Сноска. Утратил силу совместным приказом Председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) от 13.08.2010 № 143, Министра юстиции РК от 14.09.2010 № 263 и Министра финансов РК от 21.07.2010 № 361.
В соответствии с Концепцией борьбы с правонарушениями в сфере экономики на 2001-2003 годы, одобренной распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2001 года N 201, в целях усиления взаимодействия налоговых органов, органов юстиции и финансовой полиции, координации усилий в борьбе с экономическими преступлениями и совершенствования работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов преднамеренного и ложного банкротства, приказываем:
1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению фактов преднамеренного и ложного банкротства.
2. Налоговым органам, Комитету по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан, органам финансовой полиции и юстиции в течение месячного срока со дня введения в действия настоящего Совместного приказа принять меры по организации его исполнения.
3. Контроль за исполнением настоящего Совместного приказа возложить на вице-Министра юстиции Республики Казахстан Раева М.К., Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Канатова С.С., первого заместителя Председателя Агентства финансовой полиции Республики Казахстан Ибраимова Р.А.
4. Министерству финансов Республики Казахстан (З.Какимжанову) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр финансов
Республики Казахстан
Министр юстиции
Республики Казахстан
Председатель Агентства
финансовой полиции
Республики Казахстан
Утверждены
Совместным приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 21 декабря 2002 года N 625
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 3 декабря 2002 года N 186
Председателя
Агентства финансовой полиции
Республики Казахстан
от 20 декабря 2002 года N 159
"Об утверждении Правил взаимодействия
государственных органов по
предупреждению, выявлению и пресечению
фактов преднамеренного и ложного
банкротства"
Правила
взаимодействия государственных органов по предупреждению,
выявлению и пресечению фактов преднамеренного и ложного банкротства
1. Общие положения
1. Настоящие Правила взаимодействия государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению фактов преднамеренного и ложного банкротства (далее - Правила) разработаны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Уголовным, Гражданским и Налоговымкодексами, а также Законом Республики Казахстан "О банкротстве" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, направлены на предупреждение, пресечение и выявление фактов преднамеренного и ложного банкротства.
2. Государственные органы в работе по предупреждению, выявлению и пресечению фактов преднамеренного и ложного банкротства руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящими Правилами.
3. Передача материалов по преднамеренному или ложному банкротству или любой другой информации, связанной с такими материалами, из одного государственного органа в другой регистрируется канцеляриями соответствующих государственных органов в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 июня 1992 года N 562 "Об утверждении Основных правил документирования и управления документацией в объединениях (предприятиях), учреждениях и организациях всех организационно- правовых форм Республики Казахстан". См. V095834
2. Действия налоговых органов по выявлению признаков преднамеренного и ложного банкротства
4. Налоговым комитетам по областям, городам Астана, Алматы определить лиц, ответственных за работу по выявлению фактов преднамеренного и ложного банкротства из числа сотрудников отдела принудительного взимания.
5. Налоговые органы при осуществлении камерального контроля за налоговой отчетностью, предоставляемой налогоплательщиками, одной из целей контроля должны определить выявление признаков преднамеренного банкротства и наличие (отсутствие) неправомерных действий в отношении проверяемой организации и ее кредиторов.
В этих целях необходимо обращать внимание на ухудшение финансового состояния организации, уменьшение степени обеспеченности ее обязательств, рост налоговой и другой кредиторской задолженности, заключение сделок с целью вывода имущества, ценных бумаг и других активов организации и других нереальных сделок, которые могут повлечь преднамеренное банкротство организации.
6. При проведении камерального контроля рассчитываются показатели, характеризующие изменения в степени обеспеченности обязательств проверяемой организации перед ее кредиторами.
7. К показателям, характеризующим степень обеспеченности обязательств организации перед ее кредиторами, относится:
1) обеспеченность обязательств организации всеми ее активами;
2) обеспеченность обязательств организации ее текущими активами;
3) величина чистых активов.
