Подлежит опубликованию в Собрании актов Президента и Правительства Республики Казахстан |
В соответствии с подпунктом 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан |
Н.Назарбаев |
УТВЕРЖДЕНЫ | |
Указом Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 415 |
Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы
Астана, 2017 год
Введение
Благодаря динамичному улучшению экономической ситуации в стране, осознавая свою ответственность в международных и региональных отношениях, Республика Казахстан готова решать глобальные и региональные проблемы устойчивого развития, а также усилить свою роль на мировой арене. Будучи региональным экономическим лидером, Казахстан считает участие в международных усилиях по оказанию помощи глобальному развитию необходимым элементом своей внешней политики.
Целью настоящего документа является определение основных целей, принципов и направлений, которых следует придерживаться Республике Казахстан для укрепления своей позиции в качестве донора, повышения узнаваемости и эффективности оказываемой помощи развитию и выполнения своих международных обязательств. В соответствии со Стратегией "Казахстан 2050" это позволит укрепить доверие к Казахстану и продемонстрировать его приверженность решению глобальных и региональных проблем.
Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию (далее - ОПР) соответствуют целям и направлениям национальной внешней политики, экономической политики и политики в области безопасности, а также согласованным на международном уровне целям и принципам в области развития, сочетая в себе национальные интересы и международные обязательства.
Основные направления также отражают актуальность выводов форума высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи в Пусане (декабрь 2011 год) о важности участия новых доноров из числа динамично развивающихся стран с переходной экономикой в оказании помощи развитию.
Более активная и четко оформленная политика Казахстана в сфере содействия международному развитию отвечает его национальным интересам, поскольку такая политика будет способствовать стабилизации социально-экономической и политической ситуации в странах-партнерах, предотвращению незаконной миграции, борьбы с терроризмом и экстремизмом, формированию пояса добрососедства, укреплению международных позиций и позитивного имиджа Казахстана. Создание национальной системы ОПР фактически закладывает основу для совершенно новой области экономической деятельности в Республике Казахстан - области международного развития. Создание такой области деятельности позволяет инвентаризировать и систематизировать опыт в различных сферах деятельности, знания и конкурентные преимущества Республики Казахстан, а также дает стимул для развития тех сфер и того потенциала, которые в настоящее время еще недостаточно развиты или отсутствуют в стране.
Основываясь на своем предыдущем опыте как в области помощи развитию, так и гуманитарной помощи, Казахстан предпринял конкретные шаги по созданию институциональной, законодательной и стратегической основы национальной системы ОПР. Принятием Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" (далее - Закон) была заложена институциональная основа системы ОПР Республики Казахстан, которая состоит из Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее - МИД), оператора в сфере ОПР (Казахстанское агентство содействия международному развитию "KazAID") и отраслевых министерств. Данная система была создана на основе вышеуказанных принципов, а также консультаций с международными организациями и донорами (Программа развития ООН (далее - ПРООН), Агентство США по международному развитию (далее - ЮСАИД), Немецкое агентство по международному развитию, Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и другие) и опыта по созданию национальных систем ОПР в других странах.
Таким образом, Казахстан сделал важный практический шаг на пути к присоединению к усилиям традиционных и новых стран-доноров для содействия международному развитию на систематической основе. Такой шаг является тем более важным и ценным, учитывая тот факт, что он был сделан в период сокращения бюджетов традиционных доноров, в то время как количество вызовов международному и региональному развитию остается на высоком уровне.
1. Контекст глобального сотрудничества в целях развития Текущие вызовы глобального развития
За последнее время в мире произошли огромные изменения. В определенном смысле последние несколько десятилетий были наиболее успешным периодом в развитии человеческого потенциала. Тем не менее отрицательные аспекты экономического роста имеют серьезные последствия: рост экономического развития в некоторых регионах мира привел к увеличению потребления, что в совокупности с другими актуальными глобальными вызовами (рост численности населения, урбанизация, изменение климата, миграция, загрязнение окружающей среды и т.д.) угрожает устойчивости развития.
Более того, в результате глобального экономического и финансового кризиса многие страны сталкиваются с социальным неравенством и безработицей, что приводит к росту риска напряженности и конфликтов. Нестабильность характерна и для глобальной безопасности в связи с увеличением таких угроз, как организованная преступность, международный терроризм, незаконная миграция или стихийные бедствия.
Несмотря на определенный прогресс в достижении целей развития тысячелетия (далее - ЦРТ), которые больше чем когда-либо помогли обратить внимание мирового сообщества на нужды беднейших и способствовали глобальному политическому консенсусу для оказания им помощи, что, в свою очередь, помогло добиться значительных изменений в уровне оказываемой ОПР, результаты по всему миру оказались неравномерными. Промежуточные отчеты свидетельствуют о том, что значительное сокращение числа людей, живущих в условиях крайней бедности, объясняется главным образом экономическим ростом в Азии, в частности, Китае, в то время как в других частях мира, в основном Африке к югу от Сахары, был достигнут лишь незначительный прогресс.
