В соответствии с Законом Республики Казахстан "О внешнем заимствовании
и управлении внешним долгом"
Правительство Республики Казахстан
постановляет:
1. Принять Программу правительственного и гарантированного
правительством заимствования на 1999-2008 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Программа
правительственного и гарантированного
правительством заимствования на 1999-2008 годы
1. Общие положения
Программа правительственного и гарантированного правительством заимствования на 1999-2008 годы (далее по тексту "Программа") содержит оценки текущего состояния, прогнозируемого развития процесса и допустимых границ привлечения, погашения и обслуживания привлекаемых Правительством Республики Казахстан и под его гарантии займов на внешнем и внутреннем рынках ссудного капитала. Программа является документом, на основе которого осуществляется разработка Программы государственных инвестиций на среднесрочный период и определяются показатели заимствования и долга при формировании государственного бюджета Республики Казахстан на соответствующий год.
Программа разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом" Z970090_ , Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" на основе долгосрочного прогноза экономического развития и с учетом бюджетной политики и программы государственных инвестиций.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является определение объемов правительственного заимствования, необходимых с точки зрения достижения и поддержания долгосрочного экономического роста страны и допустимых с точки зрения обеспечения экономической безопасности (устойчивой платежеспособности страны).
В соответствии с целью Программа направлена на решение следующих задач:
оценка текущей долговой ситуации;
определение прогноза изменения основных макроэкономических показателей, определяющих и влияющих на формирование и оценку в долгосрочной перспективе правительственного и гарантированного правительством долга;
оценка возможных источников и инструментов заимствования на внутреннем н внешнем рынках капитала;
определение возможных объемов и структуры заимствования;
прогнозирование развития долговой ситуации: динамики и структуры правительственного и гарантированного правительством долга, валового внешнего долга страны, погашения и обслуживания долга;
оценка параметров безопасности накопленного долга и его обслуживания;
определение параметров ежегодного лимита правительственного долга и лимита предоставления правительственных гарантий;
предложение практических мер (рекомендаций) для осуществления эффективного и управляемого Правительством Республики Казахстан заимствования.
3. Цели заимствования и направления использования
заемных ресурсов
Целью правительственного заимствования является обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета. При этом имеется в виду дефицит бюджета, сложившийся в результате превышения расходов над доходами, с учетом финансирования инвестиционных проектов за счет заемных средств.
Основные направления использования заемных средств определяются долгосрочными приоритетами Стратегии Президента Республики Казахстан - "Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", конкретные приоритетные проекты утверждаются Программой государственных инвестиций, разрабатываемой на среднесрочный период.
4. Источники и виды заемных ресурсов
Правительственное заимствование осуществляется путем привлечения займов на внутреннем н внешних рынках ссудного капитала.
На внутреннем рынке Правительство Республики Казахстан осуществляет заимствование путем эмиссии государственных ценных бумаг, либо привлечения кредитов Национального банка. С 1998 года Правительство Республики Казахстан отказалось от данного источника, полностью перейдя на неинфляционные внутренние источники финансирования дефицита бюджета - эмиссию государственных ценных бумаг. При этом государственные ценные бумаги по срокам обращения разделяются на: краткосрочные, со сроком обращения до 1 года, среднесрочные, со сроком обращения свыше 1 года до 10 лет, и долгосрочные, со сроком обращения 10 лет и более.
Источники внешнего заимствования, осуществляемого путем
правительственного заимствования, разделяются на официальные
(международные организации, правительства иностранных государств) и
частные (иностранные коммерческие банки, фирмы-зкспортеры, крупные
страховые компании, инвестиционные, пенсионные фонды).
Внешнее правительственное заимствование образуют следующие
основные потоки финансовых ресурсов:
официальная помощь развитию (многосторонняя и двусторонняя);
облигационные займы;
прочее заимствование.
5.Основные принципы заимствования
Наряду с основополагающими принципами срочности, возвратности и платности в правительственном заимствовании необходимо соблюдение ряда следующих принципиальных подходов:
1) заимствование не должно приводить к нарушению устойчивости платежеспособности страны;
2) максимальная мобилизация внутренних инструментов заимствования;
3) привлечение максимальной доли льготных займов;
4) при привлечении средств на реализацию инвестиционных проектов - минимизация платежей по обслуживанию долга, подлежащих выплате в период до завершения проекта, т.е. до того, как проект начнет приносить финансовую отдачу,
5) приоритетное направление средств займов на финансирование инвестиционных проектов, обеспечивающих при их реализации прирост поступлений в доходную часть бюджета.
При выборе источников заимствования должны учитываться следующие факторы:
1) стоимость данного вида заимствования;
2) ограничения, накладываемые на данный вид заимствования, преференции кредиторов относительно типа проектов, на которые предоставляются ресурсы (социально-ориентированные проекты, инфраструктурные проекты, поставка определенного вида товаров и оборудования и т.д.);
3) доступность тех или иных видов заемных ресурсов;
4) сроки погашения долговых обязательств, возможность продления срока выплат путем реструктуризации долга, соответствие сроков платежа по кредиту срокам окупаемости финансируемого кредитом проекта;
5) существующая структура заимствования.
6. Анализ состояния валового внешнего долга, правительственного
и гарантированного правительством долга на 1 января 1999 года.
Объемы будущих правительственных заимствований в значительной степени определяются существующим объемом и структурой валового внешнего долга страны, в том числе правительственного и гарантированного правительством внешнего долга, стоимостью его обслуживания.
Несмотря на то, что Правительство Республики Казахстан не несет ответственности по обязательствам частных заемщиков, не имеющих правительственные гарантии, объем частного негарантированного долга, являющегося составной частью валового внешнего долга, влияет на показатели платежеспособности страны.
Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан целенаправленно ведет работу по организации, осуществлению и совершенствованию мониторинга государственного и гарантированного государством долга, его погашения и обслуживания. Разработка настоящей Программы является одним из составляющих элементов технологии управления заимствованием и долгом. Необходимой основой для выполнения такой работы, анализа состояния и принятия управленческих решений по заимствованию и долгу является полноценная информационная база, формируемая в результате организованного Правительством Республики Казахстан и Национальным банком Республики Казахстан мониторинга государственного и негосударственного долга. Нижеприведенный анализ получен на данных информационной базы комплексной системы управления долгом Министерства финансов Республики Казахстан и данных по оценке валового внешнего долга, осуществляемой Национальным Банком Республики Казахстан.
Правительственный внутренний долг составил на 1 января 1999 года 83 910,2 млн. тенге (1 001,3 млн.долл.США). Государственные специальные казначейские обязательства составляют 43,9% общего объема правительственного внутреннего долга, государственные кратко- и среднесрочные обязательства - 40,7%, прочие обязательства - 15,4%.
Объем правительственного внешнего долга составил 2 430,5 млн. долл. США, в том числе обязательства многосторонним организациям (МБРР, ЕБРР, АБР) 1 239,45 млн. долл., правительствам иностранных государств (Японии, ФРГ, Швеции, Австрии) - 367,35 млн. долл., иностранным коммерческим банкам- 243,6 млн. долл., по облигационным займам - 550 млн. долл., по прочим внешним займам - 30,07 млн. долл. США. Правительственный внешний долг образуют обязательства по правительственным внешним займам, привлеченным Правительством Республики Казахстан. Поступление и использование средств займов осуществляется через республиканский бюджет.
По состоянию на 1 января 1999 года Республикой Казахстан подписано 38 соглашений о займах официальной помощи развитию на сумму эквивалентную 2 584,8 млн. долл. США, из которых программные займы составляют 1 546 млн. долл. США, проектные (инвестиционные) - 1 038,8 млн. долл. США. Займы ОПР предоставлены Республике Казахстан МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР, КFW, ОЕСF, Эксимбанком Японии, а так же правительствами Австрии и Швеции.
