Об утверждении отраслевой рамки квалификации в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра

Утративший силу

Приказ Министра регионального развития Республики Казахстан от 13 февраля 2014 года № 34/ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 марта 2014 года № 9237. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 423

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификации в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
      2. Комитету по управлению земельными ресурсами (Смагулов Б.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра регионального развития Республики Казахстан Ускенбаева К.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жамишев

Утверждена         
приказом Министра      
регионального развития    
Республики Казахстан     
от 13 февраля 2014 года № 34/ОД

Отраслевая рамка квалификаций в сфере
геодезии и картографии, землеустройства, кадастра

1. Общие положения

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022).
      2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, обеспечивает сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
      3. В ОРК приводится структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли.
      4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих, общественных организаций) и позволяет:
      1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
      2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
      3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного уровня, карьерного роста.
      5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК квалификаций:
      1) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
      2) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящихся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
      3) профессиональный стандарт – стандарт определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      4) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня;
      5) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени.
      6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре отраслевой рамки квалификаций в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра, согласно приложению 1 к ОРК.
      ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно:
      1) знания – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      объема и сложности используемой информации;
      инновационных знаний;
      степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний). Степень его проявления (переход от одного уровня к другому) может быть связана с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
      2) умения и навыки – данный показатель является комплексным, определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
      степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
      3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника и который имеет три основных степени проявления:
      деятельность под руководством;
      самостоятельная исполнительская деятельность;
      руководство другими.
      Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
      7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК квалификаций является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
      8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта.
      Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
      Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования, обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
      Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
      Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной сиcтемы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.

Приложение 1    
к Отраслевой рамке  
квалификаций в сфере 
геодезии и картографии,
землеустройства, кадастра

    Структура отраслевой рамки квалификаций в сфере геодезии и
             картографии, землеустройства, кадастра

Уро-
вень
ква-
лифи-
ка-
ции

Знания

Умение и навыки

Личностные и профессиональные компетенции

1

2

3

4

1

1) Базовые общие знания о предмете труда в области конкретного структурного подвида геодезии и картографии, землеустройства, кадастра, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте.
2) Базовые знания о некоторых простых инструментах и оборудовании, использующихся в определенной сфере деятельности геодезии и картографии, землеустройства, кадастра а также их область применения.

1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. Возможность использования ограниченного объема базовых навыков для выполнения простых заданий в определенной области геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Умение корректировать свои действия в соответствии с условиями рабочей ситуации в области геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Возможность установки проблемы, ее причину и определение время для решения и завершения выполнения простых, структурных задач. Возможность достижения поставленных результатов под руководством в рамках четко определенной деятельности.

1) Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, в том числе собственного здоровья и безопасности других при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
2) Понимание необходимости выполнения задания под непосредственным контролем и /или руководством.

2

1) Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и /или самостоятельно.
2) Знание основных и простых инструментов, оборудования, процедуры процессов работы в конкретном структурном подвиде геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.

1) Решение стандартных и однотипных практических задач и достижения поставленных результатов.
2) Выбор способа действий по заданному инструкциями алгоритму и коррекция действий в соответствии с условиями рабочей ситуации.
Умение применять основные практические и познавательные навыки для выполнения несложных практических задач, демонстрируя навыки самоконтроля, самокоррекции действий в простых производственных ситуациях.

1) Решение стандартных и однотипных практических задач с применением основных практических и познавательных навыков самостоятельно и/или под непосредственным руководством.
2) Обеспечение результата и качества работы в рамках определенных задач в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
3) Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, в том числе собственного здоровья и безопасности других, а также защита окружающей среды при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.

3

1) Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и/или самостоятельно в области конкретного вида геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
2) Знание основных принципов использования, техобслуживания, перемещения, сохранности и складирования инструментов, оборудования и материалов, используемых в трудовой деятельности.
3) Знание технологии преобразования предмета, планирования и организация труда. Знание процедур проведения контроля качества и ведения документации.

1) Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов. Возможность сверять работу с планами, обеспечивать достижение планируемого результата и соответствие полученного результата нормам качества.
2) Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта, а также коррекция деятельности с учетом полученных результатов. Демонстрация навыков самооценки, самоопределения, самоорганизации и коррекции действий в простых производственных ситуациях. Определение самостоятельных способов выполнения поставленной задачи, предмет и средства труда, принципы оценки, методы измерения.

