В целях стабилизации деятельности гражданской авиации Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемые:
Программу первоочередных мер по стабилизации деятельности гражданской авиации Республики Казахстан до 2000 года;
План мероприятий по реализации Программы первоочередных мер по стабилизации деятельности гражданской авиации Республики Казахстан до 2000 года.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 9 апреля 1998 г. N 311
ПРОГРАММА
первоочередных мер по стабилизации деятельности
гражданской авиации Республики Казахстан до 2000 года
Разработанная Программа первоочередных мер по стабилизации деятельности гражданской авиации Республики Казахстан до 2000 года подчинена общегосударственной стратегии на создание государства с развитой рыночной экономикой, которая бы обеспечивала высокий
уровень жизни народа Казахстана.
Основные приоритеты деятельности гражданской авиации:
- доведение стратегически важных аэропортов до уровня
международных стандартов;
- эффективное использование воздушного пространства посредством
улучшения качества управления воздушным движением;
- создание полномочной авиационной администрации;
- повышение уровня менеджмента авиационной администрации;
- занятость высококвалифицированных кадров;
- диверсификация и развитие сферы услуг;
- создание достаточной законодательной базы для развития рынка
авиаперевозок.
Основные задачи по стабилизации деятельности
гражданской авиации
1. В области деятельности эксплуатантов воздушных судов
Республики Казахстан
1.1. Для стабилизации деятельности региональных авиакомпаний, созданных на базе авиапредприятий, эксплуатирующих самолеты типа Як-40, Л-410, Ан-24 и имеющих в своем составе аэропорты с небольшой интенсивностью полетов (в основном убыточными), планируется:
на базе областных авиапредприятий создать укрупненные региональные авиакомпании, специализирующиеся на эксплуатации определенных типов воздушных судов, обеспечивающих потребности регионального рынка авиаперевозок;
создание на базе авиапредприятий с государственным пакетом акций холдинговой компании и делегирование прав по владению и управлению госпакетом акций этого холдинга Комитету по ИВП и ДГА;
развивать рынок внутриреспубликанских авиаперевозок.
1.2. С целью улучшения конкурентоспособности казахстанских авиакомпаний необходимо обновить парк воздушных судов путем привлечения современной экономичной авиационной техники за счет лизинга и закупки и внести необходимые изменения в налоговое законодательство.
В период с 1998-2000 гг. авиакомпаниями планируется взять в лизинг новую авиатехнику, исходя из условий выбора наиболее экономичных, комфортабельных и современных моделей.
1.3. Для освоения рынка авиаперевозок организовать удобные и безопасные полеты, повысить уровень обслуживания и обеспечения сервиса до международных стандартов.
1.4. С целью составления конкуренции зарубежным авиакомпаниям на рынке международных воздушных перевозок требуется войти в современные мировые компьютерные системы бронирования и продажи воздушных перевозок (типа клиринговой палаты ВSР).
1.5. Для поднятия престижа и имиджа Республики Казахстан на рынке международных воздушных перевозок следует всесторонне развивать и поддерживать Национального авиаперевозчика.
1.6. Для снятия социальной напряженности в отрасли, вызванной продолжительным кризисом в гражданской авиации, требуется в установленном порядке провести процесс ликвидации убыточных авиапредприятий, входивших в состав НААК "Казахстан ауе жолы", завершить выплаты кредиторской задолженности.
1.7. С целью общей координации деятельности, определения потребностей и путей развития авиакомпаний на уровне субъектов отрасли следует повысить эффективность работы Ассоциации авиаперевозчиков Республики Казахстан.
1.8. Для обеспечения технической исправности парка воздушных судов требуется сформировать систему технического обслуживания и ремонта авиационной техники на базе авиаремонтных заводов и авиационно-технических баз. Данную систему можно сформировать следующим образом:
1) на базе авиаремонтных заводов (АРЗ) Республики Казахстан, с привлечением на договорных условиях производственных мощностей и авиационного персонала авиационно-технических баз (АТБ) авиакомпаний, сформировать специализированные (по обслуживанию определенных типов воздушных судов) Центры технического обслуживания и ремонта (ЦТОиР);
2) обеспечить сертификацию данных Центров с участием специалистов Межгосударственного авиационного комитета и головных авиаремонтных заводов России, Украины, Беларуси.
2. В области функционирования аэропортов республики
С целью стабилизации деятельности аэропортов необходимо реализовать следующие мероприятия:
2.1. Для уменьшения непроизводительных расходов аэропортов и, как следствие, повышения рентабельности их производства осуществить поэтапное введение экономически эффективного регламента работы аэропортов.