Наибольший объем ОПР предоставлен Казахстану МБРР. Подписано 16 соглашении о займах на общую сумму 1 503,6 млн. долл., из которой освоено на используемую дату оценки 926,8 млн. долл. США. Займы МБРР направлены на финансирование программ структурных преобразовании экономики, развитие финансового и промышленного сектора, городского транспорта, техническую помощь развитию нефтегазового сектора, реабилитацию Узеньского нефтяного месторождения, улучшение ирригационной и дренажной систем, развитие социальной зашиты, поддержку реформирования системы управления ресурсами в государственном секторе и др.
Правительством Республики Казахстан заключено 4 соглашения о займах с Экспортно-импортным банком Японии на условиях софинансирования с займами МВФ и МБРР на сумму эквивалентную 276,03 млн. долл., которые полностью освоены. Погашено 14,4 млн. долл.
С Азиатским банком развития подписано 10 соглашений о займах на общую сумму 415,3 млн. долл., которые направлены на поддержку программ структурных реформ, программу развития сельскохозяйственного сектора, улучшение системы образования, восстановление дорог, пенсионную реформу др. Освоено 284,25 млн. долл. США.
Займов ОЕСF привлечено на сумму эквивалентную 254,7 млн. долл., из которых освоено 93,82 млн. долл. Займы ОЕСF направлены на развитие железнодорожного транспорта, а так же на строительство моста через р.Иртыш.
Заключено соглашение о займе с ЕБРР на сумму эквивалентную 175,1 млн. долл., направленное на реконструкцию порта Актау. Освоено 28,4 млн. долл. США.
Правительством Республики Казахстан были заключены соглашения с правительствами Австрии и Швеции на предоставление средств в форме дополнительного финансирования займа МБРР на поддержку платежного баланса на суммы эквивалентные 4,88 млн. долл. США и 3 млн. долл. США соответственно. Данные займы освоены полностью.
Так же был привлечен займ КFW на закупку автобусов на сумму эквивалентную 3,99 млн. долл. США освоен полностью.
На цели создания хирургического центра были привлечены займы ИБР на общую сумму, эквивалентную 11,7 млн.долл.США.
Правительство Республики Казахстан как суверенный заемщик выпускает облигационные займы в пределах лимита правительственного долга.
Были осуществлены 2 выпуска государственных ценных бумаг на международные рынки капитала. Объем дебютного выпуска казахстанских евронот в декабре 1996 г. составил 200 млн. долл. США с годовой ставкой купона 9,25% и со сроком обращения 3 года. Объем второй эмиссии евронот составил 350 млн. долл. США с годовой ставкой 8,375%, со сроком обращения 5 лет.
В структуре правительственного внешнего заимствования устойчива тенденция преобладания официального финансирования развития. Кроме того, происходят изменения в структуре самих займов официального финансирования развития. В настоящее время они направляются главным образом на реализацию государственных инвестиционных проектов в важнейших отраслях экономики, а так же развитие социальной сферы.
Валютная структура правительственного внешнего долга недостаточно диверсифицирована. Удельный вес доллара США составил на 1 января 1999 года 82,3%, японской йены - 16,1%, немецкой марки - 1%, австрийского шиллинга - 0,3%. Размер платежей по обслуживанию долга в долларовом выражении чувствителен к изменению кросс-курсов валют.
Долг Национального Банка составил 653,7 млн.долл.США, из них по кредитам МВФ 651,06 млн.долл.США, займам ЕБРР - 2,64 млн.долл.США. В течение 1993-1998 годов между Правительством Республики Казахстан, Национальным банком Республики Казахстан и Международным валютным фондом было подписано 4 кредитных соглашения на общую сумму 735,1 млн. SDR (специальные права заимствования): STF (программа системных преобразований) - 123,75 млн. SDR; Stаnd-Ву-1 (соглашение о резервных кредитах - 1) - 74,25 млн. SDR; Stаnd-Ву-2 (соглашение о резервных кредитах - 2) - 185,6 млн. SDR и ЕFF (соглашение о расширенном кредитовании) - 309,4 млн.SDR.
Решение о привлечении средств на пополнение золото-валютных резервов Национального банка Республики Казахстан принимается Правительством Республики Казахстан и Национальным банком Республики Казахстан в рамках заключенных соглашений с Международным валютным фондом.
Объем гарантированного правительством внешнего долга на 1 января 1999 года составил 859,1 млн. долл. США. Экспортные кредиты под правительственные гарантии Республики Казахстан привлекаются в пределах ежегодно устанавливаемого Законом о республиканском бюджете лимита предоставления правительственных гарантий. Предоставление правительственных гарантий осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внешнем заимствовании в управлении внешним долгом".
Экспортных кредитов под правительственные гарантии освоено по состоянию на 1 января 1999 года на сумму эквивалентную 1 605,9 млн.долл. США. Наиболее крупными являются кредитные линии Германии (45% от общей суммы освоенных гарантированных правительством экспортных кредитов), Турции (13,3%), Великобритании (10,5%), США (9,8%), Австрии (9,7%).
Большая часть экспортных кредитов под правительственные гарантии была привлечена в 1992-1994 годы. Направления кредитования определялись административным путем без должного расчета рентабельности проектов, банковской экспертизы. В следствие финансовой несостоятельности заемщиков в действие вступают правительственные гарантии, и правительство несет бремя расходов по погашению и обслуживанию кредитов из республиканского бюджета. Несвоевременное погашение внешних кредитов, наряду с финансовыми потерями, может привести к снижению кредитного рейтинга страны, ограничивать доступ к международному рынку ссудного капитала.
Частный негарантированный долг составил - 2 308,9 млн.долл США. Все внешние негарантированные государством займы подлежат регистрации в Национальном Банке Республики Казахстан. Привлечение таких займов осуществляется заемщиками самостоятельно в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан.
Кредиторская задолженность предприятий перед нерезидентами по прямым контрактам составила 1 273,4 млн. долл. США.
Валовой внешний долг Республики Казахстан составил 7 525,6 млн. долл. США.
Таблица 1
Валовой внешний долг Республики Казахстан
(в млн. долл. США)
_________________________________________________________________
Наименование показателя на 01.01.99 г.*
_________________________________________________________________
1. Внешний долг Правительства Республики
Казахстан 2 430, 5
1) Официальная помощь развитию 1 850,4
2) Облигационные займы 550,0
3) Прочие 30,1
2. Долг Национального Банка Республики
Казахстан 653,7
1) Кредиты МВФ 651,1
2) Официальная помощь развитию 2,6
3. Гарантированный правительством внешний
долг 859,1
4. Негарантированный правительством внешний
долг 2 308,9
5. Обязательства предприятии по прямым
контрактам 1 273,4
Валовый внешний долг 7 525,6
______________________________________________________________________
* по курсу валют на 1 января 1999 года
Таблица 2
Государственный долг Правительства Республики Казахстан
(по состоянию на 01.01.99 г.)
_______________________________________________________________________
Наименованне показателя млн.тенге млн.долл.
США
-----------------------------------------------------------------------
Внутренний долг 83 910,2 1 001,3
Внешний долг 203 674,6 2430,5
Всего 287 584,6 3 431,8
________________________________________________________________________
7. Ограничения на заимствование
Необходимость определения ограничений на заимствование вытекает из задач обеспечения экономической безопасности - стабильного и устойчивого развития. Для этого производится оценка динамики роста долга и ее соотношения с динамикой других основных макроэкономических показателей.
