О проведении в порядке эксперимента выборов акимов отдельных районов Республики Казахстан

Утративший силу

Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2004 года N 1485. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 829

       Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 18.06.2009 № 829 .

      В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Конституции Республики Казахстан и статьей 36 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения в порядке эксперимента выборов акимов районов Республики Казахстан.

      2. Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан:
      1) назначить, организовать и провести в порядке эксперимента в августе 2005 года выборы акимов районов в областях и городах Астаны и Алматы;
      2) совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы определить количество и перечень районов, где будут проведены предусмотренные настоящим Указом выборы.

      3. Правительству Республики Казахстан:
      1) обеспечить разработку и внесение в Парламент Республики Казахстан в первом квартале 2005 года законопроектов, предусматривающих завершение процесса разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений;
      2) совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы принять необходимые меры по организационному, материально-техническому и финансовому обеспечению указанных выборов.

      4. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНЫ         
Указом Президента     
Республики Казахстан   
от 6 декабря 2004 года N 1485

ПРАВИЛА
проведения в порядке эксперимента выборов
акимов районов Республики Казахстан

      Настоящие Правила определяют условия и процедуры проведения в порядке эксперимента выборов акимов отдельных районов Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения

      1. Выборы акимов проводятся в соответствующих административно-территориальных единицах на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Косвенное избирательное право состоит в избрании указанных акимов выборщиками - гражданами Республики Казахстан, являющимися депутатами маслихатов.
      2. Аким избирается сроком на четыре года.
      3. Выборы акимов назначаются Центральной избирательной комиссией. Выборы акимов вместо выбывших назначаются областными, городов Астаны и Алматы избирательными комиссиями не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий акима.
      4. Кандидаты в установленных настоящими Правилами пределах имеют равные права на участие в выборах.
      5. Голосование при проведении выборов акимов является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением выборщиков.

Глава 2. Избирательная система

      6. При проведении выборов акимов применяется следующая система подсчета голосов: избранным считается кандидат, набравший большее число голосов выборщиков, принявших участие в голосовании.
      7. Избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов акимов, являются соответствующие территориальные избирательные комиссии.
      8. Соответствующая территориальная избирательная комиссия:
      1) обеспечивает проведение выборов районных акимов;
      2) регистрирует выдвинутых кандидатов в акимы, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
      3) утверждает текст бюллетеня для голосования;
      4) готовит пункт для голосования, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования;
      5) устанавливает результаты выборов акима, регистрирует избранного акима, передает протокол о результатах выборов вышестоящему акиму для назначения избранного акима;
      6) проводит повторные выборы;
      7) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан" и настоящими Правилами.