2.1.1. Сформировать оптимальное расписание полетов в аэропортах с целью максимального сближения времени прибытия и отправления авиарейсов.
2.1.2. Комитету по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами регионов, разработать программы и условия организации выполнения непрофильных работ и услуг (организация платных автостоянок, буфетов, киосков и т.д.).
2.2. Для создания благоприятных условий по привлечению инвестиций от местных инвесторов, их участия в приватизации и обеспечении финансовой поддержки для развития деятельности аэропортов и их инфраструктуры проработать и реализовать вопросы передачи части государственных пакетов акций акционерных обществ, созданных на базе аэропортов, в ведение местных исполнительных органов.
2.3. С целью создания дополнительных возможностей увеличения интенсивности полетов через социально важные, но убыточные аэропорты и получения ими дополнительных доходов провести специальные исследования и отработку перечня вопросов по поддержке таких аэропортов. При проведении тендеров на право пользования воздушными линиями Республики Казахстан в выставляемые на тендер пакеты авиалиний включать авиалинии с посадкой в указанных аэропортах.
2.4. Для проведения скоординированной политики деятельности аэропортов, оказания практической и методической помощи руководству аэропортов по внедрению передовых методов организации производства и современных технологий, координации их действий активизировать работу Ассоциации аэропортов.
2.5. Для улучшения положения аэропортов и повышения роли в деле экономического развития регионов принимать активные меры к дооснащению и допуску областных аэропортов к обслуживанию международных полетов.
2.6. С целью увеличения транспортного потока через республику осуществлять реконструкцию аэропортов, создание в аэропортах транзитных зон и организовывать трансферты.
2.7. С целью контролирования дисциплины цен на услуги аэропортов как естественных монополистов необходимо в дальнейшем регулировать тарифную политику аэропортов.
3. В области организации и управления воздушным
движением
В настоящее время существует огромный спрос на использование воздушного пространства Казахстана, поэтому очень важно добиться того, чтобы проходящие через территорию воздушные трассы были оборудованы современными техническими системами и средствами управления воздушным движением, навигации и связи.
3.1. Для того, чтобы обеспечить должный эффект от использования воздушного пространства Казахстана, необходимо провести реорганизацию и модернизацию системы управления воздушным движением, оптимизацию и расширение сети воздушных трасс.
3.1.1. Создать современную инфраструктуру воздушной навигации, которая отвечала бы требованиям по обеспечению полетов и эффективности использования воздушного пространства. Для полного охвата воздушного пространства Казахстана и обеспечения качественного управления воздушным движением необходимо создать 3 региональных центра автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) в городах Алматы, Актюбинске и Акмоле.
3.1.2 Одними из основных трансазиатских транзитных магистралей, требующих скорейшего внедрения, будут транзитные трассы, начинающиеся в точках, расположенных в Европе, таких как Лондон и Франкфурт. Эти трассы будут проходить по уже существующим маршрутам в районе Москвы (Россия), Уральска и Аягуза и далее на Урумчи (Китай).
Открытие маршрута в пункты Юго-Восточной Азии через Китай приведет к переориентации потоков воздушного движения с маршрутов, проходящих вне территорий Казахстана, что соответственно приведет, по данным Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (ИАТА), к значительному увеличению воздушного движения через Республику Казахстан. С целью достижения этого необходимо активно проводить работу над решением вопросов, связанных с внедрением новых международных трасс в восточной части государства в направлении Юго - Восточной Азии через Китай.
3.2. С целью повышения безопасности полетов, эффективности и пропускной способности воздушных трасс необходимо осуществлять модернизацию существующих систем обслуживания воздушного движения (ОВД).
3.3. В связи с отсутствием в Казахстане специальных учебных заведений для подготовки специалистов аэронавигации необходимо проработать вопрос создания учебно-тренировочного аэронавигационного центра.
3.4. Для достижения казахстанской аэронавигацией уровня, соответствующего современным требованиям научно-технического развития, необходимо внедрение новых технологий и систем, таких как спутниковая навигация (GNSS), авиационная телекоммуникационная сеть (АТN).
3.5. Для комплексного развития отрасли необходимо осуществлять государственное регулирование тарифов РГП "Казаэронавигация" и предоставлять скидки за аэронавигационное обслуживание воздушным судам, выполняющим полеты на регулярной основе.
4. В области создания и функционирования авиационной
администрации Республики Казахстан
Стабилизация деятельности гражданской авиации Казахстана будет достигаться посредством формирования авиационного рынка и создания системы государственного регулирования деятельности на нем субъектов гражданской авиации.