В мировой практике для стран со средним уровнем дохода на душу населения, к которым в настоящее время относится Республика Казахстан, при управлении долгом в качестве ограничений используются следующие показатели:
отношение текущей стоимости накопленного валового внешнего долга страны к ВВП не должно превышать 80%;
норма обслуживания валового внешнего долга (отношение совокупных платежей по погашению и обслуживанию валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг) не должна превышать 25 %;
отношение начисляемых за год процентов по валовому внешнему долгу к экспорту товаров и услуг не должна превышать 10%;
темпы роста обслуживания валового внешнего долга не должны превышать темпы роста экспорта товаров и услуг;
отношение правительственного долга к ВВП (не выше 60%);
отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета.
Главным ограничением правительственного заимствования и, следовательно, роста правительственного долга является показатель, характеризующий отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета, поскольку последним обеспечиваются все долговые обязательства Правительства Республики Казахстан как перед внешними, так и перед внутренними кредиторами. Кроме того, для ограничения объема краткосрочного долга, образуемого в результате выпуска 3-х, 6-ти месячных государственных ценных бумаг, и затрат на его обслуживание целесообразно ограничение допустимого уровня ставки эффективной доходности по таким бумагам ставкой рефинансирования, устанавливаемой Национальным Банком Республики Казахстан.
8.0писание модели
Для проведения расчетов объемов заимствования и оценки долговой ситуации на период 1999-2008 годы была построена алгоритмическая модель. С помощью ее трех модулей были проведены расчеты по правительственному заимствованию и долгу, гарантированному правительством долгу, по оценкам валового внешнего долга.
Модуль расчетов по правительственному заимствованию обеспечивает расчеты динамики основных показателей: поступления средств займов, погашения, состояния и обслуживания правительственного долга, финансирования дефицита бюджета на базе описаний алгоритмических зависимостей этих показателей для используемого в модели спектра инструментов заимствования. Для прогнозирования заимствования на внутреннем рынке описаны группа краткосрочных инструментов (МЕККАМ-3, 6, 12, НСО) и группа среднесрочных применяемых и перспективных инструментов (МЕАКАМ-2, 3 и 5). Для внешнего заимствования описаны группа займов с различными сроками продолжительности (до 5, 10 и 20 лет), включающая льготные займы (до 30 лет, до 10 лет льготный период), и группа государственных ценных бумаг, размещаемых на международных рынках капитала. Не перегружая модель большей детализацией возможных условий, данный спектр инструментов в достаточной степени позволяет рассчитать требуемые показатели н провести необходимые оценки.
Моделирование правительственного заимствования построено на покрытии заданного через макропоказатели развития экономики объема дефицита государственного (республиканского) бюджета. Структура использования для этого описанных выше рынков, групп и инструментов заимствования задается соответствующим описанием, в котором на начало прогнозируемого периода берется фактически сложившееся соотношение рынков, групп и инструментов в покрытии дефицита бюджета и с помощью задаваемых трендов изменения доли инструментов в покрытии дефицита бюджета устанавливается желаемое на конец периода соотношение. Изменение таким образом структурой использования источников заемных средств позволяет получать прогнозы различных вариантов заемной политики. При этом, сценарии моделируемого заимствования, финансирования, оценки состояния долга и потоков обслуживания заимствование опираются на данные действующего портфеля внутренних и внешних займов, образующих государственный долг на начало прогнозируемого периода.
Модель правительственного заимствования предусматривает возможность прогнозировать потоки и долговую ситуацию при 100 %-ном финансировании дефицита бюджета с оценкой расходов на обслуживание по отношению к заданному допустимому уровню (доли) этих расходов к доходной части республиканского бюджета. И, наоборот, определяет, уровень финансирования дефицита бюджета по заданному ограничению расходов на обслуживание по отношению к доходной части бюджета. В данном случае в качестве нормы использовались объемы расходов, составляющие 15 % доходной части годового республиканского бюджета.
Расчеты по гарантированному долгу в модели построены на основе оценки возможности использования остатка средств, которые могут быть предоставлены в рамках заданного (в данном случае 15 процентного) ограничения расходов на обслуживание долга по отношению к доходной части республиканского бюджета после вычитания из них расходов на обслуживание правительственного долга. При этом, через описание математических отношений моделируются показатели привлечения, погашения, обслуживания и долга привлекаемых под правительственные гарантии негосударственных займов и анализируются объемы возможных расходов бюджета на выполнение обязательств за несостоятельных заемщиков. Перенос возможных обязательств по таким займам на бюджет осуществляется с учетом соответствующего коэффициента вероятности, имеющего снижающуюся динамику значений как результат улучшения отбора проектов и работы с конечными заемщиками по обеспечению самостоятельного исполнения долговых обязательств.
Модуль оценки валового внешнего долга объединяет результаты моделирования правительственного внешнего заимствования, гарантированного правительством заимствования, показатели и оценки частного негарантированного правительством заимствования и кредиторской задолженности по прямым договорам хозяйствующих субъектов, полученные из Национального Банка Республики Казахстан, а также макроэкономические показатели, принятые в модели. В результате математического описания оценочных отношений предоставляется возможность проводить анализ основных показателей состояния и обслуживания долга и соблюдения критериев, принятых для оценки валового внешнего долга.
Основные результаты моделирования процессов заимствования и анализа имеют соответствующие описания и их графическую интерпретацию.
9. Прогнозирование объемов заимствования и развития долговой
ситуации
Прогнозирование заимствования и оценка результатов осуществляются путем проведения расчетов с помощью построенной модели на основании задаваемых входных параметров, ограничении и регулируемых показателей.
Входные параметры: макроэкономические и другие показатели в динамике 1999-2008 годы - валовой внутренний продукт (ВВП), экспорт товаров и услуг, дефицит государственного бюджета, объем государственных доходов, показатели инфляции, курсы валют, объемы и потоки частного негарантированного правительством внешнего долга, оценка возможной динамики изменения кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов по прямым договорам, правительственный и гарантированный правительством долг по состоянию на 1 января 1999 года, а так же показатели изменения и обслуживания существующего портфеля внешних и внутренних обязательств. Макроэкономические показатели, используемые в модели, приняты с учетом сложившегося и прогнозируемого, принимая во внимание влияние финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и России, социально- экономического положения страны, влияния объема н структуры накопленного правительственного долга. Основные исходные показатели приведены в приложении 1.
Накладываемые ограничения: степень покрытия дефицита бюджета; отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам государственного бюджета; остаток средств бюджета, направляемых на обслуживание гарантированного правительством долга. Рассматриваются сценарии 100 %-го покрытия заданных объемов дефицита бюджета и его покрытие при ограничении обслуживания правительственного долга 15% к доходам республиканского бюджета.
Регулируемые (переменные) параметры: структура заимствования - соотношение внутреннего и внешнего рынков заемного капитала, групп инструментов и отдельных инструментов заимствования в покрытии дефицита бюджета; стоимость заимствования на рынках для каждого из инструментов (формы) заимствования; объем финансирования дефицита бюджета; объем предоставления правительственных гарантий. Задаваемая структура заимствования приведена в приложении 2.
В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса объемы внутреннего заимствования для бюджета 1999 года составляют 40%, внешнего - 60% привлекаемых для покрытия дефицита бюджета средств. Прогнозируется постепенное выравнивание объемов заимствования на внешнем и внутреннем рынках ссудного капитала (в 2008 году прогнозируется порядка 50% - привлечение средств внутренних источников, 50% - внешних). Кроме того, в структуре внутреннего заимствования прогнозируется рост доли долгосрочных инструментов (от соотношения почти 100 % финансирования за счет краткосрочных государственных ценных бумаг в 1998-1999 годах перейти к 67% среднесрочных в 2008 году), во внешнем - увеличение доли ценных бумаг по сравнению с займами до 25 % в 2008 году.
