О мерах по реализации Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов"

Обновленный

Указ Президента Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 366.

  Подлежит опубликованию
в Собрании актов Президента и
Правительства Республики
Казахстан

      В целях реализации Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов" и в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 17-1 Конституционного закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Образовать республиканское государственное учреждение "Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан" (далее – Комитет).

      2. Утвердить прилагаемые:

      1) Положение о Комитете;

      2) изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан.

      3. Генеральной прокуратуре Республики Казахстан совместно с Правительством Республики Казахстан и заинтересованными государственными органами в установленном законодательством порядке принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.

      4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 5 июня 2022 года № 908 "О межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов".

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

      Президент Республики Казахстан К. Токаев

  УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Казахстан
от 5 октября 2023 года
№ 366

ПОЛОЖЕНИЕ о Комитете по возврату активов
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Комитет) является уполномоченным органом по возврату незаконно приобретенных активов (далее – возврат активов) – ведомством Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, осуществляющим от имени и в интересах государства деятельность по возврату активов.

      2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан "О прокуратуре", международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке и других языках, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.

      4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами руководителя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

      7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      8. Местонахождение Комитета: город Астана, проспект Мангилик Ел, 14.

      9. Полное наименование государственного органа – республиканское государственное учреждение "Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.

      11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета, а также Специального государственного фонда в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

      12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов" (далее – Закон).

      Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в государственный бюджет.

Глава 2. Задачи, права и обязанности Комитета

      13. Задачи:

      1) выявление и возврат государству незаконно приобретенных активов в пределах задач, возложенных Законом;

      2) осуществление мер, направленных на возврат государству незаконно приобретенных, в том числе выведенных активов;

      3) развитие международно-правового сотрудничества по возврату активов;

      4) выявление и устранение причин и условий, способствовавших незаконной концентрации экономических ресурсов, незаконному выводу активов, и устранение их последствий;

      5) осуществление иных задач в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан.

      14. Права и обязанности:

      Права:

      1) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан, направлять запрос (требование), письменное поручение, информацию или рапорт об обнаружении уголовного правонарушения и (или) о проведении необходимых проверочных, оперативно-розыскных мероприятий, а также досудебных расследований в государственные, специальные государственные и правоохранительные органы;

      2) запрашивать и получать у государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц информацию и материалы в порядке, установленном законодательством о возврате активов;

      3) принимать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке нормативные правовые акты в пределах своей компетенции;

      4) разрабатывать предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере возврата активов и смежных сферах;

      5) вносить предложения по созданию комиссий и рабочих групп для осуществления деятельности по поиску (раскрытию), подтверждению происхождения, наложению предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер, принятию мер по обеспечению сохранности, управлению, реализации и возврату государству незаконно приобретенных и выведенных активов;

      6) привлекать ученых, экспертов, специалистов, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе зарубежные, для осуществления деятельности, направленной на возврат незаконно приобретенных активов государству;

      7) вносить акты прокуратуры, а также принимать акты, регулирующие вопросы организации и деятельность Комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, в соответствии с Конституционным законом "О прокуратуре", Законом и нормативными правовыми актами Генерального Прокурора Республики Казахстан;

      8) содействовать уполномоченным органам Республики Казахстан в проведении оперативно-розыскных и специальных мероприятий по поиску (раскрытию), подтверждению происхождения, наложению обеспечительных мер, управлению, реализации и возврату государству незаконно приобретенных, в том числе выведенных активов;

      9) в порядке, предусмотренном международными договорами и установленном законодательством Республики Казахстан, направлять физическим, юридическим лицам и иным организациям, а также государственным органам Республики Казахстан запросы о предоставлении информации, сведений и документов в отношении незаконно приобретенных и выведенных активов, а также в отношении физических лиц, организаций и бенефициарных собственников, причастных к незаконному выводу активов, других связанных правонарушений, операций с деньгами и (или) иным имуществом, а также содействия в исполнении таких запросов от компетентных органов иностранных государств;