Сам процесс государственного регулирования будет включать в себя три основных компонента: нормативно-правовой (разработка правил, наставлений, руководств, положений в сфере воздушного транспорта), техническое и экономическое регулирование авиационной деятельности путем выдачи свидетельств (сертификатов), лицензий и иных разрешений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с этим основная работа Комитета по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций (далее-Комитет) как органа государственного регулирования деятельности гражданской авиации будет сосредоточена на следующих направлениях:
4.1. Формирование и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность гражданской авиации, как средства упорядочения деятельности авиапредприятий.
Для нормального функционирования воздушного транспорта необходимо доработать и внедрить порядка 300 нормативных документов (правил, наставлений, руководств, бюллетеней и регламентов по всем направлениям и разделам авиационной деятельности).
Для решения поставленных задач необходимо создать специализированные группы, с привлечением специалистов авиапредприятий, которые обеспечат разработку (переработку) нормативных правовых актов по направлениям деятельности гражданской авиации.
На ближайшее время необходимо срочно разработать и в установленном порядке утвердить следующие нормативные правовые акты:
- Инструкцию по применению Положения об использовании воздушного пространства (с соответствующими приложениями)
- Основные правила полетов воздушных судов
- Наставление по производству полетов в гражданской авиации
- Наставление по обслуживанию воздушного движения гражданской авиации
- Наставление по штурманскому обеспечению полетов гражданской авиации
- Наставление по аэродромной службе в гражданской авиации
- Положение о профессиональной подготовке авиаспециалистов
- Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также целый ряд других документов.
Данную работу необходимо проводить в тесном сотрудничестве с Федеральной авиационной службой России и Межгосударственным Авиационным Комитетом (МАК) СНГ.
4.2. Проведение сертификации в области гражданской авиации как способа, подтверждающего и гарантирующего соответствие техническим требованиям безопасности и качества деятельности авиапредприятий.
4.2.1. Задачей Госавиарегистра в области сертификации гражданской авиации будет создание системы сертификации на воздушном транспорте Республики Казахстан и поэтапный переход от проведения сертификации, осуществляемой с участием Межгосударственного Авиационного Комитета СНГ, на ее выполнение собственными силами Госавиарегистра.
4.2.2. Задачей Госавианадзора является создание эффективной системы контроля за безопасностью полетов. Безопасность будет обеспечиваться при решении трех основных проблем: разработки эффективных профилактических мер по предупреждению авиационных происшествий, надзора за их выполнением, а также проведения расследований и анализа причин авиационных происшествий. Важно усилить государственный надзор за обеспечением технической исправности эксплуатируемого парка воздушных судов и, соответственно, создать условия для повышения уровня обеспечения безопасности полетов. Данная организация системы обеспечения технической исправности воздушных судов будет универсальна к возможностям приобретения эксплуатантами новых типов воздушных судов, включая производимых в дальнем зарубежье. В этих случаях при отработке межправительственных соглашений о поставке авиатехники необходимо включать вопросы обеспечения их технической исправности.
4.3. С целью обеспечения лицензионных условий при выполнении воздушных перевозок и повышения их качества Комитетом будет осуществляться действенный контроль за требованиями к авиаперевозчикам по вопросам регулярности полетов, качества обслуживания пассажиров и грузоотправителей, а также усилен контроль и упорядочена выдача соответствующих разрешений на выполнение чартерных (нерегулярных) авиаперевозок.
4.4. Формирование и регулирование авиационного рынка, создание на нем конкурентной среды через проведение открытых тендеров для выполнения регулярных воздушных перевозок на внутренних и международных авиалиниях.
Необходимо осуществить изменения ряда действующих положений по порядку допуска авиакомпаний к обеспечению полетов, что, в свою очередь, ограничит существование мелких недееспособных авиакомпаний, будет способствовать их объединению и качественному изменению авиационного бизнеса.
В целях защиты экономических интересов Республики Казахстан к регулярным полетам допускать авиакомпании, имеющие необходимый опыт безопасного выполнения полетов воздушных судов, финансовую устойчивость и гарантийное обеспечение возможных случаев чрезвычайной ситуации и финансовых претензий, возникших в процессе осуществления перевозок, путем совершенствования законодательства Республики Казахстан.
4.5. Обеспечение защиты экономических интересов Республики Казахстан при предоставлении права использования воздушного пространства и внутреннего авиационного рынка иностранным пользователям. В связи с интенсивным развитием воздушных международных сообщений необходимо осуществлять анализ авиарынка, паритета полетов на нем и его регулирование при предоставлении прав использования воздушного пространства Казахстана иностранным пользователям.