Число людей, живущих в условиях крайней бедности, все еще очень велико - около 1,2 млрд. человек, в то время как основные потребности еще большего числа людей не находят удовлетворения. В таких областях, как охрана материнства, репродуктивное здоровье, доступ к основным санитарным услугам целей по развитию едва ли удастся достичь в ближайшее время. Две трети ресурсов, которые дает природа, в том числе плодородная земля, чистая вода и воздух, находятся в состоянии упадка, а изменение климата и утрата биоразнообразия близки к таким пределам, после которых их последствия окажут необратимое воздействие на людей и окружающую среду.
В этом контексте цели устойчивого развития (далее - ЦУР), которые направлены на достижение как невыполненных ЦРТ, так и новых ключевых потребностей в области развития, в частности, в таких сферах, как государственное управление, неравенство, урбанизация, индустриализация, предоставляют всеобъемлющие руководящие принципы для всех доноров и других действующих участников процесса развития.
Основные проблемы развития в Центральной Азии
Несмотря на достижение государствами Центральной Азии последовательного прогресса в течение последних 20 лет и сохранение стабильности в регионе, текущая ситуация в регионе характеризуется сочетанием социально-экономических проблем, маргинализацией в обществе, недостатками в сфере верховенства закона, религиозным экстремизмом, межэтнической напряженностью и ростом организованной преступности.
Региональной стабильности угрожают нерешенные пограничные споры, напряженность в отношении использования общих водных ресурсов и потребности в энергии, маргинализация вопросов прав человека, незаконная миграция, незаконный оборот наркотиков, терроризм и другие формы организованной преступности. Такие тенденции требуют согласованных усилий со стороны всех стран Центральной Азии для выработки эффективных мер реагирования и в этом отношении роль Казахстана в качестве регионального экономического лидера незаменима. Чем более стабильными, демократическими и процветающими будут страны, тем более устойчивыми они будут к внешним угрозам.
Еще одну проблему представляют последние события в Афганистане, которые влияют на стабильность в Центральной Азии в целом, поскольку существует потенциальная угроза террористических и экстремистских актов, связанных со снижением уровня контроля за территорией Афганистана после вывода Международных сил содействия безопасности. Нестабильность в Афганистане, особенно на севере страны, может привести к росту и без того высокого уровня незаконного оборота наркотиков и организованной преступности, увеличению числа беженцев и активизации деятельности радикальных или преступных группировок, направленной на дестабилизацию ситуации в соседних регионах для продвижения своих радикальных или преступных целей. Тем не менее Афганистан следует рассматривать не как угрозу, а как возможность для развития экономического сотрудничества в регионе.
Реакция международного сообщества на глобальные вызовы и повестка дня в области развития на период после 2015 года
Вышеуказанные вызовы требуют поиска эффективных решений в рамках глобальных партнерств стран-доноров, новых стран-доноров, стран-партнеров, гражданского общества, частного и научного секторов, международных институтов и других заинтересованных сторон. Как развитые, так и развивающиеся страны являются равными партнерами в этих общих усилиях.
Мировым сообществом принята повестка дня в области развития на период после 2015 года. Новые цели - ЦУР - отражают сегодняшнюю политическую ситуацию, вызовы в области охраны здоровья и окружающей среды и требуют выработки межсекторального и прозрачного подхода с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Эти цели направлены на устойчивое развитие и охватывают экономические, социальные и экологические аспекты устойчивости.
Новая система должна быть инклюзивной и применяться ко всем на основе партнерства между всеми странами, а также с гражданским обществом и частным сектором. Все страны должны вносить свой вклад в достижение глобальных целей и быть подотчетными перед своими гражданами и международным сообществом. Партнерство должно основываться на общечеловеческих ценностях, таких как права человека, эффективное государственное управление, верховенство закона, поддержка демократических институтов, инклюзивность, недискриминация и гендерное равенство.
Страны всего мира должны взаимодействовать друг с другом и вносить максимально возможный вклад в реализацию повестки дня в области развития после 2015 года, должны принять соответствующую политику, которая позволит им участвовать в достижении ЦУР в соответствии с их возможностями. Усилия должны быть в равной степени направлены на создание надлежащих стратегий и мобилизацию достаточных финансовых ресурсов для их реализации, поскольку такие стратегии и финансовые ресурсы взаимозависимы: политическая среда, ориентированная на результат, является неотъемлемым условием для того, чтобы финансирование имело реальный эффект; а финансирование, в свою очередь, должно активно содействовать стимулированию и мобилизации других средств достижения поставленных целей, например, созданию благоприятной политической среды, развитию человеческого и институционального потенциала, развитию торговли, инноваций, стимулированию частных инвестиций.
Казахстан принимал активное участие в процессе выработки ЦУР, достижении ЦРТ и одним из первых оповестил международную общественность о достижении целевых показателей по ряду ЦРТ, включая искоренение крайней бедности и голода, повышение доступа к начальному образованию и достижение гендерного равенства в сфере среднего образования. Республика Казахстан принимала активное участие в обсуждении нового комплекса целей и готова внести свой вклад в достижение целей пост-2015 всеми доступными средствами.
