В соответствии с подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" от 23 января 2001 года Костанайский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Костанайской области.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель сессии | А. Сауденова |
Секретарь Костанайского областного маслихата |
С. Ещанов |
СОГЛАСОВАНО:
Начальник государственного
Учреждения (ГУ) "Департамент
Агентства Республики Казахстан
По регулированию естественных
Монополий по Костанайской области"
_______________________ А. Аужанов
Начальник ГУ "Территориальный
Департамент Комитета государственного
энергетического надзора и контроля
по Костанайской области"
___________________________ Г. Иманов
Начальник государственного
учреждения "Управление энергетики
и жилищно-коммунального хозяйства
акимата Костанайской области"
_____________________ А. Тайкешов
Начальник государственного
учреждения "Управление экономики
и бюджетного планирования акимата
Костанайской области"
___________________ Г. Кисленкова
Утверждены решением маслихата от 25 сентября 2012 года № 76 |
Правила подготовки и проведения
отопительного сезона в Костанайской области
1. Общие положения
Сноска. Глава 1 с изменениями, внесенными решениями маслихата Костанайской области от 24.12.2013 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2017 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Настоящие Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Костанайской области (далее – Правила) разработаны на основании Законов Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике", от 13 января 2012 года "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности", приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 211 "Об утверждении Правил пользования тепловой энергией" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10234), приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 34 "Об утверждении Правил определения норм эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10583 и определяют порядок подготовки и проведения отопительного сезона в Костанайской области.
1. Правила координируют деятельность местных исполнительных органов, организаций жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Костанайской области по подготовке объектов производственного, социального, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса области к отопительному сезону для обеспечения их устойчивого функционирования в период его прохождения.
2. Настоящие Правила необходимы для исполнения:
1) местными исполнительными органами области;
2) услугодателями и потребителями коммунальных услуг, независимо от подведомственности и форм собственности, имеющих на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники теплоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и здания;
3) строительно-монтажными, ремонтными и наладочными организациями, выполняющими строительство, монтаж, наладку и ремонт объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса Костанайской области.
Сноска. Пункт 2 – в редакции решения маслихата Костанайской области от 12.12.2018 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Организации и учреждения, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области обеспечивают устойчивое теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, топливоснабжение и водоотведение потребителей, а также поддерживают необходимые параметры энергоносителей и обеспечивают нормативный температурный режим в жилых домах и зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.
4. Готовность объектов к работе в осенне-зимних условиях на территории области осуществляется, согласно ежегодного постановления акимата области о подготовке производственного и социального комплекса Костанайской области к работе в осенне-зимний период.
5. В пределах своей компетенции, общий контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона Костанайской области осуществляется областной межведомственной комиссией по оценке готовности производственного и социального комплекса области к работе в зимних условиях.
6. Координация подготовки и проведения отопительного сезона в городах и населенных пунктах районов области осуществляется городской или районной межведомственной комиссией по оценке готовности энергетического комплекса, жилищного фонда, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры к работе в зимних условиях (далее – городская (районная) комиссия).
7. Порядок представления ежегодного плана подготовки объектов инженерно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства регионов области к работе в зимних условиях в предстоящем отопительном сезоне (далее - план подготовки к отопительному сезону):
1) предприятия, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области, представляют ежегодно, по окончанию отопительного сезона, планы подготовки к отопительному сезону в местные исполнительные органы (отделы жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акиматов городов (районов));
2) местные исполнительные органы городов (районов) объединяют представленные планы подготовки к отопительному сезону в единый план;
3) местные исполнительные органы городов (районов) представляют единые планы подготовки к отопительному сезону в государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата Костанайской области" для свода.
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Отчеты по выполнению планов подготовки к отопительному сезону представляются в следующем порядке:
1) в местные исполнительные органы городов и районов - еженедельно, предприятиями, входящими в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс;
2) в государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата Костанайской области" - местными исполнительными органами городов и районов еженедельно, сводный отчет по своему региону;
3) в акимат Костанайской области - еженедельно, государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата Костанайской области" представляет сводный отчет по Костанайской области.
