Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о.Председателя Конституционного Совета Шопина В.Д., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А., с участием представителя субъекта обращения депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Макалкина В.И., приглашенных - секретаря Союза судей Республики Казахстан Рекина А.А. и заместителя председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан Сапарова Е.А., рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 2
статьи 23
Конституции Республики Казахстан.
Изучив представленные материалы, заслушав докладчиков Бусурманова Ж.Д. и Есенжанова А., выступления представителя субъекта обращения и других участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 15 июня 2000 года поступило обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 2
статьи 23
Конституции Республики Казахстан в части "...судьи не должны состоять в ...профессиональных союзах...".
Поводом для обращения послужила деятельность Союза судей Республики Казахстан как общественного объединения. По мнению субъекта обращения этот Союз является профессиональным союзом, образованным на основе принадлежности к одной профессии с целью защиты прав и профессиональных интересов объединившихся в него судей Казахстана. Как отмечено в обращении, это противоречит пункту 2
статьи 23
Конституции Республики Казахстан устанавливающему, что судьи не должны состоять в профессиональных союзах.
Проанализировав нормы Конституции Республики и действующего законодательства, Конституционный Совет исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конституции Республики граждане Казахстана имеют право на свободу объединений. Данное конституционное право граждан реализуется через создание общественных объединений в форме политических партий, профессиональных союзов и иных объединений некоммерческого характера, созданных на добровольной основе для достижения ими общих целей. Их деятельность регулируется Законами Республики "
Об общественных
объединениях", "
О профессиональных
союзах", "
О политических
партиях".
Согласно норме пункта 2
статьи 23
Конституции Республики Казахстан военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи, не должны состоять в партиях и профессиональных союзах, выступать в поддержку каких-либо политических партий. Их особый правовой статус в системе органов государства, специфичность функций и рода деятельности обуславливают необходимость данного конституционного ограничения.
Согласно
статье 75
Конституции правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судья является носителем судебной власти в Республике, для чего наделен конституционными правомочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. В соответствии с нормами пунктов 1 и 2
статьи 77
Конституции Республики судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Вместе с тем, судьи, как и любые граждане государства, в соответствии с пунктом 1
статьи 23
Конституции имеют право на свободу объединений в целях реализации и защиты своих корпоративных интересов, при условии не использования этих объединений для влияния на отправление правосудия, а также не преследования политических целей. Такие объединения действуют в виде судейских ассоциаций, гильдий, советов во многих странах.
Профессиональные союзы в отличие от других общественных объединений, в том числе от Союза судей, создаются по производственно-отраслевому принципу, что определяет характер взаимоотношений, складывающихся между профессиональными союзами, исполнительной властью и работодателями. Эта особенность взаимоотношений предполагает наделение профессиональных союзов средствами воздействия на власть и работодателя, позволяющих ему влиять на их социально-экономическую деятельность. Союз судей, как общественное объединение, не связан подобными принципами взаимоотношений. Более того, он не вправе вмешиваться в судопроизводство, тогда как профсоюзы согласно статье 1
Закона
"О профессиональных союзах" создаются для представления и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда, что предполагает активное и непосредственное их воздействие на производственную деятельность. Кроме того, профсоюзы участвуют в заключении коллективных договоров, а также в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, что не характерно для такого общественного объединения как Союз судей.
На основании изложенного, установленный пунктом 2
статьи 23
Конституции запрет судьям состоять в партиях, профессиональных союзах не означает ограничения их права на создание иных объединений и членство в других общественных объединениях. Союз судей, как и любое другое общественное объединение, имеет право представлять и защищать интересы своих членов в установленном законодательством порядке.
Руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьей 37 и статьей 41
Указа
Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан в порядке официального толкования пункта 2
статьи 23
Конституции Республики Казахстан постановляет:
1. Пункт 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан в части запрета судьям состоять в партиях, профессиональных союзах следует понимать так, что это положение не означает ограничение права судей состоять в иных общественных объединениях и создавать такие объединения для реализации и защиты общих интересов судейского сообщества, в рамках
Конституции
и законодательства Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3
статьи 74
Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным и окончательным на всей территории Республики с учетом случая, предусмотренного пунктом 4
статьи 73
Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Конституционного Совета
Республики Казахстан
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Склярова И.В.)