8. Обеспеченность обязательств организации всеми ее активами определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
9. Обеспеченность обязательств организации ее текущими активами характеризуется величиной текущих активов организации, приходящихся на единицу долга.
Обеспеченность обязательств организации ее текущими активами определяется как отношение величины текущих активов к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
10. Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами.
Чистые активы рассчитываются как разность между активами организации и общей суммой ее обязательств.
11. При проведении камерального контроля рассматривается динамика вышеуказанных показателей отчетного периода по сравнению с предыдущими периодами.
При рассмотрении показателей, характеризующих обеспечение требований кредиторов, в составе обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих активов проверяемой организации.
К наиболее ликвидным активам относятся деньги на счетах, а также краткосрочные ценные бумаги; к наименее ликвидным активам - основные фонды, находящиеся на балансе организации.
12. Если при проведении камерального контроля установлено, что степень обеспеченности требований кредиторов за отчетный период по сравнению с предыдущими существенно ухудшилась, налоговые органы проводят документальную комплексную проверку исполнения налоговых обязательств по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, в том числе и на предмет выявления признаков преднамеренного банкротства.
При проведении документальной проверки анализируются сделки проверяемой организации, реализация которых могла быть причиной соответствующей отрицательной динамики показателей.
К заведомо невыгодным условиям сделки могут быть отнесены:
1) занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой, среднестатистической ценой на аналогичные товары (работы, услуги);
2) установление заведомо невыгодных для проверяемой организации сроков и (или) способов оплаты по реализованному или приобретенному товару (работам, услугам);
3) любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества проверяемой организации, в том числе возникшие в результате реорганизации, путем выделения (разделения) других юридических лиц, если они не сопровождаются сокращением кредиторской задолженности.
13. Для проведения сравнительного экспресс-анализа реальности (соответствия цен совершенных проверяемой организацией сделок среднестатистической цене аналогичных сделок) сделок можно использовать данные Агентства Республики Казахстан по статистике.
14. Налоговые органы обращаются в органы прокуратуры с ходатайством о предъявлении иска в суд о признании недействительными сделок, которые повлекли или могли повлечь преднамеренное банкротство организации.
15. Налоговыми органами используются данные, полученные на основании подпункта д) пункта 6 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности", от обслуживающего(их) банка(ов) о наличии и движении денег по банковским счетам проверяемой организации в виде выписки из лицевого счета клиента.
16. Методика определения признаков преднамеренного банкротства, указанная в пунктах 5-14 настоящих Правил, может быть использована налоговыми органами при проведении других налоговых проверок.
17. По результатам документальной проверки на предмет преднамеренного банкротства налоговыми органами могут быть сделаны следующие выводы:
1) если степень обеспеченности требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные проверяемой организацией, соответствуют существовавшим среднестатистическим ценам, рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
2) если степень обеспеченности требований кредиторов ухудшилась и сделки, совершенные проверяемой организацией, не соответствуют существовавшим среднестатистическим ценам, рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
18. В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 17 настоящих Правил, налоговые органы, в соответствии со статьей 540 Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет Республики Казахстан, отражают в Акте налоговой проверки признаки преднамеренного банкротства с указанием суммы ущерба, причиненного государству уклонением от уплаты налоговой задолженности и в трехдневный срок со дня окончания проверки направляют его с приложением подтверждающих документов в органы финансовой полиции. См. K080000099
При этом, поскольку преднамеренное банкротство является способом уклонения от уплаты налоговой задолженности, суммой ущерба признается сумма налоговой задолженности по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.
19. По запросам органов финансовой полиции налоговые органы выделяют специалистов для исследования и проверки оснований, указывающих на признаки правонарушения, связанного с преднамеренным или ложным банкротством, составлению доказательной базы.