2. ОПР как составная часть внешней политики Республики Казахстан Законодательная и стратегическая базы
Законодательная база в сфере ОПР обеспечивается Законом и Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам официальной помощи развитию", которые заложили правовые основы для более комплексной системы ОПР. Необходимость в законодательном регулировании была обусловлена увеличением объемов международной помощи Республики Казахстан, а также важностью совершенствования системы и прояснения роли основных участников системы ОПР.
Стратегическую базу составляет Концепция Республики Казахстан в сфере ОПР (2013 года), в которой определены основные задачи, которые предстоит выполнить в два этапа с целью построения системы ОПР Республики Казахстан.
В более широком плане стратегическая база ОПР Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, Стратегии "Казахстан-2050" (Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года), Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014 - 2020 годы, Плане нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, Уставе Организации Объединенных Наций (далее - ООН), Декларации тысячелетия ООН и других международных документах в области содействия развитию, а также соответствующем международном опыте.
Цели ОПР Республики Казахстан
Помощь развитию является составной частью внешней политики Республики Казахстан. Стратегическая цель политики Казахстана в области ОПР заключается в искоренении бедности в развивающихся странах, содействии созданию рабочих мест и повышению производительности, а также обеспечении безопасности и процветания на основе эффективного партнерства для того, чтобы позволить странам-партнерам реализовать свои цели в области развития.
Республика Казахстан осознает, что сама по себе помощь недостаточна и ключевыми стимулами социально-экономического развития являются устойчивый экономический рост, интеграция развивающихся стран в международную торговлю, демократические формы государственного управления, социальное развитие и охрана окружающей среды.
Сотрудничество в области развития способствует развитию политических, экономических, торговых, экологических, культурных, научных и других отношений Республики Казахстан со странами-партнерами, а также укреплению глобальной безопасности, стабильности и предотвращению конфликтов, направлено на укрепление интеграции Республики Казахстан в систему региональных и международных отношений.
Республика Казахстан поддерживает развитие стран-партнеров, исходя из их национальных интересов, партнерских отношений с Республикой Казахстан и международной ситуации. Через помощь развитию Казахстан намерен развивать региональное сотрудничество, оказывать помощь для решения региональных проблем, включая решение экологических и других проблем в рамках международных договоров, а также иных своих обязательств в сфере ОПР.
Принципы ОПР Республики Казахстан
Политика Республики Казахстан в сфере ОПР основывается на международных нормах и принципах сотрудничества в области развития, установленных Парижской декларацией по повышению эффективности внешней помощи (2005 год), Аккрской программой действий (2008 год) и Пусанским итоговым документом (2011 год). Одновременно она соответствует национальным интересам и законодательству Республики Казахстан, а также уважает суверенитет, национальные интересы и законы стран-партнеров.
Республика Казахстан будет способствовать положительному развитию в странах-партнерах посредством поддержки следующих универсальных принципов, а также стремиться обеспечивать их учет в различных проектах развития на всех этапах проектного цикла.
1. Уважение основных прав человека, экономических, социальных и трудовых прав бенефициаров проекта, включая гендерное равенство.
Вся деятельность Казахстана в рамках помощи развитию будет способствовать реализации прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и другими международными инструментами по правам человека. Помощь будет направлена на обеспечение гендерного равенства благодаря конкретным проектам, нацеленным на расширение прав и возможностей женщин.
2. Эффективное государственное управление.
Республика Казахстан будет поддерживать развитие эффективного государственного управления посредством реализации конкретных проектов, нацеленных на улучшение государственного управления на центральном и местном уровнях, с вовлечением местного населения в процессы принятия решений относительно форм проектов ОПР Республики Казахстан, а также путем обеспечения прозрачности на всех этапах проектного цикла.
3. Охрана окружающей среды и климата.
Поскольку окружающая среда является фундаментальной основой устойчивого развития, Республика Казахстан будет уделять особое внимание окружающей среде путем включения экологических аспектов во все этапы оказываемой помощи развитию. Мероприятия будут включать оценку воздействия проектов ОПР Республики Казахстан на окружающую среду и изменение климата, оценку устойчивости результатов проектов и оценку чувствительности проектов к последствиям изменения климата в тех случаях, когда проведение таких оценок является целесообразным.
4. Чувствительная к конфликтам помощь развитию.
Все мероприятия Республики Казахстан, проводимые в рамках помощи развитию, будут направлены на удовлетворение интересов всех соответствующих социальных групп страны-партнера во избежание возникновения конфликтов, вызываемых оказываемой помощью.
Ключевые принципы ОПР Республики Казахстан включают эффективность помощи, взаимную подотчетность и прозрачность использования ресурсов. Казахстан будет адаптировать свою помощь развитию к потребностям и целям стран-партнеров, определенным в их национальных стратегиях развития, и направлять свои усилия на достижение измеримых результатов ОПР.