      10) предъявлять в иностранные суды, международные арбитражные организации и иные компетентные органы иностранных государств иски об установлении правового статуса или права собственности на активы, подлежащие возврату государству, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      11) направлять в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и законодательством соответствующего иностранного государства в суды или компетентные органы иностранного государства запросы об аресте, принятии иных предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер и получении доказательств, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      12) направлять в соответствии с международными договорами и законодательством соответствующего иностранного государства в суды или компетентные органы иностранного государства запросы о правовой помощи в форме конфискации (как при наличии, так и в отсутствие решения суда Республики Казахстан о конфискации или обращении активов в доход государства), в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      13) направлять в соответствии с международными договорами и законодательством соответствующего иностранного государства в суды или компетентные органы иностранного государства заявления о признании и приведении в исполнение решения суда Республики Казахстан в отношении поиска (раскрытия), подтверждения законности происхождения, применения предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер, обеспечения сохранности, управления, реализации и возврата активов или иного судебного акта, вынесенного судом Республики Казахстан, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      14) изменять предмет или основание заявления, отказываться от заявления либо запрашивать изменение способа исполнения (конфискации) в той мере, в какой такие права имеются у заявителя в соответствии с международными договорами, законодательством Республики Казахстан либо законодательством соответствующего иностранного государства, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      15) заявлять соответствующему иностранному суду или компетентным органам иностранного государства о целях, в которых будет использовано конфискованное имущество, включая финансирование социальных и экономических проектов, направленных на повышение благосостояния народа Казахстана, либо возмещение ущерба потерпевшим от соответствующего противоправного деяния;

      16) осуществлять выбор при направлении запросов и заявлений в суды или компетентные органы иностранного государства между гражданско-правовой и уголовно-правовой конфискацией в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      17) направлять в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и законодательством соответствующего иностранного государства в суды или компетентные органы иностранного государства заявления о признании и приведении в исполнение решения (приговора) суда Республики Казахстан или иного судебного акта, вынесенного судом Республики Казахстан, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      18) получать и исполнять (либо передавать для исполнения другим компетентным органам или судам) запросы судов или компетентных органов иностранных государств о правовой помощи в части гражданско-правовой либо уголовно-правовой конфискации по основаниям, аналогичным основаниям, которые предусмотрены в законах Республики Казахстан, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      19) участвовать в судебных разбирательствах по рассмотрению запросов о правовой помощи в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      20) направлять компетентным органам иностранных государств запросы о предоставлении информации, сведений и документов в отношении незаконно приобретенных и выведенных активов, а также в отношении физических лиц, организаций и бенефициарных собственников, причастных к незаконному выводу активов, других связанных правонарушений, операций с деньгами и (или) иным имуществом в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      21) осуществлять процессуальные права, которые могут предоставляться в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства или международными договорами в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      22) принимать участие в работе по разработке и согласованию проектов международных договоров по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      23) участвовать в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам возврата активов и конфискации имущества в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      24) участвовать в установленном порядке в деятельности международных организаций, объединений и иных рабочих групп в сфере возврата активов, в том числе конфискации имущества, добытого преступным путем, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      25) принимать участие в работе по внесению предложений о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров в сфере возврата активов и о присоединении к ним, а также иных международных соглашений (меморандумов), не являющихся международными договорами, по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      26) вносить вопросы в повестку обсуждения Комиссии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о возврате активов;

      27) привлекать к участию в работе Комиссии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о возврате активов работников правоохранительных и специальных государственных органов, а также иных государственных органов;

      28) организовывать и проводить совещания, семинары, конференции, в том числе международные по вопросам, входящим в его компетенцию;

      29) инициирует от имени государства административные, уголовные и гражданские судопроизводства, а равно производства дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц по основаниям, предусмотренным Законом;

      30) инициировать оценку активов, в том числе экспертизу независимой оценки активов, подлежащих возврату, с привлечением третьих лиц;

      31) заключать соглашения о добровольном возврате активов, мировые соглашения в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан, процессуальные соглашения о признании вины и возврате активов согласно уголовному и уголовно- процессуальному законодательству Республики Казахстан и иные соглашения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан;

      32) совместно с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, утверждать форму и порядок представления декларации о раскрытии активов;

      33) инициировать аудит, ревизию, проверку законности источников приобретения (происхождения) актива, направленные на обеспечение возврата активов;

