Об утверждении Правил формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке

Утративший силу

Приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 апреля 1999 г. N 25-ОД Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27.05.1999г. за N 773. Утратил силу - Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 25 апреля 2001 года N 86-ОД ~V011511

      Руководствуясь статьями 3, 11 и 12 Закона "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" Z916000_ и в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан N 326 P990326_ от 30 марта 1999 года "Вопросы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции" приказываю:
      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
      2. Департаменту развития конкуренции и защиты прав потребителей

(Есимовой Г.С.) обеспечить проведение государственной регистрации 
настоящих Правил в Министерстве юстиции Республики Казахстан в 
установленном порядке. 
     3. Отделу организационно-кадровой работы довести настоящие 
Правила до территориальных комитетов. 
     4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на 
первого заместителя председателя Курмангалиева С.Ш.

     Председатель 

                           Правила
       формирования и ведения Государственного реестра
      хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
                      положение на рынке

                     1.  Общие положения
     


      1. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (далее - Реестр), ведется Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (далее - центральный уполномоченный орган) и его территориальными органами (далее - территориальные уполномоченные органы) в соответствии с Законом "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и на основании постановления Правительства Республики Казахстан N 326 от 30 марта 1999 года "Вопросы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции".
      2. Реестр - это поименный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной сфере и имеющих на товарных рынках долю свыше 35%.
      3. К конкурентной сфере относятся рынки, где объективно, в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации рыночного пространства являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов.
      4. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
      рынок определенного товара (товарный рынок) - сфера обращения данного товара либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) на территории, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на этой территории и отсутствия такой возможности за ее пределами;
      товарные границы или товарная группа - товар или группа взаимозаменяемых товаров (работ, услуг);
      географические границы или географический рынок - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести данный товар и не имеют возможности приобрести его за пределами данной территории по экономическим или другим причинам;
      доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.

             2. Порядок формирования и ведения Реестра

      5. Формирование Реестра производится на основании анализа экономически и социально значимых товарных рынков и анализа товарных рынков, на которых наблюдаются антиконкурентные действия.
      К экономически и социально значимым товарным группам относится продукция, являющаяся мультипликатором цен по отношению к другим товарным группам, и услуги, оказывающие существенное влияние на уровень жизни населения (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ и услуги, приводящие к повышению его цены, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, пассажирские перевозки и др.).
      Перечень экономически и социально значимых товарных групп ежегодно утверждается приказом Агентства. Центральный уполномоченный орган, при необходимости, имеет право в течение года вводить в него дополнительные товарные группы. Перечень может дополняться уполномоченными территориальными органами в зависимости от региональных особенностей. <*>
      Сноска. Пункт 5 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
      6. В Реестр включаются все хозяйствующие субъекты, доля которых на рынках экономически и социально значимых товаров составляет более 35%.
      Подлежат включению в Реестр и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на тех товарных рынках, где наблюдаются антиконкурентные действия, а также на рынках услуг, ранее выполняемых монопольно государственными предприятиями и государственными органами, переданных в конкурентную среду.
      Не признается монопольным в течение двух лет доминирующее положение хозяйствующих субъектов, впервые вступивших на рынок определенного вида товара с реализацией новых, не имеющих аналогов и пользующихся спросом товаров (работ, услуг), производство которых связано с применением достижений научно-технического прогресса. <*>
      Сноска. Пункт 6 - с дополнениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
      7. Предельная величина доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, при которой его положение может быть признано доминирующим, устанавливается центральным уполномоченным органом, но не может быть меньше 35%.
      8. Расчет доли доминирования производится на основании Временного Положения "О порядке определения границ рынка определенного вида товара и признании хозяйствующего субъекта монополистом", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан N 1275 от 20 декабря 1993 года.
      9. Доля доминирования хозяйствующего субъекта определяется соотношением объема поставки товаров (работ, услуг) на рынок хозяйствующим субъектом к общему объему рынка по соответствующей товарной группе.
      Общий объем рынка определяется, как сумма объемов товара, поставленного на данный рынок всеми продавцами. В случае отсутствия прямых данных об объемах поставляемой на данный географический рынок продукции, объем рынка определяется расчетным путем по формуле:
      Ym = Yp + Yim - Yех, где
      Ym - объем рынка,
      Yp - объем поставки товара хозяйствующими субъектами рассматриваемого рынка,
      Yim - объем ввоза аналогичного товара на рассматриваемый рынок,
      Yex - объем вывоза за пределы рассматриваемого рынка.
      10. Для формирования Реестра используются следующие данные:
      1) копии статистических форм, предоставляемых хозяйствующими субъектами;
      2) статистические данные об объемах экспорта и импорта в Республику Казахстан;
      3) результаты мониторинга товарных рынков республики;
      4) информация о поставках, ввозе, вывозе продукции хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том или ином товарном рынке;
      5) рекомендации Экспертного совета центрального уполномоченного органа.
      11. Реестр формируется по итогам года и утверждается приказом центрального (территориального) уполномоченного органа (форма Реестра приведена в Приложении 1). <*>
      Сноска. Пункт 11 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
      12. Изменения в Реестр могут вноситься в течение года приказом центрального (территориального) уполномоченного органа на основании заключения соответствующего подразделения центрального уполномоченного органа в случаях:
      1) уточнения номенклатуры выпускаемых товаров (работ, услуг);
      2) слияния хозяйствующих субъектов, приведших к образованию новых монопольных структур;
      3) создания на базе ранее действовавших субъектов рынка новых хозяйствующих субъектов;
      4) выявления в ходе проведения анализа состояния конкурентной

