В целях реализации государственной политики занятости населения и обеспечения социальной защиты безработных Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу занятости населения на 1997 год (далее - Программа).
2. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством образования и культуры Республики Казахстан, иными центральными и местными исполнительными органами организовать переобучение безработных, особо обратив внимание на подготовку по новым профессиям и специальностям, для развития индивидуального предпринимательства, среднего и малого бизнеса с учетом региональных особенностей.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами организовать выполнение Программы.
4. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами внести в декабре 1997 года в Правительство Республики Казахстан проект Программы занятости населения на 1998 год.
Целью Программы является выработка стратегии содействия занятости и социальной защиты граждан от безработицы.
Приоритеты и прогнозные параметры Программы определены на основе Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы (далее - Программы Правительства), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 декабря 1995 г. N 2680
U952680_
, Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 1997 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 1996 г. N 1161
P961161_
, Концепции государственной политики занятости населения (далее - Концепция занятости), одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1996 г. N 631
P960631_
, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
В 1997 году будет продолжена реализация общей экономической стратегии, целей и задач, определенных Программой Правительства. Ситуация на рынке труда будет определяться мерами, проводимыми органами исполнительной власти в финансово-экономической и социальной сферах.
Продолжающиеся кризисные явления в экономике и недостаток финансовых средств будут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности организаций, что может поставить многие из них на грань банкротства.
Продолжатся процессы высвобождения рабочей силы.
Предполагается, что численность высвобожденных может превысить 300 тыс. человек, а количество длительно безработных достигнет 15 процентов от общего их числа.
В 1997 году могут возрасти темпы реорганизационных и ликвидационных процедур как в отраслевом, так и в региональном разрезах, и прежде всего в Жезказганской, Кустанайской, Семипалатинской, Талдыкорганской областях и в г. Алматы.
Продолжится процесс частичного перехода скрытой безработицы в открытую, в результате чего в целом по республике может высвободиться 15-20 процентов работников.
Численность занятых в отраслях экономики в 1997 году может сократиться по сравнению с 1996 годом на 0,2 процента и составит 6265 тыс. человек. Сокращение прогнозируется как в отраслях материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Положение в области занятости усугубит приток сельской молодежи в города, что также повлияет на осложнение ситуации на рынке труда.
В 1997 году рынок труда будет формироваться под воздействием следующих факторов:
структурной перестройки производства: приватизации, банкротства, перепрофилирования;
инвестиционных возможностей, от которых зависят масштабы сохранения экономически эффективных и создания новых рабочих мест;
продолжения процессов высвобождения работников с организаций;
возрастания оттока сельского населения в города, особенно молодежи.
По оценкам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, в 1997 году наибольшие значения уровня безработицы сохранятся в Кзыл-Ординской и Атырауской областях, высокий уровень безработицы возможен в Северо-Казахстанской, Семипалатинской, Западно-Казахстанской, Тургайской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Жезказганской областях. Наименьшие значения этого показателя ожидаются в Карагандинской области и г. Алматы.
По-прежнему остро будет стоять проблема трудоустройства женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, других малоконкурентных на рынке труда слоев населения. Вследствие низкой мобильности населения из-за отсутствия рынка жилья, увеличения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы усилится процесс формирования слоя длительно безработных.
Предложение рабочей силы на рынке труда будет возрастать и составит 2,5 млн. человек.
Предусматриваемое проведение активных мер по поощрению малого и среднего бизнеса позволит занять 100 тыс. человек дополнительно. Однако из-за ограниченности инвестиций существенно приостановить рост безработицы не удастся.
По прогнозам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, в 1997 году в службы занятости может обратиться около 750 тыс. человек, из которых 150 тысяч будут трудоустроены, а 600 тыс. человек, или 8,7 процента от экономически активного населения получат статус безработного.
