Послание Конституционного Совета Республики Казахстан "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" (оглашено на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 20 июня 2019 года)

Новый

Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 июня 2019 года

      В соответствии с подпунктом 6) статьи 53 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет Республики Казахстан направляет Парламенту Республики Казахстан Послание "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан". 

      I.

      Прошедший с момента оглашения предыдущего Послания период был ознаменован знаковыми для казахстанской государственности и конституционной идентичности историческими событиями.

      В Казахстане имел место плавный процесс передачи верховной власти.

      Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев 19 марта 2019 года добровольно заявил об отставке и сложил с себя полномочия действующего Главы государства.

      Согласно пункту 1 статьи 48 Конституции полномочия Президента Республики Казахстан перешли к Председателю Сената Парламента страны. 20 марта 2019 года принес присягу народу и вступил в должность Президента Республики Казахстан К. Токаев.

      20 марта 2019 года по инициативе Правительства при положительном заключении Конституционного Совета Парламентом Республики на совместном заседании Палат были внесены изменения в статью 2 Конституции Республики. Столица Казахстана получила новое имя Нур-Султан.

      На основании Указа Президента Республики от 9 апреля текущего года назначены и 9 июня проведены внеочередные выборы Президента Республики Казахстан.

      Переход полномочий Главы государства, внесение изменений в Конституцию и внеочередные выборы Президента Республики состоялись в строгом соответствии с требованиями Конституции и Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".

      Тем самым была вновь подтверждена преемственность и приверженность общества и государства заявленному Елбасы еще на заре независимости и постоянно обеспечиваемому курсу верного следования букве и духу Основного Закона. Передача власти прошла в спокойной, неконфликтной ситуации, что является мощным фактором обеспечения внутренней стабильности и укрепления международного авторитета Казахстана.

      Конституционный Совет считает первостепенной задачей всех органов государства, институтов гражданского общества и граждан и в дальнейшем на новом этапе эволюции государственности обеспечение функционирования ветвей власти в условиях общественного согласия и политической стабильности, уважения других основополагающих принципов и ценностей Республики Казахстан, положений и норм Конституции страны.

      За прошедший период в стране продолжена работа по последовательному утверждению конституционализма, повышению эффективности действия положений и норм Конституции в области государственного строительства, гарантированию прав и свобод человека и гражданина.

      В Казахстане продолжается исполнение действующих документов системы государственного планирования: Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики от 15 февраля 2018 года), посланий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции" (от 10 января 2018 года) и "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" (от 5 октября 2018 года), а также положений обращения к народу "Пять социальных инициатив Президента" (от 5 марта 2018 года).

      Реализация программы "Рухани жаңғыру" дополнена приоритетами, определенными в новой статье Елбасы "Семь граней Великой степи".

      Получил мощное развитие курс на социально справедливое государство. Разработаны и реализуются новые масштабные меры по поддержке малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения, по повышению благосостояния и улучшению качества жизни всех казахстанцев.

      В числе особо значимых шагов по укреплению государственного суверенитета Казахстана подписание Президентом Республики Конвенции о правовом статусе Каспийского моря – международного договора между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией, Туркменистаном; учреждение Туркестанской области и принятие Концепции генерального плана по развитию города Туркестана как культурно-духовного центра тюркского мира.

      Высокий международный авторитет Казахстана был подтвержден во время выполнения миссии непостоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и председательствования в нем; на прошедших в его столице международных встречах по Сирии; VI съезде лидеров мировых и традиционных религий и других крупных форумах.

      Следующий 2020 год ознаменован 25-летием действующей Конституции Республики Казахстан, принятой народом Казахстана на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Государственные органы и общественные объединения должны подготовиться к этому историческому событию, проанализировать достигнутые благодаря Основному Закону успехи, а также вызовы и риски, требующие повышенного внимания государства, общества и каждого казахстанца-патриота.

      Конституционный Совет считает принципиально важным всемерную преемственность стратегического курса Елбасы по дальнейшему утверждению конституционализма; обеспечению верховенства права в качестве казахстанской общенациональной ценности; гарантированию народовластия, прав и свобод человека; повышению уровня защищенности личности и должного функционирования государственного аппарата.

      II.

      За истекший период Конституционный Совет согласно Конституции давал официальное толкование нормам Основного Закона и осуществлял иную деятельность согласно миссии по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции.

