Извлечение из
приказа Председателя Комитета по защите конкуренции
Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
от 22 сентября 2006 года N 230-ОД
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу некоторые приказы согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
...
2. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 25 апреля 2001 года N 86-ОД "Об утверждении Правил формирования и ведения Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 1511, опубликован в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2001 г., N 25, ст. 436);
...
______________________________________________________________________
В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" приказываю:
1. Утвердить Правила формирования и ведения Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке.
2. Департаменту экономического анализа и финансового обеспечения (С. Ержановой) обеспечить проведение государственной регистрации настоящих Правил в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Признать утратившим силу
Приказ
Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 апреля 1999 года N 25-ОД "Об утверждении Правил формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке".
4. Организационно-инспекторскому Управлению (Г. Саутову) довести настоящий приказ до сведения Департаментов Агентства по областям, городам Астана и Алматы.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя С.Курмангалиева.
Председатель
Утверждены приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и поддержке малого бизнеса
25 апреля 2001 года N 86-ОД
ПРАВИЛА
формирования и ведения Государственного реестра субъектов
рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение
на определенном товарном рынке
<*>
Сноска. По всему тексту после слов "доминирующее" или "доминирующим" дополнены слова "(монопольное)" или "(монопольным) -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД
.
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности",
Указом
Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О государственном предприятии" и на основании
постановления
Правительства Республики Казахстан N 1713 от 15 ноября 1999 года "Вопросы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса" и определяют порядок формирования и ведения Государственного реестра субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке (далее - Реестр), который ведется Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (далее - центральный антимонопольный орган) и его территориальными органами (далее - территориальные антимонопольные органы).
<*>
Сноска. Пункт 1 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
2. Реестр - поименный перечень субъектов рынка, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной сфере, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно антимонопольным органом.
3. К конкурентной сфере относятся рынки, где объективно, в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации рыночного пространства являются отношения свободной конкуренции субъектов рынка.
4. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу);
взаимозаменяемый товар - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления;
географические границы или географический рынок - территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют возможности приобрести его за пределами данной территории по экономическим или другим причинам. Каждый вид определенных или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) имеет собственный рынок, границы которого очерчивают географический район их обращения, ими могут быть административные границы области и границы иных населенных пунктов;
доминирующее (монопольное) положение - исключительное положение субъекта рынка на товарном рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на товарный рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.
<*>
Сноска. Пункт 4 с дополнениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
2. Порядок формирования и ведения Реестра
5. Формирование Реестра производится на основании анализа экономически и социально значимых товарных рынков и товарных рынков на которых наблюдаются антиконкурентные действия, т.е. деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других субъектов рынка на свободную конкуренцию, а также нарушающая права и законные интересы потребителей. При этом анализ товарного рынка с целью выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, антимонопольными органами может быть проведен при наличии факта одного нарушения одним из субъектов данного рынка.
К экономически и социально значимым товарным рынкам относится продукция, являющаяся мультипликатором цен по отношению к другим товарным группам, и услуги, оказывающие существенное влияние на уровень жизни населения (уголь, нефть, нефтепродукты, электрическая и тепловая энергия, природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ и услуги, приводящие к повышению его цены, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, пассажирские перевозки и др.).
<*>
Сноска. Пункт 5 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД
.
6. В Реестр включаются все казахстанские и иностранные юридические лица независимо от их форм собственности, доля которых на рынках товаров превышает предельную величину, ежегодно устанавливаемую антимонопольным органом.
<*>
Сноска. Пункт 6 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
7. Предельная величина доли субъекта рынка на товарном рынке, при которой его положение может быть признано доминирующим (монопольным), ежегодно устанавливается антимонопольным органом, но не может быть меньше 35%.
8. Подлежат включению в Реестр субъекты рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке составила менее предельной величины, ежегодно устанавливаемой антимонопольным органом, но если доминирующее (монопольное) положение установлено антимонопольным органом на основании:
- стабильности доли субъекта рынка на соответствующем товарном рынке;
- относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;
- возможности вхождения на этот рынок новых субъектов рынка (конкурентов).
9. Подлежит включению в Реестр группа субъектов рынка, доминирующее (монопольное) положение которых признано в соответствии со следующими условиями:
совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов;
совокупная доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов.
9-1. Подлежат включению в Реестр: государственные предприятия, монопольно осуществляющие услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан и/или занимающие доминирующее (монопольное) положение на рынке определенного вида услуг, в силу отсутствия конкуренции на нем.
<*>
Сноска. Правила дополнены новым пунктом 9-1 -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
10. Не признается монопольным в течение одного года доминирующее (монопольное) положение субъектов рынка, впервые вступивших на рынок определенного вида товара с реализацией новых, не имеющих аналогов и пользующихся спросом товаров (работ, услуг), производство которых связано с применением достижений научно-технического прогресса.
