1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
2. Департаменту развития конкуренции и защиты прав потребителей
(Есимовой Г.С.) обеспечить проведение государственной регистрации настоящих Правил в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном порядке. 3. Отделу организационно-кадровой работы довести настоящие Правила до территориальных комитетов. 4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Курмангалиева С.Ш. Председатель Правила формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке 1. Общие положения
1. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (далее - Реестр), ведется Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (далее - центральный уполномоченный орган) и его территориальными органами (далее - территориальные уполномоченные органы) в соответствии с Законом "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и на основании постановления Правительства Республики Казахстан N 326 от 30 марта 1999 года "Вопросы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции".
2. Реестр - это поименный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной сфере и имеющих на товарных рынках долю свыше 35%.
3. К конкурентной сфере относятся рынки, где объективно, в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации рыночного пространства являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов.
4. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
рынок определенного товара (товарный рынок) - сфера обращения данного товара либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) на территории, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на этой территории и отсутствия такой возможности за ее пределами;
товарные границы или товарная группа - товар или группа взаимозаменяемых товаров (работ, услуг);
географические границы или географический рынок - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести данный товар и не имеют возможности приобрести его за пределами данной территории по экономическим или другим причинам;
доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.
2. Порядок формирования и ведения Реестра
5. Формирование Реестра производится на основании анализа экономически и социально значимых товарных рынков и анализа товарных рынков, на которых наблюдаются антиконкурентные действия.
К экономически и социально значимым товарным группам относится продукция, являющаяся мультипликатором цен по отношению к другим товарным группам, и услуги, оказывающие существенное влияние на уровень жизни населения (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ и услуги, приводящие к повышению его цены, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, пассажирские перевозки и др.).
Перечень экономически и социально значимых товарных групп ежегодно утверждается приказом Агентства. Центральный уполномоченный орган, при необходимости, имеет право в течение года вводить в него дополнительные товарные группы. Перечень может дополняться уполномоченными территориальными органами в зависимости от региональных особенностей. <*>
Сноска. Пункт 5 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
6. В Реестр включаются все хозяйствующие субъекты, доля которых на рынках экономически и социально значимых товаров составляет более 35%.
Подлежат включению в Реестр и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на тех товарных рынках, где наблюдаются антиконкурентные действия, а также на рынках услуг, ранее выполняемых монопольно государственными предприятиями и государственными органами, переданных в конкурентную среду.
Не признается монопольным в течение двух лет доминирующее положение хозяйствующих субъектов, впервые вступивших на рынок определенного вида товара с реализацией новых, не имеющих аналогов и пользующихся спросом товаров (работ, услуг), производство которых связано с применением достижений научно-технического прогресса. <*>
Сноска. Пункт 6 - с дополнениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
7. Предельная величина доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, при которой его положение может быть признано доминирующим, устанавливается центральным уполномоченным органом, но не может быть меньше 35%.
8. Расчет доли доминирования производится на основании Временного Положения "О порядке определения границ рынка определенного вида товара и признании хозяйствующего субъекта монополистом", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан N 1275 от 20 декабря 1993 года.
9. Доля доминирования хозяйствующего субъекта определяется соотношением объема поставки товаров (работ, услуг) на рынок хозяйствующим субъектом к общему объему рынка по соответствующей товарной группе.
Общий объем рынка определяется, как сумма объемов товара, поставленного на данный рынок всеми продавцами. В случае отсутствия прямых данных об объемах поставляемой на данный географический рынок продукции, объем рынка определяется расчетным путем по формуле:
Ym = Yp + Yim - Yех, где
Ym - объем рынка,
Yp - объем поставки товара хозяйствующими субъектами рассматриваемого рынка,
Yim - объем ввоза аналогичного товара на рассматриваемый рынок,
Yex - объем вывоза за пределы рассматриваемого рынка.
10. Для формирования Реестра используются следующие данные:
1) копии статистических форм, предоставляемых хозяйствующими субъектами;
2) статистические данные об объемах экспорта и импорта в Республику Казахстан;
3) результаты мониторинга товарных рынков республики;
4) информация о поставках, ввозе, вывозе продукции хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том или ином товарном рынке;
5) рекомендации Экспертного совета центрального уполномоченного органа.
11. Реестр формируется по итогам года и утверждается приказом центрального (территориального) уполномоченного органа (форма Реестра приведена в Приложении 1). <*>
Сноска. Пункт 11 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
12. Изменения в Реестр могут вноситься в течение года приказом центрального (территориального) уполномоченного органа на основании заключения соответствующего подразделения центрального уполномоченного органа в случаях:
1) уточнения номенклатуры выпускаемых товаров (работ, услуг);
2) слияния хозяйствующих субъектов, приведших к образованию новых монопольных структур;
3) создания на базе ранее действовавших субъектов рынка новых хозяйствующих субъектов;
4) выявления в ходе проведения анализа состояния конкурентной
среды на экономически и социально значимых товарных рынках новых субъектов рынка, имеющих долю свыше 35%; 5) выявления фактов, свидетельствующих о действиях хозяйствующих субъектов, приводящих к ограничению конкуренции; 6) изменения статуса хозяйствующего субъекта или снижения его доли на товарном рынке. <*> Сноска. Пункт 12 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ . 13. Хозяйствующие субъекты в 10-дневный срок со дня утверждения Реестра уведомляются об их включении в Реестр (форма Уведомления приведена в Приложении 2). 14. Утвержденный Реестр ежегодно публикуется в официальных средствах массовой информации. 3. Меры, принимаемые по отношению к хозяйствующим субъектам, включенным в Реестр
15. Государственный реестр является средством предупреждения и пресечения монополистической деятельности. Уполномоченный орган после включения хозяйствующего субъекта в Реестр:
1) систематически наблюдает за его поведением на товарном рынке;
2) осуществляет контроль за слияниями, передачей и продажей его акций;
3) осуществляет контроль за договорами, которые заключают хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, с потребителями;
4) отслеживает участие руководителей хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр, в совете директоров и иных органах Управления обществом у конкурирующих структур;
5) осуществляет контроль за ценами на монопольную продукцию с целью недопущения ценового сговора, ценовой дискриминации и применения монопольно высоких цен для получения сверхприбыли.