      В нормативном постановлении от 25 апреля 2019 года № 4 Конституционный Совет представил официальное толкование пункта 2 статьи 41 Конституции Республики. Данную норму в части слов "Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики…, проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет… " следует понимать таким образом, что кандидатом в Президенты Республики может быть зарегистрирован гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Казахстан последние пятнадцать лет. В установленный пятнадцатилетний срок могут быть включены и периоды проживания за пределами Республики персонала дипломатической службы Республики Казахстан и приравненных к ним лиц, назначенных (избранных) на должности при международных организациях, членами которых является Казахстан.

      20 марта 2019 года Конституционным Советом впервые было принято Заключение "О проверке проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан" на соответствие Конституции Республики Казахстан". Данное полномочие было предоставлено Конституционному Совету Законом Республики Казахстан от 10 марта 2017 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". По обращению Президента Республики Казахстан (подпункт 10-1) статьи 44 Конституции) инициированный Правительством (пункт 1 статьи 91 Конституции) проект закона был признан соответствующим Конституции Республики Казахстан (пункт 3 статьи 91 Конституции).

      В нормативном постановлении от 15 февраля 2019 года № 1 Конституционный Совет разъяснил, что перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан, установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики, не является исчерпывающим. Из конституционного статуса Президента Республики Казахстан вытекает его право на прекращение полномочий согласно собственному волеизъявлению, которое является самостоятельным основанием досрочного прекращения полномочий Главы государства.

      Нормативным постановлением Конституционного Совета (далее - нормативное постановление КС) от 28 июня 2018 года № 4 были признаны соответствующими Конституции законы "О Совете Безопасности Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности Совета Безопасности Республики Казахстан".

      В порядке статьи 78 Основного Закона Конституционный Совет рассмотрел вопрос о конституционности применения привода в исполнительном производстве и указал на существенные недостатки законодательства (нормативное постановление КС от 3 июля 2018 года № 5).

      Председателем и членами Конституционного Совета проводилась работа по разъяснению и пропаганде положений Конституции и решений Конституционного Совета на научных конференциях и в публикациях в средствах массовой информации.

      Совместно с Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и Казахским Национальным университетом имени аль-Фараби опубликована коллективная монография "РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН: хроника утверждения конституционализма". Книга и подготовленное на ее основе интерактивное учебное пособие будут широко использованы в работе с преподавателями, студентами и магистрантами по гуманитарным специальностям.

      Надлежащее исполнение итоговых решений Конституционного Совета является важным условием обеспечения конституционных прав и свобод человека и укрепления режима конституционной законности в стране.

      За истекший период в Казахстане принят ряд законодательных и иных актов, направленных на исполнение нормативных постановлений Конституционного Совета, а также рекомендаций и предложений, содержащихся в его ежегодных посланиях о состоянии конституционной законности в Республике (далее – послание КС).

      Так, в Законе Республики Казахстан от 21 января 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства" раскрыто содержание таких понятий как "государственные нужды", "исключительные случаи", "условия равноценного возмещения" (нормативное постановление КС от 20 декабря 2000 года № 21/2 и послание КС от 12 июня 2013 года). Теперь при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд его возмещение осуществляется по рыночной стоимости, а не по кадастровой или договорной, как это было раньше.

      Во исполнение нормативного постановления КС от 3 июля 2018 года № 5 Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" (далее - Закон "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей") дополнен новой статьей 35-1, в которой подробно урегулирован порядок применения привода в исполнительном производстве, а также разграничены полномочия государственных органов в процессе его применения.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции в целях укрепления гарантий неприкосновенности достоинства человека, недопущения нарушений прав и свобод личности Конституционный Совет в прошлом году рекомендовал усилить в соответствии с международными стандартами механизмы защиты граждан от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания.

      Законом Республики Казахстан от 12 июля 2018 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов" в статьи 65 и 68 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - Уголовный кодекс) внесены изменения, согласно которым лица, совершившие пытки, не освобождаются от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением.

      Соответствующими государственными органами проводится работа по имплементации в национальное законодательство международных инструментов противодействия указанным общественно-опасным деяниям.

      В послании от 19 июня 2014 года Конституционный Совет рекомендовал уточнить предмет правового регулирования Закона "Об административных процедурах", а также пересмотреть действующее определение понятия государственного органа, которое размывает публично-правовую природу его правового статуса.

      В этих целях разработаны проекты Административного процедурно-процессуального кодекса и сопутствующего закона.