<*>
Сноска. Пункт 10 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
11. Расчет доли доминирования субъекта рынка производится в соответствии с нормативным правовым актом, разработанным антимонопольным органом, о порядке определения границ рынка определенного вида товара и признании субъекта рынка монополистом.
<*>
Сноска. Пункт 11 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
12. Доля доминирования субъекта рынка определяется как соотношение объема поставки или реализации субъектом определенного вида:
товара на товарный рынок, определенный его географическими границами, за минусом объема его вывоза за пределы границ товарного рынка к общему объему рынка определенных видов товара;
услуг (работ) на товарный рынок, определенный его географическими границами, к общему объему рынка определенных видов услуг (работ).
Общий объем рынка определенного вида товара определяется как сумма поставки или реализации определенных или взаимозаменяемых товаров субъектами данного рынка с учетом объемов ввоза и вывоза определенных или взаимозаменяемых товаров.
Общий объем рынка определенного вида услуг (работ) определяется как сумма поставки или реализации определенных или взаимозаменяемых услуг (работ) всеми субъектами рассматриваемого рынка.
<*>
Сноска. Пункт 12 в новой редакции -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
13. Для анализа товарных рынков при формировании Реестра могут использоваться:
1) статистическая информация об объемах производства, экспорта и импорта на рынке;
2) отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности; информация по монопольным видам продукции: объемах производства, отпускных ценах и доходности производства;
3) информация субъектов рынков об объемах производства товаров (работ, услуг), поставок на рынок, объемах ввоза на рынок, объемах вывоза за пределы рынка, экспорта и импорта на рынок;
4) информация, полученная в процессе проведения антимонопольным органом проверки;
5) информация, полученная в процессе проведения анализа товарного рынка антимонопольным органом, в том числе с привлечением консультантов;
6) информация, предоставленная государственными органами;
7) иная информация, полученная антимонопольным органом в процессе выполнения своих задач и функций.
При подготовке заключения о признании субъекта рынка монополистом, антимонопольные органы вправе учитывать рекомендации Экспертного совета при антимонопольном органе и других экспертов.
<*>
Сноска. Пункт 13 с изменениями и дополнениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД; в новой редакции - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 января 2004 года
N 07-ОД
.
14. Реестр утверждается Приказом антимонопольного органа (форма Реестра приведена в Приложении 1).
<*>
Сноска. Пункт 14 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД; приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 января 2004 года
N 07-ОД
.
15. Изменения в Реестр могут вноситься приказом руководителя антимонопольного органа на основании заключения соответствующего подразделения антимонопольного органа. В случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 5) настоящего пункта, изменения могут быть внесены по итогам последнего квартала текущего года:
1) изменения номенклатуры выпускаемых товаров (работ, услуг);
2) создания, реорганизации, ликвидации субъектов рынка занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
3) создания на базе ранее действовавших субъектов рынка новых хозяйствующих субъектов;
4) выявления в ходе проведения анализа состояния конкурентной среды на экономически и социально значимых товарных рынках новых субъектов рынка, имеющих долю свыше предельной величины, устанавливаемой ежегодно антимонопольным (территориальным) органом;
5) выявления фактов, свидетельствующих о действиях субъектов рынка, приводящих к ограничению конкуренции;
6) изменения статуса субъекта рынка или снижения его доли на товарном рынке.
<*>
Сноска. Пункт 15 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД;
приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 января 2004 года
N 07-ОД
.
16. Субъекты в 10-дневный срок со дня утверждения Реестра уведомляются об их включении (исключении) в Реестр (форма уведомления приведена в Приложении 2).
<*>
Сноска. Пункт 16 с дополнениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
17.
<*>
Сноска. Пункт 17 в новой редакции -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД
;
исключен - от 6 июля 2004 года N
312-ОД
.
18. Утвержденный Реестр ежегодно публикуется в официальных средствах массовой информации.
3. Меры, принимаемые по отношению к субъектам
рынка, включенным в Реестр
19. Государственный реестр является средством предупреждения и пресечения монополистической деятельности. Антимонопольный (территориальный) орган после включения субъекта рынка в Реестр:
1) осуществляет контроль за слияниями, передачей и продажей его акций (долей, паев);
2) осуществляет контроль за изменениями в структуре субъекта рынка;
3) осуществляет контроль за договорами, которые заключают субъекты, включенные в Реестр, с потребителями;
4) отслеживает участие руководителей субъектов рынка, включенных в Реестр, в совете директоров и иных органах управления обществом у конкурирующих структур;
5) осуществляет ежемесячный контроль за ценами на монопольную продукцию с целью недопущения ценового сговора, ценовой дискриминации и применения монопольно высоких (низких) цен для получения сверхприбыли.
