации производства, приводящей к оптимизации численности персонала, своевременной является проработка вопроса внедрения новых прогрессивных методов нормирования труда для различных видов экономической деятельности. В этой связи для обеспечения безопасного труда будут внедрены межотраслевые нормативы численности персонала, являющиеся ключевыми в реализации Концепции (специалистов охраны труда, государственных инспекторов по труду) с учетом численности занятых в неблагоприятных условиях труда, а также рассредоточенных в отдаленности объектов, наличия подрядных (субподрядных) организаций.

Глава 4. Направление 4. Повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда

      Объективное снижение профессионального риска возможно при получении достоверной и объективной информации о состоянии системы.

      Как показывает мировая практика, реализация задачи по повышению эффективности государственного контроля и мониторинга в сфере охраны труда осуществляется посредством автоматизированных информационных систем и усовершенствованных цифровых платформ, в связи с чем на базе действующей автоматизированной информационной системы в области охраны труда будет создан дополнительный элемент "Цифровая карта предприятий" (как инструмент анализа показателей охраны труда).

      Основными направлениями мониторинга будут результаты оценки профессиональных рисков на предприятиях, данные по ПТ, ПЗ, финансированию мер, предоставлению гарантий, обеспеченности работников сертифицированными СИЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическим питанием, медицинскими услугами, страхованием ОСНС и отраслевыми картами профессиональных рисков.

      Будут актуализированы формы ведомственной статистики по охране труда с внедрением показателей, адекватно отражающих состояние условий труда, с упрощением системы сбора данных и последующей подготовкой национального обзора по охране труда.

      Для выявления коренных причин несчастных случаев и оценки эффективности управления профессиональными рисками будет внедрена процедура государственной экспертизы качества проведения ОПР при наступлении несчастного случая.

      Будет внедрен механизм превентивного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства (без посещения субъекта контроля) путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации о деятельности объектов контроля.

      Осведомленность работодателей, работников и широкой общественности в вопросах охраны труда и профессиональных рисков будет повышена путем использования различных способов распространения информации.

      Будет создана онлайн-площадка для информационно-справочного сопровождения СУОТ с возможностью осуществления самоконтроля за соблюдением трудового законодательства, содержащая актуальную нормативную и методическую базу, консультации экспертов.

      В новых условиях будет проведен комплекс мер по обеспечению реализации международных норм в организации государственного контроля за соблюдением требований в сфере охраны труда, в том числе касательно вертикальной структуры управления и повышения квалификации государственных инспекторов труда.

      Будут проведены меры, способствующие повышению роли общественного контроля, путем разработки типовых положений о производственном совете и технических инспекторах по безопасности и охране труда, с организацией их специализированного обучения и повышения квалификации.

      Будут реализованы мероприятия, направленные на повышение эффективности внутреннего контроля за безопасностью и охраной труда на предприятиях, использующих услуги подрядных организаций, путем распространения практики ведения генеральным подрядчиком общей координации работ по соблюдению подрядчиками требований безопасности и охраны труда на строительных площадках.

      Одновременно предполагается внесение соответствующих изменений в законодательство в целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства в сфере охраны труда, ответственности работодателей и должностных лиц иных органов и организаций за несвоевременное информирование или сокрытие несчастных случаев и (или) фактов травмирования работников в рабочее время.

      Реализация Концепции позволит достичь положительных изменений в обеспечении безопасного труда в Казахстане.

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

№ п/п

Показатель

2022 год (факт)

2023 год (прогноз)

2024 год (план)

2025 год (план)

2026 год (план)

2027 год (план)

2028 год (план)

2029 год (план)

2030 год (план)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Охват оценкой профессионального риска действующих активных юридических лиц, %

-

-

-

30

40

50

60

70

80

2

Коэффициент частоты несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью со смертельным исходом на 1000 работников

0,037

0,036

0,035

0,033

0,031

0,029

0,027

0,025

0,023

3

Уровень сокрытия производственного травматизма и профессиональных заболеваний

11:1

11:1

12:1

13:1

14:1

15:1

16:1

17:1

18:1

4

Охват действующих активных юридических лиц с частной формой собственности системой обязательного страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими

32

55

60

65

70

75

80

85

90

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


трудовых (служебных) обязанностей, %










5

Доля лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, успешно прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, %

-

-

-

40

50

60

70

80

90

6

Количество реализуемых научно-технических программ и проектов

3

3

3

4

4

5

5

6

6

7

Охват государственным мониторингом состояния безопасности и охраны труда на предприятиях (действующих активных юридических лиц), %

-

-

-

30

40

50

60

70

80

      Реализация заложенных в Концепции принципов, подходов и видения развития сферы обеспечения безопасности труда в Республике Казахстан позволит достичь следующего ожидаемого результата в 2030 году:

      1) снижение коэффициента частоты производственного травматизма на 1000 работников до 0,30 (факт 2022 года – 0,44);

      2) снижение доли нарушений в области охраны труда от общего количества выявленных нарушений трудового законодательства до 23 % (факт 2022 года – 28 %).