      Нормативным постановлением КС от 14 декабря 2016 года № 1 Правительству Республики было рекомендовано рассмотреть вопрос об инициировании поправок в законодательные акты, регулирующие общественные отношения в сфере миграции населения.

      По информации Правительства, в настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработаны изменения и дополнения в действующее миграционное законодательство, которые планируется реализовать в рамках проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов".

      В послании от 5 июня 2018 года Конституционный Совет внес ряд предложений по повышению уровня законотворческой работы, от которой в известной мере зависит состояние реализации конституционных ценностей.

      По информации Министерства юстиции, в рамках Плана мероприятий по реализации Реформы 4 "Правовое государство без коррупции" Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование нормотворческого процесса, систематизацию законодательства, улучшение правоприменения. Разработана концепция проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества", которая предусматривает модернизацию всех стадий правотворческой работы, начиная с планирования, завершая реализацией принятых актов.

      Министерством юстиции планируется внедрение современных технологий в нормотворческую деятельность государственных органов (робот по сбору информации из интернет-источников, Big Data, искусственный интеллект и другие).

      Продолжается работа по гармонизации положений Гражданского кодекса Республики, регулирующих вопросы дарения в отношении государственных служащих, с нормами Уголовного кодекса, регламентирующими условия освобождения от уголовной ответственности за коррупционные правонарушения, о чем Конституционный Совет сказал в прошлогоднем послании.

      В ряде своих решений (нормативное постановление КС от 27 февраля 2008 года № 2 и послание КС от 15 июня 2018 года) Конституционный Совет указывал, что закон, ограничивающий конституционные права и свободы человека и гражданина, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий. Кроме того, отмечалась необходимость продолжения работы по исключению в законодательных актах положений, противоречащих друг другу и создающих условия для нарушения прав и свобод граждан.

      Указанная рекомендация Конституционного Совета на постоянной основе обеспечивается в ходе законотворческой работы путем корректировки правовых норм, исключения разночтений в текстах законодательных актов на государственном и русском языках.

      Генеральной прокуратурой разработана Концепция проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства", которая одобрена 19 сентября 2018 года на заседании Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности. Концепцией предусматривается внесение поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленных на обеспечение юридической точности законов.

      Конституционный Совет неоднократно указывал, что в интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического союза важно обеспечить безусловное соблюдение верховенства Конституции Республики Казахстан, максимальную синхронизацию отечественного и наднационального правового регулирования.

      По информации Правительства, в реализацию новой редакции пункта 3 статьи 4 Основного Закона 16 ноября 2018 года на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности одобрена концепция проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан", в котором прорабатываются указанные вопросы. В настоящее время Министерство иностранных дел разрабатывает проект соответствующего закона.

      Государственными органами продолжается деятельность по исполнению правовых позиций и рекомендаций Конституционного Совета.

      III.

      Конституционный Совет считает, что для устойчивого развития Республики Казахстан и ускоренного решения стоящих перед ней задач необходимо продолжение формирования сильного правового государства.

      Конституционная законность может быть обеспечена, а ее принципы осуществлены только при условии неукоснительной реализации созидательного потенциала и требований Основного Закона в действующем праве и практике его реализации. На решение этой задачи направлены следующие предложения Конституционного Совета.

      1. Согласно Конституции, права и свободы человека могут быть ограничены только законами. Функции государственных органов, затрагивающие вопросы правосубъектности физических и юридических лиц, в том числе по использованию мер правоограничительного характера, должны устанавливаться в законах (пункт 1 статьи 39, нормативные постановления КС от 4 апреля 2002 года № 2, от 27 февраля 2008 года № 2, от 16 мая 2013 года № 2, послание КС от 27 июня 2005 года и другие).

      В последние годы во исполнение данных конституционных требований принят ряд законодательных актов.

      Тем не менее, в действующем законодательстве все еще имеются подзаконные нормативные правовые акты, которыми регулируются важнейшие общественные отношения, указанные в пункте 3 статьи 61 Основного Закона, включая и механизм применения некоторых мер государственного принуждения, что недопустимо.

      Так, привод как мера обеспечения применяется в разных видах производства. По мнению Конституционного Совета, в них, несмотря на различия в задачах и принципах ведения, данная мера имеет общую правовую природу и затрагивает существо ряда прав человека (на личную свободу, свободное передвижение и выбор местожительства и другие). Поэтому порядок ее применения во всех видах судопроизводства должен определяться законом.

