1. Утвердить прилагаемое Положение о Мангистауской свободной экономической зоне.
2. Главе Мангистауской областной администрации:
в десятидневный срок сформировать административный совет по управлению свободной экономической зоной;
оказать содействие административному совету в разработке программы развития зоны для последующего утверждения ее Кабинетом Министров Республики Казахстан.
3. Главному управлению геодезии и картографии при Кабинете Министров Республики Казахстан, Министерству геологии и охраны недр, Министерству иностранных дел Республики Казахстан в месячный срок определить районы континентального шельфа и острова Каспийского моря экономической зоны Республики Казахстан, включенные в территорию Мангистауской свободной экономической зоны, и представить административному совету описание западных границ зоны.
4. Таможенному комитету Республики Казахстан:
совместно с административным советом Мангистауской свободной экономической зоны в двухмесячный срок образовать зональное таможенное управление с сетью таможенных пунктов и определить порядок их содержания и функционирования;
совместно с Министерством внешнеэкономических связей Республики Казахстан и административным советом СЭЗ определить порядок и правила таможенного контроля, декларирования товаров и иного имущества, ввозимых в свободную экономическую зону и вывозимых из нее.
5. Министерству иностранных дел совместно с Комитетом национальной безопасности, Министерством внутренних дел Республики Казахстан и административным советом СЭЗ установить на территории Мангистауской свободной экономической зоны упрощенный порядок въезда-выезда и пребывания иностранных граждан.
6. Комитету национальной безопасности в IV квартале 1992 г. открыть аэропорт "Актау" для международных воздушных сообщений, морской порт "Актау" - для международных морских грузовых сообщений, а после завершения строительства морского вокзала - для международных пассажирских сообщений. Объявить указанные порты открытыми.
7. Министерству связи Республики Казахстан совместно с административным советом Мангистауской свободной экономической зоны разработать и осуществить программу поэтапного обеспечения Мангистауской области современными средствами связи.
8. Государственному комитету по экономике, Министерству материальных ресурсов Республики Казахстан предусматривать выделение материально-технических ресурсов по централизованно распределяемой продукции, необходимой для функционирования и развития Мангистауской свободной экономической зоны, а также оказание посреднических услуг по приобретению товаров на свободном рынке.
9. Рекомендовать Государственному комитету Республики Казахстан по государственному имуществу рассматривать предложения административного совета Мангистауской свободной экономической зоны по разгосударствлению и приватизации объектов государственной собственности на территории зоны, передаче части средств, полученных в ходе приватизации, административному совету свободной экономической зоны для аккумулирования в фонде экономического и социального развития, а также гарантийном валютном фонде зоны, делегированию административному совету Мангистауской свободной экономической зоны права распоряжения государственной собственностью. <*>
Сноска. Пункт 9 - изменен постановлением от 30 июля 1993 г. N 663.
Премьер-министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 октября 1992 года N 904
П О Л О Ж Е Н И Е
о Мангистауской свободной экономической зоне <*>
Сноска. Статьи 38, 39 и 50 исключены, статьи 40-66 считаются соответственно статьями 38-63 - постановлением КМ РК от 2 августа 1995 г. N 1069.
Настоящее Положение определяет цели создания и правовые основы хозяйственной деятельности в Мангистауской свободной экономической зоне (СЭЗ), учрежденной на территории Мангистауской области Республики Казахстан, именуемой в дальнейшем СЭЗ "Мангистау".
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. СЭЗ "Мангистау" расположена в административных границах Мангистауской области с входящими в нее континентальным шельфом и островами Каспийского моря экономической зоны Республики Казахстан и является неотъемлемой частью территории Республики Казахстан.
