Сноска. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 28 октября 2002 года N 216-ОД утратило силу приказом Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК от 21 ноября 2006 года N 270-ОД .
Руководствуясь Законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года " О недобросовестной конкуренции", от 9 июля 1998 года " О естественных монополиях" и от 19 января 2001 года " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства (далее - Правила).
2. Департаменту законодательства и регулирования жилищно-коммунальных отношений (Рахимжанов А.Т.) обеспечить в установленном законодательством порядке представление Правил на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту административной работы (Токарева М.А.):
обеспечить в установленном порядке опубликование Правил в официальных средствах массовой информации;
довести Правила до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
4. Признать утратившим силу приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 9 апреля 1999 года N 15-ОД "Об утверждении Правил применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства" (номер в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 793).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Председателя Агентства Амрина А.К.
Утверждены
приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции
от 28 октября 2002 года N 216-ОД
Правила применения мер
антимонопольного реагирования на нарушения
антимонопольного законодательства
1. Настоящие Правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства (далее - Правила) разработаны в соответствии c Законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года "
О недобросовестной
конкуренции", от 9 июля 1998 года "
О естественных
монополиях", от 19 января 2001 года "
О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, направленными на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
2. Правила определяют порядок применения мер антимонопольного реагирования Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и его территориальными органами (далее - антимонопольный орган) на нарушения антимонопольного законодательства субъектами рынка и государственными органами.
3. Понятия и термины, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, определяемых в нормативных правовых актах, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
4. Под мерами антимонопольного реагирования понимаются осуществляемые антимонопольным органом, в пределах своей компетенции, действия по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, а также привлечению к ответственности виновных лиц.
5. Нарушениями антимонопольного законодательства признаются деяния (действия, бездействия) субъектов рынка и государственных органов, противоречащие антимонопольному законодательству.
2. Виды нарушений антимонопольного законодательства
6. Нарушениями антимонопольного законодательства, совершаемыми государственными органами, являются:
1) акты и (или) действия государственных органов, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе:
введение ограничений и/или необоснованное воспрепятствование созданию новых субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, работ и услуг, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан;
необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности субъектов рынка в какой-либо сфере;
установление запрета на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров (работ, услуг) из одной области республики в другую, или иным образом ограничение права субъектов рынка на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров (работ, услуг), если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
дача субъектам рынка указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;
создание объединений субъектов рынка, если это ведет к возникновению их доминирующего (монопольного) положения на товарном рынке;
осуществление раздела товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или покупателей;
делегирование (в том числе временно) субъектам рынка полномочий, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом нарушения, предусмотренные абзацами 2-6 настоящего подпункта;
необоснованное предоставление отдельному субъекту рынка или нескольким субъектам рынка льгот и/или исключительных прав, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам рынка;
2) государственная регистрация субъектов рынка органами юстиции, доля которых на соответствующем товарном рынке при создании будет превышать тридцать пять процентов, государственная регистрация (перерегистрация) при реорганизации субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, а также внесение записи об исключении из единого государственного регистра юридических лиц при реорганизации или ликвидации субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению суда, без предварительного согласия антимонопольного органа;
3) полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) государственного органа с другими государственными органами либо с субъектом рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
предоставление исключительных прав отдельному субъекту рынка;
ограничение доступа на товарный рынок (выхода с рынка) или устранение с него субъектов рынка;
4) акты и (или) действия, которые ограничивают хозяйственную самостоятельность, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельным субъектам рынка либо иным образом устраняют или ограничивают конкуренцию.
Нарушениями антимонопольного законодательства, совершаемыми субъектами рынка в конкурентной сфере являются:
1) действия субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, злоупотребление своим доминирующим (монопольным) положением, включая такие действия, как:
установление монопольно высоких (низких) цен;
навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами рынка, согласие заключить договор лишь при внесении в него этих условий;
изъятие из обращения товаров (работ, услуг), с целью создания или поддержания дефицита на товарном рынке, либо повышения (снижения) цены;
создание препятствий входа на товарный рынок другим субъектам рынка;
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров (работ, услуг), на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
2) полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов рынка (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
ограничение производства, изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на товарном рынке либо повышения цен, в том числе путем сговора;
необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров (работ, услуг), на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или их покупателей (заказчиков);
отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
установление (поддержание) единых цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок на товарном рынке, в том числе путем сговора;
повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
3) полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) не конкурирующих субъектов рынка, один из которых занимает доминирующее (монопольное) положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов физических и юридических лиц;
4) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей относительно производителя или продавца товара (работ, услуг);
5) копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение, относительно производителя или продавца товаров (работ, услуг);
6) распространение заведомо ложных сведений и утверждений относительно товаров (работ, услуг) конкурента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах, способе и месте изготовления товаров, работ и услуг и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), доброе имя и репутацию конкурента;
7) распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента;
8) умышленное искажение или сокрытие в рекламной информации сведений об истинных свойствах, качестве и ценах товаров (работ, услуг);
9) горизонтальные слияния субъектов рынка, приводящие к существенному ограничению или устранению конкуренции;
10) получение, использование или разглашение научно-технической и иной информации, составляющей коммерческую и (или) служебную тайны, без согласия ее владельца;
11) достижение преимущества в конкуренции, путем использования демпинговых цен;
12) иные действия, приводящие к устранению или ограничению конкуренции, предоставлению и (или) получению необоснованных преимуществ;
13) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора.