      Это касается и правовых актов, содержащих права и обязанности граждан, способствующих установлению признаков составов правонарушений и влияющих на определение мер ответственности (Правила дорожного движения и другие), которые целесообразно подвергнуть тщательной ревизии на предмет соответствия указанным конституционным положениям.

      2. Дальнейшее утверждение Республики Казахстан в качестве правового государства определяет необходимость повышения уровня конституционализации законодательного массива.

      2.1. Конституционное положение "без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов" (пункт 2 статьи 16 Конституции) означает, что не позднее указанного времени в отношении задержанного должно быть принято решение суда о применении ареста и содержания под стражей, а также иных мер, предусмотренных законом, либо задержанный подлежит освобождению (нормативное постановление КС от 13 апреля 2012 года № 2).

      В законодательных актах, регулирующих отношения ограничения права на личную свободу в соответствующих видах производства, данная правовая позиция Совета реализована не до конца.

      Так, в Законе Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года "О профилактике правонарушений" в числе мер индивидуальной профилактики предусмотрено превентивное ограничение свободы передвижения (статья 29), которое применяется в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в его действиях признаков уголовных и административных правонарушений и невозможности установления его личности иными способами. Оно применяется органами внутренних дел с санкции суда и состоит из временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних дел на срок до тридцати суток.

      Вместе с тем, законодательно не установлены порядок (сроки) санкционирования судом данной меры, основания отказа в даче санкции, что не исключает возможность несоблюдения конституционного срока задержания и необоснованное его назначение.

      Все еще сохраняет свою актуальность необходимость дополнительного законодательного урегулирования сроков задержания при выдворении лица за пределы страны и в иных видах производства.

      2.2. Ряд решений Конституционного Совета касается вопросов правового режима собственности и гарантий ее неприкосновенности. В них отмечено, что отношения собственности должны регулироваться в строгом соответствии с Конституцией, на основе принципов правового государства, юридического равенства и справедливости с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. Законодатель должен обеспечить правовую определенность, стабильность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, поддерживая как можно более высокий уровень взаимного доверия между собственниками и создавая все необходимые условия для эффективной защиты права собственности (нормативное постановление КС от 11 июня 2014 года № 2 и другие). Данные правовые позиции должны найти надлежащее воплощение в отраслевом законодательстве.

      Согласно Закону Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" взыскатель имеет право, причем неограниченное количество раз, требовать от судебного исполнителя возврата исполнительного документа. Такое возвращение не является препятствием для повторного предъявления этого документа к исполнению. При этом каждый раз течение срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается вновь и истекшее до перерыва время не засчитывается в новый срок (статьи 12, 48). Подобное правовое регулирование может приводить к злоупотреблению кредиторами своими правами, затягиванию исполнительного производства, длительному ограничению прав собственника и нарушению конституционного баланса интересов взыскателя и должника.

      2.3. Необходимо повысить гарантии конституционных прав потерпевших в уголовном процессе.

      Согласно Уголовно-процессуальному кодексу производство по делам частного обвинения начинается не иначе как по жалобе потерпевшего (статья 32). Частное обвинение возбуждается лицом путем подачи в суд жалобы о привлечении лица к уголовной ответственности. При подаче жалобы в орган дознания, следователю или прокурору она подлежит направлению в суд (статья 408).

      Жалоба должна содержать, в числе других, сведения о лице, привлекаемом к уголовной ответственности. Если поданная жалоба не соответствует установленным требованиям, судья предлагает подавшему ее лицу привести ее в соответствие с требованиями и, в случае неисполнения указания, своим постановлением отказывает в принятии жалобы к производству и уведомляет об этом лицо, ее подавшее (статья 409).

      В нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 13 "О судебной практике по делам частного обвинения" разъяснено, что если жалоба по делу частного обвинения подана самим потерпевшим, то она вместе с материалами неотложных следственных действий в соответствии с частью пятой статьи 179 Уголовно-процессуального кодекса направляется в районный и приравненный к нему суд в соответствии с территориальной подсудностью дела, о чем уведомляется заявитель. В случае смерти потерпевшего до момента подачи им жалобы в суд по делам частного обвинения, дело не может возбуждаться на основании заявления его родственников, в связи с тем, что за ними не предусмотрена правопреемственность уголовного преследования (пункты 6 и 16).