Прозрачность и подотчетность принятия решений по оказанию и использованию ОПР будут соответствовать международным стандартам. В связи с этим Казахстан будет информировать общественность и публиковать подробные годовые отчеты по государственным расходам на цели международного развития. Аналогичные подотчетность и прозрачность ожидаются и от стран-партнеров.
Казахстан стремится к усилению согласованности политики в области развития. В связи с этим географические и секторальные приоритеты были выбраны в соответствии с целями внешней политики и другими политическими целями Казахстана (региональная политика, национальная политика, политика в области безопасности, внешняя экономика, защита климата, наука, культура).
Сравнительные преимущества Казахстана в области ОПР
После обретения в 1991 году независимости Казахстан достиг внушительного прогресса. Различные реформы привели к формированию эффективной налогово-бюджетной системы, укреплению государственного управления и делового климата и улучшению социальных услуг и инфраструктуры для поддержания роста. Согласно официальным статистическим данным Казахстан имеет намного лучшие показатели по сравнению с рядом стран ОЭСР как по общему уровню занятости, так и разнице в возможностях для трудоустройства для мужчин и женщин.
В соответствии со Стратегией "Казахстан-2050" Республика Казахстан намерена войти в число 30-ти наиболее развитых стран мира. Обозначенные Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в мае 2015 года 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ (формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, формирование подотчетного государства) являются ответом на глобальные и внутренние вызовы и одновременно планом нации по вхождению в тридцатку развитых государств в современных условиях. План закладывает основу для коренных преобразований, направленных на укрепление государственности, достижение экономического прогресса, повышение эффективности деятельности государственного аппарата и защиту прав и интересов граждан Казахстана.
Ноу-хау и практический опыт, динамично накапливаемый в ходе такой экономической и социальной трансформации в политически, экономически и финансово стабильную страну, являются активом, которым Казахстан может поделиться с менее развитыми странами, особенно с соседними странами в центральноазиатском регионе. Это позволит Казахстану эффективно поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие стран-партнеров и предложить им решения для повышения качества жизни.
Наибольшие сравнительные преимущества Казахстан имеет в области технических и организационных знаний и опыта, накопленных его экспертами. Повышение человеческого и институционального потенциала, оказание основных услуг и применение передовых технологий являются одними из наиболее важных условий для развития. Именно поэтому особый акцент в политике Казахстана в области помощи развитию делается на обучении, передаче знаний и обмене опытом. Национальные семинары, а также образовательные и учебные заведения могут играть ключевую роль в наращивании такого потенциала стран-партнеров.
В частности, Казахстан может предложить свои ноу-хау в сферах экономического и социального развития (включая области образования и здравоохранения), сельского хозяйства, управления водными ресурсами, охраны окружающей среды и реформирования государственного управления.
В области экономического развития Казахстан имеет опыт по созданию стабильного делового климата. В стране сформированы знания о том, как поддерживать развитие отечественного рынка и отечественного производственного потенциала и как строить инфраструктуру для поддержания институтов рыночной экономики и развития торговли. Страна продемонстрировала свою вовлеченность и поддержала применение современных технологий, что привело к улучшению бизнес-среды. Инновационный подход Правительства в отношении частного сектора и активизация усилий в области реформ в создании благоприятного бизнес-климата способствовали росту позиции Казахстана в рейтинге бизнес-среды с 74 места в 2010 году до 41 места в 2015 году, таким образом, государство оказалось среди ведущих реформаторов в сфере создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Сельское хозяйство является важной отраслью экономики Казахстана, который входит в число ведущих производителей пшеницы. Страна может поделиться своим опытом по применению соответствующих сельскохозяйственных технологий и практик ведения устойчивого сельского хозяйства и выращивания подходящих сельскохозяйственных культур. Казахстан также обладает знаниями о том, как развивать предпринимательство в сельском хозяйстве и таким образом обеспечивать процветание для фермеров, создавать новые рабочие места, обеспечивать более высокий уровень доходов и более высокое качество жизни на селе.
Еще одной областью, где Казахстан добился большего успеха по сравнению с другими странами, является социальное развитие. Качественные улучшения наблюдаются на всех уровнях образования, в том числе начальном и профессионально-техническом образовании. В 2010 и 2011 годах Казахстан занимал первую позицию по Индексу развития образования для всех организаций ООН по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО) благодаря обеспечению всеобщего начального образования (99 %), грамотности взрослых (99,6 %) и гендерного равенства (99,3 %). Стратегический план развития Республики Казахстан до 2050 года включает в себя адаптацию системы образования к новой социально-экономической среде. За последние годы Правительством Республики Казахстан были проведены важные реформы в секторе здравоохранения, в результате чего повсеместно по стране были достигнуты значительные улучшения по многим показателям.