В соответствии с Программой Правительства и Концепцией занятости основными направлениями политики занятости на 1997 год определены:
совершенствование системы правового регулирования занятости и трудовых отношений путем изменения и дополнения трудового законодательства;
совершенствование отраслевой структуры экономики на основе создания новых, реформирования неперспективных производств;
поддержка и активное стимулирование развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места, в том числе и за счет привлечения иностранного капитала;
опережение профессионального образования по отношению к складывающейся ситуации на рынке труда с учетом структурных изменений в экономике;
переориентация организации общественных работ на жилищное и дорожное строительство;
формирование системы социального партнерства главных участников рынка труда (государства, работодателей и работников) в обеспечении гарантии занятости, решении вопросов оплаты, условий и режимов труда;
повышение роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
осуществление избирательных мер, направленных на устранение наиболее острых диспропорций спроса и предложения на рынке труда;
дальнейшая интеграция деятельности государственной службы занятости с работодателями и профсоюзами в вопросах регулирования занятости и рынка труда.
Основными рычагами реализации политики занятости должны стать:
нейтрализация факторов, способствующих росту безработицы в результате реформирования организаций, в том числе всемерное развитие профориентационных услуг, профобучения и переподготовки высвобождаемых работников;
проведение государственной социальной политики в рамках макроэкономической стратегии;
содействие развитию предпринимательства и самозанятости, малого и среднего бизнеса как перспективной сферы приложения труда путем создания бизнес-центров, поддержки центров малого бизнеса, расширения ресурсов обучения предпринимательским навыкам;
защиты внутреннего рынка труда и ограничение использования труда иностранных рабочих и специалистов, экспертиза программ экономического развития и контрактов с участием иностранных фирм на предмет обеспечения занятости местного населения и ее финансирования;
содействие развитию в контрактной системы экспорта рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье;
квотирование численности иммигрантов, исходя из экономических возможностей и условий регионов расселения.
Определяющее влияние на конъюнктуру рынка труда оказывает предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу. Основными требованиями работодателей в настоящее время являются высокий профессионализм и опыт работы по данной специальности.
Снижение занятости является типичным как для большинства отраслей материального производства, так и непроизводственной сферы. Всего по отраслям экономики, по предварительной оценке, в 1997 году будет принято более 830 тыс. человек, а уволено свыше 1300 тыс. человек.
Дальнейшее свертывание производства и предполагаемое банкротство предприятий повлекут за собой снижение спроса на рабочую силу и увеличение длительной безработицы.
Предотвратить возможную ситуацию на данном этапе предполагается усилением регулирующего воздействия государства на рынок труда с помощью следующих мер:
сохранение числа экономически целесообразных и создание дополнительных рабочих мест;
использование гибких режимов рабочего времени, что позволит увеличить занятость без увеличения числа рабочих мест;
подготовка и переобучение незанятого населения и безработных с учетом потребностей рынка труда;
смягчение последствий массовых высвобождений посредством внутриотраслевого перераспределения рабочей силы и диверсификации производства;
организация общественных работ.
2) Содействие трудоустройству граждан
В целях сокращения времени поиска работы гражданами, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа заявляемых ими в центры занятости вакансий службы занятости будут продолжать оказывать следующие услуги:
информирование граждан о возможностях трудоустройства;
предоставление гражданину возможности выбора различных форм и видов занятости;
подбор подходящего рабочего места;
обучение и переобучение безработных;
консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация общественных работ;
содействие безработным в организации собственного дела.
С помощью службы занятости предполагается предоставить работу 150 тыс. человек, в том числе 36 тыс. выпускников учебных заведений системы образования (вузов, колледжей, лицеев, профтехшкол, общеобразовательных школ всех типов и наименований).
В 1997 году предполагается направить на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в пределах 30 тыс. человек безработных.