20. Налоговые органы составляют и ведут перечень организаций (по форме согласно приложению 1, далее - Перечень), при проведении проверки которых составлен Акт выявления признаков преднамеренного банкротства и направляют данный Перечень в соответствующие управления юстиции и республиканские государственные предприятия "Центры по недвижимости Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан" (далее - Центр по недвижимости) для осуществления контроля за совершением сделок с имуществом, сбора сведения о собственниках, учредителях (участниках) организации.
При получении информации от Центра по недвижимости о совершении сделки по возникновению, изменению или прекращению права (обременения) на имущество организаций, указанной в Перечне, налоговые органы должны применить все меры по исполнению и принудительному взысканию налоговой задолженности.
21. В Перечне указывается, в какие правоохранительные органы переданы соответствующие материалы, дата передачи, мероприятия по взаимодействию с органами финансовой полиции, результаты рассмотрения.
Перечень ежеквартально, но не позднее 30 числа последнего месяца отчетного квартала, представляется в Управление налогового контроля Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Действия Комитета по работе с несостоятельными
должниками и его территориальных органов
22. Комитет по работе с несостоятельными должниками (далее - Комитет) и его территориальные органы осуществляют контроль в процедурах банкротства и внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника за деятельностью реабилитационного и конкурсного управляющих, за исключением председателей ликвидационных комиссий ликвидируемых банков и страховых (перестраховочных) организаций, а также выявляет признаки преднамеренного и ложного банкротства.
23. Территориальные органы Комитета в целях реализации статьи 10-1 Закона Республики Казахстан "О банкротстве" организуют сбор и анализ информации от реабилитационных и конкурсных управляющих о ходе проведения процедуры банкротства или реабилитации. В случае обнаружения признаков уголовно-наказуемого деяния, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан, Комитет принимает меры по направлению материалов в территориальные органы финансовой полиции для принятия процессуального решения и при этом обеспечивает полноту требуемой документации и предоставление специалистов для проведения доследственной проверки в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан.
24. Для организации в этом направлении работы реабилитационных и конкурсных управляющих Комитет определят ответственных лиц территориальных органов Комитета и утверждает Методические рекомендации по выявлению признаков вышеуказанных составов уголовных преступлений и административных правонарушений, а также проведению мероприятий по признанию недействительными сделок организации, которые повлекли преднамеренное банкротство или устойчивую неплатежеспособность должника.
При признании сделок недействительными территориальные органы Комитета ведут контроль за процедурами возврата имущества должника.
25. Территориальные органы Комитета в соответствии с подпунктом 17) статьи 10-1 Закона Республики Казахстан "О банкротстве" выявляют признаки ложного и преднамеренного банкротства организаций, признанных банкротами.
26. При выявлении территориальными органами Комитета признаков преднамеренного банкротства используется методика, установленная пунктами 5-14 настоящих Правил.
27. По результатам выявления признаков преднамеренного банкротства составляется Акт по форме, утвержденной Комитетом.
28. Выявление признаков ложного банкротства может быть произведено Комитетом и его территориальными органами в случае инициирования самой организацией процедуры банкротства (статья 17 Закона Республики Казахстан "О банкротстве").
29. Признаком ложного банкротства является наличие у организации возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату подачи в суд заявления о признании ее несостоятельности (банкротом).
30. Для установления наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств организации ее текущими активами.
Обеспеченность краткосрочных обязательств организации ее текущими активами определяется как отношение величины текущих активов, к величине краткосрочных активов, за исключением доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей.
При определении обеспеченности краткосрочных обязательств организации ее текущими активами следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих активов проверяемой организации.
31. На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств организации ее текущими активами делаются следующие выводы:
1) если величина обеспеченности краткосрочных обязательств организации ее текущими активами равна или больше единицы, то признаки ложного банкротства усматриваются;
2) если величина обеспеченности краткосрочных обязательств организации ее текущими активами меньше единицы, то признаки ложного банкротства отсутствуют.
32. По результатам проведенных мероприятий составляется Акт о выявлении признаков ложного банкротства, по форме, утвержденной Комитетом.