      _____________________________

  Приложение
к Концепции безопасного труда
Республики Казахстан
на 2024 2030 годы

План действий по реализации
Концепции безопасного труда Республики Казахстан на 2024 – 2030 годы

№ п/п

Наименование основных мероприятий

Форма завершения

Срок завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

Направление 1. Модернизация национальной системы управления охраной труда на основе рискориентированного подхода
Целевой индикатор 1. Повышение охвата оценкой профессионального риска действующих активных юридических лиц по республике (2025 год – 30 %, 2026 год – 40 %, 2027 год – 50 %, 2028 год – 60 %, 2029 год – 70 %, 2030 год – 80 %).
Целевой индикатор 2. Коэффициент частоты несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью со смертельным исходом на 1000 работников (2024 год – 0,035, 2025 год – 0,033, 2026 год – 0,031, 2027 год – 0,029, 2028 год – 0,027, 2029 год – 0,025, 2030 год – 0,023).
Целевой индикатор 3. Уровень сокрытия производственного травматизма и профессиональных заболеваний (2024 год 12:1, 2025 год – 13:1, 2026 год – 14:1, 2027 год – 15:1, 2028 год – 16:1, 2029 год – 17:1, 2030 год – 18:1)

1
 

Пересмотр правил управления профессиональными рисками в части изменения порядка оценки профессиональных рисков с учетом внедрения:
1) интегральной оценки профессионального риска предприятия
(дифференциация предприятий по степени профессионального риска)

приказ МТСЗН

2-квартал 2025 года

МТСЗН

1

2

3

4

5


2) отдельного порядка оценки профессиональных рисков в особых условиях труда (подземные работы, работы на открытом воздухе, высоте и тому подобное);
3) упрощенного порядка оценки профессионального риска на малых и микропредприятиях.




2

Разработка поправок по вопросам:
1) исключения процедуры аттестации производственных объектов по условиям труда;
2) усиления требований к специализированным организациям, порядка их регистрации, а также установления ответственности за результаты их оценки.

КДРП

1-квартал 2025 года

МТСЗН, МЗ, МПС, МЧС,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

3

Внедрение на базе действующей автоматизированной информационной системы уполномоченного органа по труду модуля регистрации и учета результатов оценки профессиональных рисков

акт ввода в эксплуатацию

1-квартал 2025 года
 

МТСЗН, МЦРИАП, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)
 

1

2

3

4

5

4

Внедрение на базе действующей автоматизированной информационной системы уполномоченного органа по труду цифровой карты предприятий и еҰ интеграция с информационными системами государственных органов

акт ввода в эксплуатацию

2-квартал 2025 года

МТСЗН, МЦРИАП, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

5

Принятие мер по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты в зависимости от профессионального риска

приказ МТСЗН

2-квартал 2026 года

МТСЗН, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

6

Проведение исследований по совершенствованию порядка периодических обязательных медицинских осмотров

отчет

2025–2027 годы

МТСЗН, МЗ,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

1

2

3

4

5

7

Рассмотрение вопроса о ратификации Конвенции Международной организации труда № 176 "О безопасности и гигиене труда на шахтах", а также необходимости внесения сопутствующих изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство

предложение в МВК по МГП

4-квартал 2024 года

МТСЗН, МПС, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

8

Проведение работ по снижению уровня аварийности на опасных производственных объектах путем их технологического перевооружения совместно с организациями, имеющими опасные производственные объекты

отчет

ежегодно

МЧС, МПС МТСЗН, республиканские объединения работодателей (по согласованию)

Направление 2. Экономическое стимулирование мер по снижению профессионального риска
Целевой индикатор 4. Охват действующих активных юридических лиц с частной формой собственности системой обязательного страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей (2024 год – 60 %, 2025 год – 65 %, 2026 год – 70 %, 2027 год – 75 %, 2028 год – 80 %, 2029 год – 85 %, 2030 год – 90 %)

9

Внедрение подходов по:
определению порядка дифференциации видов и объемов гарантий работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, с учетом степени профессионального риска;
экономическому планированию затрат на охрану труда.

КДРП

1-квартал 2028 года

МТСЗН, МНЭ,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

1

2

3

4

5

10

Внедрение двухкомпонентного страхового тарифа по ОСНС на основе классификации профессионального риска по видам экономической деятельности и результатам оценки профессионального риска

КДРП

1-квартал 2025 года

МТСЗН, АРРФР (по согласованию),
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

11

Внедрение превентивных мероприятий, направленных на снижение профессионального риска, и реабилитационных программ пострадавшим работникам за счет средств страховых организаций в рамках договора ОСНС

КДРП

1-квартал 2024 года

МТСЗН, АРРФР (по согласованию),
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

12

Проведение исследования по вопросу реализации программ реабилитации в ранний период после утраты трудоспособности для пострадавших работников, включая оказание медицинской помощи и дополнительных видов лечения

отчет

2027–2029 годы

МТСЗН, МЗ, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

1

2

3

4

5

Направление 3. Развитие профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда
Целевой индикатор 5. Доля лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, успешно прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда (2025 год – 40 %, 2026 год – 50 %, 2027 год – 60 %, 2028 год – 70 %, 2029 год – 80 %, 2030 год – 90 %)
Целевой индикатор 6. Количество реализуемых научно-технических программ и проектов (2024 год - 3, 2025 год – 4, 2026 год – 4, 2027 год – 5, 2028 год – 5, 2029 год – 6, 2030 год – 6)

13

Введение поправок по вопросам:
разграничения процедур обучения и проверки знаний по охране труда с созданием единого учебно-методического центра;
повышения квалификации технических инспекторов по охране труда, председателей производственных советов, лекторов организаций обучения и экспертов специализированных организаций;
установления требований к организациям обучения по охране труда, включая порядок их регистрации и ответственности за качество оказанных услуг.