При этом преимущество будет предоставлено неработающей молодежи до 20 лет, женщинам, трудоспособным инвалидам и другим социально уязвимым категориям населения. В этих целях предусматривается:
принять участие совместно с заинтересованными министерствами в разработке основных направлений определения потребности в подготовке квалифицированных специалистов с учетом приоритетов развития отдельных отраслей экономики, расширения и перепрофилирования производства, освоения новых видов продукции и услуг;
расширять профориентационные услуги для безработных, особенно для социально уязвимых слоев населения путем организации работы по формированию компьютерного информационно-справочного банка учебно-курсовой сети, в том числе вузов, ссузов, ПТШ, а также негосударственных учреждений образования о новых престижных профессиях и специальностях, наиболее востребуемых на рынке труда;
осуществлять координацию и методическое руководство профориентацией и профессиональным обучением безработных и незанятого населения на основе договоров о сотрудничестве Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с заинтересованными министерствами и организациями;
активизировать деятельность по организации профподготовки безработных для сферы малого и среднего бизнеса, предпринимательской и индивидуальной трудовой занятости, в сотрудничестве с территориальными центрами поддержки и развития предпринимательства;
организовать обучение по заявкам местных органов службы занятости и работодателей на базе Республиканского центра обучения военнослужащих, уволенных в запас, и безработных (в с. Тургень Алматинской области) по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля;
оказывать содействие в реализации проекта Всемирного Банка по социальной защите (компонент "Служба занятости") в г. Алматы, в Алматинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях по обучению безработных, преимущественно женщин, основам бизнеса, навыкам поиска работы;
оказывать действенную помощь организациям в осуществлении переобучения высвобождаемых работников и трудоустройстве их на вновь создаваемые рабочие места и имеющиеся вакансии.
4) Содействие в создании новых рабочих мест, стимулирование
самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса
Создание рабочих мест, стимулирование самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса особенно целесообразно в перспективных отраслях и в сфере услуг.
В целях решения данной задачи предполагается:
принять меры по организации системы создания рабочих мест для безработных;
содействие в создании 115 тыс. новых рабочих мест, в основном для слабозащищенных слоев населения (женщин, молодежи, длительно неработающих и т.п.), в перерабатывающих отраслях и сфере услуг с привлечением средств Государственного фонда содействия занятости (далее - Фонд занятости). Для 1 тыс. инвалидов предполагается возместить затраты на приобретение оборудования и инструментов из этого же источника.
Основными направлениями работы службы занятости в развитии малого бизнеса и предпринимательства определены:
организация профессионального обучения основам малого бизнеса и предпринимательства для 10 тыс. человек;
оказание консалтинговых услуг начинающим предпринимателям по вопросам организации собственного дела;
оказание практической помощи в вопросах организации собственного дела: лизинг (финансовая аренда), регистрация и др.
В 1997 году повысится значимость общественных работ как одного из приоритетных направлений в использовании активных мер на рынке труда, что предполагает в дальнейшем их интенсивное развитие. Основой для этого послужит разработка региональных программ и местных проектов таких работ с учетом количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, содержащих перечень конкретных видов работ, отвечающих требованиям социальной полезности и способных снизить напряжение на рынке труда.
При этом приоритетное использование получат проекты, совместимые с программами социально-экономического развития городов и районов, таких, как строительство жилья и объектов социально-культурного назначения, очистка территорий, их озеленение и благоустройство, прокладка и ремонт дорог и тротуаров, ремонт и строительство ирригационных сооружений.
B перечне останутся услуги престарелым и инвалидам, помощь в уходе за тяжелобольными и малолетними детьми, несложные сельхозработы.
Общественными работами в рамках региональных программ предполагается занять 30 тыс. человек, преимущественно из числа безработных с длительным стажем, а также малоконкурентных на рынке труда категорий, утративших профессиональную квалификацию и социальные связи.
В 1997 году органами Государственной службы занятости будет продолжена работа по содействию занятости лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, включая квотирование рабочих мест для молодежи, окончившей общеобразовательные, профессионально-технические школы, а также других лиц, моложе 20 лет, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, инвалидов, граждан, продолжительное время не имеющих работу, военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев, вынужденных мигрантов.
В соответствии с квотой будет трудоустроено свыше 25 тыс. человек из числа социально уязвимых категорий населения.