9. При невыполнении запланированных работ при подготовке к отопительному сезону к отчету прилагаются:
1) справка с указанием причин невыполнения;
2) принимаемые меры по исправлению ситуации;
3) новые сроки выполнения работ.
10. Взаимодействие оперативно-диспетчерских служб предприятий и организаций по вопросам энергообеспечения городов и населенных пунктов района определяются в соответствии с действующим законодательством.
11. Взаимоотношения энергоснабжающих организаций с потребителями (абонентами) определяются заключенным между ними договором и действующим законодательством Республики Казахстан.
12. В случаях, неурегулированных настоящими Правилами, следует руководствоваться нормами действующего законодательства Республики Казахстан.
2. Подготовка к отопительному сезону
13. Подготовка к отопительному сезону включает:
1) анализ недостатков, выявленных в предыдущем отопительном сезоне, выполнение мероприятий по устранению выявленных дефектов и нарушений;
2) разработка планов подготовки к отопительному сезону;
3) решение вопросов финансирования и заключение договоров с подрядными организациями, материально-техническое обеспечение ремонтных и строительно-монтажных работ;
4) проведение необходимых ремонтных работ на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах, в том числе осмотры и испытания котлов, сосудов, трубопроводов;
5) разработку графика отпуска тепла и гидравлического режима работы тепловых сетей;
6) выполнение работ на инженерных сетях, в том числе связанных с реконструкцией, капитальным и текущим ремонтами, испытаниями и промывками;
7) выполнение профилактических, плановых ремонтов на электроисточниках, теплоисточниках и инженерных сетях;
8) проведение работ по подготовке зданий (домов), профилактике, ремонту и замене оборудования инженерных систем внутри зданий (домов);
9) создание нормативных запасов основного и резервного топлива, а также аварийных запасов материально-технических ресурсов для устранения технологических аварий и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;
10) подготовку топливных складов, выполнение ремонта инженерного оборудования резервных топливных хозяйств, систем подготовки топлива, топливоподачи, удаления шлака и золы, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, противопожарного хозяйства.
14. исключен решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. В пределах охранных зон тепловых сетей без согласования с организацией, в ведении которой находятся эти сети, не допускается производство строительных, монтажных, земляных, погрузочно-разгрузочных работ, поисковых работ, связанных с устройством скважин и шурфов, обустройство площадок, стоянок автомобильного транспорта, размещение рынков, строений, сооружений, складирование материалов, сооружение ограждений и заборов, сброс и слив едких коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов.
Физические и юридические лица, производящие работы вблизи охранных зон тепловых сетей, которые могут вызвать повреждение, не позднее, чем за 12 (двенадцать) календарных дня до начала выполнения работ согласовывают с организацией, в ведении которой находятся тепловые сети, условия и порядок проведения этих работ, обеспечивающие сохранность тепловых сетей, и принимают необходимые меры за счет собственных средств.
Сноска. Пункт 15 - в редакции решения маслихата Костанайской области от 12.12.2018 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).16. исключен решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
17. Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий и плановые работы по ремонту и реконструкции на тепловых сетях производятся в соответствии с приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 28 сентября 2017 года № 331 "Об утверждении Правил установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15941).
Сноска. Пункт 17 - в редакции решения маслихата Костанайской области от 12.12.2018 № 351 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18. Эксплуатация и проведение ремонтных работ на теплоисточниках и теплосетях осуществляется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
19. Работы по реконструкции и капитальному ремонту теплоисточников и тепловых сетей производятся в межотопительный период по графикам производства работ, согласованным с местными исполнительными органами. При этом принимаются меры по обеспечению электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения зданий (жилых домов) в соответствии с условиями типового договора на пользование тепловой энергии.
20. исключен решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).21. Работы на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах рекомендуется выполнять в следующие сроки:
1) необходимые для обеспечения нужд отопления в осенний период – ежегодно в срок до 1 сентября;
2) необходимые для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума нагрузок – ежегодно в срок до 1 октября.