      34) по результатам анализа информации инициировать проведение проверок государственными органами;

      35) направлять дополнительные запросы лицам, включенным в реестр в соответствии с Законом;

      36) определять фактическое и юридическое местонахождение актива;

      37) устанавливать корпоративные, фактические и прочие схемы, связи между активами и лицами, владеющими или контролирующими активы, и прочую информацию, необходимую для проведения дальнейшей работы, нацеленной на возврат активов;

      38) проверять или перепроверять законность формирования (приобретения), происхождения, наращивания активов, проводить анализ и оценку сведений и доказательств;

      39) направлять в суды заявления о принятии предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер, исков об обращении в доход государства незаконно приобретенных активов по основаниям, предусмотренным Законом;

      40) представлять интересы государства по вопросам поиска и возврата активов в иностранных и международных судах, третейских судах (арбитражных органах), а также в иных компетентных органах иностранных государств и международных организациях в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      41) в установленном законодательством порядке истребовать у субъектов и (или) их аффилированных лиц, государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и иных организаций независимо от форм собственности дополнительную информацию, проводить проверку законности источников приобретения (происхождения) активов и иные мероприятия;

      42) с соблюдением установленного законодательством Республики Казахстан порядка истребовать и получать по вопросам проводимой проверки законности источников приобретения (происхождения) актива сведения и документы, материалы, дополнительные материалы, а также уголовные, гражданские, административные дела, дела об административных правонарушениях и исполнительные производства;

      43) подавать частные жалобы, ходатайства, апелляционные, кассационные жалобы, апелляционные ходатайства, ходатайства об оспаривании судебных актов в кассационном порядке на судебные акты, вынесенные по вопросам возврата активов, и пользоваться всеми правами истца или ответчика;

      44) в ходе процедуры добровольной передачи активов запрашивать необходимую информацию у субъектов Закона, их аффилированных лиц, а также иных лиц, не включенных в реестр;

      45) осуществлять иные права в соответствии с Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и настоящим Положением.

      Обязанности:

      1) обеспечивать полноту и достоверность реестра субъектов по возврату активов и осуществляет его ведение;

      2) своевременно передавать правоохранительным органам, специальным государственным органам и иным государственным органам информацию, сведения и документы, относящиеся к факту нарушения законодательства, а также принимать иные меры, требуемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Генерального Прокурора Республики Казахстан;

      3) обеспечивать сохранность получаемых сведений, составляющих государственные секреты и охраняемые законом тайны;

      4) при осуществлении мер по возврату активов обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан, законных интересов граждан, юридических лиц и государства;

      5) осуществлять в установленном законодательством порядке взаимодействие с государственными органами в сфере возврата государству незаконно приобретенных активов;

      6) участвовать в разработке и реализации совместно с иными государственными органами государственной политики и стратегии в сфере возврата государству незаконно приобретенных активов;

      7) анализировать состояние и тенденции развития правонарушений в сфере незаконного приобретения, владения и вывода активов за пределы Республики Казахстан, подготавливать информационно-аналитические материалы о ходе реализации стратегий и государственных программ в области возврата активов в порядке, предусмотренном Законом;

      8) осуществлять международно-правовое сотрудничество в уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой сферах в целях возврата активов, в сфере поиска (раскрытия), подтверждения происхождения, применения предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер и возврата государству незаконно приобретенных активов в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      9) обеспечивать мониторинг за состоянием выполнения в пределах компетенции обязательств по международным договорам в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      10) исполнять в пределах своей компетенции обязательства по международным договорам в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      11) анализировать и обобщать практику применения законодательства о возврате активов в порядке, предусмотренном Законом;

      12) организовывать совместно с иными государственными органами и координировать обучение и повышение квалификации специалистов для работы в сфере поиска и возврата государству незаконно приобретенных активов в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      13) осуществлять функции рабочего органа, обеспечивающего деятельность Комиссии по вопросам возврата незаконно приобретенных активов;

      14) обеспечивать межведомственное взаимодействие и координацию деятельности государственных, правоохранительных и специальных государственных органов по вопросам возврата активов;

      15) при внесении актов реагирования и надзора, а также получении ответов на них обеспечивать достоверность и полноту сведений, содержащихся в электронных информационных учетных документах, своевременность их ввода в информационные системы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее – КПСиСУ) в порядке, определяемом КПСиСУ;

      16) выполнять иные обязанности в соответствии с Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и настоящим Положением.