4.6. Осуществление государственного контроля за обеспечением безопасности полетов гражданской авиации и выполнением комплекса мер по предупреждению авиационных происшествий.
В силу своей особой специфики гражданская авиация является привлекательной и уязвимой для проведения террористических актов. С учетом складывающейся обстановки и перспективы расширения географии и объема полетов вопрос обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства приобретает большую актуальность.
Обеспечение и совершенствование системы авиационной безопасности гражданской авиации Казахстана от актов незаконного вмешательства будет достигаться введением норм и процедур, устанавливающих и предписывающих порядок действий в рамках Программы авиационной безопасности, а также выполнения Казахстаном своих обязательств по международным конвенциям Международной организации гражданской авиации.
4.7. Для выполнения международных полетов продолжить работу в Международной организации гражданской авиации (ИКАО), ИАТА, МАК. Подготовить проекты Межправительственных соглашений о воздушном сообщении с Кувейтом, Бахрейном, Султанат Оманом, США, Арменией, Голландией, ОАЭ, Болгарией, Катар, Францией, Румынией, Чехией, Южной Кореей, Северной Кореей, Египтом, Кипром и Грецией.
4.8. Для интеграции в международную систему гражданской авиации статистические данные о деятельности гражданской авиации Казахстана представлять в ИКАО и публиковать их в выпускаемых ею статистических сборниках.
4.9. С целью предупреждения возникновения социальной напряженности в отрасли, вызванной сложным экономическим положением предприятий гражданской авиации и, как следствие, возможным сокращением кадров, разработать программу по переквалификации высвобождаемых кадров предприятий гражданской авиации.
4.10. В целях удовлетворения потребности республики в международном туристическом обмене разработать гибкую схему предоставления льгот при авиаперевозках для туристических групп, студентов и школьников.
Условия реализации Программы
Главным условием реализации Программы стабилизации деятельности гражданской авиации Казахстана будет создание системы ее государственного регулирования и организационной структуры.
Практическая реализация данных мер позволит:
а) сформировать и совершенствовать нормативную правовую базу деятельности гражданской авиации;
б) в полной мере осуществлять техническое и экономическое регулирование в области гражданской авиации, а именно:
- сертификацию воздушных судов и объектов аэропортов, аэродромов, технического обслуживания и ремонта авиатехники, а также деятельность их эксплуатантов;
- лицензирование воздушных перевозок и аэропортовской деятельности;
в) вести статистический учет деятельности гражданской авиации;
г) анализировать состояние рынка воздушных перевозок, деятельность его субъектов, вводить и совершенствовать рыночные механизмы регулирования авиационной деятельности;
д) осуществлять эффективный надзор за обеспечением безопасности полетов и разрабатывать меры профилактики по предупреждению авиационных происшествий.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 9 апреля 1998 г. N 311
План мероприятий по реализации Программы первоочередных
мер по стабилизации деятельности гражданской авиации
Республики Казахстан до 2000 года
---------------------------------------------------------------------
NN! Мероприятие !Форма !Срок !Ответствен-
пп! !завершения!исполнения!ный
! ! ! !исполнитель
---------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
---------------------------------------------------------------------
1 Организовать деятельность Выполнение I квартал Минтранском
Госавиарегистра и возложенных 1998 года
Госавианадзора функций
2 Сформировать нормативную правовую Новая 1998- Минтранском,
базу деятельности гражданской редакция 2000 Минюст
авиации годы
3 Внести дополнения и изменения в Постановле- I полу- Минтранском
положение о лицензировании ние годие
воздушных перевозок и Правитель- 1998
аэропортовской деятельности ства года
4 Разработать способы и системы Приказы 1998 год То же
контроля за безопасностью Комитета
полетов эксплуатантов по ИВП и
воздушных судов ДГА
5 Сформировать специализированные Выполнение 1999 год Минтранском
центры по ремонту авиационной планируемых
техники на базе АТЦ-405 и объемов
Авиаремэавода N 406 работ
6 Разработать и внедрить Приказы 1998- То же
эффективные меры по профилактике Комитета по 2000 годы
