Сноска. В текст постановления были внесены изменения на государственном языке - Постановлением Акимата Западно-Казахстанской области от 16.04.2008 N 118.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2005 года N 110 "Об утверждении Правил исполнения республиканского и местных бюджетов" и в целях определения условий и порядка кредитования отраслей реального сектора экономики за счет местного бюджета, акимат области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить (прилагаемые):
1) Правила предоставления кредитов за счет средств местного бюджета на поддержку и развитие отраслей реального сектора экономики Западно-Казахстанской области;
2) перечень приоритетных направлений бюджетного кредитования местным исполнительным органом Западно-Казахстанской области.
2. Признать утратившими силу некоторые постановления акимата Западно-Казахстанской области согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Администраторам местных бюджетных программ обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием выделенных кредитных ресурсов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима области Хамитова А. Ш.
Аким области |
Утверждены постановлением акимата Западно-Казахстанской области от 24 февраля 2005 года № 80 |
ПРАВИЛА
предоставления кредитов за счет средств местного
бюджета на поддержку и развитие отраслей реального
сектора экономики Западно-Казахстанской области
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан, постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2005 года N 110 "Об утверждении Правил исполнения республиканского и местных бюджетов", и определяют обязательный порядок предоставления кредитов за счет бюджетных средств, выделяемых на поддержку и развитие отраслей реального сектора экономики Западно-Казахстанской области.I. Общие положения
1. В настоящих Правилах используются следующие понятия:администратор программ - государственный орган, финансируемый из местного бюджета, ответственный за финансовое планирование, обоснование и реализацию местных бюджетных программ;
бюджетный кредит - деньги, выделяемые кредитором из местного бюджета на условиях срочности, платности и возвратности;
кредитор - местный исполнительный орган - сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с действующим законодательством;
заемщик - банк-заемщик, конечный заемщик - получающие бюджетный кредит, которые несут обязательства по погашению основного долга и выплате вознаграждения, а также других платежей по кредитному соглашению;
банк-заемщик - банк второго уровня или организация, имеющая лицензию Национального Банка Республики Казахстан на осуществление отдельных видов банковских операций, которые получают бюджетные кредиты из местного бюджета для дальнейшего кредитования конечных заемщиков;
конечный заемщик - юридическое или физическое лицо, резиденты Республики Казахстан, получатель бюджетного кредита, предоставленного ему банком-заемщиком на условиях, определенных кредитором;
задолженность по бюджетному кредиту - сумма платежей, не выплаченных банком-заемщиком в соответствии с графиком погашения и обслуживания бюджетного кредита на определенную дату;
конкурсная комиссия - комиссия по отбору банков-заемщиков и рассмотрению проектов развития отраслей экономики области, предложенных конечными заемщиками.
2. Бюджетное кредитование является составной частью исполнения местным исполнительным органом принятого на соответствующий год местного бюджета и осуществляется путем предоставления бюджетных кредитов банкам-заемщикам для последующего кредитования конечных заемщиков.
3. Условием бюджетного кредитования является обеспечение защиты интересов кредитора, сведения к минимуму возникновения кредитного риска.
4. Кредитование производится согласно приоритетным направлениям бюджетного кредитования, определяемым местным исполнительным органом области через банки-заемщики, отобранные путем проведения конкурса в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
5. После принятия соответствующих бюджетов администраторами программ в срок не более одного месяца определяются требования к претендентам на определение банков-заемщиков.
6. После выполнения пункта 5 настоящих Правил администратор программы в течение трех рабочих дней направляет на согласование с уполномоченным органом по исполнению бюджета конкурсную документацию.
Уполномоченный орган по исполнению бюджета в течение десяти рабочих дней согласовывает конкурсную документацию и письменно информирует об этом администратора программы.
7. Администраторы программ объявляют конкурс на получение кредитов в рамках реализации бюджетных программ с указанием срока предоставления заявок. Рассмотрение документов и проведение конкурса по отбору заемщиков из числа допущенных к участию в конкурсе банков-заемщиков для бюджетного кредитования за счет средств местного бюджета осуществляется конкурсными комиссиями, создаваемыми администраторами программ. Кроме этого, конкурсные комиссии осуществляют конкурсный отбор проектов развития отраслей экономики области, определяют основные условия кредитного соглашения с банком-заемщиком.
8. Заключение кредитных соглашений с заемщиками о предоставлении бюджетных кредитов за счет местного бюджета осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета совместно с администраторами бюджетных программ на основании принятых актов местных исполнительных органов о предоставлении кредитов. В течении трех месяцев со дня подписания кредитного договора (соглашения) заемщик должен подписать соответствующие договора (соглашения), обеспечивающие исполнение заемщиком обязательств по бюджетному кредиту.
9. Исполнение обязательств по бюджетному кредиту, обеспечивается залогом, гарантией, поручительством или другими способами, предусмотренными действующим законодательством или договором.
II. Порядок и условия предоставления кредитов
10. Предоставление бюджетного кредита осуществляется после заключения и регистрации кредитного договора, договоров поручения и документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по бюджетному кредиту.11. Бюджетные кредиты являются целевыми и предоставляются на возвратной основе в пределах сумм, утвержденных решением маслихата в местном бюджете на соответствующий финансовый год.
12. Кредитный договор в обязательном порядке должен содержать следующие основные условия бюджетного кредита:
1) цель предоставления;
2) размер;
3) валюту;
4) срок;
5) период освоения;
6) ставку вознаграждения.
Основные условия бюджетного кредита и категория заемщиков устанавливаются решением кредитора.
В кредитный договор включаются дополнительные условия, в том числе определяющие способ предоставления бюджетного кредита, график погашения и обслуживания бюджетного кредита, способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту.
13. Сроки кредитования в зависимости от бизнес-проектов определяются: краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 года до 5-ти лет, долгосрочные - от 5-ти до 30 лет.
14. Бюджетные кредиты предоставляются банку-заемщику в национальной валюте по ставке вознаграждения, установленного не ниже сложившейся в предыдущем квартале по результатам операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг средневзвешенной ставке доходности по государственным эмиссионным ценным бумагам, эмитированным Министерством финансов Республики Казахстан со сроком до погашения равном сроку бюджетного кредита.
15. Размер ставки вознаграждения для конечного заемщика не может превышать двухкратной ставки вознаграждения, устанавливаемой для банка-заемщика, определяемой в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил. Бюджетные кредиты могут предоставляться как с плавающей, так и с фиксированной ставкой вознаграждения.
16. Бюджетные кредиты не предоставляются на цели участия в уставных капиталах юридических лиц, покрытие убытков хозяйственной деятельности заемщиков и других просроченных платежей.
17. Конкурсные комиссии администраторов программ производят отбор проектов развития отраслей экономики области в соответствии с приоритетными направлениями кредитования, утвержденными местным исполнительным органом, проводят отраслевую экспертизу и представляют проекты на согласование в уполномоченный орган по экономическому планированию на экономическую экспертизу. После получения положительного заключения конкурсные комиссии на своих заседаниях рассматривают и утверждают список одобренных проектов развития экономики области. Решения конкурсных комиссий носят рекомендательный характер, оформляются в виде протокола и доводятся до заинтересованных сторон.
18. По результатам конкурса администраторы бюджетных программ определяют заемщика и, в установленном порядке, вносят проект соответствующего решения местного исполнительного органа.
19. Предоставление банками-заемщиками средств из кредитных ресурсов кредитора конечным заемщикам осуществляется в соответствии с действующим законодательством, заключенными кредитными договорами и внутренней кредитной политикой банков-заемщиков.
20. Банки-заемщики производят экспертизу проектов конечных заемщиков путем проведения: анализа платежеспособности конечных заемщиков и степени риска непогашения кредита, проверки наличия источников и обеспечения погашения кредита. По проектам, получившим одобрение, банки-заемщики в письменном виде информируют администраторов программ о согласии на финансирование проектов.
21. Ставка банковского вознаграждения по кредиту, предоставляемому банком-заемщиком конечному заемщику, определяется банком-заемщиком совместно с конечным заемщиком в пределах, установленных пунктом 15 настоящих Правил.
22. По одобренным проектам банком-заемщиком оформляются необходимые документы по выдаче конечному заемщику кредита, заключается кредитный договор.
23. После заключения кредитных соглашений и связанных с ними документов банками-заемщиками открываются на имя конечных заемщиков ссудные счета, на которые в соответствии с кредитными договорами зачисляются суммы бюджетных кредитов. С указанного счета производится выдача кредитов путем перечисления денег на расчетный счет конечного заемщика либо оплаты его платежных документов.
24. Предусмотренные в местном бюджете средства, направленные на льготное кредитование, зачисляются департаментом финансов Западно-Казахстанской области на счета соответствующих администраторов программ согласно их заявок и выделяются администраторами программ банку-заемщику для кредитования конечных заемщиков после получения письменного уведомления банка-заемщика о положительном заключении по конкретному проекту.