1) Оценка и определение необходимых ресурсов, времени для самостоятельного достижения установленных результатов.
2) Понимание исполнительской деятельности, включающей планирование рабочего процесса. Предложение идей для улучшения процессов профессиональной деятельности в случае отклонения от нормы. Поддерживание трудовых отношений с руководством и представление ему отчетные данные.
3) Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, в том числе собственного здоровья и безопасности других, а также защита окружающей среды при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.

4

1) Знание, осуществления деятельности на основе практического опыта, полученное в процессе профессиональной подготовки и /или самостоятельно.
2) Знание основных инструментов и оборудования, используемые в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра принципы использования, техобслуживания, перемещения и хранения инструментов, оборудования и материалов. Обладание широким спектром знаний по рабочим процессам, контролю процедур, качества, документации и учета.
3) Знание подходов, принципы и способы постановки и решения профессиональных задач, нормы этики и психологии отношений, способы мотивации и стимулирования труда, законодательные нормы.

1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуациии ее предсказуемых изменений. Применение широкого ряда практических и познавательных навыков в самостоятельном планировании, выполнении работы и оценке рабочих процессов и результатов работы в области геодезии и картографии, землеустройства, кадастра под руководством.
2) Выбор технологических путей осуществления деятельности. Конкретизирование полученных заданий, учитывание и сверка хода работ с планом, слежение за соответствием результатов работы нормам качества, определение недостаточности знаний и навыков, мотивирование повышения профессионализма.
3) Текущий итоговой контроль, оценка и коррекция деятельности. Определение рабочих фаз профессиональной деятельности, требуемые ресурсы и время, необходимые для выполнения работы, с целью достижения результатов по плану, учитывание мониторинга и оценки качества. Решение проблем, возникающих при отклонении от стандартных процедур, основанные на применении передачи знания.

1) Определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели. Предусматривание самостоятельно определенных задач. Оценивание результатов рабочих процессов в соответствии с заранее установленными требованиями, документирование и представление производственных данных руководству. На уровне определенной области трудовой деятельности определение и согласование с непосредственным руководством альтернативные действия и взаимодействия с другими рабочими как того требуют обстоятельства.
2) Руководство работой других работников за результат их действий, основываясь на общем плане работы, в состоянии разрабатывания краткосрочных планов работ для групп рабочих, инструктирование и руководство другими рабочими. Повышение собственной квалификации и организация обучения других работников. Обеспечение хода выполнения и результатов работы под руководством. Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, а также защиту окружающей среды при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.

5

1) Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладание всесторонними знаниями о методологии системного анализа и проектирования профессиональной ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности.
2) Самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач. Определение ряда задач и учитывание основных процессов планирования, и трансформации планов в рабочие процессы.

1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применение практических и познавательных навыков в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы. Документирование и ведение учета в рамках профессиональной деятельности.
2) Творческий подход (или умения и навыки) самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний. Разработка и выдвижение различных альтернативных вариантов решения управленческих планов в производственный процесс, к контролю рабочего процесса и качества, к проведению бюджетирования затрат, ведению документации и бухгалтерского учета.
3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Достижение предполагаемых результатов путем тщательного ресурсного планирования, мониторинга, определения и оценки качества. Принятие решений в случае отклонения от заданных норм; может реорганизовать работу с целью управления изменениями, решение проблемы и нахождение альтернативных решений.

1) Руководство группой сотрудников и обеспечение результата их действий на конкретном участке технологического процесса. Распределение трудовых ресурсов, представление четких и результативных инструкций, наблюдение за ходом работы. Контроль хода работы, сверка с планом, на соответствие заранее разработанным планам, нормам качества, графикам выполнения работ и финансовой смете. Участие в технической подготовке работников. Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, а также защита окружающей среды при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра. Применение альтернативных планов и согласовывание их с другими производственными отделами, если это требуется для получения результатов.
2) Способность самостоятельно управлять и контролировать процесс трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждение проблемы, аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией. Управление и контроль процессом трудовой деятельности, аргументирование выводов.
Документирование процедур профессиональной деятельности и оценка результатов в соответствии с заранее установленными нормами, принятие во внимание требования заказчика и заинтересованных лиц. Представление и объяснение данных и расходов по производству вышестоящему руководству.

6

1) Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Анализ проектирования и оценка принятия решений в профессиональных ситуациях высокой неопределенности. Определение способов коммуникаций и согласование точек зрения. Понимание природы, применяемость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения трудовой деятельности определенной области профессиональной деятельности. Понимание риски, характерные для данного вида деятельности, может их контролировать и сводить к минимуму.