В структуре прогнозируемого внешнего заимствования займы разделяются на группы по срокам предоставления: до 5 лет, до 10 лет, до 20 лет при средней ставке 8% годовых. Отдельно представлена группа льготных займов со сроком погашения до 30 лет при ставке 5% и льготным периодом в 10 лет. Так же дифференцируются инструменты выхода на международный рынок капитала путем эмиссии государственных ценных бумаг, в составе которых выделены ценные бумаги со сроком обращения до 3, 5, 7 и до 10 лет.
Динамика развития долговой ситуации при заданных исходных параметрах и предполагаемой структуре заимствования (поступления средств займов) показывает, что, государственный долг по отношению к ВВП находится на 30%- ном уровне, увеличиваясь темпами, пропорциональными изменению ВВП. При этом, учитывая большие сроки займов, привлекаемых на внешнем рынке, по сравнению с внутренними займами, динамика изменения доли внутреннего долга в правительственном долге показывает постепенное ее снижение в течение прогнозируемого периода (с 21% в 1999 до 18,1% в 2008 году), динамика изменения внешнего долга, наоборот, имеет более высокие но сравнению с внутренним темпы прироста н доводит его долю в 2008 году до уровня более 80%. По прогнозу в 2008 году правительственный долг на 18,1% будет состоять нз внутренних обязательств и на 81,9 % - внешних.
Обслуживание правительственного долга возрастет с 1,07% в 1999 году до 2,3% к объему ВВП в 2008 году. Вместе с тем, по отношению к доходной части республиканского бюджета прогнозируется рост обслуживания от 8,52% в 1999 году до 15% в 2008 году с достижением уровня, близкого к 15% уже к 2002 году и удержание его в дальнейшем. Таким образом, при заданных показателях развития экономики (ВВП) и бюджета (доходы, дефицит республиканского бюджета) выполняется принятое в модели ограничение, по которому затраты на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга не должны превышать 15% доходов республиканского бюджета. Указанное обстоятельство делает возможным без нарушения пропорции бюджета не только обслуживание правительственного долга, но предоставление правительственных гарантии в объемах, приведенных ниже. Результаты расчетов по правительственному заимствованию и долгу приведены в приложении 3.
Оценка валового внешнего долга (приложение 4) в сравнении с основными макроэкономическими показателями развития экономики по прогнозным расчетам показывает, что, достигая в 2001 году 75,3%, к 2008 году
валовой внешний долг страны составит примерно 59,9% по отношению к ВВП.
В структуре валового внешнего долга правительственный внешний долг и долг Национального Банка, составит 41,1%, гарантированный правительством - 0,4 %, частный негарантированный долг и задолженность по прямым контрактам - 38,6%. Темпы роста валового внешнего долга будут выше темпов роста экспорта в 1999-2001 годах, затем с 2002 года темпы роста экспорта превышают темпы роста валового внешнего долга.
Обслуживание валового внешнего долга в 2008 году составит 17,6% ВВП, в том числе процентные платежи составят 9,0% экспорта страны, однако данные показатели в 1999-2002 гг. будут возрастать от порядка 17,9% и 7,6% в 1999 году до 25,5% н 10,2% в 2002 соответственно, с последующим снижением к концу прогнозируемого периода.
При этом основные индикаторы обремененности долгом не превышают критических порогов.
10. Расчет лимитов предоставления правительственных гарантий
Формирование кредитного рейтинга казахстанских финансовых институтов и предприятий реального сектора требует времени, поэтому только отдельные из этих хозяйствующих субъектов в настоящее время могут привлекать кредиты на инвестиционные проекты под свои собственные гарантии.
Ограничение (лимит) на выдачу правительственных гарантий по внешним займам: в настоящей Программе вытекает из возможностей республиканского бюджета обеспечить выполнение перед кредиторами гарантийных обязательств за несостоятельных заемщиков. При этом, в рамках соблюдения ограничения по норме обслуживания правительственного долга в доходной части республиканского бюджета, в первую очередь обеспечивается обслуживание правительственного долга, гарантированных правительством иностранных кредитов, обслуживание которых решениями Правительства Республики Казахстан предусмотрено из республиканского бюджета на возвратной основе, гарантированных правительством иностранных кредитов, при вступлении в силу обязательств Гаранта ввиду несостоятельности заемщиков. Выдача новых гарантий возможна лишь в той степени, в которой будет иметь место остаток от ограниченных н расходуемых указанным образом средств бюджета (приложение 5).
При этом задавалась тенденция снижения коэффициента обслуживания гарантированного правительством долга из бюджета (с 0,1 до 0,05). Такое прогрессивное изменение возможно при улучшении финансового состояния предприятий-заемщиков, расширения н укрепления частного, в том числе финансового сектора, квалифицированной экспертизе и отборе инвестиционных проектов, финансируемых за счет негосударственных внешних займов под правительственные гарантии.
Прогнозные расчеты возможных объемов представления правительственных гарантий проведены исходя из пропорций бюджета, предусматривающих 15%-ный уровень обслуживания правительственного и гарантированного правительством долга к доходной части бюджета.
11. Выводы и рекомендации по осуществлению зффективного и
управляемого заимствования.
1) На настоящий момент Казахстан относится к странам относительно слабо обремененным долгом.
2) Проведенный анализ и возможные сценарии развития процесса заимствования показывают, что не выходя за безопасные значения бремени долга, можно осуществлять необходимое для рассматриваемого периода заимствование, находясь в жестких рамках ограничения затрат на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга.
3) Программа правительственного и гарантированного правительством заимствования должна осуществляться в контексте жесткой ориентированности на программу углубления экономических реформ.
4) Заимствование, особенно на внешних рынках, должно быть тесно увязано с вопросами эффективного использования заемных ресурсов. Оно подразумевает:
финансирование рентабельных инвестиционных проектов (максимально по возможности - при правительственном заимствовании и обязательно - при заимствовании под правительственную гарантию);
направление заемных средств главным образом в экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли (заимствование на внешних рынках капитала, влекущее обслуживание внешнего долга в иностранной валюте, ограничивается поступлением валюты от экспортных операций и не может превышать определенного значения, при котором обслуживание займет значительную часть поступлений от экспорта);
совершенствование механизма возврата (если таковое предусматривается) конечными заемщиками, определение приемлемых типов обеспечения и их оценка. Работа с конечным заемщиком в отношении определения условий и сроков возмещения в бюджет средств должна начинаться не после подписания с кредитором соглашения о займе, а на этапе подготовки такого соглашения;
при предоставлении займов международными финансовыми организациями в большинстве случаев требуется софинансирование проектов из национальных источников (это могут быть как собственные средства заемщика, так и средства бюджета). Такая практика используется МБРР, ЕБРР, ОЕСF. Поэтому необходимо учитывать возможность бюджета обеспечить такие расходы, наладить эффективный механизм контроля за целевым использованием средств бюджета, направляемых на софинансирование инвестиционных проектов, обеспечения возвратности конечными заемщиками выделенных средств.
5) Для обеспечения повышения и поддержания на достаточном уровне объемов финансирования бюджета за счет внутреннего заимствования необходимо осуществлять диверсификацию внутреннего заимствования за счет эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств.