      15. Функции:

      1) осуществление от имени и в интересах государства деятельности по возврату активов;

      2) осуществление мониторинга и анализа информации для противодействия незаконному приобретению, выводу активов и их возврата, направленные на поиск, сбор, обработку, обобщение, оценку поступающей информации о незаконно выведенных активах субъектов и их аффилированных лиц, определенных Законом, в порядке, определяемом Генеральным Прокурором Республики Казахстан;

      3) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации деятельности государственных, правоохранительных и специальных государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора по вопросам возврата активов;

      4) осуществление функции рабочего органа Комиссии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о возврате активов;

      5) обеспечение проведения аудита, оценки активов, подлежащих возврату, в том числе путем привлечения третьих лиц;

      6) проведение проверки законности источников приобретения (происхождения) актива, проводимой в соответствии с Законом;

      7) рассмотрение обращений физических и юридических лиц, частных постановлений и определений судов по вопросам возврата активов;

      8) направление в суды заявлений о принятии предварительных обеспечительных мер, исков об обращении в доход государства незаконно приобретенных активов по основаниям, предусмотренным Законом;

      9) уведомление лиц, включенных в реестр в соответствии с положениями Закона;

      10) прием и рассмотрение декларации о раскрытии активов от лиц, включенных в реестр в соответствии с положениями Закона;

      11) прием и рассмотрение уведомлений от лиц, включенных в реестр, о намерении по отчуждению в любой форме, обременению в любой форме, передаче в доверительное управление принадлежащих им активов (или их части);

      12) разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере возврата активов, а также принятие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;

      13) запрос у государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц информации и материалов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      14) определение приоритетности анализируемых, проверочных и иных мероприятий;

      15) регистрация и (или) осуществление досудебных расследований в отношении потенциальных субъектов и их аффилированных лиц, предусмотренных Законом, и по другим уголовным правонарушениям в установленном законом порядке;

      16) осуществление предусмотренных настоящим положением делегированных Комитету функций Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по представлению интересов государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, в иностранных и международных судах (арбитражах) по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры в сфере возврата активов;

      17) осуществление поиска, сбора, обработки, обобщения и оценки поступающей информации об активах, подлежащих возврату, анализ сведений о происхождении активов, подлежащих возврату;

      18) осуществление деятельности по поиску и определению активов, подлежащих возврату;

      19) рассмотрение заявлений физических и юридических лиц о добровольном возврате активов и принятие решений по ним в порядке, предусмотренном Законом;

      20) разработка и осуществление мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан о возврате активов;

      21) изучение международного опыта и практики конфискации имущества и возврата активов;

      22) участие в установленном законодательством о возврате активов порядке в деятельности международных организаций, объединений и иных рабочих групп в сфере возврата активов или конфискации имущества, добытого преступным путем;

      23) разработка и принятие нормативных правовых актов, регламентированных законодательством о возврате активов;

      24) совместно с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, утверждение формы и порядка представления декларации о раскрытии активов;

      25) обеспечение законности и прозрачности результатов деятельности по возврату активов;

      26) обеспечение эффективной деятельности Комиссии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о возврате активов;

      27) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации деятельности государственных, правоохранительных и специальных государственных органов по вопросам возврата активов;

      28) подготовка ежегодной информации по противодействию незаконному приобретению и выводу активов, а также принятым системным мерам и опубликование ее на интернет-ресурсе Комитета;

      29) осуществление иных функций, предусмотренных Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан.

Глава 3. Статус и полномочия руководителя Комитета

      16. Руководство Комитета осуществляется председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих полномочий.

      17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным Прокурором Республики Казахстан по представлению председателя Комитета.

      Сноска. Пункт 18 – в редакции Указа Президента РК от 27.05.2024 № 560.