Охрана окружающей среды является областью, имеющей первостепенную важность для Казахстана, поскольку загрязнение окружающей среды имело негативное воздействие на состояние здоровья населения страны. Казахстан имеет опыт по решению важных проблем, связанных с износом инфраструктуры водоснабжения и санитарии, потреблением воды, повторным использованием и переработкой, загрязнением воды и обезвоживанием, а также устойчивым управлением природными ресурсами. Для решения этих комплексных вызовов Правительством были приняты Концепция перехода Казахстана к зеленой экономике и соответствующее национальное законодательство, тесно увязанное с ключевыми целями Стратегии "Казахстан-2050". Казахстан может поделиться со странами-партнерами практическими знаниями в области охраны окружающей среды и управления водными ресурсами.
Сектор государственных финансов является потенциальным источником опыта, который может быть передан другим странам. Казахстан успешно провел реформы в секторе государственных финансов, укрепил фискальный сектор и готов предложить свои знания по обеспечению эффективного, продуктивного и прозрачного управления государственными ресурсами странам-партнерам.
3. Форматы сотрудничества Республики Казахстан в сфере ОПР Двусторонняя помощь развитию
Двусторонняя форма помощи развитию играет важную роль в качестве инструмента внешней политики и в то же время способа повышения потенциала ОПР Республики Казахстан и ее деятельности на международном уровне, помогает Республике Казахстан развивать стратегическое сотрудничество со странами-партнерами и укреплять свои позиции в регионе. Двусторонняя помощь, оказываемая субъектами Казахстана, играет важную роль в обеспечении поддержки ОПР Республики Казахстан внутри страны, поскольку ее результаты являются более очевидными для общественности Казахстана.
Многостороннее сотрудничество в области развития
Республика Казахстан сотрудничает с рядом международных организаций, которые стремятся сократить бедность в мировом масштабе. Страна присоединяется к совместным мероприятиям, организуемым ООН, международными финансовыми институтами и другими межправительственными организациями. Способы участия Республики Казахстан в работе международных организаций разнообразны: путем непосредственного участия казахстанских экспертов в конкретных проектах развития, реализуемых различными организациями, или внесения взносов на конкретные виды деятельности, проводимые организациями в развивающемся мире, с внесением взносов в бюджеты таких организаций. Помимо обязательных взносов, обусловленных членством страны в определенной организации, Республика Казахстан предоставляет ряду организаций добровольное финансирование.
Целью Республики Казахстан является активное участие в процессах принятия решений многосторонних организаций и институтов, членом которых является Казахстан, чтобы их деятельность максимально отражала ценности, приоритеты внешней политики и сотрудничества в области развития Республики Казахстан. В то же время важно найти взаимосвязь и синергию между деятельностью многосторонних организаций в области развития и двусторонней помощью, оказываемой Республикой Казахстан.
Международное сотрудничество через международные организации дает Республике Казахстан возможность использовать хорошо зарекомендовавшие себя институциональные механизмы оказания помощи развитию, а также процессы координации и гармонизации, системы финансового контроля, технический потенциал и знания этих организаций.
Финансирование на цели развития, распределяемое через многосторонние каналы, состоит в основном из обязательных и добровольных взносов в международные организации, финансовые институты и фонды (ООН, Всемирного Банка и т.д.). Решения касательно членства Казахстана в различных организациях и добровольных взносов на цели ОПР принимаются в соответствии с принципами, целями и основными географическими и секторальными приоритетами политики в сфере ОПР Республики Казахстан и особенностями сотрудничества Республики Казахстан с каждой отдельной организацией.
Сотрудничество с ООН и агентствами ООН
Членство в ООН является одной из фундаментальных основ внешней политики Республики Казахстан. Приоритеты Республики Казахстан в ООН основываются на всеобщих ценностях многосторонних отношений, равенства, прозрачности, уважения свобод и прав человека, мира и безопасности, укрепления социально-экономического и экологического развития. Казахстан является активным членом практически всех специализированных учреждений ООН, двух региональных комиссий (Евразийская экономическая комиссия и Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), периодически избирается членом ряда функциональных комиссий Экономического и социального совета ООН, а также членом исполнительных советов Детского фонда ООН (далее - ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, ООН-Женщины.
Казахстан готов продолжить активное сотрудничество с организациями и специализированными учреждениями ООН, в том числе с ПРООН, ЮНИСЕФ, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией, Программой ООН по окружающей среде, ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Фондом ООН в области народонаселения, Программой ООН по населенным пунктам, Всемирной продовольственной программой, Международной организацией труда и другими.
Сотрудничество с международными финансовыми институтами
Правительство Казахстана планирует расширять сотрудничество с различными международными финансовыми институтами в целях достижения максимальной эффективности стратегических приоритетов. Финансирование в области развития будет направлено на поддержку программ международных финансовых институтов, работающих в регионе, таких как, например, Международный Банк Реконструкции и Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций, Исламский Банк Развития, Европейский инвестиционный банк и т.д., с целью содействия дальнейшему развитию в Центральной Азии.
Сотрудничество с другими организациями, работающими в сфере оказания помощи развитию
Республика Казахстан рассматривает ОЭСР в качестве авторитетной структуры, предоставляющей общепризнанные рекомендации, основанные на анализе лучшего опыта передовых стран. В области развития ключевым подразделением Организации является Комитет содействия развитию (далее - КСР). Казахстан, имея официальный статус в КСР, готов максимально участвовать в его деятельности.