Статья 2. СЭЗ "Мангистау" создается в целях:
комплексного и эффективного вовлечения экономики региона и республики в целом в международное разделение труда на основе мобилизации ее природного, производственного и интеллектуального потенциала;
интенсивного развития производственных сил региона, освоения и внедрения в производство современных достижений науки и техники путем активизации предпринимательской деятельности, привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, интенсификации научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;
рационального комплексного освоения природных ресурсов территории зоны, увеличения экспортных возможностей региона и республики, развития производства импортозамещающей продукции;
создания современной производственной и социальной инфраструктуры;
повышения благосостояния и качества жизни населения области и республики в целом на основе ускоренного решения задач социально-экономического развития.
Реализация целей создания СЭЗ "Мангистау" осуществляется на основе развития новых рыночных форм хозяйствования, интеграции экономики региона в мировое хозяйство путем стимулирования предпринимательства (в том числе иностранного), привлечения капиталов, создания совместных предприятий, международных акционерных обществ и консорциумов.
Статья 3. Деятельность юридических и физических лиц (хозяйствующих субъектов) на территории СЭЗ "Мангистау" регулируется Законом "O свободных экономических зонах в Казахской ССР", не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.
В случае отсутствия в законодательстве Республики Казахстан регламентации отдельных вопросов хозяйственной деяяятельности на территории СЭЗ "Мангистау" до внесения соответствующих изменений в Положение о СЭЗ применяются общие нормы действующего законодательства Республики Казахстан.
Статья 4. Территория СЭЗ "Мангистау" является единым экономичесим пространством, имеющим таможенную границу.
Пересечение границы гражданами региона, республики, других государств, равно как ввоз и вывоз товаров, осуществляются в порядке, установленном органами управления СЭЗ в соответствии с правилами пограничного и таможенного режима Республики Казахстан.
Раздел 2. Органы управления СЭЗ "Мангистау"
Статья 5. Органом государственной власти на территории СЭЗ "Мангистау" является Мангистауский областной Совет народных депутатов.
Высшим органом управления на территории СЭЗ "Мангистау" является административный совет СЭЗ, который образуется решением главы Мангистауской областной администрации из представителей республиканских и местных государственных органов, предприятий, объединений, зарегистрированных на территории СЭЗ "Мангистау".
Административный совет СЭЗ "Мангистау" действует на основании законодательства Республики Казахстан, настоящего Положения, Положения об административном совете Мангистауской свободной экономической зоны, утверждаемого Мангистауским областным Советом народных депутатов.
Статья 6. Председатель административного совета СЭЗ "Мангистау" подконтролен областному Совету народных депутатов по вопросам ведения Совета, назначается Президентом Республики Казахстан, которому подотчетен.
Статья 7. Мангистауский областной Совет народных депутатов в пределах своей компетенции передает административному совету СЭЗ право распоряжения объектами государственной собственности (земля, вода, недра и другие природные ресурсы, здания, сооружения длительного пользования), оставляя за собой право контроля за рациональным использованием объектов государственной собственности.
Нарушение юридическими лицами и гражданами условий рационального использования земельных участков и других природных ресурсов, предоставляемых им в пользование, влечет за собой прекращение прав пользования с возмещением нанесенного ущерба владельцу и восстановлением экологической обстановки.
Статья 8. Структура административного совета СЭЗ "Мангистау" определяется схемой управления, утвержденной Мангистауским областным Советом народных депутатов.
В своей деятельности административный совет зоны выполняет функции, определенные Законом "О свободных экономических зонах в Казахской ССР", а также:
осуществляет контроль и несет ответственность за организацию защиты населения СЭЗ при возникновении стихийных бедствий, производственных аварий, катастроф, обеспечивает подготовку всех слоев населения к правильным действиям в условиях угрозы и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
обеспечивает разработку и реализацию программ развития СЭЗ. Принятие решений по ним производит с учетом мер по поддержке предпринимательства, развитию конкуренции и ограничению монополизма;
обеспечивает государственные стандарты народного образования, определяемые Правительством республики, подготовку кадров для народного хозяйства республики в расположенных на территории СЭЗ "Мангистау" высших и средних специальных учебных заведениях на договорной основе с соответствующими республиканскими ведомствами;
осуществляет финансирование учебных заведений, воспитательных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений по нормативам, не ниже разрабатываемых соответствующими ведомствами для республики;
осуществляет разработку и выполнение комплексных программ охраны окружающей природной среды, включающих в себя мероприятия по оптимизации использования природных ресурсов, снижению отрицательного воздействия производственной деятельности на экологическую обстановку в регионе.