авиационных происшествий ИВП и ДГА
7 Разработать нормативные Приказы 1999 год То же
правовые акты по проведению Минтранскома
расследования авиационных
происшествий
8 Создать ликвидационные комиссии Постановле- 1998- Департамент
и завершить ликвидацию АО, ние Депар- 2000 государствен-
входивших в состав "Казакстан тамента годы ного
ауе жолы" государст- имущества и
венного приватизации
имущества Минфина
и приватизации
Минфина
9 Разработать программу по Приказ 1998 Министерство
переквалификации высвобождаемых Министра год труда и
кадров предприятий гражданской труда и социальной
авиации Республики Казахстан социальной защиты
защиты населения,
населения Минтранском
Республики
Казахстан
10 Утвердить Положение о порядке Постановле- июль Минтранском
выполнения чартерных рейсов, ние 1998
предусматривающее защиту Правитель- года
национального рынка ства
воздушных перевозок
11 Открытие регулярного воздушного Выполнение апрель То же
сообщения с Индией, Таиландом, планируемых 1998
Германией объемов года
работ
12 Открытие регулярного воздушного -"- май Минтранском
сообщения в города Баку, 1998
Екатеринбург, Новосибирск года
13 Заключение межправительственных Заключение 1998 МИД,
соглашений о воздушном Соглашений год Минтранском
сообщении с:
а) Таджикистаном, Арменией,
Голландией, ОАЭ, Болгарией,
Катар
б) Францией, Румынией, Чехией,
Южной Кореей
в) США, Северной Кореей, Египтом, 1999-
Кипром, Грецией 2000 год
14 Утвердить Положение об Постановле- II Минтранском
аэропортах Республики Казахстан вление полугодие
Правитель- 1998 года
ства
15 Оптимизировать режим работы Изменение 1998- Минтранском,
аэропортов регламентов 1999 Ассоциация
работы годы аэропортов
аэропортов
16 Провести мероприятия по Выдача 1998- Минтранском
демонополизации бытового и лицензий 2000
технического обслуживания ВС, годы
обеспечения ГСМ, бортпитания
17 Разработать организационно- Проекты 1998- То же
методические документы по общей 2000
созданию свободных аэропортовых Концепции годы
зон хранения, обработки и и Положения
трансфера грузов
18 Провести реконструкцию Выполнение 1998- Акимы областей
аэропортов гг.Акмоле, Алматы, планируемых 2000 и городов,
Актау, Атырау объемов годы Минтранском
работ
19 Организовать деятельность Регистрация 1998 Минтранском,
Ассоциации аэропортов и в органах год аэропорты,
Ассоциации казахстанских юстиции авиакомпании
авиаперевозчиков Республики
Казахстан
20 Приобрести и ввести в Начало 1998- Минтранском,
эксплуатацию современные типы эксплуата- 2000 авиакомпании
воздушных судов ции годы
21 Разработать предложения по Постановле- 1998 Минтранском,
внесению изменений и дополнений ние год Налоговый
в налоговое законодательство, Правитель- комитет
в части создания условий ства Минфина
заинтересованности в
эксплуатации современной
авиатехники
22 Создать на базе областных Постановле- 1998 Департамент
авиакомпаний с государственным ние год государствен-
пакетом акций укрупненные Департамента ного имущества
региональные авиакомпании, государствен- и приватизации
на базе авиапредприятий- ного имущества Минфина,
холдинговую компанию, с и приватизации Минтранском
делегированием прав по владению Минфина
и управлению госпакетом акций
этого холдинга Комитету по
ИВП и ДГА
23 Провести тендеры по реализации Решение 1998 Департамент
госпакетов акций региональных тендерной год государствен-
авиакомпаний комиссии ного имущества
и приватизации
Минфина,
Минтранском
24 Провести приватизацию части Решение 1999 Департамент
(до 34%) госпакета акций тендерной год государствен-
национального перевозчика комиссии ного имущества
"Эйр Казахстан" и приватизации
Минфина,
Минтранском
25 Проводить открытые тендеры Решение 1998- Минтранском
по назначению авиакомпаний на тендерной 2000
авиалинии комиссии годы
26 Оптимизировать парк воздушных Снятие с 1998- ЗАО "Эйр
судов ЗАО "Эйр Казахстан" путем баланса 1999 Казахстан"
продажи неэксплуатируемой его ЗАО годы
части
27 Открыть новый воздушный коридор Включение -"- Минтранском,
на Китай и воздушные трассы в навигационные МИД
через Китай в Юго-Восточную сборники и
Азию карты
28 Провести модернизацию Выполнение 1998 Минтранском
аэронавигационного оборудования планируемых год
аэропортов объемов
работ
29 Снизить аэронавигационные Утверждение апрель То же
тарифы на внутренних авиалиниях новых 1998
тарифов года
30 Подготовка и издание сборника Новая декабрь Минтранском,
аэронавигационной информации редакция 1998 РГП
АИП РК года "Казаэронави-
гация"