6) Индикаторы правительственного заимствования, вытекающие из настоящей Программы, являются прогнозными, и должны уточняться и корректироваться ежегодно при принятии и корректировке республиканского бюджета на соответствующий год
7) В сценариях была задана определенная структура заимствования с использованием показателей конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков ссудного капитала на данный момент. Учитывая высокую чувствительность и изменчивость рынков капитала, необходимо постоянно осуществлять анализ и мониторинг конъюнктуры международных рынков капитала.
8) Рост объемов правительственного долга, диверсификация его структуры, увеличение объемов его обслуживания усиливают влияние различных факторов риска (валютных, процентных, трансфертных) и требуют принятия специальных мер по созданию эффективного механизма управления рисками, развитию инструментов хеджирования.
9) Укрепление банковской системы Казахстана позволит, с одной стороны, в ряде случаев заменить правительственные гарантии гарантиями ведущих казахстанских банков (в части коммерческих рисков), с другой стороны, использовать банки как контр-гаранты для Правительства, что позволит обеспечить экспертизу и возвратность привлекаемых кредитов. Следует также рассмотреть возможность предоставления комбинированной гарантии экспортно- страховым агентствам: гарантии политического риска, предоставляемой
Всемирным банком, МIGА, ОРIС и др., с гарантией платежа, предоставляемой
казахстанскими банками (часто гарантии политического и регулятивного риска
может быть достаточно), что позволит не использовать правительственное
гарантирование при привлечении данного вида кредитных ресурсов.
Приложение 1
Основные исходные показатели, используемые для прогнозных расчетов
_______________________________________________________________________
Наименование показателя/ ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 ! 2003 !
годы ! ! ! ! ! !
------------------------------------------------------------------------!
Объем ВВП (млн.тнг.) !1824100 !2100000 !2320900 !2507700 !2660400 !
Объем ВВП(млн. долл.США) ! 15300 ! 14500 ! 14900 ! 15400 ! 15800 !
ВВП в реальном выражении,! ! ! ! ! !
% ! 98,5! 100,5 ! 103 ! 103 ! 103 !
Экспорт (млн.долл. США) ! 5185! 5192 ! 5357 ! 5532 ! 5703 !
Дефицит респ.бюджета, % к! ! ! ! ! !
ВВП ! 3,67! 3,00 ! 2,00 ! 1,20 ! 1,50 !
Дефицит РБ (млн. тенге) ! 67049! 63000 ! 46418 ! 30092 ! 39906 !
Доходы респ.бюджета ! ! ! ! ! !
б/приват. в % к ВВП ! 12,6! 13,1 ! 13,6 ! 14,0 ! 14,2 !
Доходы РБ без ! ! ! ! ! !
приватизации (млн.тнг.) !229900 !276000 ! 314600 ! 351100 ! 377800 !
ИПЦ в среднем за год ! 7,10! 13,40 ! 7,30 ! 4,90! 3,00 !
Курс доллара/тенге ! ! ! ! ! !
(среднегод) ! 119,1! 144,9 ! 155,5 ! 163,2 ! 168,4 !
------------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
_________________________________________________
2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 !
-------------------------------------------------!
2800500 !2943600 !3092600 !3249100 !3413500 !
16300 ! 16800 ! 17300 ! 17800 ! 18300 !
103 ! 103 ! 103 ! 103 ! 103 !
5871 ! 6048 ! 6229 ! 6416 ! 6608 !
1,15 ! 0,50 ! 0,55 ! 1,20 ! 1,10 !
32206 ! 14718 ! 17009 ! 38989 ! 37549 !
14,5 ! 14,8 ! 14,9 ! 15,2 ! 15,5 !
406100 ! 435700 ! 460800 ! 493900 ! 529100 !
2,20 ! 2,10 ! 2,00 ! 2,00 ! 2,00 !
172,2 ! 175,7 ! 179,2 ! 182,8 ! 186,5 !
_________________________________________________!
Приложение 2
Структура заимствования (%)
_________________________________________________________________________
Вид инструмента ! I уровень ! II уровень! III уровень !
!-------------!------------!--------------!
!1999 ! 2008 !1999 ! 2008 !1999 ! 2008 !
------------------------------------------------------------------------!
МЕККАМ-3 60,00 40,00
МЕККАМ-6 40 35
МЕККАМ-12 0 25
Итого МЕККАМ 99 33 100 100
НСО 50 5
МЕИКАМ-2 50 10
МЕИКАМ-3 0 18
МЕИКАМ-5 0 67
Итого МЕИКАМ+НСО 1 67 100 100
Итого внутреннее заимствование 40 50,00 100
Займы до 5 лет 10 20
Займы до 10 лет 30 30
Займы до 20 лет 40 25
Льготные займы (5%,30,10 лет grace) 20 25
Итого внешние займы 99 75 100 100
Ценные бумаги до 3 лет 30 30,00
Ценные бумаги до 5 лет 70 30,00
Ценные бумаги до 7 лет 0 20,00
Ценные бумаги до 10 лет 0 20
Итого ценные бумаги 1 25 100 100
Итого внешнее заимствование 60 50 100
Всего 100
Приложение 3
Прогноз основных показателей динамики правительственного
заимствования и долга на 1999-2008 гг.
__________________________________________________________________________
Показатели заимствования и долга ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 !
--------------------------------------------------------------------------!
Всего поступление !173575,28! 113034 !99859 ! 157770 !
Новое заимствование (распределение)! !26933,00 !57523,00!157770,00!
Действующие МЕККАМы !47594,83 ! 9781,94 !19161,39! 48200,88!
Действующие МЕИКАМы и НСО !24373,81 ! 1234,41 ! 4898,17! 19277,34!
Новые внешние займы !45320,54 !15277,96 !31161,37! 81619,46!
Новые ГЦБ ! 0,00 ! 638,69 ! 2302,07! 8672,33!
Освоение действующих займов !56286,10 !86101,40 !42336,05! 0!
Погашение !106527,28!50034,80 !53440,92!127677,30!
Действующие МЕККАМы !60767,43 !21252,75 !15303,69! 35938,10!
Действующие МЕИКАМы и НСО ! 6330,89 !10085,16 !10151,38! 247 ,09!
Новые внешние займы ! 0,00 !5896 ,43 !7571 ,81! 10462,47!
Новые ГЦБ ! 0,00 ! 0,00 ! 0,00 ! 268,33!
Действующие займы и бумаги !39428,96 !12800,47 !20414,04! 80761,32!
Финансирование ДБ !67048,00 !62999,59 !46418,13! 30092,70!
Действующие МЕККАМы !-13172,60!-11470,81!3857,70 ! 12262,78!
Действующие МЕИКАМы и НСО ! 18042,92!-8850,75 !-5253,21! 19030,25!
Новые внешние займы ! 45320,54! 9381,53 !23589,56! 71156,98!
Новые ГЦБ ! 0,00! 638,69 ! 2302,07! 8404,00!
Действующие займы и бумаги ! 16857,14!73300,93 !21922,01!-80761,32!
Обслуживание ! 19582,5 !35470,80 !41905,53! 52003,55!
Действующие МЕККАМы ! 3339,49 ! 2362,51 ! 1285,49! 2156,61!
Действующие МЕИКАМы и НСО ! 1530,83 ! 3932,51 ! 4651,77! 7019,45!
Новые внешние займы ! 0,00 !6144,68 !7785 ,23! 11617,94!
Новые ГЦБ ! 0,00 ! 121,97 ! 304,92 ! 954,52!
Действующие займы и бумаги ! 14712,18!22909,13 !27878,12! 30255,04!
Основной долг !523910 !596155 ! 683117 ! 744540 !
Действующие МЕККАМы ! 41355 ! 3629 ! 7487! 19749 !