Тесное сотрудничество Правительства Казахстана с Международной организацией по миграции (далее - МОМ) и ее региональными программами способствует улучшению координации и согласованности по трансграничным вопросам, а также позволяет использовать конкурентные преимущества присутствия МОМ во многих странах.
Трехстороннее сотрудничество
Проекты, совместно финансируемые с другими донорами (как двусторонними, так и многосторонними) в третьих странах, являются эффективной формой сотрудничества в области развития. Софинансирование деятельности, направленной на развитие, позволяет субъектам Казахстана укреплять собственный потенциал и применять свои сравнительные преимущества на новых территориях и в новых сферах. Такой вид помощи оказывается посредством существующих или новых трастовых фондов Всемирного Банка, институтов ООН и других организаций или в сотрудничестве с другими двусторонними донорами. Трехсторонние проекты могут быть поддержаны в рамках грантовых схем казахстанского механизма ОПР.
Географические приоритеты
При определении географических приоритетов ОПР Республики Казахстан учитывались вызовы глобального развития, национальный потенциал и имеющиеся ресурсы. Кроме того, был применен комплекс критериев, основывающихся на предыдущем опыте, традиционных отношениях, а также приверженности стран-партнеров целям развития.
Ниже представлены критерии выбора географических приоритетов на предстоящий период. Порядок их представления не указывает на важность критериев, поскольку их вес сложно выразить в количественном измерении. Данные критерии являются взаимосвязанными и все они отражены в выборе приоритетных стран на предстоящий период:
1) двусторонние отношения и отношения в области развития Казахстана со страной-партнером;
2) уровень потребности страны-партнера в сотрудничестве в области развития (уровень социально-экономического развития);
3) готовность страны-партнера к принятию помощи;
4) разделение труда в деятельности по развитию с другими странами-донорами.
Исходя из вышеуказанных критериев выбора географических приоритетов и сравнительных преимуществ, Республикой Казахстан было принято решение о приоритетном оказании помощи развитию странам Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) и Афганистану.
При этом для достижения максимального синергетического эффекта в деятельности Республики Казахстан как части общемировых усилий в сфере развития казахстанская ОПР также может быть ориентирована на регион Кавказа, Африку, Латинскую Америку, малые островные развивающиеся государства, наименее развитые страны, страны, не имеющие выхода к морю, а также другие регионы.
Для перечисленных стран будет разрабатываться План мероприятий ОПР, как предусмотрено Законом и вытекающими из него подзаконными актами.
Секторальные приоритеты
Секторальные приоритеты учитывают традиционные отношения со странами-партнерами и основываются на тех областях, где Республика Казахстан имеет сравнительные преимущества, специальные знания, опыт и технологии.
Секторальные приоритеты также отражают общие приоритеты международного сообщества. Не менее важно и то, что они учитывают процесс разделения труда с другими донорами. В каждом секторе проекты должны быть максимально взаимосвязанными для обеспечения синергетического и мультипликационного эффекта. Определенные сектора больше подходят для оказания помощи в форме многостороннего взаимодействия, например, посредством финансового вклада и активной работы через международные организации.
Секторальные приоритеты ОПР Республики Казахстан обозначены Законом. Данные приоритеты основаны на международной повестке дня в области развития, сравнительных преимуществах Республики Казахстан и ожидаемых потребностях стран-партнеров.
Также Республика Казахстан намерена сотрудничать в области ОПР по следующим секторальным направлениям:
1. Социальное развитие.
Устойчивое социальное развитие населения является основой развития любого общества. Рост качества и повышение доступности образования, улучшение здоровья и доступность социальной помощи расширяют возможности людей для участия в повышении благосостояния своих сообществ и таким образом способствуют экономическому росту и социальному прогрессу.
2. Управление государственными ресурсами (совершенствование деятельности государственных институтов, ответственных за управление государственными ресурсами; управление государственными финансами; совершенствование фискальной политики; управление государственным долгом).
Республика Казахстан готова оказывать поддержку странам-партнерам по развитию их институционального потенциала, необходимого для эффективного, действенного, прозрачного и ориентированного на результаты управления государственными ресурсами.
3. Региональное развитие.
Региональное развитие способствует улучшению экономического, социального, культурного и экологического благосостояния сообществ, находящихся в экономически сложной ситуации. Поддержка устойчивого экономического развития позволяет повысить качество жизни и поэтому считается необходимым условием для регионального развития. Республика Казахстан будет принимать меры в отношении различных угроз, которые дестабилизируют центральноазиатский регион.
Деятельность ОПР Республики Казахстан по сферам и секторам будет основываться на принципе разделения труда доноров в каждой из приоритетных стран.
4. Механизмы ОПР Республики Казахстан
Проекты и программы
Проекты ОПР являются важной формой помощи развитию, оказываемой Казахстаном. Они обеспечивают передачу ноу-хау субъектами Казахстана и, таким образом, играют важную роль в укреплении поддержки ОПР Республики Казахстан со стороны общественности Казахстана.