8. Нарушениями антимонопольного законодательства, совершаемыми субъектами естественной монополии являются:
1) владение акциями (долями), кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов, или иным образом участие в деятельности других коммерческих организаций;
2) взимание за предоставляемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный или согласованный антимонопольным органом;
3) отчуждение основных средств без согласования с антимонопольным органом;
4) навязывание условий доступа к услугам субъектов естественной монополии или совершение иных действий, ведущих к дискриминации потребителей услуг субъектов естественной монополии или получению дохода за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных тарифах;
5) приобретение товаров, работ и услуг без проведения тендера или конкурса, в случаях, предусмотренных законодательством;
6) оказание услуг и осуществление иной деятельности, не относящейся к основной деятельности субъекта естественной монополии;
7) наличие права собственности и (или) права хозяйственного ведения на имущество, которое не связано с производством и предоставлением услуг, товаров и работ субъекта естественной монополии;
8) приобретение не для собственного потребления товаров, работ и услуг, транспортируемых или передаваемых им;
9) необоснованный отказ от заключения договоров на предоставление услуг и их исполнения;
10) обслуживание потребителей услуг (товаров, работ) без учета цен, тарифов, определенных уполномоченным органом за предоставляемые услуги (товары, работы);
11) непредставление потребителям информации об изменении цен и тарифов в порядке, установленном законодательством;
12) иные деяния, противоречащие требованиям законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность субъектов естественной монополии.
Сноска. Глава 3 исключена приказом Председателя Агентства РК
по регулированию естественных монополий от 24 апреля 2006 года N
115-ОД
(вводится в действие со дня его опубликования).
4. Внесение предписаний и решений об устранении
нарушений антимонопольного законодательства
40. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства вносится субъектам рынка либо государственным органам, допустившим нарушения антимонопольного законодательства.
41. Предписание оформляется на фирменном бланке антимонопольного органа и должно содержать:
1) наименование субъекта рынка или государственного органа, в отношении которого (которых) составляется предписание;
2) описание установленного факта (фактов) нарушения антимонопольного законодательства, а также нормы права, которые были нарушены субъектом рынка или государственным органом;
3) действия, которые должен совершить субъект рынка или государственный орган для устранения нарушения антимонопольного законодательства (или от совершения которого (которых) он должен воздержаться);
4) срок исполнения предписания;
5) срок представления информации об исполнении предписания;
6) подпись лица, уполномоченного подписывать предписание;
7) печать антимонопольного органа.
42. Государственные органы (их должностные лица), субъекты рынка (их руководители) вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания и решения антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении административного взыскания.
43. Предписание и решение антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.
44. В отношении субъектов рынка и государственных органов, допустивших нарушения антимонопольного законодательства, выносятся следующие предписания и решения антимонопольного органа:
1) о заключении договоров с другими субъектами рынка, а также о заключении договоров на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии с потребителями;
2) об отчуждении технологически связанных производств, не являющихся естественными монополиями;
3) о возмещении причиненного ущерба и (или) убытков напрямую или путем установления временных компенсирующих (понижающих) цен и тарифов;
4) об установлении фиксированных цен (тарифов) на услуги субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке;
5) о принудительном разделении, выделении субъектов рынка;
6) о внесении изменений и (или) расторжении заключенных договоров;
7) об отмене актов, признанных антимонопольным органом не соответствующими антимонопольному законодательству;
8) о восстановлении положения, существовавшего до допущенного нарушения;
9) о перечислении в бюджет монопольного дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;
10) об исполнении предписания, решения и постановления антимонопольного органа;
11) о прекращении нарушений и (или) устранении их последствий.
5. Порядок возбуждения административного производства
45. Факт нарушения антимонопольного законодательства, по которому требуется возбуждение административного производства, должен быть надлежащим образом зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, который должен быть составлен в соответствии с требованиями
Кодекса
Республики Казахстан об административных правонарушениях.
46. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.
47. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к этому протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись.
48. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток с момента выявления правонарушения.
49. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
50. Должностное лицо антимонопольного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
51. Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо выносит одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении производства по делу;
3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера;
4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.
52. В случае, когда рассмотрение дела и наложение взысканий по фактам нарушений законодательства, совершенных субъектом рынка или государственным органом, ставшим известными антимонопольному органу в ходе проведенной им проверки или в иных случаях, не входят в его компетенцию, он обязан направлять такие материалы в соответствующие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений.
53. Постановление по делу об административном правонарушении составляется в соответствии с
Кодексом
Республики Казахстан об административных правонарушениях.
54. Ответственное подразделение антимонопольного органа, определенное приказом руководителя антимонопольного органа, должно вести и хранить журналы учета предписаний, протоколов, постановлений и иных решений, составленных (принятых) в отношении субъектов рынка или государственных органов, допустивших нарушение антимонопольного законодательства. Журналы учета должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью антимонопольного органа.
6. Обращения в судебные органы
55. Для пресечения нарушений антимонопольного законодательства и устранения их последствий антимонопольный орган обращается в судебные органы с исками:
1) об изъятии в государственный бюджет дохода, полученного в период осуществления недобросовестной конкуренции;
2) о ликвидации субъекта рынка;
3) о взыскании убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также потребителям в период осуществления недобросовестной конкуренции;
4) о принудительном разделении или выделении из их состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции, в случае, когда субъекты рынка, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства в течение календарного года, направленные на ограничение конкуренции;
5) о признании продукции контрафактной;
6) о взыскании суммы штрафа;
7) о понуждении исполнения предписаний, решений и постановлений антимонопольного органа, указанных в подпунктах 7)-11) пункта 44 настоящих Правил;
8) в иных случаях с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства по защите интересов потребителей.
56. Территориальные органы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции вправе в своей деятельности применять любые меры антимонопольного реагирования в пределах своей компетенции, определенной соответствующими Положениями о них, за исключением тех случаев, когда применение мер антимонопольного реагирования в соответствии с законодательством возможно только Агентством.
57. Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.