Действующие МЕИКАМы и НСО ! 69553 ! 47497 !42917 ! 61947 !
Новые внешние займы ! 53274 ! 88001 !118028 ! 195029 !
Новые ГЦБ ! 0 ! 1433 ! 3840 ! 12434 !
Действующие займы и бумаги ! 359729 ! 455595 !510846 ! 455380 !
Сравнительные показатели ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 !
Норма обслуживания долга к доходу,%! 15 ! 15 ! 15 ! 15 !
Норма обсл-я гос.долга к доходу ! ! ! ! !
(млн.тг.) ! 34485 ! 41400 ! 47190 ! 52665 !
Обслуживание (млн.тенге) ! 19582 ! 35471 ! 41906 ! 52004 !
Обслуживание долга/доходы РБ,% ! 8,52 ! 12,85 ! 13,32 ! 14,81 !
Дефицит РБ (млн.тенге) ! 67048,8 ! 63000 ! 46418 ! 30092 !
Финансирование дефицита РБ (млн.тг)! 67048,8 ! 63000 ! 46418! 30093 !
Покрытие дефицита, в % к заданному ! 100,00 ! 100,00 ! 100,00! 100,00 !
Допустимый дефицит РБ, % к ВВП ! 3,67 ! 3,00 ! 2,00! 1,20 !
Новое заимствование (распределение)! ! 26933 ! 57523 ! 157770 !
Соотношение к ВВП ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 !
Объем ВВП (млн.тнг.) !1824100 !2100000 !2320900 !2507700 !
Основной долг/ВВП,% ! 28,72 ! 28,39 ! 29,43 ! 29,69 !
Обслуживание/ВВП, % ! 1,07 ! 1,69 ! 1,81 ! 2,07 !
Обслуживание (млн.тенге)/Экспорт,% ! 4,08 ! 6,58 ! 6,93 ! 7,77 !
Доходы РБ (млн.USD) ! 1928 ! 1900 ! 2026 ! 2156 !
Доходы респ.бюджета б/приват, в % ! 12,6 ! 13,1 ! 13,6 ! 14,0 !
к ВВП ! ! ! ! !
Доходы РБ б/приват.(млн.тнг.) ! 229900 ! 276000 ! 314600 ! 351100 !
Структура заимствования ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 !
Внутреннее заимствование ! ! ! ! !
Поступление ! 71969 ! 11016 ! 24060 ! 67478 !
Погашение ! 67098 ! 31338 ! 25455 ! 36185 !
Финансирование ДБ ! 4870 ! -20322 ! -1396 ! 31293 !
Обслуживание ! 4870 ! 6295 ! 5937 ! 9176 !
Основной долг ! 110907 ! 51126 ! 50403 ! 81696 !
Внешнее заимствование ! ! ! ! !
Поступление ! 101607 ! 102018 ! 75799 ! 90292 !
Погашение ! 39429 ! 18697 ! 27986 ! 91492 !
Финансирование ДБ ! 62178 ! 83321 ! 47814 ! -1200 !
Обслуживание ! 14712 ! 29176 ! 35968 ! 42827 !
Основной долг ! 413003 ! 545029 ! 632713 ! 662843 !
__________________________________________________________________________!
(продолжение таблицы)
__________________________________________________________________________
2003 ! 2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 !
----------------------------------------------------------------!
136582! 129422! 116483! 122097! 166208! 166395!
136582,00!129422,00! 116483,00! 122097,00! 166208,00! 166395,00!
38270,94! 33260,50! 27455,44! 26394,65! 32953,99! 30258,08!
21463,62! 24620,14! 25814,33! 30702,75! 46525,73! 51106,93!
67477,19! 61061,28! 52482,52! 52535,32! 68295,58! 65294,29!
9370,25! 10480,07! 10730,71! 12464,28! 18432,71! 19735,70!
0! 0! 0! 0! 0! 0!
96675,78! 97216,05! 101765,32! 105087,67! 127219,29! 128846,86!
41638,02! 34817,61! 29575,30! 26452,13! 29289,14! 31130,66!
8167,98! 8741,65! 10055,58! 13780,13! 27661,51! 23570,04!
17377,49! 20923,44! 25909,20! 29835,70! 32176,74! 36442,89!
76,35! 867,40! 930,64! 1313,62! 2557,23! 2902,67!
29415,94! 31865,95! 35294,62! 33706,09! 35534,67! 34800,60!
39906,22! 32205,95! 14717,68! 17009,33! 38988,71! 37548,14!
-3367,09! -1557,10! -2119,86! -57,48! 3664,85! -872,58!
13295,64! 15878,49! 15758,76! 16922,61! 18864,22! 27536,88!
50099,71! 40137,84! 26573,32! 22699,62! 36118,84! 28851,40!
9293,90! 9612,68! 9800,08! 11150,66! 15875,48! 16833,03!
-29415,94!-31865,95! -35294,62! -33706,09! -35534,67! -34800,60!
55713,97! 60848,37! 65334,27! 69083,21! 73547,56! 79289,81!
2430,46! 1676,79! 1345,12! 1193,78! 1303,84! 1513,20!
10081,73! 12553,94! 14868,01! 16977,10! 18875,89! 21360,12!
16399,68! 19957,61! 22643,62! 24691,92! 27100,83! 29768,63!
2037,39! 3202,26! 4416,60! 5740,12! 7435,02! 9481,03!
24764,71! 23457,77! 22060,93! 20480,30! 18831,98! 17166,84!
805566! 853882! 883803! 916035! 970686! 1024665!
16382! 14825! 12705! 12648! 16313! 15440!
75243! 91121! 106880! 123803! 142667! 170204!
251343! 297153! 329766! 359034! 402366! 439361!
22124! 32236! 42691! 54692! 71666! 89950!
440474! 418547! 391760! 365858! 337673! 309707!
! ! ! ! ! !
2003 ! 2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 !
15! 15! 15! 15! 15! 15!
56670! 60915! 65355! 69120! 74085! 79365!
55714! 60848! 65334! 69083! 73548! 79290!
14,75! 14,98! 15,00! 14,99! 14,89! 14,99!
! ! ! ! ! !
39906! 32206! 14718! 17009! 38989! 37549!
39906,22! 32206! 14718! 17009! 38989! 37548!
100,00! 100,00! 100,00! 100,00! 100,00! 100,00!
1,50! 1,15! 0,50! 0,55! 1,20! 1,10!
136582! 129422! 116483! 122097! 166208! 166396!
2003 ! 2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 !
2660400! 2800500! 2943600! 3092600! 3249100! 3413500!
30,28! 30,49! 30,02! 29,62! 29,88! 30,02!
2,09! 2,17! 2,22! 2,23! 2,26! 2,32!
7,59! 7,52! 7,28! 7,08! 6,95! 6,89!
! ! ! ! ! !
2244! 2364! 2486! 2578! 2706! 2837!
14,2! 14,5! 14,8! 14,9! 15,2! 15,5!
377800! 406100! 435700! 460800! 493900! 529100!
2003 ! 2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 !
! ! ! ! ! !
59735! 57881! 53270! 57097! 79480! 81365!
49806! 43559! 39631! 40232! 56951! 54701!
9929! 14321! 13639! 16865! 22529! 26664!
12512! 14231! 16213! 18171! 20180! 22873!
91625! 105946! 119586! 136450! 158980! 185645!
! ! ! ! ! !
! ! ! ! ! !
76847! 71541! 63214! 65000! 86729! 85030!
46870! 53657! 62134! 64855! 70269! 74146!
29978! 17885! 1079! 144! 16460! 10884!
43202! 46618! 49121! 50912! 53368! 56417!
713941! 747936! 764217! 779585! 811706! 839020!