Статья 9. Решения административного совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, действующими на территории СЭЗ "Мангистау".
Административный совет СЭЗ не имеет права вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, если эта деятельность не противоречит законодательству Республики Казахстан. Основу взаимоотношений административного совета СЭЗ с хозяйствующими субъектами составляют договоры и контракты.
Статья 10. Административный совет СЭЗ "Мангистау" на территории зоны может образовывать специализированные торговые, производственные и прочие субзоны, для которых устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, обеспечивающий эффективное управление и контроль за развитием социально-экономических процессов на территории субзон.
Раздел 3. Основы хозяйственной деятельности
в СЭЗ "Мангистау"
Статья 11. В СЭЗ "Мангистау" осуществляются любые виды предпринимательской деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.
Админстративный совет СЭЗ "Мангистау" может запретить отдельные виды деятельности только на следующих основаниях:
если деятельность создает угрозу безопасности территории и населения;
если условия деятельности или ее результат не соответствует установленным экологическим требованиям;
если деятельность создает угрозу здоровью или нравственности населения;
если деятельность создает угрозу сохранению памятников истории, культуры и памятников природы;
если деятельность запрещена международным договором, в котором участвует Республика Казахстан.
Статья 12. Хозяйствующие субъекты, в том числе иностранные, зарегистрированные как на территории СЭЗ, так и вне ее, могут осуществлять в пределах территории зоны инвестиции как совместно, так и самостоятельно.
Любые юридические лица, расположенные вне территории СЭЗ "Мангистау", имеют право на создание в зоне своих филиалов или новых предприятий после регистрации в установленном законом порядке. <*>
Сноска. В части второй заменены слова - постановлением Правительства РК от 13 октября 1995 г. N 1327.
Статья 13. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории СЭЗ "Мангистау" путем:
- долевого участия в предприятиях, организуемых совместно с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан;
- создания полностью принадлежащих им предприятий и их филиалов;
- приобретения имущества, акций и идругих ценных бумаг;
- приобретения прав пользования землей, в том числе на основе соглашений о долгосрочной аренде с правом субаренды.
На территории СЭЗ "Мангистау" разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах.
Предметом иностранных инвестиций на территории СЭЗ могут быть промышленные и другие предприятия, здания, сооружения, иное имущество, доля в имуществе предприятий, акций и другие товарные знаки, ноу-хау и фирменные наименования, приобретенные имущественные права и права на использование природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.
Статья 14. Иностранные инвестиции на территории СЭЗ "Мангистау" пользуются правовой защитой со стороны Правительства Республики Казахстан. Их режим не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим, установленный для имущества и имущественных прав юридических лиц и граждан Республики Казахстан.
Гарантии прав собственности иностранных юридических лиц на территории зоны обеспечиваются на договорной основе административным советом СЭЗ "Мангистау" путем создания гарантийного валютного фонда, а также путем залога имущества, находящегося в его собственности.
Статья 15. Имеющиеся или учреждаемые в СЭЗ "Мангистау" предприятия, а также имеющиеся или учреждаемые в зоне филиалы, отделения и представительства предприятий, находящихся вне территории СЭЗ, подлежат регистрации в установленном законом порядке".
Граждане, осуществляющие постоянную индивидуальную трудовую деятельность на территории СЭЗ "Мангистау" без образования юридического лица, регистрируются в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
Вновь создаваемые в СЭЗ предприятия, филиалы, отделения, представительства, общественные и иные организации приобретают право юридического лица после их регистрации в установленном законом порядке.