Проекты реализуются в виде технической помощи посредством консультаций, передачи ноу-хау, семинаров и т.д. или инфраструктурных проектов, особенно в сфере экономического развития. В случае с инфраструктурными проектами результатами обычно являются строительство новых или реконструкция существующих объектов в приоритетных секторах. Обе формы помощи полностью соответствуют принципу партнерства и позволяют казахстанским экспертам применять свои знания и навыки в выбранных секторах.
Формы ОПР
В период на 2017 - 2020 годы ОПР Республики Казахстан будет осуществляться в формах, предусмотренных Законом.
Важной формой помощи развитию является предоставление государственных стипендий студентам из развивающихся стран для обучения в Казахстане. Государственные стипендии для студентов из развивающихся стран для обучения в государственных вузах Казахстана могут существенно содействовать благоприятному развитию этих стран.
Республика Казахстан в соответствии с решениями Комиссии по вопросам сотрудничества Республики Казахстан с международными организациями направляет добровольные взносы в международные организации, исполнительные органы универсальных международных договоров и прочие международные органы. Данные средства могут быть направлены на конкретные цели и проекты для обеспечения мультипликативного эффекта от двусторонних и многосторонних мероприятий в рамках сотрудничества с международными организациями.
5. Финансовые рамки ОПР Республики Казахстан
Финансирование ОПР Республики Казахстан будет осуществляться в соответствии с источниками, указанными в Законе. Республика Казахстан уведомлена об обязательствах стран-членов ООН по объему ОПР (0,7 % от ВНД).
6. Организация и управление ОПР Республики Казахстан Общая институциональная основа
Институциональная основа сотрудничества Казахстана в области развития установлена в Законе, где четко определены роли уполномоченного органа, оператора и других государственных органов.
1. МИД.
В соответствии с Законом уполномоченным органом в сфере ОПР является МИД. МИД наделяется политическими, стратегическими и программными обязанностями, в частности, готовит программные документы, годовые планы двустороннего сотрудничества в области развития и среднесрочные прогнозы, оценивает эффективность мер по развитию, утверждает проектные предложения и осуществляет управление Казахстанским агентством по международному развитию. МИД выполняет эти задачи в сотрудничестве с другими государственными органами.
Загранучреждения Республики Казахстан (далее - ЗУ РК) в странах-партнерах играют важную роль в определении и разработке соответствующих проектов, включая их реализацию и мониторинг; они являются важным контактным лицом для государственных и других учреждений стран-партнеров, а также всех субъектов, задействованных в реализации ОПР Республики Казахстан.
2. Другие государственные органы.
Исходя из своих сфер компетенций, другие центральные государственные органы, местные органы управления и государственные институты могут также участвовать в оказании помощи развитию, как предусмотрено Законом и вытекающими из него подзаконными актами. В целях обеспечения согласованности и эффективности действий необходимо также укрепить и институционализировать координацию с центральными государственными органами, например, путем создания межведомственного рабочего органа по оказанию ОПР.
3. Национальный оператор в сфере ОПР.
Национальный оператор в сфере ОПР отвечает за реализацию помощи развитию, в том числе, определение соответствующих проектов, их разработку, представление предложений в МИД, организацию процедур закупок (в форме государственного заказа и грантов), подписание договоров, мониторинг проектов, представление регулярной отчетности и информационное обеспечение, а также выполняет иные, не противоречащие законодательству, функции для эффективного решения задач в сфере ОПР Республики Казахстан.
Партнерство с негосударственными заинтересованными сторонами в сфере ОПР
Частные компании и предприниматели Казахстана являются важными партнерами системы ОПР Республики Казахстан. Сотрудничество, осуществляемое неправительственными организациями (далее - НПО) и научными кругами, будет играть важную роль в ОПР Республики Казахстан.
1. Частный сектор.
С учетом международных тенденций в частном секторе - влияния частных инвестиций на социально-экономическое развитие стран-партнеров, развитие предпринимательства и создание рабочих мест, а также принимая во внимание национальные экономические интересы, важно содействовать вовлечению частного сектора в помощь развитию.
Роль, которую может играть частный сектор в ОПР Республики Казахстан, является чрезвычайно важной. Создание достойных рабочих мест, участие в экономической деятельности, в особенности женщин и молодежи, и создание местной добавленной стоимости в целях развития налогооблагаемой базы являются ключевыми составляющими устойчивого роста в развивающихся странах. Для поддержания синергии и взаимодополняемости ОПР Республики Казахстан и частных инвестиций партнерство с частным сектором будет укрепляться.
2. Гражданское общество.
Сильные стороны НПО заключаются в прямых контактах между гражданским обществом стран и богатом опыте содействия улучшению благосостояния беднейших слоев населения. Содействуя вовлечению НПО в деятельность по развитию, ОПР Республики Казахстан будет стремиться к укреплению их потенциала и международного авторитета.