33. В случае выявления признаков преднамеренного или ложного банкротства Комитет или его территориальный орган в течение трех дней с момента составления Акта о выявлении признаков преднамеренного или ложного банкротства направляет его и подтверждающие материалы в органы финансовой полиции для принятия процессуального решения.
34. В случае подтверждения органами финансовой полиции указанных фактов преднамеренного или ложного банкротства территориальные органы Комитета организуют работу совместно с органами финансовой полиции в целях сбора доказательной базы и участия в судебном процессе.
35. В случае привлечения виновных лиц к уголовной или административной ответственности за совершение преднамеренного банкротства Комитет или его территориальные органы принимают меры по предъявлению исков в суд о наложении на правообладателя имущества, учредителя (участника) и (или) должностных лиц организации субсидиарного обязательства.
36. Комитет обращается в органы прокуратуры с ходатайством о предъявлении иска на предмет признания недействительными сделок, которые повлекли преднамеренное банкротство или устойчивую неплатежеспособность организации.
Критерии устойчивой неплатежеспособности организации устанавливаются Комитетом.
37. Комитет составляет и ведет Перечень (по форме, указанной в пункте 20 настоящих Правил) организаций - банкротов и организаций, в отношении которых введена реабилитационная процедура, на которых выявлены признаки преднамеренного и ложного банкротства, умышленного приведения к неплатежеспособности, с указанием в какие правоохранительные органы переданы соответствующие материалы, даты передачи, мероприятий по взаимодействию с органами финансовой полиции, результаты рассмотрения и направляют данный Перечень в соответствующие управления юстиции и Центры по недвижимости для осуществления контроля за совершением сделок с имуществом, сбора сведений о собственниках, учредителях (участниках) организации.
38. Комитет ежеквартально, но не позднее 30 числа последнего месяца отчетного квартала, направляет указанный перечень в Управление налогового контроля Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан.
4. Действия органов финансовой полиции
39. Органы финансовой полиции принимают материалы, связанные с преднамеренным и ложным банкротством и в срок, предусмотренный законодательством Республики Казахстан, но не более 2 месяцев, информировать заявителя (налоговые органы или территориальные органы Комитета) о принятом процессуальном решении либо результатах расследования уголовного дела. V030002165
40. В случае необходимости, возникшей при расследовании уголовного дела, по запросу органа финансовой полиции государственные органы, направившие материалы, связанные с преднамеренным или ложным банкротством, направляют своих сотрудников для представления интересов государства на стадии расследования уголовного дела и (или) в суде.
41. Органы финансовой полиции ежеквартально, но не позднее 15 числа последнего месяца отчетного квартала направляют Перечень по форме, указанной в пункте 20 настоящих Правил, в налоговые органы и территориальные органы Комитета.
42. Органы финансовой полиции проводят оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, административное производство по делам, связанным с преднамеренным и ложным банкротством в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
43. В случае привлечения виновных лиц к уголовной или административной ответственности за совершение преднамеренного или ложного банкротства органы финансовой полиции передают материалы по этим фактам Комитету по работе с несостоятельными должниками для решения вопроса о привлечении правообладателя имущества, учредителя (участника) и (или) должностных лиц организации к субсидиарной ответственности.
44. Органы финансовой полиции оказывают содействие налоговым органам и территориальным органам Комитета в вопросах предупреждения, выявления и пресечения фактов преднамеренного и ложного банкротства, по официальному письменному запросу названных органов.
45. Органы финансовой полиции, в соответствии с нормами статьи 71-1 Закона Республики Казахстан "О банкротстве" по заявлению заинтересованной стороны осуществляют действия по привлечению к ответственности конкурсных управляющих при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих полномочий.
5. Действия органов юстиции
46. Органы юстиции обеспечивают проведение Центрами по недвижимости сравнительного анализа организаций согласно Перечню, предоставляемого налоговыми органами, органами Комитета и предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил, и участников сделки по возникновению, изменению или прекращению права (обременения) на имущество в течение 3-х рабочих дней с момента подачи заявления о государственной регистрации права (обременения).