среды на экономически и социально значимых товарных рынках новых 
субъектов рынка, имеющих долю свыше 35%; 
     5) выявления фактов, свидетельствующих о действиях хозяйствующих 
субъектов, приводящих к ограничению конкуренции; 
     6) изменения статуса хозяйствующего субъекта или снижения его 
доли на товарном рынке. 
<*>
 
     Сноска. Пункт 12 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по 
регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке 
малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД  

V001167_

 .
     13. Хозяйствующие субъекты в 10-дневный срок со дня утверждения 
Реестра уведомляются об их включении в Реестр (форма Уведомления 
приведена в Приложении 2). 
     14. Утвержденный Реестр ежегодно публикуется в официальных 
средствах массовой информации. 

                  3. Меры, принимаемые по отношению 
           к хозяйствующим субъектам, включенным в Реестр



      15. Государственный реестр является средством предупреждения и пресечения монополистической деятельности. Уполномоченный орган после включения хозяйствующего субъекта в Реестр:
      1) систематически наблюдает за его поведением на товарном рынке;
      2) осуществляет контроль за слияниями, передачей и продажей его акций;
      3) осуществляет контроль за договорами, которые заключают хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, с потребителями;
      4) отслеживает участие руководителей хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр, в совете директоров и иных органах Управления обществом у конкурирующих структур;
      5) осуществляет контроль за ценами на монопольную продукцию с целью недопущения ценового сговора, ценовой дискриминации и применения монопольно высоких цен для получения сверхприбыли.
      16. Центральным уполномоченным органом проводится мониторинг рынков, на которых осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр. По результатам проводимого анализа, рассматриваются возможности для развития конкуренции и готовятся предложения по пресечению монополистической деятельности и усилению конкуренции на монополизированных рынках.
      17. Государственное регулирование цен в конкурентной сфере экономики вводится в следующих случаях:
      1) при невозможности или нецелесообразности разукрупнения (разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке определенного товара;
      2) при наличии решения Правительства Республики Казахстан о введении государственного регулирования цен;
      3) при оказании государственными предприятиями монопольных видов услуг (товаров, работ).
      При введении государственного регулирования цен в конкурентной сфере экономики Уполномоченный орган вправе применять особый порядок формирования затрат, распространяемый на субъектов естественных монополий. <*>
      Сноска. Пункт 17 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
      18. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны один раз в полугодие представлять в центральный (территориальный) уполномоченный орган отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, сведения о продаже и передаче в управление акций предприятия и информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность производства.
      19. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны не позже чем за две недели уведомить центральный (территориальный) уполномоченный орган о предстоящем повышении отпускной цены на монопольно производимые товары (работы, услуги) и о причинах их повышения. <*>
      Сноска. Пункт 19 - в новой редакции согласно приказу Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .

              4. Ответственность хозяйствующих субъектов,
                  включенных в Реестр, за нарушение
              антимонопольного законодательства и их права

      20. При установлении фактов нарушения хозяйствующими субъектами, включенными в Реестр, норм антимонопольного законодательства, центральным (территориальным) уполномоченным органом принимаются меры антимонопольного воздействия согласно ст.14 Закона "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
      21. При неисполнении хозяйствующими субъектами, включенными в Реестр, решений, предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства центральный (территориальный) уполномоченный орган вправе:
      1) рассматривать дела на Административной комиссии по фактам нарушения антимонопольного законодательства;
      2) применять санкции на основании "Инструкции по применению к предприятиям-монополистам экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Казахстан за N 633 от 5.09.1998 года V980633_ .
      22. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, имеют право обратиться в центральный уполномоченный орган с заявлением о своем несогласии в недельный срок со дня получения уведомления о включении их в Реестр. Заявление должно содержать обосновывающие материалы для исключения их из Реестра (собственные объемы поставки, экспорта, информацию о конкурирующих структурах, их объемах поставки и др.). В 10-дневный срок центральный уполномоченный орган принимает решение об исключении или сохранении обратившегося хозяйствующего субъекта в Реестре.
      23. Решения территориального уполномоченного органа, носящие характер обязательных предписаний, а также решения о наложении штрафов на хозяйствующих субъектов, могут обжаловаться в центральном уполномоченном органе. Соответствующие решения центрального уполномоченного органа могут обжаловаться в судебных органах в установленном законодательством порядке.
                                 Приложение N 1

к Правилам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке


            Государственный реестр хозяйствующих субъектов

          республики на 199__ год, занимающих доминирующее
                        положение на рынке
_______________________________________________________________________    
 N !Наименование!Местонахождение!Наименование!Доля хозяй-!N и дата пос-
п/п!хозяйствую- !хозяйствующего !товаров (ра-!ствующего  !тановления
   !щих субъек- !    субъекта   !бот, услуг),!субъекта на!Агентства, на 
   !    тов     !               !по которым  !соответству!основании ко-
   !            !               !Хозяйствую- !ющем рынке !торого хозяй-
   !            !               !щий субъект !товаров (ра!ствующий 
   !            !               !включается в!бот, услуг)!субъект вклю-
   !            !               !  Реестр    !           !чается в
   !            !               !            !           !Реестр
___!____________!_______________!____________!___________!______________   
  


                                      Приложение N 2

к Правилам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке


                              Уведомление

       о включении (исключении) в (из) Реестр(а) хозяйствующих
        субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке
     
_____________________________________________________________________     
                 наименование хозяйствующего субъекта
_____________________________________________________________________
    наименование товаров (работ, услуг), по которым хозяйствующий
_____________________________________________________________________
                      субъект включается в Реестр     
_____________________________________________________________________
 N и дата утверждения постановления Агентства, на основании которого     
   хозяйствующий субъект включается (исключается) в (из) Реестр(а)

     Кроме того, ставим Вас в известность, что включение в Реестр 
влечет за собой необходимость предоставления Агентству Республики 
Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 
(территориальным органам) раз в полугодие отчета о результатах 
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, сведений о продаже и 
передаче в управление акций предприятия и информацию по монопольным 
видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность 
предприятия.   
     
     Председатель Агентства
     "___"__________199_г.
     
(Специалисты:
 Цай Л.Г.
 Сельдемирова И.Г.)     
     
      
      


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.