Работы по ремонту и профилактике электрических, водопроводных и газовых коммуникаций, обеспечивающих источники теплоснабжения, рекомендуется закончить до 1 сентября.
22. Работы по планово-предупредительному ремонту резервного топливного хозяйства рекомендуется завершить к 1 сентября.
23. В осенне-зимний период норма эксплуатационного запаса топлива определяется в соответствии с приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 34 "Об утверждении Правил определения норм эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10583).
Сноска. Пункт 23 - в редакции решения маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).24. Граница ответственности между потребителем и энергопередающей или энергопроизводящей организациями за состояние и обслуживание систем теплопотребления определяется их балансовой принадлежностью или по согласованию сторон.
Сноска. Пункт 24 - в редакции решения маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).25. Фактическое подключение к тепловым сетям осуществляется энергопередающей (энергопроизводящей) организацией по письменному заявлению потребителя после оплаты данной работы (по подключению) в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере естественных монополий.
Сноска. Пункт 25 - в редакции решения маслихата Костанайской области от 10.02.2017 № 114 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).26. Трубопроводы тепловых сетей до ввода их в эксплуатацию после монтажа, капитального ремонта и реконструкции подвергаются очистке.
27. исключен решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Подготовку к отопительному сезону построенных котельных, тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, насосных станций, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию заказчиками (потребителями) и теплоснабжающими организациями, обеспечивают строительные организации.
29. Перечень организационных мероприятий по подготовке инженерных систем потребителей к отопительному сезону включает:
1) назначение лица, ответственного за эксплуатацию инженерных сетей;
2) подготовку лиц, ответственных за эксплуатацию инженерных сетей: проведение обучения и проверку знаний правил технической эксплуатации инженерных сетей, правил техники безопасности при эксплуатации инженерных сетей, с обязательным участием представителя энергоснабжающих организаций;
3) подготовку полного пакета технической документации;
4) проведение поверки контрольно-измерительных приборов и приборов коммерческого учета;
5) выполнение тепловой изоляции всех трубопроводов теплоснабжения и горячей воды в пределах подвальных и чердачных помещений;
6) ремонт входных дверей подъездов и подвалов;
7) закрытие окон чердаков и подвалов;
8) восстановление двойного остекления окон лестничных клеток;
9) восстановление и включение в работу отопления лестничных клеток;
10) организация по обеспечению утепления квартир жильцами;
11) проведение ремонта помещения теплового пункта: побелка, покраска, обеспечение необходимого освещения и надежного запирания;
12) восстановление теплоизоляции наружных трубопроводов и арматуры;
13) проведение ревизии и ремонта всей установленной запорной, регулирующей арматуры теплоиспользующих установок;
14) проверка технических термометров, очистка гильзы с последующей заливкой технического масла;
15) проведение гидропневматической промывки с механической очисткой элементов систем теплопотребления по окончании отопительного сезона;
16) проведение наладочных мероприятий;
17) установка опломбированных, поверенных манометров;
18) проведение гидравлического испытания систем теплопотребления всех элементов на механическую прочность и гидравлическую плотность системы теплопотребления (гидравлическая опрессовка);
19) проверка сопротивления изоляции электропроводок зданий (домов).
30. Арендатор либо собственник подвальных помещений, по которым проходят транзитом инженерные коммуникации, обеспечивает свободный доступ (в любое время суток для производства аварийно-восстановительных работ) персонала эксплуатирующих организаций для выполнения работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей.
31. исключен решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
32. При технической невозможности энергопередающих (энергопроизводящих) организаций обеспечить качественную тепловую энергию потребителю в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики подключение потребителей к системам теплоснабжения не осуществляется.
Сноска. Пункт 32 - в редакции решения маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Опробование систем теплоснабжения
33. Для проверки готовности источников теплоснабжения, тепловых сетей к началу отопительного сезона и выявления скрытых дефектов проводится опробование систем теплоснабжения.