      19. Полномочия председателя Комитета:

      1) организует работу Комитета и руководит им;

      2) определяет обязанности и полномочия своих заместителей и структурных подразделений Комитета;

      3) в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначает на должности и освобождает от должностей сотрудников и работников Комитета;

      4) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решает вопросы поощрения сотрудников и работников Комитета, оказания им материальной помощи, наложения и снятия дисциплинарных взысканий;

      5) представляет Комитет в государственных органах, иных организациях;

      6) докладывает о деятельности Комитета Генеральному Прокурору Республики Казахстан и заместителю Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующему вопросы возврата активов и международно-правового сотрудничества;

      7) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета;

      8) утверждает штатное расписание Комитета в пределах утвержденной структуры и численности;

      9) принимает в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты в пределах своей компетенции;

      10) принимает решение о проведении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

      11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Исполнение полномочий председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим, в соответствии с действующим законодательством.

      Сноска. Пункт 19 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 27.05.2024 № 560.

Глава 4. Имущество Комитета

      20. Комитет имеет на праве оперативного управления обособленное имущество. Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      21. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.

      22. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

Глава 5. Реорганизация и ликвидация Комитета

      23. Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 
  УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 5 октября 2023 года
№ 366

Изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан

      1. В Указе Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года № 29 "О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан":

      приложение 2 к вышеназванному Указу изложить в следующей редакции:

 
  "ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Указу Президента
Республики Казахстан
от 22 января 1999 года
№ 29

ОБЩАЯ ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
прокуратуры Республики Казахстан

Прокуратура Республики Казахстан, в том числе: Генеральная прокуратура, Академия правоохранительных органов, органы прокуратуры, Комитет по правовой статистике и специальным учетам, территориальные и приравненные к ним органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам, Комитет по возврату активов

5866

      ".

      2. Для служебного пользования.

      3. В Указе Президента Республики Казахстан от 13 октября 2017 года № 563 "О некоторых вопросах органов прокуратуры Республики Казахстан":

      в Положении о Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, утвержденном вышеназванным Указом:

      пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

      "1. Государственное учреждение "Генеральная прокуратура Республики Казахстан" (далее – Генеральная прокуратура) – непосредственно подотчетный Президенту Республики Казахстан правоохранительный государственный орган, осуществляющий свои полномочия независимо от других государственных органов и должностных лиц.

      Генеральная прокуратура осуществляет руководство единой централизованной системой органов прокуратуры Республики Казахстан (далее – система органов прокуратуры), от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

      Единую централизованную систему органов прокуратуры образуют Генеральная прокуратура, подчиненные ей ведомства, организация образования, органы военной прокуратуры и транспортной прокуратуры, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры (городов республиканского значения и столицы), районные и приравненные к ним (городские, межрайонные, а также специализированные) прокуратуры.

      2. Генеральная прокуратура имеет ведомства – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Комитет по правовой статистике и специальным учетам) и Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Комитет по возврату активов).";

      подпункт 1) пункта 14 изложить в следующей редакции:

      "1) права:

      организовывать и координировать деятельность органов прокуратуры в пределах возложенных на них функций и полномочий в целях обеспечения эффективного выполнения функций органами прокуратуры;

      анализировать практику надзора за применением законов, состоянием законности, в том числе с использованием сведений, содержащихся в информационных системах, интегрированных с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов;

      представлять интересы государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, выявления и возврата государству незаконно приобретенных активов (далее – возврат активов), в иностранных и международных судах (арбитражах) по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры;

      заключать международные договоры, согласовывать проекты международных договоров в уголовно-правовой сфере и сфере возврата активов;

      взаимодействовать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность, досудебное расследование, в том числе негласные следственные действия, в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан;

      проводить проверку соблюдения законности, анализ состояния законности, оценку актов, вступивших в силу;

      проводить проверку законности источников приобретения (происхождения) актива, мониторинг и анализ информации для противодействия незаконному приобретению, выводу активов и их возврата;

      вносить в порядке, определяемом Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан, а также Генеральным Прокурором, акты прокуратуры;

      опротестовывать противоречащие Конституции Республики Казахстан, законам Республики Казахстан, международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и актам Президента Республики Казахстан правовые акты Правительства Республики Казахстан, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений и их должностных лиц в пределах, установленных законами Республики Казахстан;