КДРП

1-квартал 2025 года

МТСЗН, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

14

Внедрение онлайн–платформы по проверке знаний (централизованная выдача сертификатов, удостоверяющих прохождение проверки знаний, единый учет всех лиц, прошедших обучение по вопросам охраны труда)

акт ввода в эксплуатацию

2-квартал 2025 года

МТСЗН, МЦРИАП, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения

1

2

3

4

5





профсоюзов (по согласованию)

15

Принятие мер по внедрению типовых учебных программ по развитию специальных профессиональных компетенций по отраслям с учетом степени профессионального риска (по травмоопасным отраслям) и закрепление за отраслевыми ассоциациями соответствующей компетенции

приказ МТСЗН

3-квартал 2024 года

МТСЗН, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

16

Пересмотр отраслевой рамки квалификаций и профессионального стандарта "Охрана труда"

приказ МТСЗН

4-квартал 2024 года

МТСЗН,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

17

Организация и проведение совместно с организациями высшего профессионального образования онлайн профориентационной выставки для учащихся 11-х классов на тему "Безопасный труд: профессия и карьера"

профориентационная выставка

ежегодно

МТСЗН, МНВО, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

1

2

3

4

5

18

Изучение вопроса организации механизма по выделению научных грантов для развития отечественных научных школ по охране труда

отчет

2026–2028 годы

МТСЗН, МНВО

19

Обеспечение интеграции научного и образовательного потенциала высших учебных заведений и научных организаций в рамках совместного сотрудничества, в том числе по подготовке диссертаций, научных грантов

соглашения, меморандумы

ежегодно

МТСЗН, МНВО

20

Расширение сотрудничества с зарубежными научными лабораториями, образовательными центрами и ведущими университетами мира, реализующими исследования и осуществляющими подготовку специалистов, экспертов в сфере охраны труда
 

соглашения, меморандумы

ежегодно

МТСЗН, МНВО

Направление 4. Повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда
Целевой индикатор 7. Охват государственным мониторингом состояния безопасности и охраны труда на предприятиях (активных юридических лиц) (2025 год – 30 %, 2026 год – 40 %, 2027 год – 50 %, 2028 год – 60 %, 2029 год – 70 %, 2030 год – 80 %)

21

Внедрение на базе действующей автоматизированной информационной системы уполномоченного органа по труду цифрового государственного контроля в сфере безопасного труда на основе системы управления рисками

акт ввода в эксплуатацию

4-квартал 2025 года
 

МТСЗН, МЦРИАП, МИО,
республиканские объединения работодателей (по согласованию),

1

2

3

4

5





республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

22

Разработка поправок по вопросам:
усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства в сфере охраны труда;
внедрения государственной экспертизы результатов оценки профессиональных рисков в организации при наступлении несчастного случая;
обязательного создания производственных советов в организациях.

КДРП

1-квартал 2025 года
 

МТСЗН,
МЗ, МПС, МЧС,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

23

Введение функционала автоматизированной информационной системы "Охрана труда и безопасность" по формированию отчета по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям

акт ввода в эксплуатацию

4-квартал 2025 года

МТСЗН, МЗ, БНС (по согласованию),
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

24

Введение функционала автоматизированной информационной системы "Охрана труда и безопасность" по осуществлению самоконтроля за соблюдением трудового

акт ввода в эксплуатацию

3-квартал 2024 года

МТСЗН,
республиканские объединения работодателей (по согласованию),

1

2

3

4

5


законодательства в области охраны труда работодателями



республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

25

Актуализация межотраслевых типовых нормативов численности работников служб охраны труда

приказ МТСЗН

1-квартал 2026 года

МТСЗН,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

26

Наделение уполномоченного органа по труду компетенцией по разработке типовых положений о производственном совете и технических инспекторах по охране труда

приказ МТСЗН
 

1-квартал 2025 года

МТСЗН,
республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

27

Изучение вопроса внедрения на предприятиях вертикального контроля по обеспечению безопасности и охраны труда от заказчика до подрядчика

отчет

3-квартал 2026 года

МТСЗН, республиканские объединения работодателей (по согласованию), республиканские объединения профсоюзов (по согласованию)

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;

      МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

      МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

      МИО – местный исполнительный орган;

      АРРФР – Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан;

      МПС – Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;

      КДРП – консультативный документ регуляторной политики;

      МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      БНС – Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

      МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;

      МВК по МГП – Межведомственная комиссия при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека;

      МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      ____________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.