(часть пятая) Зарегистрированные на территории СЭЗ "Мангистау" юридические и физические лица пользуются всеми правами, предоставляемыми субъектам хозяйственной деятельности Законом Республики Казахстан "О свободных экономических зонах в Казахской ССР", не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением. <*>
Сноска. В статью 15 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 октября 1995 г. N 1327.
Статья 16. Административный совет СЭЗ "Мангистау" вправе принять решение о прекращении деятельности юридического лица на территории зоны в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, настоящим Положением, или в случаях нарушения обязательств, закрепленных в учредительных (регистрационных) документах. <*>
Сноска. В статье 16 исключены слова - постановлением Правительства от 13 октября 1995 г. N 1327.
Статья 17. Зарегистрированные на территории СЭЗ "Мангистау" юридические лица, не находящиеся под непосредственным управлением Республики Казахстан, являются самостоятельными и не зависимыми от ведомственной и иной подчиненности юридическими лицами.
Хозяйствующие субъекты в СЭЗ несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.
Республика Казахстан, областной и местные Советы народных депутатов на территории зоны не несут финансовой ответственности по обязательствам хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в зоне.
Статья 18. Хозяйственные отношения, в которые вступают экономические субъекты, расположенные и (или) зарегистрированные в СЭЗ "Мангистау", строятся на договорной основе.
Хозяйствующие субъекты СЭЗ самостоятельно формируют производственные программы и реализуют производимую продукцию (услуги). Продукция собственного производства поступает в полное распоряжение ее производителей, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями Республики Казахстан.
В СЭЗ допускается применение международных стандартов делопроизводства и бухгалтерского учета по согласованию с Кабинетом Министров Республики Казахстан.
Статья 19. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории СЭЗ "Мангистау", самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, включая коммерческое посредничество, решают вопросы создания совместных предприятий с участием отечественных и иностранных инвесторов, независимо от форм собственности.
Статья 20. Административный совет СЭЗ "Мангистау" гарантирует соблюдение прав и законных интересов всех граждан, а также предприятий, организаций и учреждений Республики Казахстан и других государств, действующих на территории СЭЗ.
Не допускаются национализация, а также не основанные на законе другие меры по принудительному изъятию инвестиций. Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления права его вывоза до погашения инвестором обязательств. Принудительные изъятия могут осуществляться только по решению суда.
Статья 21. Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на терриитории СЭЗ "Мангистау", гарантируется, в случае изменения хозяйственного режима, право продолжения деятельности на условиях, соответствующих моменту их регистрации, в течение одного года.
Статья 22. Убытки, причиненные юридическим лицам и гражданам Республики Казахстан и других государств в результате необоснованного вмешательства должностных лиц, государственных и иных органов в их деятельность, осуществляемую на территории СЭЗ, подлежат возмещению этими органами либо должностными лицами по решению суда или арбитражного суда.
Статья 23. Иностранным инвесторам, действующим в СЭЗ, гарантируется после выплаты налогов перевод за границу или выплата в соответствующей валюте сумм, полученных ими в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями, выходом из него или ликвидацией предприятия.
Прибыли иностранных инвесторов в национальной валюте, полученные ими в результате деятельности на территории СЭЗ "Мангистау", могут свободно реинвестироваться и использоваться на территории зоны, а также переводиться за границу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.
Статья 24. Споры между хозяйствующими субъектами и административным советом СЭЗ "Мангистау" рассматриваются в органах суда и арбитражного суда Республики Казахстан или по договоренности сторон в третейском суде.
Статья 25. Отечественные и иностранные инвесторы, зарегистрированные в СЭЗ "Мангистау", обладают правом субаренды имущества и имущественных прав и переуступки прав пользования по обоюдному соглашению сторон, подписавших арендное соглашение, или их правопреемников.