34. Включение оборудования теплоисточников и подключение зданий (домов) производится в следующем порядке:
Для включения оборудования теплоисточников и зданий:
1) в первые сутки:
на теплоисточниках выполняются работы по сборке схем теплофикационного оборудования, расконсервированию и опробованию оборудования, максимально допустимому заполнению баков-аккумуляторов, заполнению водой и постановке под давление подающего и обратного трубопровода тепловых сетей и установлению циркуляции;
на внутридомовых системах производятся работы по установке пускового положения арматуры, заполнению подводящих трубопроводов и систем теплоснабжения водой, проверка наличия поверенных контрольно-измерительных приборов и регуляторов;
2) начиная со вторых суток, производится подключение зданий в строгом соответствии с графиком.
35. Пуск и опробование магистральных и распределительных тепловых сетей производится пусконаладочной бригадой.
До пуска проверяется исправность оборудования пускаемого участка сети, просматриваются акты испытаний, промывки и приемки.
36. Выявленные в процессе опробования замечания по тепловым сетям, источникам теплоснабжения и потребителям устраняются до начала отопительного сезона.
4. Режим отопления
37. Теплоснабжающим организациям рекомендуется разработать и согласовать до 1 сентября с местными исполнительными органами города и района графики опробования, подключения систем теплоснабжения и расчетные графики гидравлических и температурных параметров. Трубопроводы тепловых сетей обеспечивают подачу потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных параметров в соответствии с заданным графиком.
В графиках подключения соблюдается следующая очередность подключения потребителей:
1) детские, лечебные и школьные учреждения, другие учебные заведения;
2) жилые здания, гостиницы, общежития;
3) общественные и бытовые здания, театры, дома культуры, административные здания, промышленные предприятия и прочие здания.
При определении количества одновременно заполняемых внутридомовых систем необходимо учитывать обеспеченность источников теплоснабжения хозяйственно-питьевой водой, производительность водоподготовки и подпиточных устройств.
38. После подключения всех зданий (домов) эксплуатирующие организации проводят проверку состояния оборудования и первичную регулировку внутридомовых систем.
39. Недостатки в работе источников теплоснабжения, тепловых сетей и внутридомовых систем, выявленные в процессе эксплуатации, устраняются до начала отопительного сезона.
40. исключен решением маслихата Костанайской области от 11.12.2015 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).41. С объявлением отопительного сезона:
1) уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса области;
2) приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады на предприятиях;
3) персоналом организаций, эксплуатирующих здания (дома), организуется периодический обход и контроль за работой систем теплоносителя и состоянием утепления зданий;
4) на источниках теплоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие основного и резервного топлива, инструмента, материалов и запасных частей.
42. С объявлением аварийной ситуации на теплоисточнике и тепловых сетях:
1) на всех объектах жилищно-коммунального и энергетического комплекса вводится круглосуточное дежурство;
2) по распоряжению акима города (района) на предприятиях и в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами для использования в аварийных ситуациях.
43. Необходимые мероприятия и действия персонала организаций, эксплуатирующих здания (дома), при усиленном и внерасчетном режимах указываются в соответствующих мероприятиях.
5. Завершение отопительного сезона и обеспечение горячего водоснабжения в межотопительный период
44. Окончание отопительного сезона объявляется ежегодно распоряжением акима города (района).
45. После окончания отопительного сезона организации, эксплуатирующие здания (дома), отключают систему центрального отопления и обеспечивают работу систем горячего водоснабжения по летней схеме.
46. В межотопительный период теплоснабжающие организации обеспечивают горячее водоснабжение потребителей по утвержденной схеме работы оборудования источников тепла и тепловых сетей. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), отвечает требованиям технических и санитарных норм. Не допускаются перерывы в подаче горячей воды больше сроков, установленных графиками, согласованными с местными исполнительными органами, на время, необходимое для ремонта установок горячего водоснабжения на источниках теплоснабжения, подготовки элеваторных узлов, автоматизированных тепловых пунктов и внутридомовых систем.
47. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления рекомендуется производить одновременно до 1 сентября. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
6. Ответственность энергоснабжающих организаций и потребителей
48. Ответственность услугодателей и потребителей за нарушение Правил определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и договором на оказание услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии.