О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций"

Новый

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года № 281. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 августа 2014 года № 9691

      ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8424, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 12 июня 2013 года № 198-199 (27472-27473) следующее изменение:
      приложение 111 к указанному приказу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Имангалиева Е.Н.
      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 сентября 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр                                    А. Саринжипов

Приложение         
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 15 июля 2014 года № 281 

Приложение 111       
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115

Типовая учебная программа
по курсу «Светскость и основы религиоведения»
для 9 класса уровня основного среднего образования 1. Пояснительная записка

      1. Учебная программа была разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
      2. Суть и значение предмета «Светскость и основы религиоведения» состоят в принятии его как составляющего элемента формирования научно-обоснованных основ обеспечения устойчивого развития и как первоисточника, определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного общества. Предмет «Светскость и основы религиоведения» является структурным компонентом социально-гуманитарных и обществоведческих знаний в системе среднего образования.
      3. Современная политика Казахстана направлена на укрепление межэтнического, межконфессионального уважения и толерантности между многочисленными этносами и культурами в стране, достижение согласия и дружбы между ними, формирование целостной системы духовно-нравственных ценностей.
      4. Знание истории взаимоотношений религии и государства, религии и культуры, религии и цивилизации является проявлением познания духовности многовекового опыта человечества.
      5. Известные казахские мыслители - аль-Фараби, Ходжа Ахмет Иасауи, Абай, Ыбырай, Шакарим в своих духовных наследиях, на основе исторического разума и практики, показали роль и место религии в истории государства и всестороннем развитии личности.
      6. Цель обучения предмета:
      1) довести до обучающихся принцип светскости как ценности и научить принимать его суть как важного фактора стабильности государства, научить изучать и понимать религию на фоне светскости;
      2) дать всестороннее знание о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, о новых религиозных движениях, деструктивных религиозных течениях и запрещенных религиозных организациях;
      3) научить учащихся не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение.
      7. Задачи обучения предмета:
      1) дать обучающимся системные знания о значении религии, ее истории и роли в обществе;
      2) формировать представление о светскости как об основе государственности и независимости, вооружить учащихся знанием в данном направлении;
      3) с позиции светскости формировать навыки сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и религиозного воспитания;
      4) разъяснять учащимся значения мировоззренческих, культурных и нравственных религий;
      5) формировать навыки уважения свободы совести и навыки светского отношения к религиозным течениям современного общества, прививать основы толерантности;
      6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие Казахстана в ключе светскости, воспитывать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;
      7) разъяснять опасность идеологий религиозного радикализма и глобальных проявлений экстремизма, терроризма для национальной безопасности, для принципов светскости и для общественной стабильности, воспитывать чувство уважения к положениям светского государства;
      8) сформировать у учащихся культуру и навыки критического анализа и оценивания, сравнения материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и средств массовой информации;
      9) разъяснять важность правовой грамотности в общественной жизни и воспитывать стремление к постоянному ее повышению, воспитывать уважение к правам и свободам человека и граждан Республики Казахстан.
      В рамках освоения учебных материалов, предложенных программой, предусмотрено установление принципов преемственности и межпредметной связи с предметами «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право», «История развития межэтнических отношений», «Казахская литература», «Искусство» и курсом «Абайтану».
      8. Объем учебной нагрузки: 9 класс - 1 (один) час в неделю, 34 часа в учебном году.

2. Базовое содержание учебного предмета

      9. Содержание учебного предмета включает в себя следующие темы:
      1) введение: предмет курса «Светскость и основы религиоведения» (1 час);
      2) светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер. Светское государство и религия. Основы светской этики. Принципы светскости в системе образования (3 часа);
      3) значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии. Формирование и развитие науки о религии - религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен (2 часа);
      4) источники и исторические формы религии. Формы древних верований и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд. Божество. Роль божества в древне-тюркском мировоззрении (3 часа);
      5) мировые религии. Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма (1 час);
      6) христианство: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Иисус Христос и Евангелие. Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире (4 часа);
      7) ислам: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Пророк Мухаммед. Сакральная книга Коран. Направления в исламе. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Исторические условия распространения и укоренения в Казахстане ханафитской богословско-правовой школы. Ее связанность с национальной культурой. Школы суфизма. Ислам, наука и культура (5 часов);
      8) религии в Казахстане. Ислам в Казахстане: распространение ислама в Казахстане. Религиозная философия Ходжа Ахмета Иасауи (хикметы). Роль ислама в формировании и развитии казахской государственности. Ислам в XX веке и в современном Казахстане. Распространение в Казахстане ханафитских правовых норм и практики (3 часа);
      9) распространение христианства в Казахстане. Православная церковь в Казахстане. Католицизм и протестантизм в Казахстане. Культура христианства в Казахстане (2 часа);
      10) культура ислама в Казахстане. Исламское архитектурно-монументальное искусство в Казахстане. Памятники исламской рукописной культуры. Философско-просветительские и религиозные взгляды ал-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Йугинеки, Хусам ад-дина Сыгнаки. Богословы XIX-XX вв. Духовное наследие Абая и Шакарима (3 часа);
      11) новые религиозные движения. Учение, формы и особенности новых религиозных движений. Дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия. Признаки и последствия деятельности деструктивных течений. Запрещенные религиозные объединения. Религиозный экстремизм и терроризм: определение, признаки проявления и последствия. Терроризм - чуждое для религии явление. Опасность религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности (3 часа);
      12) Казахстан - страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость - платформа государственной системы и национальной безопасности. Понятие о свободе религиозного вероисповедования. Платформа межрелигиозного согласия и диалога в современном Казахстане (3 часа);
      13) политика Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по установлению межрелигиозного диалога, мира и согласия в Казахстане и мировом сообществе (1 часа).

3. Требования к уровню подготовки учащихся

      10. Предметные результаты.
      По окончании 9-го класса обучающиеся должны знать:
      1) основные религиозные понятия;
      2) соотношения между светскими и религиозными понятиями;
      3) историю религии и особенности вероисповедания;
      4) специфические черты новых религиозных течений;
      5) опасности экстремизма и терроризма;
      6) казахско-мусульманские познавательные мысли;
      7) взаимоотношения между государством, культурой и религиозными объединениями в республике;
      8) политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе.
      11. Личностные результаты.
      Обучающиеся должны:
      1) познать основы межконфессионального уважения и толерантности;
      2) понять сущность отношений между государством, религиозными
объединениями и культурой;
      3) уметь различать религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;
      4) понимать мировоззренческую и познавательную миссию религии и веры в жизни общества;
      5) познать и уметь объяснять морально-этические ценности религии;
      6) сознавать опасность идеологий религиозного радикализма и глобальных проявлений экстремизма, терроризма;
      7) знать особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера;
      8) уметь различать религию и науку, светскость и право, религию и псевдорелигиозные течения.
      12. Системно-деятельностные результаты.
      Обучающиеся должны:
      1) овладеть важными сведениями и системными знаниями в области религиоведения;
      2) овладеть культурой и способностями критического анализа информации;
      3) ориентироваться и уметь анализировать полученную информацию, использовать ее при выполнении учебно-творческих проектов и других видов исследовательских работ;
      4) сформировать иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений;
      5) быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопросам религии, быть осведомленным по особенностям разных культур и религиозных систем.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.