Система эффективного и ориентированного на результат управления ОПР
Система ОПР Республики Казахстан будет действовать на основе общепринятых стандартов эффективного и ориентированного на результат управления ОПР, которые будут базироваться на международной передовой практике и процедурах в сфере ОПР, как, к примеру, стандарты КСР.
1. Система управления проектами.
Для эффективного управления проектами ОПР будет использоваться система управления проектным циклом. В частности, будет разработана методология проектного цикла для двусторонних проектов развития. В методологии будут описаны шаги на всех этапах проектного цикла, в том числе программирование, определение, формулирование, реализация и оценка проектов. В документе будет определен каждый этап проектного цикла, установлены процедуры, которые должны будут выполнять отдельные участники, а также предусмотрены требования к документам, используемым проектами.
2. Мониторинг.
Важными элементами системы управления в области развития являются мониторинг и оценка. Мониторинг предполагает регулярный сбор данных о деятельности в области развития для обеспечения менеджеров проектов или программ и доноров информацией о достигнутых результатах и выделяемых ресурсах. Мониторинг проектов помощи развитию будет осуществляться МИД при содействии ЗУ РК, соответствующих государственных органов Республики Казахстан и Национального оператора в сфере ОПР.
3. Оценка.
Оценка обеспечивает систематическую и объективную оценку успешности мер в области развития с точки зрения их актуальности, эффективности, результативности, воздействия и устойчивости. Комплексная оценка обеспечивает обратную связь для разработки новых программ или проектов, а также принятия решений о выделении дополнительных средств в той или иной стране или секторе. Оценка способствует повышению качества и инновационности программ сотрудничества в области развития, вырабатывая рекомендации для улучшения будущих мероприятий в области развития.
Оценка будет проводиться на основе международных стандартизированных методов, адаптированных к специфике системы ОПР Республики Казахстан. Основная ответственность за проведение оценки в рамках институциональной структуры сотрудничества в области развития возлагается на МИД.
Прозрачность и подотчетность
В соответствии с Законом МИД представляет Правительству Республики Казахстан ежегодный отчет о ходе реализации ОПР. Казахстанское агентство по международному развитию и линейные министерства будут представлять отчеты в МИД по его запросу.
Прозрачность отчетности по ресурсам, расходуемым на помощь развитию, является одним из требований КСР ОЭСР, которое соблюдается как традиционными, так и новыми донорами. Одним из важных элементов в укреплении потенциала Казахстана в представлении отчетности по оказываемой помощи развитию будет являться информационная база данных, соответствующая стандартам ОЭСР по статистической отчетности.
ОПР Республики Казахстан является открытой для публичных обсуждений с участием других ведомств, НПО, бизнеса, научных кругов, а также других заинтересованных сторон.
Вся соответствующая информация о помощи развитию будет публиковаться на специальном веб-сайте, посвященном вопросам ОПР, который будет администрироваться Казахстанским агентством по международному развитию.
Кадровое обеспечение
Для эффективного использования объема средств, расходуемых Республикой Казахстан на помощь развитию, и выполнения широкого спектра задач, основывающихся на настоящем программном документе, необходимо соответствующее кадровое обеспечение. Это означает необходимость не только находить достаточное количество сотрудников, но и обеспечивать соответствующий уровень их квалификации, особенно в МИД, ЗУ РК в приоритетных странах и Национальном операторе в сфере ОПР.
ЗУ РК в странах-партнерах, которые выполняют важные задачи по определению и разработке соответствующих проектов, а также мониторингу их реализации, являются важными контактами для государственных и других заинтересованных сторон в странах-партнерах, а также субъектов Казахстана. Необходимо будет постоянно наращивать кадровый потенциал ЗУ РК в области ОПР, в том числе путем найма соответствующих местных кадров.
7. Информирование общественности
Общественная и политическая поддержка является важной предпосылкой для эффективной деятельности ОПР Республики Казахстан и достижения количественных и качественных изменений в этой сфере. Общественная поддержка также может оказывать положительное влияние на доступ к источникам финансирования и знаний. Поэтому повышение информированности общественности об ОПР является важной задачей, поскольку оно развивает чувство солидарности и способствует развитию устойчивых моделей потребления и производства внутри страны, а также в целом сокращению глобальных неравенств и усилению охраны окружающей среды.
МИД, как основной координатор помощи развитию, постоянно стремится к укреплению политической поддержки, сотрудничеству в области развития. Министерство активно стремится участвовать в обсуждениях по сотрудничеству в целях развития в Парламенте Республики Казахстан.
МИД и Национальный оператор в сфере ОПР будут осуществлять мероприятия по повышению информированности общественности; выпуск соответствующих документов и публикаций, использование веб-сайта, работу с журналистами и организацию конференций, семинаров, выставок и т.д. Кроме того, будет оказываться финансовая поддержка деятельности неправительственного и научного секторов.
Другим важным фактором является повышение осведомленности о роли Республики Казахстан в качестве донора в странах-партнерах. В этом плане особая роль отводится ЗУ РК в странах-партнерах.