Глава 3. Выдвижение и регистрация кандидатов в акимы

      9. Сообщение о дне выборов доводится соответствующей территориальной избирательной комиссией до сведения жителей соответствующей административно-территориальной единицы.
      10. Для избрания акимом гражданин должен обладать активным избирательным правом в соответствии со статьей 33 Конституции Республики Казахстан.
      11. Кандидатами в акимы могут быть граждане в возрасте не моложе 25 лет и проживающие на территории соответствующей области, города Астаны или Алматы, а также соответствующие требованиям, предъявляемым к ним как к государственным служащим .
      12. Выдвижение кандидатов в акимы на альтернативной основе (то есть не менее двух кандидатов на должность акима) осуществляется акимом области, города Астаны или Алматы.
      13. Выдвижение кандидатов в акимы производится путем подачи в соответствующую территориальную избирательную комиссию представления акима области, города Астаны или Алматы и заявлений кандидатов о намерении баллотироваться кандидатом в акимы на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
      14. Выдвижение кандидатов начинается за сорок пять дней и заканчивается за тридцать дней до дня выборов.
      15. В случае, если все выдвинутые кандидаты до их регистрации сняли свои кандидатуры, соответствующая территориальная избирательная комиссия продлевает срок выдвижения кандидатов.
      16. Соответствующая территориальная избирательная комиссия устанавливает соответствие кандидата предъявляемым к нему требованиям, о чем составляется соответствующий протокол.
      17. Регистрация кандидатов осуществляется при наличии следующих документов:
      1) представления акима области, города Астаны или Алматы о выдвижении соответствующих кандидатов на должность акима района;
      2) заявлений о согласии баллотироваться кандидатами в акимы;
      3) биографических данных о кандидате;
      4) удостоверения личности гражданина Республики Казахстан.
      18. О регистрации кандидатов соответствующая территориальная избирательная комиссия составляет протокол.
      19. Соответствующая территориальная избирательная комиссия:
      1) не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов сообщает о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы (занятия) и жительства каждого кандидата, в зависимости от усмотрения кандидата сведений о его принадлежности к общественному объединению и национальной принадлежности через местные средства массовой информации или иным способом;
      2) при регистрации выдает кандидатам соответствующее удостоверение;
      3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае:
      нарушения правил выдвижения кандидата;
      использования преимуществ должностного или служебного положения кандидатом;
      установления фактов проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации избирательной комиссией;
      установления фактов подкупа избирателей;
      несоблюдения иных требований, предусмотренных настоящими Правилами.
      20. Отказ в регистрации кандидата или отмена решения о его регистрации могут быть в трехдневный срок обжалованы кандидатом в вышестоящую территориальную избирательную комиссию или суд. При этом вышестоящая территориальная избирательная комиссия или суд выносит по жалобе решение в пятидневный срок со дня подачи жалобы.
      21. Регистрация кандидата начинается за сорок дней и заканчивается за двадцать пять дней до дня голосования.
      22. Кандидат в период до регистрации и после нее может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
      23. В этих случаях соответствующая территориальная избирательная комиссия не производит регистрацию кандидата либо отменяет решение о регистрации кандидата.
      24. В случае выбытия всех кандидатов после окончания срока регистрации вопрос о продлении срока выборов решается областной, города Астаны или Алматы избирательной комиссией.

Глава 4. Предвыборная агитация и финансирование выборов

     25. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации всех кандидатов в соответствующей административно-территориальной единице и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
      26. Предвыборная агитация осуществляется:
      1) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с выборщиками);
      2) путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов.
      27. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы государственным органам, а также их должностным лицам, членам избирательных комиссий.
      Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением выборщикам бесплатно товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денег, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов и флажков, специально изготовленных для избирательной кампании.
      28. Граждане, обладающие активным избирательным правом, вправе беспрепятственно агитировать за и против того или иного кандидата в соответствии с настоящими Правилами.
      29. С момента регистрации всех кандидатов по административно-территориальной единице в соответствующей территориальной избирательной комиссии и до окончания агитационной кампании кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы.
      30. Кандидаты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов в отношениях с государственными органами, организациями, общественными объединениями, избирательными комиссиями.
      31. Кандидаты определяют доверенных лиц по своему усмотрению и сообщают о них для регистрации в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
      32. Территориальная избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие удостоверения.
      33. Доверенное лицо не может быть членом какой бы то ни было избирательной комиссии.
      34. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им кандидатом.
      35. Доверенные лица утрачивают свой статус по завершении избирательной кампании или по личной инициативе, либо по решению кандидата.
      36. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
      37. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
      38. Проведение выборов акимов финансируется из средств республиканского бюджета.
      39. Предвыборная агитация кандидатов на выборах акимов может финансироваться из средств, образуемых в установленном настоящими Правилами порядке избирательных фондов.
      40. Избирательный фонд кандидата в акимы образуют:
      1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пятьдесят раз;
      2) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в сто раз.

