Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификации в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
2. Комитету по управлению земельными ресурсами (Смагулов Б.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра регионального развития Республики Казахстан Ускенбаева К.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жамишев
Утверждена
приказом Министра
регионального развития
Республики Казахстан
от 13 февраля 2014 года № 34/ОД
Отраслевая рамка квалификаций в сфере
геодезии и картографии, землеустройства, кадастра
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022).
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, обеспечивает сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
3. В ОРК приводится структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли.
4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих, общественных организаций) и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного уровня, карьерного роста.
5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК квалификаций:
1) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
2) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящихся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
3) профессиональный стандарт – стандарт определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
4) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня;
5) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени.
6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре отраслевой рамки квалификаций в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра, согласно приложению 1 к ОРК.
ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно:
1) знания – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
объема и сложности используемой информации;
инновационных знаний;
степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний). Степень его проявления (переход от одного уровня к другому) может быть связана с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
2) умения и навыки – данный показатель является комплексным, определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника и который имеет три основных степени проявления:
деятельность под руководством;
самостоятельная исполнительская деятельность;
руководство другими.
Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК квалификаций является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта.
Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования, обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной сиcтемы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
геодезии и картографии,
землеустройства, кадастра
Структура отраслевой рамки квалификаций в сфере геодезии и
картографии, землеустройства, кадастра
Уро- |
Знания |
Умение и навыки |
Личностные и профессиональные компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1) Базовые общие знания о предмете труда в области конкретного структурного подвида геодезии и картографии, землеустройства, кадастра, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте. |
1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. Возможность использования ограниченного объема базовых навыков для выполнения простых заданий в определенной области геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Умение корректировать свои действия в соответствии с условиями рабочей ситуации в области геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Возможность установки проблемы, ее причину и определение время для решения и завершения выполнения простых, структурных задач. Возможность достижения поставленных результатов под руководством в рамках четко определенной деятельности. |
1) Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, в том числе собственного здоровья и безопасности других при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. |
2 |
1) Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и /или самостоятельно. |
1) Решение стандартных и однотипных практических задач и достижения поставленных результатов. |
1) Решение стандартных и однотипных практических задач с применением основных практических и познавательных навыков самостоятельно и/или под непосредственным руководством. |
3 |
1) Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и/или самостоятельно в области конкретного вида геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. |
1) Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов. Возможность сверять работу с планами, обеспечивать достижение планируемого результата и соответствие полученного результата нормам качества. |
1) Оценка и определение необходимых ресурсов, времени для самостоятельного достижения установленных результатов. |
4 |
1) Знание, осуществления деятельности на основе практического опыта, полученное в процессе профессиональной подготовки и /или самостоятельно. |
1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуациии ее предсказуемых изменений. Применение широкого ряда практических и познавательных навыков в самостоятельном планировании, выполнении работы и оценке рабочих процессов и результатов работы в области геодезии и картографии, землеустройства, кадастра под руководством. |
1) Определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели. Предусматривание самостоятельно определенных задач. Оценивание результатов рабочих процессов в соответствии с заранее установленными требованиями, документирование и представление производственных данных руководству. На уровне определенной области трудовой деятельности определение и согласование с непосредственным руководством альтернативные действия и взаимодействия с другими рабочими как того требуют обстоятельства. |
5 |
1) Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладание всесторонними знаниями о методологии системного анализа и проектирования профессиональной ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности. |
1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применение практических и познавательных навыков в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы. Документирование и ведение учета в рамках профессиональной деятельности. |
1) Руководство группой сотрудников и обеспечение результата их действий на конкретном участке технологического процесса. Распределение трудовых ресурсов, представление четких и результативных инструкций, наблюдение за ходом работы. Контроль хода работы, сверка с планом, на соответствие заранее разработанным планам, нормам качества, графикам выполнения работ и финансовой смете. Участие в технической подготовке работников. Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, а также защита окружающей среды при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Применение альтернативных планов и согласовывание их с другими производственными отделами, если это требуется для получения результатов. |
6 |
1) Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Анализ проектирования и оценка принятия решений в профессиональных ситуациях высокой неопределенности. Определение способов коммуникаций и согласование точек зрения. Понимание природы, применяемость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения трудовой деятельности определенной области профессиональной деятельности. Понимание риски, характерные для данного вида деятельности, может их контролировать и сводить к минимуму. |
1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. Управляет профессиональным развитием отдельных работников или команды. |
7 |
1) Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей. |
1) Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных). |
1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации с учетом достижения результатов стратегического планирования. |
8 |
1) Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности. Применяет специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже науки в профессиональной деятельности. |
1) Умение исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и решений. Выполнение передовых и специализированных технологий для определения и принятия взаимовыгодных решений, ориентированных на результат. |
1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной), организация деятельности на уровне крупных институциональных структур. Предположение создания стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Приложение 2
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
геодезии и картографии,
землеустройства, кадастра
Показатель достижения квалификации
Уро- |
Пути достижении квалификации соответствующего уровня |
1 |
Практический опыт и /или краткосрочные обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего. |
4 |
Техническое профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое профессиональное образование (специалист среднего звена) послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. |
6 |
Высшее образование (бакалавриат), практический опыт. |
7 |
Высшее образование (магистратура), практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт и/или послевузовское образование, практический опыт. В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленным указанным законом. |