      опротестовывать противоречащие Конституции Республики Казахстан, законам Республики Казахстан, международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и актам Президента Республики Казахстан акты организаций независимо от форм собственности, если данные акты касаются лиц, которые в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц, в пределах, установленных законами Республики Казахстан;

      приносить ходатайство в вышестоящий суд о пересмотре судебного акта, не вступившего в законную силу;

      требовать незамедлительной отмены мер запретительного или ограничительного характера, приостановления полностью или частично действия незаконного акта при наличии оснований и в порядке, предусмотренном законом Республики Казахстан;

      назначать экспертизы, требовать от уполномоченных органов производства проверок по находящимся в органах прокуратуры материалам, обращениям и обязывать сообщать об их результатах;

      привлекать специалистов иных органов и организаций к участию в проверке соблюдения законности и даче заключения;

      в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, привлекать к осуществлению проверки соблюдения законности сотрудников других правоохранительных органов для обеспечения безопасности и надзорной деятельности;

      вызывать и получать пояснения от должностных, физических лиц и представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки соблюдения законности, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, и рассматриваемого обращения;

      с соблюдением установленного законодательством Республики Казахстан порядка истребовать и получать по вопросам проводимой проверки соблюдения законности, анализа состояния законности, оценки актов, вступивших в силу, а также рассмотрения обращений информацию, материалы и документы, а также уголовные, гражданские, административные дела, дела об административных правонарушениях и исполнительные производства;

      в установленном законодательством Республики Казахстан порядке получать доступ к информации, сведениям и документам, уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, исполнительным производствам и иным материалам, а также к информационным системам и ресурсам правоохранительных и иных государственных органов и организаций с соблюдением требований по защите персональных данных и иной охраняемой законом тайны;

      с соблюдением установленных законодательством Республики Казахстан требований применять технические средства фиксации в ходе осуществления надзорной деятельности;

      давать указания по вопросам досудебного расследования, оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий, обязательные для исполнения руководителями и сотрудниками органов, осуществляющих досудебное расследование, оперативно-розыскную деятельность, негласные следственные действия;

      проверять законность доставления, задержания лиц по подозрению в совершении уголовных правонарушений, лиц, совершивших административные правонарушения, а также порядок и условия содержания лиц, находящихся под стражей либо иным ограничением свободы;

      проверять законность актов, отменять незаконные решения администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, влияющие на правовое положение лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

      рассматривать акты органов уголовно-исполнительной системы о переводе осужденных в другое учреждение в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан;

      рассматривать ходатайства органов расследования об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых лиц в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

      при осуществлении надзора инициировать проведение оперативно-розыскных мероприятий органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью;

      при осуществлении надзора запрашивать и получать дела негласных следственных действий, оперативного учета, материалы, документы, ведомственные нормативные правовые акты, другие необходимые сведения, за исключением сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;

      в случаях, установленных законами Республики Казахстан, санкционировать проведение оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятий, проводить проверки соблюдения законности осуществления специальных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на сети связи;

      при осуществлении надзора привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств в целях выявления и пресечения нарушений законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности;

      требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений законности;

      возбуждать и прекращать производство по делу об административном правонарушении;

      проверять законность выписки и приведения в исполнение исполнительных документов;

      координировать и осуществлять деятельность по международно-правовому сотрудничеству в целях возврата активов;

      исполнять международные договоры о выдаче лиц, оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам, по делам о возврате активов, передаче осужденных либо лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), а также связанные с ними правовые акты, согласовывать проекты международных договоров в уголовно-правовой сфере, относящихся к компетенции органов прокуратуры;

      осуществлять иные права, предусмотренные Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан;";

      в пункте 15:

      дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

      "3-1) выявление и возврат государству незаконно приобретенных активов;";

      подпункты 5), 6) и 7) изложить в следующей редакции:

      "5) представление интересов государства в компетентных органах иностранных государств и международных организациях по вопросам уголовного преследования, возврата активов, в иностранных и международных судах (арбитражах) по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры, в том числе по предъявлению в иностранные суды гражданских исков, связанных с возвратом активов;

