Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра финансов РК от 25.12.2015 № 687 и и.о. Министра национальной экономики РК от 31.12.2015 № 840 (приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
В целях реализации пункта 4 статьи 625 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и пункта 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 31.03.2014 № 144 и Министра регионального развития РК от 31.03.2014 № 96/ОД (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Критерии оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства по вопросам исполнения норм налогового законодательства, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы.
2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года № 34 и Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 4 февраля 2010 года № 26 "Об утверждении Критериев оценки степени риска" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6046, опубликован в газете "Казахстанская правда" 19 февраля 2010 года за № 38-39 (26099-26100)).
3. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.):
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его официальное опубликование;
3) обеспечить опубликование настоящего приказа на официальном интернет - ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов И.о. Министра экономического
Республики Казахстан развития и торговли
Республики Казахстан
_______________ Б. Жамишев ____________ М. Кусаинов
Утверждены
Совместным приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 16 сентября 2011 года № 468
И.о. Министра экономического
развития и торговли
Республики Казахстан
от 16 сентября 2011 года № 302
Критерии оценки степени рисков в сфере частного
предпринимательства по вопросам исполнения норм налогового
законодательства, а также иного законодательства Республики
Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы
налоговой службы
1. Настоящие Критерии разработаны для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок.
1-1. Не допускается проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц).
Сноска. Критерии дополнены пунктом 1-1 в соответствии с совместным приказом Министра финансов РК от 22.10.2012 № 466 и Министра экономического развития и торговли РК от 30.10.2012 № 297 (вводится в действие с 01.01.2013).
2. Настоящие Критерии не распространяются на следующих налогоплательщиков:
1) некоммерческие организации;
2) организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере;
3) индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы;
4) юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
3. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.
4. Дифференциация налогоплательщиков по степени рисков осуществляется следующим образом:
высокая степень риска - от 100 баллов (включительно) и выше;
средняя степень риска - от 50 (включительно) до 100 баллов;
незначительная степень риска - до 50 баллов.
5. Критерии оценки степени рисков:
1) коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Критериям:
менее чем на 25 % - 5 баллов;
от 25 % до 50 % - 10 баллов;
от 50 % до 75 % - 20 баллов;
более чем на 75 % - 50 баллов.
Расчет коэффициента налоговой нагрузки определяется по начисленным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, за исключением таможенных платежей, в соответствии с методикой расчета коэффициента налоговой нагрузки;
2) осуществление сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность:
если сумма сделок до 500 тысяч тенге - 5 баллов;
если сумма сделок от 500 тысяч тенге до 10 миллионов тенге - 20 баллов;
если сумма сделок свыше 10 миллионов тенге - 60 баллов;
3) выписка счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями:
расхождение между оборотом, указанным в декларации по налогу на добавленную стоимость (доходом от реализации товаров (работ, услуг), указанным в декларации по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу), и суммой, указанной в выписанных счетах-фактурах, до 500 тысяч тенге - 5 баллов;
от 500 тысяч тенге до 10 миллионов тенге - 10 баллов;
свыше 10 миллионов тенге - 50 баллов;
4) соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу:
менее 0,1 % - 50 баллов;
от 0,1 % до 0,5 % - 30 баллов;
более 0,5 % до 1 % - 10 баллов;
5) соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу:
менее 0,1 % - 50 баллов;
от 0,1 % до 0,5 % - 30 баллов;
более 0,5 % до 1 % - 10 баллов.
Критерии, указанные в подпунктах 4) и 5) настоящего пункта, в отношении индивидуальных предпринимателей не применяются;
6) если руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем бездействующих налогоплательщиков и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность:
руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем бездействующих налогоплательщиков - 10 баллов;
руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем предприятий, регистрация которых признаны недействительными - 20 баллов;
руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность - 30 баллов;
7) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раз в году (снятие с учета с одного налогового департамента и постановка на учет в другой налоговый департамент) - 30 баллов.
6. Общее количество налогоплательщиков, включаемых в план налоговых проверок, распределяется следующим образом:
1) не более 80 процентов от общего количества налогоплательщиков, включаемых в план налоговых проверок, должны относится к налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска;
2) 15 процентов - к налогоплательщикам, отнесенным к средней степени риска, или более 15 процентов в случае отсутствия полного отбора налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени рисков;
3) не более 5 процентов - к налогоплательщикам, отнесенным к незначительной степени риска.