Пересмотр арендных соглашений с отечественными и иностранными инвесторами на пользование землей и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, промышленными и другими предприятиями допускается только по обоюдному согласию подписавших эти соглашения сторон или их правопреемников, либо по решению суда или арбитражного суда.
Статья 26. Права пользования и собственное имущество инвесторов могут использоваться ими в качестве залогового обеспечения всех видов обязательств, включая привлечение заемных валютных средств, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О залоге".
Статья 27. Административный совет СЭЗ имеет право в установленном порядке предоставлять льготы отечественным и иностранным юридическим лицам и гражданам, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную и иную коммерческую деятельность в зоне:
разрешать нормы ускоренной (до 20 процентов в год) амортизации по отдельным группам основных производственных фондов;
(абзац четвертый) вводить пониженные ставки платы за пользование землей и приобретенной недвижимостью, а также тарифы за коммунальные и транспортные услуги;
предоставлять субсидии на создание новых рабочих мест, ведение совместных научно-изыскательских разработок в сотрудничестве с местными исследовательскими учреждениями;
выдавать гарантии по займам и кредитам, получаемым у банков и других юридических лиц, расположенных с СЭЗ "Мангистау";
разрешать выпуск облигаций для прямого финансирования строительства новых предприятий;
разрешать льготное или бесплатное пользование объектами инфраструктуры. <*>
Сноска. В статью 27 внесены изменения - постановлением КМ РК от 2 августа 1995 г. N 1069.
Статья 28. Административный совет обеспечивает на территории СЭЗ "Мангистау" правила природопользования, охраны окружающей природной среды, санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила, уровень предельно допускаемых концентраций вредных веществ, радиации, вибрации, шума и т.д., устанавливаемые соответствующими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан, обязательными для исполнения всеми органами управления и хозяйствующими субъектами на территории СЭЗ "Мангистау".
Принятию хозяйственных решений, связанных с природопользованием, должна предшествовать государственная экологическая, санитарно-гигиеническая экспертиза проектов или соответствующих ресурсных обоснований.
Статья 29. На предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности, расположенные на территории СЭЗ "Мангистиу", распространяется государственная статистическая отчетность, утверждаемая Госкомстатом Республики Казахстан, и представление ее считается государственным информационным налогом, осуществляемым за счет средств отправителя информации.
Раздел 4. Отношения собственности и условия
приватизации в СЭЗ "Мангистау"
Статья 30. На территории СЭЗ "Мангистау" признаются и охраняются законом все формы собственности, обеспечивается их равноправие.
Земля на территории СЭЗ не подлежит продаже. Административный совет определяет порядок предоставления прав пользования и аренды земли и других природных ресурсов хозяйствующим субъектам.
Статья 31. Функционирование объектов государственной собственности на территории СЭЗ "Мангистау", находящихся в собственности и под непосредственным управлением Республики Казахстан (железнодорожный, воздушный, морской и магистрально-трубопроводный транспорт, элементы единой энергетической системы республики), равно как и других объектов республиканской собственности, в том числе не подлежащих разгосударствлению и приватизации, координируется административным советом СЭЗ на основе договоров сотрудничества с соответствующими республиканскими органами управления.
Статья 32. Административный совет СЭЗ "Мангистау" имеет право вносить предложения по разгосударствлению и приватизации объектов республиканской собственности на территории зоны в общереспубликанскую программу, разрабатываемую Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу.
Средства, полученные в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, расположенных на территории СЭЗ, распределяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В целях эффективного и целенаправленного использования средств, полученных в ходе приватизации от реализации принадлежащих Республике Казахстан акций (паев), административный совет СЭЗ "Мангистау" по согласованию с Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу может частично аккумулировать их в специально создаваемом фонде экономического и социального развития СЭЗ, а также в гарантийном валютном фонде СЭЗ.