В случае обнаружения совпадения реквизитов организации, указанного в Перечне, и реквизитов участника сделки, Центры по недвижимости направляют информацию о подаче участником сделки заявления о государственной регистрации в соответствующие территориальные налоговые органы и органы Комитета в течение 3-х рабочих дней с момента подачи заявления о государственной регистрации права (обременения).
47. Управления юстиции направляют информацию в соответствующие территориальные налоговые органы о регистрации (перерегистрации) юридического лица, учредителем (участником) которого является лицо, являющимся учредителем (участником) юридического лица, указанного в Перечне в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления о регистрации юридического лица.
Приложение
к Правилам взаимодействия государственных
органов по предупреждению, выявлению и
пресечению фактов преднамеренного и
ложного банкротства, утвержденным
совместным приказом Министерства
финансов Республики Казахстан
от 21 декабря 2002 года N 625,
Министерства юстиции Республики
Казахстан от 3 декабря 2002 года N 186
и Агентства финансовой полиции
Республики Казахстан
от 20 декабря 2002 года N 159
Перечень налогоплательщиков, подпадающих под признаки преднамеренного или ложного банкротства *
______________________________________________________________
N| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
_|__________|_________|__________|___________|________|____|________
|Наименова-|Учредите-|Состояние | Факты |N и дата|Дата|Принятое
|ние Ю.Л. |ли Ю.Л. |Ю.Л. |преднамерен|Акта вы-|пере|процес-
| | |(банкрот |ного или |явления |дачи|суальное
| | |(судебная,|ложного |призна- |мате|решение
| | |внесудеб- |банкротства|ков пред|риа-|органа
| | |ная), | |намерен-|лов |финансо-
| | |признаки | |ного или|в ор|вой
| | |преднаме- | |ложного |ганы|полиции
| | |ренного | |банкрот-|фи- |(N УД,
| | |или ложно-| |ства |нан-|фабула,
| | |го банк- | | |со- |статья
| | |ротства | | |вой |дата
| | | | | |поли|возбуж-
| | | | | |ции |дения и
| | | | | | |т.д.
-------------------------------------------------------------------
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |14
________________________|_____|________|________|_____|________|____
Результаты возбуждения | | | | | |
уголовного дела | | | | | |
------------------------| | | | | |
Пре-|Приос-|Направ|Реше-|Сумма|Возмещен|Сведения| Дата|Создание|При
кра-|танов-|лено в|ние |нане-|ня сумма|о регист|пода-|(дата по|ме-
щено|лено |Суд |суда |сенно|ущерба |рации |чи за|дачи за-|ча-
| | | |го | |права |явле-|явления |ние
| | | |ущер-| |(обреме-|ния о|о регист|
| | | |ба | |нения) |регис|рации) |
| | | | | |на иму- |тра- |новых |
| | | | | |щество |ции |юридичес|
| | | | | |Ю.Л. (да|права|ких лиц |
| | | | | |та регис|(обре|учредите|
| | | | | |трации, |мене-|лями лиц|
| | | | | |правооб-|ния) |Ю.Л. |
| | | | | |ладатель| | |
| | | | | |имущест-| | |
| | | | | |ва, | | |
| | | | | |объект | | |
| | | | | |регистра| | |
| | | | | |ции, ос-| | |
| | | | | |нование | | |
| | | | | |регистра| | |
| | | | | |ции | | |
--------------------------------------------------------------------
______________________
* Пункты 1, 2, 4, 5, 6, 14 - заполняются налоговыми органами;
Пункты 1, 2, 3, 5, 6, 14 - заполняются органами Комитета по работе с несостоятельными должниками;
Пункты 7, 8, 9, 10, 14 - заполняются органами финансовой полиции;
Пункты 11, 12, 14 - заполняются подведомственными предприятиями Министерства юстиции (Центры по недвижимости);
Пункты 13, 14 - заполняются органами Министерства юстиции (управления юстиции).