Сноска. Пункт 6 в редакции совместного приказа Министра финансов РК от 22.10.2012 № 466 и Министра экономического развития и торговли РК от 30.10.2012 № 297 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Отбор налогоплательщиков на проведение плановой налоговой проверки внутри одной группы риска осуществляется по следующим принципам:
1) совокупный годовой доход составляет 1 миллион тенге и более;
2) наибольшая сумма присвоенных баллов;
3) в случае одинаковой суммы присвоенных баллов, для проверки отбирается налогоплательщик, имеющий больший размер совокупного годового дохода;
4) в случае одинаковой суммы присвоенных баллов, а также одинакового размера совокупного годового дохода, в план проверок включается налогоплательщик, имеющий наибольший не проверенный налоговый период.
8. Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, включаются в план налоговых проверок, независимо от применения критериев оценки степени рисков, предусмотренных пунктом 5 настоящих Критериев.
Отбор крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, для проведения налоговых проверок осуществляется в разрезе регионов исходя из штатной численности структурных подразделений налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки, и количества работников, имеющих соответствующий опыт проведения таких проверок, по следующим критериям:
1) налоговый период, не охваченный проверкой, составляет 4 и более лет;
2) в случае, если в отдельном регионе в результате отбора подлежит проверке значительное количество крупных налогоплательщиков, приоритет для проведения проверки необходимо отдавать крупным налогоплательщикам, имеющим наибольший размер совокупного годового дохода.
Приложение 1
к Критериям оценки степени рисков
в сфере частного предпринимательства
по вопросам исполнения норм налогового
законодательства, а также иного
законодательства Республики Казахстан,
контроль за исполнением которого возложен
на органы налоговой службы
Коэффициент налоговой нагрузки
по видам экономической деятельности по юридическим лицам
(без учета крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу)
№ |
Наименование |
Среднеотраслевое |
1 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
4,2 |
2 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
15,0 |
3 |
Обрабатывающая промышленность |
6,2 |
4 |
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное |
5,2 |
5 |
Водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и |
7,7 |
6 |
Строительство |
5,1 |
7 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов |
1,9 |
8 |
Транспорт и складирование |
6,1 |
9 |
Услуги по проживанию и питанию |
7,8 |
10 |
Информация и связь |
9,1 |
11 |
Финансовая и страховая деятельность |
5,0 |
12 |
Операции с недвижимым имуществом |
7,1 |
13 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
12,7 |
14 |
Деятельность в области административного и вспомогательного |
10,5 |
15 |
Государственное управление и оборона, обязательное социальное |
11,8 |
16 |
Образование |
14,5 |
17 |
Здравоохранение и социальные услуги |
8,6 |
18 |
Искусство, развлечения и отдых |
13,0 |
19 |
Представление прочих видов услуг |
9,0 |
20 |
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и |
2,1 |
21 |
Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
44,5 |
* Коэффициент налоговой нагрузки
Приложение 2
к Критериям оценки степени рисков
в сфере частного предпринимательства
по вопросам исполнения норм налогового
законодательства, а также иного
законодательства Республики Казахстан,
контроль за исполнением которого возложен
на органы налоговой службы
Коэффициент налоговой нагрузки по видам
экономической деятельности по индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке
№ |
Наименование |
Среднеотраслевое |
1 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
2,6 |
2 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
12,2 |
3 |
Обрабатывающая промышленность |
2,5 |
4 |
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное |
3,5 |
5 |
Водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и |
4,1 |
6 |
Строительство |
2,4 |
7 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов |
0,9 |
8 |
Транспорт и складирование |
1,0 |
9 |
Услуги по проживанию и питанию |
2,6 |
10 |
Информация и связь |
1,8 |
11 |
Финансовая и страховая деятельность |
3,1 |
12 |
Операции с недвижимым имуществом |
4,3 |
13 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
4,5 |
14 |
Деятельность в области административного и вспомогательного |
2,8 |
15 |
Государственное управление и оборона, обязательное социальное |
9,6 |
16 |
Образование |
1,0 |
17 |
Здравоохранение и социальные услуги |
5,0 |
18 |
Искусство, развлечения и отдых |
3,5 |
19 |
Предоставление прочих видов услуг |
2,0 |
20 |
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и |
17,4 |
21 |
Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
3,3 |
* Коэффициент налоговой нагрузки