Статья 33. Административный совет СЭЗ "Мангистау" может создавать фондовую корпорацию, основной целью которой является хозяйственное освоение природных ресурсов в пределах территории СЭЗ. Корпорация осуществляет все виды хозяйственной деятельности в рамках, допустимых законодательством Республики Казахстан. Контрольный пакет акций фондовой корпорации принадлежит Республике Казахстан. Право распоряжения контрольным пакетом акций передается административному совету СЭЗ "Мангистау" по согласованию с Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу.
Для осуществления своей деятельности корпорация может привлекать отечественные и иностранные заемные средства, выпускать акции и облигации для размещения в Республике Казахстан и за ее пределами, осуществлять инвестиционную деятельность и создавать или участвовать в создании предприятий и банков. Она имеет право формировать материальные фонды, состоящие из денежных средств, земельных участков, строений, оборудования и других материальных ценностей и прав, и самостоятельно распоряжаться ими.
Финансовые операции корпорации, а также ее операции с ценными бумагами контролируются и регулируются соответствующим отделением Национального государственного банка Республики Казахстан в свободной экономической зоне "Мангистау".
Статья 34. Административный совет СЭЗ "Мангистау" обеспечивает регулирование разведки и разработки месторождений природных ресурсов на территории зоны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья.
Статья 35. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием земельных участков, а также разведкой и разработкой природных ресурсов на территории СЭЗ "Мангистау", осуществляется на основе лицензий, выдаваемых административным советом зоны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
В указанных лицензиях оговариваются конкретные условия разработки месторождений полезных ископаемых, включая виды и размеры налогов и других платежей предприятий-разработчиков. При определении размера платы за недра учитываются ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Статья 36. Административный совет СЭЗ "Мангистау" утверждает порядок регулирования хозяйственной деятельности в области эксплуатации природных ресурсов на территории СЭЗ, предусматривающий:
четкое разграничение компетенций органов управления различных уровней, исключающее противоречивость и неопределенность в правилах доступа к недрам и их использования;
равный доступ всех хозяйствующих субъектов, включая иностранных инвесторов, к получению прав на поиск, разведку и эксплуатацию природных ресурсов, за исключением заранее оговоренных случаев;
размеры и виды платежей, определяемые в соответствии с установленной в республике нормативно-методической документацией, а также мировой практикой.
Раздел 5. Налогообложение, валютный
и финансово-кредитный механизмы
Статья 37. На территории СЭЗ "Мангистау" функционирует налоговая служба, подчиненная административному совету СЭЗ, осуществляющая все виды налоговых операций, действует налоговая система Республики Казахстан. Контроль за соблюдением налогового законодательства на территории зоны наряду с административным советом осуществляют органы государственной налоговой службы Республики Казахстан. <*>
Сноска. Абзацы второй и третий исключены - постановлением КМ РК от 2 августа 1995 г. N 1069.
Статья 38. СЭЗ "Мангистау" имеет самостоятельный бюджет и платежный баланс.
СЭЗ "Мангистау" не несет ответственности по финансовым обязательствам Республики Казахстан, равно как и республика не несет ответственности по обязательствам СЭЗ "Мангистау" и зарегистрированных на ее территории юридических лиц и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Статья 39. Гарантирование обязательств хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории СЭЗ "Мангистау", осуществляется административным советом зоны, уполномоченными банками, финансовыми компаниями, учредителями юридических лиц.
Статья 40. Доходная часть бюджета СЭЗ "Мангистау" формируется в соответствии с Законом "О свободных экономических зонах в Казахской ССР", а также с непротиворечащими ему положениями Законов "О налоговой системе в Республике Казахстан", и других соответствующих законов. Механизм регулирования поступлений и платежей в бюджет зоны устанавливается административным советом СЭЗ "Мангистау" совместно с отделением Национального государственного банка Республики Казахстан.