________________________________________________________________!
Приложение 4
Прогноз основных показателей динамики валового
внешнего долга на 1998-2008 гг
________________________________________________________
Наименование показателя! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 !
-------------------------------------------------------!
Правительственный долг ! ! ! ! !
Поступление всего !173575 !113034 ! 99859 !157770 !
в т.ч. внешний !101607 !102018 ! 75799 ! 90292!
новые внешние займы ! 45321 ! 15278 ! 31161 ! 81619!
новые ценные бумаги ! 0 ! 639 ! 2302 ! 8672!
действующие займы и ! 56286 ! 86101 ! 42336 ! 0!
бумаги ! ! ! ! !
Погашение всего !106527 ! 50035 ! 53441 !127677 !
в т.ч. внешний ! 39429 ! 18697 ! 27986 ! 91492 !
новые внешние займы ! 0 ! 5896 ! 7572 ! 10462 !
новые ценные бумаги ! 0 ! 0 ! 0 ! 268 !
действующие займы и ! 39429 ! 12800 ! 20414 ! 80761 !
бумаги ! ! ! ! !
Основной долг всего !523910 !596155 ! 683117!744540 !
в т.ч. внешний !413002 !545029 ! 632713!662843 !
новые внешние займы ! 53274 ! 88001 ! 118028!195029 !
новые ценные бумаги ! 0 ! 1433 ! 3840! 12434 !
действующие займы и !359729 !455595 ! 510846!455380 !
бумаги ! ! ! ! !
Обслуживание всего ! 19582 ! 35471 ! 41906! 52004 !
в т.ч. внешний ! 14712 ! 29176 ! 35968! 42827 !
новые внешние займы ! 0 ! 6145 ! 7785! 11618 !
новые ценные бумаги ! 0 ! 122 ! 305! 955 !
действующие займы и ! 14712 ! 22909 ! 27878! 30255 !
бумаги ! ! ! ! !
Долг НацБанка ! ! ! ! !
Освоение, млн.US $ ! 217 ! ! ! !
Погашение,млн.US $ ! 174 ! 135 ! 93,10!108,40 !
Обслуживание, млн.US $ ! 16 ! 8,71 ! 10,37! 7,38 !
Основной долг, млн.US $! 688 ! 552,8 ! 459,7! 351,3 !
Освоение, млн.тнг ! 25845 ! 0 ! 0! 0 !
Погашение, млн.тнг. ! 20723 ! 19562 ! 14477! 17691 !
Обслуживание,млн.тнг. ! 1848 ! 1262 ! 1612! 1204 !
Основной долг,млн.тнг. ! 81920 ! 80105 ! 71488! 57337 !
Гарантированный долг ! ! ! ! !
Поступление (млн.тнг.) ! 1139 ! 2150 ! 621! !
Поступление (млн.US $) ! 10 ! 15 ! 4! !
новые займы ! 0 ! 2150 ! 621! !
действующие займы ! 1139 ! 0 ! 0! !
Погашение (млн.тнг.) ! 22425 ! 25362 ! 32030! 19312 !
Погашение (млн.US $) ! 188 ! 175 ! 206! 118 !
новые займы ! 0 ! 0 ! 0! 215 !
действующие займы ! 22425 ! 25362 ! 32030! 19097 !
Обслуживание (млн.тнг.)! 6269 ! 6040 ! 4286! 2715 !
Обслуживание (млн.US $)! 53 ! 42 ! 28! 17 !
новые займы ! 0 ! 103 ! 236! 256 !
действующие займы ! 6269 ! 5936 ! 4050! 2458 !
Основной долг(млн.тнг.)! 81031 ! 75372 ! 49320! 32313 !
Основной долг(млн.US $)! 680 ! 520 ! 317! 198!
новые займы ! 0 ! 2150 ! 2771! 2556!
действующие займы ! 81031 ! 73223! 46549! 29757!
Негарантированный ! ! ! ! !
частный долг ! ! ! ! !
Освоение, млн.US $ ! 2150 ! 2100 ! 2150 ! 2000 !
Погашение,млн.US $ ! 1255 !1551,9 ! 1792,0! 1885,2!
Обслуживание, млн.US $ ! 204 !239,80 ! 266,40!278,10 !
Основной долг, млн.US $! 3219 !3767,4 ! 4125,4!4240,2 !
Освоение, млн.тнг !256065 !304290 ! 334325!326400 !
Погашение, млн.тнг. !149494 !224870 ! 278656! 307665!
Обслуживание,млн.тнг. ! 24249 ! 34747 ! 41425! 45386!
Основной долг,млн.тнг. !383419 !545896 ! 641500! 692001!
Валовый внешний долг ! ! ! ! !
(без кред. зад) ! ! ! ! !
Освоение, млн.тнг !384655 !408458 ! 410746! 416692!
Погашение,млн.тнг !232071 !288491 ! 353149! 436160!
Обслуживание, млн.тнг ! 47078 !71224 ! 83292! 92132!
Обслуживание, млн.USD ! 395 ! 492 ! 536! 565!
Основной дол, млн.тнг !959373 !1246402!1395021!1444494!
Основной долг, млн.USD !8055,2 !8601,8 !8971,2 !8851,1 !
Валовый внешний долг ! ! ! ! !
(оценка) ! ! ! ! !
Освоение, млн.тнг !480819 !510572 ! 513432!520865 !
Погашение,млн.тнг !290089 !360614 ! 441436! 545200!
Обслуживание, млн.тнг ! 58848 !89030 ! 104115! 115166!
Основной долг, млн.тнг !1199216!1558002!1743776!1805617!
Основной дол, млн.USD ! 10069! 10752 ! 11214 ! 11064!
Вал.внешн.долг/ВВП ! 65,74! 85,41 ! 83,04! 77,80!
Вал.внешн.долг/ВВП(USD)! 65,81! 74,15 ! 75,26! 71,84!
% ! ! ! ! !
Процент.плат.вал.долга/! 12,28! 16,51 ! 17,21! 17,20!
Экспорт !
Процент.плат.вал.долга/! 7,62! 9,47 ! 10,00! 10,21!
Экспорт (USD)
_______________________________________________________
__________________________________________________________
Наименование ! ! ! ! !
показателя ! 1999 ! 2000 ! 2001 ! 2002 !
---------------------------------------------------------!
Правит.внешний долг+ !494923 !625133 ! 704201 ! 720180 !
Нац Банк ! ! ! ! !
Гарантир.гос-вом внешн.! 81031 75372 49320 32313
долг
Негарант.частный долг 383419 545896 641500 692001
Прямые контракты 239843 311600 348755 361123
Обслуживание по МБРР
Обслуживание прав.внеш.
долга 54141 47873 63954 134320
Обслуж.гарант.госуд.
внеш.долга 28694 31402 36316 22027
Обслуж.негарант.част.
внеш.долга 173743 259617 320081 353051
Обслуж. по прямым
договорам 69787 89929 109110 132073
Обслуживание прав.
внеш.долга, m $ 455 330 411 823
Обслуж.гарант.госуд.
внеш.долга m $ 241 217 234 135
Обслуж.негарант.част.
внеш.долга m $ 1459 1792 2058 2163
Обслуж. по прямым
договорам m $ 586 621 702 809
Обсл-е вал.внеш.долга
(WВ)(млн. USD) 2740 2959 3405 3931
Обслуживание вал.внеш.