      6) в установленном законодательством порядке заключение международных договоров Республики Казахстан, согласование проектов международных договоров в уголовно-правовой сфере и в сфере возврата активов;

      7) участие в разработке проектов международных договоров Республики Казахстан, согласование проектов международных договоров в уголовно-правовой сфере и в сфере возврата активов;";

      подпункт 19) изложить в следующей редакции:

      "19) координация и контроль оборота оружия, боеприпасов и специальных средств, организация деятельности по мобилизационной подготовке и ведомственному учету в органах, ведомствах, учреждениях и организации образования прокуратуры;";

      подпункт 41) изложить в следующей редакции:

      "41) обеспечение защиты прав проверяемых субъектов, в том числе субъектов частного предпринимательства от незаконных проверок, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и других форм государственного контроля, а также надзора, предусмотренных законами Республики Казахстан, в ходе осуществления их регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам;";

      в пункте 19:

      подпункт 4) изложить в следующей редакции:

      "4) вносит предложения Президенту Республики Казахстан об утверждении положений ведомств органов прокуратуры;";

      подпункт 6) изложить в следующей редакции:

      "6) вносит представление Президенту Республики Казахстан о назначении на должность и освобождении от должности первого заместителя, заместителей Генерального Прокурора, первых руководителей ведомств органов прокуратуры;";

      подпункт 19) изложить в следующей редакции:

      "19) в пределах утвержденной Президентом Республики Казахстан структуры и штатной численности органов прокуратуры образует, реорганизует и ликвидирует органы военной и транспортной прокуратур, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры (городов республиканского значения и столицы), районные и приравненные к ним (городские, межрайонные, а также специализированные) прокуратуры, учреждения органов прокуратуры.

      Вносит Президенту Республики Казахстан представление об образовании, реорганизации и ликвидации ведомств Генеральной прокуратуры и организации образования при Генеральной прокуратуре;";

      подпункт 21) изложить в следующей редакции:

      "21) издает обязательные для исполнения всеми прокурорами и работниками органов, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры акты, отменяет акты, принятые в системе органов прокуратуры;";

      подпункт 35) изложить в следующей редакции:

      "35) определяет порядок приобретения, учета, хранения, ношения, передачи, перевозки оружия, боеприпасов и специальных средств в органах, ведомствах, учреждениях и организации образования прокуратуры;";

      подпункт 37) изложить в следующей редакции:

      "37) утверждает:

      Регламент работы Генеральной прокуратуры;

      Регламент работы коллегии Генеральной прокуратуры и определяет состав коллегии;

      описание символов органов прокуратуры;

      положения (уставы) государственных учреждений и организации образования системы органов прокуратуры, за исключением положений, утверждаемых Президентом Республики Казахстан;

      структуры и штаты структурных подразделений ведомств, организации образования, органов военной и транспортной прокуратур, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур (городов республиканского значения и столицы), районных и приравненных к ним (городских, межрайонных, а также специализированных) прокуратур, а также государственных учреждений и иных подведомственных организаций, входящих в систему органов прокуратуры;

      положения о координационных советах, образуемых при главных военной и транспортной прокуратурах, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах (городов республиканского значения и столицы);

      перечень нетиповых должностей прокуроров системы органов прокуратуры, приравненных к должностям, указанным в Реестре должностей прокуроров системы органов прокуратуры по категориям;

      правила и сроки организации наставничества для лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу в органы прокуратуры Республики Казахстан;

      методику оценки результатов кадрового обеспечения и качества работы субъектов кадровой политики системы органов прокуратуры;

      порядок и методы определения профессиональных компетенций, ключевых показателей и расчета показателя конкурентоспособности;

      порядок и сроки организации наставничества для лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу в органы прокуратуры;

      описание служебных удостоверений, а также порядок их выдачи;

      квалификационные требования к категориям должностей системы органов прокуратуры по согласованию с уполномоченным органом по делам государственной службы;

      квалификационные требования к категориям административных государственных должностей корпуса "Б" Генеральной прокуратуры по согласованию с уполномоченным органом по делам государственной службы;

      методику оценки деятельности административных государственных служащих корпуса "Б" системы органов прокуратуры;