<*>
Сноска. Пункт 19 с дополнениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
20. Антимонопольным органом проводится анализ рынков, на которых осуществляют деятельность субъекты рынка, включенные в Реестр. По результатам проводимого анализа, рассматриваются возможности для развития конкуренции и готовятся предложения по пресечению монополистической деятельности и усилению конкуренции на монополизированных рынках.
<*>
Сноска. Пункт 20 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД.
21. Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны представлять в антимонопольный орган:
отчет о финансово-хозяйственной деятельности - по итогам 1-ого полугодия в срок до 1 августа текущего года, по итогам 2-ого полугодия в срок до 1 мая следующего года;
сведения о продаже и передаче в управление акций (долей, паев) предприятия ежемесячно;
информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность производства.
<*>
Сноска. Пункт 21 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД
.
22. Субъект, включенный в Реестр, за 30 дней в письменном виде обязан уведомить антимонопольный орган о предстоящем повышении цены на монопольно производимый товар (работу, услугу) и о причинах их повышения с предоставлением документов, подтверждающих причины повышения (например, при увеличении стоимости поставки сырья направить копию договора и т.п.).
<*>
Сноска. Пункт 22 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД
.
23. При установлении фактов нарушения субъектами, включенными в Реестр, норм антимонопольного законодательства
Z980272_
V990793_
, антимонопольным органом принимаются меры антимонопольного воздействия.
<*>
Сноска. Пункт 23 с изменениями -
приказом
Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД
.
24. При неисполнении субъектами рынка, включенными в Реестр, решения, предписания антимонопольного (территориального) органа антимонопольный орган вправе:
рассматривать дела на Административной комиссии по фактам нарушения антимонопольного законодательства;
обратиться в суд:
с заявлением о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения;
с иском о признании акта, противоречащего антимонопольному законодательству полностью или частично, недействительным;
с иском о признании договора, противоречащего антимонопольному законодательству, недействительным полностью или частично либо о понуждении к заключению договора;
с иском о взыскании в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
25. Решения антимонопольного территориального органа, носящие характер обязательных предписаний, а также решения о наложении штрафов на субъектов рынка, могут быть обжалованы в центральном антимонопольном органе. Решения антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебных органах в установленном законодательством порядке.
|
Приложение N 1
к Правилам формирования и ведения
Государственного реестра субъектов рынка,
занимающих доминирующее (монопольное)
положение на определенном товарном рынке
<*>
Сноска. Приложение с изменениями - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 января 2004 года
N 07-ОД
.
Государственный реестр субъектов рынка, занимающих
доминирующее (монопольное) положение на определенном
товарном рынке
___________________________________________________________________________
N |Наименование субъекта|Юридический |Наименование |Основание, по
п/п|(субъектов) рынка |адрес субъекта |товаров (работ, |которому
| |(субъектов) рынка|услуг), по кото-|положение
| | |рым субъект |субъекта
| | |(субъекты) рынка|(субъектов)
| | |включается в |рынка признано
| | |Реестр |доминирующим
| | | |(монопольным)
---------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы:
_____________________________________________________
Доля доминирования|Географические|Приказ Агентства
субъекта |границы рынка |об утверждении
(субъектов) рынка | |Реестра (о внесении
| |изменений и допол-
| |нений в Реестр)
-----------------------------------------------------
Сноска. Приложение 2 с изменениями и дополнениями - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 13 июня 2002 года N 122-ОД .
Уведомление
о включении (исключении) в Государственный реестр субъектов рынка,
занимающих доминирующее (монопольное) положение
на определенном товарном рынке
______________________________________________________________________
наименование субъекта рынка
_______________________________________________________________________
наименование товаров (работ, услуг), по которому субъект рынка
включается (исключается) в Реестр
_______________________________________________________________________
N и дата приказа Агентства, на основании которого субъект рынка
включается (исключается) в Реестр
Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны представлять в антимонопольный орган:
- отчет о финансово-хозяйственной деятельности - по итогам 1-ого полугодия в срок до 1 августа текущего года, по итогам 2-ого полугодия в срок до 1 мая следующего года;
- сведения о продаже и передаче в управление акций (долей, паев) предприятия;
- ежемесячно информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность производства.
Субъект, включенный в Реестр, в 30-дневный срок в письменном виде обязан уведомить антимонопольный орган о предстоящем повышении (снижении) цены на монопольно производимый товар (работу, услугу) и о причинах их повышения (снижения) с предоставлением документов, подтверждающих причины повышения (снижения)(например, при увеличении стоимости поставки сырья направить копию договора и т.п.).
Председатель Агентства
"___" ______ 2001 года