Глава 5. Выборы акимов

      41. Голосование и определение итогов выборов акимов осуществляется в соответствии с избирательными процедурами, установленными Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан".
      42. Выборы акима проводятся на заседании выборщиков-депутатов маслихата.
      43. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов маслихата соответствующей административно-территориальной единицы.
      44. Председательствующим на заседании выборщиков является председатель соответствующей территориальной избирательной комиссии.
      Документом, удостоверяющим факт проведения заседания выборщиков, является протокол заседания.
      45. В помещении, где проводится заседание выборщиков, территориальной избирательной комиссией организуется пункт для голосования по выборам акима.
      Если в результате голосования несколько кандидатов набрали по сравнению с другими кандидатами одинаковое большее число голосов выборщиков, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится в тот же день.
      В случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он считается избранным, если за него проголосовало более пятидесяти процентов выборщиков, принявших участие в голосовании.
      46. Заседание закрывается после оглашения председателем территориальной избирательной комиссии результатов голосования по выборам акима.
      47. Территориальная избирательная комиссия по результатам голосования составляет протокол о результатах выборов. Об итогах выборов сообщается в местных средствах массовой информации.
      48. Если выборы были признаны недействительными, областная, города Астаны или Алматы избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов.
      49. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Избирательные мероприятия, осуществление которых предусмотрено при повторных выборах, проводятся в соответствии с Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан" и настоящими Правилами.
      50. О проведении повторных выборов сообщается в местных средствах массовой информации.
      51. Кандидаты, допустившие нарушение настоящих Правил в первоначальных выборах, в повторных выборах участвовать не вправе.

Глава 6. Регистрация акимов

      52. Районная (городская) избирательная комиссия в пятидневный срок со дня проведения выборов регистрирует избранного акима. Решение районной (городской) избирательной комиссии о регистрации избранного акима представляется вышестоящему акиму, который в течение суток назначает избранного акима.
      53. Районная (городская) избирательная комиссия после регистрации избранного акима публикует в местных средствах массовой информации сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы (занятия) и жительства акима, в зависимости от усмотрения акима сведений о его принадлежности к общественному объединению и национальной принадлежности.
      54. Соответствующая территориальная избирательная комиссия может признать выборы акимов недействительными в случае нарушения правил составления списков выборщиков, порядка голосования и подсчета голосов, определения результата выборов, других нарушений настоящих Правил, если эти действия не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления выборщиков.
      При этом данное решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано кандидатами в суд.

Глава 7. Прекращение полномочий и освобождение
от должности акимов

      55. Полномочия акима прекращаются досрочно в случаях:
      1) его выезда на постоянное место жительства за пределы соответствующей области, города Астаны или Алматы, акимом района в которой (котором) он является;
      2) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
      3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
      4) утраты им гражданства Республики Казахстан;
      5) его смерти;
      6) подачи им личного заявления об отставке.
      56. Прекращение полномочий акима по основаниям, указанным в подпунктах 1) - 5) пункта 55, происходит с момента наступления указанных в них случаев и оформляется решением соответствующего вышестоящего акима.
      Полномочия акима прекращаются по основанию, указанному в подпункте 6) пункта 55, решением соответствующего вышестоящего акима не позднее месяца после подачи заявления об отставке. В случае отказа в отставке аким должен продолжать исполнение служебных полномочий и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
      57. Аким может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случаях:
      1) нарушения им в своей деятельности Конституции , законов Республики Казахстан, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
      2) ненадлежащего исполнения им своих обязанностей;
      3) его длительной (свыше трех месяцев подряд или шести месяцев в течение календарного года) нетрудоспособности.
      58. По основаниям, указанным в пункте 57, аким освобождается от занимаемой должности решением вышестоящего акима при наличии предварительного заключения прокурора района (города) и при последующем получении согласия не менее двух третей от общего числа депутатов соответствующего районного (городского) маслихата.
      59. Контроль за исполнением настоящих Правил, обеспечение их единообразного применения осуществляются Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.
      Не урегулированные настоящими Правилами вопросы решаются актами  Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.