25. В случае не освоения банком-заемщиком в течение 15 дней выделенных бюджетных средств, используемых как кредитные ресурсы, они подлежат возврату на счет администраторов программ в течение 5 банковских дней. Размеры санкций за несвоевременный возврат денежных средств на счет администраторов программ, в случае не освоения выделенных бюджетных средств определяются кредитным соглашением, заключенным с банком-заемщиком.
III. Порядок погашения и обслуживания кредитов
26. В кредитном договоре может предусматриваться предоставление льготного периода, то есть периода времени, входящего в состав срока бюджетного кредита, в течение которого заемщиком не осуществляется возврат кредита. Продолжительность льготного периода не должна превышать одной трети продолжительности срока бюджетного кредита.27. Погашение заемщиком основного долга, выплата вознаграждения и иных причитающихся платежей осуществляется в соответствии с заключенным кредитным соглашением. При этом устанавливается следующая очередность платежей:
1) начисленная неустойка (штрафы и пени);
2) начисленное вознаграждение;
3) погашение основного долга.
28. Администраторы программ имеют право на досрочное расторжение кредитного соглашения и возврат фактически предоставленных сумм бюджетного кредита в случае нарушения банком-заемщиком условий кредитного соглашения.
29. В случае не расторжения кредитного соглашения администраторы программ вправе при выявлении фактов нецелевого использования кредита взыскивать с банка-заемщика неправомерно использованные суммы кредита с взиманием штрафа в размере 25% от суммы использованных не по целевому назначению.
30. В случае непогашения банком-заемщиком кредита и невыплаты вознаграждения по нему в срок, установленный кредитным соглашением, на образовавшуюся задолженность начисляются пени в размере ноль целых одной десятой процентов от суммы, подлежащей возврату, за каждый день просрочки.
31. Кредит, выданный за счет средств местного бюджета, считается погашенным при возврате банком-заемщиком суммы основного долга, уплате в полном объеме вознаграждения и других сопутствующих платежей, связанных с этим кредитом, включая неустойку.
32. При образовании у конечных заемщиков задолженности по кредиту и ее непогашении в течение срока, определенного сроками кредитного договора, банками-заемщиками принимаются меры по принудительному возврату кредита путем обращения взыскания на предмет залога или иную гарантию.
33. При несвоевременном возврате кредита конечным заемщиком и, если процедурные нормы, исполненные банком-заемщиком, не привели к возврату конечным заемщиком задолженности, банк-заемщик обеспечивает возврат средств в областной бюджет из собственных источников. Сроки возврата указанных средств определяются кредитным соглашением, подписанным между кредитором и банком-заемщиком.
34. Решение о реструктуризации бюджетного кредита принимается на основании анализа финансового состояния заемщика при наличии у заемщика плана по оздоровлению финансового положения.
35. Реструктуризация бюджетного кредита, как то изменение: ставки вознаграждения, срока погашения кредита или очередного платежа, валюты кредита осуществляется на основании постановления акимата области, при наличии положительного заключения консультативно-совещательного органа при местном исполнительном органе.
36. Реструктуризация бюджетного кредита местного бюджета осуществляется не более одного раза и оформляется посредством заключения дополнительного соглашения к кредитному соглашению.
37. При этом изменение сроков погашения кредита или очередного платежа, валюты кредита, а также ставки вознаграждения не должно влиять на размер доходной части бюджета, утвержденный решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
IV. Учет и контроль кредитов
38. Контроль за целевым использованием бюджетных кредитов и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему осуществляют банки-заемщики и администраторы программ путем проверки направлений расходов выделенных средств.39. При установлении нецелевого использования конечным заемщиком кредитных ресурсов банк-заемщик в течение 3 дней оповещает об этом администраторов программ и принимает меры по досрочному возврату выданных средств. Досрочный возврат кредита производится путем вынесения всей суммы задолженности конечного заемщика на счет просроченных ссуд, то есть к досрочному взысканию.
40. Все кредиты, предоставленные банкам-заемщикам за счет средств местного бюджета, подлежат обязательной регистрации департаментом финансов Западно-Казахстанской области в установленном порядке.
41. Мониторинг предоставленных администраторами программ кредитов осуществляется департаментом финансов Западно-Казахстанской области в порядке и по формам, установленным Министерством финансов Республики Казахстан, на основе регулярно предоставляемых банками-заемщиками отчетностей.
42. Оценка эффективности использования выданных кредитов осуществляется администраторами программ.