      порядок установления стандартов работ (алгоритм, правила и требования к результатам деятельности сотрудника на конкретном участке работы) в системе органов прокуратуры;

      методику осуществления кадрового прогноза в системе органов прокуратуры;

      перечень руководящих должностей системы органов прокуратуры;

      перечень руководящих должностей, подлежащих ротации, и порядок их перемещения в системе органов прокуратуры;

      перечень руководящих должностей, замещаемых на конкурсной основе, и порядок проведения конкурса на вышестоящие руководящие должности системы органов прокуратуры;

      порядок формирования кадрового резерва, требования к квалификации сотрудников системы органов прокуратуры, зачисляемых в кадровый резерв, и порядок работы с ведомственным банком данных сотрудников, зачисленных в кадровый резерв системы органов прокуратуры;

      содержание и порядок осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников системы органов прокуратуры;

      порядок осуществления повышения профессионального уровня прокуроров органов военной прокуратуры;

      правила трудового распорядка в системе органов прокуратуры;

      порядок организации воспитательной, психологической и идеологической работы с личным составом системы органов прокуратуры;

      порядок и методику проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях системы органов прокуратуры;

      порядок установления сотрудникам системы органов прокуратуры надбавок за особые условия прохождения службы, а также других надбавок, доплат;

      порядок назначения и осуществления пенсионных выплат за выслугу лет сотрудникам, проходившим службу в системе органов прокуратуры (за исключением органов военной прокуратуры);

      порядок оказания государственных услуг, оказываемых органами прокуратуры;

      формы отчетов правовой статистики и инструкции по их формированию;

      порядок ведения, использования и хранения сведений специальных учетов, за исключением оперативных и ведомственных учетов;

      формы актов государственного контроля, о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки и предписаний об устранении выявленных нарушений, предусмотренные Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за исключением акта (уведомлений) о назначении, результатах проверок, осуществляемых органами государственных доходов;

      порядок приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также порядок ведения Единого реестра досудебных расследований;

      порядок ведения Единого реестра административных производств;

      порядок регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о профилактическом контроле с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки и их результатах;

      порядок регистрации, учета обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, а также ведения информационной аналитической системы "Электронные обращения";

      порядок формирования, использования, хранения, защиты и уничтожения сведений из системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, доступа к ним;

      порядок и основания получения правоохранительными, специальными государственными органами Республики Казахстан и органами военной разведки Министерства обороны Республики Казахстан информации, необходимой для проведения негласных следственных действий и оперативно-розыскной деятельности, а также для решения иных возложенных на них задач, из системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, определенных совместными нормативными правовыми актами Генерального Прокурора, Министра обороны Республики Казахстан и первых руководителей правоохранительных, специальных государственных органов Республики Казахстан;

      порядок и основания получения иными органами информации, необходимой для решения возложенных на них задач, из системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, определенных совместными нормативными правовыми актами Генерального Прокурора и первых руководителей иных органов;

      инструкцию по приему, выдаче, ознакомлению, хранению и уничтожению прекращенных уголовных дел подразделениями архивной работы Комитета по правовой статистике и специальным учетам;

      перечень персональных данных, необходимых и достаточных для выполнения осуществляемых органами прокуратуры задач;

      инструкцию по информационно-справочному обслуживанию физических и юридических лиц органами правовой статистики и специальных учетов;

      порядок подготовки ежегодной информации по противодействию незаконному приобретению и выводу активов, а также принятым системным мерам и ее опубликования;

      правила проведения мониторинга и анализа информации для противодействия незаконному приобретению, выводу активов и их возврата;

      правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива.";

      в Перечне государственных учреждений, находящихся в ведении Генеральной прокуратуры и ее ведомств:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Перечень государственных учреждений, находящихся в ведении Генеральной прокуратуры и ее ведомств";

      раздел "Генеральная прокуратура" дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

      "1-1) Республиканское государственное учреждение "Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры";";

      перечень должностей системы органов прокуратуры, которым присваиваются классные чины, а также соответствующие им предельные классные чины, утвержденные вышеназванным Указом, изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящим изменениям и дополнениям (с пометкой "Для служебного пользования").

      4. Для служебного пользования.

      5. Секретно.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.