16. Центральным уполномоченным органом проводится мониторинг рынков, на которых осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр. По результатам проводимого анализа, рассматриваются возможности для развития конкуренции и готовятся предложения по пресечению монополистической деятельности и усилению конкуренции на монополизированных рынках.
17. Государственное регулирование цен в конкурентной сфере экономики вводится в следующих случаях:
1) при невозможности или нецелесообразности разукрупнения (разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке определенного товара;
2) при наличии решения Правительства Республики Казахстан о введении государственного регулирования цен;
3) при оказании государственными предприятиями монопольных видов услуг (товаров, работ).
При введении государственного регулирования цен в конкурентной сфере экономики Уполномоченный орган вправе применять особый порядок формирования затрат, распространяемый на субъектов естественных монополий. <*>
Сноска. Пункт 17 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
18. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны один раз в полугодие представлять в центральный (территориальный) уполномоченный орган отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, сведения о продаже и передаче в управление акций предприятия и информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность производства.
19. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны не позже чем за две недели уведомить центральный (территориальный) уполномоченный орган о предстоящем повышении отпускной цены на монопольно производимые товары (работы, услуги) и о причинах их повышения. <*>
Сноска. Пункт 19 - в новой редакции согласно приказу Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 21 июня 2000 года N 134-ОД V001167_ .
4. Ответственность хозяйствующих субъектов,
включенных в Реестр, за нарушение
антимонопольного законодательства и их права
20. При установлении фактов нарушения хозяйствующими субъектами, включенными в Реестр, норм антимонопольного законодательства, центральным (территориальным) уполномоченным органом принимаются меры антимонопольного воздействия согласно ст.14 Закона "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
21. При неисполнении хозяйствующими субъектами, включенными в Реестр, решений, предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства центральный (территориальный) уполномоченный орган вправе:
1) рассматривать дела на Административной комиссии по фактам нарушения антимонопольного законодательства;
2) применять санкции на основании "Инструкции по применению к предприятиям-монополистам экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Казахстан за N 633 от 5.09.1998 года V980633_ .
22. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, имеют право обратиться в центральный уполномоченный орган с заявлением о своем несогласии в недельный срок со дня получения уведомления о включении их в Реестр. Заявление должно содержать обосновывающие материалы для исключения их из Реестра (собственные объемы поставки, экспорта, информацию о конкурирующих структурах, их объемах поставки и др.). В 10-дневный срок центральный уполномоченный орган принимает решение об исключении или сохранении обратившегося хозяйствующего субъекта в Реестре.
23. Решения территориального уполномоченного органа, носящие характер обязательных предписаний, а также решения о наложении штрафов на хозяйствующих субъектов, могут обжаловаться в центральном уполномоченном органе. Соответствующие решения центрального уполномоченного органа могут обжаловаться в судебных органах в установленном законодательством порядке.
Приложение N 1
к Правилам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке
Государственный реестр хозяйствующих субъектов
республики на 199__ год, занимающих доминирующее положение на рынке _______________________________________________________________________ N !Наименование!Местонахождение!Наименование!Доля хозяй-!N и дата пос- п/п!хозяйствую- !хозяйствующего !товаров (ра-!ствующего !тановления !щих субъек- ! субъекта !бот, услуг),!субъекта на!Агентства, на ! тов ! !по которым !соответству!основании ко- ! ! !Хозяйствую- !ющем рынке !торого хозяй- ! ! !щий субъект !товаров (ра!ствующий ! ! !включается в!бот, услуг)!субъект вклю- ! ! ! Реестр ! !чается в ! ! ! ! !Реестр ___!____________!_______________!____________!___________!______________
Приложение N 2
к Правилам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке
Уведомление
о включении (исключении) в (из) Реестр(а) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке _____________________________________________________________________ наименование хозяйствующего субъекта _____________________________________________________________________ наименование товаров (работ, услуг), по которым хозяйствующий _____________________________________________________________________ субъект включается в Реестр _____________________________________________________________________ N и дата утверждения постановления Агентства, на основании которого хозяйствующий субъект включается (исключается) в (из) Реестр(а) Кроме того, ставим Вас в известность, что включение в Реестр влечет за собой необходимость предоставления Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (территориальным органам) раз в полугодие отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, сведений о продаже и передаче в управление акций предприятия и информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность предприятия. Председатель Агентства "___"__________199_г. (Специалисты: Цай Л.Г. Сельдемирова И.Г.)