43. Администраторы программ в целях контроля вправе затребовать от банков-заемщиков необходимую информацию, связанную с кредитами, выданными за счет средств местного бюджета.
Утвержден постановлением акимата Западно-Казахстанской области от 24 февраля 2005 года N 80 |
Перечень
приоритетных направлений бюджетного
кредитования местным исполнительным органом
Западно-Казахстанской области
Развитие малого предпринимательства | Развитие промышленности | Поддержка и развитие агропромышленного комплекса |
1. Внедрение и освоение новых видов технологий и оборудования; 2. заготовка и переработка лекарственного природного сырья, а также производство лекарственных средств, перевязочных материалов и санитарно- гигиенических предметов; 3. переработка сельхозпродукции; 4. производство безалкогольных напитков, пищевых продуктов и упаковочных материалов к ним; 5. производство картонажно-бумажнойпродукции; 6. производство мебели, столярных изделий и фурнитуры; 7. производство оборудования и иной техники для сельского хозяйства и других отраслей экономики; 8. производство строительных материалов, конструкций и изделий; 9. производство швейных изделий, спецодежды и трикотажных изделий; 10. развитие животноводства; 11. развитие и производство импортозамещающей продукции в различных отраслях экономики; 12. развитие сферы услуг(бытовых, полиграфических, медицинских, ремонтных, ремонтно-строительных и других); 13. создание предприятий в сфере инфраструктуры предпринимательства(оказание консалтинговых, аудиторских, маркетинговых услуг); 14. микрокредитование наименее обеспеченных граждан; 15. развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства; 16. развитие кормопроизводства; 17. производства хлеба и хлебобулочных изделий; 18. развитие ремесленничества; 19. развитие туризма; 20. развитие дорожно-сервисных услуг. | 1. Внедрение и освоение новых видов технологий и оборудования; 2. поддержка программ, направленных на развитие нефтегазовой отрасли; 3. пополнение оборотных средств и поддержка программ, направленных на развитие производства и распределение электроэнергии, газа, воды и тепла; 4. пополнение оборонных средств промышленных предприятий, работающих по заключенным договорам в рамках программы импортозамещения; 5. поддержка новых видов производств, выполняемых предприятиями по имеющимся контрактам; 6. поддержка конверсионных технологий предприятий оборонного комплекса области; 7. поддержка машиностроения и обрабатывающей промышленности; 8. поддержка программ, направленных на развитие легкой и пищевой промышленности и стройиндустрии; 9. поддержка программ, направленных на развитие сельскохозяйственного машиностроения. | 1. Развитие, поддержка и открытие производств импортозамещающих продукций в отраслях агропромышленного комплекса; 2. заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции; 3. развитие и поддержка животноводства, птицеводства; 4. развитие и поддержка растениеводства; 5. внедрение и освоение новых технологий и оборудования; 6. производство, реконструкция и ремонт производственных помещений; 7. производство и ремонт сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей; 8. приобретение и обеспечение сельхозтоваро- производителей материально- техническими ресурсами; 9. организация предприятий по оказанию услуг предприятиям агропромышленного комплекса и сельхозтоваро-производителям; 10. лизинг сельскохозяйственной техники. |
Приложение к постановлению акимата Западно-Казахстанской области от 24 февраля 2005 года N 80 |
Перечень
утративших силу некоторых постановлений
акимата Западно-Казахстанской области
1. Постановление акимата Западно-Казахстанской области "Об утверждении Правил предоставления кредитов на поддержку и развитие малого предпринимательства за счет средств местного бюджета" от 8 февраля 2003 года N 38 (регистрационный N 1973, опубликовано в областных газетах "Приуралье" от 27 февраля 2003 года N 24 и "Орал өңірі" от 27 февраля 2003 года N 24 ).2. Постановление акимата Западно-Казахстанской области "О внесении изменений и дополнений в постановление акимата области "Об утверждении Правил предоставления кредитов на поддержку и развитие малого предпринимательства за счет средств местного бюджета от 8 февраля 2003 года N 38 (регистрационный N 1973) от 19 февраля 2004 года N 50 (регистрационный N 2548, опубликовано в областной газете "Орал өңірі" от 30 марта 2004 года N 38 ).
3. Постановление акимата Западно-Казахстанской области "Об утверждении Правил предоставления кредитов на поддержку и развитие промышленных предприятий за счет средств местного бюджета" от 10 февраля 2003 года N 42 (регистрационный N 1977, опубликовано в областных газетах "Приуралье" от 1 марта 2003 года N 25 и "Орал өңірі" от 11 марта 2003 года N 26).