7) Выплата пособий по безработице,
оказание материальной помощи безработным
Государственная служба занятости в 1997 году продолжит выплату пособий по безработице и оказание безработным материальной помощи. Предполагается, что 425 тыс. безработных получат пособия по безработице.
8) Регулирование трудовой миграции.
Защита внутреннего рынка труда
Регулирование трудовой миграции и защита внутреннего рынка труда призваны содействовать преодолению диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, смягчению напряженности в сфере занятости за счет временного использования рабочей силы за рубежом, защите трудовых прав мигрантов.
Службы занятости совместно с местными исполнительными органами должны осуществить следующие меры:
направление на работу в Южную Корею в соответствии с достигнутым соглашением 328 человек;
координацию деятельности организаций, занимающихся вопросами внешней трудовой миграции;
консультационно-информационную помощь гражданам, выезжающим на работу за рубеж;
выдачу лицензий на деятельность негосударственных посреднических организаций, занимающихся ввозом и вывозом за рубеж рабочей силы;
организацию иммиграционного контроля и пресечение нелегальной трудовой миграции.
IV. Информационно-аналитическое и финансовое
обеспечение Программы
1) Развитие службы занятости
Необходимым условием реализации задач, предусмотренных настоящей Программой, является дальнейшее развитие Государственной службы занятости, ее республиканского, региональных и местных органов. Адекватное реагирование на изменение ситуации на рынке труда будет обеспечиваться деятельностью службы занятости на основе укрепления ее материальной базы, компьютеризации и технического оснащения, развития статистической и информационно-справочной систем, мониторинга рынка труда.
Будет введена система оценки эффективности деятельности региональных служб занятости.
В рамках реализации проекта Всемирного банка по социальной защите предполагается создать модельные центры занятости в гг. Кустанае, Акмоле, Актау, Атырау, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Жезказгане, Талгаре Алматинской области. Предстоит внедрить прогрессивные процедуры обслуживания клиентов во всех модельных центрах, постепенно распространить этот опыт на остальные центры занятости, а также обеспечить проведение массового обучения сотрудников службы занятости эффективным методам работы, организовать перевод программного обеспечения на новую платформу, внедрить передовые методы анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда.
Будет продолжено формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения. Ее основными элементами будут:
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе и через периодические издания органов службы занятости;
содействие самостоятельному поиску работы через распространение буклетов, памяток, плакатов;
содействие трудоустройству граждан посредством публикации сведений о вакантных рабочих местах.
B 1997 году Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с другими заинтересованными министерствами предполагает разработать следующие нормативные акты:
положение о порядке предоставления информации о массовом высвобождении и сведений о наличии рабочих и вакантных должностей центрам занятости;
методические рекомендации по проведению мероприятий профотбора для обучения безработных бизнесу;
положение об условиях и порядке оказания материальной помощи безработным;
положение об условиях и порядке выплаты пособия по безработице;
положение об организации и порядке финансирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и незанятого населения.
Исходя из прогноза фонда оплаты труда на 1997 год, ожидаемые поступления в Фонд занятости составят 8 070 000 тыс. тенге.
С учетом ожидаемого поступления средств от Международного Банка Реконструкции и Развития на финансирование создаваемых в некоторых областях модельных центров занятости суммарный доход составит 9 334 224 тыс. тенге.
При этом предполагается 5 236 425 тыс. тенге затратить на выплату пособий по безработице (из расчета среднего размера пособия на 1 безработного 2 464 тенге и средней продолжительности получения пособия 5 месяцев). Расходы на профессиональную подготовку и переобучение безработных составят 860 938 тыс. тенге, на организацию общественных работ - 203 580 тыс. тенге, на содержание службы занятости - 646 576 тыс. тенге. Кроме того, предусмотрены затраты на компенсацию расходов на приобретение оборудования и приспособлений инвалидам в сумме 14 000 тыс. тенге, на поддержку создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства - 1 224 636 тыс. тенге.
Общие расходы Фонда занятости с учетом затрат на создание дополнительных рабочих мест в жилищном строительстве составят 9 334 224 тыс. тенге.