Административный совет СЭЗ "Мангистау" обеспечивает представление необходимой информации, оперативной и бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета по единой форме и методологии, установленным Министерством финансов Республики Казахстан.
Статья 41. Средства в национальной и иностранной валюте для развития СЭЗ "Мангистау" могут также пополняться за счет выпуска зональных облигаций, кредитов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, добровольных взносов граждан, предприятий и организаций, проведения торгов, перечисления штрафов за нарушение правил хозяйственной деятельности (кроме таможенных штрафов), арендных платежей и других поступлений.
Статья 42. Для обеспечения устойчивого денежного обращения в СЭЗ "Мангистау", комплексного и эффективного контроля и управления деятельностью кредитно-финансовой системы на территории зоны функционирует отделение Национального государственного банка Республики Казахстан, которое подотчетно в своей деятельности исключительно Национальному государственному банку Республики Казахстан.
Статья 43. Отделение Нацгосбанка Республики Казахстан осуществляет в установленном порядке на территории зоны регистрацию банков и других кредитных учреждений, включая отделения и филиалы иностранных банков и банков с иностранным участием.
Статья 44. Деятельность коммерческих банков и банков с иностранным участием лицензируется отделением Нацгосбанка Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР".
Статья 45. На внутреннем рынке СЭЗ "Мангистау" в обращении находится национальная валюта Республики Казахстан.
Использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте допускается в порядке, установленном Нацгосбанком Республики Казахстан по согласованию с административным советом зоны.
Статья 46. Расчеты СЭЗ "Мангистау" c иностранными государствами ведутся в любой валюте по согласованию сторон.
Статья 47. На территории СЭЗ "Мангистау" допускается безналичное обращение иностранной валюты. Право приобретения и осуществления расчетов в иностранной валюте в безналичной форме распространяется на всех юридических лиц и граждан, зарегистрированных, действующих и проживающих на территории зоны.
Раздел 6. Основы таможенного режима СЭЗ "Мангистау"
и товарообмена с другими регионами
Республики Казахстан и зарубежными
государствами
Статья 48. На территории СЭЗ "Мангистау" действует особый таможенный режим.
Для осуществления таможенного контроля на территории СЭЗ создается специальное таможенное управление, подчиненное административному совету зоны.
Деятельность таможенного управления СЭЗ регламентируется Законом "О свободных экономических зонах в Казахской ССР", не противоречащим ему законодательством Республики Казахстан и финансируется из средств бюджета СЭЗ "Мангистау".
Статья 49. Обмен товарами и услугами между отечественными и иностранными хозяйствующими субъектами, находящимися как на территории СЭЗ "Мангистау", так и вне ее, осуществляется в любых допустимых законодательством Республики Казахстан формах товарообменных операций.
Административный совет СЭЗ "Мангистау" вправе определять перечень и квоты сырьевых товаров, вывозимых из зоны без дополнительной переработки.
Статья 50. Ввоз товаров и услуг на территорию СЭЗ "Мангистау" освобожден от ограничений за исключением случаев, когда товары и услуги создают угрозу безопасности территории и населения, не соответствуют экологическим и техническим стандартам, представляют угрозу здоровью, нравственности граждан, сохранности памятников культуры и природы.
Статья 51. Экспорт произведенных на территории СЭЗ "Мангистау" товаров освобождается от квотирования и лицензирования, кроме товаров, вывоз которых ограничивается межправительственными соглашениями Республики Казахстан.
Статья 52. Импорт товаров и услуг для использования в зоне освобождается от квот и лицензий, кроме товаров (услуг), импорт которых осуществляется по специальным правилам и межправительственным соглашениям Республики Казахстан.
Последующий реэкспорт импортируемых товаров на территорию иных регионов Республики Казахстан и других государств осуществляется на общих основаниях.
Перевозки транзитных грузов и пассажиров по территории зоны, осуществляемые железнодорожным, авиационным и морским транспортом, а также услуги связи и потребление электроэнергии оплачиваются по тарифам, утвержденным Кабинетом Министров Республики Казахстан, и не облагаются налогом и таможенными пошлинами, устанавливаемыми административным советом зоны.