долга (WB) 326365 428821 529461 641470
Об-е вал.внеш.долга/
ВВП (WВ),%,(USD) 17,91 20,41 22,85 25,52
Об-е вал.внеш.долга/
ВВП (WВ),% 17,89 20,42 22,81 25,58
Об-е вал.внеш.долга/
экспорт (WВ),% 68,08 79,50 87,51 95,81
Темпы роста экспорта,
% (тнг.) 6,04 12,52 12,16 10,66
Темпы роста экспорта,
% (USD) -10,20 0,14 3,17 3,26
Темпы роста валового
долга,% (тнг.) 95,28 34,62 11,92 3,55
Темпы роста экспорта,
% (USD) 28,38 6,79 4,29 -1,34
Темпы роста
обслуживания,% (USD) 157,42 32,18 23,47 21,16
________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
__________________________________________________________________________
2003 ! 2004 ! 2005 ! 2006 ! 2007 ! 2008 !
----------------------------------------------------------------!
136582! 129422! 116483! 122097! 166208! 166395!
76847! 71541! 63213! 65000! 86728! 85030!
67477! 61061! 52483! 52535! 68296! 65294!
9370 ! 10480! 10731! 12464! 18433! 19736!
0! 0! 0! 0! 0! 0!
96676! 97216! 101765! 105088! 127219! 128847!
46870! 53657! 62134! 64855! 70269! 74146!
17377! 20923! 25909! 29836! 32177! 36443!
76! 867! 931! 1314! 2557! 2903!
29416! 31866! 35295! 33706! 35535! 34801!
805566! 853882! 883802! 916035! 970685! 1024662!
713941! 747936! 764217! 779584! 811705! 839018!
251343! 297153! 329766! 359034! 402366! 439361!
22124! 32236! 42691! 54692! 71666! 89950!
440474! 418547! 391760! 365858! 337673! 309707!
55714! 60848! 65334! 69083! 73548! 79290!
43202! 46618! 49121! 50912! 53368! 56417!
16400! 19958! 22644! 24692! 27101! 29769!
2037! 3202! 4417! 5740! 7435 ! 9481!
24765! 23458 ! 22061! 20480! 18832 ! 17167!
! ! ! ! ! !
! ! ! ! ! !
107,70! 86,00! 78,80! 78,80! ! !
3,73! 2,55! 1,13! 0,28! ! !
243,6 ! 157,6 ! 78,8 ! 0,0 ! ! !
0! 0! 0! 0! ! !
18137! 14809! 13845! 14121! ! !
628! 440! 199! 50! ! !
41027! 27143! 13850! 5! ! !
! ! ! ! ! !
! ! ! ! ! !
! ! ! ! ! !
! ! ! ! ! !
! ! ! ! ! !
12526! 6155! 3348! 3179! 1301! 346!
74! 36! 19! 18! 7! 2!
420! 462! 462! 247! 185! 185!
12105! 5694! 2886! 2932! 1116! 161!
1586! 849! 510! 291! 188! 109!
9! 5! 3! 2! 1! 1!
227! 186! 142! 109! 87! 69!
1359! 663! 368! 183! 101! 40!
20736! 15000! 11923! 8958! 7818! 7614!
123! 87! 68! 50! 43! 41!
2136! 1674! 1212! 965! 780! 596!
18600! 13326! 10711! 7993! 7037! 7019!
0! 0! 0! 0! 0! 0!
1900! 1730! 1620! 1623,8! 1628,8! 1633,8!
1852,3! 1816,9! 1703,2! 1605,6! 1587,0! 1588,0!
284,10! 282,20! 279,80! 282,30! 285,90! 289,60!
4287,9! 4201,0! 4117,8! 4136,0! 4177,8! 4223,6!
319960 ! 297906 ! 284634! 290985! 297745! 304704!
311927 ! 312870 ! 299252! 287724! 290104! 296162!
47842 ! 48595 ! 49161! 50588! 52263! 54010!
722082 ! 723412 ! 723497! 741171! 763702! 787701!
! ! ! ! ! !
396807! 369447 ! 347847! 355985! 384473! 389734!
389459! 3874922! 378580! 369879! 361673! 370654!
93259! 96501 ! 98991! 101842! 105819! 110536!
554! 560 ! 563! 568! 579! 593!
1497786! 1513492! 1513487 ! -1529718 ! 1583225 ! 1634334!
8894,2! 8789,1! 8614,0 ! 8536,4 ! 8661,0 ! 8763,2!
! ! ! ! ! !
496009! 461809! 434809 ! 444981 ! 480591 ! 487167!
486824! 484364! 473224 ! 462349 ! 452091 ! 463318!
116573! 120626! 123739 ! 127303 ! 132273 ! 138170!
1872232! 1891864! 1891859 ! 1912147 ! 1979031 ! 2042918!
11118! 10986! 10768 ! 10670 ! 10826 ! 10954!
74,66! 71,11! 67,55 ! 64,96 ! 63,99 ! 62,88!
70,37! 67,40! 64,09 ! 61,68 ! 60,82 ! 59,86!
15,88! 14,91! 13,78 ! 13,05 ! 12,50 ! 13,48!
9,71! 9,54! 9,32 ! 9,12 ! 9,02 ! 8,97!
754968! 775079! 778067 ! 779590 ! 811706 ! 839020 !
20736! 15000! 11923 ! 8958 ! 7818 ! 7614 !
722082! 723412! 723497 ! 741171 ! 763702 ! 787701 !
374446! 378373! 378372 ! 382429 ! 395806 ! 408584 !
! ! ! ! ! !
90072! 100274! 111256 ! 115768 ! 123636 ! 130563 !
14112! 7004! 3858 ! 3470 ! 1489 ! 455 !
359770! 361465! 348413 ! 338312 ! 342366 ! 350172 !
120680! 120998! 119393 ! 117930 ! 116873 ! 120298 !
535! 582! 633 ! 646 ! 676 ! 700 !
84! 41! 22 ! 19 ! 8 ! 2 !
2136! 2099! 1983 ! 1888 ! 1873 ! 1878 !
717! 703! 680 ! 658 ! 639 ! 645 !
3472! 3425! 3318 ! 3211 ! 3197 ! 3225 !
584633! 589742! 582919 ! 575480 ! 584364 ! 601488 !
21,97! 21,01! 19,75 ! 18,56 ! 17,96 ! 17,62 !
21,98! 21,06! 19,80 ! 18,61 ! 17,99 ! 17,62 !
79,64! 72,92! 64,93 ! 59,01 ! 55,24 ! 58,70 !
9,65! 10,18! 11,00 ! 8,62 ! 8,48 ! -3,14 !
3,10! 2,95! 3,00 ! 3,00 ! 3,00 ! 3,00 !
3,69! 1,05! 0,00 ! 1,07 ! 3,50 ! 3,23 !
0,49! -1,18! -1,99 ! -0,90 ! 1,46 ! 1,18 !
-8,86! 0,87! -1,16 ! -1,28 ! 1,54 ! 2,93 !
_______________________________________________________________!
Приложение 5
Расчет остатка средств РБ и его использования для обслуживания гарантий
_____________________________________________________________________________
Наименование! 1999 ! 2000! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004 ! 2005 ! 2006 !2007
показателя !
----------------------------------------------------------------------------
Резерв РБ на
обслужи-е, 7937,58 5929,20 5284,47 661,45 956,03 66,63 20,73 36,79
537,44
млн.тнг
Обслуж-е
гарант. 2692,80 2919,66 3410,01 2315,37 1637,27 1047,99 571,26 468,32 326,39
долга,млн.тнг
Объем гаран-
тий (млн. 200 50 0 0 0 0 0 0 0
US$)
----------------------------------------------------------------------------
----
(продолжение таблицы)
_________
2008 !
--------!
75,19 !
246,52 !
0 !
--------!
(Специалист: Кушенова Д.)