1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения.
2) Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов технологического процесса. Выполнение комплексных технических и профессиональных заданий или проектов, демонстрация навыков и знаний проектирования и принятие решений в социальных профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, оформления, презентации результатов, использование современных программных продуктов и технических средств.
3) Умение и навыки осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность по развитию нового знания и процедур интеграции знаний различных областей, правильно и логично оформлять свои мысли в письменной и устной форме, применять на практике теоретические знания в конкретной области.
Применение обширных знаний, технических и правовых принципов и ряд управленческих методов и принципов в профессиональной деятельности.

1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. Управляет профессиональным развитием отдельных работников или команды.
2) Согласование работ на порученном участке с деятельностью других участков. Планирование в рамках стратегии деятельности участка, внедрение новых технологий Соблюдение правил и норм, мер безопасности и техники безопасности, а также защита окружающей среды при производстве работ в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
3) Способность к творчеству в профессиональной деятельности, инициативе в управлении, принятие ответственности за развитие профессионального знания и за результаты профессиональной деятельности. Провождение планирования и распределение материальных и человеческих ресурсов, необходимые для управления и организации профессиональной деятельности. Принятие решений по повышению профессионализма и квалификации персонала. Осваивание новых методов и подходов, ориентированные на конечный результат.

7

1) Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей.
Понимание природы, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения узкоспециализированной профессиональной деятельности. Определение способов решения задач и проблем с применением стратегических подходов. Понимание, как измерить, свести к минимуму и управлять рисками.

1) Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных).
2) Коррекция деятельности подразделения или организации. Выполнение текущих исследований и разработок для выполнения управленческих обязанностей в сфере геодезии и картографии, землеустройства, кадастра.
3) Умение и навыки научно обосновывать постановку целей и выбор методов и средств их достижения. Предположение создания стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий и ответственность за достижение результата.

1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации с учетом достижения результатов стратегического планирования.
2) Определение стратегии деятельности подразделения или организации. Организация деятельности подразделений институциональных структур. Разработка новых методов, подходов и процедур управления и развития отрасли. Определение проблем и задач с применением инновационных подходов, методов построения концепций, стратегий деятельности.

8

1) Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности. Применяет специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже науки в профессиональной деятельности.
2) Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности. Понимание природы построения кооперативных систем деятельности и взаимодействия, моделирование и управление социальными и экономическими системами.

1) Умение исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и решений. Выполнение передовых и специализированных технологий для определения и принятия взаимовыгодных решений, ориентированных на результат.
2) Умения и навыки, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующие знание или профессиональную практику. Применение обширных знаний и навыков, используя стратегическое мышление, логические методы, инновационные технологии взаимовыгодные решения.
3) Способность участвовать в устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях, а также публиковать исходные результаты исследований в международных академических изданиях. Осуществление построения модели взаимодействия в рамках отрасли или с другими отраслями с применением международных инновационных стандартов.
4) Умение генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами. Осуществление широкомасштабных изменений в профессиональной и социальной сфере и руководство сложных производственных и научных процессов.

1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной), организация деятельности на уровне крупных институциональных структур. Предположение создания стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
2) Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Планирование системного решения стратегических вопросов и разработка инновационных подходов управления и развития организаций в отрасли. Обеспечение результата в масштабе отрасли, страны, на международном уровне.
3) Демонстрация значительных лидерских качеств, инновационность и самостоятельность в трудовой и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов.
4) Критический анализ, оценка и синтез новых и сложных идей и принятие стратегических решений на основании этих процессов.
5) Использование опыта взаимодействия путем принятия стратегических решений в сложном окружении.
6) Авторитетное общение в рамках критического диалога с равными по статусу специалистами. Принятие решений относительно стратегической направленности организации в отрасли, в международном масштабе. Обеспечивает долгосрочное стратегическое планирование и руководство организацией, создание условий для достижения результата.

Приложение 2    
к Отраслевой рамке  
квалификаций в сфере 
геодезии и картографии,
землеустройства, кадастра

                 Показатель достижения квалификации

Уро-
вень
ква-
лифи-
ка-
ции

Пути достижении квалификации соответствующего уровня

1

Практический опыт и /или краткосрочные обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего.

4

Техническое профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт.

5

Техническое профессиональное образование (специалист среднего звена) послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование.

6

Высшее образование (бакалавриат), практический опыт.

7

Высшее образование (магистратура), практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт и/или послевузовское образование, практический опыт. В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленным указанным законом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.