Экспорт и импорт товаров через территорию СЭЗ "Мангистау" на территорию иных регионов Республики Казахстан осуществляется без каких-либо таможенных пошлин.
Раздел 7. Трудовые отношения в СЭЗ "Мангистау"
Статья 53. В СЭЗ "Мангистау" действуют положения законодательства о труде Республики Казахстан в части, не противоречащей Закону "О свободных экономических зонах в Казахской ССР".
Статья 54. Юридические лица и другие хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории СЭЗ "Мангистау", в приоритетном порядке, определяемом административным советом зоны, привлекают для работы на предприятиях зоны местные трудовые ресурсы и участвуют в их обучении и переквалификации с учетом ситуации на рынке труда.
Часть прибыли, направляемой на обучение и переквалификацию граждан Республики Казахстан, может по решению административного совета СЭЗ "Мангистау" освобождаться от налогов.
Статья 55. Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, социальных гарантий и компенсаций, на предприятиях СЭЗ "Мангистау" регулируются коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятий и организаций, зарегистрированных и действующих на территории СЭЗ "Мангистау", по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством Республики Казахстан.
Условия и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников устанавливаются предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность на хозрасчетной основе, самостоятельно за счет собственных средств; бюджетными организациями и учреждениями - за счет средств бюджета СЭЗ "Мангистау" и местных бюджетов.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников предприятий определяются индивидуальными контрактами. Полученные этими работниками доходы в иностранной валюте беспрепятственно переводиться ими за границу.
Статья 56. Юридические лица, зарегистрированные и действующие на территории СЭЗ "Мангистау", имеют право за счет создаваемых ими валютных фондов выплачивать рабочим и специалистам заработную плату в иностранной валюте, которая перечисляется на специальные счета в банках СЭЗ и выплачивается путем выдачи именных чеков, кредитных карточек и других платежных средств для использования в специализированных магазинах зоны, а также выдается наличными владельцам этих счетов при выезде за границу.
Статья 57. В СЭЗ "Мангистау" устанавливаются индексируемые минимальная заработная плата, местные пенсии, пособия, дотации, стипендии и другие формы социального обеспечения, которые не могут быть ниже установленных законодательством Республики Казахстан.
Размеры дополнительных выплат устанавливаются административным советом и осуществляются из средств бюджета СЭЗ "Мангистау".
Статья 58. В СЭЗ "Мангистау" сохраняются льготы для граждан, проживающих в местностях, для которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
Финансирование этих льгот осуществляется в установленном порядке.
Статья 59. В случае увольнения в связи с сокращением или ликвидацией (реорганизацией) предприятия рабочим и служащим СЭЗ выплачиваются пособия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Условия назначения и порядок выплаты пособия по безработице определяются административным советом СЭЗ "Мангистау" в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Раздел 8. Режим въезда и выезда в СЭЗ "Мангистау"
Статья 60. В СЭЗ "Мангистау" действует упрощенный режим въезда, выезда и пребывания иностранных граждан.
Статья 61. Юридические лица, зарегистрированные в СЭЗ "Мангистау", имеют право самостоятельно принмать решения по приглашению иностранных граждан и командированию своих работников за рубеж по служебным делам без каких-либо ограничений.
Представители юридических лиц, зарегистрированных в СЭЗ "Мангистау", проживающие на ее территории граждане пользуются правом свободного въезда на территорию зоны.
Статья 62. Деятельность правоохранительных органов на территории СЭЗ "Мангистау" осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Раздел 9. Изменение статуса и прекращение
деятельности СЭЗ "Мангистау"
Статья 63. Изменение статуса СЭЗ "Мангистау", а также ее ликвидация осуществляются Верховным Советом Республики Казахстан.