      Анализ уголовно-процессуального законодательства показывает, что в нем отсутствуют нормы, обязывающие органы уголовного преследования способствовать потерпевшему по уголовным делам частного обвинения в выяснении обстоятельств уголовного правонарушения при отсутствии сведений о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, а также нормы, предусматривающие возможность возбуждения частного обвинения по заявлениям близких лиц в случае смерти потерпевшего лица.

      Конституционный Совет полагает, что установление порядка, при котором возбуждение уголовных дел частного обвинения и осуществление уголовного преследования по ним возложены на самих потерпевших, не освобождает государство в лице уполномоченных органов от выполнения своих конституционных обязанностей по обеспечению должной защиты прав и свобод граждан, в том числе судебной, а также режима законности и правопорядка в стране. Кроме того, конституционное положение о неприкосновенности достоинства личности обязывает государство устанавливать правовые гарантии защиты данного нематериального блага не только в период жизни человека, но и после его смерти.

      В этой связи, в целях надлежащей защиты конституционных прав и свобод потерпевших от преступлений целесообразно внесение соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс.

      2.4. Конституционный Совет по итогам рассмотрения представления Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" отметил, что в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни детей невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от его матери. В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту их законных интересов. При этом Правительству было рекомендовано рассмотреть вопрос об инициировании поправок в указанный Кодекс с целью более полного обеспечения прав и свобод матери и ребенка.

      В реализацию правовых позиций Совета Законом Республики Казахстан от 1 апреля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка" упомянутая норма Кодекса изложена в новой редакции и в ней определены сроки получения матерью от отца ребенка денежных средств на расходы по ее содержанию.

      Принятые меры в основном устранили терминологические неясности.

      В целях защиты институтов материнства и детства Конституционный Совет считает необходимым принятие дополнительных законодательных мер.

      В целом следует уделить серьезное внимание модернизации единой системы государственного покровительства института брака и семьи, материнства, отцовства и детства, создание которой вытекает из пункта 1 статьи 27 Конституции.

      2.5. Целесообразно повысить эффективность государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Предусмотренные в Законах Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и иных законодательных актах меры должны создавать условия для реализации равных возможностей в жизнедеятельности такой категории граждан и их полной интеграции в общество.

      2.6. Необходимо более широко использовать возможности судов по обращению в Конституционный Совет с представлениями о проверке конституционности введенных в действие правовых актов. Отсутствует четкий механизм оповещения судов о принятии Советом к производству обращений других судов.

      В последнее время динамику таких обращений нельзя назвать положительной. Такой ситуации способствуют не только низкий уровень активности судей, но и организационные проблемы.

      2.7. В целях реализации в законодательстве новой редакции пункта 3 статьи 4 Конституции и правовых позиций Конституционного Совета предлагаем внести в Закон Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан" поправки в части запрета на исполнение на территории Казахстана решений международных организаций, признанных не соответствующими Конституции, а также недопустимости утверждения либо принятия не подлежащих ратификации международных договоров, не согласующихся с Конституцией Республики Казахстан.

      3. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат. В них нередко констатируются дефекты правового регулирования и указываются на возможные способы их устранения.

      В этой связи укреплению режима конституционной законности способствуют и некоторые ранее внесенные рекомендации Совета, которые все еще не нашли своего решения, а именно:

      урегулирование вопросов обратной силы нового закона (исполнения ранее наложенных административных взысканий) при переводе административных правонарушений в разряд уголовных правонарушений;

      пересмотр общеправовых последствий судимости и прекращения уголовного преследования по так называемым нереабилитирующим основаниям;

      уточнение в уголовном законодательстве цели совершения актов членовредительства осужденными и раскрытие содержания понятия "учреждение, обеспечивающее изоляцию от общества", что позволит однозначно выделить признаки состава преступления и не допускать широкого толкования в правоприменительной практике.

      Конституционный Совет считает, что реализация изложенных в настоящем послании рекомендаций будет способствовать укреплению конституционализма при ведущей роли Основного Закона и усилению принципов верховенства права в стране.

      В условиях новых конституционных реалий необходимо и дальше поднимать авторитет Основного Закона, продолжать формирование государства конституционного патриотизма. Главными его принципами являются верховенство права и правопорядок, всеобщее законопослушание и безопасность, свобода и ответственность. Дальнейшее развитие в законодательстве и организационно-практической деятельности государственных органов конституционных ценностей будет способствовать устойчивому и последовательному укреплению Государственной Независимости Республики Казахстан.

      Председатель Конституционного Совета
Республики Казахстан
К.А. Мами

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.